Дорога домой. Выпуск ДД-14(01)  [15нбр06]
   
История Русской Церкви.
Краткие обзоры

1 -- ВВЕДЕНИЕ.

Крещение Руси произошло в 988 г. Князь Владимир пригласил греческое духовенство крестить русский народ. Этот факт имел неизмеримое влияние на весь русский народ. Когда другие народы принимали христианство, то у них уже была своя языческая культура. Поэтому часто христианство у них принималось с трудом. У русских глубокой культуры не было, а также некоторые языческие поверия были похожы на христианские и поэтому христианство привилось сравнительно легко. Русская культура и народная история фактически и начинается с крещением.
Содержание: (1) Краткий обзор; (2) До Киевского периода (до 862 г.); (3) Киевский период (862-1240 гг.); (4) Московский период (1240-1700 гг.); (5) Петербургский период (1700-1917 гг.); (6) Безбожный период (1917-1991 гг.); (7) Новый период (от 1991 г.). Заключение.

1. Краткий обзор.
С принятием христианства русские получают истинную веру, православно-христианское мировоззрение, письменность, литературу, школы, государственность, право и т. д. Все это и имеет начало в православной вере. Русский характер тоже создан под влиянием тысячелетней христианской проповеди. Этим и объясняется изобилие христианских качеств в русском народе, которые часто подмечают наблюдательные иностранцы, имевшие продолжительный контакт с русскими. Можно свободно сказать что православная вера является колыбелью русской культуры и воспитательницей русского характера.
    Русская Церковь со временем росла и постепенно развивалась. После крещения Руси греческим священством, естественно что одно время духовенство было греческое. Со временем Русская Церковь стала самостоятельной и во главе ее стал сперва русский митрополит, а потом русский патриарх.
    С пришествием преобразователя России, Императора Петра Первого (Великого), начались трения с Церковью и поэтому при первой возможности он упразднил патриаршество. Вместо патриарха был учрежден Святейший Синод. Это отрицательно отразилось на церкви и на обществе. Естественное развитие Церкви было заторможено.
    Во время гражданской войны и в последующих годах, Русская Церковь была подвержена ужасным гонениям и почти-что была уничтожена. Сам Патриарх Тихон скоропостижно скончался. Во время Второй Мировой Войны, была дана небольшая свобода церквам, которая потом то уменьшалась, то увеличивалась. Историю Русской Церкви можно разделить на пять периодов:

  1. Киевский период (862-1240 гг.) (378 лет)
  2. Московский период (1240-1700 гг.) (460 лет)
  3. Петербургский период (1700-1917 гг.) (217 лет)
  4. Безбожный период (1917-1991 гг.) (74 года)
  5. Новый период (1991 г.- сейчас)

2. До Киевского периода (до 862 г.).
Мало что известно о времени до Киевского периода. Так как не было еще письменности, то осталось мало документов об этом времени. Некоторые историки считают что св. Апостол Андрей проповедовал на горах Киева и даже воздвигнул крест. Также считают что и другие греческие проповедники тоже доходили до этих мест. Свв. Кирилл и Мефодий начали свою проповедь у хазар, в Болгарии и Моравии, в 858 г.

3. Киевский период (862-1240 гг.).
Этот период начинается с призванием варяжских князей и началом русской государственности. В этот период входит крещение Руси в 988 г., христианская проповедь и утверждение христианства. Церковью правило греческое духовенство, которое находилась под Константинопольским патриархом. Первый митрополит Русской Церкви был Митрополит Михаил и его кафедра была в Киеве. Он и другие митрополиты после него, назначались Константинопольским патриархом. Киевский период кончается нашествием монголов и их взятием Киева.

4. Московский период (1240-1700 гг.).
Московский период длился 460 лет (1240-1700 гг.). Он начался взятием монголами Киева и переносом церковной кафедры в Москву. Монгольское иго продолжалось 240 лет (до 1480 г.). Русские земли, русские люди и Русская Церковь подпали и перенесли ужасное татарское иго, физическое и духовное уничтожение. Кроме того русским пришлось два раза обороняться от войск, которые хотели силой насадить католичество.
    В этом периоде Русская Церковь стала самостоятельной (1448 г.) и появились русские митрополиты (Митрополит Иона). Эти митрополиты выбирались Собором Епископов Русской Церкви, а не Константинопольским патриархом.
    После долгих совещаний на Земском Соборе был избран сын митрополита Филарета шеснадцатилетний Михаил. 21 февраля 1613 года Михаил Федорович Романов (1613-1645 гг.) был торжественно провозглашен Русским Царем. Так начал царствовать в России дом Романовых. Первое время за него правил его отец, митрополит Филарет.
    Позднее появился и первый патриарх Русской Церкви (Иов в 1589 г.). Иов был поставлен Константинопольским патриархом и таким образом, Русская Церковь получила полную самостоятельность, то есть автокефалию. Следующие патриархи уже выбирались епископатом Русской Церкви и без Константинопольского патриарха.
    В Московском периоде происходит исправление церковных книг (1666 г.) и возникновение раскола.
    Московский период кончается со смертью Патриарха Адриана (1700 г.) и утверждением Императором Петром Святейшего Синода.
    Грамота 1613 г.

5. Петербургский период (1700-1917 гг.).
Этот период начинается со смертью Патриарха Адриана (1700 г.) и утверждением Императором Петром Святейшего Синода (1721 г.) в Петербурге. Период кончается февральским переворотом (1917 г.).

6. Безбожный период (1917-1991 гг.).
Этот период начинается с февральским переворотом и Гражданской войной. Он отличается воинствующим атеизмом и большими гонениями на Церковь. В начале переворота, почти все духовенство и церкви были уничтожены. Со Второй Мировой Войны власть постепенно допускает Русскую Церковь, но как порабощенную и послушную слугу безбожной и богоборческой власти. Клир служит власти которая враждебно относится к Церкви и старается тормозить ее развитие или вообще уничтожить.
    Русская Православная Церковь Заграницей это свободная часть Русской Православной Церкви и является как бы хранительницей свободного и истинного русского православия и голосом русского народа и русских православных людей. Совершенно неожиданно для себя, она во многих местах. становится миссионерской церковью и ведет богослужение на местном языке. По Промыслу Божьему она находится в послании. В теперешнем мире всеобщего отступления от христианских начал, можно сказать, что Русская Православная Церковь Заграницей одна из немногих православных церквей которая стоит на строго православной основе.

7. Новый период (от 1991 г.).
В 1991 года коммунистическая партия и ее идеология были запрещены. Новая власть отказалась от атеизма и Церковь постепенно стала восстанавливаться.

Заключение.
Православная Церковь не есть одна из многих христианских церквей. Она есть та Церковь которая была основана апостолами Иисуса Христа 2000 лет тому назад, в которой существует апостольская преемственность и которая обладает истиной и полнотой христианского учения и которая является единой и истинной Христовой Церковью.
    Другие церкви потеряли контакт с исторической православной Церковью, и по своему усмотрению изменили и исказили до неузнаваемости многие ея учения. Если можно было бы представить православную веру как нарядную елку, где все на ней красиво, глубоко, обильно и целеустремленно и имеет какой-то глубокий смысл и значение, то многие другие веры можно представить как все более и более простую и пустую елку и в некоторых случаях даже просто один голый искусственный ствол.
    Скромность и смирение являются основными христианскими качествами. Эти положительные качества характера православного христианина, иногда соединяются в одном лице с незнанием самых основных моментов в истории Христианской Церкви. Результат этого бывает сумбур в мировоззрении так-называемого православного человека, который начинает утверждать что все веры учат одно и тоже и вообще перестает ценить свою Церковь.
    Мы должны благодарить Господа Бога за дарование нам такой благодати как быть членами истинной Христовой Церкви. Но несмотря на это мы ни в коем случае не имеем право гордиться, так как гордость на только грех, но также является источником многих других грехов. Наша принадлежность к Православной Церкви накладывает на нас особенную ответственность, знать ее учение, жить по этому учению и передать его своей семье и друзьям.

    19 сентября/2 октября 1995 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВПЕРЕД


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-14(01) --
История Русской Церкви. Краткие обзоры. Введение»
Церковная Гимназия при
Храме всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ)
School at the Church of all Russian Saints (AM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. страницы: http://www.dorogadomoj.com/
d14irc01vve.html,  (I-й вып:25мар90),  15нбр06
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ОГЛАВЛЕНИЕ Истории Русской Церкви
НАВЕРХ