Дорога домой. Выпуск ДД-38.8р  [14дек06]
ЦЕРКОВЬ  КАК  ОПОРА  ДУХОВНОГО  РАЗВИТИЯ.
Прот. Н. Депутатов.
(Церковь) столп и утверждение Истины
(1 Тим. 3:15)

Отец Николай Михайлович Депутатов, протоиерей Русской Зарубежной Церкви (1896-1982 гг.). Родился в России. Окончил Саратовское реальное училище и военное училище в Гори. Участник мировой и гражданской войны. Эмигрировал в Китайский Туркестан. С 1922 года работал и учился в Харбине. Окончил богословский факультет института св. Владимира. В 1949 был назначен настоятелем Успенской церкви в Харбине. В 1957 прибыл в Австралию. С 1962 г. настоятель собора в Бризбене.
    Содержание: (1) Церковь -- опора в жизни; (2) В Церкви общение с Христом; (3) Церковь -- корабль плывущий в бурном море; (4) В Церкви общее спасение.

1. Церковь -- опора в жизни.
Сознание одиночества, ненужности существования ищет опоры в жизни. Человек страдает невыносимо, когда он принужден жить с собой и думать только о себе. Кто даст руку помощи? Где найти то вечное, к чему мог бы прилепиться всем существом своим? Церковь освобождает от подобных тягостных переживаний. В Церкви мы вступаем в нравственно-духовную связь с лицами, в которых христианская жизнь в полноте и обнаруживает свое великое значение. Носителей ее Сам Спаситель называет светом мира. Широкий опыт одного, глубокая мудрость другого, высокая жизнь третьего служат в Церкви на пользу всех. В Церкви раздвигаются рамки духовной жизни, и мы вступаем в атмосферу сознательного христианского бытия. Слабый отдельно, в качестве живого члена Церкви становится богат глубоким опытом и пониманием, хранящимся в Церкви, накопленным рядами поколений. Ничто так не радует души, как взаимное способствование в достижении общей высшей цели при помощи небесной благодати. Жизнь наполняется высшим содержанием через хранящиеся в Церкви высшие ценности жизни. Связывать свою деятельность с Церковью - это значит ставить ее в тесную связь с работой как прежних, так и последующих поколений. Это способно поднимать дух, поддерживать энергию, двигать их на великие подвиги и жертвы и не допускать соблазняться злом и недостатками, свойственными нашей жизни. Жизнь в Церкви и деятельность на ее пользу освещается лучами вечности. Всех этих благотворных влияний лишается тот, кто удаляется от Церкви...

2. В Церкви общение с Христом.
Признание Божества Спасителя началось не рациональным путем, а под влиянием непосредственного воздействия Его на людей. Все пережитое апостолами около Христа, все полученные от Него впечатления, охваченные умственным взором, собранные в одном фокусе, подняли их мысль над областью "плоти и крови", и в лице Петра заставили сознательно и твердо сказать: "Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго" (Мф. 16, 16). Произнесенное Петром исповедание было принято Спасителем как доказательство силы духа апостолов. После этого Спаситель высказал уже обетование и об основании Церкви. Апостольское исповедание Божества Спасителя есть фундамент Церкви. Оно проникает всю ее жизнь и тысячами путей стремится войти в души христиан и вызвать у них соответствующую деятельность в мире. Апостолы категорически утверждают, что они возвещают то, что знают непосредственно, путем личного общения со Христом... У порвавшего связи с Церковью религиозная мысль делается не только беспочвенной, но и беспредметной. Она у них расплывается в отвлеченностях, рассыпается на различные представления и понятия, теряет свою ясность и энергию, становится бедной религиозным содержанием и не способной влиять на человека. Им можно сказать словами Тертуллиана: "Вы, ищущие всегда и не находящие ничего, знайте, что ищете там, где нельзя найти". Такое отношение к религии дает повод к отрицанию высшего бытия и к обоготворению себя. Человек начинает отрицать Бога во имя своей ни от чего не зависящей свободы. Таковы крайности мятежных людей...

3. Церковь -- корабль плывущий в бурном море.
Святые Отцы сравнивают Церковь с кораблем, плывущим по морю. Люди на корабле знают, куда плывут вместе с ним, и свободно переплывают море, несмотря на вздымающиеся кругом волны и бури. Но стоит покинуть корабль и, положившись на свои силы и средства, одному пуститься в бурное море, силы человека скоро ослабевают, волны начинают его заливать, и он быстро тонет. Таково великое значение церковного начала в Христианстве. Так необходима эта нравственно-духовная связь с ним, созидающая спасительное настроение. "Не христианин тот, кто не в Церкви Христовой" (св. Киприан Карфагенский). "Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Разрушать целость Церкви и побуждать людей к удалению от нее - дело не меньшее, чем если бы мы стали терзать Тело Христово и разрывать Его члены..." (Златоуст, Бес. XI к Ефес.)

4. В Церкви общее спасение.
Дети антихриста ополчились на Церковь, пытаясь уничтожить ее. Направлено в Церковь ядовитое оружие диавола: ложь, клевета, обман и провокация. Но не страшны Церкви все эти козни диавола. Сказано апостолом, что "адовы врата" не одолеют нерушимую крепость ее. "Она столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15). По силе и высоте нравственной ценности она всегда будет стоять - до самой кончины мира. Без Церкви люди погибнут временно и вечно, на земле и на небе. Только в ней единственной общее спасение. Без Церкви не стоит и трудиться, и не к чему стремиться. Без Церкви бессмысленна человеческая жизнь. В Церкви быть и служить - служить Богу, свету, добру и счастью человека. Церковь помогает развитию, расцвету духовной жизни, осуществлению Царства Божия, Божественного плана миротворения. Отступники от Церкви служат не добру, а злу, не свету, а тьме, не Христу, а диаволу. Они враждуют с Богом, препятствуют осуществлению воли Божией, направленной на спасение людей... Благодать не дается насильно и внешне. Как лекарство не мертвому помогает, а живому, хотя и больному, так Божия сила идет навстречу живым стремлениям людей, пусть и бессильных и грешных. И всегда Церковь им явится благодетельною исцеляющею силой, опорою духовного богатства и внутреннего развития.

(Прот. Н. Депутатов, «Богосознание: опыт православного богосознания»,
изд.братства преп.Германа Аляск., 1975 г.)


Примечания.
[П1] Снято с узла: http://www.stjohndc.org/ и http://www.wco.ru/biblio.
[П2] Для лучшей наглядности и видимости прибавлены подзаглавия.
[П3] Книга прот. Николая Депутатова, Богопознание

Литература на наших эл. стр.
• Что такое христианство? (ДД-38)
• Составляющие христианства (ДД-38.2)
• Как создавалась Православно-Христианская Вера (ДД-38.3)
• Что такое Священное Писание или Библия (ДД-38.4)
• Нагорная проповедь (Ап. Матфей) (ДД-38.5)
• Нагорная проповедь (Арх. Аверкий) (ДД-38.6р)
• Новый Завет. Указатель по главам и стихам. Еп. Александр (Милеант) (ДД-38.7р)
•  Врачевание души (личности) в Православной Церкви -- Аскетика (ДД-43)


dr388cer.html,  (I-й вып:13дек06),  14дек06
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
НАВЕРХ