Дорога домой. Выпуск ДД-14(04)  [26окт06]
   
История Русской Церкви.
Краткие обзоры

4 -- МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД (1240-1700 гг.).

Содержание: (1) Обзор Московского периода;
(2) Татарское иго (1240-1480 гг.); Благоверный князь черниговский Михаил и боярин Феодор (+1426 г.); (2.1) Св. Благоверный Князь Александр Невский;
(3) Митрополиты; (3.1) Митрополит Кирилл II (1243-1280 гг.); (3.2) Св. митрополит Петр (1308-1326 гг.); (3.3) Св. митрополит Алексий (1354-1378 гг.);
(4) Русская Церковь получает самостоятельность; (4.1) Разделение Русской Митрополии; (4.2) Самостоятельность Русской Церкви (1448 г.); (4.3) Святой митрополит Иона (1448-1461 гг.);
(5) Ереси и расколы; (5.1) Исправление церковных книг; (5.2) Христианство в Казани и Астрахани (1552 г.); (5.3) Святой митрополит Филипп II (1566-1569 гг.);
(6) Патриаршество на Руси; (6.1) Установление Патриаршества (1589 г.); (6.2) Первый патриарх Иов (1589-1607 гг.);
(7) Смутное время; (7.1) Патриарх Гермоген (1607-1612 гг.); (7.2) Заслуги Сергиевской Лавры во время самозванцев; (7.3) Патриарх Филарет (1619-1633 гг.);
(8) Раскол в Церкви; (8.1) Патриарх Никон (1652-1681 гг.); (8.2) Исправление Богослужебных Книг.


1 -- Обзор Московского периода.
Московский период длился 460 лет (1240-1700 гг.). Он начался взятием монголами Киева и переносом церковной кафедры в Москву. Монгольское иго продолжалось 240 лет (до 1480 г.). Русские земли, русские люди и Русская Церковь подпали и перенесли ужасное татарское иго, физическое и духовное уничтожение. Кроме того русским пришлось два раза обороняться от войск, которые хотели силой насадить католичество.
    В этом периоде Русская Церковь стала самостоятельной (1448 г.) и появились русские митрополиты (Митрополит Ионна). Эти митрополиты выбирались Собором Епископов Русской Церкви, а не Константинопольским патриархом.
    После долгих совещаний на Земском Соборе был избран сын митрополита Филарета шеснадцатилетний Михаил. 21 февраля 1613 года Михаил Федорович Романов (1613-1645 гг.) был торжественно провозглашен Русским Царем. Так начал царствовать в России дом Романовых. Первое время за него правил его отец, митрополит Филарет.
    Позднее появился и первый патриарх Русской Церкви (Иова в 1589 г.). Иова был поставлен Константинопольским патриархом и таким образом, Русская Церковь получила полную самостоятельность, то есть автокефалию. Следующие патриархи уже выбирались епископатом Русской Церкви и без Константинопольского патриарха.
    В Московском периоде происходит исправление церковных книг (1666 г.) и возникновение раскола.
    Московский период кончается со смертью Патриарха Адриана (1700 г.) и утверждением Императором Петром Святейшего Синода.
    Грамота 1613 г.


2 -- Татарское иго (1240-1480 гг.). [§8]
Около половины 13-го века (1237-1240 гг.) Россию постигло большое горе -- нашествие монголов. Большая часть княжеств были опустошены и население погибло. Церкви были ограблены и поруганы; знаменитая Киевская лавра была разрушена; монахи рассеялись по лесам и пещерам. Татарское иго продолжалось 240 лет (1240-1480 гг.).
    Монголы относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни была книга Яса, в которой находились законы великого Чингисхана. В ней был закон уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были. Поэтому в Орде (територия под управлением монголов) свободно отправлялись всякие богослужения.
    Хотя ханы относились безразлично и даже с уважением к христианству, они все таки требовали от наших князей исполнения некоторых обрядов. Например: прохождения через очистительный огонь, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. По христианским понятиям, это была измена веры. Некоторые из наших князей решились пойти на мученичество и смерть, чем исполнить языческие обряды. Так случилось с князем Михаилом и боярином Феодором (+1426). От Михаила требовали поклониться идолам и он отказался. Его сперва замучили, а потом отрезали голову. Последнее его слово было «я христианин». Таким же образом был замучен его боярин Феодор.
    Память святых мучеников Михаила, князя Черниговского и боярина его Феодора соблюдается два раза в году: в день их преставления 20 сентября/3 октября и в день перенесения их мощей 14/27 февраля.
    Подробнее.

2.1 -- Св. Благоверный Князь Александр Невский. [§9]
Из князей, устроителей и защитников русской земли и поборников святой православной веры и Церкви, во время монгольского ига, в особенности прославился Св.Благоверный князь Александр Невский.
    Сын Великого князя Ярослава, он родился незадолго до монгольского нашествия, в 1220 году. Под руководством своей благочестивой матери, св.княгини Феодосии, получил хорошее по тому времени образование, носившее глубоко-религиозный характер. Господь одарил его разумом, мужеством и храбростью. Он был высокого роста, красивый и обладал звучным голосом. Александр с детства приучался к военному делу. Детство и молодость свою он провел в Новгороде, где княжил его отец. В 1236 году, когда ему было 17 лет, он стал князем новгородским.
    В то время Новгородская область осталась свободной от татарского разорения, но подвергалась усиленному натиску своих соседей с запада: литовцев, немцев и шведов. Св.князю Александру пришлось выдержать борьбу с ними за самостоятельность земли русской, и за свободу православной русской церкви от посягательства на нее со стороны пап.
    Крестовый поход на Русские земли. Папы решили воспользоваться угнетением и ослаблением Руси, чтобы силой подчинить ее своей власти. В 1240 году собралось большое шведское войско и высадилось на берегах реки Невы.
    Небольшая Новгородская дружина, во главе с молодым князем Александром. Князь Александр говорил своим войнам «Не в силе Бог, а в правде», и «не устрашимся множества ратников, яко с нами Бог». Новгородцы одержали победу и прогнали врагов. За эту битву св.князь Александр получил звание Невского.
    Латинский мир снова нападает. Вскоре западный латинский мир снова двинулся на православную Русь. В то время Ливонский орден Меченосцев, распространял силой оружия католичество среди народов населявших Балтийское побережье. Вот этот полурелигиозный, полувоенный орден напал на русскую землю. Св.князь Александр Невский собрал войско и пошел на врага. Сперва он освободил Псков, а потом 5 апреля 1242 года разбил врага на льду Чудского озера; знаменитое «Ледовое побоище».
    Память святого благоверного великого князя Александра Невского соблюдается два раза в году: в день его преставления 23 ноября/6 декабря и в день перенесения его мощей 30 августа/12 сентября.
    Подробнее.


3 -- Митрополиты.
Одни из самых выдающихся митрополитов во время монгольского ига были:

    1. Митрополит Кирилл II (1243-1280 гг.) (управлял 37 лет)
    2. Св. Митрополит Петр (1308-1326 гг.) (управлял 18 лет)
    3. Св. Митрополит Алексий (1354-1378 гг.) (управлял 24 года)

3.1 -- Митрополит Кирилл II (1243-1280 гг.)(упр. 37 лет). [§10]
Митрополит Кирилл управлял Русской Церковью в самом начале монгольского ига. Много печали и затруднений выпало на его долю. Киев был разорен и подвергался постоянным набегам татар, Софийский собор и другие церкви были разграблены и опустошены.
    Он все время путешествовал по своей обширной митрополии. Почти везде он встречал развалины жилищ, храмов и обителей. С большой грустью он замечал разные безпорядки в частной и общественной жизни русских, которые были последствия татарского разгрома. Митрополит все время учил, наставлял и исправлял.
    Желая искоренить эти беспорядки, в 1274 году в Владимире, он созвал Собор епископов, на котором было постановлено много правил касающиеся церкви и нравственности народа. Митрополит Кирилл достал из Болгарии славянский список церковных правил (кормчую) и распространял ее в России. В 1267 году митрополит Кирилл получил от хана ярлык в пользу Церкви и духовенства. В ярлыке, хан освободил и черное и белое духовенство от дани и других сборов и запрещал ругать православную веру.

    Подробнее.

3.2 -- Св. митрополит Петр (1308-1326 гг.)(18 лет). [§11]
Святой Петр родился на Волыни в благочестивой семье. В двенадцать лет он поступил в монастырь.
    В 1305 г. скончался митрополит Максим и константинопольский патриарх поставил св. Петра митрополитом для всей России, а не только для Галича.
    Во время управления митрополита Петра, произошла перемена веры в Орде, хан Узбек принял магометанство. Эта перемена могла иметь очень вредные последствия для России; отношение к Церкви могло измениться к худшему. Святой Петр, заботясь о Церкви, поехал в Орду к хану и с Божьей помощью имел здесь большой успех. Хан его принял и дал ему новый ярлык, которым не только оставлялись за духовенством прежние права, но еще были прибавленные новые. Все церковные люди были подчинены митрополиту по всем делам, включая и уголовные.
    Память святого Петра, Митрополита Киевского соблюдантся в день его преставления 21 декабря/3 января (1326 г.), а также вместе с другими московскими митрополитами «Святителей Петра, Алексия, Ионы, Гермогена и Филиппа, Митрополитов Московских и всея Руси» 5/18 октября.
    Подробнее.

3.3 -- Св. митрополит Алексий (1354-1378 гг.)(24 года). [§12]
Св.Алексей родился в Москве и был крещен с именем Елевферий. Когда ему было 13 лет молодой Елевферий решил посвятить себя на служение Богу и принял монашество с именем Алексия. Двадцать лет он пробыл в обители и сделался известен князю и митрополиту своей мудростью и духовными подвигами.
    Недолго до кончины митрополита Феогноста (1363 г.) святой Алексий был возведен на кафедру владимирского епископа, а по кончине, его сделали приемником митрополита.
    Святой митрополит Алексий управлял Церковью в опасное для государства время. Власть великого князя, утвердившаяся в Москве, ослабела и даже перешла в другие руки.
    Заботясь о благе Церкви и отечества, святитель Алексий три раза путешествовал в Орду. Один раз жена хана, Тайдула, три года была очень больна и ослепла. Хан Чанибек написал великому князю, прося его прислать митрополита Алексия для исцеления Тайдулы. Если это не будет сделано то хан грозился опустошить русскую землю. Св.Алексею пришлось ехать. По прибытии в Орду, он отслужил молебен о больной Тайдуле и, когда окропил ее святой водой, она вдруг прозрела. Памятником этого чуда в Москве стоит Чудов монастырь, устроенный в Кремле святителем на земле подаренной Тайдулой.
    Память святого Алексия, Митрополита Московского и всея Руси празднуется в день его преставления 12/25 февраля (1378 г.), а также, как уже было сказано выше, вместе с другими московскими митрополитами «Святителей Петра, Алексия, Ионы, Гермогена и Филиппа, Митрополитов Московских и всея Руси» 5/18 октября.
    Подробнее.


4 -- Русская Церковь получает самостоятельность. [§16]

4.1 -- Разделение Русской Митрополии. Галицкие и литовские князья хотели иметь своего митрополита и просили об этом Константинопольского патриарха. В 14-м и 15-м веках иногда они получали другого митрополита. Это вызывало смуту в Церкви, но каждый раз со смертью одного из митрополитов, другой получал всю Церковь и наступал мир. Однако при митрополите Ионе в 15-м веке произошло полное разделение.

4.2 -- Самостоятельность Русской Церкви (1448 г.). [§16б]
В 15-ом веке Византия переживала тяжелое время. Турки со всех сторон подвигались к Константинополю. Ища помощи с Запада, греки согласились на унию с Римской Церковью. Императоры и большинство епископов подписали Флорентийскую унию, но греческий народ ее не принял.
    Для Русской Церкви был послан униат кардинал Исидор, который на службе начал поминать папу. Тогда, великий князь Василий всенародно назвал его еретиком и приказал арестовать. Собор русских епископов осудил Исидора и ему пришлось бежать в Рим.
    После бегства Исидора, Собор русских архиереев решил не обращаться в Константинополь за новым митрополитом и самостоятельно его выбрали. Итак, и в 1448 году появился первый русский митрополит в Москве -- митрополит Иона.
    Изгнанный Исидор продолжал свои интриги из Рима. Ему удалось послать униатского митрополита Григория в Киев. Новый митрополит когда приехал в Киев, увидел что там сильна православная вера отказался от Рима, и подчинился Константинопольскому патриарху. С тех пор на Руси находятся две митрополии: Московская, независимая от Константинополя и Киевская зависимая от Константинополя.
    Память святого Ионы, Митрополита Московского празднуется 15/28 июня, а также, как уже было сказано выше, вместе с другими московскими митрополитами «Святителей Петра, Алексия, Ионы, Гермогена и Филипа, Митрополитов Московских и всея Руси» 5/18 октября.
    Подробнее.

4.3 -- Святой митрополит Иона (1448-1461 гг.). [§16в]
Святой Митрополит Иона 12-и лет постригся в иноки. В монастыре он проходил разные послушания и прославился своей мудростью и духовными подвигами.
    Митрополит Фотий поставил Иону его епископом в Рязань. После бегства Исидора, Иона стал митрополитом всея Руси. Новый Константинопольский патриарх признал независимость Московской митрополии от Греческой церкви и она, Русская Церковь, стала самостоятельной.
    Память святого Ионы, Митрополита Московского соблюдается в день его преставления 15/28 июня, а также, как уже было сказано выше, вместе с другими московскими митрополитами «Святителей Петра, Алексия, Ионы, Гермогена и Филипа, Митрополитов Московских и всея Руси» 5/18 октября.
    Подробнее.


5 -- Ереси и расколы. [§17]

5.1 -- Исправление церковных книг. [§18]
Русская Церковь с самого начала имела священные и богослужебные книги на славянском языке, благодаря трудам св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Со времени Ярослава Мудрого в России стали переводить церковные книги с греческих. Но с течением времени, вкрались разные ошибки и появились некоторые неправильности в совершении богослужения.
    В то время книги не печатались, а переписывались от руки. Переписчики иногда бывали малограмотные, то естественно делали ошибки. Кроме того, во время татарского ига очень упала грамотность. Появилась нужда в исправлении богослужебных книг.
    В начале 16-го века, был вызван в Москву из одного афонского монастыря ученый инок Максим-грек. Сначала ему было поручено пересмотреть и привести в порядок великокняжескую библиотеку. Потом ему дали исправить богослужебные книги. Исправляя книги Максим ужаснулся от множества замеченных в них ошибок.
    Когда Максим-грек объявил об найденных ошибках, то против него восстали многие, не только из народа, но и из духовенства и даже сам митрополит Даниил.
    Был назначен собор (1525 г.), на котором его осудили как еретика и сослали в монастырь. Преподобный Максим скончался после тридцатилетних страданий в 1556 году.
    С целью исправления ошибок в книгах и беспорядков при богослужении, при царе Иоанне Васильевиче Грозном созывались соборы. Из них более всего известен Стоглавый собор (по книге «стоглаву», которая содержала некоторые определения этого собора). На этом соборе ясно была осознана необходимость в исправлении книг. Были приняты только частные меры; было решено что протопопы и старейшие священники будут проверять по церквам священные и богослужебные книги и когда нужно исправлять. К сожалению, такие частные меры не могли привести к полному исправлению богослужебных книг.
    Подробнее.

5.2 -- Христианство в Казани и Астрахани (1552 г.). [§19]
После падения Золотой орды, отношения с татарами не стали лучше. И со стороны Крыма и со стороны Казани совершались постоянные набеги. Из за этого русские люди не могли жить спокойно у себя дома. Вся восточная и южная окраина государства была в постоянном страхе от татарских набегов. Царь Иоанн IV Васильевич (1533-1584 гг.) (в будущем Грозный) решил положить этому конец и присоединить Казань к России.
    Итак, в 1552 году совершилось очень важное событие для Церкви и для отечества -- завоевание Казанского татарского царства. Россия и Церковь страдали около трех веков под игом татар.
    2 октября город Казань был взят приступом. Замечательно, что первый ужасный взрыв при взятии города разразился тогда, когда диакон в царской походной церкви читал в Евангелии: «и будет едино стадо и един пастырь». Покоренный город был освящен с крестным ходом вокруг стен и посвящен имени Пресвятой Троицы. До 60-ти тысяч христиан, страдавших в плену у татар, получили свободу.
    Приказано было строить храмы. На месте, где стояло царское знамя с образом Спаса Нерукотворенного, -- построить храм в честь этого образа. Посредине города -- построить храм во имя Благовещения Божией Матери. На месте, где были погребены павшие в битве воины, заложен был монастырь (Зилантов). Татары видели совершавшиеся чудеса и многие из них крестились.
    Через три года после завоевания (1555 г.) в Казани была открыта архиерейская кафедра. Святая вера прочно утвердилась в этом магометанском городе и в окрестностях. Торжеству христианства очень содействовало явление (1571 г.) Казанской иконы Божией Матери, а также обилие чудес, совершившихся при этом явлении. Икона была зарыта в земле по всей вероятности кем-то из христиан бывших в плену у татар.
    В 1557 году была взята Астрахань и было покорено Царство астраханских татар.
    Покорение татарских царств было великим народным делом. На всей восточной границе государства настал покой. Были возвращены из Казани русские пленные.
    Память Казанской Иконы Пресвятой Богородицы соблюдается 22 октября/4 ноября, и на явление иконы 8/21 июля.
    Подробнее.

5.3 -- Святой митрополит Филипп II (1566-1569 гг.)(3 года). [§20]
После радостных для Церкви и отечества событий, завоевания Казанского и Астраханского татарских царств, наступило тяжелое время. Царь Иоанн IV Васильевич, после смерти своей кроткой жены Анастасии, стал мрачным и суровым. Подозревая поданных в изменах, он себя окружил опричниками (царские телохранители) и взял себе несколько городов и несколько улиц в Москве, как бы в особое владение. Эти опричники безнаказанно обижали и грабили мирных граждан.
    Святой Филипп, в мире Феодор, происходил из знатного рода бояр Колычевых. С раннего детства, он полюбил богодухновенные книги, отличался кротостью и смирением и избегал забавы. По своему высокому происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника Иоанна; будущего царя Иоанна Грозного.
    Филипп был поставлен в пресвитера и игумена. В этом сане он много и ревностно заботился о благосостоянии обители. Царь Иоанн Грозный слышал о трудах игумена Филиппа и вызвал его в Москву на кафедру митрополита. Филипп сперва не хотел, но потом согласился.
    Итак, Филипп стал митрополитом. В первое время Филиппова святительства ужасы опричины утихли, но не надолго. Вскоре опять начались грабежи и убийства мирных граждан. Филипп несколько раз, в уединенных беседах с царем, старался вразумить его, но видя, что убеждения не помогают, решился обличить его открыто перед всеми.
    В крестопоклонную неделю (воскресенье), на литургии, Иоанн с опричниками вошел в церковь и подошел к Филиппу для благословения. Вместо благословения митрополит Филипп обличил перед всеми Иоанна. Страшно раздраженный Иоанн вышел из церкви, но затаил свою злобу на время.
    Однажды, опричники вошли в собор, где служил Филипп и объявили что он лишается сана. Потом на него одели оборванную монашескую рясу и отправили в монастырь. Позже, в монастыре, он был убит посланником Иоанна.
    Память святого Филиппа, митрополита Московского и всея Руси соблюдается 9/22 января, а также, как уже было сказано выше, вместе с другими московскими митрополитами «Святителей Петра, Алексия, Ионы, Гермогена и Филиппа, Митрополитов Московских и всея Руси» 5/18 октября.
    Подробнее.


6 Патриаршество на Руси. [§21]

6.1 -- Установление Патриаршества (1589 г.). [§21]
Русская Церковь еще при митрополите Ионе (1448 г.) приобрела независимость от Константинопольского патриарха. Церковью правили русские митрополиты избранные собором епископов Русской Церкви.
    С того времени, русское государство во многом возвысилось. Произошло окончательное освобождение от татарского ига. Московская Русь тогда была самой сильной православной державой и греческие патриархи часто просили от нее помощи.
    В 1589 году, Иова, Митрополит Московский был торжественно посвящен в патриарший сан. Иова сперва правил Русской Церковью в сане митрополита (1586-1589 гг.), а потом в сане патриарха (1589-1607 гг.) (3 года и 18 лет).
    Промысл Божий приготовил для Русской Церкви и народа, в лице патриархов, хранителей и поборников православной веры и общественного блага в тяжелое время боярских смут и самозванцев (во время пресечения прямого рода Рюрикова). Первые два патриарха отличились борьбою с иезуитами, поляками и самозванцами.
    В Русской Церкви было 11 патриархов.
    Подробнее.

6.2 -- Первый патриарх Иов (1589-1607 гг.)(18 лет). [§21]
Иова сперва правил Русской Церковью в сане митрополита (1586-1589), а потом в сане патриарха (1589-1607 гг.) (3 года и 18 лет).
    Церковные дела, ко времени принятия патриаршества, находились в расстройстве. Патриарх Иов в 1594 году собрал собор на котором составил план церковного благоустройства. Несмотря на огромную власть предоставленную Иову, как патриарху, он в общении с другими был мягок, кроток и ласков. Большую часть своих средств он употреблял на бедных. Иов заботился и о просвещении. В его время были напечатаны многие церковные книги.
    Патриарх Иов поддержал царя Бориса Годунова и его сына Феодора и поэтому как только лже-Дмитрий занял Москву, он низложил патриарха Иова и заточил его в монастырь. Когда самозванец был убит и поляки изгнаны из России (при патриархе Гермогене), патриарх Иов, уже слепой старец, был торжественно возвращен в Москву для того, чтобы разрешить от клятвы народ за присягу самозванцу. Народ каялся и патриарх снял присягу.
    Патриарх Иов вернулся в Старицкую обитель и скончался 8 марта 1607 года.
    Подробнее.


7 -- Смутное время.

7.1 -- Патриарх Гермоген (1607-1612 гг.)(5 лет). [§22]
Гермоген (или Ермоген) сперва был приходским священником в Казани. Вскоре он овдовел и принял монашество. В 1589 году он был хиротонисан в сан митрополита Казанского и Астраханского. Здесь он много потрудился на пользу святой Церкви и городов Казани и Астрахани, которые только недавно были просвещены светом Христовой веры.
    Назревает смута. Во время Бориса Годунова назревала большая смута в государстве. Между тем не чувствовалось присутствия крепкой, сильной правящей руки в делах церковных. Патриарх Иов (1589-1607 гг.) был очень старый и к тому же слепой.
    Первый самозванец. Самозванец Лже-Дмитрий (Первый), легко завладел Московским престолом, благодаря раздорам русских бояр и недовольству правления Бориса Годунова. Он начал осуществлять свой тайный план ввести в России унию (то-есть признать римского папу). Когда самозванец женился на католичке Марине Мнишек, митрополит Гермоген начал требовать чтобы она перешла в православие. Митрополит был лишен сана и заточен в одном из казанских монастырей. Но это не продолжалось долго так как самозванец был скоро низвергнут боярами и убит.
    Князь и царь Шуйский и патриарх Гермоген. Престарелый князь Василий Иванович Шуйский (1606-1610 гг.) был превозглашен царем. Чувствуя под собой довольно шаткую почву он нуждается в поддержке сильной духовной власти. Поэтому он вызывает казанского митрополита Гермогена из изгнания и «освященный собор» возводит его на кафедру Московского Патриарха и Всея Руси.
    Трудное наследие получил, престарелый семидесятилетний, патриарх Гермоген. Политическая смута и отсутствие твердой церковной власти деморализовали русское общество и московское духовенство.
    Патриарх всеми мерами поддерживал царя Василия Ивановича Шуйского в борьбе со вторым самозванцем. Вскоре мятежные бояре насильно постригли Василия в монахи. Гермогену принадлежит первая мысль о призвании на царство Михаила Федоровича Романова (сына митрополита Филарета).
    Семибоярщина. После свержения царя Василия, Русь осталась без царя и ею стала управлять боярская дума. Бояр было семь человек и поэтому их правление получило название Семибоярщины, а этот период называется междуцарствие (1610-1613 гг.).
    Второй самозванец. Вскоре появился второй самозванец которого прозвали Тушинский вор (Лже-Дмитрий Второй). Тушинский, так как его лагерь находился в селе Тушино, недалеко от Москвы. Набрал он в свое войско «воров» то есть беглых крестьян и всяких бродяг. К «войску» вора примкнули литовцы, поляки и казаки и они пошли на Москву.
    Польский Сигизмунд III в Москве. Тушинский вор стоял под Москвой и бояре не видя никакого выхода из положения позвали на московский престол Владислава, сына короля Сигизмунда III. Поляки отогнали тушинцев от Москвы и вошли в Москву и Сигизмунд, сам захотел управлять Москвой.
    Граматы Гермогена. Патриарх Гермоген начал рассылать граматы по всем городам, которые призывали русский людей освобождать Москву от поляков. Одна из грамот патриарха была получена в Нижнем-Новгороде. Земский староста Козьма Минин, прочел ее после литургии собравшемуся народу и воскликнул: «Православные, не пожалеем ни жизней наших, ни имущества, все отдадим за веру православную и святую Русь»! Эти слова произвели большое впечатление на народ. Люди начали приносить одежду, дорогие вещи и деньги. Собралось ополчение. Начальство ополчения было поручено князю Пожарскому, а Козьма Минин стал хранителем казны. На призыв откликнулись и другие города и ополчение стало всенародным.
    Смерть Патриарха. Поляки требовали от патриарха, чтобы он остановил нижегородское ополчение шедшее к Москве под начальством Минина и Пожарского. «Да будет над ними милость Божия и благословение от нашего смирения», с твердостью отвечал мужественный патриарх. Его заперли в келии и уморили голодом (17 февраля 1612 г.). Через 300 лет патриарх Гермоген был причислен святою Церковью к лику святых.
    Народное ополчение. Народное ополчение дошло до Москвы и начало осаду. В Москве начался большой голод и после двух месяцев 22 октября/4 ноября 1612 года поляки сдались.
    Казанская Божия Матерь. В народном ополчении освободившем Москву, находилась Казанская чудотворная икона Божией Матери. Поэтому 22 октября/4 ноября считается праздником Казанской чудотворной иконы.
    Памятник. В центре Москвы, на Красной площади, возле церкви святого Василия Блаженного, стоит памятник Минину и Пожарскому с надписью: «Минину и Пожарскому, благодарная Россия».
    Память святого Гермогена. Память святого Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси соблюдается 17 февраля/2 марта, а также, как уже было сказано выше, вместе с другими московскими митрополитами «Святителей Петра, Алексия, Ионы, Гермогена и Филиппа, Митрополитов Московских и всея Руси» 5/18 октября.
    Память освобождения Москвы. Память освобождения Москвы празднуется 22 октября/4 ноября «Празднование «Казанской» иконе Пресвятыя Богородицы, ради избавления от ляхов в 1612 году».
    Подробнее.
    Русская история (Будзиловича)

7.2 -- Заслуги Сергиевской Лавры во время самозванцев. [§23]
Русская Церковь всегда находилась в тесной связи с народом и государством, никогда не отделялась от них и всегда служила их истинному благу.
    Во время самозванцев, все русское духовенство встало на защиту веры и отечества. В особенности великие заслуги Церкви и государству оказала Свято-Троицкая Сергиева лавра.
    В течение смутного времени лавра пожертвовала до 65,000 рублей (сумма по тому времени огромная). Часть этих денег была послана в Москву когда лавра защищала подступы к Москве и сама терпела осаду от поляков. Эта осада продолжалась 16 месяцев (с сентября 1608). Лавру осаждало 30,000 человек, хорошо обученного войска, а в обители было не больше чем 2,500. Защитники изнемогали от голода и болезней но не сдались. Сила Божия, по молитвам преподобного Сергия (который часто являлся осажденным) помогла и поляки не смогли овладеть лаврой.
    После осады, лавра дала приют толпам ограбленных и раненных крестьян. Монастырь из крепости обратился богадельню (приют для бедных и больных).
    Когда патриарх Гермоген рассылал граматы по всем городам, которые призывали русских людей освобождать Москву от поляков, такие же самые граматы рассылались и из лавры.
    Когда келарь Авраамий узнал о приближении к Москве нижегородского ополчения, то он отправился к ним и своими пламенными речами воодушевлял их.

    Подробнее.

7.3 -- Патриарх Филарет (1619-1633 гг.)(14 лет). [§24]
Как только Москва была освобождена от поляков, было решено избрать царя. На Земском Соборе был избран сын митрополита Филарета шеснадцатилетний Михаил. 21 февраля 1613 года Михаил Федорович Романов (1613-1645 гг.) был торжественно провозглашен Русским Царем. Так начал царствовать в России дом Романовых.
    Как уже было сказано выше (7.1 - Патриарх Гермоген) в 1612 году патриарха Гермогена поляки уморили голодом. После его кончины Церковью временно правили два митрополита; сперва казанский Ефрем, а потом крутицкий Иона. Россия была без царя и без патриарха.
    В это время, отец нового царя, митрополит Филарет, Ростовский, находился в плену у поляков. Как только был заключен мир с Польшей, митрополит Филарет вернулся из плена (1619 г.) и вскоре был поставлен в патриархи всея Руси. Умный и энергичный, он помогал неопытному сыну править государством. Патриарха Филарета и его сына, русского царя звали «Великие государи». По настоянию патриарха был созван Земской Собор и приняты меры к водворению порядка в русской земле. Например: примирение с Польшей, Швецией и татарами, укрощение внутренних мятежей, восстановление разоренных городов, увеличение государственных доходов и военных сил. Земля была разорена, и управлять государством было трудно. Поэтому «Великие государи» все время созывали Земские Соборы и правили Московским государством с помощью всей страны.
    Все, что сделано благодетельного для России в первую половину царствования Михаила Феодоровича, все совершалось при непосредственном и деятельном участии патриарха Филарета. Он не только был советником, но и соправителем (правитель управляющий совместно с другим правителем) царя. Имя его в грамотах писалось вместе с царским; обоим делались доклады и представлялись иностранные послы.
    При дворе патриарха заведены были такие же порядки и служащие как и у царя. Учреждены патриаршие приказы: судный, церковных дел, казенный и дворцовый. Вообще власть и значение патриарха достигли при Филарете необычайных до сих пор силы и значения.
    Патриарх Филарет учредил первую епархию в Сибири и устроил патриаршею греко-латинскую школу при Чудовом монастыре. Оживляется в Москве церковное издательство. Переиздаются, в исправленном виде, богослужебные книги, например Требник. Печатаются новые книги учительного характера, например Большой Катехизис.
    Позже во время царя Алексея Михайловича, появились ограничения патриаршей власти и прав духовенства.
    Подробнее.
    Грамота 1613 г.


8 Раскол в Церкви.

8.1 -- Патриарх Никон (1652-1681 гг.)(29 лет). [§25]
Патриарх Никон (в крещении Никита) родился в 1605 году и был сын крестьянина. Рано лишился матери и претерпел много горя от злой мачехи. Еще в детстве начал читать духовные книги и решил стать монахом. В 12 (двенадцать) лет тайно ушел в монастырь. Здесь он всех удивлял своим сильным характером и духовными подвигами.
    Царь Алексей Михайлович (1645-1676 гг.) был поражен его большой ревностью к благу Церкви и отечества, твердым и открытым характером, светлым умом, обширным познаниями, строгими правилами жизни и наконец его величественною наружностью. Царь его полюбил как друга и чтобы его приблизить к себе, перевел его в московский Новоспасский монастырь.
    Около трех лет Никон был митрополитом в Новгороде. Здесь он завел в церквах лучшее пение, неспешное и внятное чтение, устроил типографию, четыре богодельни и во время голода каждый день питал бедных на своем дворе.
    Никон принял патриаршество в 1652 году. В первые пять лет правления Никона связывала с царем самая тесная дружба. Без патриарха, как во времена Филарета, не решалось ни одно государственное дело. За его услуги царь почтил Никона титулом великого государя. Титул этот был еще выше, чем у Филарета. Власть патриарха совершенно приравнивалась к царской власти.
    Пользуясь влиянием царя, Никон сорудил три монастыря. На этой высоте положения, патриарх Никон возбудил против себя много врагов, в особенности бояр. В то время стали проникать в Россию иноземные обычаи и Никон их осуждал не стесняясь. В то же время патриарх возбудил к себе сильную ненависть и со стороны приверженцев старины исправлением богослужебных книг и церковных обрядов.
    Подробнее.

8.2 -- Исправление Богослужебных Книг. [§26]
До патриарха Никона, ошибки в богослужебных книгах исправлялись очень медленно. Когда Никон стал патриархом, то он начал исправление богослужебных книг с большой острожностью.
    Когда более необходимые книг были исправлены, то для рассмотрения их, патриарх Никон созвал новый собор (1656). На этом соборе, вместе с русскими святителями присуствовали два патрарха -- антиохийский Макарий и сербский Гавриил. Собор одобрил новоисправленные книги и распорядился по всем церквам вводить новые, а старые отбирать и жечь.
    Прежние руководители исправлением книг, стали врагами патриарха, так как при новом исправлении книг они выглядели отсталыми и неумелыми. Они начали распространять слухи среди народа что Никон не исправляет а портит веру. Патриарх Никон раздражался на сопротивление и подверг некоторых строгим наказаниям. Епископ Павел коломенский был лишен сана и сослан в монастырь, протопоп Иоанн Неронов в Каменный монастырь, протопоп Аввакум в Даурию, протопоп Даниил в Астрахань, князь Львов в Соловецкий монастырь. Они казались народу мучениками за веру.
    Подробнее.

ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЗАД
ВПЕРЕД

Литература на интернете.
• История Русской Церкви. Оглавление (по прот. Смирнову) [ДД-74(0)]
• ИРЦ. Московский период (по прот. Смирнову) [ДД-74(4)]
• История Христианской Церкви (прот. Смирнов) (ДД-68р)
• История России (Будзилович) http://www.russia-talk.com/history/hist-contents.htm


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-14(04) --
История Русской Церкви. Краткие обзоры. Московский период»
Церковная Гимназия при
Храме всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ)
School at the Church of all Russian Saints (AM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. страницы: http://www.dorogadomoj.com/
d14irc04mos.html,  (I-й вып:25мар90),  26окт06
рус. текст: АНМ.
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ОГЛАВЛЕНИЕ Истории Русской Церкви
НАВЕРХ