Дорога домой. Выпуск 24

ПЯТЫЙ СЪЕЗД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
ЗАПАДНО-АМЕРИКАНСКОЙ ЕПАРХИИ

     В субботу, 31-го августа по понедельник, 2-ое сентября 1985 года, по благословению Высокопреосвященейшаго Архиепископа Западно-Американскаго и Сан-Францискаго Антония, состоялся Пятый Съезд Русской Православной Общественности Западно-Американской Епархии в преддверии празднования тысячелетия крещения Руси.
     Эта статья была напечатана 10-го сентября 1986 года в газете Русская Жизнь, в Сан-Франциско.

     Съезд состоялся в помещении при Кафедральном Соборе Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости (Новый Собор). Съезд организовала Сан-Францисская Комиссия (1985) по Организации Съезда Православной Русской Общественности в преддверии Празднования 1000-летия Крещения Руси 988-1988 года. Комиссия а созвана Архиепископом Антонием.
     Подобные съезды начали устраивать на восточном побережье Америки с 1977 года, а у нас в нашей Западно-Американской Епархии с 1978 года.
     На западном побережье первый съезд состоялся в 1978 году в городе Ангвин на тему «Современная русская действительность и идеалы Святой Руси». Второй был в 1979 году тоже в городе Ангвин на тему «Русское Зарубежье на пороге юбилея». Третий съезд состоялся в 1980 году в городе Санта Круз на тему «Пути и судьбы России». Четвертый съезд состоялся в 1983 году в городе Дейвис на тему «Современная русская действительность и идеалы Святой Руси».
     Тема этого пятого съезда была «Православная Вера и Православная Русская Культура и Построение Нашей Жизни на этой Основе». Цель съезда была вдохновить, духовно нас укрепить, научить жить по православному и способствовать нашему духовному возрождению. Весь съезд отличался своей духовной а не светской тематикой.

     В субботу, 31-го августа 1985 года утром, после Божественной Литургии состоялась регистрация участников и завтрак. Потом последовал молебен в Соборе и лития в усыпальнице Приснопамятного Архиепископа Иоанна Шанхайскаго и Сан-Францискаго. После литии все перешли в большой гимназический зал где состоялось официальное открытие съезда Архиепископом Антонием (Медведевым) Западно-Американским и Сан-Франциским и его вступительное слово.
     В своем слове Владыка Антоний сказал что такие съезды должны нас вдохновить на дальнейшую духовную работу. Подготовка к 1000-летию крещения Руси, связана с нашей общей надеждой на милость и помощь Божию на освобождение Руси от ига безбожников.
     Второе крещение Руси совершилось когда страдания православных были доведены до полноты во время небывалого гонения на Церковь, во дни Свв. Новомучеников и Исповедников.
     Нам дана задача «обновление жизни», а это то же, что и духовное возрождение.
     В Сербской Церкви недавно произошли моральные победы. Мы молим Господа Бога, чтобы Он послал и нашему народу радость таких моральных побед. Наши моральные победы - это вера прославленных новомучеников и русских людей вообще.
     Большевики стараются дискредитировать подготовку к прославлению крещения Руси. Они написали, что православие встречает свой юбилей в обстановке глубокого кризиса. Но кризисом тоже называется поворот болезни к выздоровлению. Кризисом можно считать духовное возрождение, о котором мы молимся и которому мы радуемся. Будем надеяться, что это правда, что это есть духовное выздоровление, которое там достигается муками, а здесь честным отношением к делу.
     Во время открытия съезда было решено послать телеграмму 9-му Съезду Русской Православной Общественности Восточного Побережья США, который происходил в это же самое время в обществе «Отрада», что и было сделано.

     Потом в 11:30 утра последовал первый доклад-собеседование Протоиерея Стефана Павленко «Духовное расписание дня». Отец Стефан описал духовную жизнь православного христианина в течение целого дня. Во-первых, как он просыпается, то сразу осеняет себя крестным знаменем и говорит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». Таким образом с первой минуты дня православный просит Господа Бога чтобы Он ему помог творить Его волю.
     Потом, после умывания, следует утреннее молитвенное правило и перед и после каждой еды, молитва. Садясь в автомобиль и приезжая на место мы крестимся.
     Дома вечером, не очень поздно, мы читаем наше вечернее молитвенное правило и исповедь перед Господом Богом.
     Конечно, весь день нужно было не грешить ни делом, ни словом, ни мыслью.
     Наша Православная Вера тоже учит, что мало не грешить, но мы тоже должны активно вести внутреннюю борьбу с нашими страстями, то есть с греховными привычками. А они у всех, за исключением Господа Бога.
     Мы прожили по-православному весь день, побеседовали с Господом Богом, вспомнили и попросили у Господа Бога прощение за наши грехи и сейчас можно читать что-нибудь духовное.
     Все это очень просто, но это и самое основное и важное в жизни христианина. Без такого расписания, православный является православным только на словах, а не на деле. Перед слушателями предстала вся красота и возвышенность христианского учения и как оно возвышает и облагораживает человека.
     Этот доклад задал тон целому съезду. Остальные доклады отличались своей духовностью, призывом к нашему духовному возрождению, праведной жизни, молитве, духовному чтению, духовно-нравственному воспитанию наших детей, организации богословских курсов, духовных кружков, координационных собраний священников из соседних приходов, а также к организации комиссии для организации прославления тысячелетия.

     После обеда состоялся 2-ой доклад, доклад Иерея Петра Перекрестова «Образы древне-русской святости как залог нашего возрождения».
     Отец Петр обрисовал облик трех русских святых, которые своею святостью призывают нас к благочестивой жизни. Каждый жил в разное время, каждый отличался святостью и каждый дает нам пример для нашей жизни. Отец Петр призвал слушателей к чтению жития святых, дарить эти книги друг другу и подражать святым в своей жизни.
     Какие же исторические ценности необходимо русскому православному человеку восстановить, чтобы воздействовать на свой будущий духовный путь? Нужно разбудить нашу духовную историческую память. Нужно восстановить память русских святых и период формирования духовного облика русского народа.
     Прошлое мы не можем вернуть, но тот дух, те подвиги, та сила которые служили тогда во спасение должны быть усвоены нами. Те древне-русские святые не только являются небесными покровителями и молитвенниками за нас и за Россию, но и в них мы находим путь и залог к нашему возрождению. Когда мы наблюдаем распад семьи они нас призывают к сплоченной христианской семье. Они нас зовут к умеренности, трезвости и постоянству. Мы сконфужены и ищем выход из хаоса, а они своей простотой ведут нас к свету Христову. Мы эгоистичны, а они показывают пример кротости и любви к Богу и ближнему. Мы ищем легкий путь ко спасению, а они показывают, что только церковным путем: молитвой, постом, воздержанием и трудом можно достичь царство небесное. В этом отношении опыт русских святых приобретает неожиданную современность для нашего духовного возрождения.

     3-ий доклад был доклад А. И. Гинзбурга «Что мы можем делать».
     Наша Церковь, Церковь самой большой и глубокой культуры которая существует в мире. Это богатство накоплено тысячелетиями. Человеку которого в это не посвящали трудно прямо войти в церковь и стать церковным человеком. Наша церковная литература настолько богата что нашей жизни хватит прочесть только часть этих книг. Нужно поддерживать русские православные радио программы: «Православное Дело» Владыки Антония Женевского, «Голос Православия» в Париже и о.Виктора Потапова в Вашингтоне.
     А. И. Гинзбург очень просил всех отправлять в Советскую Россию книги духовного содержания. Сделайте что-нибудь, чтобы эти книги туда попали! Это делают довольно успешно сектанты, так почему это не могут делать православные? Там существует настоящий голод за духовной литературой. Распространением таких книг мы будем удовлетворять этот голод и способствовать духовному возрождению.

     Вечером, после всенощной, Н. Ю. Афанасьев, председатель газеты Русская Жизнь, устроил доклад-демонстрацию Компьютеры в нашей миссионерской и школьной работе. Было рассказано и показано как маленькие компьютеры (PC - Personal Computers) облегчают канцелярскую работу, как они пишут по-английски, по-русски; по старой и по новой орфографии и даже по церковно-славянски.
     Компьютер сам по себе делать ничего не может, а все зависит от программы, которая находится на дисках и которая в него загоняется. Говорилось о программах Word Processor, Spreadsheet и Data Base. Программа Word Processor превращает компьютер в пишущую машинку на любом языке. Программа Spreadsheet очень облегчает приготовление и расчеты всяких таблиц на компьютере; например смету или финансовый отчет. А программа Data Base позволяет употреблять компьютер вместо картотеки. При помощи этой программы очень легко делать всякие таблицы или надписывать адреса на конвертах.
     Слушатели с большим интересом выслушали как компьютер может облегчить работу и повысить эффективность писателя или любого человека, работающего в канцелярии, приходе или в приходской школе.
     Эта демонстрация пользовалась большим успехом и ее попросили повторить в воскресенье вечером, перед показом диапозитивов о Святой Земле.

     Второй день съезда было воскресенье, была отслужена торжественная Божественная Литургия. После литургии опять начались доклады.

     После литургии состоялся завтрак, а после завтрака первый доклад, или 4-ый доклад по порядку: «Семья по учению Оптинских Старцев». Доклад был прочитан по-английски, И. И. Данлоп, профессором Хуверского Института при Станфордском Университете в городе Станфорд, Калифорния.
     В 19-ом веке Оптина Пустынь являлась величайшим духовным центром России. В ней побывали Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, Иван Киреевский, Александр Блок и Анна Ахматова. Один из самых известных старцев был старец Амвросий.
     Старец Амвросий происходил из бедной семьи где несколько поколений были духовные лица. Между прочим Св.Праведный о.Иоанн Кронштадтский тоже из бедной семьи. Из этих примеров мы видим, что способствует святости. Потом следовали высказывания старца Амвросия насчет брака, воспитания детей, денег, развлечения, моды, безделья. Оптина Пустынь оказывала положительное влияние на русских людей и вообще на русскую православную культуру.
     Профессор Данлоп, высоко образованный и квалифицированный американец, по убеждению перешедший в православную веру, вдохновил всех присутствующих, своей любовью и знанием православной веры. Было приятно видеть что вот человек, из совершено другой среды, полюбил и оценил наше святое Православие.
     После доклада шла оживленная дискуссия на обеих языках. Поистине какая благодать наша вера, какие чистые, красивые и возвышенные учения о всех отраслях жизни. И как все это скрыто от человечества.

     После обеда Протоиерей Валерий Лукьянов, Настоятель Св. Александро-Невской Церкви в Ховел (возле Лейквуда) в Нью Джерси прочел «Духовное Состояние Мира Перед Пришествием Антихриста».
     По Слову Божьему конец мира придет тогда, когда человечество безнадежно развратится и забудет и отверзнет своего Создателя и Творца. Теперешняя жизнь вытесняет из сердца тишину, мир и самое главное молитву.
     Доклад был обстоятельный и занял два периода. Исходя из Священного Писания где говорится насчет конца мира, и принимая во внимание незаметную, постоянную, методическою, хитрую и тонкую работу по разрушению христианских начал и ценностей в обществе и отход от христианского подхода к жизни, нравственное разложение, которое сейчас происходит во всем мире, а также накопление колоссального количества самого ужасного оружия, ясно что мы постепенно двигаемся к последним дням нашей земли.
     Доклад был тяжелый, но правдивый. Жутко становилось от перечислений всех тех нравственных уродств, которые окружают нашу жизнь. Единственная надежда - это надежда на наше духовное возрождение, нашу спасительную веру и на Господа Бога. Господь Бог милостив и всемогущ и видя наше усердие может затормозить и остановить развал общества.

     После этого доклада Владыка Антоний попращался со всеми и объяснил, что он не сможет присуствовать на третьем дне съезда так как должен поехать в Канаду, где состоится Архиерейский Собор.
     Здесь же было решено послать телеграмму Архиерейскому Собору от Съезда, что и было сделано.

     Вечером, после вечерни, были показаны Иеромонахом Кириллом, настоятелем Свято Воскресенской церкви, диапозитивы «Святая Земля».
     Отец Кирилл показал много достопримечательностей из Святой Земли и призвал всех присутствующих поехать и поклониться святым местам.

     Второй день съезда тоже окончился поздно вечером, участники съезда разъехались усталые, но довольные.

     Третий день съезда был понедельник и после литургии опять начались доклады.

     Первый доклад или 6-ой доклад съезда прочел А. Н. Мирошниченко, директором Свято Покровской Церковно-Приходской школы в Пало-Алто, на тему «Христианство новая печать на всех жизненных отношениях людей».
     Наша вера объясняет нам качества Господа Бога, начало мира, его прошлое, тепершнее состояние мира, будущее и конец, учит нас как общаться с Господом Богом (это молитва) а также нам дает жизненные ценности (определение Добра и зла). Эти ценности нас учат каждому шагу в жизни.
     Наша вера дает нам программу для всей нашей жизни а также для нашего духовно-нравственного самосовершенствования. Она нас учит что нужно прощать, а не обижать, не причинять боль ближнему, первому пойти на примирение, жить без злобы, жить без зависти, жить без злословия, то есть как жить в духовной чистоте. Если жить по этой программе, то мы всегда будем поступать по правде и любви. Эта программа всегда чистая, всегда светлая, и всегда добрая - она постепенно перевоспитывает человека и развивает в нем положительные качества и таким образом приближает его к Господу Богу.
     Православная христианская вера - это ключ к чистой жизни. Только такая жизнь дает человеку истинное счастье. Для того чтобы понять эту программу нужно молиться, не грешить, исповедоваться, поститься, бороться с нашими греховными привычками и наклонностями, читать духовные книги и тогда содержание программы становится ясным.

     7-ой доклад был доклад А. А. Соллогуба, редактора газеты Русская Жизнь в Сан-Франциско, на тему «Православие основа русской государственности и правосудия».
     Св. Русь, дом Богородицы, народ богоносец! В России была гармония между царством небесным и царством земным. Эта гармония возвеличила нашу страну и создала великую культуру. Наша вера и Церковь были основа нашего законодательства и основа всей нашей жизни. Для того чтобы усвоить истинную суть русской государственности и жизни, никогда нельзя забывать что Россия с крещения и до революции всегда ставила своей главной задачей стараться о том, чтобы люди жили по-Божьему. Сперва это было в домашнем, а потом в международном масштабе. Исполнение заповедей Божьих - это был фундамент, на котором строилась вся наша жизнь и все наше законодательство.
     Православная Россия нам дорога не только тем, что это родина наших предков, но она дорога и тем, что там источник и основание всей законодательности было Святое Евангелие. Раньше мы это не понимали и не ценили. Сейчас мы начинаем понимать величие того строя, который старается согласовать учение о любви, доброте, правде, честности, нравственной чистоте, с жизнью страны и с жизнью ее жителей. Такой строй всячески способствует воспитанию самых возвышенных качеств в людях.

     После обеда состоялся последний то есть 8-ой доклад-собеседование на тему «Воспитание наших детей». В этом докладе-собеседовании участвовали Протоиерей Иоанн Шачнев и Е. О. Пафнутьева. К великому сожалению В. Вл. Красовский из-за болезни не смог участвовать.
     Докладчики описали как трудно теперь воспитывать детей. В стране которая способствовала развитию христианских качеств и христианскому мировоззрению в людях, это было гораздо легче. Сейчас, когда идет борьба против христианских ценностей в жизни, воспитать православные души очень и очень трудно. Для всего этого нужна вера в Бога, Православная церковь, Православный, здоровый и активный приход; хорошие, верующие, добрые и мудрые родители; церковно-приходская русская школа и православная детская организация. Лучше всего бывают результаты, когда семья живет возле церкви с богатой и здоровой приходской жизнью. С Божьей помощью и с усилием всех их, все можно. Без Церкви и без других составных, правильное воспитание детей, в наше время, почти что не возможно.

     Все три дня съезда совпали с годовщинами смерти наших трех всем известных пастырей-учителей. По ним и были отслужены три панихиды. В субботу, 31-го августа была годовщина смерти отца Афанасия, основателя Кирилло-Мефодиевской Гимназии в Сан-Франциско. В воскресенье, 1-го сентября годовщина смерти Архимандрита Спиридона (Ефимова) Инспектора Классов Гимназии в Сан-Франциско и Св. Покровской Школы в Пало-Алто. В понедельник, 2-го сентября годовщина смерти Иеромонаха Серафима (Роз) из Свято-Германовской пустыне в Платине.
     Съезд закончился благодарностью к устроителям съезда и благодарственным молебнем. Участники съезда были усталые, но рады и полны вдохновления. Становилось ясно, что если мы хотим сохранить в себе православие и православный подход к жизни то нужно делать гораздо больше чтобы противостоять нравственному разложению вокруг нас, такой съезд капля в море.
     Съезд в Сан-Франциско показал, что съезды можно устраивать с успехом за городом в окрестностях Сан-Франциско, как устраивали первые четыре съезда. Но тоже можно устраивать с успехом при Соборе. Здесь мы у себя дома и все у нас под рукой. Кроме того есть люди, которые по разным соображениям не могут отлучиться из Сан-Франциско.
     На съезде раздавалась программа съезда, внизу на которой были напечатаны мысли наших духовных руководителей, которые соответствовали темам докладов. Здесь мы их приводим ниже.

     Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский: «У истиннаго христианина должно быть все иное в духе, в теле и в жизни: иные помыслы - духовные, святые; иныя вожделения - небесныя, духовныя; иная воля - правая, святая, кроткая, благая; иное воображение - чистое, святое; иная память, иной взор - чистый, простой, святой, нелукавый; иное слово - целемудренное, чистое, степенное, кроткое; словом - христианин должен быть иной человек, небесный, новый, святой, божественно живущий, мыслящий, чувствующий, говорящий и действующий Духом Божиим. Таковы были святые угодники.Читайте их жития, слушайте, поучайтесь, подражайте».

     Митрополит Филарет: «Основная задача христианства - научить людей жить по воле Божией, дабы чрез это привести их к вечному блаженству. Напрасно некоторые хотят свести христианство только к узко-обособленной сфере религиозных переживаний. Нет, христианство - жизнь, христианство - новая печать на всех жизненных отношениях людей».

     Протопресвитер Василий Бощановский: «Воспитывать, это не значит только приказывать воспитаннику усвоить известного рода поведение. Воспитывать, это значит побудить волю и чувства воспитанника воспринять, усвоить и полюбить тот или иной образ жизни. Успех воспитания заключается в свободном, любовном восприятии воспитанником целей воспитания. Без свободы нет воспитания; иначе оно обращается в простую дрессировку; и тогда успех воспитания только кажущийся, видимый. Устраните дрессировщика и его приемы - и от воспитания, основанного на простой дрессировке-дисциплине, ничего не останется».

     Св. о. Иоанн Златоуст: «Отцы, которые не заботятся дать христианское воспитание детям своим, суть чадоубийцы, убийцы собственных детей».

     Оканчивая этот обзор, мы хотим молитвенно поблагодарить Господа Бога за то что Он нам дал возможность устроить такой съезд и пожелать, чтобы такие съезды устраивались почаще.

     Слава Богу за все!

     Александр Николаевич Мирошниченко


САН-ФРАНЦИССКАЯ КОМИССИЯ (1985)
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЪЕЗДА ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
В ПРЕДДВЕРИИ ПРАЗДНОВАНИЯ 1000-ЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ 988-1988 г.
-------------------------------------------------------------
В связи с приближающимся великим событием
1000-ЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ 988 г.
В этом году будет устроен
V-ЫЙ СЪЕЗД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
по подготовке к достойному празднованию настоящего юбилея.

ТЕМА СЪЕЗДА:
ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА И ПРАВОСЛАВНАЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА
И ПОСТРОЕНИЕ НАШЕЙ ЖИЗНИ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ

По благословению Высокопреосвященейшаго Архиепископа
Западно-Американскаго и Сан-Францискаго Антония
съезд состоится с
ОТ СУББОТЫ, 31-го АВГУСТА ПО ПОНЕДЕЛЬНИК 2-е СЕНТЯБРЯ 1985 г.

в помещении при КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
Пресвятой Богородицы всех Скорбящих Радости (Новый Храм)
(415) 221-3255
Гери бульвар, между 26 и 27 авеню
(Автобусы Номер 29 и 38)
САН-ФРАНЦИСКО, КАЛИФОРНИЯ

Holy Virgin Cathedral, 6210 Geary Boulevard, San Francisco, CA 94121

Цель съезда вдохновить, духовно нас укрепить, научить жить по православному и способствовать нашему духовному возрождению.

Приглашаются все прихожане наших приходов Зарубежной Русской Православной Церкви. Если Вы можете рекомендовать желательных для съезда лиц, то не откажите в доброте указать нам их имена, адреса, и номера телефонов.

Просим Вас сообщить до 15-го августа примите ли Вы участие в этом съезде.

Председатель Комиссии Сан-Франциского Отдела
Протоиерей Стефан Павленко
(415) 344-4355

АНКЕТУ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ Вы можете получить в вашем приходе или по нижеследующему адресу:
Russian Orthodoxy Millenium Committee (1985) или
R.O.M.C. (1985)
P.O.Box 914
Palo Alto, CA 94302

СПРАВКИ ПО ТЕЛЕФОНУ: (415) 386-7711


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск 24 -
Пятый съезд Русской Православной Общественности»
АНМ, Храм всех Святых в Земле Российской просиявших
ANM, Church of all Russian Saints, 744 El Camino Real, Burlingame, CA 94010-5005
Интернет: http://www.geocities.com/dorogadomoj
эл. адрес: dorogadomoj@aol.com
d24s85.html, (31авг85) 28апр99г
НАВЕРХ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ