Дорога домой. Выпуск ДД-47.3  [01мар12] [с.3]
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПЕРВОЙ ИСПОВЕДИ
РУС-ENG    ENG

Содержание: (1) Молитва перед делом. (2) Изучение заповедей. (3) Пересмотр нашего поведения. (4) Покаяние и исправление грехов.

Введение. Основная цель христианства, изменить человека к лучшему: научить его жить по воле Господа Бога; то есть жить по добру, не грешить и воспитать в нем добрые, христианские качества. Нужно не только жить по Заповедям Закон Божия, но и постепенно изменять себя к лучшему.

     Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский пишет об этом так:
     «Самый живой вопрос должны мы решить все: что нам делать, чтобы жить? Ответ на него произнес Сам Жизнодавец и Бог:
     «Если хочешь жить, соблюди заповеди» (Мат. 19:17).
     Итак, в соблюдении заповедей жизнь вечная. А заповеди заключаются в любви к Богу и ближнему»
[1].
     «Испытывай каждый человек, каково твое содержимое, - т.е., что находится в душе твоей, какия помышления, чувства, намерения, добрыя или лукавыя стремления - порывы, к добрым или лукавым делам - и исправляй свое содержимое» [2].

     Митрополит Антоний (Храповицкий), основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей в своем сочинении «Исповедь» пишет так:
     «Вести борьбу только с грехами, обнаружившимися в поступках, было бы так же безуспешно, как срезывать появляющуюся на огороде сорную траву, вместо того, чтобы вырывать ее с корнем и выбрасывать. Грехи являются неизбежным произрастанием своих корней, т.е. страстей души. Духовные пастыри должны пояснять верующим, что борьба их должна вестись против самой страсти, против греховнаго расположения, а ограничиваться покаянием в отдельных греховных поступках далеко не достаточно. Точно также невозможно успокаивать себя тем, что я сравнительно мало допускаю греховных поступков: необходимо воспитывать в себе постоянныя благия склонности и расположения, в чем и заключается христианское совершенство или спасение» [3].

     Какого человека стремится воспитать и создать христианство? И вот опять слова нашего святого отца Иоанна:
     «У истиннаго христианина должно быть все иное в духе, в теле и в жизни: иные помыслы - духовные, святые; иныя вожделения - небесныя, духовныя; иная воля - правая, святая, кроткая, благая; иное воображение - чистое, святое; иная память, иной взор - чистый, простой, святой, нелукавый; иное слово - целемудренное, чистое, степенное, кроткое; словом - христианин должен быть иной человек, небесный, новый, святой, божественно живущий, мыслящий, чувствующий, говорящий и действующий Духом Божиим. Таковы были святые угодники. Читайте их жития, слушайте, поучайтесь, подражайте» [4].

     Обыкновенный человек развивается духовно, без всякого плана. На него действуют разные силы - внутренние и внешние - и тянут то в одну сторону, то в другую. В результате этого, в течение жизни, человек может стать хуже или лучше. Очень часто, окружающий мир, жизнь и «борьба за существование», отрицательно действует на духовный и внутренний мир человека. Он становится разочарованным, циником, холодным, бесчувственным и его душа постепенно портится.
     С другой стороны, христианин который соблюдает заповеди, согласовывает свою жизнь с Законом Божиим и работает над собой и над своими духовными качествами, живет и духовно развивается и растет совершенно по другому. Его духовный рост идет по заранее отмеченному плану и целеустремленно. Он шагает по той дороге по которой прошло много христиан до него. Кроме молитвы, поста, церковной исповеди, жизни по заповедям, духовного чтения и всего другого, он читает каждый день, после вечерней молитвы, исповедь и продумывает все свои поступки в течение дня. Он вспоминает свои грехи, кается, и просит прощения у Господа Бога. Таким образом на следующий день он будет менее склонен повторить свои грехи. В результате такой внутренней духовной самовоспитательной работы, христианин с временем становится добрее, мягче и мудрее.
     Исповедь - церковная и домашняя - является орудием для исправления себя к лучшему, для нашего духовного роста, для воспитания в себе добрых качеств и вообще для нашего духовного и нравственного самосовершенствования.
     Изучение грехов и пороков названных в исповеди, раскрывает перед нами величайшую глубину и богатство христианства. На каждый грех еще многое что можно сказать и написать. Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский восклицает:
     «Душа человека широка и глубока. Глубоко сердце человека паче всех и кто изследует его? Оно подобно глубокой реке чистой или нечистой, или глубокому озеру, или гнилому болоту, в котором водятся всякие гады» [5].
     С раннего возраста русского человека учили вдумываться и взвешивать все свои поступки. Вот именно это и есть одна из тех причин, которая способствовала развитию в нем и в его творчестве, тех духовных качеств и глубин, которыми он так отличается.

2. Молитва перед делом. Для того чтобы подготовиться к первой исповеди, первое что нужно сделать, это помолиться и попросить у Господа Бога благословение и направление на правильный путь. Можно прочесть из «Молитвослова» [6]: (1) «Во имя Отца ...», (2) «Отче наш», (3) «Царю небесный», (4) «Пред началом всякаго дела» и (5) «Ангелу Божий». По желанию можно прибавить и другие молитвы.

3. Изучение заповедей. Следующее что нужно сделать -- это изучить заповеди Закона Божия по всем имеющимся учебникам. Притом все прочитанное нужно понять, хорошо продумать и усвоить и применить к себе. Итак можно воспользоваться следующими учебниками:
     1. Учение Иисуса Христа [7]. Духовный листок. Краткий обзор и введение в учение нашего Господа Иисуса Христа. Нужно прочесть и изучить все.
     2. Седьмая Заповедь [8]. Духовный листок. Обширное объяснение как православные понимают эту заповедь. Нужно прочесть и изучить все.
     3. Закон Божий для семьи и школы [9] протоиерея Серафима Слободского. Лучший учебник по Закону Божию. Издано в Jordanville, NY. Переиздано много раз в России. Переведено и на английский язык. Нужно прочесть и хорошо изучить следующee: (1) «Предварительные понятия: О мире, О Боге, Свойства Божии, О молитве, О грехе, О крестном знамении, О поклонах, Какия бывают молитвы, Когда Бог слышит нашу молитву, Где и когда можно молиться Богу», стр. 15-41, (2) «О вере и жизни христианской: Назначение человека, О естественном откровении, О сверхъестественном Божественном Откровении, Краткия сведения о Вселенских соборах, О жизни христианской, Десять заповедей Закона Божия, Девять заповедей блаженства, Беседа о смысле зла, Заключение, Современные ученые и вера в Бога», стр. 485-497 и 565-604.
     4. «Молитвослов [6]. Издано в Jordanville, NY. Позади на стр. 401 есть Определение грехов по десяти заповедям. Нужно прочесть всю главу.
     5. Краткая исповедь пред духовником [10] (листок). Краткое извлечение из Полной Исповеди Святителя Димитрия, Митрополита Ростовскаго. Нужно прочесть весь листок.
     6. Краткая исповедь пред духовником. Подробное описание грехов и пороков [11] (книга). Подробное описание грехов и пороков для «Краткого извлечения из Полной Исповеди Святителя Димитрия, Митрополита Ростовскаго». Нужно прочесть всю книгу.
     7. Молитвослов [6]. Позади на стр. 396 есть «Наставление о том, как должно исповедываться, что-бы получить прощение грехов». Прочесть всю главу.

3. Пересмотр нашего поведения. Следующий шаг, который мы должны предпринять - это пересмотреть - с духовной точки зрения - все наши дела, слова, мысли и чувства в течение каждого дня. Делая это нужно помнить что у православных христиан на первом месте всегда молитва. Они начинают и кончают день, дело или еду с молитвы.
     Начать с утра, и до самой ночи, нужно пересмотреть все. Что мы делаем, и с кем мы встречаемся? Как мы говорим и что мы думаем? Как мы отдыхаем и что мы читаем? Пересмотреть нашу манеру говорить: может быть мы грубы, или говорим неприятности, или колкости или не тактичны, или обижаем других? На что мы намекаем в наших шутках? Может быть наши шутки и намеки неуместны?
     Нужно пересмотреть все, что мы читаем: газеты, журналы, книги. Способствуют ли они развитию христианских качеств в нас? Воспитывают ли они в нас: доброту, любовь к ближним, сострадание? Нет? Тогда не нужно зря тратить время или просто меньше уделять на них времени.
     Ходим ли мы в кино, смотрим ли мы телевидение, слушаем ли мы радио и музыку? Что именно смотрим и слушаем? Сколько времени тратим на все это?
     Таким образом нужно пересмотреть всю нашу жизнь по христиански, по православному и целеустемленно.

4. Исправление грехов и покаяние. После того как мы изучили и поняли что такое грех и пересмотрели наше поведение нужно постараться исправить все наши грехи. Потом нужно перестроить все наши дни, согласовать их с Законом Божиим и уделить больше внимания на духовную жизнь, воспитание и чтение. На первом месте надо удалить или сократить все что удаляет нас от Господа Бога, а на втором прибавить все то что приближает к Нему. Перестроим нашу жизнь так, чтобы она постепенно развивала в нас качества православной-христианской добродетели.
     После всего этого уже можно идти к священнику на исповедь и покаяние.

Литература
[1] Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Св. отец Иоанн Кронштадтский). Христианская философия. (с. 206).
1902 г., С.-Петербург. 212 с., тверд. переплет.

[2] Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Св. отец Иоанн Кронштадтский). Путь к Богу. (с. 280).
1905 г., С-Петербург. 288 стр., тверд. переплет.
Переиздано 1971 г. Комитетом Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви.

[3] Жизнеописание и сочинения блаженейшаго Антония, Митрополита Киевскаго и Галицкаго. Том 13. (стр. 339-340). Под редакцией Архиепископа Никона (Рклицкого). New York, NY.

[4] Смотри № 1 (с. 79).

[5] Смотри № 2 (с. 11).

[6a] Молитвослов.
1968 г., Свято-Троицкий монастырь, Jordanville, NY. тверд. переплет, мал. формат, 414 с.
[6б] Учебный молитвослов (ЦГП-1).
[6в] Как начать молиться (ДД-42).

[7] Учение Иисуса Христа (ДД-21.4).
     Краткий обзор и введение в учение нашего Господа Иисуса Христа.

[8] Седьмая Заповедь (ДД-8.3).
     Как православные толкуют эту заповедь.

[9а] Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. 2-е издание.
1967 г., Свято-Троицкий монастырь, Jordanville, NY., твердый переп., 723 с.
Переиздано в России.
     Лучший начальный учебник по Закону Божию.
[9б] Весь учебник на эл. стр.: http://www.magister.msk.ru/library/bible/zb/zb.htm
[9в] Учение о жизни христианской (из уч. Слободского) (ДД-35).
[9г] Учение о христ. жизни в вопросах и ответах (по Слободскому) (ЦГ2-2).

[10] Краткая исповедь пред духовником (ДД-47.2) (Листок).
     Краткое извлечение из Полной Исповеди Святителя Димитрия, Митрополита Ростовскаго.

[11] Краткая исповедь пред духовником. Подробное описание грехов и пороков (ДД-47). (Книга)
     Подробное описание грехов и пороков для «Краткого извлечения из Полной Исповеди Святителя Димитрия, Митрополита Ростовскаго».

[12а] Игумен Филарет. Конспект по Закону Божию, 1936 г., Издание Обители Милосердия, Харбин., 102 стр., мягк. переплет.
Переиздано в 1971 г.: Russian Youth Committee, New York, NY. Переиздано в России.
     Христианское нравоучение в 30-и главах.
[12б] Весь учебник. Нравоучение (Филарет) (МЛ-111)
[12в] Нравоучение в вопросах и ответах (по Филарету) (ЦГ7-1)

[13a] Епископ Александр Милеант. Великий пост: Очистим себя от всякой скверны плоти и духа!
«Приходской листок (#347, март-апрель) Свято-Покровского собора в Лос-Анджелос».
эл. стр.: http://www.fatheralexander.org
[13б] Великий Пост и Пасха Христова (ДД-11)

[14] Христианство -- новая печать на всех жизненных отношениях людей (ДД-24.2).

 


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-47.3 -
Руководство для первой исповеди»
Храм всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ), г. Бурлингейм, штат Калифорния
Church of all Russian Saints (AM), 744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. стр.: http://www.dorogadomoj.com/
d473isp.html,,  (I-й вып:15фев00),  01мар12
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ     НАВЕРХ     ПО-РУССКИ-ENGLISH     ENGLISH