История Христианской Православной Церкви (14)  [25дек06] о. Петр Смирнов

ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЗАД
ВПЕРЕД

58. Единоверие

Некоторые из глаголемых старообрядцев поповщинского толка, принимая бежавших от Православной Церкви священников, чувствовали зависимость от нее и желали соединения с ней. Таков был стародубский инок Никодим. По его почину в 1783 году было составлено и подписано 1500 старообрядцами прошение Святейшему Синоду о воссоединении их с Православной Церковью, с тем, чтобы сняты были с них как с бывших раскольников клятвы и порицания, чтобы было разрешено совершение богослужения по старопечатным книгам и с соблюдением старых обрядов, и чтобы дан был им особый епископ, который бы зависел непосредственно от Синода. Святейший Синод признал неудобным назначение особого епископа для старообрядцев, но дозволил местным епископам назначать для старообрядцев, желавших соединиться с Церковью, священников, которые могли бы совершать для них богослужение по старопечатным книгам и с соблюдением их обрядов. Означенные старообрядцы назывались согласниками.

После того, как "согласие" упрочено было в Стародубье, оно стало появляться на Иргизе, где ревностным распространителем его был знаменитый в этой местности настоятель Верхне-Преображенского монастыря инок Сергий, в Нижегородской епархии, в Казани и Петербурге. Для принимавших "согласие" часовни их преобразовались в храмы и строились новые церкви, назначались священники. Наконец в 1799 году изъявили желание принять православных священников и московские старообрядцы, причем ими указаны были подробные условия для воссоединения с Церковью в 16 пунктах. Условия эти были рассмотрены Московским митрополитом Платоном и, согласно с его замечаниями, одобрены Святейшим Синодом и утверждены императором Павлом I в 1800 году. При этом старообрядцы, вступающие в союз с Церковью, названы единоверцами, а церкви их единоверческими.

Бывшее в 1885 году собрание архипастырей в Казани так определило значение единоверия: "Православие и единоверие - одна Церковь; поэтому, с одной стороны, никто не должен унижать и порицать то, что Церковью благословляется; а, с другой стороны, сами единоверцы должны помнить, что единоверие заключается только в союзе с Православной Церковью, что без этого союза нет единоверия, а будет опять раскол".

 

59. Прекращение унии

После того, как Малороссия присоединилась к России и Киевский митрополит Гедеон подчинился патриарху Иоакиму, положение православных в западнорусских областях, подвластных Польше, стало еще бедственнее. Все действия в отношении их со стороны иезуитов и поляков направлены были к тому, чтобы обратить их в унию, а через унию в католичество. Гонения, какие православные претерпевали в Польше в конце XVII и первой половине XVIII века, напоминают первые времена Церкви, гонимой от иудеев и язычников. Во время богослужения поляки врывались толпой в храм, били народ и выгоняли из храма. Православных, как овец, силой гоняли в костел или униатский храм, заковывали в железные ошейники, морили голодом. Священников привязывали к столбам, травили собаками, отрубали им пальцы, ломали руки и ноги. Постановлением сейма 1733 года положено было устранить православных и лиц других исповеданий, кроме католического, от всех общественных должностей. Из четырех православных епархий, признанных по трактату между Россией и Польшей в 1676 году, в половине XVIII века осталась одна только Могилевская, или Белорусская. Могилевский епископ Сильвестр не раз обрекаем был на смерть. Знаменитый богослов и оратор, архиепископ Георгий Конисский в 1759 году едва не был убит в храме в Орше; в другой раз, в 1761 году, вооруженная толпа иезуитских студентов напала на архиерейский дом и семинарию, разломала ворота, била и ломала все, что попадало под руку, изувечила монахов, учеников и служителей. Православные братства, так могущественно защищавшие родную веру в прежние времена, закрылись почти повсеместно от усилившегося латинского и униатского фанатизма. Но настали для Православия на юго-западе России лучшие времена.

На торжестве коронации императрицы Екатерины II между прочими присутствовал архиепископ Георгий Конисский. В трогательной речи он изобразил пред ней крайне бедственное положение православных в пределах Польши и Литвы, и она тогда же решила положить конец их страданиям. Через своих посланников она потребовала, чтобы положение православных в Польше было облегчено. Польский сейм не исполнил требований императрицы, ими вызван был только взрыв злобы со стороны католиков, и снова начались страшные гонения на православных. В ответ на эти гонения выступила народная расправа в гайдамацком восстании. Эти внутренние беспорядки в Польше дали императрице Екатерине повод решительно вмешаться в дела ее, последствием чего были один за другим три ее раздела в 1773, 1793 и 1794 годах. Все древние русские области, бывшие во власти Польши, вошли теперь в состав русского государства, и в этих областях Православие получило полную свободу. Хотя и униаты, жившие в присоединенных к России областях, не были стесняемы в своем исповедании, но многие из них, освободившись от власти польской, с радостью бросали унию и возвращались к вере своих предков. В царствование Екатерины около двух миллионов униатов и католиков присоединились к Православию.

Еще более решительное присоединение униатов к Православной Церкви совершилось при императоре Николае I. В деле этого обращения много потрудился и великие услуги оказал Церкви Иосиф Семашко, бывший впоследствии митрополитом Литовским. Родившись и выросши посреди православного населения под живыми впечатлениями православного храма и богослужения, он с детства усвоил любовь к Православию и на католичество смотрел, как на нечто чуждое и странное. Затем, хотя учился в латинских школах (в Немирове и Вильне), но вынес из них только нерасположение к католичеству. Человек высокого ума и образования, с энергичным и непреклонным характером, Иосиф занимал влиятельные должности и места и сначала старался предохранить унию от превращения в католичество, а затем решился возвратить униатов к Православию. Целый ряд направленных к сей цели мер, при ближайшем и даже непосредственном руководстве императора Николая Павловича, вызвал в униатском духовенстве движение к воссоединению с Православной Церковью. 2 февраля 1839 года всеми греко-униатскими епископами и прочим духовенством подписан был акт об этом воссоединении. Святейший Синод сделал постановление о принятии униатов в общение с Церковью. На этом определении император подписал: "Благодаря Бога и приемлю". По случаю этого радостного события была вычеканена медаль. На ней над образом Господа Спасителя сделана была надпись: "Такова имамы Первосвященника", а внизу вырезаны были слова "Отторгнутые насилием (1596) возсоединены любовию (1839)".

После этого уния оставалась только в пределах бывшего Царства Польского, к которому принадлежала издревле русская Холмская область; здесь находилась единственная в России греко-униатская епархия. Упразднение крепостного права в царстве Польском и целый ряд преобразований на пользу этого края при императоре Александре II оживили и в холмских униатах предания отцов, и они, наконец, в первой половине 1875 года присоединились к Православной Церкви, так что в настоящее время унии в России не существует.

Впрочем, при всех этих счастливых для Православия событиях последнего времени и до сих пор не весь еще юго-запад России соединен с Православной Церковью. Древнеправославная Галиция продолжает еще испытывать насильственную унию с Римом под властью иноверцев.

 

60. Современное русское сектантство

Современное русское сектантство обнаруживается главным образом в штундизме и пашковщине.

Название штундизма происходит от немецкого слова "Stunde" - час. Под именем штунды известны беседы, на которые немцы собираются в определенный час в частных домах, иногда в кирхах, для чтения слова Божия и пения религиозных гимнов. Собрания эти происходят под наблюдением пастора. Учредителем этих часовых бесед в Германии почитается Яков Шпенер, умерший в 1705 году.

Один из немецких пасторов в Харьковской губернии Боннекемпфер проникся якобы сожалением, что в Православной Церкви, при прекрасной церковной внешности в устроении храмов и совершении обрядов, нет живой проповеди, и стал приглашать на свои часовые собрания русских поселян. Некоторые из них стали ходить на эти часовые беседы, сперва из любопытства, а затем увлеклись ими и стали приглашать на них своих знакомых. Беседы пастора велись на русском языке и сперва ограничивались толкованием Библии, а потом перешли к осуждению тех самых обрядов Православной Церкви, которые прежде пастор-проповедник так хвалил. Примеру Боннекемпфера последовали и другие немецкие пасторы, употребляя тот же хитрый прием к совращению православных и, при некоторых благоприятных внешних обстоятельствах, с 70-х годов прошедшего столетия началось штундовое движение сразу в нескольких южнорусских губерниях.

Штундисты отрицают праздники и посты, учрежденные Православной Церковью, почитание святых икон и мощей, призывание святых, молитву за усопших, отвергают священное предание; Священное Писание толкуют произвольно, большей частью аллегорически и в целях полемики с православными, выше писанного слова Божия почитают внутреннее озарение прямо от Бога, отрицают таинства, священство, Церковь как божественное учреждение, не признают гражданских начальств и даже царской власти и вдаются в крайности социализма и коммунизма.

Секта пашковцев явилась в Петербурге. В начале 70-х годов прошлого столетия приехал в Петербург английский лорд Рэдсток, проникнутый страстью к миссионерству, и начал проповедовать, что в религии ничего не нужно, кроме одной веры в Господа Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи. "Поверил, и ты спасен", - учил Рэдсток. Добрые дела, по лжеучению Рэдстока, служат лишь тормозом, задерживающим спасение; учреждения Церкви, священство, таинства совсем не нужны. Своеобразный способ проповеди, состоящий в безыскусственном, как бы по сейчас полученному вдохновению, объяснении Писания, сопровождаемый коленопреклоненными, как бы изливающимися прямо из сердца молитвами и пением особых стихов на главную тему проповеди, привлек к самозванному апостолу много слушателей из лиц высшего света, а учение с требованием одной только веры в заслуги Христа, благоприятствовавшее легкости нравов, встретило сочувствие.

Одним из самых усердных посетителей и слушателей проповедей Рэдстока был полковник Василий Александрович Пашков. Богатый помещик, проводивший время среди разных светских удовольствий, он до такой степени увлекся учением Рэдстока, что сам сделался проповедником этого учения и старался обратить к нему не только богатых и знатных людей, но и простой народ, оказывая наиболее нуждающимся слушателям своих проповедей вспомоществование то деньгами, то одеждой. Желая еще более расширить дело проповеди, Пашков образовал в Петербурге в 1876 году "Общество поощрения духовно-нравственного чтения", которое, в видах пропаганды пашковского учения, распространяло во множестве по самой дешевой цене брошюры и книги, в которых весьма искусно проводились сектантские мысли; той же цели служил иллюстрированный журнал "Русский рабочий". Сообщники Пашкова употребляли еще следующий способ: подчеркивали в книгах Священного Писания те места, которые, вне связи с другими, могут быть истолкованы в пользу пашковского лжеучения, и в таком виде распространяли их в народе. Располагая огромными состояниями, Пашков и его ближайшие сообщники из петербургского высшего общества не щадили и материальных средств для распространения своего лжеучения. Так, между прочим, Пашковым в Петербурге устроена была дешевая столовая для бедных, через которую широко велось дело пропаганды.

Пока пашковское учение было достоянием лиц из петербургской знати, оно ограничивалось заманчивым положением: как ни греши, только веруй, и спасешься. По мере распространения оно стало сливаться с лжеучением штундистов, которым пашковцы видимо покровительствовали. Если представители высшего сектантского круга могли держать себя в пределах холодного и пренебрежительного отношения к Церкви - ее верованиям, установлениям и служителям, то народ, увлекаемый лжеучением, начал сразу же обнаруживать те разрушительные движения, какими отличается южнорусская штунда: глумиться над постами, праздниками, иконами, мощами, святыми и др.; стал проявлять и противление властям, начальствам. Различие между штундизмом и пашковщиной пока полагают в том, что первой из этих сект свойственен в некоторой мере мистицизм (учение о духовном озарении), пашковщина же отличается более резким отрицанием всего, что относится к религии. Довольно для человека одной уверенности: "Я спасен", - и больше ничего не нужно.

В последнее время среди русского населения, в особенности в южных губерниях, широкое распространение получила секта, известная под именем баптизма. Секта эта иностранного происхождения и представляет одно из разветвлений анабаптизма (см. выше), возникшего в Германии в век реформации. В начале XVII века анабаптизм, под именем баптизма, возродился в Англии, где первым проповедником его был Джон Смит. Основное положение баптистов то, что человек только будучи взрослым может окончательно решить вопрос о своем вступлении в ту или другую общину, вследствие чего решительно было отвергнуто крещение детей. В этом случае, очевидно, на них повлияло пагубное заблуждение реформаторов, в силу которого святое крещение они перестали считать спасительным таинством, возрождающим природу человека, а смотрят на него лишь как на видимый знак (символ) вступления в христианскую Церковь. Отсюда же вытекает их требование, чтобы лица, переходящие в их общину из других христианских исповеданий, вновь принимали крещение. При этом, в противоположность другим западным христианам, они считают действительным только то крещение, которое совершается через полное погружение, откуда происходит и самое их название. К концу XVII века баптисты разделились на две главные партии: общих, или генеральных, и частных, или партикулярных. Различие между ними заключается в учении о предопределении. Первые учат, что Бог всех людей призывает ко спасению, и от свободной воли человека зависит, принять или отвергнуть призывы божественной благодати, вторые склонились к кальвинскому учению о безусловном предопределении - одних ко спасению, других к погибели. Кроме этих главных, баптисты разделяются еще на несколько мелких сект. Из Англии баптизм перешел в Америку. В Западной Европе баптизм своим распространением обязан Онкену, умершему в 1884 году, который основал в Гамбурге миссионерскую семинарию для приготовления проповедников баптизма. Из Германии в конце 50-х годов прошлого столетия баптизм проник в Россию и появился первоначально в Прибалтийском крае и в губерниях царства Польского. Первым распространителем его в прибалтийских губерниях был балтийский проповедник из Мемеля - немец. Другой баптист проповедник - Алф - насаждал баптизм среди немецких поселенцев в Полоцкой губернии. В начале 60-х годов баптизм появился среди молокан Закавказского края. К концу же 60-х годов баптизм распространился в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях.

Русские баптисты входят как члены во "Всемирный баптистский союз", который был основан в 1905 году на конгрессе баптистов в Лондоне. Задачами этого союза являются: поддержание и укрепление единства между баптистами всего мира; распространение "евангельских истин" т. е. баптизма по всему миру и поддержание более слабых местных союзов.

Вероучение баптистов отличается рационалистическим характером. Баптисты отвергают Священное Предание, таинства и иерархию, посты, монашество и весь вообще церковнообрядовый строй, почитание Пресвятой Богородицы, призывание святых, почитание креста, икон и мощей, молитвы за умерших и крещение младенцев. Единственным источником вероучения они признают слово Божие писаное и любят называть себя евангельскими христианами, или евангеликами. Отрицая церковную иерархию, баптисты, однако, имеют ее у себя; их иерархия ведет свое начало от Онкена. Онкен рукоположил для России Абрагама Унгера и Павлова (ныне пресвитер Одесской общины). От них получили свое посвящение все нынешние пресвитеры русских баптистов. Кроме пресвитеров, у баптистов есть учителя, или проповедники, и диаконы.

Все общины русских баптистов с 1881 года объединились в "Союз русских евангельских христиан баптистов".

Благодаря своей стройной организации и располагая значительными средствами, которые получают от своих заграничных единоверцев, русские баптисты сумели широко поставить пропаганду своего учения. Баптистское движение захватило собой почти все губернии европейской и азиатской России. Оно распространяется не только среди русского православного населения, но также и среди последователей разных сект: молоканства и, в особенности, штундизма, который в значительной своей части ныне поглощен баптизмом.

Сродной с баптизмом сектой является адвентизм, получивший значительное распространение в некоторых южных губерниях России и на Кавказе. Секта получила свое начало в первой половине XIX века в Северной Америке, где основателем ее был баптистский проповедник Вильям Миллер. Он учил, что все пророчества, относящиеся ко второму пришествию Христа, уже исполнились, и потому оно последует в скором времени. Миллер определенно указывал и время пришествия Христа - 22 октября 1844 года. От этой веры в близость пришествия Христова секта получила свое название (adventus - пришествие).

Из Америки адвентизм перешел и в Европу, где центром его сделался город Гамбург. Отсюда в конце XIX века адвентизм проник и к нам. Адвентизм распадается на несколько отдельных, враждебных друг другу толков. Наибольшим фанатизмом и стремлением к пропаганде отличаются адвентисты седьмого дня, называемые так потому, что, отвергая празднование воскресного дня, учат, что нужно праздновать седьмой день - субботу. Хотя пророчество Миллера о дне второго пришествия не оправдалось, адвентисты этим не смущаются и утверждают, что Христос скоро придет на землю, хотя день Его пришествия и определяют различно: одни в 1913 году, другие в 1924 году, третьи в 1995 году. Тогда все праведные оживут и будут царствовать со Христом 1000 лет. Это - первое воскресение. По истечении 1000 лет Христос придет на землю в третий раз. Тогда воскреснут и грешники, которых Господь осудит и истребит огнем, чтобы они не терзались муками ада. Праведники же увидят Славу Сына Человеческого и будут царствовать с Ним вечно.

В феврале 1901 года Святейший Синод издал послание, в котором указал лжеучение известного писателя Толстого, который "не прикровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православной, и как попытки к его вразумлению не увенчались успехом, то и Церковь не считает его своим членом, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с ней".

Учение Толстого не представляет никакой религиозной системы и, в сущности, есть полный религиозный нигилизм, или безбожие. Толстой не только отрицает авторитет Православной Церкви, таинства, почитание святых икон, мощей, но доходит до отвержения троичности Лиц в Боге и даже до отрицания бытия личного Бога. Употребляя христианские термины: "Бог Отец, Сын Божий, Сын Человеческий", Толстой соединяет с ними смысл пантеистический: Бог понимается им не как единый личный Творец и Промыслитель мира, а как разлитая в природе жизненная сила, как сущность жизни. Исказив догматическое учение Православной Церкви, Толстой старается ниспровергнуть и ее нравственное учение: учит о непротивлении злу, отвергает семейную жизнь, отрицает клятву и присягу, юридические суды, чувство патриотизма, защиту родины от врагов.

Несмотря на широкое распространение взглядов Толстого в обществе, долго не появлялось секты, которая бы усвоила эти взгляды и провела их в своей жизни. В последнее лишь десятилетие истекшего XIX века в некоторых местах начали появляться общины, поставившие себе целью проводить в жизнь воззрения Толстого. Наиболее успешно это учение распространилось в Харьковской губернии при деятельном участии князя Хилкова, усилиями которого была основана община толстовства в имении его матери - селе Павловское. Другим ревностным пропагандистом учения Толстого был богатый помещик Вл. Чертков. При содействии его появились толстовские общины в сопредельных с Харьковской губерниях - Курской, Киевской, Екатеринославской, Полтавской и довольно отдаленной от них Тверской. В сущности, толстовские общины не представляют из себя учреждений религиозных: в этих общинах нет ни религиозных собраний, ни песнопений, ни каких-либо богослужебных действий; скорее они представляют попытку водворить в России анархическо-социалистическое общество, разрушительное и для Церкви, и для государства.

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЗАД
ВПЕРЕД


dr68smi24.html,  (04нбр04),  25дек06
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
НАВЕРХ