Дорога домой. Выпуск ДД-14(08)  [10нбр06]
   
История Русской Церкви.
Краткие обзоры

8 -- МОНАСТЫРИ.

Содержание: (1) Монашество; (1.1) Происхождение монашества; (1.2) Преподобный Антоний Великий; (1.3) Отшельники; (1.4) Общежительное монашество; (1.5) Значение монашества; (2) Киево-Печерская лавра; (2.1) Преподобный Антоний; (2.2) Преподобный Феодосий; (3) Св. Троицкая Сергиевская лавра; (3.1) Преподобный Сергий Радонежский; (3.2) Заслуги Сергиевской Лавры во время самозванцев; (4) Соловецкая обитель.

1. Монашество.


1.1 Происхождение монашества.

С самого начала Христианской Церкви многие из верующих стремились к достижению высшего духовного и нравственного уровня. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным, другие, подражая Приснодеве Марие, святому Иоанну Предтече, апостолам Павлу, Иоанну и Иакову, приняли на себя обет девства, проводили время в непрестанной молитве, посте и воздержании.
    Монахи считали что им легче исполнять свои обеты вдали от мира. Поэтому они оставляют города и селения и живут в горах и пустынях. Их называли отшельниками.
    Во время гонений на христиан, христианам приходилось бежать и всячески скрываться. Это конечно способствовало монашеству. Когда же гонения кончились, то многие язычники начали переходить в христианство, без особенной веры. Чистота христианской жизни стала ослабевать и это тоже способствовало монашеству, так как для достижения христианской жизни, верующие начали уходить в монастыри.

1.2 Преподобный Антоний Великий.
Сначала монашество появилось на востоке, в Египте. Отцом монашества считается Антоний Великий. Антоний родился около 250-го года от благородных и богатых родителей которые воспитали его в благочестии.
    Святой Антоний сперва сам уединился в пустыне. После двадцати лет у него постепенно появились ученики. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался наставником многих. Св. Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 году) и за свои заслуги получил наименование Великого.
    Память св. преподобнаго Антония Великаго соблюдается 16/29 января.

1.3 Отшельники.
Преподобный Антоний основал монашество отшельническое. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника (аввы - отец, по еврейски), жили отдельно друг от друга в хижинах и пещерах (скитах). Там они молились, постили и занимались каким нибудь трудом и помогали бедным. Несколько скитов, под руководством одного аввы назывались лаврою.

1.4 Общежительное монашество.
Еще при жизни Антония Великого появился другой род монашества: общежительное монашество. Монахи собирались в одну общину, трудились на общую пользу и подчинялись одним правилам. Такие общины назывались монастырями. Заведующие этими общинами аввы назывались архимандритами.

1.5 Значение монашества.
Не смотря на то что монахи удалялись из мира для достижения нравственного и духовного совершенства, монашество имело большое благотворное влияние на все общество. Уже один взгляд на жизнь монахов, дает знать людям где их истинное отечество. Слава о жизни и подвигах святых подвижниках, привлекала к ним много людей, которые искали наставление и утешение. Посетители не только сами учились их благочестию, но и рассказывали о них другим и записывали их деяния (жизнь) и слова. Собрания деяний и изречений святых подвижников, становились учебником и руководством нравственности для всех христиан.
    Монастыри помогали духовному и нравственному благу ближних. Они были центром и примером благочестия, духовного просвещения, образования и были центром чистой и не поврежденной веры. Но главная заслуга монахов для общества это постоянная молитва о Церкви, отечестве, живых и умерших.
    Монастыри тоже помогали и телесному благу ближних. Монахи сами добывали свое пропитание и делились с бедными. При монастырях были странноприимницы (гостиницы для странников), где монахи принимали и питали странников. Из монастырей рассылалась милостыня бедным и заключенным в темницах.
    Помогая духовному, нравственному и телесному благу верующих, монашество помогало распространению веры Христовой и окончательному падению язычества. Высокая жизнь монахов удивляла язычников и для них была доказательством святости христианской религии.
    Видя высокое благочестие монахов, архипастыри начали возводить на них степень священства. Позднее появился обычай возводить высшую степень епископства только на монахов.

Вопросы.
1. Почему верующие начали уходить в монастыри?
2. Кому подражают монахи?
5. Что такое лавра?
6. Какой еще есть род монашества?
8. Как действовали монастыри на других верующих?

2. Киево-Печерская лавра.
Киево-Печерская лавра была образцом для всех других обителей и имела большое значение в Русской Церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели.
    Первую пещеру, на месте где потом была основана Киево-Печерская лавра, выкопал в 1051 году святой Иларион, первый Киевский митрополит из русских (Гл. 3-7.2 - Св. Иларион). Сама же КиевоПечерская лавра была основана преподобным Антонием и устроенна преподобным Феодосием.
    По образцу Киево-Печерской лавры возникли монастыри в других местах России.

Вопросы.
1. Чем знаменательна Киево-Печерская лавра?
2. Как она была основана?

2.1 Преподобный Антоний.
Основатель Киево-Печерской лавры, святой Антоний, родился в городе Любече, в Черниговской губернии. С юных лет он почувствовал стремление к иноческой жизни и решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял пострижение и начал отшельническую жизнь в пещере близ монастыря.
    Когда он приобрел духовный опыт, тогда игумен обители дал ему послушание идти в Россию и там насадить иночество и монастыри в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда он пришел в Киев здесь уже было несколько монастырей основанных греками. Антоний не избрал ни одного из них, а поселился в двухсаженной пещере ископанной пресвитером Иларионом в 1051 году.
    Здесь Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни; пищей его был черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят иерей Никон, а вторым преподобный Феодосий.
    Память преподобного Антония Киево-Печерского соблюдается 10/23 июля.

Вопросы.
1. Кто был преподобный Антоний Киево-Печерский?

2.2 Преподобный Феодосий.
Молодость свою провел в Курске где жили его родители. С ранних лет он каждый день бывал в храме, прилежно читал Слово Божие. Феодосий отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Однажды он пришел к преподобному Антонию, но он сперва не хотел его принять из-за его молодости.
    Когда число сподвижников преподобного Антония возрасло до 12-ти, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе там пещеру и стал подвизаться в затворе (уединении). Феодосий остался на прежнем месте. Вскоре братия избрали Феодосия своим игуменом и он начал стараться об учреждении правильного общежития, по уставу цареградского Студийского монастыря.
    Главные черты общежительного устава были следующие: все имущество у братии было общее; время проводилось в непрестанных трудах (послушаниях); труды распределялись игуменом по силе каждого монаха; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; грехи и помыслы открывались игумену духовнику который был руководителем всех к спасению.
    Сам преподобный был примером во всем для братии: носил воду, рубил дрова, работал на пекарне, носил самую простую и ветхую одежду, раньше всех приходил в церковь и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался большим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался заинтересовать к ним свою братию.
    Близ обители он устроил дом для нищих, слепых, хромых и расслабленных и на содержание их брал десятую часть монастырских доходов. Кроме того, каждую субботу он посылал целый воз хлеба, для заключенных в тюрьмах.
    Сам монастырь был построен над пещерой. Сперва была построена церковь, а потом возле нее построили настоящий монастырь: большую церковь, келии и огородили стеной. Через 12 лет после построения монастыря, преподобный Феодосий решил построить новый более обширный монастырь. Вскоре, 3 мая 1074 года, преподобный Феодосий скончался и был погребен в пещере под старым монастырем, то есть в первой пещере которую преподобный Антоний наследовал от Илариона.
    Память преподобного Феодосий, игумена Киево-Печерского соблюдается в день перенесения его мощей 14/27 августа и в день его преставления 3/16 мая.

Вопросы.
1. Кто был преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский?

3. Св. Троицкая Сергиевская лавра.
В половине 14-го века положено основание Троице-Сергиевской Лавры.

3.1 Преподобный Сергий Радонежский (+1392).
Основатель ее, преподобный Сергий (в мире Варфоломей), был сын бояр Кирилла и Марии, которые сначала жили в Ростове, а потом переселились ближе к Москве, в селение Радонеж. С юных лет он горел желанием служить одному Богу в уединении, по примеру древних подвижников; но его удерживала в родной семье любовь к родителям.
    По кончине их он предоставил наследство младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в десяти верстах от Радонежа, в глухом лесу. Вскоре Стефан оставил его и святой Сергий около двух лет подвизался один. (Стефан потом стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя).
    Жизнь и труды преподобного Сергия имеют особое значение в истории русского монашества. Он положил начало жизни пустынников, устроив обитель вне города с общинножитием.
    Устроенная на новых началах, обитель Святыя Троицы сначала терпела великую во всем нужду. Ризы были из простой крашенины, священные сосуда деревянные и в храме вместо свеч светила лучина. Но подвижники ее горели духовной ревностью. Святой Сергий показал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на волю Божию. В трудах и подвигах был первый и за ним шла братия.
    Через несколько лет по основании обители, стали около нее селиться крестьяне. Недалеко от нее шла большая дорога в Москву и на север. Средства святой обители стали расти. По примеру Киево-Печерской лавры, он стал раздавать богатую милостыню и принимать больных и странников.
    Великий князь Димитрий Иоаннович уважал преподобного Сергия, как отца и просил у него благословения на борьбу с Мамаем.
    Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и много птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители.
    Память преподобного Сергия Радонежского, чудотворца соблюдается в день его преставления 25 сентября/8 октября и в день обретения его мощей 5/18 июля.

3.2 -- Заслуги Сергиевской Лавры во время самозванцев. [=4.7.2] [§23]
Русская Церковь всегда находилась в тесной связи с народом и государством, никогда не отделялась от них и всегда служила их истинному благу.
    Во время самозванцев, все русское духовенство встало на защиту веры и отечества. В особенности великие заслуги Церкви и государству оказала Свято-Троицкая Сергиева лавра.
    В течение смутного времени лавра пожертвовала до 65,000 рублей (сумма по тому времени огромная). Часть этих денег была послана в Москву когда лавра защищала подступы к Москве и сама терпела осаду от поляков. Эта осада продолжалась 16 месяцев (с сентября 1608). Лавру осаждало 30,000 человек, хорошо обученного войска, а в обители было не больше чем 2,500. Защитники изнемогали от голода и болезней но не сдались. Сила Божия, по молитвам преподобного Сергия (который часто являлся осажденным) помогла и поляки не смогли овладеть лаврой.
    После осады, лавра дала приют толпам ограбленных и раненных крестьян. Монастырь из крепости обратился богадельню (приют для бедных и больных).
    Когда патриарх Гермоген рассылал граматы по всем городам, которые призывали русских людей освобождать Москву от поляков, такие же самые граматы рассылались и из лавры.
    Когда келарь Авраамий узнал о приближении к Москве нижегородского ополчения, то он отправился к ним и своими пламенными речами воодушевлял их.

4. Соловецкая обитель.
В 16-ом веке, на крайнем севере России, возникла знаменитая обитель Соловецкая. Основателями ее были преподобные Зосима игумен и Савватий Словецкие. Позже святой игумен Филипп тоже много потрудился.
    Соловецкая обитель и до настоящего времени (1911 г.) служит оплотом веры и благочестия на северной окраине России. Множество богомольцев посещают ее и кроме живущих в ней иноков, тысячи христиан, в особенности из простого народа, ютятся около нее в качестве добровольных учеников и тружеников. Здесь они учатся грамоте и ремеслам, исполняют данные ими обеты и выносят отсюда доброе назидание на всю свою жизнь в семьях и среди мира.

ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЗАД
ВПЕРЕД

 


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-14(08) --
История Русской Церкви.  Краткие обзоры
8 -- Монастыри»

Церковная Гимназия при
Храме всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ)
School at the Church of all Russian Saints (AM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. стр.: http://www.dorogadomoj.com/
d14irc08mon.html,  (25мар90), 10нбр06
рус: АНМ.
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ОГЛАВЛЕНИЕ Истории Русской Церкви
НАВЕРХ