Дорога домой. Выпуск ДД-31.6  [Выпуск: 25сен07]
ЗАКОН  БОЖИЙ.
Объяснительная записка для преподавателей.
«Я есмь путь и истина и жизнь;»
(Иоанна 8:12)

Нужно преподавать так чтобы полученные знания были бы нужны для реальной жизни. Нельзя забивать детские головы ненужными деталями, их можно отложить на потом. Нужно не только проходить программу по Закону Божию до 1917 г., но и все то что являлось культурным фоном в Православной России, в Советское время и сейчас.
    Автор, редактор узла «Дорога домой», инженер электронщик, в свободное от работы время работает и преподает Закон Божий в русских православных церковно-приходских школах на Западе, более тридцати лет. Здесь он, основываясь на своем опыте, дает совет как следует преподавать Закон Божий, на уровне средних школ, на Западе и на постсоветском пространстве.
    Содержание: • Введение; • 100. Общие понятия; • 200. Гимназическая программа; • 300. Добавление к гимназической программе; • 400. Темы для обсуждения; • Заключение. • Приложение – Подробности учебной программы.

Введение.
Закон Божий является самым важным предметом который человек должен усвоить. Он не только учит нас о Господе Боге и молитве, но и о том как жить честно и порядочно. Как различать добро от зла. Как каждый грех вредит людям и как бумеранг возвращается обратно к грешащему. Итак, Закон Божий нам дает ясное понимание что добро, а что зло; что грех, а что добродетель; что можно, а что нельзя; что созидает, а что разрушает. Если это не знать то можно наделать много ошибок.
    Святой Иоанн Златоуст (347-407 гг.), на эту же тему написал так: «Отцы, которые не заботятся дать христианское воспитание детям свoим, суть чадоубийцы, убийцы собственных детей». Эти слова означают что Православие дает самое основное что нужно для жизни. Без этих знаний ребенок так много теряет, что это можно сравнить с духовным убийством. На первом месте это общение с Господом Богом, источником жизни и добра, потом это искуство и наука жить, шкала ценностей, ориентир и программа для жизни, воспитание личности, лечебница душ и правильное, здоровое мировоззрение. Если мы это не дадим, то дети все это впитают от местных детей, школ и средств массовой информации.
    Отец протоиерей Серафим Слободской в своем учебнике «Закон Божий», в рассуждении о Первой Заповеди, выразил эту мысль так: «Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшую нашу обязанность. Все научные человеческие знания, если они не озарены светом богопознания теряют свое истинное значение, свой смысл и свою цель. Вместо добра такие знания вносят в жизнь много зла».
    Отец протоиерей Николай Депутатов пишет в своей книге «Богосознание» (с.71): «Спрашивает один славный проповедник: «Желали ли бы вы, чтобы Сам Бог вас всему учил». – И отвечает: – «Слушайте Церковь!».
Ссылки.
• Значение Закона Божия в школах (ЗЗ-17)
• Что такое христианство? (ДД-38)
• Составляющие христианства (ДД-38.2)
• Как создавалась Православно-Христианская Вера (ДД-38.3)
• Что такое Священное Писание или Библия (ДД-38.4)
• Нагорная проповедь (Апостол Матфей) (ДД-38.5)
• Нагорная проповедь (Архиепископ Аверкий) (ДД-38.6р)
• Церковь как опора духовного развития (прот. Н. Депутатов) (ДД-38.8)
• Врачевание души (личности) в Православной Церкви - Аскетика (ДД-43)
• Слово о добродетелях и пороках (Св. Ефрем Сирин) (ДД-54.2)
• Закон Божий (прот. С. Слободской) (ДД-55р) (книга)  (прочтите Предисловие)

Примечания.
[П1] Преподавателям: Эта работа вкратце объясняет как преподавать Закон Божий. Как преподавать «Православную культуру» мы здесь на Западе не знаем. Иногда здесь преподается «Родиноведение», но это не совсем то. Советуем изучить наш опыт, изменить если что нужно и применить его к местным требованиям и условиям. Бог вам в помощь!
[П2] Дается много ссылок на разные пособия – главные и второстепенные. Главный материал всегда подчеркнутый.
[П3] На этом узле (сайте) стараемся придерживаться «русского литературного языка», насколько это возможно.


100. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.
В этом отделе находится материал с которым преподавателям нужно познакомиться и хорошо усвоить. Кроме того, на эти темы, вместе с другими из отдела 400, можно говорить с детьми, когда появляется подходящий момент и есть время.

101. Что такое христианство? Христианство это Истина, мудрость, мировоззрение, жизнь и деятельность человека основанная на человеколюбии, системном и комплексном взгляде на жизнь и мир, и согласованная с природой человека, обществом и вообще со всей природой. «Системном и комплексном» в отношении человеческого поведения значит что захватывает все и вся; теперешнее время, будущее, а также и загробную жизнь. Христианство дает человеку реальное руководство для жизни: кем быть, как себя вести, что делать, как говорить и даже думать для того чтобы жизнь была успешной и плодотворной. Это руководство проверенное веками, правильное для нашего времени, было правильно в прошлом и будет правильно в будущем. Что самое главное это то что это учение от Самого Господа Бога.
Ссылки.
• Что такое христианство? (ДД-38)
• Составляющие христианства (ДД-38.2)
• Как создавалась Православно-Христианская Вера (ДД-38.3)
• Что такое Священное Писание или Библия (ДД-38.4)
• Нагорная проповедь (Апостол Матфей) (ДД-38.5)
• Нагорная проповедь (Архиепископ Аверкий) (ДД-38.6р)
• Церковь как опора духовного развития (прот. Н. Депутатов) (ДД-38.8)

102. Лучший образ жизни. Христианство учит образу жизни при котором выявляются лучшие стороны человека и общества. Таким образом он достигает вершину своего духовного, душевного и физического развития. Христианство есть полная и законченная философская система. Она не надуманная, а это есть Истина о человеке, обществе, мире и о Самом Господе Боге. Можно сказать что христианское учение «естественно» для человека. Одним отцом Церкви так и сказано что «Душа по своей природе христианка».
    Отклонение от христианских начал в жизни ведет к внутренним и внешним противоречиям и приводит человека и общество в конце концов в кризисное состояние, тупик и развал. Даже отрицательные группы -- скажем разбойничьи шайки -- могут работать вместе только если они придерживаются хотя бы каких то христианских истин -- скажем у них должна быть какая то взаимоподдержка и дружба. Если этого нет, то их шайка разваливается.
    Последнее время появились методы лечения алкоголиков, наркоманов и других «голиков» где лечат больных молитвой, изучением Закона Божия, жизнью согласованной с этим Законом, физическим трудом и жизнью в природе. Смотрите еще и пункт: (304) «Православие воспитывает и лечит».
    Христианству не подходит слово «религия» так как это его приравнивает к другим религиям, включая религию людоедов. Это скорей не религия, а истина о человеке, обществе, жизни, о том как жить, к чему стремиться и что важно в жизни, а что нет. Поэтому христианство призывает человека согласовать свое поведение с христианским учением. Иисус Христос это сказал в конце Нагорной Проповеди (Матфея 5-7) в притче о «Благоразумном домостроителе» (Матфея 7:24-27).
Ссылки.
• Нагорная проповедь (Апостол Матфей) (ДД-38.5)  [смотрите (Матфея 7:24-27)]

103. Мудрость. Закон Божий содержит мудрость от Господа Бога и накопленную веками людьми и Церковью. В Церкви, мы получаем все эти знания. Если мы их не востребуем, то приходится самому все придумывать с нуля, то-есть приходится снова и снова придумывать колесо или велосипед, которые давным давно уже известны. Верующему очень просто сказать что это нельзя делать потому что это грех и он сразу все поймет. Неверующему нужно все объяснять с азов, и «по Пупкину с картинками», почему какое-то поведение или акт неправильные и к чему и к каким последствиям он приведет.
    В одной из старейших книг Ветхого Завета, Священного Писания (Библии) в «Притчах Соломона», написанных несколько тысячелетий тому назад, сказано (в самом начале) что притчи даются для того «чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленность, юноше – знание и рассудительность;» (Притчи 1:2-4). Между прочим, большое количество пословиц в целом мире имеют источник в этих «Притчах».
Ссылки.
• Благотворное влияние христианства (ДД-06)
• Текст Библии (http://days.pravoslavie.ru/)

104. Язычество. Очень важно понимание того что из себя представляло язычество, в нравственном отношении, и что все это постепенно изменила проповедь Господа Иисуса Христа. Христос пришел на землю чтобы спасти людей от греха. В то время человечество в нравственном отношении заходило в тупик и Иисус Христос открыл для него новый образ жизни – новую жизнь. Язычники были на такой низкой нравственной ступени что не могли бы сами додуматься до таких возвышенных христианских идей что «нужно любить всех и даже врагов» и т.п. Западное секулярное и восточное богоборческое общества игнорируют факт что христианство способствовало улучшению нравов и приписывают это какому-то мифическому «прогрессу» и науке.
    Атеистическая пропаганда в своей борьбе против Православия применяла грубую силу, ложь, подтасовку фактов и многое другое. Для того чтобы затормозить тягу к Православию они подсовывали язычество, гадание, ведьм и т.д. и т.п. Таким образом было придумано массу «фактов» что будто язычники были очень благородные. Для русских, играя на их патриотических чувствах, придумали что вот в особенности русское язычество было хорошее. К сожалению отголоски этого мнения существуют еще до сих пор.
    Свидетельства о нравственном упадке, декаденстве, разврате, ужасных жестокостях и других ужасах можно найти во многих местах Священного писания (Библии), житиях святых, в старых учебниках Истории Церкви и некоторых других книгах. Например, когда царица Иродиада захотела голову св. Иоанна Крестителя (который находился в темнице) от царя Ирода, то это было исполнено. Голова Иоанна была принесена ей на блюде (Матфея 14:1-12). Знаменитая книга польского автора Генриха Сенкевича, «Камо грядеши» (Henryk Sienkiewicz, "Quo Vadis") описывает то время и содержит много таких примеров.
Ссылки.
• Благотворное влияние христианства (ДД-06)
• Благотворное влияние христианства. Примечания (ДД-06.12)
• Влияние христианства (по Соколову) (ДД-06.2)
• Влияние христианства на Россию (по Смирнову) (ДД-06.3)

105. Христианская культура. Рождество означает конец языческой культуры и начало христианской, на которой основана вся наша теперешняя цивилизация. Языческий период был самым темным в истории человечества и отличался гордостью, жестокостью, многоженством, кровной местью, рабством и даже человеческими жертвоприношениями. Христианство принесло «свет» миру: любовь, смирение, прощение, мягкость. Оно объяснило великую истину, что основные двигатели в человеческом обществе есть любовь и добродетель, которые способствуют созидающим силам. Зло и грех способствуют разрушающим силам, которые приносят вред и зло окружению, включая самого грешника. Все теперешние ценности и нормы цивилизованного общества, а также законность, письмо, образование, искусство создавалось под плодотворным влиянием христианства. Наше летосчисление начинается с рождением Иисуса Христа. Влияние христианства на русскую культуру еще глубже чем у других народов, так как записанная русская история, письменность и культура фактически и начинаются с принятием христианства. Мало того, русские люди приобрели христианскую веру тогда когда все церковные споры были разрешены и таким образом они получили церковную твердыню, что нельзя сказать про другие народы.
Ссылки.
• Христианская культура (Тихомиров) (ДД-06.4)
• Что дало России Православное Христианство (Ильин) (ДД-06.5)
• Характер русского народа в прошлом (Солженицын) (ДД-06.6р)
• Роль Православия в жизни российского общества (Бородина) (ДД-06.7р)
• Христианство -- свет разума. Архиепископ Аверкий (Таушев). 1975 г. (ДД-06.8)
• Влияние христианства на нашу цивилизацию (Максимов) (ДД-06.10)
• Значение 950-летия Крещения Руси. [Св.Иоанн (Максимович)] (ДД-06.11)
• Значение Православия в жизни и истор. судьбе России (Проф.Царевский. 1898 г.) (ДД-40) (книга)

106. Учение о жизни. Закон Божий это не есть какое-то отвлеченное учение о какой-то религии или философии. Как раз наоборот это учение о жизни, как жить, как общаться, как любить, какие отношения строить, какую строить семью, какую выбрать жену или мужа, каких иметь друзей, какую выбирать профессию и т.д. и т.п.
    Конечно можно все это делать самому, начиная все с нуля, держаться только своего опыта и мнения. Но это ошибочный путь, так как мы не знаем все, не имеем достаточного опыта и знаний, а от правильного решения всех этих вопросов зависит наше будущее, успех и счастье.
    Иногда люди привыкшие к запутанным философиям удивляются насколько Православие обыкновенно и бесхитростно и из за этого считают его наивным и простоватым. Но это только на первый взгляд. Чем старше человек становится, чем больше у него жизненного опыта, тем больше он находит мудрости, в этих простых и обыкновенных словах Евангелия.
Ссылки.
• Жизнь по добру - одна из основ христианства (ДД-01)
• Православная вера воспитала русского человека (ДД-02)
• В чем суть христианства? [Еп. Николай (Велимирович)] (ДД-15)
• Что мы хотим передать нашим детям (ДД-22)
• Православная вера и наша жизнь (ДД-23)

107. Ученики – будущие взрослые. Нужно помнить что наши дети это будущие взрослые люди: отцы и матери, мужья и жены, верующие, работники во всех сферах жизни. Они встретятся с трудностями в жизни и должны уметь их правильно разрешить. Мало того, они должны правильно воспитать и поставить на ноги своих детей.
Ссылки.
• Выбор супруга и 9 этапов жизни (ДД-08.2)

108. Православие – истинно народная вера. Православная вера настолько реальная и нужная людям что сами верующие берутся за дело и начинают ее утверждать.
    Когда в 1920-х годах несколько миллионов русских беженцев оказалось за границей, то на первом месте сами люди начали создавать церкви. Немного устроившись за рубежом, и сознавая каким сокровищем является вера православная, они всеми силами старались донести «свечу Православия» до России. Перепечатывались духовные листки и литература и посылали их любыми способами в СССР.
    В наше время, мы являемся свидетелями как по всему бывшему богоборческому пространству обыкновенные люди крестятся, обновляют и строят церкви, перепечатывают старые и пишут новые книги и статьи, организовывают православные школы, разрабатывают православные узлы (сайты), сканируют духовные ранее недоступные книги, уходят в монастыри, становятся священнослужителями и т.д. и т.п. Люди сами чувствуют что им нужна эта вера, не только им но и их семьям и всему обществу и готовы отдать на это дело все свои силы и всю свою энергию.
    На Западе, несколько сот лет тому назад, когда заселялись дикие и незаселенные места, небыло еще государственной структуры и царили насилие, преступление, пьянство, убийства и безвластие. Часто находился человек который «услыхал голос Божий» (heard the voice of the Lord), брал Библию и начинал проповедовать как нужно честно и порядочно жить. Потом возле него собирались единомышленники, строили церковь и жизнь постепенно становилась более сносной. Конечно у них небыло канонической Церкви со священниками, церковью, иконами, святыми, постами, исповедью, причастием, духовными отцами, литературы, но на том этапе, это было лучше чем безвластие и террор зла.
Ссылки.
• Описание структуры прихода (ДД-50)
• 50 лет истории прихода Храма Всех Св. в Земле Росс. прос. (Бр. Красовские) (ДД-50.3р)
• Торжество 50-летия прихода Всех Св. в Земле Росс. прос. (Васильев) (ДД-50.2р)
• Подвиг Зарубежной Церкви (ДД-65)
• Русская гимназия в Мюнхене в 1940-ых гг. (ДД-65.2р)


200. ГИМНАЗИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА.
В этом отделе описывается: методика преподавания; учебная программа по Закону Божию; приводятся ссылки к учебникам; даются примечания для каждого предмета.

201. Методика преподавания. Здесь даются только несколько основных положений.
    Концентрическая система. Материал нужно проходить по концентрической системе, то есть надо постоянно повторять и углублять раньше пройденное.
    Дать хорошую основу. Не нужно забивать детям голову сотнями деталей. Надо чтобы они понимали основную структуру предметов, а потом сами, в течении всей своей жизни будут пополнять свои знания. Для этого следует больше потратить времени на основу, и это можно делать в ущерб подробностям. Хотя, нужно помнить, что иногда расскы со всякими жизненными подробностями легче воспринимаются и запоминаются детьми.
    Церковь – школа благочестия. Православная Церковь организована как старейшая аудиовизуальная школа Закона Божия. Все в церкви нас учит: иконы, купола, кресты, архитектура, свет, цвет и т.д. и т.п. Кроме того церковный календарь с избранными чтениями из Священного Писания, праздники, посты, богослужения, молитвы, проповеди, это тоже все время нас учит. Нужно помнить, что только последние несколько сот лет большинство людей стало читать и писать. До этого они не умели. Поэтому, они учились просто хождением в церковь и внимательно слушая богослужение. Русский человек учил Закон Божий не изучая Катихизис, а слушанием богослужений и молитв. Все это значит что нужно научить детей любить церковь, понимать богослужение и посещать ее регулярно. Имея какие-то элементарные знания Закона Божия и как это уже сказано выше, они будут в церкви постепенно их углублять.
    Бог есть любовь. Самое основное что нужно передать, это что Господь Бог наш любящий Отец, который любит каждого из нас, который заботится о нас и который нас учит как правильно жить. Основу христианского учения дал Господь Иисус Христос, он посеял семена и заповедовал апостолам основать Церковь, которая будет продолжать Его проповедь. Церковь наша любящая мать, которая разработала целую православную методику для осуществления проповеди Христа в жизни.
    Все в христианстве должно быть согласовано с учением Христа и двумя основными заповедями любить Бога и всех людей: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближняго твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея: 22:37-40).
    Враги христианства часто берут какую-то христианскую цитату, но вне контекста всего Евангелия и этих двух основных заповедей, и толкуют ее ложно.
    Любить Бога и Церковь. Нужно достичь чтобы дети любили Закон Божий, Церковь и Бога.
    Нравственный элемент. В наше время, когда всюду проталкивается разврат, нужно обратить особенное внимание на нравственное учение Церкви. Оно находится в Десяти Заповедях, Заповедях блаженства, Нагорной проповеди, Притчах Господа Иисуса Христа, Притчах Соломона, Псалмах царя Давида и других местах Нового и Ветхого Заветов. В учебниках Нравоучения, которое проходят в 7-м классе гимназии, все эти источники применены к различным жизненным условиям.
    Всегда когда можно нужно подчеркивать нравственный элемент.
    Христианское нравоучение. Многие темы из учебника по «Нравоучению» для 7-о класса Гимназии, можно постепенно затрагивать и в младших классах.
    Предмет «Богослужение». К предмету «Богослужение» нужно подходить с точки зрения человека находящегося в церкви. Нужно хорошо объяснить текст для того чтобы ученик в церкви мог бы разумно следить за службой и участвовать в ней.
    Церковный календарь. Следует весь материал всегда связывать с церковным календарем и жизнью. Во время постов или праздников, нужно отклоняться от программы и проходить их в классе.
    Несоблюдение Заповедей. Очень важно всегда объяснять что происходит если какая-то заповедь или постулат не соблюдаются. Нужно давать конкретные жизненные примеры. На эти темы можно писать домашние работы и сочинения.
    Евангелие. Во втором классе Гимназии, когда проходят Новый Завет, выдаются ученикам «Евангелия», которыми они будут пользоваться в течение всей учебы. Строго говоря это не Евангелие, а Новый Завет который включает Евагелие и Апостол. Кроме Нового Завета книга должна содержать Псалмы и Притчи Соломона. С правой стороны текст русский, а с левой церковнославянский. Книга должна быть в твердом переплете, большого размера – но не слишком, так как дети должны ее носить с собой и иметь на каждом уроке. Когда на уроке даются ссылки на текст из Священного Писания, то они будут его находить и читать. Библия для этого не подходит, так как она слишком толстая и в учебной программе мало говорится о Ветхом Завете.
    Отношения с учениками. Нужно установить хорошие отношения с учениками и иметь хорошую обратную связь о пройденном материале. Для этого можно использовать домашние задания.
    Индивидуальный подход. К каждому ребенку подход должен быть строго индивидуальный. Нужно не забывать что часто в семьях есть неверующие или даже другой веры и все это нужно учесть. Поэтому следует постараться познакомиться с родителями учеников и иметь с ними хорошие отношения.
    Отметки. Всеми силами нужно избегать давать детям плохие отметки. Такая отметка оставляет у ученика травму на всю жизнь. Травму связанную с Господом Богом и Его Церковью нельзя допустить. Нужно помнить что Закон Божий, это особенный предмет, не как все другие. Надо добиться того чтобы дети любили этот предмет, умели пользоваться этими знаниями и могли бы свободно о нем рассуждать.
    Автор этой работы, после многих лет преподавания Закона Божия выработал такой метод. Все дети должны достичь отличную отметку. Все домашние работы оцениваются и получают отметку. Если работа не заслуживает 5, или 5 с минусом, то она возвращается покамест не будет исполнена на минимум 5 с минусом. Экзамен тоже пишется на дому. Окончательная годовая отметка, это средняя отметка всех домашних работ и экзамена.
    Православное воспитание. Православное воспитание должно исходить из дома. Нужно помнить, что раз родители отдали детей изучать Закон Божий то конечно они заинтересованны и правильным воспитанием. Тема воспитания большая и мы здесь ее не можем касаться. Воспитывать в Православии нужно с пеленок. Трудно ожидать каких-то результатов если уже почти зрелого ребенка, из за всяких проблем, решили привести в церковь. Но, с другой стороны, Господь Бог помогает всем. Во всяком случае все гораздо легче и проще если воспитывать детей с пеленок. Некоторые духовные отцы говорят что нужно начинать воспитывать когда ребенок еще в утробе матери. Итак, самая главная воспитательница это семья. Но, православная школа и уроки по Закону Божию должны способствовать такому воспитанию.
    Православное воспитание и мышление, наследство православной царской России, все еще живет во многих людях, в особенности пожилых и в глубинке, вдали от больших городов. Многие из них даже это не понимают и думают что так думают все люди, во всем мире. Часто бывает что человек получает дома, совершенно это не сознавая, православное воспитание и мышление. Когда он позже знакомится с православным учением, то страшно удивляется тем что оно учит так как он всегда думал.
    Соображения для XXI века. На всем постсоветском пространстве в течение 74-х лет велась ужасная атеистическая и богоборческая пропаганда. Не будем здесь писать о всех методах и ужасах которые происходили в течение всего этого времени. Но последствие всего этого, это что всегда нужно быть готовым ответить на атеистические и секулярного гуманизма вызовы и реплики. Нужно это делать тихо и спокойно, логично, приводить жизненные примеры и все в духе любви и Христа. Нужно незабывать что сегодняшний неверующий, завтра может стать глубоко верующим.
    Вспоминаются слова написанные кем-то когда-то, приблизительно такие. Если вы говорите кому-нибудь об Иисусе Христе и Его учении и над вами смеются, или даже плюют в глаза, не унывайте. Время пройдет и совершенно возможно что этот человек когда-то, на много позже, отдаст свою жизнь за Христа. Вспомним святого Апостола Павла который сперва преследовал христиан, а потом стал одним из самых главных учителей христианства. Таким качеством обладает Слово Божие, проповедь Христа. Будем это помнить при разговорах с сомневающимися.
Ссылки.
• Учение Господа Иисуса Христа (по Темномерову) (ДД-21.4)
• Нравоучение (по мит.Филарету) (ДД-64.5) (самая последняя версия)

202. Гимназическая программа. Программа состоит из следующих предметов:
    Три Приготовительных класса – Молитвы, Двунадесятые праздники, Заповеди, Символ Веры (7,8,9 лет);
    1-й класс Гим. – Ветхий Завет (10 лет);
    2-й класс Гим. – Новый Завет (11 лет);
    3-й класс Гим. – Богослужение (12 лет);
    4-й класс Гим. – История Христианской Церкви (13 лет);
    5-й класс Гим. – История Русской Церкви (14 лет);
    6-й класс Гим. – Катихизис (15 лет);
    7-й класс Гим. – Нравоучение (16 лет);
    8-й класс Гим. – Апологетика (17 лет).
    • Подробности «Учебной программы» находятся в Приложении. Она была написана в 1996 г. когда еще мало было учебного материала на интернете.
Ссылки.
• Учебная программа по Закону Божию (1996 г.) (ДД-31, приложение)
• Программа по Закону Божию (1996 г.) (ДД-31)
• Программа по Закону Божию для занятий на дому (ДД-31.2)
• Проверка знаний Закону Божию (ДД-31.3)
• Минимум знаний по Закону Божию (ДД-31.4)
• Учебная программа гимназии в Сан-Франциско (ДД-31.5р, ГД-401)

203. Учебники для Гимназической программы. Внизу приводятся линки к учебникам и пособиям которыми мы успешно пользуемся уже много лет. Учебники подчеркнуты. Так как почти у всех учеников есть доступ к интернету, то очень удобно иметь их на нашем узле. В случае того если дети теряют выданный материал, то его всегда можно легко распечатать с интернета.
Ссылки.
Три Приготовительных класса –
Молитвы, Двунадесятые праздники, Заповеди, Символ Веры.
(7,8,9 лет)
• Учебный молитвослов (ДД-42.5, ЦГП-1)
• Пасха и Двунадесятые праздники (ДД-12)
• Закон Божий (прот. С. Слободской) (ДД-55р) (книга)
1-й класс Гим. – Ветхий Завет. (10 лет)
• Закон Божий (прот. С. Слободской) (ДД-55р) (книга)
2-й класс Гим. – Новый Завет. (11 лет)
• Жизнь Господа Иисуса Христа (по Темномерову) (ДД-21.1)
• Чудеса Господа Иисуса Христа (по Темномерову) (ДД-21.2)
• Притчи Господа Иисуса Христа (по Темномерову) (ДД-21.3)
• Учение Господа Иисуса Христа (по Темномерову) (ДД-21.4)
• Заповеди из Ветхого и Нового Заветов (из уч. Слободского) (ДД-35, ЦГ2-1)
• Закон Божий (прот. С. Слободской) (ДД-55р) (книга)
• К познанию Библии. Новый Завет. [Еп. Александр (Милеант)] (ДД-55.2р) (для взрослых)
• Рождество Христово (ДД-12.04)
• Елка -- новогодняя или рождественская? (ДД-12.04.2)
• Великий Пост и Пасха Христова (ДД-11)
• Подвиг поста (Прот. Константинов, 1971 г.) (ДД-11.2р)
• Великопостное размышление на молитву Ефрема Сирина (ДД-11.3)
• Молитва Ефрема Сирина. Пособие для изучения. (ДД-11.4ра)
3-й класс Гим. – Богослужение. (12 лет)
• Божественная Литургия (ДД-10)
• Как себя вести в церкви (ДД-10.3р)
• Божественная Литургия. Полный текст с объяснениями (ДД-10.4, ЦГ3-1)
• Закон Божий (прот. С. Слободской) (ДД-55р) (книга)
4-й класс Гим. – История Христианской Церкви. (13 лет)
• Введение в Историю Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13.3)
• История Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13)
• История Христианской Церкви (по Смирнову) (ДД-13.4, ЦГ4-1)
• Значение Вселенских соборов [Арх. Аверкий (Таушев)] (ДД-13.5р)
• Вселенские соборы [Арх. Аверкий (Таушев)] (ДД-13.6р) (книга прибл. 104 с.)
• История Христианской Церкви (Смирнов, 1903 г.) (ДД-68р) (книга)
• Закон Божий (прот. С. Слободской) (ДД-55р) (книга)
5-й класс Гим. – История Русской Церкви. (14 лет)
• История Русской Церкви. Краткие обзоры (ДД-14)
• История Христианской [и Русской] Церкви (Смирнов, 1903 г.) (ДД-68р) (книга)
• Закон Божий (прот. С. Слободской) (ДД-55р) (книга)
6-й класс Гим. – Катихизис. (15 лет)
• Что такое Катихизис (ДД-09)
• Символ веры. Объяснение (ДД-09.2р)
• Сокращенный катихизис (ДД-09.3, ЦГ6-1)
• Закон Божий (прот. С. Слободской) (ДД-55р) (книга)
7-й класс Гим. – Нравоучение. (16 лет)
• Нравоучение (по мит.Филарету) (ДД-64.5) (самая последняя версия)
• Конспект по нравственному богословию (мит. Филарет. 1936 г.) (ДД-64р)
• Нравоучение в вопросах и ответах (по мит. Филарету) (ДД-64.4, ЦГ7-1)
• Общий экзамен по Закону Божию. 7-ой класс Гимназии, выпускной (ДД-64.6)
• Закон Божий (прот. С. Слободской) (ДД-55р) (книга)
• Истоки нравственности (ДД-58)
8-й класс Гим. – Апологетика. (17 лет)
В некоторых школах этого предмета нет.
• Закон Божий (прот. С. Слободской) (ДД-55р) (книга)
В разных частях учебника, мелким шрифтом напечатаны апологетические статьи.


300. ДОБАВЛЕНИЕ К ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ.
В православной царской России вся жизнь строилась на православной основе. Все законы согласовывались с Православием. Государь был «Православный Царь», что означало что он должен был править согласно с учением Господа Иисуса Христа. Соблюдались Пасха и Двунадесятые Праздники и они уже освещали все главные моменты из жизни Христа. Весь культурный фон был православным. Школьная программа по Закону Божию всего лишь углубляла что дети уже знали и впитывали с молоком матери. Выражаясь образно, в обществе уже был «борщ» (православная культура), а в школе только добавляли «сметану» (богопознание), а в наше время «борща» нет.
    Поэтому, приведенная выше гимназическая программа по Закону Божию из тех времен, для нашего времени недостаточна и ее нужно дополнять еще регулярным посещением церкви, участием в церковной жизни (пост, исповедь, причастие, прислуживание, хор и т.п.), разными православными предметами и другими знаниями нужными на теперешний день. Эти темы можно проходить в любое время когда ситуация в классе, обществе или календаре будет подходящая.

301. Церковный год. Разговоры на тему «Церковный год» охватывают важнейшие праздники и посты в течение года. Образ жизни православных христиан и церковный год, в котором они все участвуют, требуют объяснения детям что происходит в церкви и почему.
    Хорошо заранее прочесть и объяснить часть Апостола и Евангелия, которые будут читаться в церкви, чтобы дети уже наперед знали что будет читаться на службе и лучше бы все усвоили.
Ссылки.
• Расписание богослужений в г.Бурлингейм, штат Калифорния

302. Святые. Разговоры на эту тему охватывают жизнь и подвиги самых известных святых. Кроме того, каждый православный христианин должен знать жизнь своего святого.
Ссылки.
• Святитель Николай, Чудотворец, архиепископ Мир Ликийский (ДД-57)
• История Христианской Церкви (по Смирнову) (ДД-13.4, ЦГ4-1) (есть о святых)
• История Русской Церкви. Краткие обзоры (ДД-14) (есть о святых)
• История Христианской [и Русской] Церкви (Смирнов, 1903 г.) (ДД-68р) (есть о святых, книга)

303. Логика христианских постулатов. Очень важно показать на практических жизненных примерах что происходит когда люди не придерживаются любого христианского постулата. Истинность любого нравственного учения можно и нужно доказать на практических примерах.

304. Православие воспитывает и лечит. Православное христианство воспитывает человека с колыбели, всю жизнь и до самой смерти. Его молитвы, жизнь по Закону Божию, посещение церкви, чтение духовных книг, удаление от греха, постепенное исправление себя, соблюдение постов, беседы с духовным отцом, исповедь и причастие, все это имеет глубокое воспитательное значение, постепенно преобразует человека и приближает его, в своих качествах, к идеалу, к Господу Иисусу Христу. Таким образом христианство способствует самопознанию и создает духовно сильного, цельного и законченного человека. Он ясно видит и понимает себя, свое окружение и весь мир. Он знает для чего живет. Он не подается неуверенности и «исканию себя». Он оптимист, так как всегда надеется на Господа Бога, но в тоже самое время и реалист. Тяжелые времена он переносит гораздо легче, чем неверующий. Таким образом, православный христианин всегда имеет советника в лице своей Церкви.
    «Придите ко Мне, и я успокою вас» (Мат. 11:28) – сказано Иисусом Христом и эти слова часто изображаются на Его иконе. Действительно, как уже было сказано выше, если человек молится, живет по Закону Божию, посещает церковь, читает духовные книги, делает добрые дела, старается не грешить, постепенно исправляет себя, соблюдает посты, советуется со своим духовным отцом, исповедуется и причащается, то Господь Бог посылает ему мир, тишину, любовь и спокойствие. Таким образом, православная вера является и лечебницей душ – она лечит. Последнее время при церквах и монастырях появляются лечебные структуры которые лечат алкоголиков, наркоманов и других «голиков».
Ссылки.
• Врачевание души (личности) в Православной Церкви - Аскетика (ДД-43)

305. Церковнославянский язык. Очень важно изучение церковнославянского языка так как все молитвы и все богослужение идут на нем. На нем гораздо легче выразить духовные истины чем на русском. Кроме того, он нас объединяет с другими славянскими народами. Например Болгарская и Сербская Православные Церкви пользуются тем же языком в церкви. Дети могут учиться читать по «Учебному часослову».

306. Церковное пение. Очень важно познакомить детей с церковным пением. Для этого они могут петь в церковном детском хоре. Зарубежные педагоги и воспитатели молодежи обратили внимание, что дети которые пели в хоре, гораздо глубже восприняли русскую культуру и православную веру. В США, среди американцев, много знаменитых певцов, которые начинали петь в церковном хоре.

307. Православная культура. Нужно детям объяснить и показать огромный мир православной культуры: искусство, иконы, архитектуру, музыку, монастыри, монашество и т.д. и т.п. Для этого можно пользоваться учебником Аллы Бородины, «Основы Православной культуры». Внизу дается ее узел (сайт).
Ссылки.
• http://opk.orthodoxy.ru/

308. Христианство на Западе. Очень важно дать детям правильное и не предвзятое понимание западного христианства и других религий.
    На Западе, из-за отклонений от христианского учения Римской Католической Церкви и множества неполноценных протестантских групп и сект, давно уже происходит постепенная дехристианизация западного общества. В особенности это стало заметно с началом «культурной революции» в 1960-х годах. Она против христианства, за языческие религии, против англосаксов, против большинства, за особенные меньшинства (индейцы, мексиканцы, индусы и т.п.), за сексуальную вседозволенность, за содомистов, за аборты, против пожилых и вообще совершенно новую нравственную базу для общества. Эта зараза наводнила все школы, СМИ и даже Церкви. Общество воспитывает отрицательные качества в людях, которые тянут их в нравственную пропасть. Это гордыня, эгоизм, материализм, неверие, половая распущенность и т.п. Это движение распространяется сейчас по всему миру, в особенности в англоязычных странах и западной Европе, а также и в восточной Европе и России.
    Инославные религии – это не православные, но христианские религии. Краткое объяснение можно найти в первых двух ссылках внизу •(ДД-13.3) и •(ДД-13).
    Деструктивные секты, это отпрыски западных религий. Обыкновенно они под контролем всяких проходимцев, которые при помощи разных психологических приемов действуют на своих членов, для того чтобы извлечь из них какую-то пользу. Информацию о них можно найти на узле (сайте) библиотеки •«Благовещение».
    Секулярный гуманизм родился на Западе и постепенно набирает силу. Это в общем можно назвать укрощенным атеизмом. Хотя, он постепенно становится все более и более непримиримым к христианству, но не к другим религиям.
Ссылки.
• Введение в Историю Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13.3)
• История Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13)
• Православие и протестантизм (ДД-16)
• О Православии и Католичестве (Ильин) (ДД-16.9р)
• Крайне-либеральная культурная революция (ЗЗ-12)
• Культурная революция по Борку (Волохова) (ЗЗ-02)
• Современный либерализм и декадентство в Америке по Борку (Муравьева) (ЗЗ-02.2)


400. ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.
Родители учеников которые посещают уроки Закона Божия конечно хотят передать своим детям не только теорию, но и практику и православное воспитание. Принимая это во внимание нужно, во всех классах, параллельно с программой, посвятить время и следующим темам.

401. Современная жизнь. В разговорах на эту тему говорится о каждодневных явлениях жизни, с которыми встречаются наши дети, и как им относиться к ним. Например: СМИ, кино, музыка, танцы, порнография, наркотики, пьянство, искусство, религиозно-нравственное состояние в мире, экуменизм, положение Православной Церкви в мире и т.д. и т.п.
    У детей появляются вопросы о различных явлениях в обществе и политике. Очень важно дать им правильное понимание происходящего. Нужно все объяснять в духе любви Христа и радостного оптимизма. Господь с нами и Он победит. Ни в коем случае нельзя способствовать грехам: духу злобы, уныния, упадничества и т.п.

402. Любовь, выбор супруга, взаимоотношения. Все эти предметы глубоко волнуют и интересуют молодых людей, поэтому им нужно помочь, когда они к этому готовы, понять их с христианской точки зрения. Более подробную информацию на эти темы можно найти на узле (сайте) библиотеки •«Благовещение».
Ссылки.
• Выбор супруга и 9 этапов жизни (ДД-08.2)
• Седьмая Заповедь (ДД-08.3)
• Брак и православная вера (ДД-08.4)
• Брак с инославным - что делать? (ДД-08.5)
• Чудо любви (ДД-08.6)
• О любви к Богу и к ближним (св. прав. Иоанн Кронштадтский) (ДД-08.7р)

403. Семейная жизнь. Разговоры на семейные темы очень важны для правильного духовного развития человека. Например: православие в семье, отдельные этапы в жизни человека, как найти друга на всю жизнь, семейная жизнь, как воспитывать детей и т.д. Более подробную информацию на эти темы можно найти на узле (сайте) библиотеки •«Благовещение».

404. Чему не учат в школах, а что важно. В целом мире, всюду существуют школы которые дают среднее и высшее образование. Однако, для взрослой жизни надо иметь еще много знаний которые там не преподаются. Молодым людям приходится самим как-то, где-то их получить. В этом обзоре описывается небольшая часть того что им еще нужно знать.
Ссылки.
• Чему не учат в школах (ДД-69)

405. Православная психология. Очень важно познакомить детей с основными аспектами светской психологии. Последнее время появились учебники светской психологии согласованные с Православием. Правильно усвоенные знания такой психологии способствуют лучшему пониманию Православия.

406. Верующий в сравнении с неверующим. Сравнивая верующего православного с неверующим, в основном, разница между ними сводится к тому, как каждый из них видит как жить, как поступать и даже что такое счастье.
    Неверующий живет теперешним моментом и слабо понимает и думает о последствиях своего акта. Он тоже верит только тому что сам видит. Опытом других людей он не хочет пользоваться.
    Верующий же знает что грех это разрушительное поведение и приносит боль, травму и страдание. Он принимает во внимание последствие своего акта на других людей, сегодня, завтра и даже после смерти. Он сознает что есть много того что люди не понимают, скажем телепатия – передача мыслей на расстояние, предчувствие, невидимый мир и т.п.. Он доверяет Церкви и успешно пользуется ее двухтысячелетним опытом и поэтому не должен обдумывать вещи и проблемы которые уже давным-давно были решены.

407. Можно ли жить без Бога? Атеисты и неверующие утверждают что можно жить без Бога. Да, до поры, до времени, можно жить без Бога, когда человек молодой, здоровый, работа есть и все идет как по маслу. Но Бог нам особенно нужен когда есть трудности. У каждого человека на пути встречаются затруднения, проблемы, а иногда трагедии. Бывают болезни, тяжелые неизлечимые болезни, разводы, смерть близких – все это трудно переживать без Божьей помощи.
    Вот небольшой пример. Отец и маленький мальчик идут по аллее в парке, притом малыш держит отца за руку. Мальчик чувствует себя уверенно, отпускает руку отца и бежит вперед. Вдруг вдали видно что бежит к ним навстречу большая собака. Что делает ребенок? Он бежит обратно к отцу и хватает его за руку. Этот пример показывает что когда все гладко то можно жить и без Бога Отца. Но, когда появляются трудности то человек всегда возвращается к Нему. Есть американская поговорка что «в одиночном окопе нет атеистов» (you cannot find atheists in foxholes).
    Тоже самая мысль высказана Самим Господом Иисусом Христом в «Притче о благоразумном строителе» (Матфея 7:24-27). Один человек построил дом на песке, а другой на камне. Во время хорошей погоды они оба стояли прочно. Когда пришла буря и сильный ветер дом который был построен на камне стоял прочно. Дом который был построен на песке упал и «падение его было велико», сказано в Священном Писании. Это значит что жизнь нужно строить на прочном основании, которым и является Закон Божий.
    Повторим здесь уже сказанное выше что нужно помнить что наши дети это будущие взрослые люди: отцы и матери, мужья и жены, верующие, работники во всех сферах жизни. Жизнь сейчас становится все сложнее и сложнее. Совершенно очевидно что они встретятся с многими трудностями в жизни и им придется их правильно разрешить. Мало того, они должны правильно воспитать и поставить на ноги уже своих детей. Всему этому способствует православная вера.
Ссылки.
• Нагорная проповедь (Апостол Матфей) (ДД-38.5)  [смотрите (Матфея 7:24-27)]

408. Атеизм. В течение 74-х лет атеизм и богоборчество были официальным государственным мировоззрением и религией. Он насаждался силой, церкви разрушались, духовенство истреблялось, распространялась ложь. К сожалению атеизм и неверие не изжиты, и они то здесь, то там появляются. Поэтому, детям все это нужно кратко объяснить.
    Родина атеизма на Западе, так как там неправильно толковалось учение Господа Иисуса Христа. Господь Бог виделся как грозный старик который требует что то неестественное и всех наказывает. Кроме того на Западе господствует гордыня, эгоизм, материализм и поверие что они лучше всех. Это наследие Римской Империи которое они не смогли изжить.
    Православие видит Господа Бога как любящего и мудрого отца который нас учит как жить и как не попасть в просак. Поэтому Православная Церковь не признает протестантов и сектантов за Церковь, а только как христианские общества. К Католической Церкви она относится с осторожностью. Она признает ее Церковью, но считает что католики очень отклонились от духа Христа. Критика христианства обыкновенно относится к Западному христианству за ее пропуски, а за одно приписывается и к православным.
    Постсоветский атеизм, это укрощенное неверие. Оно не агрессивно, загнанно в подполье и более сносное чем раньше. Хотя здесь и там совершаются убийства священников, по всей вероятности совершенные ненавистниками Христа.
Ссылки.
• Христианство и коммунизм. Гл. 25 из учебника «Нравоучение» (по мит.Филарету) (ДД-64.5)
• Записки о марксизме (ДД-75)
• Вопросы неверующего и ответы (ДД-75.3)
• Письмо неверующей (ДД-07.3)
• Ответы неверующим детям (ДД-07.4)
• Ответ атеисту (Тростников) (ДД-07.2)
• Ответ критикам христианства (Назаров) (ДД-07.5р)
• Ересь жидовствующих, марксизм и секуляризм (Тростников) (ДД-75.2р)
• О сущности религии (Иван Андреев) (ДД-75.4р)
• Об атеизме (о. Вячеслав Семенов) (ДД-76)
• Коммунистическое «христианство» (Дунаев) (ДД-76.2р)
• Коммунизм и христианство (Аксючиц) (ДД-76.3р)
• От марксизма -- к истине христианства [Арх. Иоанн (Шаховской)] (ДД-76.4р)
• О религиозных основах коммунистической духовности (Решма) (ДД-76.5р)
• Основы марксизма (Будзилович) (ДД-76.6р)  (62 с.)
• О хороших коммунистах и плохом коммунизме (о. Андрей) (ДД-76.7р)
• Дэн Браун -– наследник Карла Маркса (Тростников) (ДД-76.8р)
• Почему люди не веруют в Бога? [Арх. Иоанн (Шаховской)] (ДД-76.9р)


Заключение.
Очень важно дать детям положительное и здоровое мировоззрение. До 1917 г. это было Православие. Хотя Церковь была уничтожена и оплевана, православный дух и мировоззрение продолжало жить в людях. Но, постепенно они смывалась под влиянием новых веяний. Дело в том, что если мы не занимаемся активно мировоззренческим воспитанием ребенка то он постепенно впитывает дух окружения: СМИ, друзья, школа, музыка, реклама и т.д. и т.п. На Западе это опасно так как школы просто развращают детей и вся культура постепенно отходит от своих христианских начал. Поэтому, основы Закона Божия очень важно передать детям. Православие не есть только какая-то особенная вера и молитва, а это еще и ключ к здоровой, честной и порядочной жизни для детей, их будущих семейств и их детей. Православие в течение почти 1000 лет была воспитательницей русского человека.
    Воспитателям и преподавателям: На вас пала очень важная ответственность, способствовать воспитанию следующего поколения в духе православной веры: любви, понимания, уважения ко всем – Бог вам в помощь!


Приложение – Подробности учебной программы.

• Программа по Закону Божию для средних школ (1996 г.).



Примечания.
[П1] Эта работа писалась в течение Рождественского поста 2006-07 гг. и на самый Новый 2007 Год.

Литература на наших эл. стр. которая не указана выше.
• Примечания к Закону Божию. Для преподавателей. (ДД-31.7)
• Как организовать приходские школы (ДД-46)
• Материал для церковных школ (ДД-46.2)
• Пособие для занятий по Закону Божию на дому (ДД-46.3)
• Самоучитель Закона Божия (ДД-56)
• Домашняя духовная библиотека (ДД-56.2)

• Ссылки на работы по воспитанию детей на Западе (ДД-29)
• Пособие по воспитанию детей на Западе (ДД-36)
• О воспитании детей (Будзилович. 1995 г.) (ДД-36.2р)
• Духовное расписание дня (ДД-42.3)
• Краткая Исп. пред Дух. Подробное объяснение грехов и пороков (ДД-47) (свыше 50 стр).
• Краткая Исповедь пред Духовниками (ДД-47.2) (Листок)
• Руководство для первой исповеди (ДД-47.3)
• Краткое описание структуры прихода в г.Бурлингейм, штат Калифорния. (ДД-50)
• Нравственное богословие (Олесницкий) (1907 г.) (ДД-64.2р)
• Нравственное богословие (Шиманский) (1990 г.) (ДД-64.3р)
• Мариинский Донской Институт, г.Белая-Церковь (Памятка 1975г.) (ДД-70)
• Слово выпускников на Выпускном Акте 6 июня 2003
• 
Сборник документации для Гимназии (ЦГ-03)
• Русская гимназия в Мюнхене в 1940-ых гг. (ДД-65.2р)
• Святая Русь (Ширинская, 2004 г.) (ДД-62.2р)
• Святая Русь и Русское Государство (Лопухин, 1953 г.) (ДД-62р)


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-31.6 -
Закон Божий.
Объяснительная записка для преподавателей»

Храм всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ),
г. Бурлингейм, штат Калифорния
Church of all Russian Saints (AM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. стр.: http://www.dorogadomoj.com/
эл. почта: dorogadomoj@aol.com
d316obz.html,  (нач: 29дек06),  (I-й вып: 02янв07),  25сен07
• НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
• НАВЕРХ