Наставление в Законе Божием (3)  [18янв07] Протоиерей Аполлоний Темномеров

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ
НОВЫЙ ЗАВЕТ.

Содержание: (1) Рождество Пресвятой Девы Марии; (2) Введение во храм Пресвятой Девы Марии; (3) Благовещение Божией Матери. Посещение Ею Праведной Елисаветы; (4) Рождество Христово; (5) Поклонение волхвов; (6) Сретение Господне; (7) Святый Иоанн Предтеча; (8) Крещение Господне; (9) Первые ученики Иисуса Христа; (10) Первое чудо Иисуса Христа; (11) Изгнание торгующих из храма; (12) Исцеление расслабленного при овчей купели; (13) Нагорная проповедь; (14) Воскрешение сына Наинской вдовы; (15) Притча о сеятеле; (16) Укращение бури; (17) Воскрешение дочери Иаира; (18) Усекновение главы святого Иоанна Предтечи; (19) Чудесное насыщение народа пятью хлебами; (20) Хождение Иисуса Христа по водам; (21) Исцеление дочери хананеянки; (22) Преображение Господне; (23) Притча о милосердном самаряныне; (24) Притча о блудном сыне; (25) Притча о богатом и Лазаре; (26) Притча о милосердном царе и безжалостном взаимодавце; (27) Притча о мытаре и фарисее; (28) Изображение Страшного Суда; (29) Исцеление десяти прокаженных; (30) Благословение детей; (31) Воскрешение Лазаря; (32) Вход Господень в Иерусалим; (33) Предательство Иуды; (34) Тайная Вечеря; (35) Взятие Иисуса Христа. Суд над Ним у первосвященника Каиафы; (36) Суд над Иисусом Христом у Понтия Пилата; (37) Распятие Господа Иисуса Христа; (38) Погребение Господа Иисуса Христа; (39) Воскресение Господа Иисуса Христа и явление Его по воскресении; (40) Вознесение Господне;
    Дополнение к Священной Истории из Истории Церкви: (1) Сошествие Святого Духа на апостолов; (2) Обращение Савла; (3) Успение Божией Матери; (4) Обретение и Воздвижение Креста Господня; (5) Крещение Руси;

1. Рождество Пресвятой Девы Марии

В городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и дожили до глубокой старости, а детей не имели. Они усердно молились, чтобы Господь даровал им сына или дочь, и дали обещание: если у них родится дитя, посвятить его на служение Богу при храме. Бог услышал их молитву; у них родилась дочь, которую они назвали Мариею.

Тропарь праздника: Рождество Твое, Богородице Дево радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив (уничтожив) смерть, дарова нам живот вечный (жизнь вечную).

Укажите на карте Назарет. Куда теперь поступают люди, посвящающие себя на служение Богу?

2. Введение во храм Пресвятой Девы Марии

Когда Деве Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна исполнили свое обещание и привели Ее в храм иерусалимский. Первосвященник встретил Пресвятую Деву при дверях храма, благословил Ее и, по внушению Духа Святаго, ввел во святое святых, куда и сам мог входить только один раз в год. Дева Мария осталась жить при храме и большую часть времени проводила в молитве и чтении священных книг.

Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, Ей по закону нельзя было оставаться при храме, а следовало возвратиться к родителям или выйти замуж. Но Иоаким и Анна к этому времени уже умерли, замуж же Дева Мария не хотела выходить, так как дала обет остаться девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней, как о своей дочери. Иосиф жил в Назарете; он был человек небогатый и занимался плотничеством.

Тропарь праздника: Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение!

(Сегодня предвестие благоволения Божия и проповедь о спасении людей. В храме Божием торжественно является Дева, и всем предвозвещает Христа. И мы Ей громко воскликнем: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя!).

3. Благовещение Божией Матери

Посещение Ею праведной Елисаветы.

Однажды Пресвятая Дева Мария читала книгу пророка Исаии. Когда Она дошла до того места, где говорилось, что Спаситель родится от девы, то подумала: как счастлива та Дева, которая удостоится быть Материю Господа, и как желала бы Я быть у нея хотя последнею служанкой!" В это время к Ней явился архангел Гавриил и сказал Ей: "радуйся, благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Дева Мария смутилась и подумала, что значит это приветствие? Архангел продолжал: "не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога; Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего". Дева Мария с недоумением спросила архангела: "как это может случиться, когда Я не замужем?" Архангел ответил Ей: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим". Тогда Мария со смирением сказала: "Я раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему".

Получивши благую весть, Дева Мария поспешила к родственнице своей Елисавете. Войдя в дом, она приветствовала Елисавету, и как только Елисавета услышала приветствие Марии, то исполнилась Духа Святого и громко воскликнула: "благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что Матерь Господа моего пришла ко мне?" Пресвятая Дева в ответ на слова Елисаветы прославила Бога и сказала: "величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать Меня все племена". Около трех месяцев пробыла Дева Мария у Елисаветы и возвратилась в дом свой.

Тропарь праздника: Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою.

(Сегодня начало нашего спасения и открытие тайн предназначенной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!).

Что значит слово благовещение? Для одной ли Девы Марии была радостной весть о рождении от Нее Спасителя? В чем Пресвятая Дева показала свое смирение? Какая молитва составлена из приветствий Пресвятой Деве-архангела Гавриила и праведной Елисаветы? Что значит слово ублажать! В какой молитве мы ублажаем, или прославляем Пресвятую Богородицу? Во время какой церковной службы поется песнь Богородицы: величит душа Моя Господа?

4. Рождество Христово

(25-го декабря).

Римский император Август повелел сделать в подчиненной ему земле иудейской народную перепись. Для этого каждый иудей должен был идти записаться в том городе, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Здесь они не могли найти себе места в доме, так как по случаю переписи в Вифлееме собралось очень много народа, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Здесь ночью Пресвятая Дева Мария родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли.

В ночь Рождества Христова пастухи вифлеемские пасли свои стада в поле. Вдруг их осиял свет, и пред ними явился ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: "не бойтесь! я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: в эту ночь в городе Давидовом родился Спаситель, Который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". В это время на небе явилось множество ангелов, которые славили Бога и пели: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: "пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Господь". Они пришли в пещеру и нашли там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали Иосифу и Марии о том, что видели и слышали от ангелов.

В восьмой день по рождении над Младенцем было совершено обрезание, и наречено Ему имя Иисус.

Песнопение в честь праздника Рождества Христова: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды и Тебе ведети, с высоты Востока. Господи слава Тебе!

(Рождество Твое, Христе Боже наш просветило мир светом познания, потому что в нем поклоняющиеся звездам звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток с высоты; Господи, слава Тебе!).

Дева днесь Пресущественного (существующего прежде всего) рождает, и земля вертеп (пещеру) Неприступному приносит; ангели с пастыреми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Христос рождается, - славите; Христос с небес, - срящите (встречайте); Христос на земли, - возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.

Почему иудеи должны были исполнять приказания римского императора? Кем из пророков было предсказано, что Христос Спаситель родится в Вифлееме? Когда вы слышите во время богослужения песнь: слава в вышних Богу?..

5. Поклонение волхвов.

Когда Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, из далекой восточной страны пришли в Иерусалим волхвы и спрашивали: "где родившийся Царь иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Царь Ирод, услышав это, весьма встревожился и решил погубить родившегося Царя. Он призвал к себе первосвященников и книжников и спросил их: "где должно родиться Христу"? Они отвечали: "в Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея". Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время явления звезды и сказал им: "идите в Вифлеем и разведайте о Младенце и, когда найдете Его, известите меня, чтобы и я мог поклониться Ему". Волхвы пошли в Вифлеем, и звезда, которую они видели на востоке, шла пред ними и привела к тому месту, где был Младенец Иисус.

Волхвы поклонились Ему и принесли дары: золото, ладан и смирну. Затем они хотели идти в Иерусалим к Ироду, но во сне получили повеление от Господа, и другим путем возвратились в свою страну.

Когда Ирод узнал, что волхвы обманули его, разгневался и послал воинов избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужеского пола, от двух лет и ниже. Воины пошли и убили четырнадцать тысяч младенцев. Ирод рассчитывал, что в том числе будет убит и родившийся Царь. Но Иосиф и Мария, по повелению ангела, заранее ушли с Младенцем в Египет и возвратились оттуда в Назарет только после смерти Ирода.

Волхвами назывались мудрецы. Они гадали по звездам и верили, что при рождении каждого человека появляется на небе новая звезда; поэтому, когда явилась необыкновенная звезда, они решили, что родился ожидаемый иудеями великий Посланник Божий. Принесенными дарами они выразили веру в то, что родившийся Младенец - Царь, Бог и вместе человек, так как золото приносят царям, ладан Богу, а смирна - душистая мазь, которою натирали тела умерших, - нужна смертному человеку.

Действительно ли при рождении человека появляется на небе новая звезда? Почему же при рождении Спасителя появилась необыкновенная звезда? Почему Ирод хотел убить родившегося Спасителя?

6. Сретение Господне

(2-го февраля).

У евреев был закон, чтобы первого сына в сороковой день по рождении приносить в храм для посвящения Богу. При этом приносили жертву: богатые -агнца и голубя, а бедные - двух птенцов голубиных. В сороковой день по рождении Иисуса Христа, Дева Мария и Иосиф пришли с Младенцем в храм и, так как они были люди бедные, то принесли в жертву двух голубей. В это время в Иерусалиме жил старец Симеон, которому было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению Духа Святаго, он пришел в храм, взял на руки Младенца и сказал: "теперь Ты, Владыка, отпускаешь меня из этой жизни, потому что очи мои увидели Спасителя мира".

Тут же была благочестивая вдова, Анна Пророчица, восьмидесяти четырех лет. Она подошла к Деве Марии, славила Бога и говорила всем, что этот Младенец есть обещанный Спаситель.

Тропарь праздника: Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия (находящихся) во тме: веселися и ты, старче праведный, приемый (принявший) во объятия Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Праведный Симеон, принявший на свои руки Младенца Христа, называется Богоприимцем. Молитва, сказанная им, читается так: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля.

Яко - потому что; еже еси уготовал - которое Ты приготовил; во откровение языком – для просвещения язычников.

Что значит слово сретение? Когда вы слышите в церкви, во время богослужения, молитву Симеона Богоприимца?

7. Святый Иоанн Предтеча.

Пред пришествием в мир Спасителя в земле иудейской жил благочестивый священник Захария с женою Елисаветою. Они были уже стары, а детей не имели. Однажды Захария, совершая богослужение в храме иерусалимском, вошел в святилище для каждения; здесь ему явился архангел Гавриил. Захария смутился Архангел же сказал ему: "не бойся, Захария! молитва твоя услышана: жена твоя Елисавета родит сына, и наречешь имя ему Иоанн. Он будет велик пред Господом и будет приготовлять людей к принятию Спасителя".-"Чем мне увериться в этом"? спросил Захария. Архангел ответил ему: "за то, что ты не поверил моим словам, ты будешь нем до того дня, когда это предсказание сбудется". Захария вышел к народу, но не мог ничего сказать, и все поняли, что ему было видение.

Предсказание архангела исполнилось: у Захарии и Елисаветы родился сын. Родственники и знакомые хотели назвать младенца Захариею, по имени отца, но Елисавета сказала: "нет, назовите его Иоанном". Тогда все стали говорить: "в родстве твоем нет никого, кто бы назывался таким именем", и спросили у отца, как он желает назвать сына? Захария знаками потребовал себе дощечку и написал: "Иоанн имя ему", и тотчас отверзлись его уста, и он начал говорить.

С юных лет Иоанн жил в пустыне и там проводил время в посте и молитве. Одежду он носил из верблюжьего волоса, а пищею его были акриды (род саранчи) и дикий мед.

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он, по повелению Божию, пришел на реку Иордан и там проповедовал: "покайтесь! приблизилось царство небесное". Тех, кто каялся в своих грехах, он крестил в Иордане. Что значит слово Предтеча?

8. Крещение Господне

(6-го января).

Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, Он пришел на реку Иордан к Иоанну, чтобы креститься от него. Иоанн считал себя недостойным крестить Господа и говорил Ему: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне"! Но Иисус Христос ответил: "оставь теперь: нам должно исполнить всякую правду". Тогда Иоанн крестил Его. Когда Иисус Христос выходил из воды, разверзлись над Ним небеса, Дух Божий, в виде голубя, сошел на Него, и с неба был слышен голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

После крещения Господь Иисус Христос удалился в пустыню и провел там сорок дней и сорок ночей в молитве, не принимая никакой пищи. Диавол искушал его ко греху, но отошел посрамленным.

Праздник Крещения Господня иначе называется Богоявлением, потому что Бог ясно показал людям, что в Нем три Лица. Накануне праздника Крещения освящается вода в церкви, в самый же праздник бывает крестный ход на "Иордан", т. е. на реку, озеро или колодезь, - также для освящения воды.

Тропарь праздника: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение; явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе!

(Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Троице, ибо голос Бога Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Явившийся Христе Боже и просветивший мир, слава Тебе!)

Как называется Иоанн Предтеча за то, что он удостоился крестить Господа Иисуса Христа? Как явило Себя при крещении каждое из Лиц Пресвятой Троицы? Что называется искушением?

9. Первые ученики Иисуса Христа.

После сорокадневного поста в пустыне, Иисус Христос снова пришел на берег Иордана, где крестил Иоанн. Увидев Иисуса, Иоанн сказал народу: "вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира". Двое из учеников Иоанновых: Андрей, названный Первозванным, и Иоанн Богослов последовали тотчас за Иисусом Христом. Потом Андрей привел своего брата Симона, которого Иисус Христос назвал Петром.

Число учеников у Иисуса Христа постепенно увеличивалось. Из них Он избрал двенадцать и назвал их апостолами, то есть, посланниками, так как Он посылал их для проповеди Своего учения.

Имена апостолов следующие: Андрей и Петр, Иаков и Иоанн-сыновья Зеведея, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей или Левий, Иаков и Иуда - родственники Иисуса Христа, Симон Зилот и Иуда Искариотский.

Почему Иоанн Креститель назвал Иисуса Христа Агнцем? Почему апостол Андрей называется Первозванным.

10. Первое чудо Иисуса Христа.

В городе Кане, недалеко от Назарета, был брак, на который был приглашен Иисус Христос с пречистою Материю и учениками. Во время брачного пира не достало вина. Матерь Божия заметила это и сказала Иисусу Христу: "у них нет вина", а слугам велела исполнить все, что Он скажет им. В доме находилось шесть больших каменных сосудов, в которые наливалась вода для омовения ног. Господь велел слугам наполнить эти сосуды водой и затем сказал: "почерпните и отнесите распорядителю пира". Когда распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, то позвал жениха и сказал: "всякий человек сперва подает хорошее вино, а потом худшее, ты же сберег хорошее вино до конца пира". Так говорил распорядитель потому, что еще не знал, откуда это вино; знали только слуги, черпавшие воду.

Это было первое чудо, которым Иисус Христос прославил Себя, и ученики Его уверовали в Него.

Свое первое чудо Иисус Христос совершает по ходатайству Божией Матери. Мы можем видеть из этого, что Ея молитва за нас имеет великую силу.

В каких молитвах мы просим помощи Божией Матери и Ея ходатайства за нас?

11. Изгнание торгующих из храма.

На праздник Пасхи Иисус Христос пришел в Иерусалим и увидел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и за столами сидели меновщики денег. Господь сделал бич из веревок, выгнал из храма всех торговцев с животными, опрокинул столы меновщиков и продавцам голубей сказал: "возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли". Начальники храма спросили Его: "каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь право так поступать?" Иисус Христос ответил им: "разрушьте этот храм, и Я в три дня воздвигну его". Под храмом Он разумел Свое тело, и этими словами предсказал, что когда Его убьют, Он воскреснет в третий день. Но иудеи не поняли Его и сказали: "сорок шесть лет строили этот храм, как же Ты в три дня воздвигнешь его?"

12. Исцеление расслабленного при овчей купели.

В Иерусалиме, у овчих ворот, находилась купальня, называемая Вифездою, то есть, домом милосердия. При ней было устроено пять крытых притворов, в которых лежали больные: слепые, хромые, сухие. Они ожидали движения воды, потому что ангел Господень сходил по временам в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в воду, по возмущении ея, исцелялся, какою бы ни был одержим болезнию.

Когда однажды Иисус Христос пришел в купальню, Он увидел там расслабленного, который был болен тридцать восемь лет. Иисус Христос спросил его: "хочешь ли быть здоровым?" Больной отвечал: "да, Господи, но я не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня". Иисус Христос сказал ему: "встань, возьми постель и ходи". Больной тотчас выздоровел, взял постель и пошел. Это было в субботу. Иудеи заметили исцеленному: "сегодня суббота, не должно тебе нести постель"; а он ответил им: "тот, кто меня исцелил, велел мне взять постель и идти". - "Кто же тебя исцелил?" спросили иудеи. Но он не знал, кто его исцелил, потому что Иисус Христос скрылся в народе. Вскоре Господь встретил исцеленного в храме и сказал ему: "вот ты выздоровел, смотри, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже". Исцеленный пошел и сказал иудеям, что его исцелил Иисус. После этого иудеи озлобились на Иисуса Христа и искали случая убить Его за то, что Он нарушает закон о субботе.

Тяжкие болезни иногда посылаются Богом человеку за грехи.

С какого времени человек стал подвергаться болезням и смерти? Какою заповедью предписывалось иудеям праздновать субботу? Правильно ли понимали они повеление посвящать седьмой день Богу?

13. Нагорная проповедь.

Заповеди блаженства. Однажды к Иисусу Христу собралось много народа. Он взошел на гору и, отверзши уста Свои, учил их так:

Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще
Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

О Промысле Божием. Не заботьтесь о том что вам есть и что пить, или во что одеться. Взгляните на птиц небесных: они не сеют ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры!

О неосуждении ближнего. Не осуждайте, чтобы и вам не быть осужденным. Ибо каким судом судите, таким будут судить и вас, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего.

О молитве. Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Если же вы, будучи злыми, умеете даяния благия давать детям вашим, то тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

О милостыне. Когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Что называется Промыслом Божиим? Что разумеет Господь, когда говорит о бревне и сучке в глазе? В какой молитве мы просим у Господа, чтобы Он дал нам видеть свои недостатки и не осуждать ближнего? Что значат слова: "пусть левая рука твоя?.." От какого порока предостерегает нас в этих словах Господь Иисус Христос?

14. Воскрешение сына Наинской вдовы.

Однажды Иисус Христос шел в город Наин. За Ним следовали Его ученики и множество народа. Когда Он приблизился к городу, из городских ворот выносили умершего, единственного сына бедной вдовы. Мать шла за гробом и горько плакала. Иисус Христос сжалился над нею и сказал ей: "не плачь!" Затем Он подошел и прикоснулся к одру, на котором несли умершего. Несшие остановились. Тогда Господь сказал: "юноша, тебе говорю: встань!" Умерший тотчас поднялся, сел и стал говорить. Всех, видевших это чудо, объял страх; все славили Бога и говорили: "великий Пророк восстал между нами".

15. Притча о сеятеле.

Однажды Иисус Христос сказал такую притчу. Вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя "упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его; иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело влаги для корня; иное упало в терние, и терние заглушило его; иное же упало в хорошую землю и принесло обильный плод.

Потом Иисус Христос так объяснил притчу Своим ученикам: семя есть слово Божие, сеятель - тот, кто проповедует это слово, а земля - сердце человеческое. Семя, упавшее при дороге, означает людей рассеянных, у которых Диавол легко похищает посеянное. Каменистая земля - это люди непостоянные, которые с радостью слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении или гонении отпадают от веры. Терние означает житейские заботы и пороки человеческие, которые заглушают в душе слово Божие. Под доброю же землею в притче разумеются такие люди, которые с усердием принимают слово Божие и стараются исполнить его.

Притчею называется такой рассказ, в котором учение излагается не прямо, а при помощи примера, сравнения.

Сеется ли теперь слово Божие, и кем сеется? Когда мы можем быть подобны дороге? - земле каменистой? - тернистой? - хорошей?

16. Укрощение бури.

Однажды Иисус Христос вместе со Своими учениками отправился на лодке чрез Галилейское озеро и во время пути уснул. Вдруг на озере поднялась сильная буря; волны заливали лодку, так что она наполнялась водою. Ученики испугались, разбудили Господа и говорят Ему: "Господи! спаси нас, погибаем!" Но Он сказал им: "что вы так испугались, маловерные?" Потом Он запретил буре и волнению, и тотчас ветер затих, и волнение прекратилось. Ученики же в страхе и удивлении говорили друг другу: "Кто же это, что и ветры, и вода повинуются Ему?"

За что Господь Иисус Христос назвал Своих учеников маловерными?

17. Воскрешение дочери Иаира.

Один начальник синагоги, по имени Иаир, подошел к Иисусу Христу, упал к ногам Его и просил: "дочь моя при смерти; прийди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела". Иисус Христос пошел с ним. На пути их встречает посланный и говорит Иаиру: "дочь твоя умерла; не утруждай Учителя". Но Иисус, услышав это, сказал: "не бойся, только веруй, и будет спасена". Когда они подошли к дому, увидели там большое смятение: все плакали и рыдали. Господь сказал им: "не плачьте; девица не умерла, но спит". Некоторые смеялись над Ним, так как знали, что она умерла. Иисус же Христос выслал всех из дома, кроме родителей умершей и трех учеников Своих - Петра, Иакова и Иоанна; вошел в комнату, где лежала умершая, и, взяв ее за руку, возгласил: "девица встань!" И возвратилась душа ея, и девица тотчас встала.

18. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи.

Св. Иоанн Предтеча окончил свою жизнь мученическою смертью. Он часто обличал правителя Галилейского Ирода за то, что тот взял себе Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, в то время, когда еще Филипп был жив. Иродиада просила Ирода, чтобы он предал Иоанна смерти, но Ирод не соглашался, так как почитал Иоанна за великого пророка и боялся народа. Однако из угождения Иродиаде он посадил Иоанна в темницу.

В день своего рождения Ирод давал пир своим вельможам. Дочь Иродиады Соломия плясала во время пира и так угодила пирующим, что Ирод сказал ей: "проси у меня, чего хочешь", и клялся, что отдаст ей даже до половины царства. Девица пошла, посоветовалась со своей матерью и, возвратившись, сказала: "дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя". Ирод опечалился, но не хотел изменить своей клятве, стыдясь гостей, и послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал девице, а она отнесла своей матери.

Ирод, убивший Иоанна Крестителя, был сын того Ирода, при котором родился Иисус Христос. Галилеею называлась северная часть Палестины: в ней находились города Назарет и Кана.

Усекновение главы Иоанна Крестителя вспоминается 29 августа. В этот день положен строгий пост.

Почему в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи положен пост?

19. Чудесное насыщение народа пятью хлебами.

В одном пустынном месте к Иисусу Христу собралось много народа, и Он учил их. Наступил вечер. Ученики подошли к Иисусу Христу и говорили: "место здесь пустынное, а время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближние деревни и селения купить себе хлеба". Но Господь ответил ученикам: "вы дайте им есть". Ученики сказали Ему: "у нас здесь только пять хлебов и две рыбы, но что это для такого множества?" Иисус Христос велел ученикам рассадить народ на траве рядами по сто и по пятидесяти человек; потом Он взял пять хлебов и две рыбы, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. И все ели, и насытились, и еще собрали двенадцать полных коробов оставшихся кусков. Так чудесно насытилось около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей.

Когда еще Господь чудесно питал Своих избранников? Как Он питал чудесно целый народ еврейский в течение сорока лет?

20. Хождение Иисуса Христа по водам.

После чудесного насыщения народа пятью хлебами, Иисус Христос велел ученикам Своим отправиться в лодке на другую сторону Галилейского озера, а Сам пошел на гору помолиться. Наступила ночь. Лодка с учениками была на средине озера, и ее било волнами, так как был противный ветер. Пред рассветом Иисус Христос пошел к ученикам по воде. Они, увидев, что к ним кто-то идет по воде, подумали, что это привидение, и от страха закричали. Но Иисус Христос сказал им: "не бойтесь! это Я". Тогда Петр воскликнул: "Господи! если это Ты, то повели мне прийти к Тебе по воде". Господь позволил ему. Петр пошел к Иисусу Христу по воде, но, видя сильное волнение, испугался, стал тонуть и вскричал: "Господи, спаси меня!" Иисус Христос взял его за руку и сказал: "маловерный, зачем ты усомнился?" Когда они вошли в лодку, ветер затих. Ученики поклонились Иисусу Христу и сказали: "воистину Ты - Сын Божий"

В чем усомнился Петр?

21. Исцеление дочери хананеянки.

Одна хананейская женщина, язычница, шла за Иисусом Христом и громко кричала: "помилуй меня, Господи, сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется". Но Иисус Христос не отвечал ей ни слова. Тогда ученики стали просить: "отпусти ее, потому что она кричит за нами". Иисус же Христос ответил: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева". В это время подошла и женщина и, кланяясь, просила Его: "Господи! помоги мне''. Он сказал ей: "не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам". А женщина ответила на это: "так, Господи! но и псы едят крохи, падающие со стола господ их". Тогда Иисус Христос сказал: "о, женщина! велика вера твоя. Пусть будет тебе по желанию твоему". И дочь ея исцелилась в тот же час.

Словами: "Господи, и псы едят крохи"... хананеянка выразила ту мысль, что у Бога достанет милости для всех - и для евреев, и для язычников, подобно тому как у хорошего хозяина сыты всегда не только дети, но и псы.

В чем показала хананеянка свою глубокую веру в милосердие Божие?

Почему Господь так долго не исполнял ея просьбы? Как нужно просить Господа о своих нуждах? Можно ли отчаиваться, когда Господь долго не исполняет наших просьб?

22. Преображение Господне

(6-го августа).

Незадолго до Своих страданий Иисус Христос взял трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и взошел с ними на гору Фавор помолиться. Пока Он молился, ученики от утомления уснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лице Его сияло, как солнце, а одежда была бела, как снег; и к Нему явились в славе Моисей и Илия и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме.

Когда Моисей и Илия отходили от Иисуса Христа, Петр воскликнул: "Господи! хорошо нам здесь; сделаем три палатки: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии". Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "встаньте, не бойтесь". Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде.

Иисус Христос показал ученикам Свою божественную славу на горе Фаворе для того, чтобы они не поколебались в вере, когда увидят Его крестные страдания и смерть.

В праздник Преображения, после литургии, освящаются для вкушения древесные плоды.

Тропарь праздника. Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху (сколько они могли видеть). Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный (вечный), молитвами Богородицы; Светодавче, слава Тебе.

Что значит слово преобразиться? Чей голос слышали ученики из облака? Когда еще был слышен голос Бога Отца?

23. Притча о милосердном самарянине.

Один законник, желая испытать Иисуса Христа, спросил Его: "Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?" Иисус Христос ответил ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". Законник, желая оправдать себя, спросил: "кто мой ближний?" Иисус же Христос, вместо ответа, сказал ему такую притчу. Один иудей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Случайно тою дорогою шел священник; посмотрел на него и прошел мимо. Также и левит был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо. За ними, тем же путем, проезжал самарянин. Увидев израненного иудея, он сжалился над ним, перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария и сказал: "позаботься о нем и, если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе".

После сего Иисус Христос спросил законника: "как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?" - "Оказавший ему милость", ответил законник. Тогда Иисус Христос сказал ему: "иди, и ты поступай так же".

Законниками назывались у евреев лица, которые хорошо изучили закон.

Что значат слова: "на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки"? Кто же по учению Иисуса Христа наш ближний? Что значит повеление: "иди и ты поступай так же"?

24. Притча о блудном сыне.

У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: "отдай следующую мне часть имения". Когда же отец исполнил его желание, сын отправился в далекую страну и там, живя распутно, истратил все свое имение. Вскоре в той стране случился сильный голод, и он нанялся к одному из жителей пасти свиней, и рад бы был насытиться их пищей, но и той ему не давали. Тогда он вспомнил об отце и подумал: сколько наемников у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: "отец! я согрешил пред Богом и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих". Встал и пошел. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Он сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею и целовал его. Сын начал говорить: "отец! я согрешил пред Богом и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим"... А отец сказал рабам: "принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и сапоги на ноги, и заколите откормленного тельца, и будем веселиться, потому что сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся".

В этой притче под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник.

В чем сказалась любовь отца к блудному сыну? Так ли Бог принимает нас, когда мы каемся? К какой трапезе допускаемся мы после покаяния?

25. Притча о богатом и Лазаре.

Один человек был богат, одевался в порфиру и виссон и пировал каждый день. Был также один нищий, по имени Лазарь; он лежал у ворот дома богача, покрытый струпьями, и желал напитаться крошками, падающими со стола его, и псы приходили и лизали струпья Лазаря. Умер нищий и был отнесен ангелами на лоно Авраамово; умер и богатый, и похоронили его. Мучаясь в аду, богатый поднял глаза свои, увидел Авраама и Лазаря с ним и возопил: "отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучусь в пламени". Но Авраам сказал: "вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь - злое; теперь же он здесь утешается, а ты страдаешь. Притом между нами и вами великая пропасть, которую нельзя перейти".

Тогда богатый стал просить Авраама послать Лазаря на землю предостеречь его братьев, чтобы они не попали в место мучений. Авраам ответил: "у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их". - "Нет, отче Аврааме, возразил богач, но если кто из мертвых прийдет к ним, то покаются". На это Авраам сказал: "если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят".

За что богатый попал в ад? Как нужно переносить страдания, чтобы получить утешение в царстве небесном?

26. Притча о милосердом царе и безжалостном заимодавце.

Один человек был должен царю десять тысяч талантов. Так как ему нечем было заплатить, то царь велел продать его и жену, и детей, и все его имение. Но должник упал пред царем и стал просить его: "потерпи на мне, я все заплачу тебе". Царь умилосердился и простил ему весь долг. Должник же, выйдя от царя, встретил своего товарища, который должен был ему только сто динариев, схватил его и душил, говоря: "отдай мне, что должен". Товарищ упал к его ногам и умолял: "потерпи на мне, все отдам тебе". Но тот не согласился ждать и посадил его в темницу. Царь, когда узнал об этом, то призвал к себе жестокого раба и сказал ему: "злой раб! я весь долг простил тебе, потому что ты упросил меня. Не следовало ли и тебе помиловать своего товарища?" И, разгневавшись, царь велел посадить злого раба в темницу, пока он не заплатит всего долга.

Рассказав эту притчу, Иисус Христос прибавил: "так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его".

Талант на наши деньги равняется 2400 руб., динарий-21 копейке.

Прощает ли и когда прощает нам Господь наши грехи? В какой молитве мы просим, чтобы Господь простил нам наши грехи так же, как мы прощаем другим?

27. Притча о мытаре и фарисее.

Два человека пришли в храм помолиться; один из них был фарисей, а другой мытарь. Фарисей стал в храме впереди и молился так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, или как этот мытарь, - пощусь два раза в неделю и отдаю десятую часть из всего, что приобретаю". Мытарь же стоял вдали и не смел даже поднять глаз своих на небо, а только повторял, ударяя себя в грудь: Боже, милостив буди мне грешному! - "Сказываю вам, прибавил Господь, что мытарь пошел в дом свой более оправданным, нежели фарисей, потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Фарисеи больше всего заботились о том, чтобы казаться благочестивыми, и делали все напоказ. Мытари-сборщики податей. Они часто брали с народа больше податей, чем следовало, и считались поэтому великими грешниками.

Хорошо ли делал фарисей, что постился и отдавал десятую часть из всего, что приобретал? Почему Господу была неугодна его молитва? За что оправдан мытарь?

Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (I посл. Петра, 5, 5).

28. Изображение страшного суда.

О втором пришествии Своем и страшном суде Иисус Христос учил так: "когда придет Сын человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он сядет на престоле славы Своей. Пред Ним соберутся все народы, и Он отделит одних от других: праведников поставит по правую сторону, а грешников - по левую. И скажет Царь стоящим по правую сторону: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира, потому что Я алкал, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; был странником, и вы приняли Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Праведники спросят Его: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?". Царь же ответит им: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из меньших Моих братьев, то сделали Мне". Потом скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его, потому что Я алкал, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и вы не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня". Тогда и грешники спросят Его: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?" А Он ответит им: "истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из меньших Моих братьев, то не сделали Мне". И пойдут они в муку вечную, а праведники- в жизнь вечную.

Кого разумеет Господь под меньшими братьями? Милующий нищего взаим дает Богу (Притчей Соломон. 19, 17).

29. Исцеление десяти прокаженных.

Однажды Иисуса Христа встретили десять прокаженных; из них девять были иудеи, а один самарянин. Они издали кричали Ему: "Иисус Наставник, помилуй нас!" Иисус Христос сказал им: "идите, покажитесь священникам". Они пошли и дорогою очистились от проказы. Один из них, увидев, что исцелился, возвратился к Иисусу Христу, славя Бога; упал к ногам Его и воздал Ему хвалу. Это был самарянин. Тогда Иисус Христос сказал: "не десять ли очистилось? где же девять? Почему никто из них, кроме этого иноплеменника, не возвратился воздать славу Богу"? Потом, обратившись к самарянину, прибавил: "встань и иди; вера твоя спасла тебя".

Проказа была настолько заразительной болезнью, что больные ею не должны были подходить близко к здоровым. Если прокаженный выздоравливал, то он сначала должен был показаться священникам и тогда мог идти в свой дом.

Чему научает нас поступок самарянина? Какие вы знаете благодарственные молитвы?

30. Благословение детей.

К Иисусу Христу матери приводили детей, чтобы Он прикоснулся к ним, или возложил на них руки. Однажды апостолы не хотели допустить к Нему детей. Увидев это, Иисус Христос вознегодовал и сказал: "пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, потому что их есть царство небесное. Истинно говорю вам: кто не примет царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него". И обняв детей, возложил на них руки и благословил их.

За что Господь считает детей достойными царства небеснаго?

31. Воскрешение Лазаря.

Близ Иерусалима находилось селение Вифания. В нем жил некто Лазарь с двумя сестрами - Марфой и Марией. Господь любил Лазаря и часто посещал это благочестивое семейство. Однажды Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Иисусу Христу: "Господи! тот, кого Ты любишь, болен". Иисус Христос ответил: "эта болезнь не к смерти, а к славе Божией". Прошло два дня. Иисус Христос сказал ученикам Своим:" Лазарь, друг наш, умер", и пошел с ними в Вифанию.

Марфа первая встретила Иисуса Христа и сказала Ему: "Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе". Господь ответил ей: "воскреснет брат твой". Пришла и Мария с родственниками и знакомыми, пала к ногам Иисуса Христа и также говорила: "Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой". Видя их печаль, Иисус Христос Сам прослезился. Когда подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус Христос повелел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему: "Господи! уже смердит, потому что четыре дня, как он во гробе". Иисус же Христос возвел очи к небу и, помолившись, громко воззвал: "Лазарь, выйди вон!" Умерший вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было повязано платком. Многие из иудеев, видевших это чудо, уверовали в Иисуса Христа.

Как погребали у евреев умерших?

32. Вход Господень в Иерусалим.

Приближался праздник Пасхи. Много народа собралось отовсюду в Иерусалим. Господь Иисус Христос со Своими учениками тоже шел в Иерусалим. Когда пришли к горе Елеонской, Он послал двух учеников Своих сказав: "идите в селение, которое прямо пред вами; там вы найдете ослицу и молодого осла, привязанных; отвяжите их и приведите; а если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу". Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него. И когда Он ехал, множество народа вышло навстречу Ему из Иерусалима. Одни снимали с себя одежды и постилали по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках или бросали по дороге, и все громко восклицали: "осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!"

В Иерусалиме Иисус Христос пришел в храм и выгнал из него всех продающих и покупающих, сказав им: "дом Мой домом молитвы назовется, а вы сделали его вертепом разбойников". В храме приступили к Нему слепые и хромые, и Он исцелил их. Народ, видя чудеса, еще больше стал прославлять Иисуса Христа, и даже малые дети, бывшие в храме, кричали: "осанна Сыну Давидову!"

Осанна значит: спасение; грядущий - идущий. Торжественный вход Господень в Иерусалим вспоминается Церковью в последнее воскресенье пред Пасхою. Оно называется еще Вербным воскресеньем, потому что в этот день, во время утрени, мы стоим в храме с вербами в руках.

Тропарь праздника: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя (удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения (знаки победы) носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Почему Иисуса Христа называли Сыном Давидовым? Сколько раз изгонял Господь торгующих из храма?

33. Предательство Иуды.

Первосвященники и книжники иудейские не веровали в Иисуса Христа и ненавидели Его за то, что Он часто обличал их пороки. После же воскрешения Лазаря, когда многие из народа уверовали в Иисуса Христа, они решили предать Его смерти и только искали случая схватить Его тайно от народа. На четвертый день после входа Господня в Иерусалим к ним пришел один из ближайших учеников Господа, Иуда Искариотский и сказал: "что вы мне дадите? и я вам предам Его". Они обещали ему тридцать сребреников, и с этого времени он стал искать удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа.

Какой порок сделал Иуду предателем Господа?

34. Тайная вечеря.

За два дня до Пасхи, в четверг, Иисус Христос призвал двух Своих учеников Петра и Иоанна и сказал им: "идите в город; там вы встретите человека, несущего кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель спрашивает: где горница, в которой Мне совершить пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую, убранную комнату; там приготовьте пасхального агнца". Ученики пошли и сделали все, как сказал им Иисус Христос.

Вечером пришел и Иисус Христос с прочими учениками. Когда все возлегли за стол, Он снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ученикам ноги и отирать полотенцем. Затем Он надел одежду Свою и сказал ученикам: "знаете ли, что Я сделал вам? Я дал вам пример, чтобы и вы поступали так же, как Я"

Во время самой вечери Иисус Христос сказал ученикам Своим:"один из вас предаст Меня". Все стали спрашивать: "Господи! не я ли"? Подошел и Иуда и тоже спросил: "не я ли, Господи?" Иисус Христос тихо ответил ему: "ты". Ответа Иисуса Христа никто не слышал, поэтому Иоанн, любимый ученик Иисуса Христа, припал к груди Его и тихо спросил: "Господи! кто это?" Господь также тихо ответил ему: "тот, кому Я, обмакнув кусок, подам". И взяв кусок, Он обмакнул его в солило и подал Иуде со словами: "что ты делаешь, делай скорее". Иуда вышел, а ученики подумали, что Иисус Христос послал его купить что-либо на праздник, или раздать милостыню.

Совершив пасху еврейскую, Иисус Христос взял хлеб, благословил, преломил и, подавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Потом взял чашу с вином и подал им со словами: пийте от нея вси; сия есть кровь Моя, Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. При этом Он повелел: сие творите в Мое воспоминание. Так было установлено таинство причащения, и апостолы под видом хлеба и вина причастились Тела и Крови Христовых.

Пример какой добродетели дал нам Господь, когда умыл ноги ученикам? В чем состояло совершение ветхозаветной пасхи? Когда в церкви вы слышите слова Иисуса Христа: приимите, ядите... и пийте от нея вси..?

35. Взятие Иисуса Христа.
Суд над Ним у первосвященника Каиафы.

По окончании Тайной вечери, Иисус Христос пошел со Своими учениками в сад Гефсиманский. Здесь Он преклонил колена, пал на лице Свое и молился, говоря: "Отче! если возможно, да минует Меня чаша сия; однако не Моя воля, а Твоя да будет". Молитва Его была столь усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.

Когда Иисус Христос окончил молитву, в сад пришел иуда с толпою воинов и служителей архиерейских. Он предупредил их: "кого я поцелую, того вы и берите". За тем подошел к Господу и со словами: "радуйся, Учитель!" поцеловал Его. Воины взяли Иисуса Христа и повели Его к первосвященникам; апостолы же в страхе разбежались.

Ночью у первосвященника Каиафы собрались книжники и старейшины иудейские для суда над Иисусом Христом. Явилось много лжесвидетелей, но они не могли сказать ничего за что можно было бы осудить Иисуса Христа на смерть. Тогда первосвященник Каиафа спросил Его Самого: "скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?" Иисус Христос ответил ему: "да, Я". Каиафа при этих словах разодрал одежды свои и сказал: "на что еще нам свидетелей? Вы сами слышали богохульство. Как вам кажется?" И все ответили: "повинен смерти". После этого слуги архиерейские вывели Иисуса Христа из дома Каиафы на двор и здесь били Его, плевали Ему в лицо, а некоторые закрывали Ему лицо, ударяли по ланитам и с насмешкой спрашивали: "скажи нам, Христос, кто ударил Тебя?" Господь терпеливо переносил все это.

Какие молитвенные действия освятил Господь Иисус Христос Своим примером? В какой молитве Он и пас научил предавать себя в волю Божию.

36. Суд над Иисусом Христом у Понтия Пилата.

В пятницу, рано утром, первосвященники повели связанного Иисуса Христа к римскому правителю Понтию Пилату, чтобы он утвердил смертный приговор над Иисусом. Пилат вышел к ним и спросил: "в чем вы обвиняете этого Человека?" Первосвященники к книжники отвечали: "если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе". И начали обвинять, говоря: "Он развращает народ и называет Себя Христом Царем". Пилат допросил Иисуса Христа, но не нашел в Нем никакой вины. Зная, что Его предали из зависти, Пилат обратился к народу и сказал: "у вас есть обычай, чтобы я одного узника отпускал вам на пасху; Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?" Народ, побуждаемый первосвященниками, закричал в ответ: "не Его, а Варавву!" Варавва же был разбойником. Пилат спросил: "что же вы хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете царем иудейским?" Все ответили: "да будет распят!" Тогда Пилат предал Иисуса Христа бичеванию. Воины отвели Его внутрь двора и, привязав к столбу, бичевали; затем в насмешку одели на Него багряную одежду, на голову возложили венец из терновника, дали в руку трость, вместо царского скипетра, становились пред Иисусом Христом на колени и говорили: "радуйся, царь иудейский!" а затем плевали на Него, и, взяв из рук Его трость, били Его по голове.

После бичевания Пилат вывел Иисуса Христа в багрянице и терновом венце к народу и сказал: "вот Человек! я не нахожу в Нем никакой вины". Но народ, увидев Иисуса, снова начал кричать: "распни, распни Его!" Пилат, видя, что народ все более и более возмущается, взял воды, умыл пред всеми руки и сказал: "я неповинен в крови сего Праведника". Народ в ответ закричал: "кровь Его на нас и на детях наших"! Тогда Пилат предал Иисуса Христа на распятие.

Почему иудеи за утверждением смертного приговора должны были обратиться к Пилату? Что значили слова: "кровь Его на нас?.."

37. Распятие и смерть Господа Иисуса Христа.

Воины привели Иисуса Христа на гору Голгофу, близ Иерусалима, и там распяли Его между двумя разбойниками. Над головою Его, по приказанию Пилата, была прибита доска с надписью: "Иисус Назарянин, Царь иудейский". Когда пригвождали Иисуса Христа ко кресту, Он молился за Своих врагов, говоря: "Отче! прости им: они не знают, что делают".

Первосвященники и книжники смеялись над Иисусом Христом и говорили: "других спасал, а Себя не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть сойдет с креста, и мы уверуем в Него". То же повторял народ и воины. Даже один из разбойников, распятых с Господом, ругался над Ним и говорил: "если Ты Христос, спаси Себя и нас". Но другой разбойник останавливал его: "ужели ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Но мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал". Потом, обратившись к Иисусу Христу, этот благоразумный разбойник сказал: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем! Иисус Христос ответил ему: "истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю".

У креста Христова стояла Матерь Его и любимый ученик Иоанн. Иисус Христос, увидев Матерь Свою, сказал Ей: "вот сын Твой!" Потом сказал ученику: "вот Мать твоя". И с этого времени Иоанн взял Пресвятую Деву Марию к себе в дом и заботился о Ней, как о своей матери.

Когда распяли Иисуса Христа, был полдень, или, по еврейскому счету, шестой час дня. Вдруг солнце померкло, и настала великая тьма, которая продолжалась три часа. В третьем часу по полудни Иисус Христос громко воскликнул: "Боже Мой, Боже Мой! Почто Ты Меня оставил?" Потом сказал: "жажду". Тогда один из воинов намочил губку уксусом, надел ее на трость и поднес к устам Страдальца. Вкусив уксуса, Иисус Христос произнес: "совершилось! Отче! в руки Твои предаю дух Мой", - склонил голову и испустил дух. В эту минуту земля потряслась, камни расселись, завеса церковная, которая отделяла святое святых от святилища, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и многие тела умерших святых воскресли. Сотник и воины, бывшие при кресте, видя эти знамения, сказали: "воистину Он был Сын Божий!" А народ, бывший при распятии, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь.

Наступил вечер. Первосвященникам не хотелось оставить на крестах тела распятых до субботы, так как в субботу был великий праздник Пасхи. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли. Пилат позволил. Воины пошли и перебили голени разбойникам; когда же подошли к Иисусу Христу, увидели, что Он мертв, и не перебили у Него голеней. Но один из воинов пронзил копием ребро Господа, и из раны истекла кровь и вода.

Евреи считали часы с шести утра. Седьмой час утра, по нашему счету, у них назывался первым дня., наш двенадцатый - шестым и т. д.

Почему Иисуса Христа называли Назарянином? Каким прообразом в Ветхом Завете было предуказано, что Иисус Христос будет распят на кресте? - что Ему не будут перебиты голени?

38. Погребение Господа Иисуса Христа.

В пятницу, поздно вечером, пришел к Пилату Иосиф из Аримафеи, тайный ученик Иисуса Христа, и просил у Пилата позволения снять с креста и похоронить тело Иисусово. Пилат приказал отдать ему тело. Тогда Иосиф вместе с Никодимом, тоже тайным учеником Христовым, сняли с креста тело Господа, помазали благовониями, обвили новою плащаницею и погребли близ Голгофы, в саду Иосифа, в новом гробе, иссеченном в скале, а ко входу в гроб привалили большой камень.

В субботу утром первосвященники и книжники собрались снова к Пилату и сказали: "господин! мы вспомнили, что этот обманщик, когда был жив, говорил: чрез три дня воскресну; поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его ночью не украли тела и не сказали народу: воскрес из мертвых". Пилат ответил: "у вас есть стража; идите, охраняйте, как знаете". Они пошли, приложили к камню печать и приставили к гробу стражу.

Страдания, смерть и погребение Господа Иисуса Христа вспоминаются Церковью в неделю пред Пасхою, называемую Страстною. В страстную пятницу на утрени читается 12 Евангелий о страданиях Христовых, а на вечерне выносится для поклонения плащаница, то есть образ Иисуса Христа, лежащего во гробе. В субботу на утрени, в воспоминание погребения Иисуса Христа, плащаница обносится вокруг храма с пением: Святый Боже,..

Почему Иосиф и Никодим были тайными учениками Иисуса Христа? Как проще называют утреню страстной пятницы?

39. Воскресение Господа Иисуса Христа и явления Его по воскресении.

В первый день после субботы, рано утром, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние бело, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Воины, стоявшие на страже, от страха попадали на землю и стали, как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые же из них пришли к первосвященникам и рассказали им о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто бы ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.

Когда начало светать, Мария Магдалина и с нею некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу с благовонным миром, чтобы помазать тело Иисусово. Дорогою они говорили между собою: "кто отвалит нам камень от гроба?" Прежде других ко гробу подошла Мария Магдалина, но когда увидела, что камень отвален от гроба, побежала назад к Петру и Иоанну и сказала: "унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его".

Вслед за Марией Магдалиной пришли ко гробу и прочие мироносицы и увидели ангела, который сказал им: "вы Иисуса ищете Назарянина, распятого; Его нет здесь; Он воскрес. Вот место, где Он был положен". Мироносицы в страхе побежали назад. На дороге Сам Иисус Христос явился им и сказал: "радуйтесь!" Они пали на землю и поклонились Ему.

Мария же Магдалина второй раз пришла ко гробу и горько плакала. Взглянувши во гроб, она увидела двух ангелов, которые спросили ее: "женщина, что ты плачешь?" Она отвечала: "унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его". В это время она обратилась назад и увидела Самого Иисуса Христа, но не узнала Его, и, думая, что это садовник, спросила: "господин! если ты взял Его, то скажи, где положил Его?" Господь назвал ее по имени: "Мария!" Тогда она, узнавши Спасителя, воскликнула: "Учитель!" и поклонилась Ему.

В самый день воскресения Христова, вечером, все апостолы, кроме Фомы, были вместе, и двери были заперты. Вдруг явился им Иисус Христос и приветствовал их словами: "мир вам!" Ученики испугались, думая, что это привидение. Но Он сказал им: "что смущаетесь? Это Я Сам", и при этом показал им руки и ноги, и ребра Свои. Ученики возрадовались, что видят Господа. Потом Он дунул на них и сказал: "приимите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся, а на ком оставите, на том останутся".

Когда пришел Фома, другие ученики говорили ему: "мы видели Господа". Но Фома ответил им, что он до тех пор не поверит, пока сам не увидит Его и не осяжет ран на Его теле. Чрез восемь дней ученики снова были вместе и Фома с ними. Двери были заперты. Иисус Христос явился им и сказал: "мир вам!" Потом, обратившись к Фоме, прибавил: "подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, и не будь неверующим, но верующим". Фома воскликнул: "Господь мой и Бог мой!" А Иисус Христос сказал ему: "ты поверил, потому что увидел Меня, но блаженны те, которые не видели и поверили".

По повелению Господа Иисуса Христа, одиннадцать апостолов пошли на одну гору в Галилее. Там они увидели Иисуса Христа и поклонились Ему. Иисус Христос сказал им: "Мне дана всякая власть на небе и на земле. Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Учите соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот Я буду с вами до скончания века".

Праздник Светлого Христова Воскресения называется еще Пасхою и почитается, как самый великий праздник. В этот день утреня начинается в полночь; пред началом же утрени совершается вокруг храма крестный ход, в подражание женам мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя.

Песнопения в честь Воскресения Христова: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ (уничтожив), и сущим (находящимся) во гробех живот даровав.

Ангел вопияше благодатней: чистая Дево, радуйся! и паки реку (скажу): радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвые воздвигнувый. Людие веселитеся!

Светися, светися, новый Иерусалиме! слава бо Господня на тебе возсия; ликуй (торжествуй) ныне и веселися, Сионе! Ты же, чистая красуйся (радуйся), Богородице, о восстании рождества Твоего (Того, Кто родился от Тебя).

В который день после Своей смерти воскрес Господь Иисус Христос? Каким прообразом в Ветхом Завете было предуказано тридневное пребывание Иисуса Христа во гробе?

40. Вознесение Господне.

В сороковой день по воскресении из мертвых, Господь Иисус Христос явился ученикам Своим и повелел им оставаться в Иерусалиме, пока они не получат Духа Святаго. Затем Он вывел их из города на гору Елеонскую и, подняв руки, благословил, и, когда благословлял, стал возноситься на небо. Наконец, светлое облако скрыло Иисуса Христа из вида учеников. Они долго смотрели на небо. Вдруг явились им два ангела в белых одеждах и сказали: "мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". Ученики поклонились вознесшемуся Господу и возвратились в Иерусалим.

Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи.

Тропарь праздника: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. (Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обещанием Святого Духа обрадовавший учеников, которые чрез бывшее тогда благословение совершенно убедились, что Ты Сын Божий, Избавитель мира).

Когда Иисус Христос придет во второй раз на землю? Что значит, что Он придет "таким же образом?.."


dr553tem3.html,  (I-й вып:17янв07),  18янв07,  [ДД-55.3(3)р]
• НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
• ОБЛОЖКА КНИГИ
• ОГЛАВЛЕНИЕ
• НАВЕРХ