Дорога домой. Выпуск ДД-31.7  [09фев08]
ПРИМЕЧАНИЯ К ЗАКОНУ БОЖИЮ.
Пособие для преподавателей.

В этой работе собраны разные примечания, заметки и апологетические комментарии, которые можно употребить при изучении Закона Божия в гимназии [смотрите «Закон Божий. Объяснительная записка для преподавателей» (ДД-31.6)]. Это темы для дискуссии в классе, ответы атеистам и неверующим и т.п..
    Содержание: Введение; (1) – Общие понятия; (2) – Молитвы; (3) – Ветхий Завет; (4) – Новый Завет I. Пасха и Двунадесятые праздники; (5) – Новый Завет II; (6) – Богослужение; (7) – История Христианской Церкви; (8) – История Русской Церкви; (9) – Катихизис I: Символ веры; (10) – Катихизис II. Господня молитва «Отче наш»; (11) – Катихизис III. Десять Заповедей; (12) – Катихизис IV. Заповеди блаженства; (13) – Нравоучение; (14) – Апологетика; (15) – Православная культура; (16) – Атеизм; (17) – Секулярный гуманизм; Заключение.

Введение.
Эти «примечания» относятся к работе «Закон Божий. Объяснительная записка для преподавателей» (ДД-55.4) и ими следует пользоваться вместе с ней.
    Каждый народ и каждый исторический период имеет какие-то свои особенности. Богословы, которые хорошо изучили Священное Писание, могут сказать для кого какая-то часть писалась и в какой период. Поняв это, становится ясно, что в наше время нужно тоже принимать во внимание особенный менталитет учеников. Ученик на Западе встречается с безбожным секулярным гуманизмом во всех своих школах. Если он посещает школу какой-то Церкви, скажем Католической, то этого секулярного влияния меньше, но оно все-таки есть. На постсоветском пространстве ученик встречается с остатками атеистического и богоборческого мировоззрения из СССР и нового безбожного секулярного гуманизма, который просачивается со всех сторон, в страну, с Запада. Оба эти вектора тянут вниз, от Бога (Бог наверху).
    Поэтому, нашему ученику все это нужно объяснять, конечно на его уровне. Раз ученики с этим встретятся, то нужно им это растолковать. Все это нужно делать в духе христианской любви и оптимизма. Нужно помнить, что сейчас происходит брожение в умах людей, они переосмысливают свои убеждения и часто вчерашний идеологический враг сегодня становится единомышленником.
    Все это говорит что, при преподавании Закона Божия, нужно принимать во внимание два момента. Первый, это что нельзя просто преподавать Закон Божий по учебнику столетней давности. Тогда, весь культурный фон был православным и Закон Божий естественно и легко усваивался. Образно говоря борщ (Православие) был, а в школе ученик получал сметану (Закон Божий). А сейчас борща нет и давать детям в школе только сметану, этого мало. Нужно как-то все связывать с теперешней жизнью и добавлять все что дети раньше получали из православного культурного фона.
    Второй момент, это что теперешние люди имеют светское секулярное антихристианское образование, с остатками советского атеизма и поэтому все нужно объяснять с позиции здравого смысла, разума, логики и реальности. Раньше, до 1917 г., можно было сказать что какой-то акт, это грех и все. Никаких других объяснений не нужно было делать. Сейчас, принимая во внимание менталитет теперешнего человека, нужно все объяснять как «по пупкину с картинками». Нужно показать почему какое-то дело, слово или даже мысль грех. К чему оно приведет, как оно повлияет на других людей и на самого грешащего, сейчас, в будущем и даже после смерти. Все это нужно продумать и объяснить и обосновать логично. Верующий человек, кроме веры в Бога, имеет еще и доступ к колоссальной базе данных человеческого поведения, основанную на Законе Божием и на человеческом опыте в течение нескольких тысячелетий. Неверующий не имеет доступ к этим данным и ему приходится до всего доходить самому. Приходится снова и снова «выдумывать велосипед».

Примечание. В этой работе мы делимся с нашим опытом, как связать уроки Закона Божия с теперешней жизнью. Это конечно огромная работа. Чтобы не ждать несколько лет покамест мы все кончим, мы будем, по мере поступления нового материала, его публиковать на этих страницах. Конечно, менять учебники Закона Божия нельзя, а нужно просто к ним прибавлять разные примечания и добавления.
    Обратите внимание что много материала из первой работы в этой группе «Закон Божий. Объяснительная записка для преподавателей» (ДД-31.6) можно употребить и непосредственно в работе с детьми. Поэтому нужно хорошо познакомиться, и если есть возможность, и изучить весь материал в этих двух работах, включая все ссылки.


1 – Общие понятия.
1.1 Литература:
• О сущности религии. (Проф. Андреев +1976. РПЦЗ) (ДД-77.2р)
• Что такое христианство? (ДД-38)
• Составляющие христианства (ДД-38.2)
• Как создавалась Православно-Христианская Вера (ДД-38.3)
• Что такое Священное Писание или Библия (ДД-38.4)
• Нагорная проповедь (Апостол Матфей) (ДД-38.5)    А
• Нагорная проповедь. [Арх. Аверкий (Таушев)] (ДД-38.6р)

• Благотворное влияние христианства (ДД-6)    РА    А
• Благотворное влияние христианства. Примечания (ДД-06.12)    РА    А

• Влияние христианства (по Соколову) (ДД-6.2)
• Влияние христианства на Россию (по Смирнову) (ДД-6.3)
• Христианская культура (Тихомиров) (ДД-6.4)
• Что дало России Православное Христианство (Ильин) (ДД-6.5)
• Характер русского народа в прошлом (Солженицын) (ДД-6.6р)
• Роль Православия в жизни российского общества (Бородина) (ДД-06.7р)
• Христианство -- свет разума. Арх. Аверкий (Таушев. 1975 г.) (ДД-06.8)
• Быть русским! Мит. Иоанн (Снычев) (ДД-06.9р)
• Влияние христианства на нашу цивилизацию. (Максимов) (ДД-06.10)
• Значение 950-летия Крещения Руси. [Св.Иоанн (Максимович)] (ДД-06.11)

1.2 Что такое христианство? Христианство это Истина, мудрость, мировоззрение, жизнь и деятельность человека основанная на человеколюбии, системном и комплексном взгляде на жизнь и мир, и согласованная с природой человека, обществом и вообще со всей природой. («Системном и комплексном» в отношении человеческого поведения значит что захватывает все и вся; теперешнее время, будущее, а также и загробную жизнь). Христианство дает человеку реальное руководство для жизни: кем быть, как себя вести, что делать, как говорить и даже думать для того чтобы жизнь была успешной и плодотворной. Это руководство проверенное веками, правильное для нашего времени, было правильно в прошлом, будет правильно в будущем и будет правильно после смерти. Что самое главное, это то что, это учение от Самого Господа Бога.
    [Что такое христианство? (ДД-38)].

1.3 Что такое грех? Грех это разрушающее поведение и осуществление зла. Это духовная болезнь, отсутствие любви, нарушение Закона Божия и воли Господа Бога. Сам грех иногда бывает приятен, но последствия его всегда разрушительны. Они приносят беду, боль, травму людям, обществу и самому грешащему. Грех и зло это язва, мор и чума. Зло противоположно добру, оно подрывает все хорошее. Оно разрушает, разоряет, рушит, создает тревогу, страх, злобу, гнев, раздражение, духовное и нравственное уродство, плохие отношения.

1.4 Последствие греха. Если продумать последствие каждого греха на самого грешащего, его семью, друзей и общество, сегодня, завтра, в будущем и даже после смерти, то мы всегда увидим отрицательное, плохое и разрушающее действие. Такое заключение очевидно и логично. Проблема находится в человеке, который из за своей греховности и не дальновидности это не видит и не понимает.
    Грех делает человека неполноценным, хужим чем он на самом деле. Поэтому, Святая Церковь учит нас вести борьбу со своей греховностью и избавляться от греха.

1.4 Начало христианской культуры. Очень важно объяснить детям благотворное влияние христианства на все отрасли жизни и культуры. Но нужно иметь ввиду что светская наука, Западная и постсоветская находятся под влиянием секулярного гуманизма и марксизма и этого не признают. Они считают что улучшение в нравственной жизни это результат какой-то мистической науки и прогресса. Люди времен Христа были неспособны высказать такие мысли что каждый человек твой брат, что всех нужно любить, что всех нужно прощать и т.п. и т.д. Господь Иисус Христос Своим появлением дал колоссальный толчек всему миру к нравственному улучшению.
    Рождество означает конец языческой культуры и начало христианской, на которой основана вся наша теперешняя цивилизация. Языческий период был самым темным в истории человечества и отличался гордостью, жестокостью, многоженством, кровной местью, рабством и даже человеческими жертвоприношениями. Христианство принесло «свет» миру: любовь, смирение, прощение, мягкость. Оно объяснило великую истину, что основные двигатели в человеческом обществе есть любовь и добродетель, которые способствуют созидающим силам. Зло и грех способствуют разрушающим силам, которые приносят вред и зло окружению, включая самого грешника. Все теперешние ценности и нормы цивилизованного общества, а также законность, письмо, образование, искусство создавалось под плодотворным влиянием христианства. Наше летосчисление начинается с рождением Иисуса Христа. Влияние христианства на русскую культуру еще глубже чем у других народов, так как записанная русская история, письменность и культура фактически и начинаются с принятием христианства. Мало того, русские люди приобрели христианскую веру тогда когда все церковные споры были разрешены и таким образом они получили церковную твердыню, что нельзя сказать про другие народы.

Благодатный огонь http://www.holyfire.org/


2 – Молитвы.
2.1 Литература:
• Закон Божий. (Прот. Темномеров. 1907 г.) (ДД-55.3р)

2.2 Что такое молитва? Молитва, это разговор с Господом Богом. Есть частные и есть общественные молитвы. Молитвенные правила бывают утренние и вечерние. Частные богослужения бывают: крещение, молебны, венчания, отпевание, панихиды и т.д. Во время богослужения не нужно молиться своими молитвами, а нужно мысленно следить, слушать и вникать во все молитвы и во все что происходит в церкви.


3 – Ветхий Завет.
3.1 Литература:
• Закон Божий. (Прот. Темномеров. 1907 г.) (ДД-55.3р)

Притчи Соломона. Псалмы царя Давида. Пророки. Предсказания о Спасителе.


4 – Новый Завет I.  Пасха и Двунадесятые праздники.
4.1 Литература:
• Пасха и Двунадесятые праздники (ДД-12)    РА    А
• Пасха и Двунадесятые праздники (линки) (ДД-12.0)    РА
• Рождество Христово (ДД-12.4)    РА    А
• Елка -- новогодняя или рождественская? (ДД-12.04.2)
• Воздвижение Креста Господня (ДД-12.12)

• Великий Пост и Пасха Христова (ДД-11)    РА    А
• Подвиг поста (Прот. Константинов, 1971 г.) (ДД-11.2р)
• Великопостное размышление на молитву Ефрема Сирина (ДД-11.3)
• Молитва Ефрема Сирина. Пособие для изучения (ДД-11.4ра)

4.2 Значение праздников. Праздники освящают нашу жизнь и указывают нам главные моменты в христианской истории и служат училищем добродетели и благочестия и напоминают нам о высоких истинах веры. Православные люди не должны «изучать Библию» как протестанты, так как церковный календарь постоянно их обучает. Иконы двунадесятых праздников, находятся в церкви на иконостасе, во втором ряду икон начиная снизу.
    В православной России Пасха и двунадесятые праздники были гражданскими праздниками.


5 – Новый Завет II.
5.1 Литература:
• Жизнь Господа Иисуса Христа (по Темномерову) (ДД-21.1)    РА    А
• Чудеса Господа Иисуса Христа (по Темномерову) (ДД-21.2)    РА    А
• Притчи Господа Иисуса Христа (по Темномерову) (ДД-21.3)    РА    А
• Учение Господа Иисуса Христа (по Темномерову) (ДД-21.4)    РА    А
• Закон Божий. (Прот. Темномеров. 1907 г.) (ДД-55.3р)
• Закон Божий (прот. Слободской) (ДД-55р)     А

Нагорная проповедь, Жизнь, чудеса, притчи и учение ГИХ.


6 – Богослужение.
6.1 Литература:
• Закон Божий. (Прот. Темномеров. 1907 г.) (ДД-55.3р)
• Божественная Литургия. Краткий обзор (ДД-10)    РА
• Как себя вести в церкви (ДД-10.3р)    А
• Божественная Литургия. Полный текст с объяснениями (ДД-10.4, ЦГ3-1)
• Краткое описание структуры прихода в г.Бурлингейм, штат Калифорния (ДД-50)

6.2 Церковь – школа благочестия. Люди только недавно научились читать. Поэтому, Православная Церковь организована как старейшая аудиовизуальная школа Закона Божия. Все в церкви нас учит: иконы, купола, кресты, архитектура, свет, цвет и т.д. и т.п. Кроме того церковный календарь с избранными чтениями из Священного Писания, праздники, посты, богослужения, молитвы, проповеди, это тоже все время нас учит. Нужно помнить, что только последние несколько сот лет большинство людей стало читать и писать. До этого они не умели. Поэтому, они учились просто хождением в церковь и внимательно слушая богослужение. Русский человек учил Закон Божий не изучая Катихизис, а слушанием богослужений и молитв. Все это значит что нужно научить детей любить церковь, понимать богослужение и посещать ее регулярно. Имея какие-то элементарные знания Закона Божия, они будут в церкви постоянно их углублять.

6.3 Изучение богослужения в классе. Для изучения богослужения в классе, можно достать текст службы, а также записать ее на магнитофоне. Вообще службу не любят записывать чтобы люди не слушали ее просто как музыку. Но, если записывается для детей в школе, чтобы облегчить изучение ее, то это же делается во славу Божию и с этим трудно не согласиться.
    Сперва дети могут читать по-церковнославянски, а преподаватель переводить текст на русский, когда нужно. После этого можно прослушать службу несколько раз. Потом, в церкви, во время богослужения дети могут стоять на клиросе и следить за службой по-тексту.
    Очень важно чтобы дети понимали и усвоили службу. Еще лучше если они будут петь в хоре. Нужно постараться добиться чтобы они церковь любили, понимали, могли следить за богослужением и сами с удовольствием шли туда.
    На нашем узле (сайте) есть текст службы в Зарубежной Церкви (ДД-10.4). В Патриаршей юрисдикции служба должна быть такая же самая, за исключением нескольких возгласов. Можно распечатать текст с узла и подправить где нужно.

6.4 Занятия при церкви. Было бы очень хорошо если дети будут участвовать в каких-нибудь кружках при церкви. Если таких нет, то можно их организовать, скажем «Кружок православной молодежи». Можно слушать доклады, смотреть фильмы с духовным содержанием, можно устраивать поездки в монастыри и т.п.


7 – История Христианской Церкви.
7.1 Литература:
• История Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13)    РА    А
• Введение в Историю Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13.3)    РА    А
• История Христианской Церкви (Смирнов, 1903 г.) (ДД-68р)


8 – История Русской Церкви.
8.1 Литература:
• История Русской Церкви. Краткие обзоры (по Смирнову) (ДД-14)    РА    А
• История Христианской Церкви (Смирнов, 1903 г.) (ДД-68р)


9 – Катихизис I.  Символ веры.
9.1 Литература:
• Что такое Катихизис? (ДД-9)    РА    А
• Символ веры. Объяснение (ДД-09.2р)
• Сокращенный катихизис (ДД-09.3, ЦГ6-1)

9.1 Символ веры. Символ веры, это самое краткое определение во что мы верим. Каждый православный христианин должен его понимать и знать наизусть. Во время молитвенного правила нужно тоже читать и Символ веры. Во время крещения, крещаемый или его крестный отец должны сказать его наизусть и этим доказать свою компетентность. Во время литургии когда хор поет Символ веры то колокол отмечает каждый член. В некоторых церквах Символ веры поют все присутствующие в церкви.

1-й член. Верую .....
Является утверждением Первой Заповеди «Аз есмь Господь Бог Твой»


10 – Катихизис II.  Господня молитва «Отче наш».
10.1 Литература:
• Что такое Катихизис? (ДД-9)    РА    А
• Сокращенный катихизис (ДД-09.3, ЦГ6-1)

10.2 Как молиться? Образцом христианской молитвы является для нас Господня молитва (Отче наш) которую нам дал сам Господь Бог Иисус Христос (Матфея 6:9-13)(Луки 11:2-4). Ее можно разделить на три части: призывание, прошение и славословие. Это похоже на письмо которое содержит приветствие, просьбу и окончание.


11 – Катихизис III.  Десять Заповедей.
11.1 Литература:
• Учение Господа Иисуса Христа (по Темномерову) (ДД-21.4)    РА    А
• Что такое Катихизис? (ДД-9)    РА    А
• Сокращенный катихизис (ДД-09.3, ЦГ6-1)

1-я заповедь. (Нужно верить в Бога и жить по Его Заповедям).

2-я заповедь – идолопоклонство. (Ничего в жизни нельзя ставить выше Господа).
В наше время нарушение 2-й заповеди появляется в более утонченной форме. Желание доходящее до одержимости: любостяжания, любоначалия, славы, хорошего положения приводит человека к нечестным поступкам и забыванию всего того что Господь Бог учит. Это может проявиться в еще более извращенной форме когда жена неправильно понимает евангельскую заповедь что нужно слушать мужа, когда он требует поступать нечестно, высмеивает Церковь Христову и вообще идет против Бога и подается греховным прихотям супруга. Место того чтобы его тянуть ввысь к Богу, она подается его тяге вниз, подальше от Бога.
Культ денег
Дикое классовое неравенство

3-я заповедь. (Нужно с уважением относиться к Божьему Имени).
Неуважение к имени Господа Бога проявляется в ненужной клятве и божьбе, а что еще хуже, даже в шутках и анекдотах.

4-я заповедь. (Нужно трудиться 6 дней, а 7-й отдавать Господу).
Конечно мы все должны заниматься чем-то полезным. Седьмой день нужно отдавать Господу Богу и Церкви и «зарядится» на всю неделю вперед.
    Не следование этой заповеди ведет к тунеядству и развалу общества. Неисполнение божественной части этой заповеди ведет к потери христианских качеств и образа мышления. Последствия этого, в наше время, время потери положительных ценностей и ориентиров, трагично.

5-я заповедь. (Надо уважать родителей)
Неисполнение этой заповеди ведет к постепенному развалу общества.
    Теории Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud) в которых подчеркивается отрицательное влияние родителей на детей, уже давно, постепенно подрывают авторитет родителей на Западе. Большой толчек в этом отношении принесла крайне-либеральная культурная революция 1960-х годов. Результат этого, это что сейчас все меньше и меньше уважения, а о любви нечего и говорить, к родителям, взрослым, преподавателям, пожилым и старикам. Это видно по ТВ и других источников СМИ. Чтобы убедиться в этом стоит только посмотреть на ТВ сериалы 1950-ых годов и сравнить их с теперешними. Например: Father knows best; Leave it to Beaver; The Brady Bunch; Andy Griffith; I love Lucy и т.п. Таких фильмов больше нет.
    На этом фоне, всегда с радостью отмечается, когда видим русских родителей, которые бросают все и приезжают на Запад, чтобы помочь своим детям которые попали в какие-то затруднения.

6-я заповедь. (Запрещается убийство).
В наше время эта заповедь нарушается невоздержанной жизнью или соблазнением к таковой: спиртные напитки, наркотики, блуд и т.п. У многих людей это невоздержание переходит в греховную привычку-страсть, от которой очень трудно вылечиться.

7-я заповедь. (Запрещается блуд).
В наше время это самый распространенный грех. Все типы СМИ соблазняют своих клиентов на блуд. Мало того, с малых лет, в школах проталкиваются блуд, под разными предлогами. Христиан придерживающихся христианских заповедей рисуют как отсталыми, тупыми и идущими против природы. Природа же не требует от человека все время думать о сексе. Постоянным вниманием на сексе, человек разжигает свои естественные потребности, до невозможности и потом говорят что «природа» этого требует или что это естественный «инстинкт». В результате всего этого: порнография, разводы, аборты, брошенные дети, неизлечимые болезни, херпис (herpies), AIDs, содомизм и т.д. и т.п.

8-я заповедь. (Запрещается кража).

9-я заповедь. (Запрещается ложь).

10-я заповедь. (Запрещается зависть).


12 – Катихизис IV.  Заповеди Блаженства.
12.1 Литература:
• Учение Господа Иисуса Христа (по Темномерову) (ДД-21.4)    РА    А
• Что такое Катихизис? (ДД-9)    РА    А
• Сокращенный катихизис (ДД-09.3, ЦГ6-1)

Православное-Христианство учит нас не только жить по заповедям, но и постепенно изгонять из себя греховные привычки и исправлять себя. Заповеди Блаженства показывают нам путь этого исправления.

Счастье. Господь Иисус Христос в Заповедях Блаженства учит нас в чем есть истинное счастье человека. И, действительно, 2000 лет спустя, светская психология соглашается с Его постулатами. Все они в полном согласии с предписаниями для «душевного здоровья» (Mental Health). Итак счастье не богатство, слава, красота, сила, ум и т.п., а внутренний мир, тишина, любовь, спокойствие и чистая совесть. Поэтому Церковь нас учит не грешить и избавляться от греховных привычек, для этого разработана целая методика, аскетика. Грех же делает нас неполноценными.

1-я заповедь. Нужно быть нищим духом, то есть спокойными, мирными и скромными, не думать что мы лучше других. Это первый шаг на пути исправления себя.

2-я заповедь. Нужно сожалеть (плакать) о наших грехах и каяться. Это очень важно так как для того чтобы исправиться, нужно видеть и сожалеть о своих грехах.

3-я заповедь. Нужно быть кроткими, незлобными, спокойными и полными христианской любви.

4-я заповедь. Нужно искать правду и жить по Закону Божию. («Алчущие и жаждущие правды» значит «так желают правду, как голодный хочет есть и жаждущий хочет пить»).

5-я заповедь. Нужно быть милосердным (милостивым), то есть сочувствовать людям в горе (разделять их горе) и в беде и помогать им.

6-я заповедь. Нужно иметь чистое сердце. Не иметь нехороших и нечистых мыслей, желаний и чувств. Нехорошие мысли, желания и чувства нужно от себя отгонять.

7-я заповедь. Нужно быть миротворцами, то есть жить со всеми в мире и согласии и создавать мир, тишину и спокойствие и мирить тех которые ссорятся.

8-я заповедь. Очень часто нехорошие и плохие люди, враги правды и добра, завистники, злобные и всякие другие грешники, не любят людей живущих по Закону Божию (по правде). Нужно не унывать и помнить что Господь все видит и знает и за правду наградит.

9-я заповедь. Тоже как и в 8-ой заповеди, если люди страдают за Иисуса Христа то Господь Бог все это видит и знает и за правду наградит.


13 – Нравоучение.
13.1 Литература: Нравоучение (по мит. Филарету) (ДД-64.5).

13.2 Совесть.
Господь Бог дал всем людям совесть. На более глубоком уровне, это не достаточно так как человек привыкает к своему греху и себя оправдывает. Грех может стать страстью (греховной привычкой) и человек даже может этим гордиться. Поэтому, человеку нужно добовачное руководство которым и является Закон Божий.

13.3 Сущность нравственного зла.
Закон Божий встроен в человека, он ему естествен. Уклонение от него есть грех и поэтому он приносит боль, травму, трагедии и т.п. Это хорошо высказал отец Михаил Помазанский: «Сущность нравственного зла. – Святые Отцы указывают, что зло не есть какая-либо сущность, которая имела бы действительное самостоятельное бытие, подобно созданным Богом элементам и силам мира; оно есть только уклонение живых существ от того состояния, в которое поставил их Творец, в состояние противоположное. Поэтому не Бог виновник зла нравственного, но оно исходит от самих существ, уклоняющихся от согласования своей воли с волей Божией. Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, заповедей Божиих и того нравственного закона, который написан в совести человека. Это нарушение называется грехом». (Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие. c94, 1963 г., Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY. Узел (сайт) http://www.holytrinitymission.org/).


14 – Апологетика.
14.1 Литература:
• Есть ли Бог? Апологетические статьи. (Прот. Герасим Шорец) (ДД-77р).


14.2 Потребность знать своего Отца. В натуру человека встроена потребность знать и общаться со своим истинным, настоящим Отцом, Господом Богом. Если такого общения нет, то тогда человек сам придумывает себе какого-нибудь бога. Отсюда и происходит множество языческих религий. Из-за этого одержимость к разным политическим движениям и даже готовность отдать свою жизнь за них. Отсюда вера во всякие байки: гадание, перевоплощение, марксизм, необыкновенные диеты и т.д. и т.п. Все это результат замены нужды знать и служить истинному Богу на фальшивого.
    Подобное явление бывает у детей, молодежи и уже взрослых людей которые не знают своих родителей. Многие из них мучаются и тратят много времени и труда чтоб хоть что-то узнать о них.

14.3 Почему я знаю что Бог есть.
Разговор верующего с неверующим.
Неверующий: Я знаю что Бога нет. Вы верите, вы не знаете, а верите что Бог есть.
Верующий: Нет, я не верю, а я твердо знаю что Он есть.
Я всю свою жизнь живу с Богом.
Я всегда Ему молился и Он меня слышал.
Несчитанное количество раз Он исполнял мои просьбы.
Несчитанное количество раз Он меня спасал, когда я был в тяжелом положении.
Много раз Он меня направлял в правильном направлении.
У меня в жизни было много сложных моментов и Он всегда мне помогал.
Он меня всегда учил как поступать и что делать.
Он мне всегда открывал глаза и учил видеть "глубоко".
Он мне помог воспитать своего сына, в разгар культурной революции.
Он мне помог вести семью в правильном направлении, когда "море вокруг нас бушевало".
Он мне помог сохранить семью.
Он меня направил в церковно-приходскую школу, которая мне открыла новый мир.
Он мне помог внести свой вклад в воспитание детей на Западе, в течение 33-х лет.
Он мне помогает помогать недавно прибывшим из Русского Мира.
Он мне помог понять западного человека изнутри и объяснять другим.
Он мне помог справиться с ужасным одиночеством на Западе.
Он мне помог справиться с эмигрантской исковеркованной жизнью.
Без Него, я инженер электронщик, никогда бы не смог справиться со всеми преградами которые были на пути.
Конечно, без Бога, я просто не смог бы до всего додуматься и справиться со всем что было на моей дороге.
Вот, поэтому я не верю, а я знаю, из моего личного многолетнего опыта, что Бог есть.
По логике безбожного, я псих, я слегка помешанный, я выдумщик, я параноик, я в бреду.

14.4 Из воспоминаний святителя Николая (Велимировича cербского).
"А в лагере (в Дахау) было так. Сидишь, бывало, в углу и повторяешь про себя: «Я пепел. Господи, возьми душу мою!..»
    Однажды днем я как всегда сидел в камере. Неожиданно вошел молодой немецкий офицер и спросил:
    – Вы действительно верите в Бога?
    – Нет, – ответил я.
    – Как я рад встретить культурного человека. В детстве я верил, потому что меня так учили, а сейчас совсем не верю.
    – У меня совсем по-другому, – сказал я. – В детстве я верил, но теперь я не должен верить, потому что я знаю, что Бог существует. Мой опыт и моя вера превратились в уверенность. Теперь я знаю, что Бог действительно существует".

14.5 Божество Господа Иисуса Христа и Святая Троица.
Как говорить с неверующим человеком который не может поверить в Господа Иисуса Христа, в Его проповедь, в Его божество? Конечно не нужно забегать вперед и затрагивать эту сложную, для неверующего, тему. Но, если человек спрашивает и хочет иметь ответ, то нужно ответить.
    Легче всего верить по-мусульмански, в одного Бога и что Господь Бог Иисус Христос есть один из пророков. Верить по-христиански сложнее, так-как это затрагивает веру в божество Господа Иисуса Христа и в Святую Троицу.
    Первое лицо Святой Троицы, Господь Бог Вседержитель, Творец всего и вся, это самое очевидное и легче всего понять. Но, чтобы говорить на уровне людей и с ними, Он должен был послать Своего Сына, Богочеловека, Второе Лицо Святой Троицы. Он не мог послать человека, так как его бы не слушали, а нужно было послать именно Своего Сына.
    Но, все-таки, появление Господа Иисуса Христа на земле, Его слова, Его проповедь, Его чудеса, Его прощение грехов, Его притчи, Его дерзновение, Его достоинство, Его утверждение что он Сын Господа Бога, Его страдания, Его воскресение, все это было очень трудно понять и усвоить.
    Проповедь Господа Иисуса Христа в основном основывалась на Ветхо-Заветном учении, со следующими пояснениями, что: (1) Нужно любить всех, а не только своих евреев; (2) Нужно исполнять дух Заповеди, а не только буквально; (3) Любой акт который способствует нарушению Заповеди, тоже является нарушением этой Заповеди, и значит грехом; (4) Основное качество человека быть отсутствие гордыни; (5) Нужно прощать и т.п. .
    Как же все это объяснить неверующему и вопрошающему человеку. Автору этой работы думается что нужно вкратце пройти тот путь который прошла Церковь в течение нескольких сотен лет.
    Хотя вопрос божества Господа Иисуса Христа был утвержден на 1-м Вселенском соборе в 325 г., в г. Никее, этот вопрос продолжал волновать Церковь еще в течение 680 лет, до и включая 6-й Вселенский Собор в Константинополе, в 680-ом году. На всех шести соборах этот вопрос, в одной или другой форме поднимался. На последнем соборе, 7-м, в 787 г., в Никее, больше об этом не говорилось. В течение 680 лет этот вопрос поднимался и происходило много горячих споров. В конце концов, святые отцы, дошли индуктивным (inductive) способом что Он действительно тот Спаситель о котором писали пророки в Ветхом Завете. Он жил так как Сам учил, что у людей никогда не бывает. Люди грешные и у них всегда бывают отклонения. Он никогда не грешил. Его учение есть самое высокое и не превзойденное никем. Его чудеса, Его воскресение из мертвых, при многих свидетелей, были потрясающими. Все это привело к тому, что Церковь, в лице святых отцов на 6-ти Вселенских соборах признала что Он был тот за которого Себя выдавал. Он действительно Сын Господа Бога прислан на землю чтобы спасти людей от греха.
    Третье лицо Святой Троицы, Святого Духа, можно объяснить как животворящую силу во всех живых существах. В молитве Святому Духу – «Царю небесный» сказано «Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю».
Литература:
• История Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13)    РА    А
• Введение в Историю Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13.3)    РА    А
• Значение Вселенских соборов [Арх. Аверкий (Таушев)] (ДД-13.5р)
• Вселенские соборы [Арх. Аверкий (Таушев)] (ДД-13.6р)


15 – Православная культура.


16 – Атеизм.
16.1 Литература:
• Записки о марксизме (ДД-75)
• Ересь жидовствующих, марксизм и секуляризм (Тростников) (ДД-75.2р)
• Вопросы неверующего и ответы (ДД-75.3)
• О сущности религии (Иван Андреев) (ДД-75.4р)
• Об атеизме (о. Вячеслав) (ДД-76)
• Коммунистическое «христианство» (Дунаев) (ДД-76.2р)
• Коммунизм и христианство (Аксючиц) (ДД-76.3р)
• От марксизма -- к истине христианства [Арх. Иоанн (Шаховской)] (ДД-76.4р)
• О религиозных основах коммунистической духовности (Решма) (ДД-76.5р)
• Основы марксизма (Будзилович) (ДД-76.6р)
• О хороших коммунистах и плохом коммунизме (о. Андрей) (ДД-76.7р)
• Дэн Браун -– наследник Карла Маркса (Тростников) (ДД-76.8р)
• Почему люди не веруют в Бога? [Арх. Иоанн (Шаховской)] (ДД-76.9р)
• Есть ли Бог? Апологетические статьи. (Протоиерей Шорец) (ДД-77р)
• О сущности религии. (Проф. Андреев +1976. РПЦЗ) (ДД-77.2р)

Нужно хорошо подготовиться к вопросам детей на тему атеизма. Краткий обзор находится в работе «Записки о марксизме» (ДД-75).


17 – Секулярный гуманизм.
17.1 Литература:
• Крайне-либеральная культурная революция (ЗЗ-12)
• Культурная революция по Борку (Волохова) (ЗЗ-2)
• Современный либерализм и декадентство в Америке по Борку (Муравьева) (ЗЗ-2.2)

Что это? Истоки. 1960-е годы.

Берет греховное поведение и даже страсти как что-то нормальное для человека. Это относится в особенности к блуду, нарушению 7-й Заповеди.

Источники неверия и атеизма. Источники неверия и атеизма находятся на Западе. Причин этому есть несколько. Главные из них следующие: (1) неправильное понимание Господа Бога; (2) неправильное понимание греха; (3) неизлечимая языческая гордыня.


Заключение.
Преподавать Закон Божий, это большая честь и ответственность! Это не только какой-то предмет, а это ключ к положительному мировоззрению и жизни. Он затрагивает не только ученика и слушателя, но и их будущие семьи и детей. Бог вам в помощь!
 


Литература на наших эл. стр.
• Закон Божий. Объяснительная записка для преподавателей (ДД-31.6)


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-31.7 -
Примечания к Закону Божию.
Пособие для преподавателей»

Храм всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ),
г. Бурлингейм, штат Калифорния
Church of all Russian Saints (AM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
• эл. стр.: http://www.dorogadomoj.com/
d317pri.html,  (I-й вып:21янв07),  09нбр08
• НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
• НАВЕРХ