Дорога домой. Выпуск ДД-14(10)  [02нбр06]
   
История Русской Церкви.
Краткие обзоры

10 -- ПРАВОСЛАВНЫЕ МИССИИ.

Содержание: (1) Православные миссии внутри страны; (1.1) Проповедь в Казани; (1.2) Проповедь в Сибири; (1.3) Миссии в Европейской России; (1.4) Кавказская Миссия; (2) Православные миссии за границей; (2.1) Китайская Православная Миссия; (2.2) Японская Православная Миссия; (2.3) Русская Миссия в Америке.

1 -- Православные миссии внутри страны. [31;58]
Миссионерская (просветительная) деятельность Русской Церкви в Синодальный период продолжалась главным образом внутри обширной Российской Империи и отчасти за границей.

1.1 Проповедь в Казани.
В Казани велось просвещение среди татар-магометан. Особено отличились митрополиты Тихон и Лука Конашевич. Митрополит Тихон, на свои средства, открыл много школ для инородческих детей. В последнее время (1903 г.), миссионерской работой, там руководит братство святителя Гурия, открытое в 1867 году.

Вопросы.
1. Какие лица вели миссионерскую проповедь в Казани?
2. Кроме отдельных лиц, кто еще там занимался миссионерской работой?

1.2 Проповедь в Сибири.
Обширные пространства Сибири, населенные многочисленными языческими племенами, в особенности представляли широкое поле для миссионерской деятельности. В настоящее время (1903 г.), Миссионерское Общество заботится о миссииях в разных эпархиях, в пределах Сибири. При миссиях находятся школы для инородческих детей.
    Наиболее замечательные проповедники веры были: Митрополит Филофей (Лещинский), святитель Иннокентий первый епископ Иркутский, архимандрит Макарий (Глухарев) и протоиерей Иоанн Вениаминов (будущий Иннокентий, Митрополит Московский).

Митрополит Филофей Тобольский.
Тобольский митрополит Филофей (Лещинский) вызвал к себе из Киева ученых иноков (монахов) и посылал их проповедывать среди монголов. В 1711 году из за тяжелой болезни митрополит Филофей отказался от кафедры и принял схиму. Почувствовах облегчение, он опять принялся за миссионерские труды и всецело себя посвятил делу христианской проповеди (1715-1721 гг.). Целыми сотнями крестил татар, остяков, вогулов, назначал им священников и строил церкви. Он обратил в христианство до 40,000 (сорок тысяч) инородцев и построил 37 церквей.

Святитель Иннокентий Иркутский.
Святитель Иннокентий первый епископ Иркутский был постриженником Киево-Печерской лавры и воспитанник ее академии.
    В 1721 году Император Петр Первый назначил его в начальники Пекинской миссии в сане епископа, но китайский богдыхан не согласился допустить миссию в столицу.
    Во время тянувшихся переговоров с Китаем, св.Иннокентий жил в Иркутске и стал здесь епископом (1727-1731 гг.). За все время он много потрудился для проповеди среди сибирских инородцев. На свои средства при иркутском Вознесенском монастыре он устроил школу, где будущие русские миссионеры обучались монгольскому и китайскому языкам. Господь прославил его апостольские подвиги нетлением мощей и он был причислен к лику святых.
    Память святителя Иннокентия первого Епископа Иркутского соблюдается в день обретения его мощей 9/22 февраля и в день его преставления 26 ноября/9 декабря.

Архимандрит Макарий.
Архимандрит Макарий (Глухарев) был основателем и начальником Алтайской миссии. Не щадя сил и здоровья он трудился здесь 14 лет (1830-1844 гг.). Все свои средства он отдавал новокрещенным. Перевел на алтайский язык много молитв, части Евангелия и другие богослужебные книги.

Протоиерей Иоанн Вениаминов.
Протоиерей Иоанн Вениаминов это будущий Иннокентий, Митрополит Московский. С ранних лет он остался сиротой и получил оспитание в Иркутской семинарии. Окончив семинарию он стал священником.
    Через два года, в 1823 году, он добровольно со своей семьей отправляется за 5,000 верст на остров Уналашку (крупнейший из Алеутских островов) для христианской проповеди среди алеутов. Здесь он пробыл десять лет, терпеливо перенося труды и лишения. Он изучил алеутский язык и перевел на этот язык Евангелие и молитвы, устроил училище и церковь. Затем (1834 г.) он переселился на остров Ситху и здесь изучив язык колошей, проповедывал им веру. (Тоже смотри отдел «Русская Миссия в Америке»).
    В 1839 году он отправился в Петербург, по делам своей миссии, и здесь он получил весть (из Ситхи) о кончине его жены. Приняв монашество с именем Иннокентий, в 1840 году он был посвящен в епископа Камчатского.
    С острова Ситхи епископ Иннокентий переселился в Якутск. Здесь он изучил якутский язык, перевел на него Евангелие, литургию и молитвы и утвердил в вере 300,000 (тристо тысяч) якутов.
    В 1857 году архиепископ Иннокентий переселился на Амур в город Благовещенск, где обратил в христианство несколько тысяч полудиких монголов.
    Такие необыкновенные труды обратили на него всеобщее внимание и поэтому после смерти митрополита Филарета (Московского) он был поставлен митрополитом Московским. Он скончался в 1879 году.
    В сане московского митрополита он выработал новый устав Православного Миссионерского Общества. По уставу, главное управление было перенесено в Москву, и митрополит был назначен его председателем. (Смотри выше, в этой же главе, о Миссионерском Обществе в Сибири и ниже отдел «Миссии в Европейской России»).
    Святитель Иннокентий Московский, просветитель Америки (Вениаминов) был прославлен в 1977 г. Его память соблюдается марта 31/13 апреля.

Вопросы.
1. Какой веры были языческие племена, которые населяли Сибирь?
2. Чем занималось Миссионерское Общество в Сибири?
3. Чем занимался Тобольский митрополит Филофей?
4. Чем занимался святитель Иннокентий Иркутский?
5. Чем занимался архимандрит Макарий?
6. Чем занимался протоиерей Иоанн Вениаминов, будущий Иннокентий, Митрополит Московский?

1.3 Миссии в Европейской России.
В Европейской России тоже есть (1903 г.) ряд миссий организованных Миссионерским Обществом по образцу Сибирских. Эти миссии занимаются проповедью среди: калмыков, киргиз, черемисов, вогулов, башкир, трухмян, татар и других. Все эти миссии, как и Сибирские, тоже организованы по разным епархиям.

Вопросы.
1. Чем занималось Миссионерское Общество в Европейской России?

1.4 Кавказская Миссия.
На Кавказе было христианство еще с древних времен. Русская христианская проповедь на Кавказе имела большие успехи. Приходилось восстанавливать уже бывшее там раньше христианство, а также насаждать новое среди разных кавказских племен.
    По предложению грузинского архиепископа Иосифа, Святейший Синод в 1745 году, отправил на Кавказ миссию под начальством архимандрита Пахомия, которая в течение 25-и лет обратила в христианство более 2,000 (двух тысяч) человек.
    Новая миссия, назначенная Синодом в 1771 году, под начальством ученого протоиерея Лебедева, в течение двадцати лет (1772-1792 гг.) просветила более 6,000 (шести тысяч) осетин.
    Особенно успешно стала развиваться деятельность миссии с 1814 года при живом участии грузинского экзарха Феофилакта (экзарх это сан между митрополитом и патриархом). При нем было обращено более 40,000 (сорока тысяч) человек, устроено более 40 (сорока) церквей и богослужебные книги стали печататься на осетинском языке.
    С покорением Кавказа (1859 г.) еще более стала развиваться миссионерская деятельность Церкви в этом крае. В 1860 году, в Тифлисе, было учреждено общество восстановления православного христианства на Кавказе. При содействии этого общества, многие древние храмы на Кавказе были восстановлены, многие снова построены, открыты школы и устроены монастыри.

Вопросы.
1. Какие были условия для проповеди христианства на Кавказе?
2. Какая была особенность проповеди в Грузии?

2 -- Православные миссии за границей. [31;58]
Из Сибири, евангельская проповедь перешла в соседние страны, в Китай и Японию.

2.1 Китайская Православная Миссия. [32;58]
Православная вера была принесена в Китай русскими пленными в конце 17-го века. Они были поселены на далеко от Пекина в особом селении и была построена церковь. По их просьбе, из Тобольска была отправлена в Китай миссия во главе с архимандритом Иларионом. Деятельность этой миссии главным образом была направлена к поддержанию веры между потомками русских пленных.
    Позднее, средств в миссии было больше и из Петербурга были вызваны, из разных епархий, способные молодые люди для обучения китайскому языку. Их трудами, были переведены на китайский язык, священные и богослужебные книги. Впоследствии, в Пекинской миссии, была открыта духовная семинария которая выпускала образованных китайцев миссионеров, из которых многие были священниками, диаконами и псаломщиками. Но в общем, до сих пор (1903 г.), число обращенных китайцев небольшое.

Вопросы.
1. Когда и каким образом появилось православие в Китае?
2. Что было сделано русскими для развития Православия в Китае?

2.2 Японская Православная Миссия. [32;58]
В Японии православие распространилось более успешно. Оно насаждено было трудами архиепископа Николая (Касаткина)(+1912).
    С юных лет отдавшись апостольскому призванию, он тотчас по окончанию академии в 1860 году занял место настоятеля церкви при русском консульства в Хакодатэ. С тех пор, в течение свыше 50 (пятидесяти) лет, он неустанно трудился в деле распространения и утверждения православия в Японии.
    Архиепископ Николай начал миссионерскую деятельность в очень тяжелых условиях; за принятие христианства карали смертной казнью. Он имел утешение видеть, как условия японской общественной жизни постепенно изменялись к лучшему. Слово Божие росло и множилось, и приносило обильный плод в сердцах новых христиан японской Церкви.
    Для большего успеха миссионерской работы, брали в миссионеры из самих японцев. В особенности известен один миссионер Павел Савабе, бывший жрец.
    Архиепископ Николай со святой ревностью все время неустанно работал, переводил на японский язык богослужебные и священные книги, а также все время путешествуя по Японии. Со своим примером он воодушевлял и своих ближайших сотрудников. В 1891 году, в Токио, в самой столице Японии, был освящен великолепный храм в честь Воскресения Христова.
    В настоящее время (1903 г.), число православных христиан свыше 30,000 (тридцати тысяч) человек. В Токио имеется православная духовная семинария для приготовления священников и проповедников из японцев. Также существует женское училище и издается несколько духовных журналов.
    Святой равноапостольный Николай (Касаткин) Японский был прославлен в 1970 г. Его память соблюдается 3/16 февраля.

Вопросы.
1. Когда и каким образом появилось православие в Японии?
2. Какие были условия для проповеди христианства в Японии?
3. Что было сделано епископом Николаем для развития Православия в Китае?
4. Кого брали в проповедники и для чего?

2.3 Русская Миссия в Америке. [32;58]
Начало Северо-Американской православной миссии начато в 18-ом веке, иноками Валаамского монастыря. Их трудами православие насаждено в бывших русских владениях, на Аляске и на Алеутских островах, среди полудиких алеутов, эскимосов, колошей и других.
    Позднее на тех же островах неутомимо и плодотворно трудился знаменитый миссионер протоиерей Иоанн Вениаминов. Сначала в сане священника (1824-1840 гг.), а потом в сане епископа (с 1840 г.) и архиепископа, с именем Иннокентия. Его трудами была организована особенная епархия. С переходом Аляски и Алеутских островов во владение Соединенных Штатов, эта епархия оказалась за пределами России и получила наименование Алеутской и Северо-Американской. (Смотри отдел «Проповедь в Сибири»).
    В последние годы 19-го столетия Православная Церковь в Америке пополнилась переселенцами, в большинстве карпаторосами (угроросами) и галичанами. Униаты по вере, в Америке они стали массами возвращаться к православной вере, к вере своих отцев. Также в состав этой епархии вошли сербы и другие православные славяне, а также греки и сирийцы. После государстенного переворота в России, в 1917 г. пришла к власти богоборческая власть и Церковь была почти уничтожена. В 1921 г., Русские церкви в Америке, вместе со всеми другими русскими церквами за границей, вошли в состав Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в Сербии, а нерусские приходы перешли к своим поместным церквам.
    В 1903 г., глава этой эпархии был митрополит, который находился в Нью-Йорке. Для подготовления священников из местных жителей учреждена духовная семинария.
    Сейчас (1991 г.) с большим притоком русской эмиграции в Америку, церковная жизнь разрослась и построено много новых церквей. (Смотри главу «Русская Церковь за границей»).

Вопросы.
1. Когда и каким образом появилось православие в Америке?
2. Кем и как была организована первая Американская епархия?
3. Кто вошел в состав Американской епархии?

ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЗАД
ВПЕРЕД


Литература на эл. стр.
• Православный календарь (смотри жития святых): http://www.days.ru/
• Епископ Александр (Милеант) (смотри жития святых): http://www.fatheralexander.org/


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-14(10) -
История Русской Церкви. Краткие обзоры.
10 -- Православные миссии»

Храм всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ),
г. Бурлингейм, штат Калифорния
Church of all Russian Saints (AM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. стр.: http://www.dorogadomoj.com/
d14irc10mis.html,  (09фев03),  02нбр06
рус. текст: АНМ.
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ОГЛАВЛЕНИЕ Истории Русской Церкви
НАВЕРХ