Наставление в Законе Божием (2)  [22янв07] Протоиерей Аполлоний Темномеров

О ВЕРЕ И ЖИЗНИ ХРИСТИАНСКОЙ.

Содержание: (1) Священное Писание и Священное Предание; (2) Символ Веры; (3) Заповеди Закона Божия; (4) Заповеди Блаженства.

Каждому христианину для угождения Богу и получения вечного спасения необходимо: во-первых, правильно веровать в Бога, а во-вторых, жить согласно с этой верою. Учение о том, как должно веровать и жить христианину, содержится в Священном Писании и Священном Предании.

1. Священное Писание и Священное Предание.

Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни учил людей устно. Так же большею частию проповедовали учение Христово и св. апостолы: но некоторые из них оставили в руководство верующим и свои писания, которые вместе с священными книгами, написанными в Ветхом Завете, составляют Священное Писание, или Библию. Все священные книги Ветхаго и Нового Завета написаны по внушению Духа Святого и потому содержат в себе частицу истины.

Книг Нового Завета 27. Первые четыре, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном Богословом, называются Евангелиями. Слово Евангелие значит: благовестие, или благая весть. В Евангелиях повествуется о жизни, страданиях, смерти, воскресении и вознесении на небо, а также о чудесах и учении Господа нашего Иисуса Христа. В книге Деяний св. апостолов говорится о проповедании св. апостолами слова Божия. Книга Апокалипсис, или откровение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова содержит пророчества о последних днях Церкви Христовой и всего мира. Прочие книги называются посланиями; из них 14 написаны св. апостолом Павлом.

Но не все учение христианское изложено в Священном Писании. Святые апостолы многое из учения Христова передали верующим только устно. Это учение, неизменно сохраняемое Православною Церковью, называется Священным Преданием.

После апостолов Православная Церковь руководится Священным Писанием и Священным Преданием. В особенных же случаях, для обличения лжеучителей, или для разрешения различных недоумений, собираются соборы. Они бывают Вселенские, на которые собираются пастыри и учители Церкви, по возможности со всей вселенной, и поместные, когда собираются пастыри и учители одной какой-либо области. Вселенских соборов было семь. На первом и втором из них составлен Символ веры, то есть изложение в кратких, но точных словах учения о том во что должен веровать православный христианин.

2. Символ Веры.

Первый член Символа веры.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

В первом члене Символа веры мы прежде всего говорим, что веруем в одного истинного Бога, а не во многих богов, как язычники.

Бог открыл нам о Себе, что Он Дух. Это значит, что Он не имеет тела. Бог есть Дух вечный, всеблагий, всевеущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий. Вечный – значит, что Он всегда был, есть и будет; никогда не было и никогда не будет такого времени, когда бы Его не было. Преблагим, или предобрым мы называем Бога потому, что Он милостив к нам и любит нас больше, чем самый добрый отец своих детей. Бог всеведущ, то есть Он знает все то, что было прежде, что есть в настоящее время, и что будет; знает не только все наши дела, но и все мысли и желания. Всеправедным, или правосудным мы называем Бога потому, что Он воздаст каждому по делам его, не оставит ни одного доброго дела без награды и ни одного дурного поступка без наказания. Бог всемогущ: Он может сотворить все, что угодно Его святой воле. Бог вездесущ – это значит, что Он находится везде, и нет такого места во всем мире, где бы Его не было.

Когда мы говорим в Символе веры о Боге Отце, то разумеем, что Бог один по существу, но троичен в Лицах, т.е. в Нем три лица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три лица совершенно равного Божеского достоинства: как Отец есть истинный Бог, так и Сын – истинный Бог и Дух Святой – истинный Бог; однако не три Бога, а один Бог, называемый Троицей Единосущной и Нераздельной.

Различие между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит из другого лица; Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца, Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца.

Вседержителем мы называем Бога потому, что Он все содержит в Своей власти и всем управляет. Слова: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым – означают, что Бог Отец сотворил все существующее в мире: и небо с его светилами, и землю, на которой мы живем; не только все видимое нами, но и то, чего мы не видим, то есть ангелов.

Ангелы – духи бессмертные и разумные, более совершенные, чем душа человека. Слово ангел значит вестник. Так называются ангелы потому, что Господь посылает их возвещать людям Свою волю. Ангелы тела не имеют, но когда являются людям, то, по воле Божией, могут принимать вид человека. Высшие ангелы называются херувимами, серафимами, архангелами.

Каждому христианину при рождении дается от Бога особый ангел, которого мы называем ангелом хранителем. Он невидимо для нас оберегает нас от всякого несчастья, научает всему доброму, отклоняет от греха и молится за нас Богу.

Второй член Символа веры.

(Верую) И во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Единородный – единственный; прежде всех век – прежде всякого времени; Имже – Которым.

Во втором члене Символа веры излагается учение о Втором Лице Пресвятой Троицы – Сыне Божием, Господе Иисусе Христе. Иисусом Сын Божий назван, когда он родился на земле; Христом назвали Его пророки, когда еще ожидали пришествие Его на земле. Имя Иисус значит: Спаситель, Христос – Помазанник. Помазанниками в Ветхом Завете назывались первосвященники, пророки и цари; Сын же Божий, пришедший на землю, имел и по человечеству все Дары Святого Духа, какие сообщались чрез помазание первосвященникам, пророкам и царям. Единородным Сын Божий называется потому, что Он один рожден от Бога Отца. Прежде всех век – значит, что Сын Божий рожден от Бога Отца прежде всякого времени и, следовательно, так же вечен, как и Бог Отец. Единосущный – значит, что Бог Сын одного Божеского существа с Богом Отцом. Имже вся быша – Сыном Божиим все начало быть, или все сотворено; поэтому Бог Сын может быть назван Творцом, как и Бог Отец.

Третий член Символа веры.

(Верую в Господа Иисуса Христа, Сына Божия)
Нас ради человек и нашего ради спасения, сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

В третьем члене Символа веры говорится о воплощении Сына Божия. Хотя Сын Божий вездесущ и всегда на небе и всегда на земле, но на земле Он прежде был невидим, а потом явился во плоти; поэтому в Символе веры говорится, что Он сшел с небес. Сын Божий благоволил сойти с небес на землю для нас людей, по Своей неизреченной любви к роду человеческому; пришел, чтобы спасти людей от греха, в котором они родились и живут, и от смерти.

Слово воплотившагося значит: принявшего плоть человеческую. Сын Божий воплотился от Пресвятой Девы Марии по наитию, то есть, по действию Святого Духа. Так как Он принял не только тело, но и душу человеческую, сделался совершенным человеком, кроме греха, то прибавлено: и вочеловечшася. Сын Божий и по воплощении Своем не перестал быть Богом; поэтому Он называется Богочеловеком. Его Пречистую Матерь мы почитаем не только выше всех людей, но и ангелов и называем Богородицей.

На иконах Божия Матерь изображается с младенцем Иисусом Христом на руках. Некоторые иконы Божией Матери, прославленные чудесами, носят особые названия: икона Казанская, Иверская, Знамение и пр.

Четвертый член Символа веры.

(Верую в Господа Иисуса Христа, Сына Божия)
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдаваша, и погребенна.

В этих словах мы выражаем нашу веру в то, что Господь Иисус Христос был распят при Понтии Пилате, действительно страдал на кресте, умер и был погребен. Страдал и умер Иисус Христос не по Божеству Своему, а по человеческой природе; потерпел же страдания и смерть не за Свои грехи, – так как был безгрешен, – но добровольно принял на Себя наказание за наши грехи.

Пятый член Символа веры.

(Верую в Господа Иисуса Христа, Сына Божия)
И воскресшаго в третий день по писанием.

Господь Иисус Христос воскрес из мертвых в третий день, как было предсказано об этом в писаниях пророков. Воскресши из мертвых Своей всемогущей силой, Он победил смерть и тем положил начало нашему воскресению из мертвых.

Шестой член Символа веры.

(Верую в Господа Иисуса Христа, Сына Божия)
И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

Одесную – на правую сторону.

В шестом члене мы выражаем нашу веру в то, что Господь Иисус Христос вознесся на небеса и воссел на правую сторону Бога Отца. Иисус Христос вознесся на небо человеческой природой; по Божеству же Он всегда пребывал и пребывает на небесах. Седение на правую сторону Отца означает, что Сын Божий имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

Седьмой член Символа веры.

(Верую в Господа Иисуса Христа, Сына Божия)
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.

Паки – опять; грядущаго – идущего; Егоже – Которого.

В седьмом члене Символа веры говорится о втором пришествии Господнем на землю и о страшном суде. Второе пришествие будет не таким, как первое. В первый раз Господь Иисус Христос приходил на землю в уничижении, чтобы пострадать за людей, вторично же придет во славе, окруженный святыми ангелами, чтобы судить всех людей, – не только живых, но и мертвых. Время второго пришествия Христова нам не открыто, а потому мы должны жить так, чтобы быть всегда готовыми явиться на суд.

Суд, о котором говорится в седьмом члене, называется страшным, потому что решит участь людей навеки. Он будет происходить так: совесть каждого человека откроется пред всеми, и сделается явными не только все дела добрые и злые, какие кто сделал на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления.

Восьмой член Символа веры.

(Верую) И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Животворящаго – дающего жизнь; Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима – Которому должно воздавать поклонение и прославление на равне с Отцом и Сыном; глаголавшаго пророки – говорившего через пророков.

В восьмом члене Символа веры мы выражаем свою веру в третье Лицо Пресвятой Троицы – Бога Духа Святого. Мы называем Духа Святого животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном сотворил мир и дает жизнь всем тварям, а в особенности духовную жизнь людям. Дух Святый во всем равен Богу Отцу и Богу Сыну; Ему должно поэтому воздавать поклонение и прославление наравне с Отцом и Сыном. Глаголавшаго пророки – означает, что пророки, как и апостолы, возвещали волю Божию людям и писали священные книги по внушению Духа Святого.

Девятый член Символа веры.

(Верую) Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Церковь Христова, о которой говорится в девятом члене Символа веры, есть установленное Господом Иисусом Христом общество истинно верующих в Него людей. К Церкви Христовой принадлежат не только те православные Христиане, которые живут на земле, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. Каждый отдельный человек, принадлежащий к Церкви, называется ее членом.

Мы веруем, что истинная Церковь должна быть едина, потому что один Иисус Христос и одно Его учение. Церковь свята, потому что она содержит святое учение Иисуса Христа и подает своим членам благодать Божию, очищающую от грехов. Церковь назывется соборною, или вселенскою, потому что к ней принадлежат истинно верующие из всех стран и народов вселенной.

Церковь, в которую мы веруем и к которой принадлежим, есть Церковь Апостольская. Это значит, что она содержит без изменения то самое учение; которое приняли от Христа и проповедовали св. апостолы. Поэтому она называется еще Православной.

Св. Апостолы передали свою власть пастырям Церкви – епископам и пресвитерам. Каждый член Церкви должен поэтому повиноваться им и не уклоняться от Святой Церкви в расколы и еретические учения.

Кроме нашей Православной Церкви, есть еще другие общества христиан – католики, лютеране и многие другие. Хотя они и веруют во Христа, но не сохранили Его учения во всем неизменным.

Десятый член Символа веры.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Исповедую – признаю; во оставление грехов – для прощения грехов.

В десятом члене Символа веры говорится о таинстве крещения. Таинством называется такое священное действие, чрез которое верующему таинственно, то есть; невидимо подается благодать Святого Духа. Всех таинств семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеосвящение. Хотя в Символе веры говорится только о крещении, но при этом разумеются и прочия таинства. Упоминается же о крещении потому, что оно первое и самое необходимое таинство, через которое человек вступает в Церковь Христову.

В крещении человек таинственно возраждается в новую духовную жизнь; при этом ему прощаются все его прежние грехи. Так как крещение есть духовное рождение, то оно может быть совершено над одним и тем же человеком тлько один раз; поэтому и говорится, что крещение едино.

Одиннадцатый член Символа веры.

Чаю воскресения мертвых.

Воскресение мертвых, о котором мы здесь говорим, произойдет при втором пришествии Христовом. Души умерших вновь соединятся со своими телами, которые сделаются духовными и бессмертными, а те люди, которых второе пришествие застанет в живых, мгновенно изменятся, и их тела сделаются такими же, как тела воскресших. Духовность тела будет состоять в том, что наши тела сделаются подобными телу воскресшего Господа, Который внезапно являлся апостолам, когда двери комнаты были заперты, и внезапно делался невидимым.

Двенадцатый член Символа веры.

(Чаю) И жизни будущаго века. Аминь. Жизнь будущая начнется после воскресения и будет продолжаться без конца. Праведники будут вечно наслаждаться в раю блаженством, какого мы не можем себе и представить, а грешники будут вечно мучиться в аду.

Словом аминь мы показываем, что действительно веруем так, как говорится в Символе веры.

3. Заповеди Закона Божия.

Каждому человеку, чтобы он знал, как ему поступать в жизни, дана от Бога совесть, которая указывает, что добро и что зло. Но, так как совесть у согрешившего человека может, ошибиться и ослабевать, то Бог дал людям через Моисея 10 заповедей, научающих нас двум главным обязанностям – любви к Богу и любви к ближнему. Господь Иисус Христос повелел верующим исполнять эти заповеди и, кроме того, Сам дал нам девять заповедей блаженства, в которых указал, каким должен быть христианин, чтобы получить царство небесное.

1-я Заповедь.

Аз есмь Господь Бог твой, да не будет тебе бози, инии разве Мене.

Аз – я; инии – другие; разве – кроме.

В первой заповеди Господь повелевает нам всегда помнить, что Он наш Бог; в Него Одного твердо веровать, Ему молиться и на Него больше всего надеяться. Тот человек исполняет эту заповедь, кто не прельщается ложными учениями и не отступает от истинной веры; усердно молиться в храме и дома; не верит никаким приметам, гаданиям и ворожбе и никогда не приходит в отчаяние, зная, что Господь все устроит для его блага. Если же кто не твердо держится истинной веры, ленится молиться Богу, в болезни и горе приходит отчаяние, или ищет помощи не у Бога, а у гадателей и колдунов, тот погрешает против первой заповеди.

Первая заповедь не воспрещает нам почитать Пресвятую Богородицу, угодников Божиих и св. ангелов и обращаться к ним в молитвах, потому что мы не считаем их богами, а нашими ходотаями и молитвенниками перед Богом.

2-я Заповедь.

Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им.

Кумир – идол; подобие – изображение; елика – что; горе – вверху.

Язычники делали идолов, то есть, различные изображения каких-либо тварей или предметов видимого мира, которых почитали за богов; кланялись этим изображениям и приносили жертвы. Служение идолам сопровождалось бессчинными празднествами, ради которых евреи часто забывали истинного Бога и впадали в идолопоклонство. Поэтому Господь запретил евреям второю заповедью не только покланяться идолам, а даже и делать изображения всего того, чему покланяются язычники.

Этой заповедью, однако, не воспрещается нам чтить св. иконы и молиться пред ними, потому что мы не считаем икон богами и молимся не самой иконе, а тому, как на ней изображен. Становимся же для молитвы пред иконою и взираем на нее, чтобы обратить нашу мысль и сердце к тому, кому мы молимся.

Мы не кланяемся идолам, но можем впасть в грех, подобный идолопоклонству, если имеем к чему-либо ( к вину, картам, нарядам и пр.) столь сильное пристрастие, что из-за него готовы забыть или забываем о Боге.

3-я Заповедь.

Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

Не приемли – не употребляй; всуе – напрасно.

В третьей заповеди Господь повелевает людям относиться с благоговением к Его святому имени и не произносить его напрасно, например, в пустых разговорах, шутках, играх и т.п. Особенно же напрасно мы призываем имя Божие, если молимся невнимательно или без усердия, и когда клянемся, или божимся, хотя бы и в правде.

От божбы нужно отличать присягу, которую мы даем пред св. крестом и Евангелием. При присяге мы тоже призываем имя Божие, но не погрешаем против третьей заповеди, потому что принимаем присягу только в самых важных случаях, напр., в суде, или при поступлении на должность. Ложь под присягою и нарушение данной присяги самый великий грех против третьей заповеди.

Заповедь повелевает нам почитать святое имя Божие. Тем более мы должны почитать и с благоволением относиться к его изображениям, св. кресту, храму и вообще ко всем предметам посвященным Богу. Неуважение к священным предметам в словах или действиях называется кощунством и составляет великий грех.

4-я Заповедь.

Помни день субботний, еже святити его: шесть дний делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему.

Еже – чтобы; святити – освящать; шесть дний делай – шесть дней работай; суббота – покой, отдых.

Четвертою заповедью повелевается людям шесть дней в неделю заниматься каждому своим делом, а седьмой день посвящать на служение Богу. В Ветхом Завете из семи дней в неделе праздновали субботу, христиане же, вместо субботы, стали праздновать следующий за нею день, в который Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Кроме того, как в Ветхом, так и в Новом Завете на служение Богу посвящены еще некоторые дни, называемые праздниками. Все эти дни Господь заповедует святить, то есть, проводить свято и воздерживаться от обычных наших занятий, а делать только дела Божии: идти в храм Божий к богослужению, читать дома Священное Писание, или другую душеспасительную книгу, навестить больного, помочь бедному и т.п. Против четвертой заповеди грешит тот, кто ленится работать в будни, кто без крайней нужды работает в праздник сам, или других заставляет работать, кто не ходит в праздник в церковь, и кто проводит праздники безчинно.

5-я Заповедь.

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

Чти – почитай; да – чтобы; благо – хорошо; ти – тебе.

Господь повелевает нам пятою заповедью почитать родителей и обещает за это счастливую, долгую жизнь. Почитать родителей значит: во-первых, любить их и охотно исполнять все, что они советуют, или приказывают нам, если это не противно воле Божией, помогать им и заботиться о них в их болезни и старости; наконец молиться за них Богу и при жизни их, и после смерти.

Господь и здесь на земле оказывает милость тем, кто любит и почитает родителей, а непочтительных детей лишает счастья; полную же награду или наказание те и другие получают после своей смерти.

Кроме родителей, пятая заповедь повелевает нам почитать также всех тех, кто заботится о нас, подобно родителям, а именно: Государя, который, как отец, заботится о своем государстве; пастырей Церкви и особенно своего духовного отца, потому что они молятся за нас и заботятся о спасении нашей души; благодетелей, которые помогают нашим родителям воспитывать нас, а иногда и совершенно заменяют для нас родителей; наставников, которые учат нас всему необходимому в жизни, и др.

6-я Заповедь.

Не убий. Не убивай.

Шестою заповедью Господь запрещает людям убийство и самоубийство. Жизнь для человека – драгоценный дар Божий; поэтому не только лишить жизни себя или другого – тяжкий грех, но также противны воле Божией и все такие поступки, которые вредят здоровью и сокращают жизнь человека, напр., когда обременяют непосильной работой, доводят до болезни побоями или жестоким обращением, расстраивают свое здоровье невоздержанною жизнью и т.п. Только в двух случаях лишение жизни не ставится в грех: когда убивают на войне для защиты отечества и когда казнят преступника, чтобы оградить мирных жителей.

Жизнь дана нам Богом и Ему принадлежит. Поэтому для служения Богу и для блага ближнего не нужно щадить ни сил, ни здоровья. Если же кто, в случаях особенных, напр., на войне, во время заразных болезней, пожара, или при спасении утопающего, пожертвует своею жизнью, то этим он покажет самую высокую любовь к ближнему и удостоится великой награды от Господа.

7-я заповедь.

Не прелюбы сотвори. – Не прелюбодействуй.

Седьмою заповедью запрещается незаконная, плотская любовь между мужчиной и женщиной и заповедуется мужу и жене жить в полном согласии взаимной любви, а юношам и девицам сохранить стыдливость и непорочность. Для этого должно удаляться от всего, что возбуждает нечистые мысли и желания, – сквернословия, соблазнительных зрелищ, пения неприличных песен, бесстыдных разговоров, пьянства и пр.

8-я Заповедь.

Не укради—не воруй.

Кражею, или воровством называется всякое присвоение чужой собственности. Поэтому не тот только украдет, кто тайно похищает что нибудь чужое, но всякий, кто присваивает чужую собственность силою или хитростью и обманом, напр., когда не платят долга, утаивают найденное, обмеривают или обвешивают при продаже и покупке, не отдают условленной платы рабочему, выпрашивают милостыню, когда могут жить своим трудом, и проч.

9-я Заповедь.

Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

Не послушествуй – не произноси.

Девятою заповедью Господь запрещает говорить ложь о своем ближнем. Сюда относится прежде всего ложное обвинение или ложное свидетельство на суде, а затем также клевета и ложный донос, распространение дурных слухов и вообще желание осудить другого и сказать о нем что-нибудь дурное.

10-я Заповедь.

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елико суть ближнего твоего.

село — поле; елика — что.

Господь заповедует нам десятою заповедью не завидовать тому, что есть у нашего ближнего, а быть довольным тем, что каждому из нас дал Бог. Зависть особенно грешна потому, что она доводит человека до многих тяжких грехов: ропота на Бога, воровства, убийства и др.

4. Заповеди Блаженства.

1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Нищими духом Господь Бог называет людей смиренных, которые, хотя и имеют добродетели, но не гордятся ими, а, помня о своих недостатках, считают себя ниже и недостойнее прочих людей. Господь любит смирение и возвысит смиренных в царстве небесном.

2. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Плачущие – это такие люди, которые сокрушаются о своих грехах и просят себе у Бога прощения. Господь простит их грехи, и они вечно будут радоваться в Его небесном царстве.

3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Кроткие – это люди, которые никого не обижают, а если их обидят, не отвечают злом за зло и не раздражатся, а терпеливо переносят обиду. За незлобие Господь вознаградит их в будущей жизни; они будут вечно блаженствовать со Христом на новой земле, то есть, в царстве небесном.

4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Алчущии — те, которым сильно хочется есть; жаждущии — те, которым хочется пить.

Алкать и жаждать правды значит так сильно стремиться к праведности, как голодный хочет есть, или жаждущий пить. Такие люди насытятся, т.е. Господь даст им то, к чему они здесь так стремятся.

5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Милостивыми мы называем людей добрых. Они жалеют всех, кого видят в горе и нужде, и стараются помочь им, чем могут. Как они милостивы к другим, так и Господь милостив будет к ним на страшном своем Суде.

6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Чист сердцем тот человек, кто сохраняет свое сердце от злобы, гордости, зависти и других греховных чувств и желаний. Такие люди в будущей жизни будут видеть Бога лицом к лицу, т.е. будут особенно близки к нему.

7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Миротворцы не только сами стараются жить в мире и согласии со всеми, но если и между другими видят ссору или вражду, то всячески стараются их примирить. Миротворцы уподобляются к Господу Иисусу Христу, Который примирил людей с Богом; потому и сказано, что они называются сынами Божиими.

8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное. Блаженны те, которые терпят гонение и страдания за правду, лучше готовы умереть, чем отступить от нее. Они получат царство небесное.

9. Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах.

Ижденут — будут гнать; мзда — награда.

Блаженны те, кто потерпит за Христа насмешки, или изгнанние, или клевету. Еще более блаженны поэтому те, кто потерпит за Христа самую смерть. Не скорбеть, а радоваться должны они, потому что их ожидает великая награда на небесах.


dr553tem6.html,  (I-й вып:17янв07),  22янв07,  [ДД-55.3(6)р]
• НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
• ОБЛОЖКА КНИГИ
• ОГЛАВЛЕНИЕ
• НАВЕРХ