Крупицы познания исторической России в свете православной веры (0)  [12авг11] Проф. Г.А.Знаменский

 

Проф. Г.А.Знаменский

 

Крупицы познания
исторической России
в свете православной веры

 

Под редакцией П.Р.Ваулина


 

Издание Нивы 1979

Интернетское издание
6/19 августа 2011 г.
Преображение Господне


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Жизнь и деятельность профессора Георгия Александровича Знаменского

От редактора

От автора

1. Историческая Россия и Святая Русь. Вместо Предисловия

2. Дело богомудрой и Великой Княгини Ольги, предрассветной зари восходящего солнца Христовой веры на Руси

3. Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир и первые продолжатели его дела на Руси

4. Святой Благоверный и Великий Князь Александр Невский - Архистратиг Земли Русской

5. Преподобный Сергий Радонежский - игумен Земли Русской (1314-1392)

6. Роль Московских Князей в образовании единого Православного Царства Московского

7. Подвиг Троицно-Сергиевской Лавры в Смутное Время. Дело Святейшего Патриарха Гермогена (1603-1613). Избрание на Российский Престол М.Ф. Романова

8. Жемчужины Российской словесности

9. Начало письменности на Руси

10. Монгольское иго на Руси (XIII-XV века)

11. Дело Петра Великого - первого единодержавного Императора Всероссийского и его сподвижников

12. Век слепого, рабского подражания Западу

13. Денис Иванович Фонвизин (1744-1792)

14. Александр Сергеевич Грибоедов. От подражания к оригинальной классической литературе

15. Иван Андреевич Крылов

16. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). Сентиментальное направление в русской литературе

17. Василий Андреевич Жуковский (1782-1852). Западно-европейский романтизм

18. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Христианская эстетика в творчестве Пушкина. Начало Золотого Века в русской литературе

19. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

20. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Отличительные особенности его литературного гения

21. Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) в свете русской и иностранной критики

22. Заблуждения Льва Толстого (1828-1910)

23. Феодор Михайлович Достоевский (1821-1881). Величие Православного Пророка

24. Вклад русского гения в мировую культуру

25. Вклад России в мировую науку

26. Завершение идеала святости на Руси во дни Батюшки Серафима, Саровского Чудотворца.
Величие православного русского гения в XIX веке.
Начало мирового кризиса после крушения России, стоявшей на страже мирового равновесия

27. Святая Русь и ее грядущее возрождение

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЗАД
ВПЕРЕД

Заслуженный профессор Георгий Александрович Знаменский (1890-1975)

 

 

  ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
профессора Георгия Александровича Знаменского

Георгий Александрович Знаменский родился в духовной семье 28 марта 1890 года в хуторе Тиховском, Мигулинской станицы, Донской области. По окончании местной приходской школы, учился в Духовном училище Усть-Медведицкой станицы, а после - в Новочеркасской Духовной семинарии, которую окончил первым. В 1916 году блестяще окончил Императорскую Киевскую Духовную Академию, в которой получил образование на казённый счёт.

Получив звание магистранта богословских наук, поступил преподавателем в мужскую гимназию в Калаче-на-Дону, где вскоре и женился на Ольге Яковлевне Зиновьевой.

В 1917 году, когда революционные волнения расшатали дисциплину, и некоторые преподаватели и директор вынуждены были покинуть свои посты, Георгий Александрович, будучи человеком мягкого характера и любимым, как учениками, так и родителями их, не только был оставлен при гимназии, но, имея от роду всего 27 лет, единогласно был избран и утверждён Донским правительством директором гимназии. Вскоре, когда проводились выборы в Донской Войсковой круг, Г. А. был избран в члены круга от станицы Мигулинской и переехал на жительство в г. Новочеркасск.

Когда революционный угар докатился до столицы Донской области, Георгий Александрович с женой, ребёнком и племянницей эвакуировались сперва в Екатеринодар, где похоронили свою девочку Нину, потом в Новороссийск, а после в Крым и дальше в Константинополь.

В Константинополе, при посредстве Владыки Анастасия, принял участие в организации средней русской школы-лицея, в котором обучалась наша молодёжь. Здесь Г. А. был одним из преподавате-лей. По закрытии этой школы, из-за отсутствия средств, Г. А. был назначен директором и преподавателем школы, подобной лицею, на острове Халки, вблизи Константинополя.

В течение трёхлетнего пребывания в Турции Г. А. вёл интенсивную работу в деле просвещения русского юношества, держа тесный контакт с Владыкой Митрополитом Анастасием, который очень любил и ценил Георгия Александровича.

В 1923 году Г. А. переезжает в США. Нелегко было поначалу без знания языка устроиться на службу. Знаменским пришлось сперва заняться, если не чисто физическим, то "полу-физическим" трудом. В дальнейшем, подучив английский язык, Г. А. поступает в один из лучших университетов в г. Бостоне - Гарвардский и получает учёную степень магистра педагогических наук и психологии.

Спустя некоторое время, с появлением интереса к русскому языку, начинается его научная и педагогическая деятельность в США.

Георгий Александрович преподавал в Гарвардском Университете. в Массачусетском Технологическом Институте, Браунском Университете, Симмонс Колледже, в Бостонском Университете и в других.

Он часто выезжал с докладами в окрестности Бостона и выступал с просветительными лекциями и докладами в русских организациях. Г. А. написал немало научных трудов и учебников, как по русскому языку, так и по техническим наукам, и многие его книги пользовались в своё время особенной популярностью и несколько раз переиздавались.

Круг научно-педагогической деятельности Георгия Александровича не ограничился Америкой. Его приглашали в Канаду, в Саскачеванский Университет, где он организовал факультет русского языка и вернулся в США со званием профессора и опять занял свой пост в Массачусетском Технологическом Институте, в котором получил звание заслуженного профессора.

Несмотря на свои научно-педагогические успехи, Георгий Александрович, будучи по происхождению донским казаком, никогда не забывал, что он русский, верный и преданный сын России и Русской Православной Соборной Церкви. Он был близким другом покойного Митрополита Анастасия, Архиепископа Виталия и других наших архипастырей. Он принимал большое участие в постройке храма-памятника Святому Владимиру на ферме Рова и в основании Богоявленского прихода в Бостоне.

Поддерживая дух строителей и жертвователей своими пламенными статьями и личными пожертвованиями, Георгий Александрович умел кратко и ясно излагать свои патриотические мысли, как в своих речах, так и в печати. В течение 25 лет он был сотрудником русской национальной газеты "РОССИЯ" и другом её редактора-издателя Н. П. Рыбакова, всегда с нетерпением ожидавшего статей проф. Знаменского. Много лет его серьёзные статьи на религиозные и философские темы печатались в любимом им журнале - "Православная Русь".

Жизнь проходит, и многое забывается, но хотелось бы ещё напомнить, что при горячем участии Г. А. было создано популярное в своё время "Общество Защиты и Помощи Русским", возглавляемое князем С. С. Белосельским-Белозерским, где за особо неоценимую работу Георгий Александрович был избран, в числе немногих, почётным членом этого Общества.

В сочельник Рождества Христова, 6 января 1975 года, Георгий Александрович Знаменский ушёл в лучший мир, а мы потеряли большого русского патриота, крепко стоявшего в вере Православной и верного защитника Христовой Правды. Царство ему Небесное!

Согласно его воле, тело его нашло вечный покой в Свято-Троицком монастыре - обители, которую он так горячо любил.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЗАД
ВПЕРЕД

От редактора

Книга заслуженного профессора Георгия Александровича Знаменского "Крупицы познания Исторической России" представляет великую ценность, особенно для русских людей, находящихся в изгнании, и для иностранных студентов, изучающих русскую историю и русскую культуру, а также характер и сущность русского православного народа.

Редкое соединение в одном авторе двух дополняющих друг друга качеств - учёного литератора и выдающегося богослова, а также талантливого писателя-стилиста определили глубокий профессионализм и христианское мировоззрение книги и придали ей высокие эстетические качества.

Читая эту книгу, русский человек в изгнании проникается русским духом, утверждается в вере православной и как бы возвращается на свою Родину и становится членом единой российской семьи; а иностранец, читающий эту книгу, начинает понимать, насколько трагична история российского Государства, и как велик национальный дух русского народа, выстоявшего все исторические ураганы и создавшего на основе своей православной веры величайшую и гуманнейшую русскую культуру - литературу, иконопись, зодчество, живопись, музыку, фольклор, и всё это сотворил благодаря своей простоте, христианскому смирению, доходящему до грани юродства. Всякий читающий эту книгу не только обогатит свои познания, но и укрепит свою веру в грядущее воскресение России.

Что касается моей работы над этой книгой, как редактора, то она свелась в основном к окончательной сверке многочисленных цитат, главным образом из русских авторов. И поскольку эта книга является как бы "сводом" отдельных "крупиц"-глав, каждая из которых могла быть напечатана отдельной статьёй, и некоторые из них действительно были напечатаны в разных газетах и журналах, то в целях соединения этих "крупиц" в одно целое, иногда необходимо было исключить из рукописи повторяющиеся мысли, которые в отдельных статьях были необходимы, а в составе книги стали излишними.

Подводя язык и стиль текста статей к некоему единому "общему знаменателю", изредка необходимо было осторожно, чтобы не испортить богатого, узорчатого стиля автора, чуть упростить классическое изящество изысканного языка и стиля автора, прошедшего хорошую старую школу - это делалось только в тех случаях, когда, как мне казалось, затруднялось до некоторой степени понимание предложений современным читателем, приучившемся к бедности и даже примитивности современного языка. И самая незначительная часть работы заключалась в "переводе" всей книги на новую современную орфографию.

Работа над этой книгой была для редактора большим удовольствием. Он не только освежал в памяти свои скромные познания, но и учился у автора этой книги - учился главным образом хорошему русскому языку, который в наши времена, как и все другие культурные ценности, сильно огрубел и испортился. Поэтому, печатая "Крупицы познания Исторической России", редактор уверен, что читатели тоже получат много хорошего и полезного из этой книги. Особенно же эта книга рекомендуется для чтения молодому поколению, родившемуся в изгнании.

Приготовляя к печати эту книгу, я часто вспоминал её автора. Мы с Георгием Александровичем несколько лет преподавали вместе в Бостонском Университете, вместе вели там Русский Радио Час - получасовые радио программы, оба одновременно писали для газеты "Россия", ещё задолго до того, как познакомились лично, и оба мы состояли в одном, Богоявленском, приходе в городе Бостоне - до того, как я уехал в Алабаму в 1967 году.

П. Р. Ваулин
Алабамский Университет.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЗАД
ВПЕРЕД

От автора

Охватить и истолковать в одном труде великую Россию, с её одиннадцативековым культурно-историческим развитием просто невозможно. Вот почему, скромно назвав свой труд "Крупицами Познания", мы защитили себя от возможных упрёков читателей в том, что автор не коснулся тех или других вопросов, исторических лиц и важных событий.

В собранных нами за много лет драгоценных для русского сердца "Крупицах" мы постарались как можно ярче и глубже проанализировать изумительное, поистине чудесное национальное, государственное и культурное развитие исторической России, преодолевшей огромные препятствия на своём историческом пути развития, и гением и жертвенностью народа создавшей могущественное континентальное государство, достойно величаемое Великой Россией, которая стояла на страже мирового равновесия и международных прав и справедливости, неисповедимыми путями Промысла Божия призванной быть истинным оплотом и защитницей Вселенского Православия.

Разбором этих "Крупиц" мы надеемся подогреть патриотические чувства и веру в возрождение исторической России у полонённого, но не сдавшегося врагам народа русского и особенно у нашей молодёжи, вселить надежду на новый взлёт обновлённой и во всём Христу Истинному послушной матушки России.

Разбором этих "Крупиц" мы надеемся воскресить в памяти читателей миссию русского народа-Богоносца, его всемирную роль - но роль не для господства над другими народами, а для христианского братства по закону Христова Евангелия. Через все эти "Крупицы" золотой нитью будет проходить и светиться спасительная и животворящая сила нашего лучезарного Вселенского Православия, как краеугольного камня исторической России, долженствующего быть положенным во главу угла и при закладке нового величественного здания возрождённой России.

Этими "Крупицами" мы надеемся осудить, обличить и отвергнуть абсолютно ложное и невежественное или сознательно злобное утверждение врагов Святой Руси, что будто бы Восточное Вселенское Православие "помешало" культурно-историческому развитию дореволюционной России. Путём добросовестного и объективно-научного подхода к действительной роли Православия на Руси мы убеждаемся в обратном - всеобъемлющий русско-славянский гений нашего народа никогда не достиг бы такого взлёта и такого широкого горизонта в своем творчестве, если бы этот гений не был согрет дыханием Вселенского Древле-Апостольского Православия.

В нашем труде мы будем касаться главным образом положительных сторон культурно-исторического развития России, останавливаясь на заслуженной славе Руси Святой в её лучшие, светлые моменты развития и процветания. Мы знаем и не скрываем, что бывали у нас недостойные люди; были самозванцы и Гришки Отрепьевы, и разбойничьи шайки Стеньки Разина, да Емельки Пугачёва. Но не на них стояла русская земля, и не на них мы будем останавливаться, познавая Русь. Об отрицательных сторонах жизни исторической России были написаны многие томы. Их авторы по злобе к России и по невежеству своему проглядели объективную правду о величии России, не заметили её добра и красоты.

Мы вынуждены выступить в защиту положительных и светлых сторон России ещё и потому, что враги России, в припадке ненависти и зависти к России ставили её в культурном отношении на уровень развития африканских дикарей. Напомним же нашим врагам о том, что это они оказались на уровне дикарей, по сравнению с нашими учёными, композиторами, артистами, художниками, певцами - когда те покинули Россию, погубленную врагами, и оказались на Западе.

Вся книга состоит из отдельных законченных статей, органически связанных между собой единой конечной целью - показать читателю, что историческая РОССИЯ переживала самые лучшие моменты своего творчества в государственном строительстве и культурном развитии только тогда, когда она оставалась верной заветам русской святости и древле-русского благочестия. Поистине, чудом была история развития Православного Царства Российского, неисповедимыми путями Промысла Божия избранного стать оплотом Вселенского Православия.

Читая наши "Крупицы", перенесёмся, дорогие читатели, в глубину веков седой старины. Пусть пройдёт перед нашим мысленным взором вся тысячелетняя история Руси былой, Руси Святой, Руси Царской и Императорской. Да укрепится в нас вера в грядущее возвращение Руси из невидимого ныне Града Китежа на широкие просторы нового процветания. И если знакомство с этой книгой вызовет у читателя желание к более тщательному изучению истории России, это и будет высшей наградой для нас за понесённые труды по долголетнему собиранию этих "Крупиц" - драгоценных жемчужин, в которых, "Как солнце в малых каплях вод", отражена и сияет на весь мир былая слава и величие нашей дорогой Родины - России.

Профессор Г. А. Знаменский


 

ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЗАД
ВПЕРЕД

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ РОССИЯ И СВЯТАЯ РУСЬ
Вместо ПРЕДИСЛОВИЯ

Приступая к изложению наших скромных "Крупиц Познания", прежде всего остановимся на возможно более точном определении смысла выражений: "Историческая Россия" и "Святая Русь", которыми мы привыкли величать нашу многострадальную матушку Россию.

Историческая РОССИЯ - это огромная континентальная страна, истинное благополучие которой и процветание зависело от плодотворного свободного труда могучего чудо-богатыря, русского Микулы Селяниновича, богатыря-пахаря, олицетворявшего собой силы народные в оседлый период, когда наши предки занялись земледелием.

Историческая Россия, будучи "житницей Европы" в прошлом, при правильном развитии земледелия могла бы стать и уже постепенно становилась "житницей всего мира".

Историческая Россия - это страна неограниченных и неистощимых естественных богатств, с огромным запасом здоровой человеческой силы, с неистощимой, солнечной жизнерадостностью.

В древний период своего развития историческая Россия представляла собой бесконечные пространства, с редким населением, подверженным постоянным нападениям диких монгольских племён Центральной Азии. По словам историка В. О. Ключевского, "Судьба поставила Русь в восточных воротах Европы, чтобы охранять культурную Европу от разрушительных набегов диких племён Азии. К сожалению, эта великая служба России, не получив должной оценки в просвещённой Европе, скоро была забыта".

Историческая Россия, отдававшая все свои физические и умственные силы на борьбу с наседающими на неё внешними врагами, не была однако никогда варварской страной. Трагический гений нашего народа проснулся очень рано, на самой заре его исторического бытия. Устное народное творчество, дошедшее до нас от самых отдалённых предков, красноречиво подчёркивает природный ум и богатое воображение русского народа.

Будучи сначала язычниками, наши предки, как и все народы арийского происхождения, поклонялись внешним силам природы, особенно же солнцу, грозе и ветру, столь необходимым для согревания и орошения кормилицы земли.

В конце десятого века, после крещения Руси в 988 году, одарённый Богом народ русский стал постепенно согреваться и просвещаться благотворным дыханием Вселенского Православия. В конце XII века русский православный гений подарил нам литературный памятник красоты неописуемой, шедевр не только русской, но и мировой литературы - "Слово о полку Игореве".

Нашествие татар в начале тринадцатого века и почти трёхсотлетнее Монгольское иго на Руси разрушило богатые зачатки русского творчества и надолго остановило свободное культурное развитие страны. Сбросивши с себя в конце ХV века ненавистное татарское иго, медленно приходила в себя Русь, как после продолжительной и тяжкой болезни.

Неудивительно поэтому, что когда Пётр Великий, по выражению Пушкина, "прорубил окно в Европу", русские люди сразу заметили, как Отечество наше отстало от Запада, особенно в области развившейся там науки и культуры. Девизом Петра и его сподвижников стало: учиться у Запада; И поднятая на дыбы Петром Русь идёт на выучку к Западной Европе. Наступает, по выражению Грибоедова, век "слепого, рабского, пустого подражанья" России Западу, и на русскую культурно-общественную почву, к сожалению, пересаживается не только полезное для России, но и то, что вредно для неё.

Однако вышедшая на широкие просторы своего самостоятельного творческого развития Россия поражает вскоре весь мир вкладом в мировую сокровищницу истины, добра и красоты, выдвинув из своей среды великих учёных с мировыми именами в области изобретений и открытий в теоретических и прикладных науках.

Русская культура XIX века поразила мир своей многогранной силой и красотой. Душа богато одарённого Богом народа, удерживаемая до поры обстоятельствами, вышла, наконец, на широкие просторы свободного творчества и стала являть чудеса.

Историческая Россия географически является не менее азиатской, чем европейской страной. Неисповедимыми путями Промысла Божия Русь была поставлена в восточных воротах Европы. Многому научила Русь проживавшие в пределах её и по соседству с нею восточные племена, но и немало ценного сама узнала от них. И если одним из чаяний современного человечества является стремление к мирному содружеству народов, то не только нравственный идеал исторической России, но и её географическое положение посредине двух цивилизаций Востока и Запада, могли бы сыграть великую роль в осуществлении истинного содружества племён и народов. Достоевский указывал, что русский идеалист, мечтатель о мировой гармонии духа, никогда не удовлетворится счастьем и процветанием только одного своего народа. Ему подавай общечеловеческое счастье. Иначе он не успокоится.

Историческая Россия - всё ещё мало понятая и нелюбимая страна. В течение многих веков историческая Россия сознательно держалась сильными мира сего в "замороженном" ложном представлении среди народов мира, как страна отсталая, некультурная, а то и просто варварская, где в городах и столицах даже днём по улицам бродят волки да медведи.

Подобное мнение о "варварстве" и "дикости" России умышленно насаждалось врагами России и Христианства.

Историческая Россия для внешнего мира всё ещё страна, сотканная из крайностей, противоречий, глубоко вкоренившихся предрассудков, грубых суеверий и полного невежества.

Однако для более вдумчивых иностранцев историческая Россия - это величайшая страна неистощимых богатств и возможностей.

Для нас же историческая Россия - это всё ещё спящий крепким богатырским сном, ещё не сказавший своего последнего слова, могучий гигант духа и тела, ожидающий благоприятного момента для нового взлёта. Тысяча лет исторического развития России - это только младенческий период бытия России. Страна, на кресте распятая, при своём крутом повороте к утраченной духовности имеет полное нравственное право снова стать на страже мирового равновесия и утраченных в наши дни прав справедливости. Русский идеал вселенского содружества народов всегда был и останется не экономическим, не политическим и не научным, а нравственным идеалом содружества народов по Закону Христова Евангелия. Согласно христианской идеологии, постоянная неудача в осуществлении человечеством истинного братства народов коренится не столько в незнании основ христианской морали, сколько в игнорировании нерушимых основ Христовой Любви и Правды. Все люди, сохраняя свои индивидуальные и национальные особенности, могли бы по-братски объединиться на возвышенных основах взаимного уважения, любви, искреннего сострадания и взаимной помощи друг другу, исполняя от чистого сердца золотое житейское правило Божественного Учителя Христа: "Всё, что ты хотел бы, чтобы тебе делали другие, делай и ты другим то же самое".

И как бы ни казалось странным, эту историческую Россию, жившую по Христовой Правде и Любви, никто никогда не любил, но все боялись и называли её злобной кличкой "жандарма Европы". И горьким, но справедливым упрёком всему человечеству прозвучали однажды слова Императора Александра III, поднявшего бокал за маленькую Черногорию - единственного друга Великой России.

Всеми нелюбимая, через длинный ряд веков пронесла историческая Россия свою загадочную, мало понятную человечеству, миссию служения истинному братству народов. Во многом Россия не была страной с постоянным и непрерывным процессом развития, как это мы наблюдаем в развитии других стран. Россия - это страна чудес и великих сюрпризов, неожиданных приливов и отливов, скачков и молниеносных взлётов.

В грозе и буре современных мировых потрясений, нравственного банкротства зашедшего в тупик человечества, в безумном устроении жизни без Бога, с погибельным девизом "всё дозволено", грядет омытая в крови и слезах голгофских страданий, чистая, во всём Христу Истинному послушная и дивная во святых своих, восьмиконечным православным крестом осиянная, возрождённая историческая Россия, допивающая последние капли горькой чаши искупительных страданий за свои грехи и ошибки в прошлом. И не к погребению распятой на кресте матери нашей России должны мы готовиться, а к радостному снятию её со креста и достойному поклонению её светлому во Христе воскресению! Веруем, что возродится историческая Россия. И пусть на фоне этой животворящей веры в грядущую обновленную Россию радостно отзовутся в наших исстрадавшихся сердцах слова поэта Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать:
В Россию можно только верить.

Историческая Россия всегда согревалась, вдохновлялась и просвещалась идеалами русской святости и древле-русского благочестия, объединяемых единым славным именем - Святая Русь.

Святая Русь - это не иллюзия, не сладкая мечта, не благоуханная легенда, подобная легенде о Граде Китеже. Святая Русь - это прежде всего идеал, взлелеянный нашими славными предками для создания русского общества, основанного на Любви и Правде Христовой. И хотя идеал, в лучшем его понимании, является образом, возможным только в представлениях человека, однако, будучи неосуществимым во всей своей полноте, идеал может частично осуществляться в бесконечном к нему приближении. Вот почему "Святая Русь" есть не только идеал, но и частично осуществлённая и постоянно осуществляемая живая реальность исторической России. В сердцах и делах русских людей этот идеал всегда был Альфой и Омегой в их государственной и культурно-общественной работе.

Весьма знаменательно, что иностранцы первыми назвали Россию Святой Русью. Побывав в Москве, где к концу XIX века, при населении в полмиллиона жителей, было триста благолепных храмов и великое множество церквушек да ещё двадцать белокаменных, златоглавых монастырей, иностранцы в восхищении называли отечество наше Святой Русью.

Святая Русь, как живая реальность, жила в таких бесстрашных обличителях, как митрополит Филипп, дерзнувший сказать Ивану Грозному: "Ты высок на троне. Но есть Всевышний Судия - наш и твой. Я же, как пастырь душ, боюсь Господа. В сем виде (в подобии монастырской одежды), в сем одеянии странном, тебя, окружённого толпой опричников, в Успенском Соборе, не узнаю, Царь. Убойся, государь, Суда Божия! Мы здесь бескровную жертву приносим Богу, а за алтарём, с твоего ведома, льётся невинная кровь христианская! "

Святая Русь жила и в бесстрашных словах патриарха Гермогена, говорившего полякам: "Единого Бога, сущего на небесах, боюсь. Вы мне сулите злую смерть, а я через неё надеюсь получить венец небесный и давно желаю пострадать за правду".

И подобно тому, как солнце, отражаясь в мутной воде, не загрязняется ею, так и Святая Русь, как живая реальность, постепенно осуществляющая идеал святости, никогда не теряла этой "особенной стати", терпела в своей среде всех предателей, разбойников, врагов Родины и Церкви, часто объединяемых одним общим наименованием "окаянной не-Руси", присосавшейся ко здоровому и светлому организму Святой Руси.

Это вынужденное близкое соприкосновение Святой Руси с "окаянной не-Русью" прекрасно изобразил живописец А. Н. Новосильцев: "Последние минуты митрополита Филиппа". В келии монастыря, в убогом монашеском одеянии, перед образом Спаса Христа, стоя пред лампадою, молится митрополит Филипп. Это ли не отражение лика Святой Руси! И тут же, в дверях монастыря, видна фигура спускающегося в подземелье Малюты Скуратова, медвежья лапа которого готова лишить жизни подлинного носителя идеала русской святости - Митрополита Филиппа. Это ли не отражение "окаянной не-Руси"!

На этом мрачном фоне "окаянной не-Руси" ещё ярче сияла Русь Святая - подлинная душа и главный жизненный нерв исторической России, призванной быть оплотом Вселенского Православия. Это из сильной и здоровой духовно и физически, во всём Христу Истинному послушной Святой Руси постепенно родился оправославленный быт исторической России. Это она, наша Русь Святая, писала "Домострой", строила кремли, монастыри с толстыми стенами для обороны от "Соловьёв-Разбойников", создавала архитектурную сказку - храм Василия Блаженного, воспитывала чудо-богатырей, рубивших головы татарве неистовой.

В постоянной борьбе с врагами внутренними, с "окаянной не-Русью" крепко держала Святая Русь в своих могучих руках историческую нить собирания и строительства Единой, Неделимой Христовой Руси. Начало этой исторической нити пошло от Ольги Богомудрой и Равноапостольного Крестителя Руси и было продолжено Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, Благоверным князем Святым Александром Невским, Игуменом всея Руси Сергием Радонежским и всеми последующими стоятелями за Святую Русь Державную, нашу Родину Православную.

И хотя во дни "падения в бездну" исторической России эта историческая нить оборвалась, однако, Святая Русь осталась жива и теперь, хотя и венцом терновым увенчана и в багряницу облечена. Руки её, язвами гвоздинными израненные, высоко и широко распростёрты на кресте, как бы желая призвать к себе и обнять весь ещё свободный мир. Это со креста на Голгофе России слышен клич. То кличет Русская Земля: "Помогите нам, и мы вам поможем спастись от погибели!"

Молчит обманутый свободный мир. Сдаёт свои позиции воинственному безбожному коммунизму. Но жива Святая Русь! В страданиях очищенная, она готова снова стать на страже пробуждающейся, возрождающейся исторической России. Дивная красота древнего лика Святой Руси бессмертна! И невольно вспоминаются бодрящие слова унесшего с собой в лучший мир непоколебимую веру в возрождение России великого патриота русского Ивана Сергеевича Шмелёва: "Нет народа с таким тяжким историческим бременем, но и нет народа с такой мощью духовной, как российский народ. Не смеет никто судить временно, через планетарный обман, павшего под тяжестью креста народа-мученика, выстрадавшего в себе дар и право незримо возрождаться в зримом умирании. Да славится в нём Воскресение Христово!"

Да, Святая Русь - это не только идеал и живая реальность славного прошлого. Святая Русь живёт и теперь - подспудно, тайно, в потаённных чертогах, в недоступных врагу лабиринтах и нетронутых святилищах оправославленного русского сердца!

Да будет стыдно всем маловерам, навеки похоронившим в своих огрубелых сердцах и в больном воображении Святую Русь! Ведь даже безбожники коммунисты веруют во Святую Русь, как живую реальность наших дней. Веруют и трепещут, ибо Святая Русь, как Дамоклов меч, висит над ними и держит их в постоянном страхе, как несокрушимая угроза их существованию.

Вера в животворящую и чудодейственную силу Святой Руси настолько велика у нынешних управителей России, что во время второй мировой войны они вынуждены были прибегнуть к помощи Святой Руси, как к последнему верному средству для отпора подходившим к Москве победоносным немецким силам. Сталин, уже убежавший из Москвы в Самару, вспомнил о Святой Руси и понял, что только она, загнанная им в катакомбы, может остановить и изгнать врага.

И что же? Как затравленный зверь, со скрежетом зубовным, он прибегает к помощи Святой Руси. Открываются двери некоторых ещё уцелевших храмов. Возвращаются разграбленные иконы и ризы и ещё нераспроданные за границей церковные книги и утварь. Зазвонили над Россией немногие уцелевшие колокола, созывая Русь крещёную на молебны о спасении России.

Сталин не ошибся. Чудо совершилось. Угнетённая Россия расправила свои крылья могучие, почуяла силу богатырскую. С верою в победу над внутренним врагом, поднялся русский богатырь, Илья Муромец и сокрушил врага внешнего, посягнувшего на родные земли исторической России. А что было до этого? Миллионные армии, полные лютой ненависти к безбожникам "окаянной не-Руси", бросали советское оружие и сдавались в плен.

Это не единственный пример восстания Святой Руси. Российские солдаты, посланные на усмирение венгерского народа, переходили на сторону восставших венгров. Только верные коммунизму части КГБ расправились с восставшими венграми и перешедшими на их сторону русскими солдатами.

Вот что писал по этому поводу аргентинец Сеньор Фалерони:

"Не СССР, заливший кровью героическую Венгрию в кровавые дни 1956 года, протянул якобы руку помощи Венгрии, а Россия Святого Владимира да Александра Невского, незримо живущая в сердцах подневольных солдат и офицеров, вырвавшихся на свободу, пыталась подать руку помощи героической Венгрии в её борьбе за независи-мость" .

Испанец Сальвадор Мадариаг бросает упрек свободному миру:

"Никто не может больше заклеймить поведение Запада, как тот факт, что единственными добровольцами в борьбе за свободу Венгрии оказались перешедшие на сторону венгров и вместе с ними погибшие за независимость Венгрии некоторые части русских войск".

И пусть нас, верующих во Святую Русь, как живую реальность, называют слащавыми певцами-лириками давно не существующей Святой Руси. Мы твёрдо веруем и во всеуслышание исповедаем: "Жива Святая Русь, неуязвимо и тайно живущая в угнетённой России, всегда готовая к новому взлёту, когда придёт срок освобождения и возрождения исторической России.

Чтобы подогреть нашу веру, что Святая Русь, как душа и главный жизненный нерв исторической России, будет жить и впредь, мы приведём бодрящие слова воссиявшего в Валаамской обители отца игумена Филимона, вспыхнувшего однажды изумительной, огненно-пламенной верой во Святую Русь прошлого, настоящего и светлого грядущего. Вот драгоценные слова этого чудного панегирика и истинного шедевра славословия Святой Руси:

"Русь родимая; Колыбель моя, звезда моя! Ты не умерла; Святая и вечная, ты только временно сокрылась с глаз наших... Но ты жива! И тебе ли сгинуть, тебе ли пропасть, Святая!

Не Сама ли Богородица невидимо осеняла тебя Своим покровом! Радовалась твоею радостью. В скорбях с тобой лила слёзы горькие и молилась пред Сыном Своим.

С лона твоего, родимая Святая Русь, молчаливой молитвою возносились к небу неисчислимые храмы, обители древние, где покоились святые твои. Как воскреснут тела их обновлённые, сияющие красотою небесною, при звуке архангеловой трубы, так и ты не умрёшь, не сгинешь!

Ты ждёшь потрясающего трубного гласа, Божьего веления:

- Да воскреснет! - чтобы встать обновленной, прекрасной, сияющей на весь мир Святою Русью!"

НАЗАД
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВПЕРЕД


dr404ist0.html,  (нач:11авг11), (I-й вып:12авг11),  12авг11
•  НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ    • НАВЕРХ