Дорога домой. Выпуск ДД-26(21)  [15мая03]
   
Руководство по изучению
духовной литературы

21 -- ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО В КНИГАХ

Описывается духовное богатство которое находится в православных-христианских духовных книгах. Такие книги говорит о Господе Боге, о добре, о святости, о душе человека. Она положительно действует на человека и способствует развитию в нем добрых качеств. Человека нельзя понять если мы изучаем только тело и разум и совершенно упускаем из виду его душу. Духовные книги описывают и изучают его душу. (Написано в Зарубежной Руси в 1988 г.).

Содержание: Введение; (1) Мир духовной литературы; (2) Третье измерение человека; (3) Дневное чтение Св.Писания; (4) Жизнь в теперешнем мире; (5) Затруднения при чтении духовных книг; (6) Русские любили духовные книги; (7) Русские истоки в Православии; (8) Подвиг сохранения русской духовной литературы; (9) Духовные предметы; Заключение.

Введение. Описывается духовное богатство которое находится в православных-христианских духовных книгах. Такая книга говорит о Господе Боге, о добре, о святости, о душе человека. Она положительно действует на человека и способствует развитию в нем добрых качеств. Человека нельзя понять если мы изучаем только тело и разум и совершенно упускаем из виду его душу. Православным положено каждый день читать Священное Писание. Духовное чтение сейчас становится почти что условием для спасения, так как со всех сторон нас забрасывают информацией которая противоречит православному мировоззрению. Для чтения духовных книг требуется вера, какой то минимум духовных знаний и применение прочтенного в своей жизни. Русские люди всегда любили духовные книги и они сыграли большую роль в воспитании русского народа. Истоки русских в православии. Русская духовная литература доступна нам благодаря тем людям которые спасли от гибели и восстановили большую часть русской православной духовной литературы. Духовные (богословские) предметы можно разделить на несколько групп.

1. Мир духовной литературы. Изучая православную духовную литературу, перед нами открывается большой, богатый, и глубокий духовный мир. Здесь говорится о Господе Боге, о добре и зле, о добродетелях и грехах, о жизни которая созидает добро и о жизни которая разрушает добро, об искусстве жить, о святых -- героях человеческого духа, о распространении христианства в целом мире, об истории христианства в мире в течение 2000 лет, а в России 1000 лет. Все интересное, важное, и нужное для понимания того что происходит с нами, что происходит вокруг нас и вообще что происходит в нашем мире.

Изучая духовную литературу и применяя ее истины в своей личной жизни, перед нами открывается как бы третье измерение мира. Мы начинаем смотреть на все с точки зрение добра и зла и таким образом видим другую сторону жизни. Мы яснее понимаем поступки -- свои и других людей -- и их последствие на нас самих и на наше окружение. Яснее и понятнее становится наш внутренний мир, а так же мир других людей.

Мир духовной литературы обширный, глубокий и многогранный. Люди находятся на разных духовных уровнях, а книги тоже пишутся на разных духовных уровнях. Кроме того, большая часть русской духовной литературы была написана более семидесяти лет тому назад. По этим причинам неопытному читателю читать ее трудно. Понимание этой литературы соответствует пропорционально духовному возрасту человека. Наш же духовный рост, во многом зависит от образа жизни.

Так как духовная книга говорит о Господе Боге, о добре, о святости, то она положительно влияет на человека и способствует развитию в нем добрых качеств. Духовные слова, особенные слова, они мудрые, глубокие и святые. Иногда всего лишь небольшая фраза состоящая из нескольких слов, может глубоко врезаться в душу человека и в особенный критический момент его жизни, правильно повлиять на него и спасти от греха или направить в добром направлении. Иногда в одной фразе скрывается целое мировоззрение. Скажем Катихизис известного сербского Епископа Николая (Велимировича) он назвал "Вера святых". В этих двух словах скрывается великий и глубокий смысл. Святые, это самые лучшие люди в нашем мире, это герои духа, совести, стойкости, великие проповедники, духовные отцы, мученики и вот именно наша вера является и их верой. Они, эти великаны духа, верили как и мы. На эту тему можно написать очень много и все это находится в этих двух словах "Вера святых".

Св.Праведный Иоанн Кронштадтский писал так:

"Братие! ловите слухом сердца каждое слово Спасителя в Евангелии и прилагайте к сердцу;... это не слово человеческое, которое часто бывает лживо, пусто, безсильно, блазненно *, а Слово Божие, слово истины, слово всемогущее. Каждое слово Господа есть жизнь для нас; и все сказанное устами Спасителя сбудется до иоты -- ничто не прейдет".
("Небо на земле, учение Св.Прав.Иоанна Кронштадтскаго о Божественной Литургии, составленное по творениям его Архиепископом Вениамином", с.101).
*(В.Даль: блазненно -- искушает, соблазнительно).

Епископ Феофан Затворник Вышинский (Говоров) в своей знаменитой книге "Что есть Духовная Жизнь и как на нее настроиться?" пишет (с.249):

"Вот и у нас о.Серафим Саровский тоже был не ученый, но опыты жизни духовной, углубление в слово Божие и писания отеческия сделали его из мудрых мудрым".

Великий русский поэт А.С.Пушкин тоже читал и изучал Священное Писание. Вот что нам известно об этом. В журнале "Православный путь" за 1987 г. Наталия С.Помазанская извлекла религиозные воззрения Пушкина из статьи А.О.Смирновой в журнале "Северный вестник", С.-Петербург, 1897 г. и на с.148 об А.С.Пушкине сказано так:

"Из его слов видно, что Пушкин серьезно и внимательно изучал Библию, глубоко задумывался над религиозно-философскими вопросами бытия, высказывался, что чувственный мир есть только образ духовнаго, высшаго мира. И что знание этого заложено в самом человеке. И многие его стихи, поэтому, так духовны по своему содержанию, выражая собою идею цельности духовной культуры и не отделимости ея от религии".

Дальше на стр.149 приводятся такие слова Пушкина:

"Так всегда бывает со Св.Писанием: сколько его не перечитываешь, чем более им проникаешься, тем более все освящается и расширяется".

2. Третье измерение человека. У человека есть не только тело и разум, но у него есть и душа. Наши отправления (функции) можно разделить на телесные (связанные с телом), интелектуальные (связанные с разумом) и духовные (связанные с душей). Теперешние светские науки принимают во внимание только тело и разум и поэтому они не могут понять человека в совершенстве. Они видят человека как бы только в двух измерениях. Святая православная вера не есть только вера, но она есть и истина. Она нас учит что кроме тела и разума, у нас есть и душа. Наша душа бессмертная, она является центром духовной жизни и является центром добра и зла в нас. От количества добра в нас и зависит истинный успех человека в жизни. Душа нам и дает как бы третье измерение человека. Его можно понять, только когда мы принимаем во внимание и тело и разум и его душу. Без этого знания, понимание человека только частично.

______

Если мы не принимаем во внимание душу человека, то это можно сравнить с доктором который лечит человека, совершенно не зная и не принимая во внимание его нервную систему. Многие болезни вылечить можно, многое что можно понять, но все таки многое что еще будет не известно. Так и с душой, если мы ее не будем принимать во внимание, то мы никогда не сможем понять человека в совершенстве. Поэтому, все теперешние науки, которые изучают человека и объясняют его поведение, не могут дать полный и удовлетворительный ответ, потому что они не обращают внимание на духовные качества человека. Будущая свободная наука освободится от антихристианских цепей и начнет пользоваться теми истинами которые открыты в наших святых книгах.

Итак, наша духовная литература открывает нам как бы третье измерение человека, его духовную область. Читатель найдет к своему большому удивлению, что в духовной литературе все применимо к его личной жизни. Все ценное, важное и нужное для нашей жизни и что теперь замалчивается теперешним гордым, пустым и поверхностным веком. У читателя начнут "открываться глаза", он станет подмечать в своем поведении и в поведении других, чего раньше не замечал. Ему легче станет судить о происходящем. (Смотри в следующей главе выписку о разнице между "суждением" и "осуждением"). Он начнет понимать и видеть с точки зрения добра и зла. А добро это все что созидает добродетель, любовь, хорошие отношения, спокойствие, радость, а зло это все что разрушает добро.

Из этого следует что отдельные лица, группы или даже целые народы которые по каким то причинам не знают истин из Священного Писания и духовных книг и не следуют им, просто не знают и не понимают какую то часть жизни и мира. В результате этого они делают в жизни много ошибок, идут по разрушительному пути и приносят вред обществу, своим близким и в конце концов и самим себе.

3. Дневное чтение Св.Писания. Каждому православному христианину положено читать каждый день определенные места из Евангелия и Апостола. В православных календарях обыкновенно пишут, в какой главе и от какого до какого стиха, положено читать.

Например, в воскресенье в день Всех Святых в Земле Российской просиявших, положено читать из Апостола послание к Евреям начиная с главы 11-й, стих 33-й и до главы 12-й стих 2-й. Из Евангелия положено читать Евангелие от Матфея от главы 4-й, стих 25-й и до главы 5-й, стих 13-й. Сокращенно это пишется так: (Евр.11:33-12:2) и (Мат.4:25-5:13). Если в этот день в церкви состоится богослужение то на нем читаются эти места.

О пользе чтения Евангелия Св.Праведный о.Иоанн Кронштадтский писал следующее:

"Знаешь ли что прежде всего положило начало моему обращению к Богу и еще в детстве согрело мое сердце любовию к Нему? Это - Святое Евангелие. Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем, утешителем, с которым я сроднился с ранних лет."
(Св.Праведный о.Иоанн Кронштадтский: В Мире Молитвы, стр 8, Комитет Русской Православной Молодежи, Нью-Йорк, 1987 г.).

4. Жизнь в теперешнем мире. Чтение духовных книг приобретает огромное значение когда мы живем среди инославных. Некоторые наши духовные отцы говорят что без духовного чтение, в наши дни, невозможно спасение. Со всех сторон нас забрасывают информацией которая противоречит православному-христианскому мировоззрению. Конечно это имеет большое отрицательное влияние на человека и никак нельзя согласиться с рассуждением что это только развлечение (entertainment) и оно никак не влияет на человека.

Живя в мире где средства массовой информации и школы постоянно проталкивают нехристианский и даже антихристианский подход к жизни, чтение духовной литературы становится чуть ли ни обязательным условием для спасения православного христианина.

Под напором материализма духовные науки за последние сто лет преподаются мало. Выросло несколько поколений которые даже не знают что есть духовная наука Богословие. А вера и понятие о добре и зле, это же и есть самое основное в жизни, это и есть наш двигатель. Св.Апостол Матфей пишет так: "Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит" (Мат.16:26)? Другими словами, какая польза если мы и богаты и умны, а питаем в себе зло и оно не позволяет нам иметь хорошие отношения в своей семье, с нашими детьми или вообще с друзьями. И мы окончим нашу жизнь богатыми и умными но ни кем не любимыми и жизнь прожили ни к чему. Вспомним кончину знаменитого американского богача Howard Hughes. Он был чуть не самым богатым человеком в мире, а скончался одиноким и лежащим в своей грязи. Что у него творилось в голове можно судить по тому факту, что он располагая колоссальным имуществом не оставил никому ничего.

Мы не можем знать некоторые истины из нашей веры и на этом остановиться. Испоганенный мир, отрицательно влияет на все окружающее и на нас самих. Чтобы успешно этому противостоять, нужно все время углублять свои духовные знания. Это можно достичь духовным чтением и применением прочтенного в жизни.

5. Затруднения при чтении духовных книг. Если нам трудно читать духовные книги то это может быть происходить по многим причинам. На первом месте мы должны быть верующими и способными воспринимать духовные истины. Неверующему трудно читать, ему трудно и неудобно сидеть, сосредоточиться, все ему мешает и т.п. Кроме этого нужно иметь какие то минимальные знания о христианстве чтобы понимать написанное. Если мы не понимаем, то это может быть или из за отсутствия навыка читать духовные книги, или от жесткости нашей души. Как было уже сказано выше теперешний мир отрицательно действует на человека и постепенно развивает в нем греховные качества. В таком состоянии духовная книга становится странной, мало понятной и ничего не имеющей общего с потребностями мира. Во всяком случае если нам трудно, то это сигнал не бросать, а наоборот, усилить свои труды.

6. Русские любили духовные книги. Русские люди всегда любили духовные книги, в особенности Св.Евангелие, Псалтырь и Жития святых. Эти книги и сыграли большую роль в воспитании характера русского человека. В последствии этого вся русская классическая литература несет глубокий православный отпечаток.

В наше время, любовь русских к духовному чтению еще сохранилиась у русских людей старшего поколения, живущих за границей. Вспоминается такой случай. В одном из русских церковных приходов за границей один молодой господин решил организовать русскую церковную-приходскую библиотеку. Он обратился к прихожанам чтобы жертвовали книги на библиотеку. Многие пожилые люди отозвались и принесли свой клад, свои домашние библиотеки. Среди них хороших 60% были духовные книги. Младшее поколение, уже отравлено духом теперешнего времени -- материализмом и пустотой -- оно ни только не читает духовные книги, но оно вообще очень мало что читает.

Если возьмем книгу Е.Е.Алферьева: "Письма Царской семьи из заточения", то мы найдем у Царственных Мучеников -- когда они находились в заточении -- целую домашнюю духовную библиотеку. В этих книгах многие места были подчеркнуты и с надписями. Например на с.469 список книг св.Царицы Мученицы Александры (Государыни Императрицы):

Лествица, О терпении скорбей, Молитвослов, Библия. Там же и список книг св.мученицы Царевны Татианы (Великой Княжны Татьяны Николаевны): Правило молитвенное готовящимся ко Святому Причастию, Благодеяния Богоматери, Часослов, Письма о христианской жизни, О терпении скорбей, Житие и чудеса Святого Праведнаго Симеона Верхотурскаго, Житие Преподобнаго Отца нашего Серафима Саровскаго, Акафист Богородице, Двенадцать Евангелий, Моя жизнь во Христе, Утешение в смерти близких сердцу, Сборник благоговейных чтений -- Валуева, Беседы о страданиях Филарета, Канон Великий Андрея Критскаго, Сборник служб, молитв и песнопений.

Один молодой боголюбивый русский господин, первый раз узнал о существовании русской духовной литературы именно из этого списка. Он его подтолкнул постараться достать эти святые книги и это было началом его путешествия в мир духовной литературы.

7. Русские истоки в Православии. Когда говорят что наше спасение в "возврате к основному", "к нашим истокам", "к нашим корням", "к самому главному", то подразумевается возврат к нашей святой православной вере и к жизни и поступкам которые согласованы с нею; то есть к жизни по заповедям Закона Божия.

В духовной литературе мы находим основные начала на которых надо строить всю нашу жизнь, жизнь нашей семьи, жизнь нашего прихода, жизнь всей страны и отношения со всеми друзьями и людьми в школе и на работе. Вот это и есть то основное и здоровое что созидает добро в нас и в обществе, это и есть ключ к жизни данный нам самим Господом Богом. Результат такой жизни есть "радость во Христе" и как написано в Псалтыри, около 3000 лет тому назад

"И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет, и во всем, что он не делает, успеет" (Пс.1:3).

Другими словами если мы будем жить по заповедям Закона Божия то не только у нас все будет правильно и успешно, но мы также будем приносить пользу своим близким и обществу.

Долг каждого православного русского человека -- в особенности общественного работника, писателя, поэта или художника -- на первом месте изучить православную-христианскую веру и ее святую литературу -- конечно из сугубо православных источников. Это очистит и приведет в порядок его духовный багаж, даст ему способность правильно судить о себе, о других, о происходящем и направит его творчество на правильный путь.

8. Подвиг сохранения русской духовной литературы. Читая русскую духовную и историческую литературу, встречаешься с героями, которые провели титаническую и неописуемую работу, чтобы сохранить и переиздать основные материалы русской православной культуры. Люди которые в тяжелых условиях, в разных концах мира, часто в одиночестве, трудились чтобы перепечатать, переиздать, разослать и сохранить наш духовный, национальный и исторический бисер; учение о Господе Боге, о добре, о святых и о жизни построенной на этих святых началах.

В предисловии к книге Льва Александровича Тихомирова: "Монархическая государственность", -- известный основоположный труд о православной монархии -- рассказанно как эта книга одно время совершенно исчезла. И вот нашлась группа молодежи, которая разыскала один экземпляр этой книги за границей, в Британском Музее и с большими трудами ее переиздали.

Многие из этих тружеников трудились до последнего издыхания. Некоторые почти перед самой своей смертью издавали любимые ими труды. Например Архиепископ Никон Рклицкий издал все труды и жизнеописание Митрополита Антония (Храповицкого) первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Архимандрит Пантелеймон -- один из двух основателей Свято-Троицкого Монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) -- переиздал огромное количество книг. Протодьякон Никита Чакиров, в Нью-Йорке переиздал большое количество книг и эта плодотворная работа прекратилась только с его смертью. Есть целая вереница издателей, которые то здесь то там на свои средства перепечатывают и переиздают потихонько по несколько книг. Н.И.Сахновский из Буэнос-Айрес (Аргентина), зная что болезнь и смерть близка, разослал даром по имеющимся адресам оставшиеся на своем складе книги -- одна из них была выше названная книга Тихомирова -- только чтобы эти книги сохранились, не погибли и дошли до русских людей.

Все эти люди пешки, являются гигантами человеческого духа. Они сохранили и продолжают сохранять часть русской духовной, исторической и национальной литературы и культуры. Земной им поклон от всех нас, этим героям и труженикам с их поражающей наземной силой и волей.

9. Духовные предметы. Принято делить духовные науки на три части: веру, надежду и любовь. Вера это догматическая часть нашей веры, во что мы верим. Надежда это молитвенная часть веры, так как молитва дает нам надежду. Любовь это христианское учение о жизни, потому что христианская жизнь должна быть основана на любви. Из этого следует что духовные предметы тоже можно разделить эти группы.

Для того чтобы облегчить усвоение организации и взаимоотношение духовных наук в главе (24)"Обзор духовных предметов" находится "Схема духовных предметов". Из этой схемы видно что есть целая группа предметов которая связана логично и последовательно с двумя первоисточниками христианского учения: Священным Писанием и Преданием. Другая группа состоит из отдельных предметов, которые стоят отдельно от первой группы и связаны с нею только косвенно. Дальнейшее и более подробное описание духовных предметов находится в главе (24)"Обзор духовных предметов" и отделе (30)"Объяснительные записки".

Заключение. В наше время, когда мы окружены антихристианским миром, нам нужно делать особенное усилие чтобы остаться православными по духу, а не только на словах. Без духовного чтение это почти что невозможно. Духовное чтение углубляет веру православную и помогает человеку видеть все в третьем измерении, то есть с духовной точки зрения

Кроме того, каждый русский человек найдет в духовной литературе многие ответы на вопросы касающиеся русской культуры и истории, а также русского характера.

Нужно развить в себе привычку к каждодневному духовному чтению. Без такого чтения невозможно развиваться и идти по духовной ступени вверх.

Будем читать духовные книги и при каждом удобном случае дарить их друг другу. Даже если ее сразу не прочтут и она будет долго лежать на полке, но в конце концов ее время прийдет. По Божьему Промыслу, кто то ее возьмет в руки и она заговорит о святом.

Будем благодарить Господа Бога и всех тех которые способствовали нашему знанию русского языка, а также всех тех мало известных тружеников которые трудились безвозмездно, в тяжелых условиях за границей, в бедности, для того чтобы сохранить для нас и всех других русских людей, нашу святую духовную литературу.

______

Итак, с Божьей помощью вперед, к познанию нашего духовного клада; русской духовной литературы.
    Господи благослови!

    6/19 марта 1988 г.

    7/20 октября 1996 г.
    Прославление святителя Ионы
    Епископа Ханькоуского (Маньчжурского)


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-26(21) -
Руководство по изучению духовной литературы --
21 -- Духовное богатство в книгах»

Храм всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ)
Church of all Russian Saints (ANM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. страницы:
http://www.dorogadomoj.com/
d26dd21duh.html,  (нач:1988),  (I-е изд.:19мар88),  15мая03
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАВЕРХ