Дорога домой. Выпуск ДД-14(05)  [27окт06]
   
История Русской Церкви.
Краткие обзоры

5 -- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД (1700-1917 гг.).

Петербургский период начинается со смертью Патриарха Адриана и утверждением Императором Петром Святейшего Синода и кончается с февральским переворотом.
Содержание: (1) Обзор Петербургского периода; (2) Учреждение Святейшего синода; (3) Деятельность Святейшего Синода.

1 -- Обзор Петербургского периода.
Петербургский период (1700-1917 гг., 217 лет) начинается со смертью Патриарха Адриана (1700 г.) и утверждением Императором Петром Святейшего Синода (1721 г.) в Петербурге. Период кончается с февральским переворотом (1917 г.).
    С пришествием преобразователя России, Императора Петра Первого (Великого), начались трения с Церковью и при первой возможности он упразднил патриаршество. Вместо патриарха был учрежден Святейший Синод. Некоторые считают что это отрицательно отразилось на Церкви и на обществе и что развитие Церкви было заторможено.

2 -- Учреждение Святейшего синода.
В России до Императора Петра Первого было две главы: царь и патриарх. Они сотрудничали и помогали друг другу и Церковь имела полную свободу. Русская Церковь всегда находилась в тесной связи с народом и государством, никогда не отделялась от них и всегда служила их истинному благу. Такое сотрудничество Церкви и государства называется греческим словом «симфония» (по русски «согласие»).
    Император Петр Первый производил реформы на пользу России, но не все были с ним согласны. Он встречал со всех сторон, включая духовенство, сопротивление и враждебность. Поэтому, после смерти патриарха Адриана (1690-1700 гг.), новый патриарх не был избран. Рязанский митрополит Стефан Яворский был поставлен Местоблюстителем патриаршего престола (1700-1721гг.); то есть временно заменял патриарха. До 1700 года, в Русской Церкви было десять (10) патриархов. В 1721 году Петр Первый учредил Святейший Синод, который заменял патриарха. Синод сперва назывался Духовной Коллегией.
    Это изменение в управлении Российской Церковью было одобрено и утверждено восточными патриархами. Они признали Святейший Синод своим братом, имеющим равную с ними власть и степень в церковной иерархии; то есть они признали что Святейший Синод имеет ту же власть что и патриарх. Таким образом Святейший Синод заменил собою патриарха.
    Святейший Синод состоял из: (1) Президента, (2) Двух ВицеПрезидентов, (3) Четырех советников и (4) Четырех ассесоров. Первым президентом Синода был митрополит Стефан Яворский. Позже, светские имена были заменены более подходящими названиями: (1) первенствующий член, (2) члены Синода и (3) присуствующих в Синоде.
    По приказу Императора Петра Первого, Митрополит Феофан Прокопович издал Духовный Регламент. В нем древние церковные правила которые остались в силе, были применены к современному положению Русской Церкви. Духовная Колегия была подчинена царю через специального чиновника - оберпрокурора (светское лицо). Таким образом Русская Церковь лишилась независимости и самостоятельности.
    Заменив собою патриарха, Святейший Синод принял на себя и дела патриаршего управления. Его главные задачи были:

    1. Наблюдение за чистотой учения и благочиния в богослужении,
    2. Избрание и поставление достойных архипастырей и пастырей,
    3. Надсмотр за духовно-учебными заведениями,
    4. Цензура духовных книг,
    5. Бракоразводные дела и прочее.

3 -- Деятельность Святейшего Синода.
С принятием святой православной веры на Руси стало распространяться и духовное просвещение и открываться школы. св. Князь Владимир сразу после крещения приказал собирать детей и учить их. Митрополит Михаил дал учителям наставления, как надо обучать детей. Ярослав Мудрый (сын Владимира) открыл в Новгороде училище, где стало обучаться до 300 детей. В других городах при епископских кафедрах также были открыты училища для детей.
    Во время монгольского нашествия многие училища были закрыты, но потом снова открылись.
    При патриархе Филарете в Москве в Чудовом монастыре была открыта Греко-латинская школа. При патриархе Иоакиме в Москве открылась Академия, где учили братья Лихуды, по присхождению греки, окончившие Падуанский университет.
    Со времени утверждения Святейшего Синода стало развиваться школьное дело. Петр Первый восстановил угасшую Академию (после удаления из нее братьев Лихуды) и вверил ее митрополиту Стефану Яворскому. Друг Стефана Яворского, Дмитрий Митрополит Ростовский, на свои средства устроил училище в Ростове. Во многих городах трудами и заботами архипастырей открывались духовные школы.
    В конце 1807 года, по приказу императора Александра I, духовные школы были преобразованы и разделены на 4 разряда:

    1. Академии,
    2. Семинарии,
    3. Духовные училища, уездные и
    4. Духовные училища, приходские.
Академии открылись в следующих городах и в следующем порядке:
    1. Петербурге (1809 г.),
    2. Москве (1816 г.),
    3. Киеве (1819 г.),
    4. Казани (1842 г.).
    Каждая академия издавала свой богословский журнал, где печатались труды профессоров и студентов, а также переводы творений святых отцов с древних языков. Студенты вели беседы с народом и проповедовали в церквах. Семинарий в России было около ста. Они находились в губернских городах при архиерейских кафедрах. Курс образования был шестилетний, выше среднего. Духовных училищ имелось несколько сот. В них учились дети духовенства до поступления в семинарии.
    В приходских училищах при храмах учились дети мещан (городских жителей) и крестьян; там учили священники и диаконы.
    С 1843 года стали возникать епархиальные женские училища для девиц духовного звания, которые готовые быть матушками.
    Также открывались училища при Православных миссиях в других странах. Например в Сирии и Палестине было открыто около ста училищ и две учительские семинарии. В них учились дети православных арабов.

ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЗАД
ВПЕРЕД


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-14(05) --
История Русской Церкви. Краткие обзоры. Петербургский период»
Церковная Гимназия при
Храме всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ)
School at the Church of all Russian Saints (AM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. страницы: http://www.dorogadomoj.com/
d14irc05pet.html,  (I-й вып:25мар90),  27окт06
рус. текст: АНМ.
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ОГЛАВЛЕНИЕ Истории Русской Церкви
НАВЕРХ