Дорога домой. Выпуск ДД-14(02)  [16окт06]
   
История Русской Церкви.
Краткие обзоры

2 -- ДО КИЕВСКОГО ПЕРИОДА (862-1240 гг.).
РУС-ENG    ENG

Христианство проникало на русские просторы еще до Крещения Руси.
Содержание: (1) Обзор до Киевского периода (до 862 г.); (2) Святые братья Кирилл и Мефодий; (3) Христианство на Руси до св. князя Владимира.

1 -- Обзор до Киевского периода (до 862 г.).
Мало что известно о времени до Киевского периода (до 862г.). Так как не было еще письменности, то осталось мало документов об этом времени. Известно что св.Апостол Андрей проповедывал на горах Киева и даже там воздвигнул крест. Также известно что и другие греческие проповедники тоже доходили до этих мест. Свв. Кирилл и Мефодий проповедывали сперва у хазар (858 г.), а потом у славян, в Болгарии и Моравии (862-885 гг.).

2 -- Святые братья Кирилл и Мефодий.
Святые братья Кирилл (в миру Константин) (+869 г.) и Мефодий (+885 г.) были просветителями славян. Основываясь на греческом алфавите, они составили славянский алфавит (кириллицу), перевели Священное Писание и богослужебные книги на славянский язык и проповедывали среди славян.
    Таким образом, в наше время, церковные богослужебные книги у всех православных славянских народов (русских, болгаров, сербов и македонцев) написаны на этом славянском языке, который сейчас называется церковно-славянским языком. Наш теперешний русский алфавит называется гражданским шрифтом; это церковно-славянский алфавит упрощенный Императором Петром Великим (1682-1725 гг.). Этим алфавитом пользуются названные выше православные славянские народы. Кроме общих букв которые есть у всех этих народов, у каждого народа есть еще свои особенные буквы которых нет у других.
    Святые братья Кирилл и Мефодий были греки. Они родились в городе Солунь (по гречески Фессалоники), который сейчас называется Салоники. Город Солунь был столицей Македонской области, которая была частью Византийской Империи. Македония была заселена славянами. Город Солунь находился недалеко от святой горы Афон.
    Братья выросли среди славян и поэтому хорошо знали славянский язык. Отец братьев занимал высокое положение в Солуни. Родители дали детям прекрасное образование, сперва в Солуни, а потом в Цареграде. Старший брат Мефодий получил должность начальника области в Македонии. Мефодий был добрым и справедливым правителем, но он всей душой стремился к монашеской жизни. Он оставляет пост начальника области и уходит в монастырь на горе Олимп. Младший брат Кирилл, тоже получил хорошее образование, но впоследствии уходит в тот же монастырь где был его брат Мефодий.
    В 858 г. по просьбе хазарского кагана (царя), Константинопольский патриарх послал братьев проповедывать христианство у хазар. Хазары это был языческий народ который жил по нижнему течению Дона и Волги до Днепра. По дороге к хазарам братья переплыли Черное море, высадились в теперешнем Крыму и направились в город Херсонес, который тогда принадлежал грекам. Там они достали мощи священномученика Климента, епископа Римского и отправились к хазарам. Братья успешно справились со своим заданием у хазар, многие из них перешли в христианство и после чего братья вернулись в Царьград.
    В 862 г. по просьбе моравских князей Ростислава и Святополка, Константинопольский патриарх послал братьев проповедывать христианство среди моравского народа, на их родном славянском языке. Моравский народ были славяне и уже крещенные, но не понимали христианскую проповедь так как она велась на латинском и греческом языках.
    Перед отъездом в Моравию, святые Константин и Мефодий сорок дней постились и молились. Укрепленные благодатию Святого Духа они составили славянскую азбуку. После этого они перевели священные книги с греческого на славянский язык. Первым переводом было Евангелие святого Апостола Иоанна, а первые слова были: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Иоанна 1:1).
    По дороге в Моравию, святые Кирилл и Мефодий проходили через земли болгарского князя Бориса. Святые братья убедили князя принять христианскую веру. Священные книги, переведенные на славянский язык, способствовали распространению в этой стране христианства.
    В Моравии братьев встретили с большой радостью. Они там пробыли четыре года. Их проповедь имела громадный успех. Они учили славян на их родном языке, а также и новой грамоте.
    Латинские и немецкие проповедники завидовали успеху проповеди братьев. Они говорили что богослужение можно совершать только на латинском, греческом и еврейском языках, так как на этих языках была сделана надпись на кресте Иисуса Христа. Сами они служили на латинском языке который славяне не понимали и поэтому не имели успеха.
    Западные проповедники пожаловались римскому папе (Николаю Первому) что братья Кирилл и Мефодий проповедуют ересь. Папа вызвал братьев в Рим, но к их приезду скончался. Новый папа (Адриан Второй) торжественно встретил братьев, которые несли часть мощей священномученика Климента, папы Римского. Папа ознакомился с священными книгами на славянском языке и ничего там не нашел еретического. Он даже приказал в нкоторых церквях Рима служить Литургию на славянском языке.
    Святой Константин был очень истомлен дорогой, стал болеть и начал готовиться к смерти. За пятьдесять дней до смерти, он принял монашество с именем Кирилла и 14 февраля 869 года скончался в Риме. Мощи его находятся в Риме в церкви св.Климента.
    После смерти своего брата, Мефодий вернулся в Моравию где продолжил проповедывать христианство.
    Латинские священники продолжали завидовать проповеди среди славян и поэтому всячески старались ей препятствовать. Св.Мефодий подвергался гонению, ссылкам и даже заточению.
    Святой Мефодий чувствуя, что он скоро должен отойти к Господу, торопился перевести все Священное Писание (Библию) с греческого на славянский и в 864 году его труд был закончен.
    Святой Мефодий предсказал свою близкую кончину и 6 апреля 885 года скончался. Его торжественно погребли в Великой Моравской церкви в Велеграде Старом, на реке Мораве.
    Из Богемии христианство, проповеданное святыми братьями, проникло в Польшу. После смерти братьев, их ученики Климент, Савва и Наум обращали славян в Сербии в христианство.
    Таким образом святые братья Кирилл и Мефодий проповедывали у хазар, в Болгарии и в Моравии, а их ученики в Сербии. Их трудами православная вера из Византии (Греция) распространилась среди восточных славян.
    Святых братьев Кирилла и Мефодия особенно чтут православные славяне которые пользуются их алфавитом: русские, болгары, сербы и македонцы. У всех этих народов богослужение совершается на церковно-славянском языке по одним и тем же книгам.
    Память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия соблюдается 11/24 мая.

3 -- Христианство на Руси до св. князя Владимира.
До св.Князя Владимира (980-1015 гг.) христианство постепенно, различными путями, проникало и на русские земли. Например:

  1. В 862 г. новгородские славяне призвали на княжение Рюрика (862-879 гг.), из варяжского племени русы. Двое из его соратников Аскольд и Дир, завладели Киевом. В 866 г. они сделали набег на Царьград. Император и патриарх обратились с молитвою к Богу и после всенощного богослужения, вышли с крестным ходом на берег моря и погрузили ризу Божией Матери в воду. Море, до тех пор спокойное, вдруг разволновалось и разбило суда руссов. Много из них погибло; те которые вернулись домой, были под особенным впечатлением поразившего их гнева Божия.
  2. Вскоре в Киев, из Греции прибыл епископ и начал проповедывать христианство. Руссы стали креститься, вероятно крестились и князья. На могиле одного из них была построена Церковь во имя святителя Николая. Это заставляет предпологать что он был христианином.
  3. При князе Олеге (879-912 гг.) была особая русская епархия, которая находилась в зависимости от Константинопольского Патриарха.
  4. При князе Игоре (912-945 гг.), русские уже разделялись на крещенных и некрещенных. Это видно из того, что во время договора с греками (946), крещенные утверждали договор присягой в Церкви св. Пророка Илии в Киеве.
  5. Великая княгиня Ольга (945-957 гг.), познакомилась и полюбила христианство под влиянием бесед с киевскими священниками. Своим светлым умом она поняла превосходство христианства над другими верами и решила принять крещение. Древнее сказание говорит что для крещения она ездила в Константинополь и что в крещении (957 гг.) была названа Еленой.
    Память св. Равноапостольной Великой Княгини Ольги празднуется 11/24 июля.
  6. Князь Святослав (957-972 гг.), сын святой Ольги, под влиянием своей матери, не запрещал своим поданным креститься. Сам он не крестился так как не хотел чтобы его дружина над ним смеялась.

ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЗАД
ВПЕРЕД


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-14(02) --
История Русской Церкви. Краткие обзоры.
До Киевского периода»

Церковная Гимназия при
Храме всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ)
School at the Church of all Russian Saints (AM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. страницы: http://www.dorogadomoj.com/
d14irc02dok.html,  (I-й вып:25мар90),  16окт06
рус. текст: АНМ.
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ОГЛАВЛЕНИЕ Истории Русской Церкви
НАВЕРХ