Дорога домой. Выпуск ДД-78.2  [03янв08]
ДВА ВЗГЛЯДА НА ЖИЗНЬ – ВЕРА И НЕВЕРИЕ.
Мудрость и незнание.
Ибо Господь дает мудрость;
из уст Его -- знание и разум;
(Притчи 2:6)

Сравнивается жизнь верующего православного с неверующим. У верующего есть огромный клад мудрости и знаний о жизни, людях и как жить. Есть духовная и моральная поддержка в учении Церкви, священника и членов прихода (общины). У неверующего этого ничего нет. Автор посвящает эту работу своим неверующим друзьям.
    Содержание: Введение; (I) Христианство: (11) Вера в Бога; (12) Христианство; (13) Начало христианской культуры; (14) Лучший образ жизни; (15) Христианская Жизнь; (16) Грех; (17) Добродетель; (18) Закон Божий; (19) Человеколюбие; (II) Человек: (21) Разум человека; (22) Страсти; (23) Трудности, болезни, смерть; (24) Молитва; (25) Семейная жизнь; (26) Воспитание детей; (27) Характер и личность; (III) Церковь: (31) Церковь опекает. (32) Духовный отец; (33) Исповедь; (34) Праздники; (35) Церковный приход (община); (36) Церковно-приходские школы; (37) Духовное чтение; (IV) Наука: (41) Наука догоняет веру; (42) Бог создал человека; (43) Некоторые недоумения; (44) Атеизм; Заключение; Примечания; Литература; Библиография.
 [02нбр07]

Введение. [25окт07]
Неверующие часто хотят, чтобы им доказали существование Бога, но никогда не интересуются, что же за этим стоит? Какая жизнь у верующего и чем она отличается от жизни неверующего? Как соответствующий образ жизни влияет на них. В этой работе сравнивается взгляд на жизнь, мышление, миропонимание и внутренний мир верующего православного человека и неверующего. У верующего есть огромный арсенал мудрости и знаний о жизни, людях и как жить. Неверующий это не знает и даже не подозревает, что в Церкви это есть, поэтому лишает себя благотворного учения Господа Бога и огромного опыта Христианской Церкви. У первого взгляд дальновидный, глубокий и мудрый, а у второго близорукий, поверхностный, недодуманный, ведет к раздвоению личности и параное.
   Цель этой работы сравнить разные моменты в жизни верующего и неверующего. Сделать это кратко и ясно. Вскоре после начала этой работы стало ясно, что описание жизни неверующего, а тоже и верующего не очень адекватно. Дело в том, что есть целая градация верующих и неверующих. Верующий, от невоцерковленного до воцерковленного и живущего полной православной жизнью. Неверующий, от так называемых православных атеистов, до безбожников, атеистов и богоборцев. Понимая, что очень сложно обобщать, и что не все ко всем применительно, мы все-таки продолжаем наш труд.

I – Христианство.
11. Вера в Бога. [01нбр07]
• В (Верующий): У верующего вера является частью его жизни, и он не мучается над вопросом «есть ли Бог?». Для него вера естественная, он в ней уверен: (1) Он смотрит на огромный, величественный и прекрасный мир и всюду видит Создателя; (2) Он видит сложность каждого растения, каждого живого существа и всюду видит Разработчика; (3) Он видит, что мир слишком сложный чтобы развиться самому по себе и случайно; (4) Он видит красоту мира и всюду видит Художника; (5) Он знает, что вера во что-то высшее всегда была у людей; (6) Он знает, что все его предки, от обыкновенных людей и до ученых, все были верующими; (7) Он видит, что его вера мудрая, человеколюбивая, самая благородная и естественная для человека; (8) Он понимает, что в такое далекое и жестокое время человек не мог сам додуматься до христианского учения; (9) Он видит, что вера меняет человека, людей и народы к лучшему; (10) Он понимает, что без веры в Бога люди развращаются; (11) Он сознает что человек не может все знать и понимать; (12) Он верит в Бога не потому-что ему кто-то это доказал, а потому-что он сам в этом убедился, на своем личном опыте; (13) Он видит, что его молитвы часто исполняются; (14) Он сознает, что часто на нем проявляется промысл Божий [*]; (15) Он видит духовный смысл в происходящем; (16) Он понимает, что без Господа Иисуса Христа наша христианская цивилизация бы никогда не состоялась; языческая цивилизация со своей гордыней, жестокостью, рабством, полигамией, развратом, содомизмом, человеческими жертвоприношениями никогда бы не смогла сама по себе переродиться и достигнуть христианских ценностей.
   [* - промысл (не промысел) Божий, это забота Господа Бога о каждом человеке. Она иногда выражается в каких-то, «случайно» появившихся особенно хороших обстоятельствах].

   3,500 лет тому назад царь Давид писал «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Псалом 13:1). Уже тогда было известно что без Бога люди развращаются.
   У черных в Америке есть песня «Старая вера моих отцов» (This Old Time Religion). В ней приблизительно говорится, что эта старая вера была хороша для моего отца, была хороша для моего деда, так будет хороша и для меня (This Old Time Religion was good for my father, good for my grandfather and it is good enough for me).
   Между прочим, один верующий русский молодой человек когда попал на Запад был смущен многими религиями и сектами. После долгих размышлений, и, особенно, услышав эту песню, решил остаться православным и углубиться в Православие.
• Н (Неверующий): Неверующий все время говорит, что не может верить, и ему невозможно ничего доказать. Есть целая плеяда неверующих от ничего не думающих до убежденных, закоренелых, зомбированых атеистов и марксистов.
   В наше время ученые нашли соответствие между духовными мыслями и их положением в клетках мозга. Таким образом, если в этом месте пустота, то такой человек неустойчивый и легко поддается всяким повериям, приметам и т.п. Его легко переубедить или перевести в какую-то секту. Расцвет множества сект в постсоветской России, как раз, этим и объясняется.
   На тему «Веры в Бога» хорошо сказал недавно один китайский ученный и теолог из Канады. Когда он читал свою лекцию в Красном Китае, его спросили, как это может в нем уживаться наука и религия. На что он ответил: «Наука – это контрибуция. – Материальный прогресс, направленный на постоянное улучшение жизненных стандартов. Но человек не может довольствоваться только материальной стороной жизни, это бы способствовало его деградации, и в конечном счете привело бы все человечество к постепенному вымиранию. Ему нужна идеальная сторона мира, посредством которого находит выражение его духовное начало. Наивысшее воплощение всего его положительного человеческого естества есть религия. Теология помогает привести в равновесие душевные качества человека. Понять место занимаемое им в природе и порядке вещей. Человеку нужна как материальная так и духовная пища, но это отнюдь не противоречие, а всеобщий порядок и полная гармония...»[*].
   [* - с65. Валентина Шахматова. «Иероглиф сердца». Москва. ИПЦ Глобус. 2007 г. с.128].

   • Христианство спасло человечество от гибели (ДД-06.13)
   • Записки о вере. Ответы на вопросы неверующего (ДД-78)
   • Есть ли Бог? (о.Шорец) (ДД-77р)


12. Христианство. [25окт07]
• В: Человеколюбивое и светлое христианство пришло на смену жестокому и кровавому язычеству. Это был прогресс во всех отношениях и действительно начало новой эры. Новая религия во всем отличалась от старой. Языческая требовала веру в какое-то божество или божества и жертвоприношения. В Риме веры в разных богов уживались мирно.
   Новая вера была полная противоположность старой. Во-первых, Божество, Господь Бог был всесильный Творец всего мира. Во-вторых, Бог был олицетворение любви. В-третьих, Бог был личный (личностный, персональный – personal), Он знал каждого человека, был заинтересован им, слыхал его молитвы и помогал ему. В-четвертых, вера давала всеобщую, универсальную и вечную шкалу ценностей, основанною на любви к Богу и человеку, говорила, что добро, что зло, что грех, и что добродетель. Она давала людям знания для суждения и оценки людей, общества и происшествий. Вот именно в этом христианская вера кардинально отличалась от всех других, и в этом ее исключительность (эксклюзивность – exclusiveness).
   Христианство нравственно возвышает и очищает человека, и направляет всю его деятельность к добру. Даже если человек усвоит только одну мысль или одно учение из христианства, то и это уже благотворно влияет на него. Многие языческие религии смягчились и очистились под влиянием христианства. Христианство это самая благородная вера из всех существующих религий. Господь Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13). Не может быть ничего выше христианских постулатов. Поэтому этот факт свидетельствует о том, что христианское учение было дано нам Самим Господом Богом. Человек не способен сам придумать что-то наилучшее, что нельзя усовершенствовать.
   Великий русский поэт и писатель А.С.Пушкин писал: «Великий духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В этой священной стихии исчез и обновился мир»..
• Н: Неверующий пользуется безбожной литературой, где все эти факты скрываются, подтасовываются или представляются в искаженном виде.
   Каждая ложь вредна человеку и ведет ко всяким психическим и духовным расстройствам. Соприкосновение с ложью, если оно временное и не воспринимается серьезно, конечно тоже вредит, но не очень. Если же человек окунается в ложное учение, в это глубоко верит, то оно приносит огромный вред и может привести к «зомбированию» и параное.
   • Что такое христианство? (ДД-38)
   • Благотворное влияние христианства (ДД-06)
   • Благотворное влияние христианства. Примечания (ДД-06.12)
   • Значение Православия в жизни и истор. судьбе России (проф. Царевский. 1898 г.) (ДД-40)


13. Начало христианской культуры. [26окт07]
• В: Рождество означает конец языческой культуры и начало христианской, на которой основана вся наша теперешняя цивилизация.
   Языческий период был самым темным в истории человечества и отличался гордостью, жестокостью, многоженством, кровной местью, рабством и даже человеческими жертвоприношениями.
   Христианство принесло «свет» миру: любовь, смирение, прощение, мягкость. Оно объяснило великую истину, что основные двигатели в человеческом обществе есть любовь и добродетель, которые способствуют созидающим силам. Зло и грех способствуют разрушающим силам, которые приносят вред и зло окружению, включая самого грешника. Все теперешние ценности и нормы цивилизованного общества, а также законность, письменность, образование, искусство создавалось под плодотворным влиянием христианства. Наше летосчисление начинается с рождением Иисуса Христа.
   Влияние христианства на русскую культуру еще глубже чем у других народов, так как записанная русская история, письменность и культура фактически и начинаются с принятием христианства. Мало того, русские люди приобрели христианскую веру тогда, когда все церковные споры были разрешены и таким образом они получили церковную твердыню, что нельзя сказать про другие народы.
• Н: Как было сказано выше, неверующий пользуется безбожной литературой где все эти факты скрываются, подтасовываются или представляются в искаженном виде.
   Из-за отступления Западной Церкви от христианского учения и оставшегося в ней греховного, токсического наследия языческого Рима в западном мире уже несколько сот лет постепенно происходит отступление от христианских постулатов. Таким образом родился атеизм. Переписываются учебники истории, и не в моде говорить о Христианской эре и о годах до рождения Иисуса Христа, и после. Вместо этого подсовывается маленькая хитрость-ложь и говорится о Новой эре, и о годах до Новой эры, и после.
   • Что такое христианство? (ДД-38)
   • Благотворное влияние христианства (ДД-06)
   • Благотворное влияние христианства. Примечания (ДД-06.12)
   • Введение в Историю Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13.3)
   • История Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13)
   • Значение Православия в жизни и истор. судьбе России (проф. Царевский. 1898 г.) (ДД-40)
   • Истоки разницы между Западной и Русской Церквами. Русское Православие (ДД-13.7)

14. Лучший образ жизни. [01нбр07]
• В: Христианство учит образу жизни, при котором выявляются лучшие стороны человека и общества. Таким образом человек достигает вершины своего духовного, душевного и физического развития.
   Христианство есть полная и законченная философская система. Она не надуманная, а это есть Истина о человеке, обществе, мире и о Самом Господе Боге. Можно сказать что христианское учение «естественно» для человека. Одним отцом Церкви так и сказано, что «душа по своей природе христианка». Отклонение от христианских начал в жизни ведет к внутренним и внешним противоречиям и приводит человека и общество, в конце концов, в кризисное состояние, тупик и развал. Поэтому иногда называют Церковь лечебницей душ. Мало того, есть программы, которые лечат алкоголиков, наркоманов и других им подобных при помощи молитвы, духовного чтения, разговорами с духовником, согласованием своих дел с Законом Божиим, физического труда, предпочтительно в природе, поста, исповеди и причастия. Нужно сказать, что светские методы не очень успешны.
   Христианству не подходит слово «религия», так как это ее приравнивает к другим религиям, включая религию людоедов. Это скорей не религия, а истина о человеке, обществе, жизни, о том как жить, к чему стремиться, и что важно в жизни, а что нет. Поэтому христианство призывает человека согласовать свое поведение с христианским учением. Иисус Христос это сказал в конце Нагорной Проповеди в притче о «благоразумном домостроителе»: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Матфея 7:24-27). Нужно помнить, что это было сказано 2000 лет тому назад.
• Н: Неверующий это ничего не признает, говорит о грехах Западной Церкви и приписывает их ко всем христианам, включая православных. Говорит, что Церковь делает людей рабами, что является явным передергиванием, берет цитаты из Священного Писания вне контекста и т.д. и т.п. Он живет вслепую, не находит себя в жизни и делается больным или потерянным.
   • Что такое христианство? (ДД-38)
   • Врачевание души (личности) в Православной Церкви - Аскетика (ДД-43)

15. Христианская Жизнь. [25окт07]
• В: Верующий человек видит в постулатах Закона Божия учение о том как жить, чтобы жизнь была плодотворной и без ошибок. Поэтому он согласовывает с ним свою жизнь, дела, слова и мысли. Чтобы это делать правильно нужно обладать христианским благоразумием (Christian common sense) и, конечно, было бы хорошо знать психологию личности, нормальную и с отклонениями (Psychology of Adjustment, Normal and Abnormal), конечно в православном понимании.
   Верующий пользуется дветысячилетним опытом Церкви. Он не должен поступать как Она учит, но он знает как лучше всего. Для него уже есть все ответы. Святой апостол Павел в своем послании к Коринфянам пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно благодать [*] мною» (I Коринфянам 6:12).
   [* овладевать].
• Н: Неверующий руководствуется только своим разумом. У него нет никакого другого прочного руководства. Он должен сам все обдумывать и до всего доходить сам. Ему приходится снова и снова «выдумывать велосипед». Так как у него нет твердого основания, то он постепенно подпадает под влияние СМИ и мира вообще.
   • Учение Господа Иисуса Христа (ДД-21.4)
   • Благотворное влияние христианства (ДД-06)
   • Благотворное влияние христианства. Примечания (ДД-06.12)

16. Грех. [26окт07]
• В: Грех это разрушающий (ядовитый, токсический – toxic) акт: дело, слово или мысль. Он разрушает мир, тишину, любовь и спокойствие. Грех приносит боль, травму, заблуждение, затемняет разум и т.д. и т.п. В Притчах Соломона так и сказано: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его» (Притчи 5:22). Поэтому, православные изучают что такое грех и как бороться с ним. Учатся не грешить, а если согрешил, то очищать себя исправлением греха, постом, исповедью и причастием. Кроме того, есть греховные привычки и поэтому существует целая методика (аскетика) постепенного очищения себя от них. Таким образом православный постепенно исправляется и под старость мы имеем дело с лучшим человеком, чем раньше. Нужно сказать, что пропаганда нравственного разложения и разврата не так действует на православного, так как он хорошо разбирается во всех нюансах греха.
   Перечислим здесь некоторые грехи. Из «Десяти заповедей»: (1) неверие в Бога; (2) преклонение пред «идолами» (богатством, славой, красотой, человеком, работой, профессией и т.п.); (3) богохульство; (4) лень, безделие; (5) неуважание родителей и стариков; (6) убийство или самоубийство; (7) прелюбодеяние и блуд; (8) кража, обман; (9) ложь, сплетни, вымыслы, ложные намеки; (10) зависть.
   Из «Заповедей блаженства»: (1) гордыня и высокомерие; (2) непризнание своих грехов; (3) злоба, раздражительность; (4) жизнь во лжи; (5) бесчувственность; (6) подлость, вероломность, закрытость; (7) разжигание ссор, сварливость; (8) злоба и ненависть к добрым людям.
   Из дневной исповеди святителя Димитрия, Митрополита Ростовского: (1) Празднословие; (2) Осуждение; (3) Непокорство; (4) Гордость; (5) Немилосердие; (6) Зависть; (7) Гнев; (8) Оклеветание; (9) Невнимание; (10) Нерадение о своем спасении; (11) Небрежение; (12) Беспечность; (13) Дерзость; (14) Раздражительность; (15) Уныние; (16) Воздаянием зла за зло; (17) Ожесточение; (18) Преслушание; (19) Роптание; (20) Самооправдание; (21) Прекословие; (22) Своеволие; (23) Укорение; (24) Злоречие; (25) Ложь; (26) Смех (неуместный); (27) Соблазн; (28) Самолюбие; (29) Честолюбие; (30) Чревоугодие; (31) Излишество в пище и питии; (32) Тщеславие; (33) Леность; (34) Принятие нечистых помыслов; (35) Многостяжание; (36) Нечистое воззрение; (37) Опущение службы Божией по лености и небрежению; (38) Рассеянность на молитве церковной и домашней; (39) Дело[*]; (40) Слово[*]; (41) Помышление[*]; (42) Зрение[*]; (43) Слух[*]; (44) Обоняние[*]; (45) Вкус[*]; (46) Осязание[*]; (47) Прочии чувства[*] душевные и телесные.
   [* греховное].
   Нужно сказать, что Иисус Христос учил исполнять заповеди не только буквально (literally), как фарисеи, но и по духу. Например, когда первосвященники и начальники хотели казнить Иисуса Христа, но их закон это запрещал [*], тогда они просили римского Понтия Пилата, чтобы он казнил. Толкуя заповедь буквально, они свой закон не нарушили, а толкуя по духу – нарушили.
   [* - «нам не позволено предавать смерти никого» (Иоанна 18:31)].
   Кроме того, по учению Иисуса Христа заповеди толкуются широко. Грех не только нарушать их, но и совершать любой поступок, который ведет к нарушению заповеди.
• Н: Неверующий отрицает грех, для него это ничего не означающее слово. Он считает, что каждая культура определяет грех по-своему. Одна считает грехом одно, а другая другое. Нет универсального определения.
   Господь дал каждому человеку совесть, «вложу законы Мои в мысли их» (Евреям 8:10)[*]. Неверующий тоже смутно понимает что нельзя делать и к чему это может привести. Кроме того, он живет в обществе, в котором еще сохранились христианские ценности и миропонимание. Он хорошо видит чужие недостатки, а свои плохо. Кроме того, он привыкает к своему греху и умаляет его значение. Неверующий не работает над собой, его грехи накапливаются, и со временем человек становится циником и делается хуже. Так как он не очень разбирается в хороших и плохих качествах человека, то можно сказать, что он нечувствительный и не очень разбирается в людях.
   Неверующий лишает себя самого основного что нужно для жизни, понимания добра и зла, и что хорошо, а что плохо.
   [* Между прочим, сейчас на Западе светская наука дошла до того, что действительно основы нравственности встроены в физиологию человека. Есть книги написанные на эту тему. Одна из них с отличной и подробной библиографией: Marc D. Hauser. Moral Minds. The Nature of Right and Wrong. 2006. Harper Collins Publishers, NY. p.489 (Марк Д.Хаузер. Нравственный разум. Природа добра и зла)].
   • Учение Господа Иисуса Христа (ДД-21.4)
   • Нравоучение (по мит.Филарету) (гл.2) (ДД-64.5)
   • Врачевание души (личности) в Православной Церкви - Аскетика (ДД-43)
   • Краткая Исповедь пред Духовниками (ДД-47.2)
   • Краткая Исповедь пред Духовниками. Подробное объяснение (ДД-47)

17. Добродетель. [26окт07]
• В: Добродетель – это созидающий акт: дело, слово или мысль. Она создает мир, тишину, любовь и спокойствие. Добродетель приносит радость, любовь, очищение и т.д. и т.п. Верующий постепенно учит что такое добродетель, ее преимущества, ее влияние на него и на общество, и вырабатывает навык так поступать. Это происходит посредством внимания к словам молитв и богослужения, слушания проповедей, чтения духовной литературы, разговоров с духовным отцом, добрых дел, поста, исповеди и т.п. Со временем он улучшается и становится лучшим человеком для людей и Господа Бога.
   Перечислим здесь некоторые добродетели. Из «Десяти заповедей»: (1) правая вера; (2) преклонение только пред Богом; (3) почитание святости; (4) труд и работа; (5) уважение родителей и стариков; (6) защита обижаемых; (7) чистота нравов; (8) честность; (9) открытость, правдивость; (10) радость успехам других. Из «Заповедей блаженства»: (1) смирение; (2) сожаление о своих грехах; (3) христианская любовь; (4) жизнь по правде; (5) милосердие и сочувствие; (6) чистота сердца и мыслей; (7) миротворчество; (8) любовь к добрым людям.
• Н: Неверующий отрицает добродетель, как и грех, описанный выше, для него это ничего не означающее слово. Этой темой он не интересуется, никогда об этом не думает, и поэтому он плохо разбирается в хороших и плохих качествах человека. В этом смысле он невежда, нечувствительный и не разбирающийся в людях человек. Это качество часто встречается у убежденных атеистов даже образованных, духовно-нравственная часть в них не развита, она отсутствует. У верующих создается впечатление что атеистов просто не хватает какого-то органа.
   • Учение Господа Иисуса Христа (ДД-21.4)
   • Нравоучение (по мит.Филарету)(гл.3) (ДД-64.5)

18. Закон Божий. [28окт07]
• В: Первоначальное христианское учение разбросано как бисер по всему Священному Писанию (Библии). В особенности в «Притчах Соломона» в Ветхом Завете и «Нагорной проповеди» в Новом Завете. Это все первоисточники. Церковь и Святые Отцы Церкви разработали православную культуру, которая способствует жизни по учению Иисуса Христа. Существует огромная духовная святоотеческая литература (святоотеческая психология), которая учит правильной жизни и вдохновляет. Известные книги Св.Феофан Затворника, Св.Иоанн Кронштадтского, св.Тихона Задонского, Лествица, Добротолюбие, св.Ефрема Сирина и многие другие. Все они наставляют, учат, греют, утешают – все в духе Христа.
   Закон Божий это духовно-нравственный Закон, который действует в естестве человека и общества. Он вечный и относится ко всем людям. Он частично проявлялся во многих религиях, почти весь был открыт древним евреям, и окончательно был завершен и объяснен Господом Иисусом Христом. Цель этого Закона научить людей человеколюбию, как жить без греха и наследовать жизнь вечную. Отклонение от этого Закона приносит боль, страдания, травму, беду, и т.п. Такой человек и общество саморазрушаются.
   Таким образом, Христианская нравственность назревала в течение нескольких тысячелетий и окончательно оформилась Иисусом 2000 лет тому назад. Она является общепризнанной лучшей моделью поведения и поэтому была постепенно принята всеми народами мира. Нехристианские религии, глядя на нее, мало-помало подтянулись и подправились. Поэтому этот период и называется «Христианской эрой», и годы отсчитываются «от Рождества Христова» (от РХ) и «до Рождества Христова» (до РХ)[*].
   [* – Последнее время под напором секуляризма, атеизма и христофобии, так называемая, передовая наука, чтобы не вспоминать имя Иисуса Христа, употребляет термин «новая эра» (нэ) и умалчивает почему она «новая»?
   В гимназиях (11-18 лет) Закон Божий преподается восемь (8) лет и состоит из следующих предметов: (1) Ветхий Завет; (2) Новый Завет; (3) Богослужение; (4) История Христианской Церкви; (5) История Русской Церкви; (6) Катихизис; (7) Христианское нравоучение и (8) Апологетика. Все эти предметы пронизаны практическими поучениями как жить по-христиански. Обсуждаются темы: Современное общество и жизнь; Любовь, выбор супруга, взаимоотношения; Семейная жизнь; Чему не учат в школах, а что важно знать; Православная психология; Верующий в сравнении с неверующим; Можно ли жить без Бога; Другие религии: христианские, сектантские, языческие и др.; Атеизм и другие.
• Н: Неверующие или христофобы представляют этот предмет как какое-то засорение и промывание мозгов всякими надуманными догмами. Это полный вздор и нелепость. Православный Закон Божий учит как жить честно и порядочно, какие у нас должны быть отношения в семье, обществе и на работе, что самое главное в жизни, и что нет. Все это является воспитанием честного и порядочного человека и гражданина. Так воспитывали русских людей, в течение последних 1000 лет.
   Неверующий человек лишает себя этого огромного источника мудрости, знаний и опыта. Он должен постигать все сам. До многого он постепенно доходит, но на это уходит большая часть его жизни, а православным многое что уже известно в детстве.
   • Учение Господа Иисуса Христа (ДД-21.4)
   • Нравоучение (по мит.Филарету) (ДД-64.5)
   • Духовное богатство в книгах [(ДД-26(21)]
   • Выдержки из духовных книг [(ДД-26(22)]

19. Человеколюбие. [29окт07а]
• В: В христианстве особенно нужно отметить человеколюбие, в этом его уникальность. Вся вера к этому и сводится, и поэтому весь Закон Божий и зовут законом любви, так как все заповеди, предписания и постулаты являются составляющими христианской любви. В Священном писании (Библии) есть много написанного на эту тему. Это накладывает на верующего обязанность развивать в себе положительные, добрые, христианские, гуманные [*] качества и оказывать добрые дела ко всем людям. Без этого нет христианства и нет Православия.
   [* «гуманные» качества это не «гумманизм» или даже «секулярный гумманизм»].
   Добрые дела бывают: внутренние, внешние, телесные и духовные.
   Внутренние добрые дела – это добрые дела по отношению нас самих: жизнь по Закону Божию и борьба с нашими отрицательными качествами.
   У инославных христиан (не православных) почти что утеряно понятие о «борьбе с нашими отрицательными качествами».
   Внешние добрые дела – это добрые дела по отношению к нашим ближним.
   Внешние телесные – это оказать помощь, накормить, напоить, одеть, лечить, помочь одиноким и больным и т.п.
   Внешние духовные – это оказать кому-нибудь духовную помощь: посоветовать, исправить грешника, привести к Богу и т.п.
   На Западе торжествует гордыня, которая не позволяет людям выслушивать советы или критику. Они считают, что советы и исправление грешника – это вмешательство в их личную жизнь. Поэтому, если это делатся, то нужно поступать очень осмотрительно, осторожно и умело. Этот совет относится тоже и к православным.
• Н: От неверуюшего никакое человеколюбие не требуется. Многие гуманные порывы он может даже высмеять и считать это слабостью.
   Вспоминаю как в Югославии, во время немецкой оккупации, они же были безбожники, немцы расстреливали сербских партизан и возили немецкую молодежь смотреть, чтобы их закалить и сделать черствыми. Они возвращались в язычество и христианское человеколюбие для них была слабость.
   Если неверующий еще и марксист, то его учат классовой ненависти. Правда, благодаря христианскому наследию, у неверующего еще остаются христианские качества, которые он даже не сознает. Во всяком случае, неверующего никто не учит о добре и зле, хорошем и плохом, никто не толкает подумать о бедных, больных, немощных, или оказывать помощь и делать добрые дела. Конечно, все это должно сказываться на характере неверующего. В лучшем случае он будет нечувствительный человек и эгоист.
   Кроме того, у неверующего часто бывает раздвоение личности: одна марксистская и человеконенавистническая, результат идеологического воспитания и другая православная и человеколюбивая, результат православного наследия.
   • Учение Господа Иисуса Христа (ДД-21.4)
   • Нравоучение (по мит.Филарету) (ДД-64.5)

II – Человек.
21. Разум человека. [25окт07]
• В: Разум человека не совершенный, он не все знает, он не видит свои ошибки-грехи, а чужие видит. Он грешный, изменчивый, завистливый, эгоистичный и непостоянный. Сегодня мы рассуждаем так, а через десять лет совершенно по другому. Сколько было гениальных людей, которые рассуждали по одному, а потом у них происходил внутренний перелом и они стали рассуждать по другому. Поэтому нужно руководиться Божьей волей, которая есть высшая Истина, постоянная, всегда одна и та же и неизменяемая.
• Н: Неверующий считает, что человек все может сам и Церковь ему не нужна. Максим Горький высказал эту мысль так: «Человек – это звучит гордо». Он хотел сказать, что все в мире создано человеком, это он сам всего добился и никто ему не помогал.
   Под влиянием революционных идей Горький высказал эту мысль очень самоуверенно, так казалось в начале XX века, но правда совсем другая. При более глубоком анализе мы видим, что разум человека находится под влиянием греха и поэтому не очень надежный. Кроме того, не имея прочной духовной и моральной базы, человек легко поддается влиянию СМИ и мира.
   • Что мы хотим передать нашим детям (1976 г.) (ДД-22)

22. Страсти. [26окт07]
• В: В святоотеческой литературе хорошо разработано учение о страстях (духовных). Это греховные привычки, которые настолько глубоко вошли в природу человека, что становятся как бы естественными для него. Страсти затемняют разум человека и он ошибочно рассуждает. Таким образом порождаются рационализация [*а], проекция [*б], параноя [*в] и т.д. и т.п. Они лечатся молитвой, изучением и согласовыванием своей жизни с Законом Божиим, постом, исповедью, трудом (в особенности в природе) и упражнением в добродетелях (противоположных греху) [*г]. Таким образом лечат алкоголиков, наркоманов и других «голиков».
   [*а - рационализация (rationalization) – придумываются ложные оправдания греховному поступку].
   [*б - проекция (projection) – виновник обвиняет свою жертву в грехе, который он сам совершил].
   [*в - параноя (paranoia) – человек настолько болен, весь погряз в гордыне, лжи, рационализациях, проекциях и т.п., что создал для себя целый фиктивный (альтернативный – alternative) мир].
   [*г - каждый грех имеет противоположную добродетель. Например: ненависть и любовь; гордыня и смирение; ложь и истина и т.д.].

   Святые отцы опознали (идентифицировали - identified) все страсти и объяснили их зарождение и борьбу с ними. Они установили, что любой грех может перейти в страсть. Тоже установили, что каждый грех и страсть имеют противоположную добродетель. Поэтому для лечения страсти, нужно делать противоположную добродетель. Таким образом выработана целая методика борьбы со страстями.
• Н: Весь выше описанный бисер Православия совершенно неизвестен неверующему. Многие страсти он считает врожденными и инстинктами. Это особенно относится к половым страстям. Отсюда идет их обвинение, что христиане идут против «природы». То что христиане считают греховной страстью, они считают инстинктом.
   Они с большим трудом и не очень успешно лечат алкоголиков, наркоманов и им подобных. Единственный метод, который довольно успешный, это метод «12 шагов»[*д] (12 Steps), и он пользуется элементами христианской методики борьбы со страстями.
   [*д - Метод «12 шагов», это процедура, которая состоит из 12 шагов или ступеней. Итак, группа алкоголиков собирается и на первом «шагу» (ступени) они молятся. Они признают, что они сами без Бога не могут справиться со своим недугом, поэтому призывают Его в помощь. Потом, каждый из них рассказывает про себя, это что-то вроде исповеди и т.д. Нужно отметить, что для православных она не подходит, но ее модификация может подойти].
   • Нравоучение (по мит.Филарету) (гл.2) (ДД-64.5)

23. Трудности, болезни, смерть. [25окт07]
• В: Преимущество веры ясно видно во время всяких затруднений. У верующего есть молитва, надежда на Господа Бога, общение с духовником, духовное чтение. Кроме того, верующего учат обернуть всякие невзгоды во что-то положительное.
   Эту же самую мысль, но более обширно, Господь высказал в «Притче о благоразумном строителе»: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матфея 7:24-27).
   Верующий легче переносит все невзгоды: затруднения, болезнь, смерть. У него есть молитва, есть Закон Божий, есть огромная духовная литература, которые дают ответы на все случаи жизни. У него есть духовный отец. Все это учит, наставляет, помогает, дает надежду, греет. Святой апостол Матфей передает слова Господа Иисуса Христа: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матфея 11:28).
• Н: Неверующему все это трудно. У него нет учителя и ориентира, который его греет, учит и направляет. Он будет пить, принимать наркотики, чтобы забыться или что-нибудь в этом роде. В случае, если он согрешил, и его мучает совесть, он будет придумывать всякие оправдания для себя или даже «перекладывать с больной головы на здоровую». Последний процесс известен в психологии под именем «проекция» (projection).
   Итак, неверующий во все трудные дни один. Он чаще подвергается алкоголизму, наркомании, депрессии, разводу, мыслям о самоубийстве и т.п.
   • Нравоучение (по мит.Филарету) (ДД-64.5)

24. Молитва. [26окт07]
• В: Молитва является самым основным в жизни православного христианина. Через молитву он общается с Господом Богом, Девой Марией, множеством святых. Бог есть мудрый и любящий Отец каждого человека в мире, и Он заботится о судьбе каждого человека, Он личный (личностный) Бог. Каждый верующий может засвидетельствовать о множестве услышанных молитв и оказанной помощи (промысл Божий)[*]. Поэтому верующий никогда не унывает, Бог всегда с ним, у него всегда есть надежда.
   [* - промысл Божий (не промысел), это забота Господа Бога о каждом человеке. Она иногда выражается в каких-то, «случайно» появившихся, особенно хороших обстоятельствах].

   Молитва не устраняет реальность скорби и смерти, но она делает нас способными переносить невозможное.
• Н: Неверующий конечно не молится, он всегда один. В тяжелую минуту он не может ожидать ни от кого помощи. Но, сплошь и рядом, под тяжелым обстрелом или в смертельной опасности неверующий и атеист начинают молиться: «Господи помоги»! Это иногда и бывает первым шагом к Богу, человек дает какое-то обещание Богу. По-английски есть поговорка: «There are no atheists in fox holes», что-то вроде «в окопах нет атеистов».
   • Нравоучение (по мит.Филарету) (гл.28-30) (ДД-64.5)

25. Семейная жизнь. [25окт07]
• В: Выбор супруга или супруги является одним из самых важных решений в жизни. От правильного выбора зависит жизнь и будущее всех членов семьи: родителей и детей. Правильный выбор ведет к единомыслию, миру, спокойствию в семье и плодотворному будущему. Воспитание детей, будущего поколения, является одним из самых ответственных обязанностей (дел, проектов) обоих супругов.
   Церковь положительно влияет на каждого человека и особенно на семейных. Каждый верующий берет в руководство для себя православную веру, и если это делают оба супруга, то это уже большой шаг вперед. Это значит, что у них по всем важным жизненным вопросам есть полное согласие. Нужно не забывать, что теперешние школы всему учат, только не искусству жить, любить и воспитывать детей, это поприще Церкви. Кроме основного учения Церкви, всегда можно обратиться за советом к священнику.
• Н: Неверующий не имеет никакой помощи ниоткуда. Он сам со своими мыслями и опытом, опытом родителей и родственников и христианским наследием в обществе. Так как у него нет твердой духовной и нравственной основы, он легко поддается отрицательным течениям в обществе. У неверующих нет сдерживающих начал. У них в семьях чаще крик, скандалы, драки, измены, разводы и т.п. Они не знают как помириться и не могут сказать «прости меня».
   • Нравоучение (по мит.Филарету) (гл.22,23) (ДД-64.5)
   • Брак и православная вера (ДД-08.4)

26. Воспитание детей. [01нбр07]
• В: Как было сказано выше, воспитание детей, будущего поколения, является одним из самых ответственных обязанностей (проектов) обоих супругов. Все это делается легче, если у супругов много общего, что в наше время больших политических, экономических, культурных и духовных сдвигов и довольно легкой миграции бывает редко.
   Верующему ребенку, подростку или даже взрослому достаточно сказать, что «это грех» и он сразу все поймет. Неверующему же нужно подробно все объяснять и доказывать примерами, почему какое-то поведение неправильно. А что делать с детьми, которые еще не достаточно созрели для понимания объяснения? Есть ли у родителей время, терпение и знание все объяснить как «по Пупкину с картинками». Весь воспитательный процесс очень усложняется.
   Воспитываясь при церкви, посещая службы, мальчики прислуживая, соблюдая посты и праздники, участвуя в церковно-приходской школе и т.п., ребенок постепенно впитывает в себя христианский настрой – веру в Бога, доброту, любовь ко всем и здоровый оптимизм.
   Нужно сказать, что характер родителей и атмосфера дома очень влияет на детей, их характер и все их будущее. Здесь хочется повторить, что автор слыхал в проповеди в одной греческой церкви. Священник сказал приблизительно так. Вы православные родители должны особенно радоваться, что вы православные. Вы можете сказать своим детям: «не берите пример с меня, я грешный и духовно слабый, а берите пример с Господа Иисуса Христа, поступайте, как он жил и учил, и вы всегда будете правы».
   Нужно не забывать, что наши дети не будут всегда детьми. Время пройдет быстро, они встанут на ноги, и скоро сами будут взрослые и будут иметь семью и детей. То, что мы им даем в детстве, все это должно быть здоровой и правильной базой для их будущей жизни.
   Святой о. Иоанн Златоуст (347-407 гг.) писал насчет христианского воспитания в IV веке следующее: «Отцы, которые не заботятся дать христианское воспитание детям свoим, суть чадоубийцы, убийцы собственных детей». Эти слова означают, что Православие дает самое основное что нужно для жизни. Без этих знаний ребенок так много теряет, что это можно сравнить с духовным убийством. На первом месте, это общение с Господом Богом, источником жизни и добра, потом, это искусство и наука жить, шкала ценностей, ориентир и программа для жизни, воспитание личности, лечебница душ и правильное, здоровое мировоззрение. Если мы это не дадим, то дети все это впитают от местных детей, школ и средств массовой информации.
• Н: В воспитании детей особенно выявляется вся трагедия неверия. Именно здесь неверующий показывает невежество своего мышления. Дело в том, что цель Церкви воспитать хорошего, честного и порядочного человека, и у нее есть методика, как это делать.
   Бедный неверующий атеист вообще не знает как к этому подойти, он даже не совсем понимает как это важно и нужно. Он же не признает, что есть добро и зло, и грех и добродетель! Чаще всего он говорит, что его никто не воспитывал и никто ему ничего не объяснял, и поэтому пускай дети сами во всем разбираются. Да, но тогда был другой мир. Родители его не особенно воспитывали, потому что было полное согласие между родителями, школой и обществом, какими должны были быть дети. Сейчас же все изменилось, на Западе и в Русском мире такого согласия больше нет. В большинстве случаев он старается дать детям хорошее светское образование, а духовное и нравственное образование пускается на самотек. В результате этого ребенок учится нравственности, основному что нужно для жизни, в своей семье, у школьных товарищей, в школе, у СМИ и т.д. и т.п.
   • Как воспитывать наших детей? Что нам делать? (ДД-27)
   • Нравоучение (по мит.Филарету)  (ДД-64.5)
   • Дети и молодежь

27. Характер и личность. [26окт07]
• В: Живя православной жизнью, по-настоящему верующий работает над собой, постепенно очищается от «всякой скверны» (греха) и совершенствуется. В этом труде посещение церкви является самым главным, оно очищает, направляет, учит, поддерживает, и духовно и нравственно очищает. Он становится более тихим, скромным, смиренным, мудрым, добрым, любящим, нравственно чистым и т.п. и приобретает все больше и больше христианских качеств. Конечно, это тоже зависит и от многих другим обстоятельств. Например, семьи, друзей, коллег, места работы, СМИ, и т.п. и насколько глубоки в нем православные корни. Самое главное – это правильное понимание христианской жизни. Для этого нужно иметь духовного отца, здравый разум, христианское благоразумие (Christian common sense) и какие-то знания из православной психологии личности, нормальной и с отклонениями (Psychology of Adjustment). Без духовника и православной психологии труднее, но можно обойтись. Тогда нужно помнить, что светская психология, в основном, атеистическая.
   Нужно помнить, что греховная жизнь не естественна для человека, для его тела, разума и души. Она, в конечном итоге, приносит ему боль, страдания, травмы и сокращает жизнь. Христианская же жизнь естественна для человека, для его тела, разума и души. Она ведет его к истинному счастью: миру, тишине, любви, спокойствию, всякому благополучию и долгой жизни.
   У верующего есть вектор, который тянет (направляет) его вверх, к Богу, добру, красоте, истине, правде, любви и т.п.
   Еще нужно сказать, что верующий человек собранный. Он убежден в своей вере, но он не фанатик, он твердо стоит на этом учении и придерживается его как может. Он не святой, а только выбрал православный путь и идет по нему. Иногда он падает, тогда он встает, кается, исправляет свою ошибку и продолжает дальше свой христианский путь. Но он знает, что хорошо, что плохо, что добро, и что зло, и что можно, и что нельзя, и почему.
• Н: Неверующий человек не собранный. У него нет твердой духовной и нравственной базы и нет направленности (вектора) вверх, к Богу. Его характер формировался под влиянием семьи и христианского наследия в обществе. Позже, если он изучал или читал атеистическую литературу, то он мог стать злобным, бездуховным циником, полным яда (негатива). Нужно сказать, что его вектор тянет (направляет) его вниз, от Бога и любви.
   Так как христианство есть естественная и плодотворная жизнь для человека, то противоположная, неестественная ведет его ко всяким духовным, психическим и даже телесным заболеваниям. Частое явление – раздвоение личности (двойная личность – Dual Personalty). Одна – марксистская: холодная, злобная, агрессивная, а другая – православная, полученная от остатков Православия в окружающей культуре. В разных обстоятельствах, с разными людьми появляется то одна личность, то другая.
   Другое явление бывает, как было уже сказано выше, что он человек не собранный. У него нет определенного мнения, он шатается, то ему кажется правильно одно, то другое или наоборот.
   • Нравоучение (по мит.Филарету)(глава 6) (ДД-64.5)

III – Церковь.
31. Церковь опекает. [25окт07]
• В: С самого рождения человека и до его смерти Церковь опекает своих членов. Сперва ребенок крестится, потом воцерковляется, потом венчается и отпевается и хоронится. В течение всей жизни человека Церковь его наставляет, учит, греет, советует и т.п. Во время всяких волнений (болезни, далекие путешествия, важные происшествия) Церковь поддерживает и греет человека своими молебнами и возможностью поставить свечи с молитвой. В траурные дни или их годовщину служатся панихиды по усопшим.
   При самой церкви есть приход (община), состоящий из духовных единомышленников, что так важно в наше изменчивое время. Каждый член чувствует себя дома. Там его друзья, знакомые, там у детей друзья. Для детей там есть Церковная школа. Это целый микромир (субкультура), который поддерживает и греет. Мало того, если верующему нужно поехать в другой город или даже страну, он всегда может найти свою церковь с духовными единомышленниками.
• Н: Неверующий и атеист лишен опеки не только Церкви, но и целого положительного коллектива соотечественников, на которых всегда можно положиться.
   • Подвиг Зарубежной Церкви (ДД-65)

32. Духовный отец. [20сен07]
• В: Обыкновенно у каждого православного должен быть его духовный отец (духовник). В большинстве случаев это мудрый монах, который дает советы как разрешать всякие жизненные вопросы и трудности. В крайнем случае это может быть приходской священник.
• Н: Неверующий ничего подобного не имеет. Когда настают проблемы, то бедный атеист решает все сам, без помощи мудрого и знающего советника. Именно во время невзгод проявляется большое преимущество верующего и построившего свою жизнь по Закону Божию. Как раз об этом и говорит «Притча о благоразумном домостроителе» (Матфея 7:24-27) (смотри §14).

33. Исповедь. [01нбр07]
• В: У православного есть возможность очистить свою совесть – это исповедь. Он должен исправить свой грех и обещать его больше не повторять. Если случай сложный, то бывают встречи с духовным отцом, исполнение епитимьи (врачевание души) и т.п. Это вкратце.
   Кроме того, бывают дневные исповеди, скорей всего во время вечернего молитвенного правила (молитвы). Они помогают во внутренней работе по исправлению себя.
• Н: У неверующего ничего подобного нет. Светская психотерапия считает совесть психологическим комплексом, от которого нужно избавиться. В результате человек рационализирует (rationalizes) свое поведение, проектирует (projects) свой грех на свою жертву и т.п. Не сознавая свой грех, человек часто становится более черствым, нечувствительным, жестоким, циником и раздвоенной личностью (dual personality).
   • Краткая Исповедь пред Духовниками (ДД-47.2)
   • Краткая Исповедь пред Духовниками. Подробное объяснение (ДД-47)
   • Руководство для первой исповеди (ДД-47.3)

34. Праздники. [25окт07]
• В: Самый большой праздник у православных христиан Пасха или Воскресение Христово – праздник праздников. Кроме Пасхи есть еще 12 больших праздников – «Двунадесятые праздники». Среди них самый известный Рождество Христово. В Царской России они были выходными днями.
   Праздники освящают нашу жизнь и освещают для нас главные моменты в христианской истории, служат училищем добродетели и благочестия, и напоминают нам о высоких истинах веры. Православные люди не должны «изучать Библию» как протестанты, так как церковный календарь постоянно их обучает. Иконы двунадесятых праздников находятся в церкви на иконостасе во втором ряду, начиная снизу. В православной России Пасха и двунадесятые праздники были гражданскими праздниками.
   Раньше люди не умели читать и учились вере слушая богослужения, и участвуя в праздниках. Пасха и Двунадесятые праздники освящают главные моменты жизни Иисуса Христа. Поэтому, посещая церковь, слушая богослужение и проповедь, верующий постепенно учится самому основному. И так круглый год, все православное назидательно, поучительно и греет.
• Н: Ничего подобного у неверующего нет. На праздники у него будут парады, доклады, музыка, веселье, но это не греет. Разве можно все это сравнить с православной масленицей, Великим постом, Пасхой и празднованием Пасхи. Тоже самое можно сказать о церковным венчании и светской регистрации брака – какое благолепие у одних, и какое убожество у других.
   • Пасха и Двунадесятые праздники (ДД-12)
   • Великий Пост и Пасха Христова(ДД-11)

35. Церковный приход (община). [25окт07]
• В: В церкви мы общаемся с Господом Богом, устанавливаем связь с верой святых людей, духовно и нравственно очищаемся, получаем поддержку в нелегкой жизни среди чужих и находим убежище от постоянной борьбы за существование и развратной, безбожной псевдокультуры.
   Нужно сказать, что хочешь-не-хочешь жизнь на Западе отличается не только постепенной денационализацией, но и усвоением многого отрицательного: безбожия, материализма, эгоизма, русофобии, гордыни, духовной потери детей и т.п. Церковь этому противостоит, все ставит на свое место и сохраняет как может семью. Безверие и денационализация происходят без церкви уже во втором поколении, а с церковью задерживаются.
   Итак, наше участие в церковно-приходской жизни способствует нашему духовному и нравственному равновесию, росту и улучшению. Кроме этого, есть еще много других преимуществ.
   На втором месте, одно из основных преимуществ - принадлежность к православному приходу дает нам возможность общаться с единомышленниками и соотечественниками, что духовно и психологически укрепляет нас в жизни на чужбине. Духовное одиночество (характеристика жизни на Западе) легче переносится.
   Третье, у нас расширяется круг знакомых и общения. Это очень важно, так как на Западе царит индивидуализм, который обесчеловечивает человека и способствует его одичанию.
   Четвертое, у нас есть возможность видеть, что происходит в других семьях и какие подходы (методы) «работают» для решения разных проблем. Дело в том, что жизнь на Западе отличается сложнейшими психологическими и социологическими процессами, стрессами и травмами. Это не страна с однородным населением в которой люди вместе живут столетиями, хорошо друг друга знают и понимают. Здесь люди приехали из разных стран и культур и все они подвержены чужой культуре, языку, обычаям, мышлению и т.п. У всех происходит постепенная денационализация, потеря своих корней и американизация, но по-разному, у одних быстрее, а у других медленнее. Воспитание детей является одной из самых трудных задач для родителей. Каждый смешанный брак является новым «уравнением со многими неизвестными». Все это приходится решать самому иммигранту без всяких руководств. Если есть помощь, то иногда к ней лучше не обращаться, так как может выйти еще хуже. В таких обстоятельствах очень важно видеть своими глазами разные семьи, и что у них происходит, и что «работает», а что нет. Приход дает нам возможность все это видеть своими глазами.
   Пятое, у нас есть возможность участвовать в общественной работе и приносить какую-то пользу людям, Церкви и Богу, и чувствовать моральное удовлетворение.
• Н: Ничего подобного у неверующего нет. У него есть объединения по-интересам: партийные, политические, спортивные, всякие кружки, клубы, но нет объединений духовно-нравственного характера, которые «греют» и объединяют семьи для духовно-нравственной помощи и роста. Эту область они не знают, не понимают и даже не «видят».
   • Краткое описание структуры прихода (ДД-50)
   • 50 лет истории прихода в Бурлингейме, Калифорния (ДД-50.3р)

36. Церковно-приходские школы. [25окт07]
• В: При церкви обыкновенно существуют церковно-приходские школы, в которых дети, подростки, молодежь и даже взрослые обучаются Закону Божию.
   Возраст до 18 лет самый критический. В этом периоде, дети впитывают свое окружение и оно становится частью их мышления. Значит, большую часть воспитания на них окажет друзья, школа, СМИ, развращающая музыка, среда и т.п. Всем известно критическое состояние наших школ и СМИ. Они развращают детей и передают им вместо христианских (или, как говорили, в СССР общечеловеческих) ценностей, к чему мы стремимся, антихристианские. Детей воспитывают в грубом материализме, индивидуализме, эгоизме и сексуальной вседозволенности. Кроме того, многое, что они считают нормальным, мы считаем ненормальным. Дети постепенно духовно отходят от своих родителей, и, если выходят замуж или женятся не на русских, да еще переезжают на другой край страны, то родители их духовно теряют. В какой-то мере, это происходит всегда и всюду, но здесь это гораздо глубже и болезненней. Дети по своему мышлению и поведению становятся «не нашими детьми», и у нас с ними постепенно не будет ничего общего.
   Чтобы всему этому противостоять, православные люди в этой стране организовали церковно-приходские школы, и в них преподается Закон Божий. Этот предмет включает «Христианскую нравственность», которая дает детям нравственный ориентир и объясняет, что добро, а что зло, что можно делать, а что нельзя, какое поведение разрушительное, а какое созидательное и дает практические советы на все отрасли жизни. Таким образом дети получают духовное воспитание и образование, под влиянием Православной Церкви, на котором и выросла вся русская православная культура и воспитались наши предки.
• Н: Неверующий в таком ответственном деле остается опять совершенно один. Если это отец или мать одиночки, то это настоящая трагедия. Обыкновенно большая часть дня уходит на работу и транспорт, связанной с ней. Дети оставляются на самотек. Это можно было делать, когда общество было стабильное и не изменялось веками. Сейчас же все меняется, поэтому родители должны следить за миром, в котором вращается их ребенок, и нужно серьезно заняться воспитанием детей.
   • Значение Закона Божия в школах (ДД-17)
   • Общие сведения о церковно-приходской гимназии (ГД-203)

37. Духовное чтение. [25окт07]
• В: Читая православную духовную литературу, перед нами открывается большой, богатый и глубокий духовный мир. Здесь говорится о Господе Боге, о добре и зле, о добродетелях и грехах, о жизни, которая созидает добро и о жизни которая разрушает добро, об искусстве жить, о святых – героях человеческого духа, о распространении христианства в целом мире, об истории христианства в мире в течение 2000 лет, а в России 1000 лет. Все интересное, важное и нужное для понимания того, что происходит с нами, что происходит вокруг нас и, вообще, что происходит в нашем мире.
   Читая духовную литературу и применяя ее истины в своей личной жизни, мы начинаем видеть третье измерение человека. Мы начинаем смотреть на все с точки зрение добра и зла и таким образом видим другую сторону жизни. Мы яснее понимаем поступки, свои и других людей, и их последствие на нас самих и на наше окружение. Яснее и понятнее становится наш внутренний мир, а так же мир других людей.
   Так как духовная книга говорит о Господе Боге, о добре, о святости, то она положительно влияет на человека и способствует развитию в нем добрых качеств. Духовные слова, особенные слова, они мудрые, глубокие и святые. Иногда всего лишь небольшая фраза состоящая из нескольких слов может глубоко врезаться в душу человека и в особенный критический момент его жизни правильно повлиять на него и спасти от греха, или направить в добром направлении. Иногда в одной фразе скрывается целое мировоззрение. Скажем Катихизис известного сербского Епископа Николая (Велимировича) он назвал «Вера святых». В этих двух словах скрывается великий и глубокий смысл. Святые – это самые лучшие люди в нашем мире, это герои духа, совести, стойкости, великие проповедники, духовные отцы, мученики, и вот именно наша вера является и их верой. Они, эти великаны духа, верили как и мы. На эту тему можно написать очень много, и все это находится в этих двух словах «Вера святых».
   Верующий сознает святость и благородство своей веры и поэтому любит читать душеспасительную литературу: жития святых, писания святых отцов, историю Церкви, и конечно Священное Писание (Библию). Таким образом он продолжает духовно рости, укрепляться и учиться. Эта литература его учит, укрепляет и греет. Это очень важная часть жизни верующего.
• Н: Неверующий духовную литературу не знает и чаще всего о ней никогда ничего не слыхал. Если она ему и попадется в руки, то он не сможет ее читать, так как просто ничего не поймет. Чтобы понять нужно быть верующим и знать основы христианства. Таким образом, этот огромный духовный клад, школа и лечебница душ ему не доступны.
   • Духовное богатство в книгах [ДД-26(21)]
   • Выдержки из духовных книг [ДД-26(22)]

IV – Наука.
41. Наука догоняет веру. [25окт07]
• В: Последнее время появляется все больше и больше информации в области медицины, биологии, физиологии, психологии и т.п., в которой говорилось, что проповедь и учение Господа Иисуса Христа – правда. Мир, тишина, любовь, спокойствие, добрые взаимоотношения, все, что проповедовал Христос, все это является основой нормальной жизни человека и общества. Существование Господа Бога – высшей силы, невидимого мира, загробная жизнь и истинность учения Христа, все это имеет подтверждение в науке, но только 2000 лет после того как это было открыто верой.
   Мнимые и кажущиеся противоречия (contradictions) и парадоксы (paradoxes) в учении Господа Иисуса Христа, на которые любили указывать атеисты и христофобы, стали легко разрешаться физиологией, медициной, психологией личности (нормальной и ненормальной) (Adjustment Psychology), археологией и т.п.
   Все постулаты Закона Божия, по-сербски «Веронауки» (наука о вере), стали понятными, ясными и логичными.
   Стало очевидно, что человек не дальновиден и не в силах понять все последствия своих дел на себе, на других и в будущем. Но если принимать во внимание их влияние на человека и его окружение, сейчас, в будущем и даже в загробной жизни, тогда все становится понятно и противоречия, и парадоксы исчезают.
   Стало ясно, насколько сложный мир и все его составляющие: природа, растения, животные, люди, каждый организм и т.д. и т.п. Очень наивно и глупо думать, что это все случайно создалось само собой. Всюду виден бесконечный разум Разработчика. Становится очевидным, что все это не могло быть случайностью и, что, конечно, есть Бог Творец всего мира. Точно, как сказано в Символе веры «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».
   Стало ясно, что Господь Бог Промыслитель и заботится о каждом из нас. Благодаря достижениям в электронной связи, СМИ, интернете и возможности разрабатывать базы данных, многие случаи, которые раньше забывались, сейчас записываются и каким-то образом оформляются. Теперь известны огромное количество услышанных молитв и внезапной помощи «ниоткуда».
   Что есть невидимый и нами неопознанный мир и законы, это сегодня тоже ясно. Об этом говорят телепатия (передача мыслей на расстоянии), предчувствие, необыкновенные явления у близнецов и т.д. и т.п.
   Ученые, исследуя ДНК (DNA) (составляющая крови) человека, дошли до того, что все люди произошли от одной женщины. Она жила где-то в Африке, приблизительно 100.000 лет тому назад.
   Стало ясно, что конечно нужно любить и уважать родителей и стариков вообще, это тоже ясно. Иначе все наше общество развалится.
   Что естественное влечение к противоположному полу нужно не разжигать, а обуздывать, иначе это приведет к катастрофе всего общества.
   Что, конечно, нельзя лгать. Ложь подрывает здоровое общество. Любое общение, построенное на лжи, рано или поздно рухнет.
   Что, конечно, нельзя убивать или как-нибудь способствовать сокращению жизни человека. Это тоже очевидно.
   Что зависть – нехорошее чувство и приводит к греховным мыслям и делам.
   Что грех есть разрушающее поведение, которое приносит затмение разума, боль, травму и т.д., а добродетель есть созидающее поведение. Человек имеет свободную волю и свободу выбора, а Закон Божий дает ему понимание, что добро, а что зло.
   Что гордыня есть начало многих грехов.
   Что можно лечить алкоголиков, наркоманов и им подобных молитвой, исповедью, изучением Закона Божия и согласованием с ним своей жизни (дел, слов и мыслей), оказыванием добрых дел, трудом и, в особенности, в природе и т.д. и т.п. Нужно припомнить, что медицина и светская психология почти не может с ними справиться.
   Секулярные психологи разработали многие теории без равнения на учение Господа Иисуса Христа. Некоторые из них ошибочны, но они тоже постепенно доходят до подтверждения христианских постулатов.
   Профессор физики, Макс Планк (Max Planck 1858-1947), один из основателей квантовой теории писал на эту тему следующее: «Куда бы мы не обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией; мы скорее констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Религия славит Бога в начале, наука - в конце всех мыслей: Первая представляет Его как основу, вторая - как конец всякого феноменального представления о мире».
   Истинная наука ведет к познанию Бога. К сожалению, в наше время, время отступления от христианских начал и ценностей, этот взгляд не политкорректный и поэтому подавляется.
• Н: Все сказанное выше атеисты оспаривают.

42. Бог создал человека. [25окт07]
• В: Атеисты стараются доказать, что в человеке нет ничего святого, что он просто продукт эволюции и произошел от обезьяны. Это не научно доказанный факт, а только теория. Несмотря на это, они агрессивно проталкивают ее всюду как истину. Этот вопрос можно разрешить просто. Атеисты, богоборцы, безбожники и другие неверующие, а с ними и всякие преступники не признающие Бога, действительно произошли от обезьяны, а верующие христиане от Господа Бога. Все!
   Между прочим, недавно ведущий на русском ТВ Владимир Познер говорил, что человек произошел от обезьяны. На это Патриарх Алексей II на прошедших XV Рождественских чтениях (2007 г.) сказал: «Если кто считает, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает этой веры другим». Это вызвало бурную реакцию среди атеистов.
• Н: Смотри рассуждение выше, в абзаце верующего.

43. Некоторые недоумения. [02нбр07]
• В: Некоторые неверующие, «православные атеисты», согласны с христианским учением, но все-таки не могут согласиться с тем фактом, что Господь Бог существует по следующим причинам: (1) Если бы Он существовал, то давным давно бы остановил все ужасы, войны, кровопролития и т.п.; (2) Как Бог может допускать смерть невинных младенцев и т.п.
   Нужно сказать что эта критика исходит из христианских позиций, так как в язычестве так не думали. Люди были жестокие и далеки от всяких гуманных чувств. Кроме того оно показывает непонимание христианского учения, незнание христианского толкования Священного Писания, незнания творений Святых Отцов и т.п.
   Во-первых, в христианском учение говорится о видимом и невидимом мире. Есть многое что человек не видит, но этот мир существует, там есть добрые и злые силы. Они действуют на человека и целые народы и тянут их в ту или другую сторону. Они могут соблазнить человека, что и происходит во время волнений, войны, революций и т.п.
   Во-вторых, загробная жизнь есть и будет. В конце концов мы все умрем и будем существовать в этом мире. Там нас будут судить, по нашим заслугам. Наша судьба не кончается смертью на земле, а человек будет продолжать жить, но в другом, невидимом мире. Поэтому, все несправедливости в этом мире в будущем будут исправлены.
   Во-третьих, Господь Бог дал человеку свободную волю, Он не занимается кукловодством. У каждого человека есть свободная воля выбирать свой путь, добро или зло. Любящий и мудрый отец, устраивает для своих детей нужные условия, но выбор действий оставляет детям, для того чтобы не нарушать их свободу. Так и Господь Бог, своим промыслом создает нам помощь ввиду благориятных обстоятельств, но выбор действий оставляет человеку. Если бы Господь Бог постоянно вмешивался в судьбу человека, и заставлял бы его поступать так или иначе, то это бы было нарушением свободы человека и он бы превращался в робота.
   Во-четвертых, полной справедливости в этом мире не может быть, а будет в конце мира, когда будет установлено «Царство мира и справедливости, Царство Господа Бога». Об этом говорится в Господней молитве (Отче наш) «Да приидет Царствие Твое». Тоже об этом сказано в 11-м и 12-м членах Символа веры: «Чаю (т.е. жду) воскресения мертвых и жизни будущего века». Христианин это знает и верит что в будущей жизни будет настоящая справедливость.
• Н: Здесь, для ясности, мы повторим, что было сказано выше. Некоторые неверующие, «православные атеисты», согласны с христианским учением, но все-таки не могут согласиться с тем фактом, что Господь Бог существует по следующим причинам: (1) Если бы Он существовал, то давным давно бы остановил все ужасы, войны, кровопролития и т.п.; (2) Как Бог может допускать смерть невинных младенцев и т.п.
   Нужно сказать что эта критика исходит из христианских позиций, так как в язычестве так не думали. Люди были жестокие и далеки от всяких гуманных чувств. Кроме того оно показывает непонимание христианского учения, незнание христианского толкования Священного Писания, незнания творений Святых Отцов и т.п.

44. Атеизм. [03дек08]
• В: Атеизм возник на Западе из-за грубых отступлений в Западной Церкви и остатках языческого менталитета в Церкви. Недовольство постепенно росло, пока не произошел раскол, Реформация и появление протестантских сект (1517 г.). Следующий этап был секуляризация общества и появление атеистических течений. Все это не имело отношения к Русской Православной Церкви, но движение потепенно начало затрагивать Россию, пока не произошла катастрофа 1917 г.
   Неверующие, безбожники и атеисты могут существовать, когда у них все идет хорошо. Есть молодость, здоровье, жизнь как-то устроена, особой ответственности за других людей нет, скажем детей, пожилых родителей, больных и т.п. Но, все выглядит по-другому, когда появляются затруднения: болезни, смерть, большая ответственность, война – тогда без Бога нельзя. Как было сказано выше, в Священном Писании есть на эту тему «Притча о благоразумном строителе». В ней говорится, что в хорошую погоду нет особенной разницы между домами, построенными на песке и на камне, но, когда приходит буря дом, построенный на песке, с треском падает (Матфея 7:24-27)(§14).
   Как было сказано выше, неверующий конечно не молится, он всегда один. В тяжелую минуту он не может ожидать ни от кого помощи. Но, сплошь и рядом, под тяжелым обстрелом или в смертельной опасности, неверующий и атеист начинают молиться: «Господи помоги»! Это иногда и бывает первым шагом к нашему Отцу, Господу Богу, человек дает какое-то обещание Богу. По-английски есть поговорка: «There are no atheists in fox holes».
   Неверующие и атеисты не могут писать о христианстве, и в особенности, о Православии, потому что они просто его не понимают и не знают. Их писания и рассуждения на редкость поверхностные, не глубокие и просто примитивные. Вспомним как первый космонавт (astronaut) в мире заявил, что он в космосе Бога не видел. Они не привыкли думать духовными категориями, и поэтому не способны войти во внутренний мир христианина, который состоит из любви к Богу и человеку, и согласовании этого мира с Заповедями Закона Божия. В Бога же атеисты вообще не верят.
   Как было сказано выше, неверующие и атеисты показывают полное непонимание христианского учения, незнание христианского толкования Священного Писания, незнание творений Святых Отцов, незнание истории Церкви и т.д. и т.п. С ними очень трудно говорить, так как они действительно не понимают о чем говорят. Они что-то слыхали недопоняли и гордо и нагло начинают рассуждать и говорить всякие нелепости. Верующий человек только разводит руками и просто не знает с какого конца начинать.
   Итак, атеисты горды и ограничены. Гордость, как и все другие грехи, затемняют разум и они не способны видеть очевидное. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (I Кор.1:14)».
   В Нагорной проповеди сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мат.5:8), а это значит что условие для понимания учения Господа Бога – это чистое сердце, т.е. без гордыни и злобы. Если атеисты начнут понимать и узнавать этот мир, то тогда сами станут верующими. Это – когда кто-то критикует воду из свежего источника, а сам ее никогда не пил.

   Приведем здесь слова бывшего атеиста, Алексея Бахмутова: «Как человек, побывавший и атеистом и верующим, хочу поделиться некоторыми наблюдениями из своего опыта, которые для меня в свое время оказались неожиданными и потому, мне кажется, могут быть любопытны читателям этой статьи.
    Одно из таких наблюдений состоит в том, что внутренне психологическое состояние верующего значительно более устойчиво, чем у атеиста. Атеиста гложут разнообразные страхи, от которых свободен верующий человек. Так, например, верующий человек теряет страх перед смертью, не боится человеческого суда, а только Божьего, которого, как ему хорошо известно, все равно не избежать. Гордость и желание показать свое «Я» отступают на задний план по сравнению с важностью соблюдения Заповедей Божиих, и это соблюдение бессмысленно демонстрировать кому-либо из смертных. Не надо ничего доказывать человекам, но только бояться Бога, от которого всё равно ничего нельзя скрыть.
    Многие умные атеисты страдают от своего декларируемого неверия и комплексуют, сознавая, что в мире есть Нечто, им недоступное. Причиной тому их вера в ложные истины» (ДД-75.5р).
   Математик В.Н.Тростников очень хорошо написал (2000 г.): «Проблема атеиста очень проста – это проблема нежелания расширять свой кругозор. Между атеизмом и религиозным миропониманием нет качественного различия, оно чисто количественное. Атеизм есть начальная фаза познания, религиозность – его продолжение и развитие» (ДД-07.2). Другими словами, атеист не все продумал до конца.
• Н: Атеизм – это единственный правильный взгляд на мир. Религия, в особенности Православие, мешает человеку жить свободно и делает его рабом. Все это объясняет научный атеизм.
   • Введение в Историю Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13.3)
   • История Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13)
   • Истоки разницы между Западной и Русской Церквами. Русское Православие (ДД-13.7)
   • Записки о вере. ответы на вопросы неверующего (ДД-78)
   • Записки о марксизме (ДД-75)
   • Вопросы неверующего и ответы (ДД-75.3)
   • Ответ атеисту (Тростников. 2000 г.) (ДД-07.2)
   • Записки бывшего атеиста (Бахмутов) (ДД-75.5р)

Заключение. [25окт07]
В заключение, первое, что можно сказать – это, что православный христианин не один, с ним в течение всей его жизни Христова Церковь, которая его и его семью опекает, помогает, учит, наставляет и греет. В наше критическое и тяжелое время, где бы он не был, он не один.
   Второе – это, что для разрешения вопросов своих, своей семьи, друзей и общественности, у него есть доступ к колоссальному дветысячилетнему опыту христиан, их Церкви, а более конкретно – творениям Отцов Церкви.
   Третье – ясно обрисовываются качества православного человека. Всюду виден более глубокий, дальновидный и продуманный подход. Этим и объясняются основные качества русских людей и их культуры. Неверие же создает плоский, близорукий, недодуманный подход и способствует раздвоению личности и паранои.
   Несколько примеров, приведенных выше, показывают, что неверующие, безбожники и атеисты не все продумали и не все поняли, если они честные. Кроме того, они почти не знакомы с внутренним миром человека и его хорошими и плохими качествами. Они зациклились в своей антицерковной паранойе и не видят мир таким, какой он есть. Это их делает слепыми к истине. В Евангелии сказано: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:32).


Примечания. [25окт07]
[П1] Некоторые места в этой статье взятые из прошлых работ. Это сделано для того чтобы она была самостоятельная и законченная (stand by itself) и можно было бы ее читать независимо и без ссылок на другие работы. Ссылки которые даются в этом тексте не обязательны для понимания материала, а приводятся только для тех читателей которые хотят исследовать этот предмет поглубже.
[П2] Эта работа была написана по просьбе ТАК.

Литература на наших эл. стр. [03дек08]
• Благотворное влияние христианства (ДД-06)
• Благотворное влияние христианства. Примечания (ДД-06.12)
• Христианство спасло человечество от гибели (ДД-06.13)
• Ответ атеисту (Тростников) (ДД-07.2)
• Брак и православная вера (ДД-08.4)
• Великий Пост и Пасха Христова(ДД-11)
• Пасха и Двунадесятые праздники (ДД-12)
• История Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13)
• Введение в Историю Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13.3)
• Истоки разницы между Западной и Русской Церквами. Русское Православие (ДД-13.7)
• Значение Закона Божия в школах (ДД-17)
• Учение Господа Иисуса Христа (ДД-21.4)
• Что мы хотим передать нашим детям (ДД-22)
• Истинность православной веры [ДД-26(15)]
• Духовное богатство в книгах [(ДД-26(21)]
• Выдержки из духовных книг [(ДД-26(22)]
• Как воспитывать наших детей? Что нам делать? (ДД-27)
• Что такое христианство? (ДД-38)
• Значение Православия в жизни и истор. судьбе России (проф. Царевский. 1898 г.) (ДД-40)
• Врачевание личности в Православной Церкви -- Аскетика (ДД-43)
• Краткая Исповедь пред Духовниками. Подробное объяснение (ДД-47)
• Краткая Исповедь пред Духовниками (ДД-47.2)
• Руководство для первой исповеди (ДД-47.3)
• Краткое описание структуры прихода (ДД-50)
• 50 лет истории прихода в Бурлингейме, Калифорния (ДД-50.3р)
• Нравоучение (по мит.Филарету) (ДД-64.5)
• Подвиг Зарубежной Церкви (ДД-65)
• Записки о марксизме (ДД-75)
• Вопросы неверующего и ответы (ДД-75.3)
• Записки бывшего атеиста (Бахмутов) (ДД-75.5р)
• Есть ли Бог? Апологетические статьи (Протоиерей Шорец) (ДД-77р)
• 16 доказательств бытия Бога (Хлебников) (ДД-77.3р)
• Записки о вере. Ответы на вопросы неверующего (ДД-78)
• Общие сведения о церковно-приходской гимназии (ГД-203)

• Библия    • [Библия. Временный линк, только для тестирования]
• Bible KJV    Bible KJV

Библиография. [02нбр07]
• Marc D.Hauser. Moral Minds. The Nature of Right and Wrong. 2006. Harper Collins Publishers, NY. p.489 (Марк Д.Хаузер. Нравственный разум. Природа добра и зла). Основы нравственности встроены в физиологию человека. Отличная и подробная библиография.


• НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ • НАВЕРХ

(ДД-78.2),  http://www.dorogadomoj.com/  d782dva.html,  (27авг05), (I-й вып:21сен07),  03янв08
ред: Т.А.Кузьмина; о.А.Кочергин; С.О.Авдеева. em