Дорога домой. Выпуск 23  [21янв00ж]

ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА И НАША ЖИЗНЬ
Жизнь по Закону Божию - завет св. Владимира

     Этот доклад был прочитан 22 года тому назад, в 1978 г. Это было начало крайне либеральной культурной революции.
     В 1960-ых и 70-ых годах в Америке происходило большое брожение среди молодых людей. Хорошо обеспеченная «золотая» молодежь сходила с ума. «Дети цветов» (flower children) восстали против материализма и бездуховности, но не имея правильного духовного руководства принесли ей наркотики, нравственную распущенность и потерю христианских ориентиров и ценностей. Центр этого брожения был город Сан-Франциско в Калифорнии. Что-то происходило с обществом и большая часть жителей не совсем это понимала. (Позже, это поколение и стало носителем антихристианского, разрушительного, крайнего либерализма и «культурной революции» от которой в конце ХХ и начале XXI века все больше и больше проблем). Русские люди жили довольно беспечно в своем закрытом кругу и не совсем понимали и обращали внимания на то что происходило вокруг них. Вообще было неудобно критиковать хозяев этой страны так как мы здесь были почти как гости. С другой стороны нужно было все это объяснить и сказать что как всегда наше спасение только в православной вере - которую нам открыл Сам Господь Бог.

     Содержание: (1) Церковь - школа добра, (2) Языческий мир и христианство, (3) Христианство в России, (4) Жизнь в Православной России, (5) Какое наше будущее, (6) Что же нам делать, (7) Переоценка ценностей, (8) Подведем итоги. Послесловие. Библиография.

     Ваши Преосвященства Преосвященейшие Владыки, Честнейшие отцы и гости.
     От всей души хочу поблагодарить нашего дорогого Владыку Антония и отца Стефана за приглашение меня в качестве докладчика. Чувствую себя немощным для участия в таком великом деле, как съезд, который посвящен тысячелетию православия в России.
     Мой доклад, это обращение к нашей молодёжи. Это беседа о нашей вере.

     Церковь - школа добра. Наш митрополит Филарет - еще когда был игуменом - написал в «Конспекте по Закону Божию» (стр. 62): «Основная задача христианства - научить людей жить по воле Божией, дабы чрез это привести их к вечному блаженству. Напрасно некоторые хотят свести христианство только к узко-обособленной сфере религиозных переживаний. Нет христианство - жизнь, христианство - новая печать на всех жизненных отношениях людей»1).
     Где же находится это учение о христианской жизни? Оно находится в учении нашей Церкви, в заповедях Моисея, в заповедях блаженства, в Евангелии, в Апостоле, в молитвах, в писаниях свв. отцов и в нашем Катихизисе.
     Просматривая Катихизис, мы увидим что именно здесь систематически представлено всё христианское нравоучение. На первый взгляд нам может показаться, что многое там неприменимое к нашей жизни. Но обдумывая все наши поступки в течение дня, мы видим что все в конечном итоге сводится к темам разработанным в Катихизисе.
     Стоит нам вдуматься в наши молитвы и писания святых и мы всюду увидим совет о том, как жить.
     Стоит нам только посмотреть на наши иконы и вспомнить о жизни святых и мы опять увидим примеры благочестивой жизни.
     В книге «Богосознание» отца Протоиерея Николая Депутатова (стр. 71) есть такое место: «Спрашивает один славный проповедник: «Желали ли бы вы, чтобы Сам Бог вас всему учил». - И отвечает: - «Слушайте Церковь!»2).
     Действительно - чем больше мы наблюдаем, чем больше мы вдумываемся, тем больше становится яснее и яснее, что православная-христианская вера даёт практический и самый лучший совет на всякий случай жизни. Можно совершенно спокойно сказать, что православно-христианское учение есть ключ к жизни.

Языческий мир и христианство. Из истории мы знаем о нравах язычников. Мы знаем например, что существовало рабство. Человек мог купить и продать раба. Мог его тоже убить. Человек тоже мог задолжаться или попасть в плен и тогда он становился рабом. С христианством пришла отмена рабства.
     Во время войны люди жестоко обращались с друг другом. Победители истребляли мирное население и калечили пленных. Наказания были жестокие. Людей распинали, терзали, разрывали, сжигали, мучили и т. д.
     Положение женщины было почти-что как рабыни. Существовало многоженство и муж обращался с ней грубо. С христианством появились благочестивые мысли о браке и женщина стала наравне с мужчиной.
     Развлекались люди смотря как люди друг друга убивали. Смертная казнь была популярным зрелищем.
     Качества которые заслуживали всеобщее уважение были богатство, красота, физическая сила.
     В нравственном отношении Рим стоял очень низко. Общество распадалось наслаждаясь едой, питьем и оргиями.
     Человек - в поисках истинного Бога - создал много религий, но все они были жестокие. Существовало жертвоприношение.
     Люди были грубые, дикие и преобладал закон диких джунглей; то есть физически сильнее побеждал.
     Мир был тёмный, жизнь была суровая и трудная.

     И вот в таком мире появился Сын Божий Иисус Христос и появилась проповедь любви. За очень короткий срок - с точки зрения газет, радио, телевидения и хорошего транспорта, христианская проповедь разнеслась по всему миру. Проповедь любви, правды, духовной чистоты и благочестия заколыхала весь мир. Под натиском этих величественных идей, языческий мир постепенно сдал позиции и на смену ему встал христианский мир. Евангельская проповедь затронула весь мир и жизнь каждого человека. Постепенно все преобразовалось и чистилось. Постепенно все становилось белее и красивее.
     Христианство на первом месте определило что значит быть хорошим человеком.
     В язычестве это не было известно и если было то не совсем. Теперь, быть хорошим человеком, значило быть добрым, правдивым, честным, порядочным, спокойным, тихим, любвеобильным. То есть качества «хорошего человека» равняются качествам христианина.
     Отношения между людьми стали более человечными. Христианство учило что человека нужно ценить по его духовным качествам - то есть хороший ли он или нет. Богатство, положение в обществе и красота не важны.
     Христианские идеалы, христианские взгляды на жизнь, своим нравственным совершенством постепенно победили языческие идеалы и взгляды. Мир постепенно перестроился по христианскому идеалу.
     Христианское мировозрение настолько нам всем привилось, что мы даже забыли об его источнике. Корни этого мировоззрения настолько теперь забыты, что явные враги христианства, обвиняют теперь его в непроповедании тех качеств, которое именно христианство и принесло и открыло миру. Эти враги выставляют, как что-то новое и свое, обще-известные христианские идеалы, которое христианство открыло миру 2000 лет тому назад.
     Например идеи о братстве в обществе, выставляются многими противниками христианства, а как раз эти идеи впервые и были выставлены христианством.

     Тепершний мир - это языческий мир, перестроенный по христиански. В большинстве случаев суждения о добре и зле, правде и неправде, и красоте основываются на христианских началах. Христианские идеи затронули весь мир, не только весь теперешний христианский мир, но и весь языческий. Так что христианские идеи постепенно просочились и в нехристианские страны и постепенно преобразовали их.
     Правда, сразу же нужно сделать оговорку - это что сейчас идет усиленная борьба против христианских начал в обществе, но об этом потом.

Христианство в России. Тоже самое произошло и с Россией и с русским народом 1000 лет тому назад. Грубость, многоженство, рабство и месть язычества постепенно были заменены любовью, благочестием и прощением православного христианства. Русские люди с любовью открыли свои сердца новой чистой жизни и постепенно из поколения в поколение усвоили христианские черты. Христианские качества стали качествами русского народа. Русские люди всегда славились своей добротой, отзывчивостью, гостеприимством, честностью, порядочностью, искренностью, умением прощать, отсутствием злобы, отсутствием злопамятства, скромностью, любовью к отношениям «по-проще», отсутствием напыщенности, отсутствием ложной уверенности в себя и т. д., и т. д. А все эти качества и есть христианские привитые русскому народу нашей воспитательницей благочестия: Русской Православной Церковью.
     Правда некоторые из этих качеств - например гостеприимство - существовало у славян до крещения, но и они тоже объясняются давним проникновением христианской проповеди в славянские земли.
     Поняв, кто воспитал русский народ, многое что, становится ясно в чертах русского характера.
     Основные русские православно-христианские черты во многих из нас все еще живут. Вот именно этим и можно объяснить наши огорчения и недовольствия тем или иным проявлением в обществе. Если мы начнём разбираться в наших суждениях и чем именно мы недовольны и почему, то в большинстве случаев мы увидим, что корень нашего недовольствия в том, что наши понятия об обществе просто православно-христианские. А коробит нас, когда мы видим отсутствие христианского подхода к жизни.
     Русский язык и старая русская культура глубоко христианские, глубоко православные и вот именно из-за этого они так ценны.

Жизнь в Православной России. Жизнь в России была построена на православно-христианских началах. Хотя в последнее время её духовная жизнь стала ослабевать, все таки по сравнению с нашей теперешней жизнью, жизнь тогда была пропитана православным подходом и мышлением. Всякие излишества и злоупотребления не допускались. Весь русский быт был православно-христианский быт и создавал он русского человека с русскими качествами. Русский быт сам по себе создавал тоже православного христианина.
     Руководитель страны был Православный Царь, а это значило что он должен был руководить страной согласно с православно-христианскими началами. Хороший царь не мог быть самодуром и делать что он хочет, а только исполнять волю Божию.
     Давайте посмотрим сейчас на государственные праздники. В книге священника Н. Р. Антонова «Храм Божий и Церковныя Службы» (на стр. 182) написано: «В эти дни (то есть в великие праздники - АНМ) Церковь и Государство освобождают своих членов от их обыкновенных занятий, чтобы они могли безпрепятственно проводить время в молитве, чтении Слова Божия и присуствии за богослужением, за которым прославляется праздник. Великими праздниками считаются Пасха Христова и двунадесятые праздники»3). Мы видим что самим соблюдением Великих праздников, Государство уже учило граждан, это уже был урок Закона Божия.
     Или возьмем как назывались военные ордена: «Орден св. Анны», «Св. Кн. Владимира», «Св. Георгия Победоносца», «Св. Александра Невского», «Св. Екатерины» и «Св. Андрея Первозванного».
     Или возьмем праздник студентов: «Св. Татианы».
     Потом давайте посмотрим на имена некоторых военных кораблей: «Андрей Первозванный», «Иоанн Златоуст», «Три Святителя», «Георгий Победоносец», «Двенадцать Апостолов».
     Потом мы можем взять любую старую русскую хрестоматию, перелистать ее и прочесть содержание. Всегда появляется одна и таже картина. Воспитать ребенка в православно-христианском духе, развить в нём любовь к добру, правде, людям, развить доброту, великодушие, сострадание и другие православно-христианские качества.
     Нам посчастливилось приобрести хрестоматию, которая кроме содержания имеет еще содержание по темам («Отблески», стр. 188). Что же мы здесь находим и можно ли сравнить это богатство с теперешними хрестоматиями на любых языках? Вот некоторые темы: светлое детство, печальное детство, Рождественские праздники, пост и Пасха, материнская любовь и состраданье у животных, преданность животных человеку, религиозные мотивы, любовь к родине, любовь к правде, любовь и сострадание к людям, великодушие, доброта и ясность души, героизм, любовь к труду, любовь к свободе, сила слова, не судите, да не судимы будете, любовь ко всему живому, привязанность и сострадание к животным, жестокость охоты, друзья познаются в несчастье, вред разногласия, недовольство судьбой, счастье не в богатстве, хитрость, лесть, коварство и простодушие, неблагодарность, хвастовство, тщеславие и гордость, упрямство, лживость, честность. Ясно видна целеустремленность в воспитании ребенка. Все служит высшей и благородной цели: воспитать христианина.
     В наши руки тоже попал журнал «Церковныя Ведомости», № 45, 5 ноября 1911 г. На стр. 354 говорится об устройстве церковных школ и здесь мы читаем: «В обращении учащих с детьми должен господствовать дух кротости. Пусть всегда они помнят и хранят слово Апостола отцам: «не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании (наставлении) Господни (Ефес. 6:4). Первый митрополит наш святой Михаил призывал к себе учителей и наставлял их учить детей не только грамоте, но и благонравию, действовать на них не гневом и не жестокостью, а ласковостью и страхом, растворенным любовию, и благоразумно приспособляться в своих уроках к силам и понятиям каждого (Степенн. кн. 1, 143). Бывают иногда нужны и особенныя меры для вразумления ленивых и упорных; но учитель в применении их должен всячески избегать унижения детей и жестокости с ними. Между уроками должны быть перерывы: в это время дается детям свобода побегать и поиграть на свежем воздухе. Но учитель должен не упускать своих учеников из виду и во время свободы от классных занятий и всячески содействовать облагоражению их нравов. Вообще, он должен приучать детей к порядку, точности, вежливости, благопристойности, правдивости, воздержанию в словах и поступках, благодарности и строгому повиновению».
     Какой чистый, какой возвышенный чисто православно-христианский подход. Где - в наше время - вы найдете такое руководство?
     В том же журнале мы читаем новости и видим богатую и хорошо организованную церковную жизнь.
     Наш Св. Троицкий монастырь в Джорданвиле (Jordanville, NY) переиздает духовные книги изданные в православной России. Конечно, это только небольшая часть того что можно было достать. Но даже из этого маленького числа мы можем получить какое-то представление о том духовном богатстве которое тогда было доступно.
     Потом давайте посмотрим на наше старшее поколение, которое выросло и воспиталось в России. Как много среди них светлых людей. Людей скромных, добрых и всестороне развитых. Мы по сравнению с ними светим очень тускло. Как мы все обеднеем, когда они уйдут от нас.
     В православной России люди молились, постили, говели, любили читать духовные книги, ездили в Св. Землю и в монастыри на богомолье, любили святость. Если ни все люди то во всяком случае больше чем сейчас.
     Православный быт в России это до сих пор неоцененная большая и красивая тема. Пришло время когда этот быт нужно начать изучать, о нём писать и стараться его восстановить.

     Из всего выше сказанного мы видим что действительно жизнь была пропитана православно-христианским подходом и мышлением. Все совместно старались воспитать в людях православно-христианские качества.
     Конечно живя в такой стране соблазнов меньше, возможностей духовно погибнуть меньше, легче воспитывать детей и сама жизнь тянет к Церкви и к Богу.

Положение сейчас в мире. Что же сейчас происходит в мире? Мир, который в течение 2000 лет воспитывается на христианских ценностях, забыл откуда пришло все это добро. Мир забыл, кто научил людей быть добрыми и показал как нужно жить и научил, что такое любовь. Теперешние поколения - воспитанные поколениями христиан - забыли кто их научил благочестивой жизни. Не только забыл - теперешний мир - но и начал войну против христианства.
     На наших глазах происходит война против христианских начал и христианского образа жизни.

     Во первых постоянно превозносится физическая любовь и страсть, а духовная, истинная христианская любовь забыта.
     Проталкивается идея «прогресса». То есть, что с техническим и экономическим прогрессом человек становится лучше. Наша вера учит нас как раз иначе. Она учит нас что если человек живёт по Закону Божию, то это его приближает к Богу, то есть он становится лучше. А один технический и экономический прогресс не может исправить человека.
     Проталкивается идея «успеха» (то есть «саксэс» success). Считается что вы достигли этого так называемого «успеха», если вы богаты, если у вас большое положение на службе, если у вас большое образование или если вы красивы. Все это совершенно противоположно чему нас учит христианство.
     Потребности человека сводятся к обыкновенным животным потребностям, а о духовном ни слова. Другими словами если у человека полный желудок, хороший дом, машина, телевидение и т. д. то он будет счастлив.
     Вдалбливается что нравственность относительная. Одно общество для самосохранения решает поступать так, а другое иначе. Поэтому если раньше что-то было не позволено, теперь это может быть позволено. Если вы с этим не согласны, то вы конечно отстали или старомодный (то есть «олд фэшнд» old fashioned).
     Самое ужасное это - что понятие о добре и зле почти-что уничтожено. Больше нет плохих людей, а только больные. Виновных больше нет, а виновно теперь общество или состарившиеся родители. А и одних и других трудно посадить на скамью подсудимых.
     Газеты и журналы настолько грязны, что тошно на них посмотреть. Люди ко всему этому привыкли и перестают реагировать на зло. Но нам только стоит вспомнить чему нас учит Закон Божий и после этого просмотреть газету или журнал и все станет ясно. Во всяком случае не о святом говорят они и не о хорошем.
     Грязных журналов много, но хорошего журнала для детей нет. Все что грязь и пошлость ставится на первом месте. Когда кто протестует, то ему говорят что человек не смеет закрывать глаза на то, что существует. А хорошие люди существуют, а о них молчание. Наша вера учит нас не интересоваться плохим, а удаляться от него.
     Порнографии полным полно всюду. Хороших и чистых кино нет.
     Герои газет и журналов упитанные красавицы и «плэйбойс» (playboys).
     Радио и телевидение настолько загрязнены и настолько распространяют зло, что многие предпочитают их не открывать.
     Источники музыки полны одной и той же избитой темы. Постоянно превозносится и превозносится физическая любовь и незаконная связь. Мы знаем что музыка способна передавать чувства, настроения и эмоции. Эмоции могут быть разные. Могут быть духовные; выражают любовь к Богу, к правде, к красивому. Могут выражать любовь к природе, детям, семье, стране, матери. Могут выражать грусть или величие и т. д., и т. д. Но музыка может тоже передать и самые дикие и пошлые эмоции. И вот теперешняя музыка в большинстве случаев передаёт отрицательные эмоции.
     Музыка, это могучее средство воспитания человека. Что же выходит, вместо того чтобы воспитывать у человека положительные христианские чувства, музыка, которая теперь нам преподносится тянет нас в противоположном направлении.
     Мы знаем русские песни: народные, военные, кадетские, разведчиские (скаутские). Мы знаем русскую духовную (религиозную) музыку и классиков. Мы знаем их мотивы и тематику. Ясно видно, какие эмоции передают эти песни, любовь к чему и к кому. Все это воспитало русского человека.
     Спрашивается, когда люди слушают пошлую музыку - в особенности из-за дня в день, то какие чувства и какие эмоции передаются и воспитываются? Что воспитывается у молодежи и вообще у слушателей этой музыки?
     В государственных школах нет молитвы, нет ни слова о жизни по Закону Божию, нет ни слова о поведении и нравственности. Поэтому многие родители предпочитают отдавать детей в частные школы. А частные школы только немногим лучше государственных.
     В особенности мир теперь портит женщину. Ей все время вдалбливают в голову, что она должна быть красивой, физически привлекательной, должна прекрасно одеваться и должна прихорашиваться. Об искусствах материнства, супружества или воспитания детей ни слова. Все это влияет на женщин и часто вместо скромности и доброты мы видим вульгарность и эгоистичность.
     Многие чувствуют духовную пустоту и смутно понимают, что им не хватает истинного Бога. В своих поисках - из за незнания и неопытности - попадают в сети разных полуязыческих сект.
     Раньше чтобы воспитать и изменить людей, требовалось сотни лет и многие поколения. Сейчас-же, благодаря тому что существуют газеты, журналы, книги, радио и телевидение и что почти все умеют читать, а также дети проводят большую часть времени не со своими родителями, а в школе - человека можно изменить сравнительно быстро. За одно поколение можно создать такого человека, который ничего не имеет общего, по своему духовному и нравственному сложению с его родителями.
     В целом обществе нет целеустремленности в воспитании, а просто каждый проталкивает свои эгоистические цели. Школы заинтересованы только передачей научных знаний, газеты, журналы, книги, радио и телевидение заинтересованы не распространением хорошей информации, а просто заработком, а часть коммерческих фирм, хочет чтобы вы всецело предались их цели. Ну вот и каждый тянет в свою сторону.

     Все выше сказанное говорит что действительно мир отходит отходит от христианского образа жизни и нравов. И происходит это довольно быстро.

Какое наше будущее? Под ударом газет, журналов, книг, радио, телевидения, музыки и школ - которые все проталкивают языческий или полуязыческий быт - а также участвуя сами в этом быту - мы постепенно преображаемся и теряем те православно-христианские качества и устои, на создание которых потребовалось русскому народу 1000 лет. Другими словами, так-как все вокруг нас духовно и нравственно опускается, то и нас этот водоворот постепенно затянет.
     Когда мое поколение росло, то была война, менялись правительства и падали один за другим политические режимы. Но воспитание детей не представляло - сравнительно - больших затруднений, так-как общество еще не испоганилось. Все общество требовало от детей известного поведения и каждый взрослый прохожий имел полное право подтянуть провинившегося. Сейчас же дело совсем другое. Общество теперь не воспитывает, а в большинстве случаев влияет на детей не так-как их родители с православно-христианским мировоззрением хотели бы. Так что сейчас, чтобы создать честного и порядочного человека, родители должны провести колоссальную работу. Нужно подобрать школу, друзей, устроить церковную школу, уроки музыки, детские летние лагеря, подобрать книги и журналы для чтения, читать детям, подобрать телевизионную программу, подобрать кино, и т. д., и т. д., и т. д. Все это нужно делать продуманно и умело. У детей нужно развить чувство добра, правды и чистоты и хорошо их подготовить опознавать грязь. Но не смотря на колоссальные усилия, многие родители всё таки своих детей теряют.
     Нам ясно, что если мы не займемся воспитанием детей, то общество их воспитает. Результат будет такой, что, когда мы будем немощными стариками - мы посмотрим на наших детей и поймём, что эти люди не наши дети. И мы скажем: «Уходи от меня! Да, я тебя родил, но мы ничего не имеем общего»!
     Так что наше будущее это духовная потеря наших детей - это первое, а второе - мы сами со всем окружающим опустимся и духовно и нравственно.
     Что ме денационализируемся - это еще не так страшно - но что мы в процессе денационализации потеряем наши души и наших детей, - вот где ужас!
     Это в нашем личном маленьком мире. Ну а что же произойдет вокруг нас? Верующему и думающему человеку ясно, что для мира сейчас две возможности. Или мы все постепенно опускаемся в пропасть - происходит развал общества - произойдет предсказанный конец мира. Или вскоре настанет духовное возрождение, в котором светило чистоты и истины будет Православная Церковь. Именно Православная Церковь, потому-что она единственная ничего не меняет и стоит твердо на одном и том-же основании уже 2000 лет.

Что же нам делать? Мы ехали в западные страны с большими надеждами и большими ожиданиями.
     По своей скромности - которой нас воспитала нас наша православно-христианская вера - приехав на Запад мы себя высоко не ставили. Мы считали что ну где нам тут. Здесь цивилизация, культура, богатство, чистота, все блестит, всего вдоволь, полная свобода. За все это мы Западу благодарны от всей души и всего сердца. И нам и в голову не приходило, что мы обладаем чем то ценным. Скромным быть правильно, но нужно тоже и «познать себя». Нужно знать не только свои слабости, но и свою силу.
     Сейчас же ясно, что хотя Запад материально устроен хорошо, в духовном смысле он нищий.
     Тоже ясно, что хотя мы материально бедны - и в духовном смысле, мы тоже не очень богаты - но мы обладаем ключом к духовному богатству. Этот ключ - это наша принадлежность к православно-христианской вере, знание русского языка и знакомство с русской культурой. А духовное богатство - это, конечно, наша вера и русский язык и русская православная культура. Все это, даёт нам возможность войти глубже в нашу веру и таким образом спасти не только наши души, но и души наших детей.
     На вопрос - что же нам делать? Ответ ясный. Нужно возвратиться к тем источникам и к тем началам, которые воспитали, сохраняли и спасали наших предков. Возвратиться к Православной Церкви и истинно православной благочестивой жизни. И в этом мы должны быть более ревностны, чем наши родители, потому что мир сейчас гораздо хуже. Сейчас гораздо труднее быть православным христианином, чем в православной России.
     Не первый раз приходится христианам бороться с язычеством. У них долгий, длинный и большой в этом опыт. Христиане всегда имели врагов и всегда их побеждали. Но с одной стороны со злом сейчас труднее бороться. Раньше зло было грубо и легко узнаваемое. Сейчас оно замаскировано и научилось говорить языком и пользоваться идеями христиан. Теперь зло тоже говорит о любви и братстве и неимеющему хорошего духовного фундамента, трудно в этом разобраться. Но мы должны ясно понимать, кто наши враги. А враги те, которые проповедуют и которые борятся против христианских начал в обществе.
     Очень часто родители дают детям то, что они получили в детстве и считают, что этого совершенно достаточно.
     Но мы должны понять, что мы не можем себя вести так, как вели наши родители. Они жили в христианском мире или когда мир был более христианский, чем сейчас и соблазнов погубить себя было меньше. Сейчас мы живём, когда всюду проталкиваются мерзость и пошлость и поэтому мы должны гораздо яснее различать добро от зла. Мы должны быть гораздо лучше подготовлены противостоять злу.

Ближе к Церкви. Так-как Церковь и есть источник учения о православно-христианской вере и благочестивой жизни, первое, что мы должны сделать это стать ближе к Церкви или «оцерковить нашу жизнь».
     *[На первом месте мы, конечно, должны посещать все богослужения и участвовать в обще-церковной молитве и таинствах. Для того, чтобы не быть праздными, безучастными и ничего не понимающими зрителями и слушателями нужно изучить богослужение по Молитвослову или какому-нибудь другому учебнику.
     Если почему-то мы не можем быть в церкви во время богослужения, то это время нужно проводить в молитве, духовном чтении или в крайнем случае в тишине.
     По воскресеньям не работать и отказываться, если от нас это требуют.
     На Пасху и Рождество не работать, посещать церковь и оставаться дома с семьей.
     На двунадесятые праздники или не работать или отпроситься с работы для того, чтобы присутствовать на богослужении.
     Воскресенье и праздники посвящать Господу Богу. Это не дни развлечения и праздности, а духовно устремленные дни. В эти дни свободно можно заняться духовным чтением, про себя или вслух для семьи.
     В субботу вечером или в воскресенье утром, перед уходом в церковь прочесть и продумать Евангелие и Апостол, которые будут читаться в церкви.
     Заказывать всегда просфору и иметь дома запас Св. Воды. Пить Св. Воду и вкушать просфору перед первой едой, в особенности на большие праздники; это Пасха и Двунадесятые праздники.
     Соблюдать посты, говеть и причащаться. По мере возможности поститься по настоящему.
     Помогать в церкви во время богослужения; хор и чтение.
     Участвовать в церковно-приходской жизни: приходские собрания, хор, братство, сестричество, приходская школа, библиотека или приходской совет. Всем им всячески оказывать помощь.
     Иметь духовника и знать хорошо настоятеля. Знать его, бывать у него, приглашать домой, а также заботиться о нём.
     Праздновать свой День Ангела, а день рождения праздновать скромно только в семье, или вообще не праздновать.]
     * [На съезде - из-за недостатка времени - эту часть пришлось выпустить].

Переоценка ценностей. Следующий шаг, который мы должны предпринять - это пересмотреть - с духовной точки зрения - все наши поступки, слова и все наши мысли. Делая это нужно помнить что у православных христиан на первом месте всегда молитва. Они начинают и кончают день, дело или еду с молитвы.
     Начать с утра, и до самой ночи, нужно пересмотреть все. Что мы делаем, и с кем мы встречаемся? Как мы говорим и что мы думаем? Как мы отдыхаем и что мы читаем?
     Пересмотреть нашу манеру говорить: может быть мы грубы, или говорим пакости, или говорим колкости или не тактичны, или обижаем других? На что мы намекаем в наших шутках? Может быть наши шутки и намёки неуместны?
     Нужно пересмотреть все, что мы читаем: газеты, журналы, книги. Способствуют ли они развитию христианских качеств в нас? Воспитывают ли они в нас: доброту, любовь к ближним, сострадание? Нет? Тогда не нужно зря тратить время или просто меньше уделять на них времени.
     Ходим ли мы в кино, смотрим ли мы телевидение, слушаем ли мы радио и музыку? Что именно смотрим и слушаем? Сколько времени тратим на все это? Не лучше бы было большую часть этого времени посвятить духовному чтению или изучению Закона Божия?

     Пересмотрев таким образом весь наш день, давайте перестроим наш день и уделим больше внимания на нашу духовную жизнь и наше духовное воспитание. На первом месте давайте удалим или сократим все что удаляет нас от Бога, а на втором давайте прибавим все то, что приближает к Господу Богу. Пересмотрим нашу жизнь по православному, по христиански, целеустремленно. Пересмотрим её так, чтобы она постепенно развивала в нас качества православно-христианской добродетели.

Подведем итоги. Мы увидели что источники понятий о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном находится в нашей православно-христианской вере. До христианства эти понятия были не ясные или совсем другие. С пришествием христианства весь мир постепенно переродился и в основу всего стало христианское миропонимание.
     Россия приняла православное христианство, то есть самое чистое, самое неискаженное христианство и оно сформировало характер и черты русского народа.
     Сейчас в мире постепенно нарастает борьба против христианских начал в жизни.
     Так как раньше мир был более христианский, было меньше соблазнов, разврата и мерзости, было сравнительно труднее опуститься и воспитание детей было не таким трудным делом.
     Теперь, когда мир очень испоганился, повсюду смрад и гной, который часто очень трудно опознать. Из-за этого очень легко попасть и быть засосанным в водоворот грязи и таким образом потерять и наши души и души наших детей.
     Для христиан это не впервые, и наша Церковь всегда спасала. Поэтому на вопрос как быть? Ответ ясный. Примкнуть плотнее к Церкви, пропитать духовностью всю нашу жизнь, жизнь нашей семьи и наших детей. Стать более церковным, более религиозным, более духовным. Примкнуть плотнее к русской культуре так как она носительница православно-христианского духа. Во всем этом нужно превзойти поколение наших родителей, так как опасностей потерять свои души у них было меньше.

  * [Вспомним из Евангелия притчу «О благоразумном строителе» (Мат. 7:24-27).
     Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их,
     уподоблю мужу благоразумному,
     который построил дом свой на камне;
     и пошел дождь, и разлились реки,
     и подули ветры, и устремились на дом тот,
     и он не упал, потому что основан был на камне.
     А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их,
     уподобится человеку безрассудному,
     который построил дом свой на песке;
     и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры,
     и налегли на дом тот;
     и он упал, и было падение его великое.

     Здесь ясно говорится что особенно во время бури, дом должен стоять на твердом фундаменте. Так-как вот именно сейчас вокруг нас ветры и дождь - то есть нравственное падение - то дом - то есть нашу жизнь - нужно строить на прочном фундаменте - то есть нужно жить по Закону Божию.

     Что же говорит наш любимый батюшка св. отец Иоанн Кронштадтский какие должны быть истинные христиане («Путь к Богу»4), стр. 68):
     «У истинного христианина должно быть все иное в духе, в теле и в жизни: иные помыслы - духовные, святые; иныя вожделения - небесныя, духовныя; иная воля - правая, святая, кроткая, благая; иное воображение - чистое, святое; иная память, иной взор - чистый, простой, святой, нелукавый; иное слово - целемудренное, чистое, степенное, кроткое; словом - христианин должен быть иной человек, небесный, новый, святой, божественно живущий, мыслящий, чувствующий, говорящий и действующий Духом Божиим.»
     Так послушаем же нашего батюшку св. отца Иоанна Кронштадтского].
     * [На съезде - из-за недостатка времени - эту часть пришлось выпустить].

     Освятим же наши дома. Повесим же в каждой комнате икону. Не постесняемся и устроим по старинке «красный угол» (то есть красивый угол) с иконами и лампадой или даже домашнюю церковь.
     Будем молиться утром и вечером, и до и после еды, и до и после дела. Будем молиться наедине и будем молиться вместе с семьей.
     Будем читать духовные книги и дарить их друг другу. Давайте читать наедине и вслух для семьи Евангелие, Псалтырь и Жития Святых.
     Будем бороться с нашими слабостями, будем бороться с нашей греховностью и будем бороться с нашими страстями.
     Будем поститься по старинке. Строго, строго.
     Будем жить целеустремленно по нашей спасительнице по вере православной.
     Будем жить по Закону Божию.

     Так восстановим же Св. Русь в наших сердцах, восстановим же Св. Русь в наших семьях и восстановим же Св. Русь в наших церквах и приходах.
     И только когда мы всё сделаем от себя чтобы жить по Закону Божию и перевоспитать себя в духе Христа, и когда наша православная христианская вера станет источником всех наших поступков, слов и мыслей, источником всей нашей жизни, только тогда мы с правом сможем сказать «С нами Бог!» потому что Он действительно будет с нами.

     Спасибо за внимание!

     Послесловие. Этот доклад был один из первых - если не первый - голосов который проанализировал и объяснил положение в стране и взволновал многих слушателей. Доклад был прочитан АНМ на «Первом Западно-Американском Съезде Православной Русской Общественности в преддверии празднования тысячелетия крещения Руси» (988-1988 гг.); 3 сентября 1978 г. в городе Ангвин, Калифорния (вблизи Сан-Франциско).

     6 /19 января 2000 г.
     Крещение Господне

Библиография
1. Игумен Филарет. Конспект по Закону Божию, для 6 класса Гимназий и Реальных Училищ.
1936 г., Издание Обители Милосердия, Харбин. 102 стр., мягк. переплет.
Переиздано в 1971 г.: Russian Youth Committee, New York, NY.
Переиздано в 1991 г. под заглавием: Филарет. Нравственность христианина.
АО «Российский писатель», Москва 1991 г., 80 стр., мягк. переплёт.
ISBN 5-7108-0017-1.
     Христианское нравоучение в 30-и главах.

2. Протоиерей Николай Депутатов. Богосознание, опыт православнаго миросозерцания.
Издание Братства Преп. Германа Аляскинского.
1975, Saint Herman of Alaska Brotherhood, Platina, California.
277 стр., твёрд. переплёт.

3. Священник Н. Р. Антонов. Храм Божий и Церковныя Службы. 2-е издание дополненное.
Учебник богослужения для Средней школы.
1912 г., С.-Петербург, 236+64 стр., мягк. переплёт.
Переиздано Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY.
Тоже переиздано в постсоветской России.

4. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский), (Св. отец Иоанн Кронштадтский). Путь к Богу.
С-Петербург. 1905 г., 288 стр., тверд. переплет.
Переиздано «Комитетом Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви». 1971 г.

5. Христианство - новая печать на всех жизненных отношениях людей.
Духовный листок «Дорога домой. Выпуск 24»
     Вторая часть настоящего доклада была прочитанная АНМ, 2-го сентября 1985 г.


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск 23 -
Православная вера и наша жизнь»
АНМ, Храм всех Святых в Земле Российской просиявших
ANM, Church of all Russian Saints, 744 El Camino Real, Burlingame, CA 94010-5005
эл. страницы: http://www.dorogadomoj.com/
d23d78.html,  (3сен78),  21янв00ж
НАВЕРХ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ