Дорога домой. Выпуск ДД-13.7  [12дек08][с.20]
ИСТОКИ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ
Западной и Русской Церквами.

Русское Православие.

«Идеал русский – не могущество, слава и величие земное,
не богатство и сила материальная,
а идеал его главнейшим образом
духовный, культурный, религиозно-нравственный»
(Царевский 1898 г., 402).

Христианская вера произвела огромное влияние на людей, их характер, творчество, культуру и т.п. В течение двух тысячелетий люди слушали проповеди, молились, постились, соблюдали праздники – все это оставило неизгладимое влияние. В течение всей истории происходили еще и другие процессы, которые, по разному влияли на целые народы. Из-за этого и существует разница в людях, взглядах, культуре, Церквах. В особенности это заметно на Западе, по сравнению с Россией. На Западе отношение к Церкви враждебное, а традиционное русское – как к любящей матери.
    Содержание: Предисловие; Введение; (I) Предварительные понятия: (11) Искажение истории; (12) Толкование Библии; (13) Язычество; (14) Древние евреи; (15) Римская империя; (16) Христианство; (17) Появление науки и новых географических открытий; (18) Наука догоняет веру; (II) Западное христианство: (21) Истоки Западного христианства; (22) Отступление от христианского духа в Западной Церкви; (23) Культурная революция на Западе; (III) Восточное христианство: (31) Истоки Восточного христианства; (32) Русское Православие; (33) Дух неверия переходит в Россию; (IV) Истоки разницы; (41) Разница между Западным и русским христианством; (42) Отношение к Церкви на Западе и в России; (V) Подведем итоги; (51) Почему Православие так отличается от западного христианства? (52) Почему Русское Православие отличается даже от Греческого? (53) Почему Западные народы мало отличаются друг от друга, а русские люди совсем другие? (54) Почему на Западе враждебно относятся к Церкви? (55) Почему на Западе происходит культурная революция? Заключение; Примечания и Литература.

Предисловие.
Рассматривая европейские народы и их качества с позиций их религий, мы замечаем большую разницу между их Церквами, а также между западными и русскими людьми. Поэтому появляется вопрос, почему существует разница между Западной и Русской Церквами. Учение одинаково, обе признают Священное Писание (Библию), основополагающий документ христианства, так почему же разница?
   Словосочетание (термин) «Русское Православие» на первый взгляд может показаться странным и похожим на какую-то претензию на избранность, эксклюзивность, снобизм, притворство, гордыню и т.п. Кто-нибудь скажет: «Действительно, что еще придумали»? Но, когда мы вдумаемся, то должны согласиться, что оно действительно значительно отличается от своих других этнических сестер: красотой, духовностью, глубиной, аскетизмом (ДД-43), святостью и т.п. Невозможно себе представить русский пейзаж без русской церкви.
   Известны наблюдения греческих и других путешественников и клириков по России. Они всегда удивлялись высокой духовности русских людей.
   Когда началась культурная революция в 1960-х годах, в Америке, группа молодежи открыла для себя Православие, то они захотели перейти именно в русское, так как оно отличалось от Православия других народностей своей глубиной и духовностью.

Автор, живя всю свою жизнь вне России и большую часть на Западе, наблюдал за всем и, как почти каждый русский человек побывавший на Западе, задавал себе следующие вопросы:

  1. Почему Православие так отличается от западного христианства?
  2. Почему Русское Православие отличается даже от Греческого?
  3. Почему Западные народы мало отличаются друг от друга, а русские люди совсем другие? У нас же одни и те же христианские корни?
  4. Почему на Западе враждебно относятся к Церкви?
  5. Почему на Западе происходит культурная революция?

Ответы на эти вопросы имеют практическое значение, так как они помогут нам понять и разницу между западными и русскими людьми. Как с ними общаться, работать, и жить? Почему, несмотря на материальные и другие преимущества, русскому человеку неуютно на Западе?

Живя на Западе, была возможность познакомиться с многими западными христианскими религиями, а также многими православными юрисдикциями разных национальностей. В больших городах почти всегда можно найти церкви главных православных юрисдикций: русской, греческой, сербской и антиохийской (сирийской). Кроме того, у некоторых из них есть свои споры и деления, поэтому существуют соответствующие церкви и приходы параллельных юрисдикций. Посещал их храмы, общался с мирянами и клиром, читал их литературу, посещал лекции и т.п. Изучая историю Церкви, святоотеческую литературу и приобретая жизненный опыт, постепенно картина прояснилась и многие факты стали очевидными.
   В этой работе автор изложит только самые основные предпосылки и заключения, с надеждой на то, что потом, когда будет больше времени, напишет более обстоятельно, или найдутся другие авторы, которые продолжат это дело и сделают более глубокое исследование.
   • Врачевание души (личности) в Православной Церкви (ДД-43)

Введение. Вера человека имеет большое влияние на него. Его характер, его мировоззрение и миропонимание, его отношение к другим людям, его поведение, все это зависит от его религии. Всю жизнь человек имеет почти каждодневное соприкосновение со своей религией и, конечно, она накладывает на него большое влияние. Религия есть у всех народов. Там, где безбожие насаждается силой, религию заменяет безбожная идеология и философия, которые принимает многие качества религии. Cекуляристы на Западе и богоборцы на Востоке отказываются это принимать во внимание и поэтому их заключения и выводы неполноценны.
   В учебниках Истории Христианской Церкви есть объяснение разницы между церквами с позиций церковных правил. Мы же хотим рассмотреть этот вопрос с обыкновенных жизненных позиций.
    Автор этой работы, после того как ее почти закончил, вспомнил про книгу профессора Царевского (Значение Православия в жизни и исторической судьбе России), изданную 1898 г. в Казани. Многие темы затронутые в этой работе, профессор уже обсуждал и подробно объяснял. Поэтому, можно сказать что эта работа может послужить как введение к чтению этой книги. К счастью, книга есть на нашем узле (сайте) (ДД-40), а также и в библиотеке «Благовещение» http://www.wco.ru/biblio. Интересно что книга была издана в Казани, а не в Санкт-Петербурге. Наверное, из за либеральных поветрий с Запада, в столице не хотели ее публиковать [П3].
   • Значение Православия в жизни и истор. судьбе России (проф. Царевский. 1898 г.) (ДД-40)

I – Предварительные понятия.

11. Искажение истории. Историю Церкви и ее влияние на культуру народов трудно изучать, так как вся существующая литература написана предвзято. Это относится к любой истории, но в особенности к церковной. Существуют источники: (1) Западные – Римокатолические; (2) Западные – протестантские; (3) Западные – секулярные; (4) Русские – атеистические и (5) Русские – православные.
    Факты, которые приводятся в этой работе, могут показаться людям, получившим образование в секулярном или богоборческом мире, неправдоподобными, поэтому мы немного остановимся на этой теме. Ниже описанные качества литературы относятся к официальным изданиям. Сами же люди, в особенности духовные, образованные и глубокие, когда один на один, часто бывают дружелюбны к православным и с большим уважением относятся к Православию, в особенности к русскому.
    (1) Западные – Римокатолические источники считают, что глава Церкви был и есть папа римский. Они считают, что Православная Церковь отделилась от них, и поэтому они схизматики (schismatics). Католики уверены в своей правоте, незаметно и умело поносят всех других, в особенности православных русских. Поэтому, когда читаются их книги, то нужно все это принимать во внимание. Даже с известными духовными классиками, которые они издали, нужно быть осторожными, так как они могут пропустить или изменить текст, или прибавить где-то свое толкование и т.п. Прямо или косвенно они ведут свою пропаганду, работают с целью захватить весь мир, стараются подорвать Православие и Русскую Церковь, и распространяют русофобию.
    (2) Западные – протестантские источники по духу не очень отличаются от Римокатолических, так как протестанты отделились от католиков в 1517 г. и во многом унаследовали их методы и миропонимание. Почти все что сказано выше, можно применить и к протестантским источникам, конечно, за исключением первенства римского папы. Библии, которые они распространяют массовыми тиражами, не совсем подходят к православным, так как не содержат неканонические книги. Как и католики, они прямо или косвенно ведут свою пропаганду, работают с целью рапространить свое учение на весь мир, стараются подорвать Православие и Русскую Церковь и распространяют русофобию.
   Среди протестантских групп есть группы, которые распротраняют свое «толкование» Ветхого Завета, по которому якобы в конце мировой истории Россия нападет на Израиль. Тоже нужно отметить, что есть много групп, которые себя называют просто «христианами». Конечно католиков и православных они не считают «христианами».
    (3) Западные – секулярные источники ведут начало от католической и протестантской Церквей, но отличаются, конечно, неверием в Бога. К ним можно отнести все западные источники, кроме религиозных. Все, что описано выше, применимо и к этой группе. Они подчеркивают все отрицательное, что делали эти Церкви и замалчивают положительное. У них ведется если не прямая, то косвенная пропаганда против христианства, Православия, Русской церкви и тоже распространяется русофобия. Их плод – неверие и атеизм. Они выступают как либералы и защитники меньшинств, но на русских это не распространяется. На самом деле, у них своя программа и, несмотря на все высокопарные фразы, они под шумок проталкивают свои интересы (§23).
    (4) Русские – атеистические источники недалеки от западных секулярных. Но они открыто и агрессивно выступают против любой веры, в особенности против Православия. Они подтасовывают исторические факты так, чтобы они были согласны с их теорией общества. Таким образом, все их источники неполноценны, не соответствуют истине и часто просто ложны. Хотя даты и некоторые общие понятия могут быть правдивыми.
    Неверующие и атеисты не могут писать о христианстве, и в особенности о Православии, потому что они просто его не понимают и не знают. Их писания и рассуждения на редкость поверхностные, примитивные и не глубокие. Они не привыкли думать духовными категориями, и поэтому не способны войти во внутренний мир христианина, который состоит из любви к Богу и человеку и согласовании этого мира с Заповедями Закона Божия. В Бога атеисты же вообще не верят.
   Атеисты горды и ограничены. Гордость, как и все другие грехи, затемняют разум и они не способны видеть очевидное. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (I Кор.1:14)».
   В Нагорной проповеди сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мат.5:8), а это значит что условие для понимания учения Господа Бога – это чистое сердце, т.е. без гордыни и злобы. Если атеисты начнут понимать и узнавать этот мир, то тогда сами станут верующими. Это – когда кто-то критикует воду из свежего источника, а сам ее никогда не пил.

    (5) Русские – православные источники написанные до 1917 г., – единственные источники которым можно почти довериться. Во время богоборческого лихолетия литература изданная Русской Зарубежной Церковью являлась продолжением этого направления и поэтому она тоже достоверная.
    Казалось бы, что можно более-менее доверять русским источникам до катастрофы 1917 г., но, к сожалению, это тоже не так просто. Есть русские авторы и мыслители которые преклоняются перед Западом (чужебесие) и их труды тоже нужно корректировать. Например, классический труд по Истории Русской Церкви профессора Голубинского – отдает отрицательным настроем ко всему русскому. Работа же митрополита Макария – на высоте. Тоже самое можно заметить у русских духовных авторах за границей, в юрисдикции Константинопольского Патриарха (во Франции) и Американской Юрисдикции (сейчас ПЦА – Православная Церковь в Америке, OCA – Orthodox Church in America) в Америке – у них также замечается потеря русскости и аскетики.
   • Внутренний мир гордого человека (ДД-45.5)

12. Толкование Библии. Библия является священной книгой для христиан. Она состоит из Ветхого и Нового Заветов. Нужно отметить, что евреи и мусульмане тоже ее признают, но толкуют по-разному. Христиане толкуют Ветхий Завет в согласии с Новым Заветом и проповедью Господа Иисуса Христа. Евреи не признают Новый Завет и толкуют Ветхий Завет по-своему. Существуют отличия между православной, католической и протестантской Библиями, также и в толковании. Кроме того, есть разные переводы, из-за этого тоже бывают разницы. Русский лучший перевод Библии считается церковнославянский, а потом русский синодальный. Конечно, секуляристы и атеисты толкуют Библию по-своему. Поэтому, при чтении и изучении Библии или литературе о ней, нужно все это принимать во внимание.
   Для русского православного человека надо брать Библию на церковнославянском языке или русском (синодальное издание, с неканоническими книгами) и православную литературу. Дополнительную информацию можно найти в ниже указанной (приведенной) отдельной работе.
   • Что такое Священное Писание или Библия? (ДД-38.4)

13. Язычество. Языческий мир в период до христианской эры многого достиг. Все человеческие изобретения и вся культура нашего века имеют корни в язычестве. Это все так, но в области нравственности, обычаях и религии дело было совсем по-другому.
   Языческий мир был темный, жизнь была суровая и трудная. В нем господствовала жестокость, сила, богатство, гордость, нравственная распущенность. Жизнь и люди были грубые, жестокие и безжалостные. Развлекались люди смотря как другие люди друг друга убивают. Смертная казнь была популярным зрелищем. Наказания были жестокие. Людей распинали, терзали, разрывали, сжигали, мучили и т.п. Во время войны люди особенно жестоко обращались с друг другом. Победители истребляли мирное население и калечили пленных. Существовало рабство. Раба можно было купить, продать или даже убить. Человек мог задолжаться или попасть в плен и тогда он становился рабом.
   Во многих религиях существовали жертвоприношения, даже человеческие, нравственная распущенность и разврат. Остатки кошмарных жестокостей в религии до недавних времен сохранились у индейцев Южной Америки.
   Свидетельства о нравственном упадке, декаденстве, разврате, потрясающих жестокостях и других ужасах можно найти во многих местах Священного писания (Библии), житиях святых и некоторых других книгах. Например, когда царица Иродиада захотела голову св. Иоанна Крестителя (который находился в темнице) от царя Ирода, то это было исполнено. Голова Иоанна была принесена ей на блюде (Матфея 14:1-12). Знаменитая книга польского автора Генриха Сенкевича, «Камо грядеши» (Henryk Sienkiewicz, "Quo Vadis") описывает то время.
   Нужно сказать, что во время безбожного периода в России, власти боялись православного возрождения и поэтому, чтобы противостоять ему, публиковали завышенную информацию о язычестве. По их версии выходило, что христианство ничего не дало русскому народу и всему человечеству, и вообще оно тормозило прогресс. Язычники, еще до христианства, уже имели свою высокую культуру и т.д. и т.п.
   Секулярное общество на Западе, в своем отношении к язычеству, недалеко ушло от атеистического. Оно подчеркивает их достижения и замалчивает ужасные жестокости, человеческие жертвоприношения, религиозную проституцию и т.д. и т.п. По их версии христианство уничтожило цветущие культуры и безобидные религии.
   • Введение в Историю Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13.3)
   • Благотворное влияние христианства (ДД-06)
   • Благотворное влияние христианства. Примечания (ДД-06.12)


14. Древние евреи. Среди всех религий выделялась еврейская. Это была вера в одного Бога, Всемогущего, Создателя всего мира и Праведного, было понятие греха и добродетели, мудрости и праведной жизни. У нее были святые люди, патриархи и пророки, которых вся Христианская Церковь глубоко уважает и чтит. «Ветхий Завет» из Священного Писания (Библии) описывает весь период до пришествия Иисуса Христа. Пророки учили людей как жить и предсказывали пришествие Мессии, Спасителя мира, Господа Иисуса Христа. Многие части Ветхого Завета употребляются Православной Церковью в богослужении. Самые известные и легко понимаемые части – это «Притчи Соломона», «Псалмы Царя Давида» и «Премудрости Соломона» (неканоническая). Еврейская вера была подготовлением к христианству, более совершенной веры. Поэтому, в христианстве есть прямая преемственность от древних евреев.
   Но евреи, которые не приняли Господа Иисуса Христа как мессию и даже считают Его опасным магом, пошли другим параллельным путем, создали свои учебные книги: Талмуд и другие. Это теперешние евреи, которые разделились на три группы: Правоверные (Orthodox), Консервативные (Conservative) и Реформированные (Reformed) евреи.
   Насчет Библии (вернее сказать «Ветхого Завета»), как было уже сказано выше (§12), нужно отметить, что евреи ее признают, но толкуют по-своему.
   • Введение в Историю Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13.3)

15. Римская империя. На заре христианской эры, 2000 лет тому назад, в Римской Империи существовала хорошо развитая языческая культура и цивилизация. У них были свои боги и религии, хорошо выработанное право, правительство, письмо и т.д. и т.п. Нравственность и их религии были на низком уровне. Когда пришло христианство, то ему пришлось противостоять с существующими порядками и поэтому оно было объявлено вне закона и строго наказывалось, вплоть до смерти. Такое положение длилось до 313 г., покамест император Константин не запретил язычество и узаконил (легализировал) христианство. Западная или Римская Церковь возникла в Риме, в центре этой империи.
   В нашем теперешнем мире христианская нравственность вошла в жизнь народов и стала эталоном нормального, цивилизованного и культурного поведения. В таком мире не полагается говорить и подчеркивать что-то плохое. Поэтому, отрицательные в древнем Риме замалчивалось, а говорилось и восторгалось больше о их достижениях. На самом деле, там существовало рабство и жизнь ничего не стояла. Было много языческих богов которые якобы могли влиять на какую-то часть жизни. Для исполнения своих желаний, люди им молились и приносили какие-нибудь жертвы, иногда денежные, или какое-то животное, или даже человека. В языческих капищах (языческий храм) часто была проституция. Римская жизнь и культура, в особенности высшего класса, отличалась многими пороками, как: гордыня, высокомерие, властолюбие, ксенофобия, расизм, агрессивность, жестокость, материализм, половая распущенность и т.п.
   • Введение в Историю Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13.3)

16. Христианство. Человеколюбивое и светлое христианство пришло на смену жестокому и кровавому язычеству. Это был прогресс во всех отношениях и действительно начало новой эры. Новая религия во всем отличалась от старой. Языческая требовала веру в какое-то божество или даже божества и жертвоприношения. В Риме веры в разных богов уживались мирно.
   Новая вера была полная противоположность старой. Во-первых, Божество, Господь Бог был всесильный Творец всего мира. Во-вторых, Бог был олицетворение любви. В-третьих, Бог был личный (личностный), Он знал каждого человека, был заинтересован им, слыхал его молитвы и помогал ему. В-четвертых, вера давала всеобщую, универсальную и вечную шкалу ценностей основанною на любви к Богу и человеку, говорила что добро, что зло, что грех и что добродетель. Она давала людям знания для суждения и оценки людей, общества и происшествий. Вот именно в этом христианская вера кардинально отличалась от всех других и в этом ее исключительность (эксклюзивность – exclusiveness).
   Конечно, такая вера была совершенно противоположная обычаям, нравам и воззрениям язычества. Христианская вера во всем меняла весь образ жизни: (1) Вместо эгоизма – проповедовала любовь, (2) На место гордости – ставила смирение, (3) Вместо роскоши – доходившей в римской империи до страшных размеров, требовала воздержание и пост, (4) искореняла многоженство, (5) возвысила значение рабов, (6) призывала богатых к милосердию и благотворительности и т.д. и т.п.
   Христианство нравственно возвышает и очищает человека и направляет всю его деятельность к добру. Даже если человек усвоит только одну мысль или одно учение из христианства, то и это уже благотворно влияет на него. Многие языческие религии смягчились и очистились под влиянием христианства. Христианство это самая благородная вера из всех существующих религий. Господь Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13). Не может быть ничего выше христианских постулатов. Поэтому, этот факт свидетельствует о том, что христианское учение было дано нам Самим Господом Богом. Человек не способен сам придумать что-то наилучшее, что нельзя усовершенствовать.

2000 лет тому назад Господь Иисус Христос посеял семена новой человеколюбивой культуры. Сперва Он сделал это Своей проповедью, а потом заповедовал Своим апостолам создать Церковь для продолжения Его дела. Церковь же постепенно выработала целую культуру, которая способствует жизни по учению Христа. Таким образом, на смену языческой жестокости, гордыни и ксенофобии пришла любовь к Богу и человеку. Это было рождение новой веры, культуры и цивилизации – Христианской эры; где все должно было быть согласовано с христианским учением. В те времена христианство было носителем света, разума, мудрости и передовых идей: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанна 8:12).
   Великий русский поэт и писатель А.С.Пушкин писал: «Великий духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В этой священной стихии исчез и обновился мир»..
   Профессор Царевский, в 1898 г., писал о христианском учении: «По неподражаемо прекрасному уподоблению Самого Спасителя, божественное учение Его в жизни человеческих обществ есть как бы «мал квас, который все смешение квасит» (Мат. 8:33). Искренно и честно воспринятое, оно проникает до сокровеннейших тайников души человеческой и способно до неузнаваемости, диаметрально изменить все духовное существо человека. Всемирная история хранит на своих страницах множество фактов дивного преображения и отдельных лиц и целых народов, в своем религиозном голоде обращавшихся ко Христу и воспринимавших на себя Его иго благое и бремя легкое. История свидетельствует, что куда бы и когда бы ни проникала вера Христова, всюду она являлась истинным и величайшим благодеянием Божиим, началом нового и лучшего порядка вещей, основанием всего, чем возвышались и благоденствовали народы. Но едва ли не самый величественный и поразительный пример благотворного воздействия христианства представляет именно наше отечество, земля святорусская» [Царевский (101) (ДД-40)].
   Христианство оказало благотворное влияние на весь мир. Языческий мир, в котором господствовала гордость, сила, богатство, жестокость, нравственная распущенность под влиянием христианства постепенно переродился. Основные ценности стали доброта, любовь, милосердие, скромность, прощение, чистота нравов. Христианство повлияло на всю жизнь человека, на все отрасли его сложной жизни и омыло все и вся. Христианские правила и нормы для жизни стали основой законов всех цивилизованных стран. Христианское учение стало колыбелью новой очищенной христианской культуры – христианской эры.

Как было уже сказано выше, веруя в истинного Бога и имея универсальную шкалу ценностей, христианские пастыри учили добру и обличали зло. Этим они восстановили против себя обличаемых и в особенности правящий класс. Гонение на христиан началось евреями, после падения Иерусалима, оно продолжилось с еще большей силой, римлянами до 313 г., пока император Константин не только освободил христиан из заточения, но и не сделал христианство государственной религией.
   Последнее время, во многих странах наблюдается постепенный отход от христианских начал и ценностей в жизни. Теперешние секуляристы, атеисты, безбожники и богоборцы стараются приравнять христианство с другими религиями, включая религию людоедов. Но об этом напишем позже.
   • Что такое христианство? (ДД-38)
   • Благотворное влияние христианства (ДД-06)
   • Благотворное влияние христианства. Примечания (ДД-06.12)
   • Введение в Историю Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13.3)
   • История Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13)
   • Значение Православия в жизни и истор. судьбе России (проф. Царевский. 1898 г.) (ДД-40)


17. Появление науки и новых географических открытий. В середине второго тысячелетия произошли два ключевых события: появление науки и географические открытия. В области науки появились новые изобретения которые в течение времени набирали все больший и больший размах: железные дороги, пароходы, множество разнообразных машин, автомобили, книги, пресса, телеграф, телефон, радио, а в наше время ТВ, компьютеры, персональные компьютеры, интернет и т.д. и т.п. Все это стало достоянием широкой общественности. Постепенно делались огромные успехи в области здравоохранения, медицины, образования, защиты работников и т.д. и т.п.
   В тоже самое время появились новые географические открытия. На первом месте это была Америка, Северная и Южная. Потом Австралия и Новая Зеландия и, конечно, Азия и Африка. Дальше следовало исследование всей планеты и создание соответствующих карт. Потом начало крупномасштабной торговли, колонизации и рабовладения.
   Этот победоносный натиск белого человека создавал в нем самоуверенность и гордость, позже выраженную русским писателем богоборческого периода, Максимом Горьким: «Человек – это звучит гордо». Да, действительно человек возгордился и решил, что ему Бог не нужен, что он сам все может.
   Таким образом, когда началась развиваться наука, то атеисты ухватились за нее чтобы доказать, что Бога нет. Но на самом деле ученные редко бывают неверующими и атеистами. Мало знаний приводит к гордыне и отрицанию Бога. Настоящие ученые, действительно много знающие и все исследующие, знающие сложность нашего мира и каждого создания, понимают насколько они сами мало знают и в большинстве случаев верят в Бога. Они всюду видят мудрого Создателя и Разработчика.
   Несколько тысяч лет тому назад Царь Давид восхищается созданием мира и восклицает в псалме «Яко возвеличашася дела Твоя, Господи, вся Премудростию сотворил еси» (Псал.103:24). В наше время и в течение последних 2000 лет Православная Церковь повторяет этот стих в Прокимне, глас 4-й [ДД-10.4п(214)].
   • Божественная Литургия (ДД-10.4)   [ДД-10.4(214)]    [ДД-10.4п(214)]

18. Наука догоняет веру. Несмотря на то, что христианство долгое время было носительницей прогресса, в особенности нравственного, в области права и письменности, атеизм появился на Западе из-за отступления Западной Церкви от истинного христианства. Он импонировал гордыне человека, который вообразил, что он все может и все знает. Так казалось некоторым людям, в особенности революционерам, в конце XIX и начале XX века.
   Позже появилось много информации в области медицины, биологии, физиологии, психологии и т.п., в которой говорилось, что проповедь и учение Господа Иисуса Христа – правда. Мир, тишина, любовь, спокойствие, добрые взаимоотношения, все что проповедовал Христос, все это является основой нормальной жизни человека и общества. Существование Господа Бога – высшей силы, загробная жизнь и истинность учения Христа, все это имеет подтверждение в науке, но только 2000 лет после того как это было открыто верой.
   Мнимые и кажущиеся противоречия (contradictions) и парадоксы (paradoxes) в учении Господа Иисуса Христа, на которые любили указывать атеисты и христофобы, стали легко разрешаться физиологией, медициной, психологией личности (Adjustment Psychology), археологией и т.п.
   Все постулаты Закона Божия, по-сербски «Веронауки» (наука о вере), стали понятными, ясными и логичными.
   Стало очевидно, что человек не дальновиден и не в силах понять все последствия своих дел на себе, на других и в будущем. Но если принимать во внимание их влияние на человека и его окружение, сейчас, в будущем и даже в загробной жизни, тогда все становится понятно и противоречия и парадоксы исчезают.
   Стало ясно насколько сложный мир и все его составляющие: природа, растения, животные, люди, каждый организм и т.д. и т.п. Бесконечно наивно и глупо думать, что это все случайно создалось само собой. Всюду виден бесконечный разум Разработчика. Становится очевидным, что все это не могло быть случайностью и что, конечно есть Бог Творец всего мира. Точно как сказано в Символе веры «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».

   Стало ясно, что Господь Бог Промыслитель и заботится о каждом из нас. Благодаря достижениям в электронной связи, СМИ, интернете и возможности разрабатывать базы данных, многие случаи которые раньше забывались, сейчас записываются и каким-то образом оформляются. Теперь известны огромное количеств услышанных молитв и внезапной помощи «ниоткуда».
   Что есть невидимый и нами неопознанный мир и законы, это сегодня тоже ясно. Об этом говорят телепатия (передача мыслей на расстоянии), предчувствие, необыкновенные явления у близнецов и т.д. и т.п.
   Ученые, исследуя ДНК (DNA) (составляющая крови) человека, дошли до того что все люди произошли от одной женщины. Она жила где-то в Африке, приблизительно 100.000 лет тому назад.
   Стало ясно, что конечно нужно любить и уважать родителей и стариков вообще, это тоже ясно. Иначе все наше общество развалится.
   Что естественное влечение к противоположному полу нужно не разжигать, а обуздывать, иначе это приведет к катастрофе всего общества.
   Что, конечно, нельзя лгать. Ложь подрывает здоровое общество. Любое общение построенное на лжи рано или поздно рухнет.
   Что, конечно, нельзя убивать или как-нибудь способствовать сокращению жизни человека. Это тоже очевидно.
   Что зависть нехорошее чувство и приводит к греховным мыслям и делам.
   Что грех есть разрушающее поведение которое приносит затмение разума, боль, травму и т.д., а добродетель есть созидающее поведение. Человек имеет свободную волю и свободу выбора, а Закон Божий дает ему понимание что добро, а что зло.
   Что гордыня есть начало многих грехов.
   Что можно лечить алкоголиков, наркоманов и им подобных: молитвой, исповедью, изучением Закона Божия и согласованием с ним своей жизни (дел, слов и мыслей), оказыванием добрых дел, трудом и в особенности в природе и т.д. и т.п. Нужно припомнить, что медицина и светская психология почти не может с ними справиться.
   Секулярные психологи разработали многие теории без равнения на учение Господа Иисуса Христа. Некоторые из них ошибочны, но они тоже постепенно доходят до подтверждения христианских постулатов.

Профессор физики, Макс Планк (Max Planck 1858-1947), один из основателей квантовой теории писал на эту тему следующее: «Куда бы мы не обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией; мы скорее констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Религия славит Бога в начале, наука - в конце всех мыслей: Первая представляет Его как основу, вторая - как конец всякого феноменального представления о мире».
   Истинная наука ведет к познанию Бога. К сожалению, в наше время, время отступления от христианских начал и ценностей, этот взгляд не политкорректный и поэтому подавляется.
   • Истинность православной веры [ДД-26(15)]
   • Есть ли Бог? Апологетические статьи (Протоиерей Шорец) (ДД-77)
   • 16 доказательств бытия Бога (Хлебников) (ДД-77.3р)

II – Западное христианство.

21. Истоки Западного христианства. Западное христианство возникло на Западе, когда там уже была хорошо установленная языческая культура, и христианству пришлось бороться с ее противостоянием. Существовали языческие религии и их капища, обычаи, право, школы, рабство и общество к ним привыкло. Поэтому, христианским пастырям пришлось много проповедовать, учить, спорить, писать и доказывать, что христианский подход лучший, более гуманный, человеколюбивый и правильный. Так как учение Церкви еще не утвердилось, было много споров и всяких затруднений. Появились пастыри-философы «апологеты», которые писали, объясняли и защищали христианскую веру.
   Западной Церкви было трудно перебороть глубоко сидящее в ней языческое прошлое, и поэтому она отличалась своей гордыней, жестокостью, агрессивностью и т.п. C самого начала христианства появились большие затруднения в лице Римских пап, которые хотели заповедовать Церковью. Протоиерей Петр Смирнов в своем знаменитом учебнике (1903 г., СПб) пишет: «Притязания Римских пап на преобладание в Церкви можно замечать с первых веков христианства. Повод к сим притязаниям могло подавать обаяние Рима, который был столицею Римской империи» (ДД-68).
   Основные отрицательные языческие качества глубоко засели в обществе и несмотря на многолетнюю христианскую проповедь, они изживались с большим трудом. Таким образом, как это было сказано выше, римская жизнь и культура, в особенности высшего класса, отличалась многими языческими пороками как: гордыня, высокомерие, властолюбие, ксенофобия, расизм, агрессивность, жестокость, материализм, половая распущенность и т.п. не только остались в обществе, но и проникли в Церковь и с нею распространились по всему Западу.
   Конечно, все человеческие качества, хорошие и плохие, встречаются у каждого народа, но все-таки какие-то встречаются чаще, а какие-то реже. На Западе люди сдержанные и корректные, и поэтому трудно узнать их истинные чувства, для этого нужно жить среди них много лет. Об этом скажем очень кратко. Главное отличие западного человека – это гордыня, высокомерие и надменность. Она чаще всего проявляется у людей, занимающих высокую должность, в нежелании слушать любую критику. Поэтому это считается некультурно. Ксенофобия проявляется в том, что они недолюбливают другие народы и особенно русских. Материализм и погоня за материальными благами всегда удивляет людей приехавших из Восточной Европы. Агрессивность и властолюбие сказывается в захвате многих колоний, в отвратительном отношении к туземцам и абсурдной идеи Наполеона и Гитлера завоевать весь мир. Мало того, нужно вспомнить как себя вели немцы во вновь завоеванных землях. Хорошие примеры властолюбия – рабство, и что во Франции Наполеон до сих пор считается героем. Особенно нужно отметить половую распущенность и так называемую «свободу любви» – пропаганду разврата. Западные христиане настолько опустились, что даже языческие народы, неимеющие высокое христианское учение, в ужасе.
   • История Христианской Православной Церкви (Протоиерей П.Смирнов. 1903 г.) (ДД-68)
   • Внутренний мир гордого человека (ДД-45.5)


22. Отступление от христианского духа в Западной Церкви. В течение всей истории христианской эры, Римская Церковь отличилась, как было уже сказано выше, своей жестокостью (инквизиция в Испании), войнами [походы крестоносцев в Святую Землю, разорение Константинополя, походами на Россию (во время Александра Невского)] и т.д. и т.п. Это всего лишь несколько примеров общеизвестных исторических фактов. Широко известно их применение лжи, полулжи и обмана для достижения своих целей. В России эти качества были известны, поэтому слово «иезуит», тип католического монаха, и является ругательным словом.
   Само понимание Господа Бога было исковеркано. Он у них грозный повелитель, который для того чтобы заслужить рай, требует от людей известного поведения – иногда не совсем понятно почему. В православном понимании Он любящий и мудрый Отец, который учит людей как жить.
   Отступление от христианского духа Западной Церковью в конце концов привело многих людей к недовольству. В 1517 г., знаменитая продажа индульгенций послужила поводом для католического монаха Мартина Лютер (Martin Luther. 1483-1546 гг.) отделиться от Римской Католической Церкви и начать «реформацию». Цель движения было очищение Западной Церкви он нечистоты и приближение ее к положению, которое существовало в начале христианского периода. Таким образом и создались Протестантские Церкви. По статистике ООН (UN) сейчас в мире свыше 20,000 протестантских вероисповеданий (деноминаций-denominations). К сожалению они страдают теми же самыми недугами.
   Все это создавало благоприятную атмосферу для появления враждебности к Церкви, неверия, атеизма, секуляризма, христофобии и т.п. Появилась безбожная литература и всякие атеистические учители вроде Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche. 1844-1900 гг.), Чарльс Дарвина (Charles Darwin. 1809-82 гг.), Карл Маркса (Karl Marx. 1818-83 гг.), Зигмунд Фрейда [Sigmund Freud (Фройд). 1856-1939 гг.] и т.п. Ницше, философ, атеист, писал против христианства, воспевал человека и положил фундамент атеизму. Дарвин был верующим, но разработал теорию эволюции, которую атеисты подхватили как свою. Маркс, политический философ, атеист, критиковал капитализм и писал о социализме. Фрейд, доктор, атеист, положил начало психоанализу, который не принимал во внимание духовные качества человека.
   Христианские постулаты являются нормой для нормального и здорового культурного и цивилизованного общества. Отступление и даже извращение христианских постулатов на Западе было хорошо известно среди русских мыслителей, духовных и светских, но, оно не достигло до большинства интеллигенции и широких масс.
   • О Православии и Католичестве (И. А. Ильин. 1950 г.) (ДД-16.9р)
   • Рим и Россия (Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский) (ДД-16.7р)
   • Православие и Протестантизм (1994 г.) (ДД-16)
   • История Христианской Православной Церкви (Протоиерей П.Смирнов. 1903 г.) (ДД-68)


23. Культурная революция на Западе. В наше время отступление Западной Церкви от чистого христианского учения дало еще один большой плод. В 1960-ых годах началась на Западе крайне либеральная культурная революция. Кроме всего прочего она отличается и враждебностью к христианству.
   В основном, белая молодежь, хорошо устроенных родителей, начала бесноваться. Это был бунт детей против родителей и их образа жизни, материализма, культуры и всяких сдерживающих начал, за «любовь» -- причем любовь в их понимании была главным образом секс. Они были против христианства, так как оно требует дисциплину и нравственное поведение. Началась сексуальная вседозволенность и физическая грязь. Они были самодуры, не мылись, не стриглись, жили в коммунах где все было общее, мужья, жены и дети. Взгляд на жизнь у них был наивный: безответственность, распущенность, наркотики и секс. Среди них начали процветать индуизм, буддизм и неоязычество (Neo-Paganism) и т.д. и т.п. Появились наркотики и сексуальные болезни.
   Возбуждение продолжалось лет десять. Мало по мало все это постепенно стихло, хотя СМИ их поддерживало. Большинство молодежи и взрослых, в возрасте с лет 13-ти до 40-ка, в эти годы подпали под влияние этого сумасшествия. Постепенно, некоторые из за развратной и быстрой жизни «сгорели» и преждевременно скончались, другие покончили собой, третьи попали в сумасшедшие дома, четвертые остались и продолжают жить у родителей, так как не имели достаточно самодисциплины для самостоятельной жизни и работы. Все-таки большинство как-то влилось в нормальную жизнь страны, но их мировоззрение не очень изменилось и они были «другими -- не как их родители». Таким образом произошла качественная порча целого поколения.
   Поколение 1960-ых годов сейчас выросло и повзрослело. Молодежь с техническим образованием мало была этим задета. Главные ветераны этого движения получили либеральное образование. Они теперь находятся в СМИ, правительстве, школах и т.п. От них всюду идет порча, которая сейчас чувствуется во многих отраслях американской и вообще западной жизни. На первом месте это школы где эти бывшие недотепы вместо нормальной учебы, все время экспериментируют с детьми. Тоже самое происходит и в университетах. Переписываются учебники и придумываются специальные курсы чтобы возвысить значение черных, женщин, языческих религий, содомистов и т.д. и т.п. Стараются ослабить влияние родителей, Церкви и вообще взрослых. Положение в средних школах настолько ухудшилось, что многие родители организовали так называемые «домашние школы» (home schooling) и сами занимаются с своими детьми. Благодаря этим людям, во всех отраслях страны, всюду появляется порча и брак. Они самоуверенные, нахальные, самодуры и имеют множество совершенно нереальных идей. Так как это поколение сейчас руководит страной, то у них есть возможность проводить их в жизнь. В результате этого, со всех сторон совершаются ошибки. Это еще пол беды, но настоящая трагедия заключается в том, что в других странах, включая СНГ, люди не разобрались в истоках и сути культурной революции, и начинают копировать эти нововведения у себя дома. Таким образом порча разносится по всему миру.
   • Крайне-либеральная культурная революция (ЗЗ-12)

III – Восточное христианство.

31. Истоки Восточного христианства. Восточное, Византийское, христианское Православие возникло на Востоке, в теперешней Греции и Турции. Там, как и в Риме, была хорошо развитая языческая культура и религия, и христианству пришлось бороться с ее противостоянием. Но, у них не было той гордыни, жестокости, агрессивности и декадентности, как в языческом Риме (§21). Поэтому, христианство принималось легче и не было исковеркано как на Западе. Они тоже приняли веру, когда учение Церкви еще не утвердилось, и поэтому принимали участие в спорах и соборах.
   Константинопольские Патриархи занимались миссионерством, делая это по-христиански, без нажима и угроз. Греческие монахи составили кириллицу – русский алфавит и перевели церковные тексты. В 988 г. они крестили русских, а также и другие народы Восточной Европы. Первое время они посылали своих священников и архиереев, а когда новокрещенный народ усваивал новую веру и появлялись местные священнослужители, тогда они отступали и давали полную волю и независимость дочери церкви. Таким образом Константинопольская Церковь была рассадником не только истинной веры, но и просвещения и передовой культуры.
   В наше время, бывшая столица Византии, Константинопль (Constantinople) находится в Турции и зовется Истанбул (Istanbul). Там же находится и Константинопольский патриарх, глава Константинопольской Церкви. В его юрисдикции числятся многие эмигрантские православные церкви, разбросанные по всему миру, включая греческие. Греция является православной страной, во главе Греческой Церкви архиепископ, он и его Церковь независимые от патриарха.
   • История Христианской Православной Церкви (Протоиерей П.Смирнов. 1903 г.) (ДД-68)
   • История Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13)
   • Введение в Историю Христианской Церкви (ДД-13.3)
   • История Христианской Церкви (по Смирнову) (ДД-13.0)


32. Русское Православие. Чем же отличается русское христианство и Православие?
   Первое. У русских не было хорошо развитой и глубоко укоренившейся культуры, которая бы противостояла христианству. Поэтому, с верой русские получают и просвещение: письмо, право, искусство, контакт с другими странами и т.п. Таким образом русская культура и выросла на плодотворной почве Православия. Этот факт способствовал тому, что главное качество русской культуры является ее направленность ввысь, к Добру, Истине к Богу. Тоже самое можно сказать и о русском народном характере, в особенности до катастрофы 1917 г.
   Второе. Господь Иисус Христос посеял семена христианства и заповедовал апостолам продолжать Его дело в Церкви. Церковь постепенно разработала православную культуру, согласованную с проповедью Христа, цель которой является способствовать жизни по учению Господа Иисуса Христа. Но это произошло не моментально, а потребовалось VIII (восемь) столетий. До этого происходило много споров. Созывалось VII Вселенских Соборов для решения Церковных вопросов и разрешения всяких затруднений. На последнем, VII Вселенском Соборе, в 787 г., вся работа была закончена [*]. Знаменательный факт тот, что, когда русских крестили в 988 г. то все споры и соборы были закончены и русские получили Православную твердыню, что нельзя сказать о западных народах. Это конечно имело большое положительное значение на отношение новокрещенных к православной вере.
   [*]Римская Католическая Церковь считает что церковное развитие продолжается и поэтому католики созывают все новые и новые соборы на которых делаются новые постановления. Последний их собор был 21-й, известный под названием «Ватикан II» (Vatican II). Так как они отделились от Православной Церкви в 1054 г., то их новые соборы не признаются православными. Таким образом, с временем разница между Римской и православными Церквами увеличивается.
   С принятием православной веры началось просвещение славян, начинается русская литература, искусство, право и т.д. и т.п. Православная вера объединила славян и способствовала созданию государства. Когда страна осталась без руководства, Церковь способствовала избранию первого Царя. По византийской формуле государство и Церковь работали вместе. Первое заботилось о теле, а другая о душе и вместе они составляли одно целое.
   Так как русские люди получили христианство, как было уже сказано выше, когда все споры и недоумения в Церкви были решены, то и их видение Господа Бога у них было другим. Он был любящий Отец, который учил людей как жить, а на Западе Он вмешивается в их жизнь, грозит наказанием и мешает жить. В Евангелии от Матфея (Матфея 8:28-34) описан такой случай когда Господь Иисус Христос исцелил двух бесноватых. Это настолько испугало жителей, что они просили Его уйти от них, они боялись перемены. Этот случай можно применить к отношению к Церкви, на Западе.
   Принимая во внимание все выше сказанное, становится ясно почему, как уже было сказано выше, Русское Православие значительно отличается от своих других этнических сестер: красотой, духовностью, глубиной, аскетизмом, святостью и т.п. Невозможно себе представить русский пейзаж без русской церкви, а православное мышление глубоко вошло в русскую культуру и русского человека, что даже 74 г. богоборческого ига не смогли его уничтожить.
   «Православие облагородило и образовало все лучшие инстинкты русской души, улучшило и возвысило ее духовные качества, существенно изменило весь нравственный облик русского человека» [Царевский (301) (ДД-40)].
   «Россия шла к своему величию своим собственным путем, и теперь она имеет свой особый вклад, особенный гений, свою совсем отличную от других духовную физиономию; а также и свое особое назначение, свою задачу в общей семье человечества» [Царевский (401) (ДД-40)].
   В наше время есть похожий на Русское Православие случай. Где-то на затерянном острове, кажется в Тихом океане, сравнительно до недавнего времени существовал небольшой народ, довольно дикий и языческий. Их нашли баптистские миссионеры, перевели в христианский Баптизм и приобщили к западной светской культуре. Через известное время они уже были на более высоком уровне и могли общаться и участвовать в жизни XX века. Сравнительно недавно одна группа приехала к местным баптистам, которые как и все другие западные религии подверглись сильному либеральному влиянию. В общем, все были удивлены насколько друзья с диких островов были сильны в своей вере, и насколько Баптизм давних лет сохранился в их жизни и культуре.
   • Благотворное влияние христианства (ДД-06)
   • Благотворное влияние христианской веры на русский народ (по прот. П. Смирнову. 1903 г.) (ДД-06.3)
   • Что дало России Православное Христианство (Ильин) (ДД-65)
   • Значение Православия в жизни и истор. судьбе России (проф. Царевский. 1898 г.) (ДД-40)


33. Дух неверия переходит в Россию. В то время когда на Западе начиналась враждебность к Церкви, в России она была «любящая Мать Церковь» – благодетельница, утешительница, учительница и т.п. Несмотря на то, что взаимоотношения между Церковью и государством на Западе и в России были совершенно другие, западное неверие и атеизм стали проникать и в Россию. С Петром I началась русская болезнь-фобия комплекс неполноценности и слепое подражание и преклонение перед Западом (чужебесие) и соответствующее удаление от Церкви. Таким образом западные духовные атеистические болезни просочились и в Россию, включая катастрофу 1917 г.
   Это хорошо высказал Протоиерей М. Зноско-Боровский (РПЦЗ) когда написал: «Наша так наз. "передовая интеллигенция", оторвавшаяся от Православия и от народа, безмерно увлекшись суррогатами западной философии, широко распахнувшая российские двери в светлые ризы облекшемуся – в лице Христу враждебных, враждебных христианской культуре и государственности ученых, философов и политических деятелей Запада – Сатане, значительно позже разобрались в сущности коммунизма, поняли, что и сами в ловушку попали... А. Тыркова-Вильямс пишет: "Мои сверстники и современники, а вместе с ними и я, были твердо уверены в непрерывности прогресса и в том, что в России главным препятствием к победоносному шествию этого, всеми чтимого прогресса является самодержавие. Только много позже я поняла, как плохо мы знали самодержавие, его историю, вообще историю нашей родины, которую мы так страстно, так простодушно стремились перестроить. Нами руководили не мысли, продуманные и ответственные, а эмоции", – добавим: и боязнь отстать от Запада. Розанов, Струве, Булгаков, Зеньковский и многие другие марксисты вернулись ко Христу, вошли в Церковь Его, из Савлов стали российскими Павлами. На этот путь, по свидетельству внешних, в массе возвращается и подъяремная в СССР интеллигенция» [П1].
   Весь этот момент высказан Русской Зарубежной Церковью [*]: «Яже издревле святая Русь егда начатъ отступати отъ Создателя и Бога своего, * долготерпеливый Господь посла многiя праведныя мужи и пророки, * отъ нихже последнiй бысть святый праведный пастырь Кронштадтскiй Iоаннъ, * призывая грешныя къ покаянiю, * и возвещая гневъ Господень на нераскаявшихся, * но не послуша сихъ народъ. * Тогда предаде Богъ прежде благочестивую землю русскую велiимъ гоненiемъ на веру, * яко да грешныя вразумитъ, * верныя же возвеличитъ и прославитъ * чрезъ терпенiе, страданiя и смерть за Христа, * являя сонмъ святыхъ новомучениковъ, * отъ нихже великiй бысть страстотерпецъ царь мученикъ Николай съ царицею и чады и слуги, * яже ныне молится о душахъ нашихъ».
   [*](Служба святым царственнымъ мученикамъ. Monastery Press. Montreal. 1982).
   Чтобы понять русскую катастрофу, нужно изучить положение в Европе, в соседних странах, где было всюду левое революционное поветрие. Русская интеллигенция являлась частью европейского культурного мира и поэтому она разделяла или была под большим влиянием их мировозрения. В результате этого Россия чуть не погибла. В то время люди просто не созрели для понимания какой великой благодатью является христианство и Православие. Они тоже не понимали политику и исторические процессы происходящие в мире. Политики и философы в этой области вместо того чтобы разобраться в том, что происходит в мире, старались происходящее одеть в какие-то ими надуманные любимые теории и рамки. Это, конечно, не способствовало пониманию действительности. Должны было пройти почти сто лет, пролиться море крови и нужно было узнать подоплеку западного мира, чтобы понять все это.
   Нужно отметить, что атеизм появился на Западе, это его родина, а в России его нужно было насаждать силой.
   • Почему и как произошла революция. Ключевые события (2007 г.) (ДД-61.2)
   • Будущее России (ДД-33)

IV – Истоки разницы.

41. Разница между Западным и русским христианством. Чтобы понять непонимание и недолюбливание Западом России, нужно понять разницу между их церквами и изучить гордыню по писаниям святых отцов.
    Как было сказано уже выше, на Западе христианство появилось когда учение Церкви еще не утвердилось. Римская Церковь была заражена гордыней, которую она вместе с другими пороками (§15) унаследовала от Римской Империи, и, хотя это грех, она не смогла ее изжить. Гордыня всегда сопровождается еще и с другими грехами: зависть, большое самомнение, комплекс превосходства и т.п. Римские папы вмешивались в руководство страны, имели свои огромные владения и армии и даже вели войны – знаменитые крестовые походы. Римская Церковь отличилась еще и своей жестокостью. Все это говорит многое об ее отношении к другим странам и, конечно, к России.
   Одним из основных различий является понимание Самого Господа Бога. У них это грозный начальник мира, который наказал всех людей, который для того чтобы заслужить после смерти рай, требует от людей какого-то странного и даже противоречивого поведения, не совсем понятно почему.
   У русских видение Господа Бога было другое. Он был любящий Отец, который учил людей жить по Закону, который был встроен Им же Самим в них, «вложу законы Мои в мысли их» (Евреям 8:10). Отклонение от Его Закона – грех и зло, и в конечном итоге приносит боль, страдания, травму грешащему и его окружению. Согласование нашей жизни с Его Законом приносит человеку мир, тишину, любовь, спокойствие – истинное счастье, а после смерти – царство небесное.

Профессор Царевский отмечает что Русь возникла «... как раз в то именно время, когда обитатели ее приняли Православное христианство; она возникла, далее, в ту именно историческую эпоху, когда западный христианский мир стал на путь еретических заблуждений, а восточный готов был окончательно пасть под владычеством ислама» [Царевский (103) (ДД-40)].
   Из-за отступления Западной Церкви от истинного христианского духа она уже давно перестала быть носителем передовой культуры, мировоззрения и религии, и рассматривается, в какой-то степени, как реакционная организация. Смотря на все это, со своих позиций, они с ужасом смотрели на русскую духовность, которую они не понимали и принимали за какой-то фанатизм. Это еще больше утверждало их в мысли что эту страну нужно как-то разделить и их странный и опасный менталитет надо изменить, чтобы они были такие же «нормальные» как и они. Поэтому Запад с надеждой и ожиданием смотрел на русских революционеров, копирующих (copycats) западных братьев, и всячески их поддерживал.
   • Чем отличается православная вера от западных исповеданий [мит. Антоний (Храповицкий. 1911 г.)] (ДД-16.3)
   • Значение Православия в жизни и истор. судьбе России (проф. Царевский. 1898 г. (ДД-40)


42. Отношение к Церкви на Западе и в России. Как было уже сказано выше, в Россию христианство пришло когда все церковные споры кончились, и наши предки получили духовную твердыню, вместе с передовой византийской культурой. Кроме того, у славян не было хорошо развитой культуры – они все начали «с чистого листа».
   В наше время, на Западе мы видим постепенно нарастающую христофобию и враждебность к христианству, которая является последствием многовековых ошибок Западной Церкви и конкретно, крайне-либеральной культурной революции 1960-ых годов. Она насаждается сверху, бывшими участниками культурной революции. В 1960-х годах они не смогли изменить общество и было решено втереться в его структуру и постепенно менять его. Один из результатов такой внутренней работы, это что большое количество нехристиан (индусов, азиатов и мусульман) были впущены в страну. Второе, что произошло, это проталкивание идеи многонационального общества (multicultural society), вместо плавильного котла (melting pot). Поэтому и не было особенных волнений, когда масса мексиканцев-нелегалов начала появляться в стране. Это очень важно знать и понимать, в особенности людям которые имеют какое-то отношение к Западу.
   С другой стороны, на Востоке, в России после многолетнего гнета безбожников мы наблюдаем возрождение Православия снизу, от верующих, от народа.
   Поэтому и существует большая разница между Западным обществом и его Церковью и русским обществом и его Церковью. На Западе отношения враждебные или в лучшем случае прохладные, а в России Церковь наша любящая мать которая нас учит добру и не раз спасала.
   Редактор «Белого листа» Г.М.Моисеев в Канаде, проживший большую часть своей жизни на Западе, пишет: «Далеко Западу до русских храмов, часовень, золотых куполов, далеко до благости и благодати Русского Православия и еще дальше до дороги ко Храму. Господи! Буди милость Твоя на нас, уповающих на Тя». (Белый листок. Май-Июнь 2007 г. № 182. с 4. Lanark, Ont., Canada. georgemoiseev@hotmail.com).

V – Подведем итоги.
Вернемся сейчас к вопросам поставленным в Предисловии и постараемся на них кратко ответить.

  1. Почему Православие так отличается от западного христианства?
  2. Почему Русское Православие отличается даже от Греческого?
  3. Почему Западные народы мало отличаются друг от друга, а русские люди совсем другие? У нас же одни и те же христианские корни?
  4. Почему на Западе враждебно относятся к Церкви и стараются сторониться от нее?
  5. Почему на Западе происходит культурная революция?

51. Почему Православие так отличается от западного христианства? Во-первых, западное христианство имеет корни в языческой Римской Империи, которая отличалась пороками (§15). Западная Церковь не смогла изжить отрицательные пороки общества, многое что впитала в себя, а потом распространила по всей западной Европе. Таким образом всеми этими пороками отличаются, в какой-то мере, все западные народы.
   Во-вторых, западное понимание Бога и Его заповедей юридическое, механическое, поверхностное и холодное. Господь Бог требует почему-то такое-то поведение, не совсем понятно почему, и если Его ослушаешься то Он накажет. Чтобы получить прощение, нужно прочесть столько-то раз какую-то определенную молитву.
   В-третьих, соблюдение заповедей не глубинное, оно распространяется только на внешние дела и слова. А они же являются последствием внутреннего греховного расположения. Нет практики (методики) искоренения внутренних греховных мыслей и чувств. Таким образом, католическая Церковь и ее неканонические протестантские дочери менее полноценны чем православные.

Православие возникло в Византии, теперешней Греции. Хотя они были тоже язычниками, но все-таки были ближе к христианской проповеди чем в Риме. Православие распространилось в Восточной Европе Константинопольскими патриархами.
   Во всех странах они несли истинную веру и просвещение. Церковь всегда просвещала народ и учила благочестию и святости. Во время бедствий, нашествий врагов, войн, турецкого, татарского или богоборческого ига она всегда молилась, поддерживала и учила – поэтому ее зовут «наша мать Церковь», так как у нее материнские качества. Люди ее любят и когда поблизости нет храма, верующие сами его организуют, строят и создают на свои средства. Хороший пример – церкви Русской Зарубежной Церкви. На Западе это не слыхано – церкви создаются церковной администрацией.

52. Почему Русское Православие отличается даже от Греческого? Русское Православие отличается от греческого своей глубиной, духовностью и любовью к Церкви верующими. Это можно объяснить тем что в древности у русских не было хорошо развитой культуры. Они не умели писать и читать. Законы и история не были записаны. Христианство принесло не только новую истинную Церковь, понимания добра и зла, но и передовую византийскую культуру. Церковь принесла веру и просвещение. Этот прогресс был настолько очевиден, что не возбуждал противостояние. Поэтому, в наше время очень мало что осталось от языческих времен. Кроме того русские люди получили уже законченное учение Церкви, без всяких споров и противостояний, получили духовную твердыню.
    В Греции была хорошо развитая языческая культура и христианству пришлось ее преодолевать и христианизировать. Кроме того она пережила все церковные споры и Соборы. Таким образом и есть разница между греческим и русским Православием.

53. Почему Западные народы мало отличаются друг от друга, а русские люди совсем другие? У нас же одни и те же христианские корни? Все западные народы схожы, потому что у них одни корни: Римокатолическая Церковь и ее неканонические дочери, множество протестантских Церквей, их качества, наследствованные от Римской Империи.
   Русский народ (великороссы, малороссы и белорусы) воспитан Православной Церковью, когда она уже утвердилась. У них не было хорошо развитой языческой культуры. Кроме того, с верой он получает и передовую православную византийскую культуру.

54. Почему на Западе враждебно относятся к Церкви? Как было сказано выше, Западная Церковь не смогла перебороть пороки, унаследованные от языческой Римской империи. Все это высказывалось в их делах и способствовало недовольствию и сопротивлению Церкви. Мало-помалу они усиливались. Первое, что произошло – это внутренний раскол и отделение протестантов. Второе – это появление неверия, атеизма, секуляризма и в наше время крайне либеральной культурной революции и христофобии.

55. Почему на Западе происходит культурная революция? На Запад христианство пришло когда языческая культура была хорошо развита, а учение Церкви еще не утвердилось. Из-за этого Церковь не смогла изжить языческую нравственность и методику и совершало много ошибок. В результате там все время происходит процесс постепенной дехристианизации и христофобии. Реформация, атеистические учения и в конце концов либеральная антихристианская культурная революция началась в Америке в 1960-х гг. и постепенно перешла во все другие страны (§24).

Заключение.
Христианство отличается от других религий тем, что оно объясняет что добро и что зло, что грех и что добродетель – знания, на которых зиждется любая культура и цивилизация. Хотя эти знания встроены в совесть каждого человека Господом Богом, «вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их» (Евреям 8:10), люди продолжают грешить. Они не видят свои ошибки-грехи и привыкают к ним, считают их нормальными, а потом страдают из-за них. Поэтому и пришел Господь Иисус Христос, чтобы спасти их от грехов «Он спасет людей Своих от грехов их» (Матфея 1:21). Проповедь и учение Христа стали основой европейской цивилизации в течение последних 2000 лет.
   Из-за разных исторических причин это учение лучше всего сохранилось в христианском Православии, в особенности в русском. В Россию христианское Православие пришло, когда все церковные споры кончились, и наши предки получили духовную твердыню вместе с передовой византийской культурой. Кроме того, у славян не было хорошо развитой языческой культуры, которая бы противостояла христианству. Христианское просвещение началось «с чистого листа». Поэтому, православное мышление глубоко вошло в русскую культуру и русского человека, что даже 74 г. богоборческого ига не смогли его уничтожить.
   На Западе, хотя изначально христианство принесло прогресс, но из-за неизжитого языческого наследия, с самого начала наблюдался отход Церкви от христианского духа. Этот постепенный скат выразился в Реформации, неверии, отделении Церкви от государства, атеизме, безбожии, секуляризме и последнее время в культурной революции, христофобии, неоязычестве и т.д. и т.п. Западные народы получили христианство, но с большой примесью пороков Римской Империи.
   Часть русской интеллигенции и полуинтеллигенции это не понимала и считала, что Запад для России – эталон, и все с него нужно копировать. Но, многие духовные и светские мыслители видели у них порчу замедленного действия и считали, что она с временем углубится. Они тоже считали, что к тому времени Русское Православие спасет Запад от духовной гибели.
    Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, проживший большую часть своей жизни вне России, писал на эту тему так: «Воспряни, воспряни, восстань Русь, ты которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твоя, правда твоя пойдет с тобой и слава Господня будет сопровождать тебя. Придут народы к свету твоему и цари к восходящему над тобою сиянию» (ДД-06.11р).
    Совсем недавно подобную мысль высказал один американец Н.А.Нарочницкой и она передает это так: «... А мои друзья – европейские консерваторы – так те просто с надеждой смотрят на Россию. Вы, говорят, "приморожены" были коммунизмом и не прошли ту энтропию разложения, которую прошли мы. И вот сейчас, "оттаяв", имеете шанс побороться за те ценности, которые в большей степени в Европе утрачены. Так что апокалиптических настроений у меня нет...»[П2].
   На Западе есть много хороших, честных и порядочных людей, но, всматриваясь в его пейзаж, мы видим всюду нравственное и духовное разложение. Что самое главное, не чувствуется ни откуда свежего ветра. Если есть голоса, которые высказывают правильное и созидающее, то в другой области они глубоко ошибаются и советуют разрушающее. А в России, несмотря на те ужасы, которые она пережила, куда не посмотришь видишь православные церкви, откуда дует свежий, здоровый и лечебный ветер.
   • Будущее России (ДД-33)

Примечания.
[П1] Некоторые места в этой статье взятые из прошлых работ. Это сделано для того чтобы она была самостоятельная и законченная (stand by itself) и можно было бы ее читать независимо и без ссылок на другие работы. Ссылки которые даются в этом тексте не обязательны для понимания материала, а приводятся только для тех читателей которые хотят исследовать этот предмет поглубже.
[П2] Н.А.Нарочницкая: «Не бойтесь, что мы русские!». http:www//rusk.ru 26.06.2007: http://www.rusk.ru/
[П3] Профессор Царевский в своей книге «Значение Православия в жизни и исторической судьбе России», изданную 1898 г. в Казани, подробно пишет на многие темы затронутые в этой работе. Поэтому, очень советуем читателю прочесть эту книгу. Она имеется на нашем узле (сайте) (ДД-40), а также и в библиотеке «Благовещение» http://www.wco.ru/biblio.



Литература на наших эл. стр.
• Благотворное влияние христианства (ДД-06)
• Влияние христианства (по Соколову) (ДД-06.2)
• Влияние христианства на Россию (по Смирнову) (ДД-06.3)
• Христианская культура (Тихомиров) (ДД-06.4)
• Что дало России Православное Христианство (Ильин) (ДД-06.5)
• Христианство – свет разума. Архиепископ Аверкий (Таушев). 1975 г. (ДД-06.8)
• Быть русским! Мит. Иоанн (Снычев) (ДД-06.9р)
• Влияние христианства на нашу цивилизацию (Максимов) (ДД-06.10)
• Значение 950-летия Крещения Руси. [Св.Иоанн (Максимович)] (ДД-06.11)
• Благотворное влияние христианства. Примечания (ДД-06.12)
• Ответ атеисту (Тростников) (ДД-07.2)
• Божественная Литургия (ДД-10.4)   [ДД-10.4(214)]    [ДД-10.4п(214)]
• История Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13)
• Введение в Историю Христианской Церкви (ДД-13.3)
• История Христианской Церкви (по Смирнову) (ДД-13.0)
• История Христианской Церкви (по Смирнову) (ДД-13.4, ЦГ4-1)
• История Русской Церкви. Краткие обзоры (по Смирнову) (ДД-14)
• История Русской Церкви. Введение (ДД-14.1)
• Православие и Протестантизм (1994 г.) (ДД-16)
• Чем отличается прав. вера от западных исповеданий (Мит. Храповицкий) (ДД-16.3р)
• Рим и Россия (Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский) (ДД-16.7р)
• О Православии и Католичестве (И.А.Ильин) (ДД-16.9р)
• Истинность православной веры [ДД-26(15)]
• Будущее России (ДД-33)
• Что такое христианство? (ДД-38)
• Составляющие христианства (ДД-38.2)
• Как создавалась Православно-Христианская Вера (ДД-38.3)
• Что такое Священное Писание или Библия? (ДД-38.4)
• Значение Православия в жизни и истор. судьбе России (проф. Царевский. 1898 г.) (ДД-40)
• Врачевание души (личности) в Православной Церкви (ДД-43)
• Что такое гордыня? (ДД-45)
• Внутренний мир гордого человека (ДД-45.5)
• Почему и как произошла революция. Ключевые события (ДД-61.2)
• Что дало России Православное Христианство (Ильин) (ДД-65)
• История Христианской Церкви (Смирнов, 1903 г.) (ДД-68р)
• Записки о марксизме (ДД-75)
• Есть ли Бог? Апологетические статьи (Протоиерей Г. Шорец) (ДД-77)
• 16 доказательств бытия Бога (Хлебников) (ДД-77.3р)
• Записки о вере. Ответы на вопросы неверующего (ДД-78)

• Крайне-либеральная культурная революция (ЗЗ-12)
• Гордыня на Западе. Порок Запада Гордыня (ЗЗ-14)
• Истоки западной гордыни (ЗЗ-14.2)

• В защиту правды. К 60-летию Октябрьской революции.
(Прот.М.Зноско-Боровский. 1983 г., New York.) http://www.russian-inok.org/
• Timeline of Church History http://orthodoxwiki.org/


• НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ • НАВЕРХ

(ДД-13.7),  http://www.dorogadomoj.com/  d137ist.html,  (06фев07), (I-й вып:24июл07),  12дек08
ред: Т.А.Кузьмина, о.А.Кочергин, С.О.Авдеева