Дорога домой. Выпуск 24.2  [16фев00г]

ХРИСТИАНСТВО - НОВАЯ ПЕЧАТЬ
НА ВСЕХ ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ ЛЮДЕЙ

     Доклад прочитанный на пятом «Западно-Американском Съезде Православной Русской Общественности в преддверии празднования тысячелетия крещения Руси» (988-1988), 2 сентября 1985 года в г. Сан-Франциско, Калифорния.
     Содержание: Чeму же нас учит наша вера; Понятие о добре и зле; Церковь школа добра; Страсти; Обыкновенные поступки; Православно-Христианское учение есть ключ к жизни; Жизнь по Закону Божию; Шкала добра и зла (Физическия качества, Умственные качества, Духовные качества); Нравственное самовоспитание.

Чeму же нас учит наша вера.
    Чему же нас учит наша Православная Христианская Вера?
    На первом месте она ясно и определенно объясняет свойства Господа Бога, нашего Отца.
    Потом наша вера учит нас как общаться с Господом Богом. Это конечно молитва. Есть личная и есть общая молитва.
    Потом наша вера объясняет наш мир. Как и кем он был создан. Начало мира, прошлое мира, что сейчас происходит, будущее мира и конец.
    Наша вера дает нам определение добра и зла. Она определяет святость и дает нам жизненные ценности.
    Наша вера учит и объясняет смысл жизни.
    Наша вера дает нам программу для нашей жизни, с начала до конца.

Понятие о добре и зле
    Люди говорят:
      «Так нехорошо поступать».
      «Это нельзя делать».
      «Он хороший человек».
      «Она очень добрая».
      «Он поступил правильно».
      «Так нельзя одеваться. Эта юбка слишком короткая».
      «Так нельзя поступать по отношению к родителям».
      «Взрослым так нельзя говорить».
      «Не важно быть красивым, богатым, ученым, а самое главное быть хорошим человеком».
    А что такое хороший человек и какие у него качества?
    Что такое нехороший человек и какие у него качества?
    Потом люди говорят:
      «Нельзя быть упрямым». «Почему, собственно говорить, нельзя, а я буду».
      «Ты его обидел, нужно попросить прощение».
      «Нужно быть скромным». «Нет нельзя быть скромным. Если ты будешь скромным, то тогда все сядут тебе на голову».
      «Ты ей ответил нехорошо»! «Да, но что она мне сказала! Я ей правильно ответил, она это заслужила». «Нет неправильно. Нужно было промолчать и не обращать внимания. Зло нужно побеждать добром».
      «Да это же кража»! «Да это все делают». «Да ты не имеешь право так делать". «А почему я не могу быть таким как все»?
      «Эта музыка нехорошая». «Да ты просто не понимаешь музыку. Это теперь популярная музыка». «Да все равно не годится». «А ты откуда знаешь»?

    Откуда же берутся все наши понятия и наши суждения о добре и зле, о хорошем и плохом?

    В техническом смысле, люди теперь очень пошли вперед. Они придумали и построили автомобиль, пароход, аэроплан, радио, телевизию, компьютеры и люди даже взобрались на луну. Масса книг пишется об обществе, городах, людях, человеке, детях. Существуют науки как социология, психология. Существуют разные направления в науке. Существуют дипломы первой степени, второй, третьей. Существуют бакалавры, магистры, доктораты и т. п. Обо всем этом много говорится и пишется. Единственно нет ни звука о добре и зле. Что хорошо, а что плохо и почему?
    А это же самое главное. К чему нам все науки, если мы не различаем добро от зла, и в жизни сделаем массу ошибок и ужасов. И вот в старости, перед смертью мы будем смотреть на прожитую нами жизнь и будем ужасаться и говорить: «Что я сделал? Как я испоганил свою жизнь. Не только испоганил свою жизнь, но и каких нравственных уродов я создал»! Никто этого не хочет. Но это легко может случиться если мы не различаем добро от зла, если мы в этом хорошо не разбираемся и если мы не строим свою жизнь на твердой почве.
    Например, нужно решить - будем ли мы общаться с этим человеком. Или, согласиться ли выйти замуж за этого молодого человека? Как же решить эти вопросы и на чем их основывать?
    Некоторые люди скажут, что все эти вопросы каждый должен решить по своему, по своей совести. А у людей же разные совести: у одного одна, у другого другая, а у третьего она настолько другая - что мы даже скажем, что он вообще без совести.
    У некоторых диких племен совершенно другие представления о добре и зле. Например у некоторых индейцев символ отличия и большего положения в обществе, это сколько убил он врагов и сколько у него имеется вражеских скальпов. Чем больше скальпов, тем больше его положение.
    Есть и сейчас народы, где нежеланных детей выбрасывают в помойную яму. У некоторых народов существует многоженство. Потом в других местах есть кровавая месть. Тоже есть людоеды.

    Из этих примеров мы видим что понятия о добре и зле не всюду одинаковые. Но правда, сейчас у большинства народов понятия о добре и зле более или менее те же.
    Над этими вопросами мало кто думает и люди считают что все понятия эти естественные или врожденные или что каждый сам может до них додуматься.
    На наш вопрос: что же в теперешнем мире есть источник понятий о добре и зле, ответ ясный. Источник, этих понятий есть христианство. Если мы подумаем о человеческих отношениях и о наших суждениях то мы увидим, что во многих случаях существующие понятия о добре и зле, в основном есть христианские понятия.
    Правда, сразу-же нужно сделать оговорку - а это что сейчас идет усиленная борьба против христианских начал в обществе.

Церковь школа добра
    Наш Митрополит Филарет - еще когда был игуменом - написал в «Конспекте по Закону Божию» (стр. 62): «Основная задача христианства - научить людей жить по воле Божией, дабы чрез это привести их к вечному блаженству. Напрасно некоторые хотят свести христианство только к узко-обособленной сфере религиозных переживаний. Нет христианство - новая печать на всех жизненных отношениях людей»1).
    Где же находится это учение о христианской жизни? Это учение находится в учении нашей Церкви, в заповедях Моисея, в заповедях Блаженства, в Евангелии, в Апостоле, в молитвах, в писаниях св. отцев и в нашем Катихизисе.
    Просматривая Катихизис (10 заповедей и заповеди блаженства), мы видим что именно здесь систематически представлено все христианское нравоучение. На первый взгляд нам может показаться, что многое там неприменимое к нашей жизни. Но обдумывая все наши поступки в течение дня, мы видим что все в конечном итоге сводится к темам разработанным в Катихизисе.
    Стоит нам только вдуматься в наши молитвы и писания святых и мы всюду увидим совет о том, как жить.
    Стоит нам только посмотреть на наши иконы и вспомнить о жизни святых и мы опять увидим примеры благочестивой жизни.
    А основа учения о христианской благочестивой жизни находится в Евангелии.
    В книге «Богосознание» отца протоиерея Николая Депутатова (стр. 71) есть такое место: Спрашивает один славный проповедник: «Желали ли бы вы, чтобы Сам Бог вас всему учил.» - И отвечает: - «Слушайте Церковь!»2)!

Страсти
    А сейчас - так-как у нас нет возможности пересмотреть здесь все жизненные поступки - давайте приведем только несколько примеров.
    Посмотрим сперва на те поступки человека, которые легче подметить. Это преобладающее качество в человеке которое снова и снова проявляется в том или ином виде, и как часто это преобладающее качество совсем не согласно с православным-христианским учением. Можно сказать что оно почти перешло в страсть.
    Например как часто мы встречаем неприветливых людей. Не только неприветливый но даже не может улыбнуться или кивнуть головой или поздороваться. На первый взгляд кажется что же это имеет общее с Законом Божиим? Конечно имеет. Нам сказано любить друг друга, а это значит быть дружелюбивым, приветливым, отзывчивым. Значит неприветливость у нас не должна существовать, с ней нужно бороться и ее из нас нужно изжить.
    Потом есть люди которые все время сердятся или возмущаются и вообще чем то недовольны. Это настроение постепенно передается другим. Наша вера учит нас, что один из самых больших грехов это гнев. Насчет недовольствия - мы всегда всем должны быть довольны и благодарить Господа Бога за все. Даже зло и что-то нехорошее мы должны обернуть во славу Божию.
    Потом есть люди которые все время говорят, говорят и говорят. Они всех перебивают и они должны быть центром внимания. Они должны быть на первом месте и все должны их слушать. Но стоит только вам что-то сказать, то они сразу теряют интерес, начинают ерзать, отвлекаются, нервничают и вообще не слушают. Мы конечно должны быть скромными и не многословными.
    Потом есть люди которые всегда все знают. На каждый вопрос у них есть ответ. Опять мы же должны быть скромными.
    Потом есть люди которые всегда всех ругают и во всем видят плохое. Нам же ясно сказано, чтобы мы не осуждали.
    Потом есть люди которые все время шутят. Что не слово, то шутка. При каждой возможности шутка, намек, игра слов. Шутка и смех над всем и обо всем. Св.Иоанн Златоуст пишет (Том 2, 173 стр.): «...смех и шуточныя слова не кажутся явным грехом, а ведут к явному греху: часто от смеха рождаются скверныя слова, от скверных слов еще более скверныя дела; часто от слов и смеха ругательство и оскорбление,...». И в другом месте (Том 3, стр. 826) «Должно всячески воздерживаться от непристойнаго смеха,...».
    Потом есть люди которые все время говорят колкости.
    В общем, мы видим что все эти отрицательные преобладающие качества уже перешли в греховную страсть и сам человек ее не замечает. Страсть это много раз повторяемый грех, который вошел уже в такую глубокую привычку, что стал уже как бы природой человека. Такую страсть уже трудно изжить из человека, но можно при помощи молитвы и поста.

Обыкновенные поступки
    А сейчас давайте посмотрим не на преобладающие качества в человеке, а на простые поступки. Здесь для всякого случая жизни есть совет, как поступать, говорить и думать.
    Возьмем например меру еды или сколько нам есть. Опять нас учат что нужно есть в меру, нельзя переедать. Все нужно делать в меру. А не то что так наелся, что трудно встать.
    Потом как мы одеваемся. Тоже и для этого есть руководство. Или прихорашивание. Нужно одеваться скромно и вообще больше внимания обращать на развитие в себе хороших качеств, чем на одежду и красоту. Потом с кем мы дружим. Или что мы читаем. Писатели же тоже являются нашими друзьями. Мы же читаем и вдумываемся в их слова, значит для нас они друзья. Здесь тоже совет, от всего плохого удаляйся.
    Потом на что мы тратим деньги, какие развлечения, чем мы интересуемся. Все должно быть чистое, светлое, все должно быть беленькое.
    Потом скажем - кто-то нам сказал - что-то обидчивое. Мы стараемся и ломаем голову, как ответить, как его покрыть. А вера нас учит чему? Пожалуй, - что нужно промолчать. И действительно если мы в этот совет вдумываемся, в особенности имея жизненный опыт, то мы согласимся что действительно лучше всего промолчать.

Православно-Христианское учение есть ключ к жизни
    И действительно - чем больше мы наблюдаем, чем больше мы вдумываемся, тем больше становится яснее, что православная-христианская вера дает практический и самый лучший совет на всякий случай жизни, каждый шаг в жизни; был ли это большой или маленький. Можно совершенно спокойно сказать, что православно-христианское учение есть ключ к жизни.
    Но нужно вдумываться, нужно наблюдать, нужно научиться думать с точки зрения добра и зла. Для этого нужно молиться, нужно жить по Закону Божию, нужно бороться со своими греховными привычками, нужно соблюдать посты, нужно говеть, исповедоваться и причащаться, нужно изучать Закон Божий и читать духовную литературу. Нужно не забывать, что Христианство, есть подражание Христу. Или более точно по Св.Иоанну Лествичнику (Лествица: Слово 1, 4; 2 стр.): «Христианин есть тот, кто сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу».

Жизнь по Закону Божию
    Начав день с молитвы и, молясь перед каждым делом и едой, и, кончив день молитвой и домашней исповедью, православный-христианин весь день находится на «страже». Он помнит, что вера должна быть руководителем всех его поступков, слов и мыслей и всей его жизни.
    Православный христианин все время, весь день, каждую минуту и каждый момент помнит кем ему подобает быть и как ему следует себя вести. Чем ему подобает заниматься, говорить и думать и если нужно, то он себя исправляет.
    Св. о. Иоанн Кронштадтский писал так: «Испытывай каждый человек, каково твое содержимое, - т.е., что находится в душе твоей, какия помышления, чувства, намерения, добрыя или лукавыя стремления - порывы, к добрым или лукавым делам - и исправляй свое содержимое».
    Некоторые люди не понимают правильно мысль быть «на страже» и стараться поступать по Закону Божию. Они считают это насилием свободной воли. Это никакое не насилие свободной воли, а мы просто решаем жить честно, жить порядочно, жить правдиво, никому не причинять зла и вот мы «на страже» чтобы именно вот так жить. И если по греховной привычке мы хотим кому то сказать что-то нехорошее, то мы «на страже» и не допустим себе так поступать.
    Тоже людям, которые не привыкли присматриваться к своим поступкам и прислушиваться к своим словам и мыслям и критически их взвешивать, может показаться невозможно все время быть «на страже». Да, конечно, с непривычки это трудно и кажется невозможно. С привычкой получается опыт и быть «на страже» становится возможно и легко.
    Мы видим что человек который постоянно «на страже» более глубокий, более вдумчивый и не поверхностный. Он постепенно себя исправляет и подвигается вперед по шкале добродетели. Он критически относится к своим ошибкам и исправляет их и учится наблюдать за собой. Он также начинает замечать у других, то что раньше не замечал.
     Мы видим что таким образом православная вера перевоспитывает человека и приближает его к Богу.

Шкала добра и зла
    Теперь, очень часто, приходится говорить с людьми у которых есть, техническое и научное образование, а духовного образования нет. И вот, приходится объяснять старые истины, по новому, по другому. Вот это и есть наша шкала добра и зла.
    У каждого человека есть качества, которые можно разделить на три группы: физические, умственные и духовные.

    Физическия качества, это его сила, его ловкость и другие физические способности. Эти физические качества можно развить и можно запустить.
    Скажем мы начинаем заниматься гимнастикой, бегом и т. д. и вот мы достигаем известный уровень на шкале которая измеряет физические качества человека.
    Эти физические качества можно указать на этой физической шкале какой то цифрой. Наше место на, этой шкале не постоянное, оно меняется и это зависит от разных обстоятельств.
    Скажем, в нашем примере, нам надоест заниматься гимнастикой и бегать и мы начнем вести сидячий образ жизни или целый день лежать и смотреть телевизор, и мы ослабеем. По нашей физической шкале мы начнем опускаться вниз.
    Но помните что наше положение на этой шкале не постоянное, а оно меняется.
    Потом мы спохватились, бросаем свой лежачий образ жизни и начинаем опять делать упражнения и т. д. и по нашей физической шкале мы начинаем подниматься наверх.
    Значит можно придумать какой-то номер который будет показывать наше место на этой физической шкале. Силач находится наверху, человек который не ведет сидячий образ жизни немножко ниже, а человек который ведет сидячий образ жизни или даже еще больной, он еще ниже.

    Умственные качества, это наши знания по разным наукам и т. п.
    Тоже можно придумать шкалу умственную по которой будут измеряться наши умственные качества или способности.
    Наше место на этой шкале тоже можно обозначить какой-то цифрой.
    Скажем это наши знания по математике или умение высчитывать в уме. Мы можем упражняться и достичь высокого положения на этой шкале.
    Потом мы покупаем калькулятор, начинаем считать при помощи калькулятора и постепенно теряем наши способности считать в уме и опускаемся вниз. На нашей умственной шкале мы находимся ниже.
    Потом мы спохватимся и стараемся это дело как-то поправить и часть вычислений стараемся опять делать в уме, снова развиваем в себе эту способность и мы опять поднимаемся по этой шкале ума наверх.

    Духовные качества, это наши добрые качества, то-есть на сколько мы добры.
    Таким образом мы подошли к нашей шкале добра и зла. Для лучшего понимания процесса добра и зла тоже можно придумать шкалу добра и зла. Их в общем две. На шкале добра наверху максимум добра, а внизу находится ноль добра.
    На шкале зла, внизу максимум зла, а наверху ноль зла.
    И вот такая шкала добра и зла идет с верху вниз.
    Господь Бог с Его абсолютными качествами добра находится наверху. Он есть Добро, Правда, Любовь, Красота и т. д. Максимум всех этих качеств только у Него. И у Него нет злых качеств. Значит там наверху максимум добра и ноль зла и там только Господь Бог.
    Внизу, там абсолютное зло, там максимум зла и полный ноль добра.
    Можно придумать для каждого из нас положение на этой шкале добра и зла. Очень скверные по своим качествам они далеки от Господа Бога и поэтому их положение на этой шкале внизу и далеко от абсолютного добра.
    Люди святые, близки по своим качествам к Господу Богу, находятся не далеко от Него на этой шкале.
    Мы с вами тоже находимся на этой шкале кто выше, кто ниже. И наше место не постоянное, а зависит от разных условий.
    Например с человеком может произойти трагедия и он станет более мягким, более добрым и поднимается по шкале добра и зла наверх.
    Но может произойти и обратное и после трагедии человек озлобится и станет противным и по шкале добра и зла упадет вниз.
    Значит наше место на этой шкале добра и зла не постоянное. Мы все время движемся наверх или вниз.
    Жизнь наша и мир плохо влияет на нас и мы если не работаем над собой то становимся озлобленными или циниками или пакостными.
    Поэтому наша вера и наша Церковь учит всех нас не только молиться и соблюдать заповеди Божии, но и работать над собой и становиться лучше и двигаться по этой шкале наверх. Каждый из нас, где бы он не находился на этой шкале, должен стараться двигаться наверх. Нас учат молиться, поститься, исповедоваться, читать духовные книги, анализировать свои греховные привычки и искоренять их и постепенно двигаться по шкале добра и зла наверх.

    Идея шкалы добра и зла не новая, только раньше она изображалась как лестница или как ее называли «лествица». Есть такие иконы где нарисована лестница, наверху Господь Бог и ангелы, а мы маленькие люди стараемся карабкаться по этой лестнице наверх. Бесы нас тянут вниз, а ангелы помогают идти наверх.

    Обратите внимание что современная наука принимает во внимание физические и умственные качества человека и совершенно игнорирует духовные качества. Конечно, из-за этого она, теперешняя наука, не может понять человека целиком.
    Вообразите что доктор все изучил в человеке кроме кровяной системы. Он многое что поймет, многое что будет лечить, но останется целая группа болезней которые он совершенно не понимает и не умеет лечить.
    Так-же само выходит и с теперешней наукой которая не признает духовные качества, которая не может определить добро и зло и по этому не может вполне понять человека. Ни в одной психологии вы не найдете ни слова о духовных качествах. А они же есть.
    Человек может быть гений и образованный но злобный, это качество его души и это можно лечить только духовными приемами.

Нравственное самовоспитание
    Личность человека формируется под внутренними и внешними влияниями.
    Внутрения влияния, это те качества личности которые мы получили от наших родителей. Например темперамент и т. п.
    Внешние влияния многие. Это все что мы делаем, читаем, говорим, и думаем. Это наша школа, работа, отдых. Это наши друзья и знакомые. Все это постепенно влияет на человека и изменяет его характер и качества в ту или иную сторону.
    Что же выходит? Выходит что мы все время изменяемся под влиянием всяких случайностей. То одно происходит, то другое, и вот это все влияет на нас и мы постепенно изменяемся. Изменяемся иногда в лучшую сторону, иногда в худшую.
    Бывают случаи, что люди - какие были такие и остались. Бывают, что они совсем изменились и бывает, что они изменились, но немного.
    Наша вера призывает нас чтобы мы направили свое изменение по плану, то есть - что бы мы себя воспитывали в православно-христианском духе. Другими словами - вместо того чтобы житейские волны бросали нас влево и вправо - чтобы мы - как хороший родитель воспитывает свое дитя - подобным образом воспитывали нас самих.
    Как же это делается? Ну а как это делает хороший родитель? Хороший родитель ограждает своего ребенка от всего плохого; от плохих друзей, игр и книг. И направляет его ко всему хорошему. Выбирает хорошую школу, подбирает хороший район в котором жить, направляет к хорошим друзьям, книгам, интересам и т. д.
    Совершенно тоже самое должен делать и православный-христианин по отношению к самому себе. Он должен ограждать себя от всего плохого; от плохих друзей, игр и книг. И он должен направлять себя ко всему хорошему; подобрать хорошую книгу, друзей, интересы и т. д. Потом он должен направлять себя, чтобы поступать, говорить и думать по Закону Божию.
    Обратите внимание, что наша вера представляет личность человека, как динамическую; то есть способную изменяться к лучшему или худшему. И наша вера предлагает план этого изменения, то есть изменить себя к лучшему; лучшему с точки зрения Закона Божия. Тоже обратите внимание что слова «воспитание» и «самовоспитание» часто встречается в русском языке.
    Теперешний мир видит личность человека совсем по другому - она статическая - то есть не способна изменяться. Искусство и наука, изменения человека к лучшему забыто. Здесь даже почти-что стало поговоркой «You cannot change human nature» (то есть «человеческую натуру нельзя изменить»).
    О тяжелых и трудных детях говорят: «You cannot do anything, they have a mind of their own» (то есть ничего нельзя сделать - «у них есть свое мнение и своя голова»). И здесь совершенно бессмысленно с ними говорить о воспитании или самовоспитании. В лучшем случае вас не поймут или скажут что вы мелочные или что вы «worry too much» (то есть «слишком много волнуетесь»). В худшем случае обвинят вас в том что вы не даете личности ребенка «свободно развиваться» и ломаете ее. А их так называемое «свободное развитие» сводится к бросанию - в смысле воспитания детей - на произвол всяких порочных и непорочных явлений, без всякого плана, без всякой целеустремленности и вот тогда де мол личность ребенка «развивается свободно». Тоже обратите внимание, что слова воспитание и самовоспитание - для нас такие важные слова - в английском языке нет. Так что выходит что-то вроде Орвелского романа «1984-ый год», просто невозможно сговориться на эту тему.
    Поэтому так много теперь родителей - среди иностранцев - которые ждут не дождутся когда их дети уйдут из дома. Не раз можно слышать как отец говорит: «Как только ему (или ей) исполнится 18-ать лет, я хочу чтобы он (или она) убирался вон из моего дома (то есть «as soon as he is 18 (or she), I want him (or her) out of my house»).

    Вернемся теперь к нашей православно-христианской вере. Наша вера представляет нас как способных изменяться к лучшему. Православный христианин не только должен жить по Закону Божию, но он тоже должен стараться постепенно изменяться к лучшему. Активная работа над изменением себя к лучшему, как раз и есть одна из самых главных наших заданий.

    Митрополит Филарет (тогда еще Игумен Филарет) в своем «Конспекте по Закону Божию» (стр. 19) написал так:
    «Идеал христианского совершенства недостижимо - высок. «Будьте совершены, как совершен Отец ваш Небесный» сказал, Христос Спаситель (Матф. 5:48). И поэтому - в работе человека над собой, над своей духовной личностью - не может быть конца. Вся земная жизнь христианина есть безпрестанный подвиг нравственнаго самоусовершенствования. И конечно, совершенство христианское дается человеку не сразу, но - постепенно».

    Митрополит Антоний (Храповицкий) - основатель нашей Зарубежной Русской Православной Церви - в своей статье «Чем отличается Православная Вера от Западных Вероисповеданий» (Том 14, стр. 364) считает что именно активная и плодотворная работа над изменением себя к лучшему и есть самая главная отличительная черта православия. Он пишет:
    «И в основании всех заблуждений лежит неразумение простой истины, что христианство есть религия аскетическая, что христианство - учение о постепенном исторжении страстей, о средствах и условиях постепеннаго усвоения добродетелей; условия эти - внутренния, заключающияся в подвигах, и - отвне подаваемыя, заключающияся в наших догматических верованиях и благодатных священнодействиях, у которых едино назначение: врачевать человеческую греховность и возводить нас к совершенству».
    Другими словами Митрополит Антоний говорит что в основании всех заблуждений не-православных вер, лежит непонимание что христианство это есть учение о постепенном перевоспитании себя в более доброго, мягкого, отзывчивого, любвеобильного и т. д. человека и о том как это достигается. Достигается это подвигами, нашей верой и нашими священодействиями. У всех у них одно и тоже назначение: исцелить и изменить человека и от греха направить его к совершенству.

Подведем итоги
    А сейчас давайте подведем итоги.
    Православно-христианская вера есть наше самое дорогое сокровище, наш самый дорогой клад. Это сокровище нельзя сравнить ни с какими другими знаниями или с богатством.
    Почему же это сокровище? Наша вера есть сокровище потому, что она нас учит, как праведно жить. Другими словами - это вера в Бога, молитва и жизнь по вере.
    Наша православная вера учит нас, как жить в чистоте, как быть чистым - внутренне чистым. Как держать свою душу и тело, - сердце и мысли чистыми.
    Она нас учит, какие должны быть отношения в семье; между мужем и женой, родителями и детьми. Как мы должны относиться к своим друзьям знакомым, взрослым, детям, пожилым, к обществу, стране и правительству. Она учит нас, как воспитывать детей.
    Молодые мы или пожилые, здоровые или больные, образованные или без образования, бедные или богатые, наша вера всегда показывает нам правильный путь. Она все время наставляет, учит - как жить, как поступать и даже как думать.
    Наша вера учит, что нужно прощать, а не обижать, не причинять боль ближнему, первому пойти на примирение, жить без злобы, жить без зависти, жить без злословия. Наша вера учит как жить в духовной чистоте.
    Потом наша вера учит, - что в жизни главное, а что второстепенное. Она учит, - что главное в жизни жить по Божьей воле, а не удовлетворение телесных потребностей и похотей или даже преклонение перед ними, или гонка за материальной наживой.

    Наша вера учит нас, что мы должны руководиться не своим разумом, а Божьей волей. Наш разум грешный, изменчивый, завистливый, эгоистичный и непостоянный. Сегодня мы рассуждаем так, а через десять лет совершенно по другому.
    Сколько было гениальных людей, которые рассуждали по одному, а потом у них происходил внутренний перелом и они стали рассуждать по другому. Поэтому нужно руководиться Божьей волей, которая есть высшая Истина, постоянная, всегда одна и та же и неизменяемая.
    Потом наша вера учит нас, что мы должны бороться со злом в нас. Она нас учит, как мы должны бороться, как исправлять себя, как мы должны воспитывать в себе христианские качества.
    Наша вера - это школа чистой жизни, она нас учит - как жить с чистым сердцем, и, только живя так, человек может быть истинно счастлив.

    Из всего выше сказанного становится ясно что наша вера затрагивает и очищает все и вся в нашей жизни. Она нас учит, наставляет, греет, ободряет, радует, дает нам силу и делает из нас действительно нового человека.

    Хотел бы окончить этот доклад словами Св. Праведного о.Иоанна Кронштадтского:
    «У истиннаго христианина должно быть все иное в духе, в теле и в жизни: иные помыслы - духовные, святые; иныя вожделения - небесныя, духовныя; иная воля - правая, святая, кроткая, благая; иное воображение - чистое, святое; иная память, иной взор - чистый, простой, святой, нелукавый; иное слово - целемудренное, чистое, степенное, кроткое; словом - христианин должен быть иной человек, небесный, новый, святой, божественно живущий, мыслящий, чувствующий, говорящий и действующий Духом Божиим. Таковы были святые угодники. Читайте их жития, слушайте, поучайтесь, подражайте».

Библиография
1. Игумен Филарет. Конспект по Закону Божию, для 6 класса Гимназий и Реальных Училищ.
1936 г., Издание Обители Милосердия, Харбин, 102 стр., мягк. переплет.
Переиздано в 1971 г.: Russian Youth Committee, New York, NY.
Переиздано в 1991 г. под заглавием: Филарет. Нравственность христианина.
1991 г., АО «Российский писатель», Москва, 80 стр., мягк. переплет.
ISBN 5-7108-0017-1.
    Христианское нравоучение в 30-и главах.

2. Протоиерей Николай Депутатов. Богосознание, опыт православнаго миросозерцания.
Издание Братства Преп. Германа Аляскинского.
1975, Saint Herman of Alaska Brotherhood, Platina, California. 277 стр., тверд. переплет.

3. Священник Н. Р. Антонов. Храм Божий и Церковныя Службы. 2-е издание дополненное. Учебник богослужения для Средней школы.
1912 г., С.-Петербург, 236+64 стр., мягк. переплет.
Переиздано Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY.
Тоже переиздано в постсоветской России.

4. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский), (Св. отец Иоанн Кронштадтский). Путь к Богу.
1905 г., С-Петербург, 288 стр., тверд. переплет.
Переиздано «Комитетом Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви». 1971 г.

5. Православная вера и наша жиэнь.
Духовный листок «Дорога домой. Выпуск 23».
Первая часть настоящего доклада, прочитанная АНМ, 3-го сентября 1978 г.


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск 24.2 -
Христианство - новая печать на всех жизненных отношениях людей»
АНМ, Храм всех Святых в Земле Российской просиявших
ANM, Church of all Russian Saints, 744 El Camino Real, Burlingame, CA 94010-5005
эл. страницы: http://www.dorogadomoj.com/
d242d85.html,  (2сен85),  16фев00г
НАВЕРХ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ