ƒорога домой. ¬ыпуск ƒƒ-45.5  [12июн06]
¬Ќ”“–≈ЌЌ»…  ћ»–  √ќ–ƒќ√ќ  „≈Ћќ¬≈ ј.
»сследование внутреннего состо€ни€ гордеца,
по учению св€тых отцов.
Ѕог гордым противитс€,
а смиренным дает благодать.
(»акова 4:6) (I ѕетра 5:5)

¬ этой работе описываетс€ внутренний мир гордого человека. „то это за человек, чем он живет, какие у него качества и слабости. „то от него можно ожидать. “ак как основное качество западного человека €вл€етс€ гордын€, то эта работа косвенно объ€сн€ет и его. Ёмигрант тоже постепенно вливаетс€ в этот мир. »зучив гордыню по творени€м св€тых отцов ÷еркви, православных психологов, перед нами открываетс€ внутренний мир западного человека и его политики изнутри. —ветска€ психологи€ гордыню не видит.
    —одержание: ¬ведение;
(100) ќбщие пон€ти€: (101) „то такое гордын€; (102) ѕравославие и психологи€; (103) Cтадии болезни; (104) ѕодражание гордыни эмигрантами; (105) „еловеческа€ глупость.
(200) ќбщие качества: (201) ¬ысокомерие; (202) Ќе терпит критику; (203) Ќужно сохранить свое лицо; (204) ќбидчивость; (205) ”пр€мство; (206) «ависть; (207) Ќе видит свои ошибки; (208) »скаженна€ вера или неверие; (209) ќсанка; (210) “рудно стать в церкви на колени; (211) —амодурство; (212) Ёгоизм или самолюбие; (213) ќтсутствие скромности -- нахальство; (214) —амоуверенность; (215) Ѕольшое самомнение; (216)  сенофоби€, этнофоби€ и расизм.; (217) –усофоби€; (218) ћножественна€ личность; (219) —читают скромных глупцами.
(300)  онкретное поведение: (301) Ќе любит советы; (302) Ќичем нельз€ удивить. Ђƒа, € это уже знаюї; (303) Ёто твое мнение, а это мое; (304) Ќеумение общатьс€; (305) Ќе может открытьс€; (306) Ќе может говорить о своих слабост€х; (307) Ќе может сме€тьс€ над собой; (308) Ќе хочет помощи; (309) Ќе любит своих добродетелей; (310) ќтсутствие благодарности; (311) Ќе помнит своих добродетелей; (312) Ќе может простить; (313) Ќе может извинитьс€ или пока€тьс€; (314) «лоба к своей жертве; (315) ѕомогает нуждающимс€ -- чтобы себ€ возвысить; (316) ”нижающие шутки.
(400) ѕричины гордыни: (401) ѕоведенческа€ культура; (402) ѕринадлежность к какой-то особенной группе; (403) ћужска€ и женска€ гордын€; (404) Ќеправильное воспитание дома; (405) Ќеправильное воспитание в школе; (406) –абота может способствовать гордыне.
(500) ѕоследстви€ гордыни: (501) ѕроекци€; (502) –асстрел; (503) ѕарано€; (504) ѕроблемы на службе; (505) —амоизол€ци€ руководства; (506) Ќе может любить; (507) “упость.
(600)  ак боротьс€ с гордыней: (601) ќпознание гордыни; (602) —тупени врачевани€; (603) ѕост; (604) ѕослушание; (605) ѕротивоположна€ добродетель; (606) ѕеревести внимание; (607) ћолитва дл€ врачевани€ гордыни; (608) ≈питимь€; (609) –асстатьс€ с источником гордыни; (610) Ѕолезнь смир€ет гордыню; (611) — годами люди смир€ютс€.
«аключение.  

¬ведение. ¬ этой работе описываетс€ внутренний мир гордого человека. „то это за человек, чем он живет, какие у него качества и слабости. „то от него можно ожидать. ћожно сказать что у вс€кого народа есть разные люди и типы. Ќо, у каждого народа преобладают одни типы, а у другого другие. „асто говор€т: Ђќни другиеї, но в чем и как -- об этом не говоритс€. Ќа «ападе преобладает гордын€ и поэтому русскому человеку нужно ее пон€ть и изучить. Ќужно знать дл€ того чтобы правильно с ними поступать и не делать ошибки, а также чтобы самому не заразитьс€ гордыней. ѕорок гордыни очень вредный и окрашивает все поведение и мировоззрение гордеца, которые, при пристальном рассмотрении, очень отличаютс€ от христианского образца (архетипа). ¬ —в€щенном ѕисании (Ѕиблии) есть много мест говор€щих о вредности гордыни.
    Ётот труд -- разбор внутреннего мира гордеца. ƒл€ лучшего понимани€, видимости и облегчени€ ссылок, отдельные пункты в тексте обозначены трехзначными числами.
    Ќужно помнить что отсутствие гордыни есть естественное состо€ние человека, а гордын€ всегда снаружи внедр€етс€ в него. ѕоэтому, у большинства народов нету гордыни. Ёто €сно видно у народов которые живут среди природы. ќна по€вл€етс€ когда людей учат что они что-то особенное из-за их веры, национальности, рода, расы, положени€ и т.п. ¬ ѕравославии вредное вли€ние гордыни хорошо пон€то, поэтому и ведетс€ борьба с ним и поэтому она у них почти отсутствует. Ёто нельз€ сказать о «ападе и западных христианских вероисповедани€х, у которых гордын€ воспитываетс€ пр€мо или косвенно.
    «апад погр€з в своей гордыне, не видит свои грехи и считает русское отсутствие гордыни неправильным и стараетс€ ее насадить -- чтобы русские люди были как они. “аким образом гордын€ насаждаетс€ косвенно в –оссии через все контакты с «ападом и таким образом основна€ западна€ духовна€ болезнь передаетс€ русским люд€м. ѕоэтому, в –оссии, в спешном пор€дке, нужно создать литературу дл€ руководства и других членов рабочих коллективов, основанную на христианском и православном взаимоотношени€х между людьми и обществом. Ёто не так сложно, как это кажетс€ на первый взгл€д. ћожно брать материал изданный на «ападе и согласовать его с православным мировоззрением.

¬ наше врем€, увеличиваютс€ контакты между русскими людьми, людьми из ¬осточной ≈вропы и людьми «апада и поэтому очень важно знать кто они такие и как с ними общатьс€. “ак как их основное качество есть гордын€, мы надеемс€ что эта работа будет способствовать пониманию «апада, а также лучшему пониманию русской и ¬осточно-≈вропейской культур.
     онечно гордын€ не есть единственное отличие «апада от русских и вообще жителей ¬осточной ≈вропы.  роме гордыни и ее составл€ющих, они еще отличаютс€ своим материализмом, эгоизмом, либерализмом, вли€нием «игмунда ‘реуда и т.д. и т.п.

ѕримечание. ¬ этой работе находитс€ материал который содержит ключ к пониманию как западных людей, так и нас самих. Ёти темы еще нужно разработать более подробно и включить в будущие исследовани€, книги и учебники -- православные психологии, которые согласованы с православно-христианском учением. ѕоэтому, дл€ более легкого понимани€ текста и быстрого нахождени€ нужного места, отдельные абзацы обозначены пунктами -- трехзначными числами.
    ¬есь текст относитс€ и к мужчинам и к женщинам, но иногда написано Ђонї, а иногда Ђонаї.


100 -- ќЅў»≈ ѕќЌя“»я. 

101. „то такое гордын€. ¬ теперешнем русском €зыке, слово гордость имеет несколько значений. Ќапример Ђ€ горжусь его поступкомї означает Ђ€ рад или очень одобр€ю его поступокї. ¬ этой работе говоритс€ исключительно только о Ђгордынеї в ее духовном [*] значении, которое существовало в основном до 1917 г. ¬ словаре ƒал€, есть такое определение Ђ√ордый - Ќадменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийс€; кто ставит себ€ самого выше другихї. ¬от така€ Ђгордын€ї и €вл€етс€ предметом этого труда. * [ѕо св. ‘еофану «атворнику, у человека есть три составл€ющих: плотска€ (телесна€ или физическа€), душевна€ (исход€ща€ из разума или интеллекта) и духовна€ (относ€ща€с€ к нравственности и к Ѕогу) и три соответствующих потребностей. Ќужно сказать, по сугубо православному учению у человека две составл€ющие: плотска€ и душевна€. ƒуховна€ составл€юща€ -- это всего лишь высша€ часть души. Ёто нисколько не умал€ет рассуждени€ св. ‘еофана].
    √ордыню нельз€ смешивать с достойным поведением. ѕервое -- это когда человек считает себ€ лучше другого. ¬торое -- это когда человек требует от себ€ качественного поведени€.
     ак было уже сказано выше, —в€щенное ѕисание во многих местах осуждает гордыню. Ќапример в ¬етхом «авете, в  ниге ѕремудрости »исуса сына —ирахова сказано: ЂЌачало греха -- гордостьї (—ир. 10:15). «начит, начало всех грехов есть гордын€. ƒобродетель противоположна€ гордыне -- смирение, есть начало всех добродетелей.
    ¬ ѕритчах —оломона есть: Ђѕогибели предшествует гордость, и падению надменностьї (ѕритчи 16:18). »з этого следует что гордын€ и ее дочерь надменность ведут к погибели и падению.
    ” св€тых отцов много написано насчет гордыни. Ќапример св. “ихон «адонский пишет:

Ђѕремерзкий грех есть гордость, но мало от кого познаетс€, €ко глубоко в сердце сокровен есть. Ќачало гордости есть незнание себе самого. —ие незнание ослепл€ет человека, и так человек гордитс€. ќ, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и ока€нство, никогда бы не гордилс€! Ќо тем паче ока€ннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и ока€нства своего. √ордость от дел, как древо от плодов, познаетс€ї. (“ворени€ иже во —в€тых отца нашего “ихона «адонского, ѕлоть и ƒух,  нига 1-2, с. 246).

   „тобы пон€ть нижеследующие рассуждени€ как минимум нужно прочесть Ђ„то такое гордын€ (ƒƒ-45), а также и другие работы в списке ЂЋитература на наших эл.страницахї.
    Ќужно сказать что гордын€ -- это не один какой-то грех, а -- это целый букет отвратительных, человеконенавистнических грехов. ¬се эти грехи во многом тормоз€т жизнь гордецу.  онечно -- это нужно понимать и с этим грехом нужно боротьс€. ¬ особенности это нужно понимать русским люд€м, которые каким-то образом попадают на «апад, чтобы не поддаватьс€ отрицательному вли€нию и не копировать.

ѕриведем здесь цитату православного русского доктора психиатра нашего времени ƒ.ј.јвдеева ƒуховна€ сущность психических расстройств.

ѕриведу еще одно очень важное духовное наблюдение: "¬раг пал гордостью". √ордость - начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страдани€м ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображени€, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отча€ние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, бо€знь смерти или наоборот - искание покончить жизнь, и, наконец, что нередко, полное сумасшествие. ¬от признаки демонической духовности. Ќо доколе они не про€в€тс€ €рко, дл€ многих остаютс€ незамеченными "(»еромонах —офроний "—тарец —илуан јфонский").
http://www.pms.orthodoxy.ru/pd/017.htm#doc6

102. ѕравославие и психологи€. ѕравославие и психологи€ не противоречат друг другу.
    ѕсихологи€ объ€сн€ет почему человек стал таким какой он есть, кака€ была причина. »ногда, если эта причина убираетс€, или человек понимает причину своего поведени€ то он вылечиваетс€. Ќо, светска€ психологи€ еще не установилась, есть много теорий и их помощь маргинальна€.
    ѕравославие учит что есть грех, греховное состо€ние и что оно вредит человеку, его окружению и обществу. ќно идентифицирует грех и имеет методику лечени€. ћетодика включает: идентификацию греха, молитву, пост, борьбу с грехом, пока€ние, исповедь и причастие. ’ристианство и в особенности ѕравославие -- это единственна€ религи€ котора€ лечит человека. ¬ св€тоотеческих произведени€х находитс€ учение которое можно условно назвать —в€тоотеческой психологией или православной психологией. ’от€ ее методы общеизвестные, но в данное врем€, в православном миру, она только оформл€етс€. —мотрите Ђ¬рачевание личности в ѕравославной ÷еркви -- јскетикаї (ƒƒ-43)
    Ќа «ападе самый успешный метод лечени€ алкоголиков -- это метод Ђ12-ти шаговї (12 Step Program), который включает молитву и исповедь. ѕо этому методу лечат наркоманов и других павших в зависимость Ђголиковї. ќни лечатс€ молитвой, работой с больными, физическим трудом, в особенности в природе и т.п. Ёти методы, приспособленные к ѕравославию, постепенно по€вл€ютс€ и в русском пространстве.

103. —тадии болезни. √ордын€ -- это духовна€ болезнь котора€ по€вл€етс€ в разных вариантах и стади€х. —тепень болезни может быть разна€ -- сильна€ или слаба€.
    ¬ пункте є218 -- ћножественна€ личность, говоритс€ что у гордецов часто бывает втора€ личность, их основна€, более умеренна€. ќбыкновенно она дл€ дома, семьи или когда гордец расслабитс€. ќт глубины гордыни зависит когда она по€вл€етс€. ѕри глубокой гордыни втора€, умеренна€ личность может вообще не по€вл€тьс€. “акие люди очень трудные или даже невозможные.

104. ѕодражание гордыни эмигрантами. »нтересный процесс происходит со всеми эмигрантами -- они постепенно впитывают местную поведенческую культуру. ¬ нашем случае мы рассмотрим русских эмигрантов. — другими наци€ми происход€т схожие процессы.
    ≈сли иммигрант приезжает на «апад после 18-ти лет, то он чаще всего принимает особенности гордыни только наружние. ¬нутренние качества затрагиваютс€ меньше.  огда смотришь на такого человека, то внешнее его поведение полно гордыни. Ќо, когда его узнаешь поближе, то видишь что у него сохранилась классическа€ русска€ открытость и даже скромность.
    ≈сли же он приехал до 18-ти лет и здесь училс€ в средней школе, то принимает и внешние и внутренние качества.
     онечно все это происходит не однозначно, а по-разному, зависит от многих обсто€тельств.

105. „еловеческа€ глупость. »ногда недалекий человек, чтобы казатьс€ больше чем он на самом деле, напускает на себ€ важный вид, важничает, гордитс€, пыжитс€ и выгл€дит как индюк.


200 -- ќЅў»≈  ј„≈—“¬ј.   акие у гордеца общие качества его характера и какое его поведение? ¬ общем вкратце можно сказать что у него мани€ величи€.

201. ¬ысокомерие. √ордый человек показывает свое высокомерие когда говорит с другими людьми Ђс высокаї и покровительским тоном. ¬ысокомерие не презрение, но недалеко от него. ќн должен всеми своими делами и словами указать что он лучше другого человека. Ќужно помнить что такое поведение мерзко люд€м и Ѕогу и они от такого человека уклон€ютс€.  онечно, такое поведение не остаетс€ незамеченным и другие люди его за это недолюбливают.

202. Ќе терпит критику. ќдно из самых основных отличий гордеца -- это он не терпит критику. Ќи в коем случае нельз€ его критиковать, некоторые этот пропуск помн€т долго, а некоторые навсегда.
    јвтор помнит несколько случаев в которых русска€ мать лишилась своего сына потому что она осмелилась высказать свое неудовольствие его жене, иностранке. ѕосле этого матери было запрещено бывать у сына и даже видеть своих внуков.
    „то же делать если нужно сказать что то отрицательное? Ќужно как то намекнуть, сказать не пр€мо, а косвенно. Ќе зна€ западную поведенческую культуру и все ее сложности, сделать это трудно. —амое основное -- это нужно дать человеку возможность Ђсохранить свое лицої (save the face) и не ударить лицом в гр€зь. «начит, критиковать нужно очень осторожно, нужно подобрать подход€щий момент и намекнуть. ƒело в том что намеки не так легко делать и они просто могут не пон€ть, или намек может быть слишком пр€молинейный.

203. Ќужно сохранить свое лицо.  ак было сказано выше, гордец не терпит критику и не может признать свою ошибку. ѕоэтому, он будет выдумывать вс€кие теории которые дадут ему возможность сохранить свое лицо (save his face). ќшибка не его, а кого-то кто не присутствует или системы. ќчень удобно винить систему и самому оставатьс€ в стороне.

204. ќбидчивость. ѕоследствие гордыни и высокого мнени€ о себе бывает подозрительность, что ему не воздают должное, что с ним не так разговаривают, не так поздоровались, не так сказали.  ак это они могли так ему сказать и т.д., и т.п. ¬се это может постепенно вылитьс€ в параною (болезненна€ подозрительность).
    ≈сть обидчивость и чувствительность в юношеском возрасте из-за непонимани€ людей, жизни, своего места. Ёто может продлитьс€ и в старшем возрасте.

205. ”пр€мство. ”пр€мство пр€мо истекает из гордыни и самоуверенности. “аким люд€м ничего нельз€ доказать. ќни действуют как будто они все знают, все умеют, ошибки не делают и во всем другие виноваты.  онечно, им нечего уступать, так как они же всегда правы. ¬от и выходит упр€мство.

206. «ависть. «ависть -- это старый грех, который был известен еще в ¬етхом «авете, 3.500 лет тому назад. ќн описан в последней из дес€той заповеди ћоисе€, в которой говоритс€ что нельз€ желать ничего чужого (»сход 20:17, ¬торозаконие 5:21). √ордый завидует люд€м которые в какой то степени лучше его. ќн не может радоватьс€ их успеху, его грызет зависть.
    ѕокамест его чувства не вылились наружу, гордец больше всего вредит самому себе. ‘изиологи€ гордеца реагирует на его чувства и у него по€вл€етс€ головна€ боль, или поднимаетс€ давление, или начинает развиватьс€ €зва. «авистник иногда не может скрыть свои чувства от того кому завидует, он бледнеет или говорит колкости и непри€тности ему, осуждает его, начинает недолюбливать и даже ненавидеть своего соперника и т.п.
    «ависть, ужасное качество и может по€витьс€ в семье, между детьми, супругами и т.д.

207. Ќе видит свои ошибки. √ордый человек не знает себ€ и поэтому имеет преувеличенное чувство о себе. ќн видит себ€ в розовом цвете. –аз он не слушает и не внимает критике, то с временем его порок увеличиваетс€ и он все больше и больше углубл€етс€ в свой порок.
    ќчень часто он свои ошибки и грехи приписывает к своим жертвам и им же обиженных. ¬ светской психологии этот прием известен как Ђпроекци€ї (projection).
    Ќа «ападе, где много гордецов и они конечно не вид€т и не признают свои ошибки, недавно по€вилс€ интересный метод сообщени€ им об их поступках. Ќазываетс€ это Ђвмешательствої или Ђинтервенци€ї (intervention).   гордецу приход€т сослуживцы, друзь€, родственники и т.п. и говор€т ему о каком-то его недостатке. ѕод вли€нием таких свидетелей, он в конце концов сдаетс€, соглашаетс€ и обещает прин€ть какие-то шаги дл€ улучшени€ своего поведени€. ѕросто, дешево и эффективно.

208. »скаженна€ вера или неверие. √ордын€, в основном -- это возвышение самого себ€, из чего следует и неверие в √оспода Ѕога. ѕоэтому, гордыне часто сопутствует искаженна€ вера или просто неверие. Ќужно не забывать что гордын€ -- это не просто какой-то один грех, а это целый букет грехов. », конечно, гордый человек не может верить смиренно по-православному. ” него всегда будут какие-то отклонени€ и поэтому его вера неполноценна.
     ак было уже сказано выше (207), одна из самых больших помех -- это что он не видит своих грехов, не думает о них, не исповедует их и поэтому не развиваетс€ духовно и нравственно. ƒруга€ помеха -- это что он не слушает советы и критику друзей, что тоже преп€тствует его пониманию самого себ€ и своих поступков.
    √ордец говорит, что в это € верю, а в это нет или начинает придумывать какие-то свои теории и отклонени€. ќн легко осуждает верующих, духовенство и ÷ерковь. »з-за духовной неграмотности, как это не странно выгл€дит на первый взгл€д, он часто попадает к сектантам, верит в спиритизм, перевоплощение (reincarnation), New Age и т.п. ≈го мировоззрение не основываетс€ на твердыне ѕравослави€ и поэтому он легко подпадает под вли€ние других людей, или подаетс€ промыванию мозгов.

209. ќсанка. √ордого человека иногда выдает его осанка. ¬ид у него самоуверенный и надменный, этим он иногда похож на индюка. ¬ особенности, если он среди тех, которых он считает низшими. ќн держит голову высоко и его нос слегка выше горизонтали. —мотрит он на всех немного прищур€сь. ≈сли мужчина, то иногда самоуверенно и даже нахально держитс€ и расставл€ет ноги.
    ќтец архимандрит —пиридон (≈фимов) [ƒƒ-41] очень метко их определил и называл Ђиндюкамиї.

210. “рудно стать в церкви на колени. √ордому человеку трудно стать в церкви на колени. ќн встанет с трудом, или на одно колено, как-то неуклюже. „тобы сохранить свое лицо (203) он придумывает вс€кие оправдани€ дл€ себ€ и, что важно, он им сам верит.
    ѕоэтому, в ѕравославной ÷еркви, котора€ вс€чески стараетс€ лечить гордыню у верующих, часто нужно сто€ть не только на колен€х, но и делать поклоны по€сные и даже земные.

211. —амодурство. ƒл€ нашей дискуссии определим самодура, как человека мало знающего, но из за своей гордыни и большого самомнени€ вообразившего что он пуп земли. ќн рассуждает с уверенностью о вещах о которых мало или почти ничего не знает. Ћюди наивные, не знающие этот предмет и людей, вер€т и даже подражают ему.
    ’ороший пример такого самодурства -- это граф Ћев “олстой. ƒуховную литературу он не знал и не читал, но, из-за своего успеха как писатель, он возгордилс€, начал критиковать ѕравославие и дошел до того, что решил написать свое ≈вангелие.

212. Ёгоизм или самолюбие. √ордый человек непременно эгоист, он же ставит себ€ выше других. ¬ каком то смысле он становитс€ олицетворением эгоизма.  онечно, он это не понимает и не чувствует. »з этого следует: он не может по-насто€щему сочувствовать, сострадать и любить. ¬се эти чувства часто требуют самопожертвовани€ ради другого. ’ороший показатель их внутреннего состо€ни€ это то, что они говор€т человеку под стрессом. ќбыкновенно это бывают общие, стандартные, шаблонные фразы. —мотрите еще пункт є 506 -- Ќе может любить.

213. ќтсутствие скромности -- нахальство. √ордец не отличаетс€ скромностью. ќн уверенно высказывает свое мнение, даже когда не знает о чем говорит.

214. —амоуверенность. —амоуверенность гордого человека не имеет предела. ќн не видит своих отрицательных качеств и всегда во всем находит себе оправдание. —вои ошибки он приписывает другим. —ветска€ психологи€ называет этот процесс "проекци€".

215. Ѕольшое самомнение. ќткуда у них беретс€ большое самомнение? ¬о первых их так воспитывают. ¬о вторых часто в этом бывают виновны матери, чаще всего одинокие и без супруга, до безуми€ неправильно люб€щие своих детей и посто€нно им вдалбивают в голову, что они или умные, или красивые, или талантливые и т.д., и т.п. (—мотрите ќтдел 400 -- ѕричины гордыни).

216.  сенофоби€, этнофоби€ и расизм.  сенофоби€ (xenophobia) -- это недолюбливание чужих людей, а этнофоби€ -- иностранцев. √ордый человек имеет большое самомнение и считает себ€ лучше других. “акой настрой сказываетс€ на всех его отношени€х с другими людьми.  сенофоби€ порождает этнофобию, расизм, а также и русофобию.
    ¬се люди в западной ≈вропе страдают этим недугом, который унаследствовали от –имской »мперии, через –имскую ( атолическую) ÷ерковь. ¬се они недолюбливают друг друга и считают себ€ лучше других. ћало того, в их учебниках они пишут, что этнофоби€ нормальное €вление. ѕочти все они были колонистами и вели себ€ неподобающе. ќб этом подробно говоритс€ в других работах. —мотрите на ссылки внизу этой работы.

217. –усофоби€. –усофоби€ €вл€етс€ обыкновенной производной западной гордыни, ксенофобии, этнофобии и расизма, а также и некоторых других обсто€тельств как: страх неизвестного, Ђзагадочной душиї, конкуренции, Ђогромностиї, ѕравослави€ и т.п. ќна глубоко укоренилась в западных культурах и народах.
    «ападные страны можно представить как группу крыс которые сид€т и играют в карты. ќни между собой разделили весь мир и каждый по-своему этим пользуетс€. ” них все рассчитано и все прин€то во внимание. » вдруг, вваливаетс€ непрошеный медведь и хочет с ними играть в карты. Ѕедные крысы в ужасе не знают что делать, как поступать, стараютс€ вс€кими способами ослабить вли€ние и значение медвед€.

218. ћножественна€ личность (Multiple Personality). „еловек страдающий гордыней не может весь этот отрицательный багаж всегда носить с собой. ѕоэтому, очень частое €вление что у него две личности, и это касаетс€ не только его внешнего поведени€, но и внутреннего мира. —кажем, на службе и с подчиненными он одна личность, а дома, в семье он друга€. »ной раз по€вл€етс€ и треть€ личность. ћало того, иногда гордец с одним и тем же лицом переходит из одной личности в другую -- горе такому человеку или другу. Ќо -- это уже на грани психического расстройства. —мотри тоже (102) Ђ—тадии болезниї.
     онечно, психически и духовно нормальный человек имеет всегда только одну личность. ѕод большим стрессом он может Ђвыйти из себ€ї, но это на очень короткое врем€.

219. —читают скромных глупцами. √ордец, конечно, считает свое поведение правильным, он же свои ошибки не видит и не понимает.  огда он встречает скромного человека, который €вл€етс€ полной противоположностью ему, то считает его за глупца и за недалекого. ==============================06-10-2006=============


300 --  ќЌ –≈“Ќќ≈ ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»≈.

301. Ќе любит советы. Ќормальное поведение -- это когда человек выслушивает искренние и знающие советы. √ордому человеку это трудно. ќн не может допустить, что кто-то больше его знает.  онечно мы не говорим о назойливых, агрессивно настроенных люд€х которые всегда все знают и вечно всем дают совершенно ненужные Ђсоветыї.
    “аким образом гордец тер€ет очень много. ќбщение и обмениватьс€ опытом, это же основа жизни. ¬ книгах мы читаем о разных люд€х. “ам все подобрано, отобрано, редактировано и многое что уже устарело и не подходит к теперешнему моменту. Ќасто€ща€ жизненна€ информаци€ находитс€ в головах людей -- это и есть самое последнее. „ерез общение мы узнаем о жизни, опыте других людей, любим. ¬се это гордец тер€ет. ќн живет сам по себе, ни с кем не общаетс€ и конечно он какие-то области совершенно не знает. „ем больше он живет, тем больше чувствуетс€ его Ђотсталостьї.
    Ќесколько это поведение недальновидное и просто глупое можно увидеть из того факта, что √осподь Ѕог говорит и действует через других людей. »ногда слово и совет от самого √оспода Ѕога может выйти из уст младенца или совершенно неожиданного человека или даже атеиста. √ордец же закрывает дорогу к другим люд€м, их опыту и знани€м, а может быть и к —амому √осподу Ѕогу.
     онечно, нужно себ€ заставить тихо и спокойно выслушивать советы и конечно нужно поблагодарить, если совет был ценный. Ѕывают случаи, когда гордец открыто за€вл€ет, что ему ваш совет не нужен, а когда нужен, то тогда он вас попросит.
    ƒовольно частое €вление, что, непонима€ гордыню в западной культуре, русска€ мать решила подправить или дать совет своей западной невестке (daughter-in-law) и поплатилась тем, что ей был запрещен вход в дом своего сына. Ѕедна€ мать была лишена общени€ со своим сыном и даже внуками.

302. Ќичем нельз€ удивить.  огда вы говорите с гордым человеком, то можно говорить только на общие темы. ¬се новое они не хот€т принимать и говор€т что это они уже знают. »х гордын€ не позвол€ет признать что они что-то не знают.
    √ордец с скучающим видом и с трудом слушает, делает на лице мину и говорит Ђда, € это уже знаюї. ќн не может признать, что он что-то не знает.

303. Ёто твое мнение, а это мое. √ордец не в состо€нии тихо и спокойно говорить о спорных вопросах и в разговоре приходить к общему знаменателю. ѕоказывает упр€мство, гордыню, неспособность выслушать противоположное мнение, взвесить свое и может быть изменить. ѕоэтому он чаще всего избегает спорные разговоры и говорит, что Ђэто твое мнение, а это моеї. “аким образом не дает другим возможность изменить его мнение -- он сохран€ет свое лицо. — ним невозможно говорить, не интересно, он скучный. ћало того, он себ€ отрезает от жизни, от возможности чему-то научитьс€, он не движетс€ вперед -- он замерзает на одной точке.

304. Ќеумение общатьс€. √ордец не умеет общатьс€ и он не очень любим. ” него нет интереса к другим люд€м и он не может сочувствовать им. ќн говорит монологами (one way communication) и, когда, другой человек заговорит, он тер€ет интерес и стараетс€ найти какую-то отговорку, уйти. “аким поведением гордец тер€ет много.
     ак это было уже сказано выше, общение -- это основа нормальной жизни. ¬ книгах мы читаем о других люд€х. ¬се это подобрано, отобрано, отредактировано и многое что уже устарело и не подходит к теперешнему моменту. Ќасто€ща€ жизненна€ информаци€ находитс€ в головах людей -- это и есть самое последнее. „ерез общение мы узнаем о жизни, опыте других людей, любим. ¬се это гордец тер€ет. ќн живет сам по себе, ни с кем или мало с кем общаетс€ и, конечно, он какие-то области совершенно не знает. „ем больше он живет, тем больше чувствуетс€ его Ђотсталостьї.
    √ордец не умеет слушать. ќн не заинтересован другим человеком и он его не интересует, поэтому ему трудно сосредоточитьс€.  огда он не говорит, то он ерзает и находит какую-то причину чтобы уйти.

305. Ќе может открытьс€. √ордец не может открытьс€ и говорить по-душам. ќн может выслушать, что похоже на открытость, но не может говорить о себе. »з этого выходит, что ему очень трудно иметь полноценные, близкие отношени€.  огда он слушает другого, то он получает удовлетворение, что вот он кому-то помогает. ¬ тоже самое врем€, он чувствует что он лучше другого.
    »з за неумени€ общатьс€ и открытьс€ гордец имеет мало или вообще не имеет друзей. ќн тоже не может любить, а если, как он думает любит, то эта любовь не полноценна€. Ћюбовь же -- это на первом месте общение и открытость.
    »з за неумени€ открытьс€, на «ападе ход€т к вс€ким Ђспециалистамї, которые пользу€сь сомнительными теори€ми, €кобы лечат. Ѕольшой вопрос: если такое лечение вообще помогает? ¬о вс€ком случае, общительные люди и не страдающие гордыней многое что получают от обыкновенных разговоров по душам со своими близкими и друзь€ми.

306. Ќе может говорить о своих слабост€х. √ордец не может говорить о своих слабост€х. ” него всегда все нормально и нет никаких затруднений. ќн с удовольствием будет слушать о затруднени€х у других людей, но сам о себе ничего не скажет.

307. Ќе может сме€тьс€ над собой. √ордец имеет большое самомнение о себе, видит себ€ сквозь розовые очки и, конечно, ему почти-что невозможно сме€тьс€ над своими поступками. ќн же не видит своих ошибок, а если и видит, то не может их признать другому человеку.

308. Ќе хочет помощи. √ордец не может признать что у него затруднени€. Ѕерет помощь когда она ему действительно нужна. „асто делает вид как будто эта помощь ничего особенного, но вот он делает почти доброе дело и дает возможность добродетелю ему помочь.

309. Ќе любит своих добродетелей.  ак сказано выше, гордец чаще всего не помнит людей которые ему помогли, но, даже если помнит, то их недолюбливает. “аким образом, одно из самых отвратительных качеств гордого человека -- это недолюбливание и даже ненависть того, который ему сделал добро. √ордый поможет другому и будет чувствовать удовлетворение, это его еще больше способствует его гордыне и ставит его выше других. Ќо, он с трудом примет помощь от других, ¬ последствии, он будет своего добродетел€ недолюбливать. Ѕудет его вс€чески унижать и оскорбл€ть или даже делать ему непри€тности.

310. ќтсутствие благодарности. √ордецу трудно благодарить. ƒобродетель по-отношению к себе он не чувствует и поэтому не видит почему ему нужно благодарить.

311. Ќе помнит своих добродетелей. √ордец не помнит людей которые ему как-то в чем-то помогли. ќн думает, что он достиг все сам своим разумом и трудом.  онечно, он не признает Ѕожий ѕромысл и странные случайности объ€сн€ет просто совпадением.

312. Ќе может простить. √ордец, конечно, не может простить или прощает с большим трудом. ќн же не видит своих ошибок и во всем винит других. ќн свои ошибки приписывает другим, что психологи называю Ђпроекциейї (projection). Ќародна€ мудрость это €вление называет Ђперекладывание с больной головы на здоровуюї. “аким образом гордец создает дл€ себ€ Ђальтернативную реальностьї (alternative reality). ¬ крайних случа€х такое поведение приводит к паранои (paranoia). ¬от почему всегда нужно стремитьс€ видеть правду.

313. Ќе может извинитьс€ или пока€тьс€. √ордецу очень трудно извинитьс€, а еще сложнее попросить прощение. Ётим поступком он же признает что, он может делать ошибки.

314. «лоба к своей жертве. ќдно из самых непри€тных, богопротивных, человеконенавистнических качеств гордеца -- это его злоба, иногда доход€щей до ненависти, по отношению к своей жертве. —кажем, когда-то гордец кого-то как-то обидел или сделал что-то плохое, или даже ужасное.  онечно, гордец не может признать свою вину, пока€тьс€, попросить прощение, как-то исправить сделанное, то он начинает поносить свою жертву, критиковать, унижать, оскорбл€ть и выдумывать вс€кие теории, что не он виновник происшестви€, а его жертва виновата. ѕоистину кака€ мерзость есть -- гордын€.
    ¬ообще такое отношение к своей жертве и другим люд€м пр€мо ведет к душевным расстройствам, в особенности к паранои (paranoia). ¬ паранои, человек параноик (paranoid), живет в своем надуманном, нереальном миру. ¬ западной литературе говор€т, что больной живет в альтернативном мире (alternate world). —ама жизнь и психологи€ западного человека способствует паранои и поэтому эта болезнь гораздо чаще встречаетс€ на «ападе, чем скажем в –оссии и в восточной ≈вропе.

315. ѕомогает нуждающимс€ -- чтобы себ€ возвысить. Ѕывает что гордый человек помогает другим, но не дл€ того чтобы помочь, а дл€ того чтобы чувствовать свое превосходство. ≈сли вы захотите ему вернуть любезность за любезность, он будет этим недоволен (309).  онечно, нельз€ сказать, что любое доброе дело или благотворительна€ де€тельность есть последствие гордыни, но такое есть. »з этого следует, что по всей веро€тности гордец не может сочувствовать и по насто€щему любить (506).

316. ”нижающие шутки. √ордец любит шутить и подсмеиватьс€ над другими. ¬се его шутки как-то унижают собеседника. ≈сли собеседник начинает возмущатьс€, то гордец сразу отвечает, что он только пошутил и начинает обвин€ть свою жертву в обидчивости, то есть перекладывает Ђс больной головы на здоровуюї.


400 -- ѕ–»„»Ќџ √ќ–ƒџЌ». ≈стественное состо€ние человека -- это отсутствие гордыни. ѕоэтому у большинства народов она отсутствует. ќткуда же тогда по€вл€етс€ порок гордыни?  онечно, самое основное это непонимание духовных процессах в человеке, незнание —в€щенного ѕисани€ и «акона Ѕожи€, незнание православной психологии и истека€ из этого непонимание разрушительных последствий гордыни. «десь тоже нужно отметить, что светска€ психологи€ не знает и не понимает духовные процессы, дл€ нее они не существуют. »сточником порока гордыни может быть поведенческа€ культура, принадлежность к какой-то особенной группе (религии, специальности, народу), неправильное воспитание дома, в школе, и т.д. и т.п..

401. ѕоведенческа€ культура. Ќаход€сь на «ападе человек начинает Ђвпитыватьї местную поведенческую культуру, котора€ включает гордыню. “ак как она €вл€етс€ источником многих отрицательных качеств нужно ее хорошо продумать, чтобы легче было бы ее опознать (идентифицировать) в себе и в других люд€х.
    ѕрибывшим на «апад -- это нужно иметь ввиду и не подаватьс€ плохому вли€нию. јвтору вспоминаетс€ случай одной скромной русской девушки котора€ попала на «апад и после 30 лет жизни здесь впитала в себ€ отвратительнейшие качества гордыни. ѕочти все качества описанные выше, были у нее.

402. ѕринадлежность к какой-то особенной группе. Ѕывает так, что кака€-то группа (пол, общество, класс, сословие, религи€, народ, раса) считает себ€ особенной и на всех других смотрит с высока. Ћюди, почти во всех западных странах недолюбливают чужих.
    —ознавать, что ты особенный, знать свои таланты, правильно себ€ расценивать -- это не грех, но смотреть с высока на других людей -- это высокомерие и гордын€. Ћюбой человек попавший в такое общество постепенно впитывает в себ€ их поведенческую культуру и, вместе с нею, гордыню. Ќужно быть очень духовно знающим, цельным и понимать все эти духовные и психологические процессы, чтобы не податьс€ их отрицательному вли€нию. Ќародна€ мудрость говорит Ђс кем поведешьс€, того наберешьс€ї.

403. ћужска€ и женска€ гордын€. ћужска€ гордын€ сводитс€ к тому, что мужчина хочет что-то значить, играть какую-то важную роль, если не первую. ѕоэтому, он нежелательно относитс€ к любому начальствованию и это приводит его к упр€мству и нежеланию слушать других, повиноватьс€.  роме того, есть некоторые мужчины которые смотр€т с высока на всех женщин. “аким образом, интеллигентный и неглупый человек может поступать неразумно и глупо. Ќародна€ мудрость справедливо называет их Ђкозламиї.
    ∆енска€ гордын€ по€вл€етс€у девушек в молодости. ќна молода€, красива€, все мальчики и мужчины обращают на нее внимание и бегают за ней. –ыночна€ культура снабжает ее вс€кими препаратами, одеждой, журналами и т.п., которые помогают ей быть еще красивее и еще заманчивее. Ќа многих все это действует, у них начинает кружитьс€ голова, воображают, что они что-то особенное и впадают в гордыню. „асто этот процесс продолжаетс€ покамест она не выйдет замуж и не встретитьс€ с жизненными реальност€ми: брак, домашние заботы, беременность, дети, работа и т.д. и т.п. ¬се это постепенно ставит ее на свое место и ее женска€ гордын€ постепенно угасает.  роме того как и с мужчинами бывает, некоторые женщины смотр€т с высока на всех мужчин.

404. Ќеправильное воспитание дома. »ногда бывает, что влюбленные в своих детей родители, чаще всего матери одиночки, слишком много удел€ют внимани€ своим дет€м и прислушиваютс€ к каждому их вздоху. ќни вбивают в голову своим дет€м мысль, что ты что-то особенное и в результате у детей взращиваетс€ гордын€, котора€ им потом мешает всю жизнь. ƒевочки воображают что они красавицы или умницы, во-вс€ком случае они что-то особенное. ” них большие надежды от жизни и, обыкновенно, их ждет большое разочарование. — мальчиками тоже может произойти что-то вроде этого. ¬ыход€т самовлюбленные и самоуверенные люди которые страдают манией величи€.

405. Ќеправильное воспитание в школе. Ќеправильное воспитание может быть и в школе. “акой случай описан в книге доктора Ќиколи[*] который описывает, как молодые британцы в некоторых школах воспитываютс€ в знаменитой англосакской гордыне.
[*] јрманд ћ. Ќиколи, ƒжр.  ак насчет Ѕога.  . —. Ћюис и «игмунд ‘реуд обсуждают Ѕога, Ћюбовь, —екс и значение жизни (Dr. Armand M. Nicholi, Jr. The Question of God. C.S.Lewis and Sigmund Freud Debate God, Love, Sex, and the Meaning of Life). Ёта книга €вл€етс€ хорошей апологией христианства. Ќуждаетс€ в переводе на русский €зык.
    Ќа «ападе, совершенно не понима€ разрушительную сущность гордыни, во всех школах и образовательных центрах она вдалбливаетс€ в учеников. »м говор€т: Ђты что-то из себ€ представл€ешьї, Ђты важна€ личностьї, Ђнужно быть самоувереннымї и т.п. ѕосле этого ученик встречаетс€ с реальностью жизни, не может сдать экзамены, с ним никто не считаетс€, работу не может найти, получает мизерную плату и т.п. ¬ результате этого, у него происходит конфликт, который он не в состо€нии разрешить. ≈го объ€снени€ бывают неправильные, он создает, по выражению психологов, Ђальтернативную реальностьї (alternative reality) -- он становитс€ параноиком. ¬ этом придуманном мире, виновники его неудач совершенно невинные люди. ¬ конце концов дело кончаетс€ тем, что он их всех расстреливает. ќбщество же разводит руками и не знает что делать.

406. –абота может способствовать гордыне. »ногда гордын€ бывает св€зана с каким-то положением на работе. ≈сли человек тер€ет это положение, то и гордын€ его быстро сходит на нет. Ќо, она легко может восстановитьс€, так как человек уже годами выработал своеобразный образ мышлени€.
    Ќа «ападе така€ гордын€ почти всегда св€зана с автомеханиками, докторами, медсестрами и другими професси€ми имеющими контакт с клиентами. ќни все с высока разговаривают с своими клиентами, относ€тс€ к нему как к профану, они все знают, конечно им нельз€ противоречить, с ними нельз€ спорить, они всегда во всем правы, они никогда ни в чем не виноваты, а всегда виноват клиент и т.д. и т.п.


500 -- ѕќ—Ћ≈ƒ—“¬»я √ќ–ƒџЌ».  ак было уже сказано выше, порок гордыни очень вредный и окрашивает все поведение и мировоззрение гордеца, которые, при пристальном рассмотрении, очень отличаютс€ от христианского. ѕоследстви€ гордыни были описаны в отделе 200 и 300, а здесь даютс€ несколько примеров особенных последствий.

501. ѕроекци€. ќдно из последствий гордыни бывает часта€ проекци€ своих грехов на других людей, в особенности на своих жертв. “аким образом жена котора€ измен€ет мужу, обвин€ет его в измене. „еловек лжущий обвин€ет других в лжи и т.д. и т.п. √ордец не видит и не признает своих грехов, но он все таки нуждаетс€ в каком-то объ€снении происход€щего, поэтому он начинает обвин€ть в этом других. ≈го Ђ€ї не страдает, но он живет во лжи и в нереальном мире (alternative reality), в котором он герой.  онечно такие фантазии чреваты отрицательными последстви€ми.

502. –асстрел.  ак было уже сказано выше (404,405 -- Ќеправильное воспитание дома и в школе), последнее врем€ на «ападе бывают довольно часто случаи когда ученик старших классов средней школы начинает расстреливать всех своих друзей и преподавателей из автомата. «десь происходит несколько моментов и один из них -- гордын€.  ак было сказано выше (405), детей воспитывают в гордыне, учат их высказывать свое мнение и они воображают что, они пуп земли. Ќо, когда они встречаютс€ с реальностью, то вид€т что с ними никто не считаетс€, они в фрустрации тер€ютс€, не знают что делать и начинают всех по-очереди расстреливать.

503. ѕарано€. ќдно из последствий заболевани€ гордыней бывает парано€. ќна считаетс€ не только духовной но и психической болезнью, которую очень сложно вылечить.  о всем атрибутам гордыни: зависть, непослушание, властолюбие, высокомерие, тщеславие, славолюбие, эгоизм, холодность, жестокость, безразличие к страдани€м ближнего; мрачность, тоска, отча€ние, ненависть; у многих срыв в плотскую похоть; бо€знь смерти или наоборот -- искание покончить жизнь и т.п. присоедин€етс€ еще и мани€ величи€ и преследовани€ и пользование людьми.  онечно, как и все другие болезни духа, параною можно вылечить перевоспитанием человека в христианском духе.
    ¬ параное больной мало общаетс€ и у него нет притока новых и противоположных идей и он начинает придумывать свои объ€снени€. “ак как обыкновенно он наивен, так как не встречаетс€ с мнени€ми других, его объ€снени€ нереальны. “аким образом параноик выстраивает дл€ себ€ целый Ђалбтернативныйї (alternate) мир.

504. —амоизол€ци€ руководства. “ак как на «ападе люди страдают гордыней, то это часто мешает на службе. “ак как гордец не терпит критики, то часто руководитель и заведующий бывает окружен людьми которые ему поддакивают. ¬ результате этого, лидер бывает изолирован от противоположных идей и конечно совершает из за этого много ошибок. ћожно вспомнить ошибки многих политиков и тогда увидим где источник их ошибок. »х гордын€ не позвол€ла противоречивые мнени€, в результате чего лидер существовал в изол€ции от реальности. Ёто случилось с Ќаполеоном, а также и с √итлером.

505. ѕроблемы на службе. ќчень трудно бывает критиковать своего работника, так как он, из-за своей гордыни, ничего не видит и не сознает. ѕоэтому, обыкновенно его начальник записывает все ошибки работника и потом ему все это представл€ет. Ѕез документации работник просто не поверит.

506. Ќе может любить. ≈сли мы продумаем все перечисленные качества гордеца, то становитс€ €сно, что многие из них €вл€ютс€ составл€ющей нелюбви. ѕоэтому €сно гордец просто не способен любить глубоко и по-насто€щему.
    Ќапример: (201) ¬ысокомерие; (202) Ќе терпит критику; (203) Ќужно сохранить свое лицо; (204) ќбидчивость; (205) ”пр€мство; (206) «ависть; (207) Ќе видит свои ошибки; (208) »скаженна€ вера или неверие; (209) ќсанка; (210) “рудно стать в церкви на колени; (211) —амодур; (212) Ёгоизм или самолюбие; (213) ќтсутствие скромности -- нахальство; (214) —амоуверенность; (215) Ѕольшое самомнение; (216)  сенофоби€, этнофоби€ и расизм.; (217) –усофоби€; (218) ћножественна€ личность; (219) —читают скромных глупцами; (301) Ќе любит советы; (302) Ќичем нельз€ удивить. Ђƒа, € это уже знаюї; (303) Ёто твое мнение, а это мое; (304) Ќеумение общатьс€; (305) Ќе может открытьс€; (306) Ќе может говорить о своих слабост€х; (307) Ќе может сме€тьс€ над собой; (308) Ќе хочет помощи; (309) Ќе помнит своих добродетелей; (310) Ќе любит своих добродетелей; (311) “рудно поблагодарить; (312) Ќе может простить; (313) Ќе может извинитьс€ или пока€тьс€; (314) «лоба к своей жертве; (315) ѕомогает нуждающимс€ -- чтобы себ€ возвысить; (316) ”нижающие шутки.
    ¬думыва€сь во все эти качества, мы видим, что гордый супруг в браке €вл€етс€ очень трудным и его любовь на очень низком уровне.

507. “упость. ”мный, интеллигентный и образованный человек под вли€нием гордыни становитс€ тупым и глупцым. Ёто легко пон€ть, если вспомнить выше приведенные качества гордеца, то сразу видно, что гордын€, как и любой другой грех, делает человека Ђменьшимї или хуже, в данном случае глупее, чем он на самом деле.
    »так, гордецу мешают следующие качества: (201) ¬ысокомерие; (202) Ќе терпит критику; (203) Ќужно сохранить свое лицо; (204) ќбидчивость; (205) ”пр€мство; (206) «ависть; (207) Ќе видит свои ошибки; (208) »скаженна€ вера или неверие; (211) —амодурство; (212) Ёгоизм или самолюбие; (213) ќтсутствие скромности -- нахальство; (214) —амоуверенность; (215) Ѕольшое самомнение; (216)  сенофоби€, этнофоби€ и расизм.; (217) –усофоби€; (218) ћножественна€ личность; (219) —читают скромных глупцами; (301) Ќе любит советы; (302) Ќичем нельз€ удивить. Ђƒа, € это уже знаюї; (303) Ёто твое мнение, а это мое; (304) Ќеумение общатьс€; (305) Ќе может открытьс€; (306) Ќе может говорить о своих слабост€х; (307) Ќе может сме€тьс€ над собой; (308) Ќе хочет помощи; (309) Ќе помнит своих добродетелей; (310) Ќе любит своих добродетелей; (311) ќтсутствие благодарности; (312) Ќе может простить; (313) Ќе может извинитьс€ или пока€тьс€; (314) «лоба к своей жертве; (315) ѕомогает нуждающимс€ -- чтобы себ€ возвысить; (316) ”нижающие шутки.
    ¬се эти качества надевают на человека цепи гордыни, впоследствии чего его мысль становитс€ скованной, лишаетс€ свободы и гордец становитс€ тупее и глупее чем он на самом деле. ¬от почему св€тые отцы учат что нельз€ довер€ть греховному человеку, так как его разум в цеп€х греха. ¬от почему мы должны стремитьс€ избавитьс€ от греха, так как только безгрешный разум свободный и рассуждает правильно.


600 --  ј  Ѕќ–ќ“№—я — √ќ–ƒџЌ≈….

» познаете истину,
и истина сделает вас свободными.
(»оанна 8:32)

601. ќпознание гордыни. —амый трудный шаг в борьбе с гордыней -- это ее опознание. ѕоэтому очень важно прислушиватьс€ к любой критике. ≈сли человек ее опознал тогда и борьба возможна. Ќо проблема с гордыней -- это что человек полностью уверен что к нему -- это не относитс€.
    »ногда, просто опознание своего греха и его разрушительного действи€ дает человеку волю и силу его больше не повтор€ть. Ќо когда греховное поведение уже вошло в природу человека, то тогда будет труднее его побороть.
    —в€щенное ѕисание нас поощр€ет знать истину так как -- это освободит нас от вс€кой неправды и мы станем свободны от греховных последствий. » познаете истину, и истина сделает вас свободными (»оанна 8:32).
    »так: (1) искание похвалы -- замен€й скромностью, (2) возвышение себ€ -- замен€й молчанием и скромностью, (3) презрение других -- замен€й опознанием их хороших качеств и любовью, (4) непослушание к высшим -- замен€й молчанием и послушанием, (5) не прин€тие совета -- замен€й уважением и слушанием, (6) обиды -- замен€й молчанием, (7) неумение простить -- замен€й прощением, (8) злопам€тство -- замен€й прощением, (9) не хочешь уступить -- замени уступлением, (10) неумение признатьс€ в ошибке -- замен€й признанием ошибки, (11) желание быть лучше других -- замен€й скромностью, (12) желанием всюду про€вл€ть свою волю -- замен€й уступчивостью и т.п.
    ¬о врем€ брани если что-то трудно делать то нужно молитьс€ о помощи. ¬о врем€ поста нужно усилить нашу борьбу. “аким образом, после известного времени, новое поведение станет нашим эталоном и мы будем вылечены.

602. —тупени врачевани€.  ак же боротьс€ с недугом гордыни, в особенности если это уже вошло в нашу природу? ћетодика борьбы та же сама€ как и с любой другой страстью. Ёто трудный и сложный путь и, конечно:

  1. на первом месте нужно обратитьс€ к √осподу Ѕогу за помощью -- нужно молитьс€, чтобы ќн помог.
  2. ѕосле этого нужно поговорить и поисповедоватьс€ у духовника.
  3. ѕотом, чтобы боротьс€ с врагом сперва его нужно узнать. «начит, нужно изучить гордыню и прочесть о ней все, что можно найти.
  4. ѕосле этого нужно продумать все свое поведение (дела, слова и мысли) дома, в школе, на службе и т.п. с точки зрени€ гордыни и опознать ее во всех ее про€влени€х.
  5. ѕосле опознани€, нужно следить за ее про€влением и когда она по€вл€етс€ всегда замен€ть ее противоположной добродетелью.
  6. ¬о врем€ молитвенного правила читать Ђћолитву дл€ врачевани€ гордыниї (смотри ѕриложение).
  7. Ќужно говеть: поститьс€, исповедоватьс€ и причащатьс€.

603. ѕост. ѕост -- это сама€ основна€ школа борьбы с гордыней -- школа послушани€. ѕоэтому, нужно строго следить за исполнением всех правил поста.

604. ѕослушание. ¬о многом источником гордыни €вл€етс€ непослушание √оспода Ѕога. ѕоэтому, один самых простых приемов борьбы с гордыней -- это послушание, даже любое послушание. ¬ монастыр€х, дл€ искоренени€ гордыни из некоторых монахов, даетс€ им послушание -- кака€-то гр€зна€ работа.

605. ѕротивоположна€ добродетель.  аждый грех имеет противоположную добродетель. “ак как гордын€ это не один грех, а множество, то нужно опознать (идентифицировать) все ее составл€ющие и их противоположные добродетели. —дела€ это, нужно быть внимательным к ее про€влению и при каждом по€влении ее составл€ющей парировать и нейтрализовать ее соответствующей добродетелью. —в€той »оанн  ронштадтский в своем бессмертном дневнике Ђћо€ жизнь во ’ристеї пишет следующее:

Ђ¬се искусство лечить болезни духа состоит в том, чтобы нимало не останавливатьс€ на них вниманием и нимало не потворствовать им, но тотчас отсекать их; напала на теб€ гордость -- скорее смирись до земли; напала на теб€ скупость -- скорее будь щедр; напало сребролюбие -- скорее похвали нест€жание и возревнуй о нем. Ќапала на теб€ ина€ болезнь -- не потворстуй ей, не грей ее, а бей, распинай ееї.

«десь уместно привести выписку из работы Ђ’ристианское нравоучениеї (ƒƒ-64.5).

Ђ аждый грех имеет противоположную добродетель. ¬ борьбе с каким-то грехом, нужно делать соответствующую добродетель. “аким образом греховный навык постепенно смен€етс€ на христианскую добродетель. ¬от некоторые из них:
(I) »з ƒес€ти «аповедей: неверие-вера, бездельничество-труд, лень-трудолюбие, неуважение родителей-любовь и уважение, убийство-жизнь, прелюбоде€ние-целомудрие, кража-дар, ложь-правда, зависть-радость.
(II) »з «аповедей Ѕлаженства: гордын€-смирение, немилосердие-милосердие, греховные помыслы-чистые, заводить ссоры-миротворчество.
(III) »з пособи€ дл€ исповеди: осуждение-видение своих недостатков, гнев-спокойствие, оклеветание-защита, дерзость-вежливость, раздражительность-сдержанность, уныние-радость во ’ристе, возда€ние зла за зло-возда€ние добра за зло, ожесточение-спокойствие, роптание-благодарение, самооправдание-признание вины, прекословие-смирение, своеволие-послушание, укорение-спокойствие, злоречие-воздержание, смех над кем-то-сочувствие, соблазн-целомудрие, эгоизм-любовь, самолюбие-любовь, честолюбие-скромность, чревоугодие-пост, тщеславие-скромность, нечистые помыслы-чистые, многост€жание-щедрость (нест€жательство, бессребреничество), нечистое воззрение-чистоеї.

606. ѕеревести внимание. Ётот метод один из самых простых способов борьбы с грехом. ќн состоит из перевода внимани€ от предмета или ситуации котора€ вызывает отрицательные, греховные мысли, слова или дела и заставить себ€ думать о чем то другом. Ћучше всего, конечно, о противоположной добродетели (смотри пункт є605).

607. ћолитва дл€ врачевани€ гордыни.  ак было сказано выше (601, 602), перед каждым делом и в особенности встреча€сь с затруднен€ми нужно молитьс€. Ёто естественно дл€ христианина. ¬ Ќагорной проповеди √осподь »исус ’ристос сказал Ђѕросите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отвор€т вам; »бо вс€кий прос€щий получает, и ищущий находит, и стучащему отвор€тї (ћатфе€ 7:7-8).
    ¬ этой части нашей работы мы говорим о другом, о специальной молитве дл€ врачевани€ гордыни. Ёто Ђћолитва дл€ искоренени€ гордыниї, которую в общем можно написать и самому, продумав все свои слабости, составл€ющие гордыни. ƒл€ каждой части нужно обратитьс€ к √осподу »исусу ’ристу и попросить помощи не впадать в такой грех, а вместо него делать противоположную добродетель. ≈е можно написать и самому, или с помощью духовника и потом, во врем€ молитвенного правила читать ее -- каждый день.

608. ≈питимь€. ѕри посто€нном про€влении какой-то греховной привычки, составл€ющей гордыни можно пользоватьс€ епитимьей, то-есть примен€ть к себе самому какое-то Ђпедагогическое наказаниеї. ¬ монастыр€х, в этой лаборатории духовности и нравственности -- это бывает большое количество земных поклонов. “аким образом, можно вылечитьс€ от многих греховных привычек.

609. –асстатьс€ с источником гордыни.  ак было сказано выше (406), работа может способствовать гордыне. ѕоэтому, иногда, чтобы вылечитьс€ от нее, нужно уйти от источника гордыни, с такой работы и вз€ть более простую, но духовно созидающую и не разрушающую.

610. Ѕолезнь смир€ет гордыню. Ѕолезнь обыкновенно смир€ет гордеца. „еловек должен заслужить ÷арство Ќебесное своей жизнью или страдани€ми очиститьс€ от греха. ѕоэтому √осподь Ѕог иногда примен€ет Ђпедагогическое наказаниеї и допускает какую-то болезнь дл€ того, чтобы научить чему-то зазнавшегос€ гордеца.

611. — годами люди смир€ютс€. —о старостью, многое что способствует гордыне уходит, человек смир€етс€ и начинает постепенно вылечиватьс€. Ќапример уходит красота, сила, важное положение на работе или в обществе, человек начинает болеть, чувствует приближение смерти и т.п. ¬се это постепенно смир€ет человека.


«аключение.  ѕрочт€ эту работу, пред нами встает гордец -- несчастный человек, который на вс€ком повороте жизни что-то тер€ет. ќн не отличаетс€ умом, так как грех гордыни его ослепл€ет и он живет неполной жизнью.   сожалению на «ападе такой тип встречаетс€ часто. ƒругими словами гордый человек весь в греховных страст€х которые ему мешают нормально жить и общатьс€ с людьми.
    √ордецы не могут достигнуть вершину в человеческих отношени€х. ќни не могут по насто€щему любить, не могут по насто€щему общатьс€, иметь теплые отношени€ с людьми. Ќо, если на работе не очень требуетс€ общение, то гордец может хорошо работать и даже преуспевать.
    »з описани€ гордыни видно, что она создает плодотворную почву дл€ вс€ких психических и духовных расстройств. ќдна из них парано€. „ем больше мы изучаем и понимаем гордого человека, тем больше мы сознаем что он живет в темноте и сам этого не сознает.
    √ордын€ €вл€етс€ не только частым €влением на «ападе, но и основным качеством и отличием западного человека. ¬с€ западна€ культура построена на предпосылке, что гордын€ и все ее составл€ющие €вл€ютс€ естественными качествами человека. —ветска€ психологи€ не видит гордыню. ѕоэтому, что это духовна€ болезнь они не знают, за исключением очень редких религиозных людей которые изучили Ѕиблию, но у них нет глубины познаний.
    Ёта работа ждет духовное лицо или православного психолога который разработает этот материал более глубоко и напишет пособие дл€ тех людей которые работают и общаютс€ с западными людьми.


Ћитература на наших эл. стр.
Х „то такое гордын€ (ƒƒ-45)
Х „то такое гордын€. ќ. јлександр ≈льчанинов. (ƒƒ-45.2р)
Х ѕрот.  онстантинов, 1971 г. Ѕеседа о смирении (ƒƒ-45.3р)
Х Ћитература о гордыне (ƒƒ-53)
Х  онспект по нравственному богословию (мит. ‘иларет. 1936 г.) (ƒƒ-64р)
Х ’ристианское нравоучение (по мит.‘иларету) (ƒƒ-64.5)
Х ¬рачевание личности в ѕравославной ÷еркви -- јскетика (ƒƒ-43)
Х »споведь. ћит. јнтоний (’раповицкий) Ш
Х Ќищета, котора€ обогащает. ќ ƒобродетели смирени€. ≈пископ јлександр (ћилеант)(ћЋ-125) Ш

√ордын€ на «ападе.
Х √ордын€ на «ападе. ѕорок «апада √ордын€ (««-14)
Х »стоки западной гордыни (««-14.2)
Х ќсобенности общени€ на «ападе (по  арнеги) (««-13)
Х “алант общени€ --  арнеги или ƒорофей (по ƒронову) (««-20)
Х  ак приобретать друзей и оказывать вли€ние на людей. ƒейл  арнеги.
»звестна€ книга. Ћучшее руководство дл€ общени€ с западными людьми,
но сперва нужно прочесть (««-13) и (««-20) (смотри выше).
 нига есть на интернете в библиотеке ћошкова: Ш
Х √ордын€ и русофоби€ у западных христиан [јрх. Ќикон (1912 г.)] (ƒƒ-16.4р)
Х «ападные христиане (јвтор -- греческий старец живший в XV веке) (ƒƒ-16.8р)
Х Ђ—ортыї людей.  лассификаци€ людей по Ђсортамї на «ападе (««-34)
Х  олониальный менталитет (««-41)



ƒуховный листок Ђƒорога домой. ¬ыпуск ƒƒ-45.5 -
¬нутренний мир гордого человека.
»сследование внутреннего состо€ни€ гордеца по учению св€тых отцовї

’рам всех —в€тых в «емле –оссийской проси€вших (јЌћ),
г.Ѕурлингейм, штат  алифорни€
Church of all Russian Saints (ANM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. стр.: http://www.dorogadomoj.com/
d455gor.html,  (07июн02),  I-й вып.:12июн06 (“.ј. узьмина)
Ќј √Ћј¬Ќ”ё —“–јЌ»÷”
Ќј¬≈–’