Дорога домой. Выпуск ДД-26(14)  [14мая03]
   
Руководство по изучению
духовной литературы

14 -- ИСКУССТВО ЖИТЬ И НАУКА О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Церковь можно назвать училищем благочестия или школой добра, а христианское нравоучение наукой о добре и зле. Здесь, в этой главе, вкратце описывается где находится православно-христианское учение о добре и зле, добродетели и грехе и о христианской жизни вообще.

Содержание: Введение; (1) Понятие о добре и зле у всех; (2) Что такое добро, а что зло; (3) Где находятся данные о добре и зле; (3.1) Личные качества Иисуса Христа; (3.2) 10 Заповедей; (3.3) Заповеди блаженства; (3.4) Нагорная проповедь; (3.5) Священное Писание; (3.6) Жизнь святых; (3.7) Писания св.Отцов; (3.8) Молитвы и богослужение; (3.9) Христианское нравоучение; (3.10) Проповеди пастырей; (4) Человеческая душа; (5) Шкала добра и зла; (6) Невидимая брань; (7) Православная аскетика; Заключение.

Введение. Как же нам жить? Как себя вести? Как поступать в том или ином случае? Что правильно, а что нет и почему? Как же нам жить? На все эти вопросы, любящий нас Отец Господь Бог дал нам Свое руководство. Господь Бог создал этот мир, нашу вселенную, по законам. Все движется, все синхронизовано, все мудро, все красиво. Всюду царит естественный порядок. В жизни человека тоже должен быть порядок; добродетель и отсутствие греха есть жизнь по Закону Божию. Человек может этого порядка не придерживаться, но тогда у него в жизни выходят перебои и всякие отрицательные последствия. В некоторых случаях нам ясно что такой то грех приведет к нашему разрушению, но в других случаях из за нашей человеческой ограниченности это не ясно. Если мы продумаем хорошо последствие нашего греха на нас, на других, на наше окружение, в этот момент, через несколько или много лет или даже после нашей смерти, то становится ясно что каждый грех разрушает нас, наше окружение или общество. Многое что становится нам яснее с жизненным опытом. Яснее и яснее видно что если мы творим зло и грешим, то это в конечном итоге, разрушает и нас самих. Каждый грех маленький или большой разрушает, а каждая добродетель созидает. Грех есть разрушительное поведение, а добродетель созидательное. Итак, Господь Бог дал нам Свой завет, молиться и жить по Его Закону, то есть по Закону Божию. Нужно верить, молиться дома и в церкви, жить по заповедям, исповедоваться, причащаться, вести борьбу с нашими греховными привычками и таким образом постепенно перевоспитывать себя. Весь Закон Божий построен на идеи добра и поэтому чтобы жить по Закону Божию, нужно уметь различать добро от зла, добродетель от греха, доброго человека от плохого, доброе дело от дурного, Это есть основа успешной и плодотворной жизни на земле и залог к вечной жизни.

1. Понятие о добре и зле у всех. У всех людей есть Богом данная совесть которая различает что добро, а что зло. Это понятие о добре и зле общее, оно есть у каждого человека, у каждой группы людей и у каждого народа. Но это чувство, не всегда ясное и понятное. Скажем у некоторых племен есть уважение к родителям, но с другой стороны, проявляется большая жестокость, на войне, к пленным. Так что понятие о добре и зле у них есть, но оно не совершенное.

Это чувство не остается на одном уровне. Если человек не прилагает никаких усилий то из за греха, чувство совести начинает блекнуть. Человек начинает привыкать к греху и его совесть перестает быть светлой и как бы темнеет. Священное Писание называет таких людей, людьми с соженной совестью (1 Тим.4:1). Тяга к добру у всех.

Все люди преклоняются перед добром и даже зло отдает ему должное! Мы видим это из того, что добро никогда не должно притворяться что оно добро. Оно есть добро и это все видят. Зло же должно перекрашиваться и лгать и выставлять себя за добро. Оно даже обманывает само себя и выставляет себя, перед самим собой, что оно добро.

Вспомним всевозможные диктатуры которые обрушивались на несчастное человечество в течение его истории. Мы видим что зло всегда выставляет себя за добро. Целые армии шли в атаку и несли разрушение, а встречным смерть, с ложной идеей что они делают добро. Природная совесть человека не позволяет ему жертвовать собой во имя зла, а во имя добра жертвовать себя человек будет. Вот этим то и пользуется зло и поэтому оно всячески маскируется за добро. Правда, есть наемные солдаты которые совершают зло, но и они в своем разуме оправдывают свои дела, каким то мнимым добром.

У каждого человека есть тяга к добру и служению ему. Из за того что люди не всегда понимают что добро, они часто тянутся к какому то фальшивому идеалу добра. Целые жизни бывают прожиты в погони за фальшивым добром и только в конце жизни, люди начинают понимать что их добро не настоящее. Хороший пример этого, это когда люди целиком служат деньгам и стараются накопить капиталы, или отдаются какой то фальшивой политической идее. Рано или поздно, у них происходит разочарование и они бросают служить своему мнимому добру.

2. Что такое добро, а что зло. Добро созидает, строит и создает: мир, спокойствие, любовь, радость, духовную и нравственную красоту, прощение, миролюбие, святость и хорошие отношения между людьми, в семье, с друзьями, в школе, на работе и в обществе. Когда человек перестает грешить, делает добро и добродетель, то он по своим качествам начинает приближаться к другим людям и к Господу Богу, который есть первоисточник всего добра.

Зло противоположно добру, оно подрывает все хорошее. Оно разрушает, разоряет, рушит, создает тревогу, страх, злобу, гнев, раздражение, духовное и нравственное уродство, плохие отношения. Зло удаляет людей от первоисточника добра, от Господа Бога.

Что христианство имеет ключ к познанию добра и зла, без которого невозможно успешно жить, этот факт всячески скрывается от людей. Враги христианства говорят что оно безжизненно, злобно, пасмурно и строго. Как раз наоборот истинное христианство не безжизненно, а учит чистой и плодотворной жизни; христианство не злобно, а учит любви; христианство не пасмурно, а учит радости; христианство не строго, а учит прощению.

Последствие добра и зла очевидны. Итак:
Добро созидает, зло разрушает. Добро мирно, зло враждебно.
Добро любит, зло ненавидит. Добро спокойно, зло раздражается.
Добро помогает, зло топит. Добро миролюбиво, зло задирается.
Добро побеждает добром, зло силой. Добро прощает, зло злопамятно.
Добро радостно, зло хмурится. Добро свято, зло гнусно.
Добро красиво, зло уродливо.    

Действительно встречаясь со злом, в нашей каждодневной жизни, мы знаем что зло можно остановить силой, но совершено обезоружить зло и добиться чтобы зло стало на сторону добра, можно только добром.

3. Где находятся данные о добре и зле. Где находятся данные о добре и зле? Они находятся в следующих первоисточниках:

    1. Личные качества Иисуса Христа
    2. Заповедей
    3. Заповеди блаженства
    4. Нагорная Проповедь
    5. Священное Писание
    6. Жизнь святых
    7. Писания святых Отцов
    8. Молитвы и богослужения
    9. Христианское нравоучение
    10. Проповеди пастырей

3.1 Личные качества Иисуса Христа. Лучший руководитель для добродетели является личность Господа Бога-Человека Иисуса Христа. Его любовь, доброта, сострадание, милосердие; все это является наглядным примером добродетели. Иисус Христос никогда не грешил. Вот этот факт нам ясно и говорит о Его божественном происхождении и что Он был не просто человек.

Читая Священное Писание с описанием Иисуса Христа и Его поступков, всюду ясно видны примеры добродетели.

3.2 10 Заповедей. 10 Заповедей были даны Господом Богом еще в Ветхом Завете. Эти заповеди вкратце охватывают всю деятельность человека и точно и определенно говорят что грех, а что нет. Деятельность которая приводит к греху, тоже становится грехом.

3.3 Заповеди блаженства Заповеди блаженства были даны Иисусом Христом в самом начале Нагорной проповеди (Матфея 5:3-12):

    Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.
    Блажени плачущии, яко тии утешатся.
    Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
    Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
    Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
    Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
    Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
    Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.
    Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут,
    и рекут всяк зол глагол на вы лжушче, мене ради.
    Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Здесь уже дано более глубокое руководство для нашего поведения. Принимается во внимание то, что начало добродетели и зла в человеке находится в его сердце, в его душе, в его мыслях. Каждому действию всегда предшествует мысль. Поэтому чтобы остановить греховное действие, во первых нужно остановить это дело, а во вторых нужно остановить и все мысли ведущие к этому действию.

3.4 Нагорная проповедь. Нагорная проповедь находится в Евангелии от Матвея, в главе 5-й, 6-й и 7-й (Матфея 5-7). Некоторые пастыри советуют для того чтобы понять основу всего христианства в кратчайший срок, то нужно хорошо усвоить именно эти три главы. Кроме заповедей блаженства в Нагорной проповеди разбросаны и другие основные учения. Например:

    Итак будьте совершенны,
    как совершен Отец ваш небессный. (Матфея 5:48).

Здесь Иисус Христос призывает нас к совершенству; не грешить и работать над собой и искоренять из себя греховные привычки.

    Не собирайте себе сокровищ на земле,
    где моль и ржа истребляют и
    где воры подкапывают и крадут;
    Но собирайте себе сокровища на небе,
    где ни моль, ни ржа не истребляет и
    где воры не подкапывают и не крадут;
    Ибо, где сокровище ваше,
    там будет и сердце ваше. (Матфея 6:19-21).

Здесь Иисус Христос учит нас не стремиться к богатству, славе, красоте, величию, а приобретать духовный клад; быть добрыми, честными, порядочными, любвеобильными и т. п.

3.5 Священное Писание. Во всем Священном Писании -- в Ветхом Завете и в Новом Завете -- как бисер разбросано учение о добре и зле. Читая и изучая Священное Писание, мы одновременно знакомимся и с христианским первоисточником учения о добре и зле.

3.6 Жизнь святых. Святые люди, своим характером, своим поведением и своей жизнью дают нам живой пример добродетели и какими нам подобает быть. Читая рассказы о жизни святых и общаясь с лицами у которых качества близки к святости, мы тоже наглядно учимся добродетели.

3.7 Писания св.Отцов. Великие духовные мужи, в течение всей христианской истории, оставили нам много книг с объяснениями о добре и зле. Определение и иллюстрации добра и зла во всех их многих явлениях. Как постепенно исправлять себя и двигаться к добру. О постепенности греховного падения и постепенности в духовном росте. Как себя менять к лучшему и т.д. и т.д. и т.д. Вот именно здесь разработано и испробовано на практике и записано для будущих поколений духовный опыт наших великих и добрых пастырей.

3.8 Молитвы и богослужение. В наших молитвах тоже как бисер разбросаны мысли и учение о добродетели; общие и определенные. Скажем в Молитве Господней "Отче наш": "...якоже и мы оставляем должником нашим..."говорится о том что православный христианин должен быть не злопамятным и прощать обиды.

В молитвах и в богослужении, обыкновенно берутся слова из Священного Писания и даются разные пояснения. Если мы будем внимательно следить, то мы всюду услышим учение о добре и зле.

3.9 Христианское нравоучение. Христианское нравоучение это уже целый предмет который преподается в средних и в высших заведениях. Здесь систематически собран, из всех источников, в одно целое, весь имеющийся материал о добре и зле, и о жизни христианина. Весь этот разбросанный материал, собран в одно целое и организован по разным темам.

3.10 Проповеди пастырей. Устные проповеди наших пастырей, или их записанные проповеди, а также проповеди святителей и св.Отцов полны примеров и иллюстраций учения о добре и зле.

4. Человеческая душа. Человек не есть только тело и разум, но у него есть и душа. Теперешние светские науки принимают во внимание только тело и разум и поэтому они не могут понять человека целиком. Они видят человека как бы только в двух измерениях. Святая православная вера не есть только вера, но она есть и истина. Она нас учит что кроме тела и разума у нас есть и душа. Наша душа бессмертная, она является центром духовной жизни и она есть центр добра и зла в нас. А от количества добра и зла в нас и зависит истинный успех нашей жизни. Душа человека это и есть как бы третье измерение человека. Человека можно понять только когда мы принимаем во внимание и тело и разум и душу человека. Без этого знания учение о человеке не законченное.

(Епископ Феофан Затворник Вышинский (Говоров), в своем произведении "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?" пишет что у человека есть тело, душа и Дух. По строго православному учению у человека есть тело и душа. Одна из составляющих души есть разум, а самая высшая его часть есть дух. Дух, это центр духовной жизни человека).

Если мы, при изучении человека, не принимаем во внимание его душу, то это будет что то вроде доктора который лечит человека совершенно не зная и не принимая во внимание его нервную систему. Многие болезни вылечить можно, много что можно понять, но все таки многое что еще будет и неизвестно. Так и с душой человека, если мы ее не будем принимать во внимание, то мы никогда не сможем понять человека в совершенстве. Все теперешние науки которые изучают человека и объясняют его поведение, не могут дать полный и удовлетворительный ответ, потому что они не принимают во внимание духовные качества человека.

5. Шкала добра и зла. На некоторых старинных иконах есть изображение лестницы на которой показано как маленькие люди карабкаются по ней вверх, а другие падают вниз. Наверху на этой лестнице Господь Бог, ангелы и святые, а все люди внизу, на разных уровнях, стараются лезть наверх к Господу Богу. Со всех сторон ангелы их поддерживают, а нечистая сила тянет вниз.

Вот так, давным давно, изображали самое основное в жизни христианина. Творить добро, не грешить, бороться со своими дурными склонностями и таким образом в своих духовных качествах приближаться к Господу Богу и наследовать жизнь вечную. Слово Божие говорит об этом так (Матфея 5:48): "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный".

Так вот, также само можно представить и Шкалу Добра и Зла или Шкалу Добродетели. Такая шкала облегчает нам понять как добро и зло, добродетель и грех действует на нас.

На самом вверху находится Господь Бог и там максимум добра и ноль зла. В другом конце шкалы, внизу, ноль добра и максимум зла. Мы же все находимся где то на этой шкале, кто выше, а кто ниже. Наше положение на шкале зависит от того, насколько в нас количество добра и зла. Итак добрый человек ближе к Господу Богу, святой еще ближе, а злой далеко, а криминально злой совсем далеко, то есть совсем внизу.

Кроме всего этого, наше положение на шкале не постоянное, а может меняться. Зависит от нашего образа жизни. Если мы грешим и живем в миру, не принимая никакие усилия чтобы не грешить, то мы постепенно опускаемся по шкале вниз. Если же мы стараемся не грешить и боремся со своими греховными привычками и наклонностями, то с Божьей помощью, мы движемся вверх. Самая главная задача православного христианина, чтобы он другое не делал в жизни, постепенно очищать себя от греха, приближаться к святости и двигаться по шкале добра и зла вверх.

6. Невидимая брань. Наша православная вера не только нас учит как жить, но она нас тоже призывает к самоисправлению или к духовному самовоспитанию. Мы не можем довольствоваться просто тем, что мы стараемся не грешить и творим добродетель, но мы должны тоже активно бороться (вести невидимую брань) с нашими греховными привычками.

Для этого нужно изучить Закон Божий и в особенности учение о христианской жизни; нравоучение. Потом нужно познать себя, прислушиваться к своим словам, присматриваться к своим поступкам, знать свои положительные и отрицательные качества и работать над собой чтобы постепенно удалить все греховное. Пост является временем когда мы с особенным усилием удаляемся от греха. Итак, для борьбы с грехом, на первом месте у нас есть молитва, дневная исповедь во время молитвенного правила, жизнь по Закону Божию, пост, духовное чтение, духовная брань, исповедь перед перед священником, причастие.

"Стоять на страже" обозначает весь день не просто жить, а жить на страже против греха. Не давать себе не только грешить, но даже и думать о грехе. Известно, что перед греховным делом, сперва должна появиться мысль об этом деле. Таким образом если мы не допустим появление греховной мысли, то и грех останавливается и вырывается с корнем, то есть в его зародыше. "Борьба с помыслами" обозначает борьбу с греховными мыслями.

Обязательно нужно иметь духовного отца, который наставляет на праведный путь. К сожалению, в теперешнее время, это большая редкость. Старцы, это особенный вид духовного отца.

Молитва и духовное чтение это хорошее начало для духовной брани. Сперва мы просим у Господа Бога благословение, а чтение дает знание и вдохновляет на духовную брань.

7. Православная аскетика. Аскетика это упражнение духа и тела, воли и помыслов. Духовные законы, законы добродетели и греха, никем так не разработаны как православным монашеством в аскетике. Наши подвижники, ведущие борьбу со своею греховностью, разработали эту тему и установили пять степеней греха: прилог, сложение, сочетание, пленение и страсть. Св.Нила Сорский пишет в своей книге так:

"Так Св.подвижники свидетельствуют нам, что все грехопадения человеческия совершаются не иначе, как с постепенностью.

Первая степень это Прилог, когда без намерения и против воли входят в душу греховныя представления и побуждения, или чрез внешния и внутенния чувства, или через воображение. Это безгрешно, и только есть повод и близость к греху; и самые великие святые, в самые священныя времена, нередко подвергались прилогам и принуждены были бороться с ними.

Сочетание означает принятие прилога, добровольное размышление о нем; сие не всегда безгрешно.

Сложение есть услаждение души пришедшим помыслом или образом, т.е. когда кто, принимая помыслы или образы, представленные врагом, и с ними беседуя мысленно, вскоре сложит в мысли своей, чтобы так было, как внушает помысл. Здесь нужно немедленное покаяние и призывание Бога на помощь.

Пленение есть то состояние души, когда принужденно и невольно отводится ум на худыя мысли, нарушающия мирное устроение души, и душа с усилием, только при помощи Божией, возвращается в себя.

Страсть есть долговременное и обратившееся в привычку услаждение страстными помыслами, влагаемыми от врага, и утвердившееся от частаго размышления, мечтания и собеседования с ними. Это уже есть рабство греху, и не покаявшийся, не извергший из себя страсть, подлежит вечным мукам. Здесь потребна уже великая и напряженная борьба и особенная благодатная помощь, чтобы оставить грех."

Тоже самое можно найти у преподобнаго о.Иоанна в его Лествице 15:73.

Этот разбор степеней греховности применим ко всем грехам (маленьким и большим) и к привычке к алкоголю, и к привычке к наркотикам, и к обыкновенному раздражению, и к привычке говорить людям неприятности, и к привычке все время со всеми спорить, или к привычке ни с кем и ни в чем не соглашаться.

Каждый из нас грешит много каждый день и имеет греховные привычки, то есть страсти. Отличительная черта православной веры от других христианских вер, это что она нас учит не только не грешить, но и активно бороться со своими страстями. Но как начинать, с какими грехами из многих начинать борьбу? На этот вопрос дает ответ, по учению свв.Отцев, Митрополит Виталий, Первоиерарх РПЦЗ в своем великопостном послании 1988 года: "...У каждого из нас есть какая-то господствуящая страсть, как некий главный духовный корень, против котораго и подобает нам ополчиться всеми силами своей души..." (Православная Русь, Номер 5 (1362), 1/14 марта 1988 г.).

Из этих кратких выдержек видно, до какой высоты дошло православное понимание о грехе и о духовной жизни вообще. Конечно по своей глубине равных учений нет. Об этом тоже говорят так называемые converts. Многие из них читали православную духовную литературу и глубина этих произведений привела их к православной вере.

Восхождение по "Шкале добра и зла" является медленным и постепенным. Из за отрицательного действия мира на человека, он с годами обыкновенно портится и становится хуже, то есть по "Шкале добра и зла" он опускается вниз. Если же он ведет успешную брань с грехом и себя исправляет, то он постепенно противостоит падению вниз, и движется наверх.

Таким образом люди не ведущие борьбу со своей греховностью, с годами становятся хуже, а истинный православный христианин, который борется со своей греховностью, с годами становится лучше; с духовной точки зрения.

Заключение. Христианское учение о жизни есть код которым "зашифрована" вся наша цивилизация и весь мир. Ключ к этому "шифру" это христианский кодекс о жизни. Люди, группы людей, или народы не знающие и не понимающие этот "шифр", живут в мраке, страдают, мучаются и не совсем понимают что происходит вокруг них.

Люди знающие этот "шифр" и живущие по нему, радостны, живут без злобы, в тишине и спокойствие. Для них все просто и ясно, так как христианский "шифр" объясняет все и дает совет на любой случай жизни; совет от самого Господа Бога.

Понятие о добре и зле всегда существовало, оно есть у всех народов и во все времена, но оно не всегда ясно. Самое ясное представление у христиан. Так как православное христианство есть самое чистое и неизмененное христианство, то конечно отсюда следует что самое лучшее представление о добродетели и грехе должно находиться у православных. Так оно и есть. Нигде так не разработано понятие о добре и зле, как у православных христиан. Кроме того православная вера идет дальше всех и учит не только не грешить, но и постепенно избавляться от греховных привычек (страстей).

Для этой трудной работы православная вера обладает всеми нужными средствами для лечения человеческих душ и избавления их от зла. Это конечно молитва, жизнь по Закону Божию, пост, духовное чтение, следование примерам святых, удаление от греха, невидимая брань, исповедь и причастие.

Библиография
Полная библиография для этой главы находится в отделе (30)"Объяснительные записки" в описаниие предмета (208)"Нравоучение (Нравственное богословие)".

    29 июня/12 июля 1988 Свв.Петра и Павла

Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-26(14) -
Руководство по изучению духовной литературы --
14 -- Искусство жить и наука о добре и зле»

Храм всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ)
Church of all Russian Saints (ANM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. страницы:
http://www.dorogadomoj.com/
d26dd14isk.html,  (нач:1988),  (I-е изд.:07янв89),  14мая03
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАВЕРХ