История Христианской Православной Церкви  [25дек06] о. Петр Смирнов

ПРИМЕЧАНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЗАД

К § 1. Сошествие Святого Духа на апостолов:

[1] - Избрание Матфия совершалось так: апостол Петр предложил верующим избрать достойного на место Иуды, причем ставилось непременным условием, чтобы он был свидетелем общественного служения Господа, и особенно Его воскресения; верующие избрали двух лиц: Иосифа и Матфия; после общей единодушной молитвы жребий указал Матфия.
Вернуться к тексту

[2] - Этот праздник был установлен в память Синайского законодательства. В этот же день евреи приносили Богу начатки весенней жатвы.
Вернуться к тексту

[3] - Между дарованиями Святого Духа можно отличать постоянные и чрезвычайные. Святой Дух пробуждает человека от греховного усыпления и ведет к покаянию, примиряет его с Богом, возрождает, укрепляет, врачует, питание его, помогает верующему в борьбе со страстями, учит его молиться, соединяет с Богом и делает причастником вечной жизни. Это - постоянные, т.е. продолжающиеся на все времена Церкви Христовой, дарования Святого Духа. Чрезвычайные дары Святого Духа: дар языков, дар чудес и пророчеств. Они нужны были преимущественно для первоначального распространения Церкви.
Вернуться к тексту

К § 2. Первые успехи Христовой веры между иудеями и иудейскими прозелитами:

[4] - Рассеяние евреев началось в VIII веке до Рождества Христова, по разрушении царства Израильского, когда большая часть евреев была отведена в ассирийский плен и оттуда уже в Палестину не возвратилась. Сему же рассеянию способствовали впоследствии плен вавилонский, завоевания первое, Александра Македонского, наследников его монархии - царей сирийских и египетских, завоевания римских полководцев. Пророк Амос говорит евреям от имени Бога: "Вот Я повелеваю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете" (Ам. 9, 9). Рассеяние это послужило к распространению христианства, так как евреи всюду распространяли здравые понятия об проповеди в своих синагогах, и лучшие из евреев делались первыми их учениками. Если после некоторые из евреев и восставали против апостолов и изгоняли их из городов, то делали это уже тогда, когда семя евангельского учения было там посеяно, и самое гонение в этих случаях служило только к утверждению Церкви. Евреи, жившие в других странах, обыкновенно назывались евреями-эллинистами, или евреями рассеяния, в отличие от евреев палестинских.
Вернуться к тексту

[5] - Язычники, перешедшие в иудейскую веру, назывались прозелитами (пришельцами) правды, или прозелитами врат. Первые обрезывались и принимали все обязанности, налагаемые законом иудейским. Вторые только отказывались от идолопоклонства и обращались к вере в единого Бога. Им дозволялось быть в преддверии Иерусалимского храма, в так называемом дворе язычников.
Вернуться к тексту

[6] - Час смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Вернуться к тексту

К § 6. Проповедь диакона Филиппа:

[7] - В числе крещенных Филиппом был некто Симон, который пред этим занимался волшебством и изумлял самарян, выдавая себя за кого-то великого. Видя, что чрез возложение апостольских рук подаются дары Святого Духа, Симон принес апостолам денег и просил их продать ему власть низводить Святого Духа. Апостол Петр сказал ему: "Серебро тоже да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги", - и убеждал его покаяться в своем грехе. Симон убоялся, просил молитв у апостола; но раскаяние его было не искренне. Впоследствии он сделался еретиком, врагом Церкви, и был одним из виновников мученической кончины апостола Петра. По имени Симона грех духовного святокупства называется симониею.
Вернуться к тексту

[8] - Поэтому заключают, что он был одним из иудейских прозелитов.
Вернуться к тексту

К § 8. Призвание в Церковь язычников. Христиане в Антиохии:

[9] - Шестой, по-нашему двенадцатый, час пригвождения Господа Спасителя ко кресту.
Вернуться к тексту

[10] - Под именем исступления должно разуметь необычайное возбуждение и восхищение человеческого духа, в котором он как бы выступает из границ и условий существования в теле. Апостол Павел, говоря о некоем человеке, восхищенном в рай, прибавляет: "В теле ли он был, вне ли тела. Не знаю, Бог знает" (2 Кор, 12, 2-3).
Вернуться к тексту

[11] - Кесария - город на берегу Средиземного моря, верстах в 43-45 от Иоппии. Город этот построен Иродом Великим и был резиденцией римских прокураторов. В это время (41-44 гг.) римского прокуратора в Иудее не было, а управлял ею внук Ирода Великого - Ирод Агриппа. Римляне, однако, считали необходимым держать здесь отряд особенно доверенного войска (полк италийский) для охранения интересов империи и, в случае нужды, для помощи самому Ироду Агриппе против враждебных иудеев. Начальником этого охранного войска был Корнилий, происходивший из древней патрицианской фамилии.
Вернуться к тексту

[12] - Девятый час по еврейскому счету от начала дня соответствует нашему третьему пополудни. Христиане издревле посвящали этот час молитве, потому что в этот час Господь на кресте предал дух Свой Богу Отцу.
Вернуться к тексту

[13] - Как бы так рассуждает апостол: "Если они получили благодать, сообщаемую во втором таинстве, то как же я могу отказать им в благодати первого таинства?" Колебание святого апостола понятно; это был первый шаг в обращении к Церкви язычников. Действия апостола возбудили в среде христиан из евреев много толков и недоразумений, пока не выяснилось, что такова была воля Господня.
Вернуться к тексту

[14] - Начало Церкви здесь, вероятно, положили христиане из евреев-эллинистов и прозелитов, пришедшие из Иерусалима по убиении святого Стефана.
Вернуться к тексту

К § 9. Первое путешествие апостола Павла:

[15] - Можно полагать, что полнота и сила дарований Святого Духа, явленная Павлом в обращении римского проконсула, указали в нем главного апостола языков и поставили его выше Варнавы. Имя Павла он усвоил себе или в благодарное воспоминание об этом великом успехе проповеди, или по значению этого слова, которое благоприятствовало великому смирению первоверховного апостола (рагvus - малый); по мнению некоторых, он и ранее сего имел это римское имя, только среди иудеев не употреблял его, а стал употреблять после того, как окончательно вступил на поприще проповеди язычникам.
Вернуться к тексту

К § 10. Апостольский собор в Иерусалиме:

[16] - Решение апостольского собора, вполне согласное с заключительною речью апостола Иакова, буквально следующее: "Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и на делать другим того, чего себе не хотите" (Деян. 15, 28-29). Воздерживаться от крови и удавленины - это закон обрядовый, но не Моисеев, а древнейший - Ноев, данный всем людям, а не иудеям только (Быт. 9, 4), который посему и не отменен наравне с другими обрядовыми законами Моисея. О блуде особенно упоминается потому, что многие язычники легко смотрели на этот порок и не почитали его противным нравственности: поэтому апостолы и сочли необходимым воспретить его особенным правилом.
Вернуться к тексту

К § 11. Второе путешествие апостола Павла:

[17] - Апостол Павел имел важное в то время право римского гражданина.
Вернуться к тексту

[18] - Эпикурейцы (так называемые по имени философа Эпикура) отличались неверием: "Богов или нет совсем, - учили они, - или они только праздные и беспечные зрители мира; все на свете зависит от случая; душа человека исчезает вместе со смертью тела; цель жизни - удовольствие". Таким мудрецам, конечно, не могла нравиться проповедь о Распятом на кресте.
Вернуться к тексту

[19] - Стоики (так называвшиеся от столбов того здания, где учил основатель их школы, философ Зенон) учили, что весь мир есть живое вещество; душа человеческая - это будто бы переходящая часть, или проявление всемирной души божества. Самое высшее в человеке - это рассудок. Кто действует по соображениям рассудка, тот добродетелен и должен быть при всех случайностях покоен и счастлив. Гордость стоиков также противна духу Евангелия, как и распущенность эпикурейцев.
Вернуться к тексту

[20] - Ареопаг - с греческого значит холм Арея - бога войны. Здесь находилось высшее судебное место, наблюдавшее за исполнением законов, за нравами, за богослужением.
Вернуться к тексту

[21] - В 1-м послании апостол убеждает солунян быть твердыми при всех гонениях и страданиях и ожидать второ-го пришествия Христова для своего утешения и укрепления в своей жизни. Во 2-м послании апостол, между прочим, открывает признаки второго пришествия Христова.
Вернуться к тексту

К § 12. Третье путешествие апостола Павла:

[22] - Асиархи - распорядители религиозных церемоний и зрелищ. Они избирались советами асийских городов, и в своей должности были как бы доверенными императора, верховного первосвященника.
Вернуться к тексту

[23] - В Галатии явились иудействующие христиане, которые, вопреки определению апостольского собора, желали удержать во всей силе закон Моисеев и унижали авторитет апостола Павла. В послании к ним он развивает мысль об оправдании всех, по заслугам Господа Иисуса Христа, через веру в Него, и защищает свое апостольское достоинство. В Коринфской Церкви некоторые члены разделились на партии: одни выдавали себя за учеников Аполлоса (знаменитого христианского учителя), другие за учеников апостолов Петра и Павла. Третьи за учеников Самого Иисуса Христа, без посредства кого-либо из апостолов. Некоторые, по старой привычке, предавались чувственности и таким порокам, которые считались гнусными даже у язычников (например кровосмешению). Иные позволяли себе присутствовать при языческих жертвоприношениях и есть идоложертвенное. Были и такие, которые надмевались полученными дарами Святого Духа и презирали менее одаренных; богатые отказывались устраивать вечери любви для бедных, а если и устрояли, то не по любви, но из тщеславия и для собственного пресыщения. Апостол Павел по поводу всех этих слухов о коринфянах отправил к ним послание с учеником своим Титом, в котором убеждает их жить в мире и достойно звания христиан. Он хотел бы сам идти в Коринф, но боится, чтобы не поступить очень строго с противниками. Во втором послании апостол изъявляет коринфянам отеческую любовь и радость об их исправлении и защищает свое апостольское достоинство против наветов лжеучителей. В послании к Римлянам он подробнее раскрывает истину об оправдании верою, проповеданную им в послании к Галатам. Все люди, как язычники, так и иудеи, грешны, подлежат суду Божию и оправдываются пред Божим даром, по заслугам Господа Иисуса Христа.
Вернуться к тексту

К § 13. Суд над апостолом Павлом и мученическая кончина его:

[24] - Это особенное раздражение против себя апостол возбудил, во-первых, самым обращением своим из гонителя в ревностнейшего проповедника христианства; во-вторых, свободною проповедью о необязательности для христиан обрядового закона Моисеева. Участие апостола Павла в обете назореев показало бы иудеям, что он - не такой противник закона Моисеева, каким представляли его.
Вернуться к тексту

[25] - Святой апостол сам во многих случаях соблюдал обрядовые законы и учил, что христиане из евреев могут продолжать соблюдение древних обрядов. Он только не принуждал язычников делаться по вере иудеями.
Вернуться к тексту

[26] - Поводом к этому последнему обвинению было то, что евреи видели в городе апостола Трофима, христианина из язычников.
Вернуться к тексту

[27] - Первое из этих посланий называют благодарственным. Филиппийцы особенно любили православ; два раза уже послали ему пособия Фессалоники, и теперь, узнавши, что он - узник в Риме, отправили ему богатые дары. Павел трогательно благодарил их за усердие к нему. Послания к Ефесянам и Колоссянам сходны между собою по содержанию. Апостол прославляет в них Лицо и служение Господа Иисуса Христа и предостерегает верующих от приверженности как иудейской обрядности, так и языческой философии. Филомон был богатый житель города Колосс. Его раб Онисим бежал от него, был в Риме, слушал апостола Павла и обратился к вере. Апостол Павел с великою пастырскою любовию, кротостию и смирением ходатайствует за Онисима пред Филимоном и просит принять его не как раба, но как брата своего возлюбленного.
Вернуться к тексту

[28] - Послания 1-е к Тимофею и к Титу были посланы ранее, во время 4-го путешествия.
Вернуться к тексту

К § 14. Благовестнические труды апостола Петра:

[29] - Святой Ириней (епископ Лионский, живший во II веке) пишет, что Церквь Римская основана апостолами Петром и Павлом, и что они поставили для управления ею епископом Лина; преемником Лина был Анаклет, а третьим епископом был Климент, который видел еще апостолов. Первых двух, во преданию, рукоположил апостол Павел, а Климент был рукоположен апостолом Петром.
Вернуться к тексту

[30] - В первом он учил нас с бодростью претерпевать искушения, поступать сообразно с высоким званием христианина и веру оправдывать добрыми делами, дает наставление женам христианским, мужьям, пастырям и пасомым. Второе послание есть как бы предсмертное завещание апостола. Он предостерегает верующих от лжеучителей. Кроме того, апостол Петр оставил ясные следы своего участия в Евангелии, которое, по просьбе римских христиан, было написано сотрудником его, апостолом Марком. Ему именно приписывают, между прочим, то, что в этом Евангелии умолчано о похвале, которой удостоился великий апостол за исповедание Господа - Христом, Сыном Бога живого, и выяснены некоторые подробности троекратного отречения его от Господа. Древние называли Евангелие от Марка вместе и Петровым Евангелием.
Вернуться к тексту

К § 15. Святой апостол Иаков, брат Господень, первый Иерусалимский епископ:

[31] - Это обстоятельство имеет весьма важное значение ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папою.
Вернуться к тексту

[32] - Когда апостол Павел в последнее свое пришествие посетил Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: "Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона" (Деян. 21, 20).
Вернуться к тексту

[33] - Рехавиты держались некоторых особых правил, завещанных им от предка их Рехава: не пили вина, не строили домов, а жили в палатках, не сея ни пшеницы, ни винограда и т.д. (Иер. 35).
Вернуться к тексту

[34] - Главная цель его - утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их об заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой апостол доказывает, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, есть мертвая и не приводит ко спасению.
Вернуться к тексту

К § 16. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов:

[35] - Апокалипсис можно разделить на две неравные части. В начале этой священной книги апостол обращается с пророчествами к семи малоазийским Церквам, которые были предметом его особых попечений; в последующих главах заключаются пророчества о судьбе Церкви и всего Мира. Подробности пророчеств, заключающихся в Апокалипсисе, могут быть поняты только по исполнении их. Но, несмотря на эту таинственность пророческой книги, видна следующая главная мысль ее изображений, хотя змий-искуситель (диавол чрез свои орудия) всячески восстает на последователей Агнца Божия (Господа Иисуса Христа), но окончательное торжество будет на стороне истины и добра; в конце веков царство диавола будет разрушено, и настанет вечное царство Божие с Господом Иисусом Христом. Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три послания: Соборное, т.е. ко всем христианам; к некоторой Кирии (или имя, или общее название госпожи); к Гаию; Последние вместе с первым также причисляются к соборным. Главная мысль сих посланий - наставление в христианской любви.
Вернуться к тексту

[36] - Евангелие Иоанна, в отличие от других, издревле называли духовным. Это название дано потому, что в нем преимущественно пред первыми тремя содержатся возвышенные беседы Господа о глубочайших таинствах: Троицы, искупления, воплощения, причастия (беседы с Никодимом, самарянкой, о хлебе жизни, прощальная беседа и первосвященническая молитва). Другие евангелисты начинают свои повествования с первых дней земной жизни Господа Спасителя, а Иоанн с самого начала возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отцы: "В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово" (Ин. 1, 1). Цель написания Евангелия святой Иоанн сам выражает в следующих словах: "Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его" (20,31). Евангелие от Иоанна характеризуется еще как Евангелие по преимуществу любви, Святой Дух в награду любви его к Господу Спасителю дал ему особо проницательный взор в тайну любви.
Вернуться к тексту

К § 17. Благовестнические труды других апостолов. Мужи апостольские:

[37] - Повествование в Евангелии Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус Христос есть истинный Мессия, обещанный Аврааму и Давиду, предвозвещенный пророками. Посему в начале своего Евангелия Матфей помещает родословие Господа Иисуса Христа. Затем, повествуя о событиях земной жизни Спасителя, часто указывает пророчества, которые в этих событиях исполнились (Мф. 1, 22-23; 2, 5-6 и мн. др.). Евангелие его было написано первоначально на еврейском языке, но в первом же веке (и, как некоторые думают, самим апостолом Матфеем) переведено на греческий язык.
Вернуться к тексту

[38] - На Евангелии Марка видна печать духа Петрова. Главная мысль Евангелия от Марка - та, что Господь Иисус Христос есть Бог, повелитель вселенной. Евангелие Марка отличается краткостью и сжатостью речи. Повествуя по преимуществу о чудесях Господних в сильных, полных жизни и энергии очерках, евангелист представляет божественное величие Господа Искупителя. Некоторые события в жизни Господа, например, взятие Его воинами, изображает, по-видимому, как очевидец (Мк. 14, 51-52).
Вернуться к тексту

[39] - Та и другая священные книги предназначались первоначально для Феофила знатного римлянина, жившего в Антиохии. Главная мысль Евангелия - та, что Господь Иисус Христ пришел на землю не только для иудеев, но и для язычников, и есть Спаситель всего мира. Святой Лука по преимуществу избирает такие события в жизни Спасителя и такие притчи Его, в которых видна любовь Божия к кающимся грешникам (5, 27-39; 7, 36-50; 14, 15-24; гл. 15, 16, 9-14; 19, 1 - 10; 23, 39-43). Как в Евангелии от Марка заметно участие великого апостола Петра, так в евангелии от Луки видна особенная близость к учению святого апостола Павла. Книга Деяний апостольских есть как бы продолжнение Евангелия. В ней в особенности изображены труды первоверховных апостолов Петра (в начале книги) и Павла (в начале книги) и Павла (с 13 гл. до конца).
Вернуться к тексту

[40] - Разговор с Трифоном, гл. 17.
Вернуться к тексту

[41] - Апология, гл. 37.
Вернуться к тексту

К § 19. Гонения на христиан от язычников:

[42] - На это один из апологетов христианских (Тертулиан) справедливо возразил: "Если ты казнишь христиан как виновных, то почему же не разыскиваешь их? Если же не разыскиваешь как невинных, зачем же казнишь?"
Вернуться к тексту

[43] - 1-й эдикт: все богослужебные собрания христиан запрещаются; христианские храмы должны быть разрушены; списки Священного Писания должны быть отбираемы и сожигаемы (особенность гонения); все содержащие христианскую веру лишаются своего достоинства и гражданских прав; у христиан-рабов отнимается навсегда надежда на освобождение; при суде над христианами дозволяются пытки и не принимаются со стороны их никакие жалобы; 2-й эдикт: всех представителей и вообще духовных лиц заключать в темницу христиан. Требовать, чтобы они принесли жертвы идолам; кто принесет, тех освободить от заключения, а кто останется непреклонным, тех мучить жестокими пытками; 4-м эдиктом все христиане поголовно были осуждены на пытки и мучения с целью принудить их к отречению от христианства.
Вернуться к тексту

К § 20. Святые мученики:

[44] - Передается следующий разговор священномученика с императором. "Кто ты, злой демон, - воскликнул Траян, - что осмеливаешься противиться нашим повелениям, других учишь тому же и вводишь в гибель?" "Никто не вправе назвать злым демоном богоносца, - ответил святой Игнатий. - но если ты хочешь назвать меня злым для демонов, потому что я веду с ними брань, то охотно принимаю данное тобою название". "Кто такой богоносец?" - спрашивает Траян. "Тот, кто носит Христа в своем сердце", - ответил святой Игнатий. "Ты говоришь о Том, - прервал святого Игнатия Траян, - Который был распят при Понтии Пилате?" "Да, - ответил святой Игнатий, - о Том, Кто вознес на кресте грех и сокрушил его виновника"... "Итак, ты носишь в сердце Распятого?" - спросил насмешливо Траян. "Да, - с достоинством и вместе с смирением ответил святой исповедник, - по описанному: вселюся в них и похожду".
Вернуться к тексту

[45] - Это выражение означало: приставить к нему десять воинов; с одним из воинов, по очереди, узник связывался цепью.
Вернуться к тексту

[46] - Вот пример почитания святых мощей и празднования в честь святых в Древней Церкви. Перенесение мощей священномученика Игнатия празднуется 20 декабря.
Вернуться к тексту

К § 21. Святые мученицы:

[47] - Мощи святой великомученицы Варвары почивают в г.Киеве.
Вернуться к тексту

К § 23. Обращение Константина Великого:

[48] - Впоследствии Константин сам признался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство. "Я отчуждался от бывших доселе правителей, - говорил он, - потому что видел дикость их нравов".
Вернуться к тексту

К § 26. Вселенские соборы:

[49] - Воспитанник антиохийского училища, Несторий был в Антиохии пресвитером и отличался красноречием, за что и был возвышен на кафедру Константинопольского патриарха, которую незадолго перед сим занимал знаменитый антиохиец Иоанн Златоуст; но Несторий далеко не был подобен своему великому предшественнику. На свою высокую кафедру он явился с заимствованным у своего учителя Феодора Мопсуетского мнением о том, что человек Иисус и Бог Слово суть отдельные лица, и почитал возможным только внешнее их соединение, или соприкосновение одного к другому. Эти еретические мысли он начал высказывать в своих проповедях. Против лжеучения Нестория восставали Кирилл, патриарх Александрийский, и Целестин, папа Римский, и после некоторых безуспешных попыток к вразумлению еретика осудили его на поместных соборах в Риме и Александрии. Кирилл, сверх того, составил и обнародовал 12 анафематизмов против Нестория, в которых ясно и точно определялось учение Церкви о неразрывном соединении двух естеств в лице Господа Иисуса Христа. На эти анафематизмы было написано возражение знаменитым ученым того времени Феодоритом, епископом Кирским, который был вначале единомысленным с Несторием. Споры эти разгорались и принимали острый характер: для разрешения их требовалась власть Вселенского собора.
Вернуться к тексту

[50] - Вместе с заблуждением Нестория на третьем Вселенском соборе была осуждена и явившаяся на Западе ересь пелагианская. Пелагий, родом из Британии, не принимая иночества, вел строгую аскетическую жизнь и, впав в духовную гордость, начал отрицать первородный грех, умаляя значение благодати Божией в деле спасения и усвоя всю заслугу жизни добродетельной и собственным силам человека. В дальнейшем своем развитии пелагианство вело к отрицанию нужды в искуплении и самого искупления. Для распространения этого лжеучения Пелагий прибыл в Рим, а потом явился в Карфаген, но здесь встретил сильного противника в лице знаменитого учителя Западной Церкви, блаженного Августина. Испытав собственным тяжким опытом немощь воли в борьбе со страстями, Августин со всею силою опровергал ложное учение гордого британца и раскрыл в своих творениях, какое великое значение имеет Божественная Благодать для деления добра и достижения блаженства. Осуждение ереси Пелагия было произнесено еще в 418 году на поместном соборе в Карфагене, и только подтверждено было третьим Вселенским собором.
Вернуться к тексту

[51] - Это же название принадлежит и шестому Вселенскому собору, имевшему заседания в том же зале, в особенности же усвоено пято-шестому.
Вернуться к тексту

К § 27. Святые отцы и учители Церкви:

[52] - "Твое слово гром, а жизнь молния". "Немногим дышал ты на земле, но все принес и отдал в дар Христу - и душу, и тело, и слово, и руки, о, Великий, великая слава Христова, опора иереев, опора истины". "Ты один показал нам как жизнь, равную учению, так и учение, равное жизни", (слова Григория Богослова о Василии Великом. Твор., т. V, стр. 382-384).
Вернуться к тексту

К § 28. Происхождение монашества, Основатели его на Востоке и Западе. Значение монашества:

[53] - Взморье при впадении Нила, на восток от Александрии.
Вернуться к тексту

[54] - Святой Пахомий и сам не принимал священства, и других не допускал к принятию его из опасения духа любоначалия.
Вернуться к тексту

[55] - Название горы произошло от обилия нитры, или селитры.
Вернуться к тексту

[56] - Скит - название местности, означающее длинную и сухую долину.
Вернуться к тексту

[57] - Жил в X веке (886-911 гг.).
Вернуться к тексту

[58] - Преосвященный Феофан в "Начертании христианского нравоучения", стр. 499.
Вернуться к тексту

К § 29. Церковное управление:

[59] - Который, в память бывшей своей власти над Византией, и до сих пор вручает жезл патриарху Константинопольскому при возведении его в сей сан.
Вернуться к тексту

[60] - Римский патриарх назывался папой. Долгое время так назывались и другие епископы. И доселе это название находится в титуле Александрийского патриарха. Папа - слово греческое, значит отец, и может быть приложено к каждому епископу. Даже священников издревле принято называть отцами. Как особенное должностное имя, оно первоначально было усвоено александрийскими патриархами, и у них уже заимствовано римскими. В V веке встречается название папа в общем смысле у многих епископов на Западе. Уже в XI веке папа Григорий VII постановил, чтобы это наименование принадлежало исключительно римскому епископу.
Вернуться к тексту

К § 32. Происхождение реформации и отделение разных христианских обществ от Римско-Католической Церкви:

[61] - Папа Григорий VII, еще в сане архидиакона, под именем Гильдебранта, руководил четырьмя папами. Он начертал идеал папской власти, к выполнению которого стремился сам и его преемники. Григорий уподобляет ее свету солнца, а власть императоров и королей сравнивает с блеском луны. Как луна заимствует свой блеск от солнца, так и светская власть императоров и королей, по взгляду его, берет свою силу и значение от власти папы. Если они поступают против воли папы, то могут и должны быть лишены своей власти, и место их занимают другие лица, более послушные папе. Одним из орудий, которым действовал папа против непокорных ему государей, был интердикт, когда весь народ за грехи властителей подвергался церковному запрещению: храмы затворялись, священнодействия и исполнение треб останавливались; народ, вдруг лишенный утешений религии, начинал волноваться, и непокорные государи смирялись.
Вернуться к тексту

К § 33. Лютеране, или протестанты:

[62] - Прежде продажа индульгенций составляла привилегию августинцев. Предоставление ее доминиканцам было причиною разделения и вражды между этими двумя орденами. И здесь могла скрываться одна из причин раздражения Лютера против Тецеля.
Вернуться к тексту

К § 37. Благовестнические труды святых равноапостольных Кирилла и Мефодия:

[63] - Для нас, русских, достойно примечания, что пред этим признанием Господь привел великих братьев быть в пределах нашей страны. В 858 году хозары, кавказское племя, кочевавшее на юго-востоке нынешней России, просили у императора Михаила проповедников веры. По поручению патриарха Фотия святые братья прибыли в Херсон. Здесь они жили около двух лет, изучили хозарский язык и открыли мощи священномученика Климента Римского.
Вернуться к тексту

К § 38. Начало христианской веры в России. Великая княгиня Ольга, святой Владимир и распространение святой православной веры:

[64] - Одна из этих молитв составлена по просьбе Симона Варяга. Этот Симон, прежде Шимон, обращенный преподобным из католичества в Православие, был усердным почитателем и духовным сыном его и делал богатые вклады в обитель, между прочим, на построение великой печерской церкви в честь Богоматери. Не довольствуясь устными разрешениями на исповеди от своего духовного отца, он упросил преподобного дать ему письменное благословение и разрешение. Феодосии написал ему разрешительную молитву, которую Симон завещал положить вместе с собою в гроб. С этого времени ведется в Российской Церкви трогательный обычай влагать в руки умерших разрешительную молитву.
Вернуться к тексту

[65] - По образцу Киево-Печорской Лавры возникли монастыри в Чернигове, Полоцке, Смоленске и других городах. Набеги половцев и усобицы удельных князей побуждали благочестивых иноков удаляться на север России, и вслед за юго-западными обителями возникли иноческие обители в Новгороде, Ростове, Владимире, Переславле (Залесском), Нижнем. Из северных иноческих обителей в особенности славились новгородские Антониев и Хутынский монастыри. Преподобный Антоний, уроженец города Рима, после многих подвигов благочестия в родной своей стране, в начале XII века был чудесно принесен морем на камне в Новгород. Обучившись здесь русскому языку, он открыл тайну своего пришествия епископу Никите и, с благословения его, устроил иноческую обитель, в которой подвизался 40 лет. Хутынский монастырь был основан преподобным Варлаамом в конце XII века, на месте, о котором народная молва передавала страшные вести, как о месте пребывания нечистых духов (отчего это место называется Хутынь или Худынь). Преподобный Варлаам славился даром прозорливости (предсказания о снеге в Петровский пост) и чудотворений и своими подвигами приобрел высокое уважение от новгородцев к себе и своей обители.
Вернуться к тексту

К § 39. Состояние Церкви Русской во время татарского порабощения. Митрополиты Кирилл, Петр и Алексий:

[66] - Кроме Чудова монастыря, святителем устроены были монастыри в Москве: Спасо-Андроников и женский Алексеевский. Первый устроен был, по обещанию святителя, за избавление от страшной бури, постигшей его в Черном море, когда он ездил в Константинополь для посвящения. Судно вошло в гавань 16 августа, и священному воспоминанию этого дня посвящена была новая обитель. Преподобный Сергий дал ей в настоятели любимого своего ученика Андроника. В Чудовом монастыре хранится драгоценный памятник святителя Алексия: Евангелие, переписанное собственною его рукой. В этом автографе святитель исправил с греческого подлинника некоторые ошибки, а в некоторых местах виден даже совершенно новый перевод евангельского текста. Этот труд святителя служит сильным обличением для старообрядцев, которые почитают противным Православию исправлять ошибки в книгах церковных.
Вернуться к тексту

К § 42. Разделение Русской митрополии на Московскую и Киевскую. Начало самостоятельности Русской Церкви под управлением Московских митрополитов. Митрополит Иона:

[67] - Сохранился рассказ, что один раз посетил Симоновскую обитель святой митрополит Фотий. Обходя церкви и службы, он зашел на пекарню. Здесь инок Иона спал, утомленный трудами, и правая рука его лежала на голове, как бы сложенная для благословения. Митрополит не велел его тревожить и предсказал окружавшим, что это будет великий святитель на земле русской, который многих неверных обратит к истинному Богу и, наконец, будет поставлен пастырем и учителем самому царствующему граду Москве.
Вернуться к тексту

[68] - Освобождение от татарского ига было самым заветным желанием святителя Ионы. У него был друг, Иона же, архиепископ Новгородский. Они положили между собой завет ежедневно горячо молиться Богу, чтобы Господь дал торжество России над всею Ордою и самодержавное царство ее правителям. Молитва святителей была услышана: при сыне и преемнике Василия Темного Иоанне III пали одновременно и удельная система, и татарское иго. Таким образом, святитель Иона довершил великое дело своих знаменитых предшественников Петра и Алексия и способствовал совершенному освобождению Церкви и отечества от монгольского ига.
Вернуться к тексту

К § 43. Религиозные споры в Русской Церкви. Стригольники и жидовствующие:

[69] - Одной из причин успеха ереси жидовствующих была необыкновенная хитрость еретиков. Они содержали и распространяли свое лжеучение в строгой тайне, соблюдали наружное благочестие, казались кроткими, воздержанными. Если видели человека, твердого в Православии, то и сами притворялись православными и старались действовать на него исподволь, даже нередко являлись обличителями тех мнений, каких в душе держались.
Вернуться к тексту

[70] - Архиепископ Геннадий велел их за 14 верст от Новгорода посадить на коней лицом к хвосту, выворотить в них одежду, надеть на них берестовые остроконечные шапки с мочальными кистями, с венцами, сделанными из сена и соломы, с надписью: "Се есть сатанино воинство". В таком виде их возили по улицам. Все встречавшиеся с ними плевали на них и восклицали: "Се враги Божии, хульники Христа". В заключение были сожжены бывшие на них шлемы.
Вернуться к тексту

К § 44. Обнаружение ошибок в богослужебных книгах и разностей в обрядах. Попытка исправления их:

[71] - Некоторые из них были очень грубые, например: Господь Иисус Христос назывался единым человеком, сотворенным, умершим бесконечной смертью; Бог Отец назывался собезматерним Сыну; плоть Господа Иисуса Христа называлась неописуемою. Тогда же учеником Максима, Зиновием, замечено было прибавление в VIII члене Символа веры лишнего слова: истинного.
Вернуться к тексту

[72] - Во избежание умножения ошибок от переписки богослужебных книг на будущее время царь Иоанн Васильевич вскоре после собора учредил в Москве типографию. Первая книга, напечатанная в типографии, была Апостол. Список, с которого его печатали, не был свободен от повреждения, и его не сочли нужным исправить с греческого подлинника. Так печатали и другие книги. Таким образом, ошибки и описки из рукописей перешли в печатные книги, откуда еще труднее стало искоренять их. Вскоре после учреждения типографии явились враги ей в лице старых переписчиков, оставшихся без занятий и средств к жизни. Первые печатники, диакон Иоанн Федоров и Петр Тимофеев, вынуждены были для спасения своей жизни бежать из Москвы за границу. Их обвинили в ереси, народ взволновался, и самый дом типографский был сожжен.
Вернуться к тексту

К § 47. Патриаршество в России. Патриархи Иов и священномученик Ермоген:

[73] - После злосчастной смерти самозванца, по воцарении Василия Иоановича Шуйского, Иов из своего заточения прибыл в Москву, разрешил народ от присяги, данной самозванцу, и выразил надежду, что впредь он уже не будет изменять своим законным государям.
Вернуться к тексту

К § 49. Патриарх Филарет:

[74] - В указах писали: "Великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович всея России и отец его, великий государь, святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России, указали".
Вернуться к тексту

К § 51. Труды патриарха Никона по исправлению богослужебных книг и обрядов:

[75] - Так, например, наставление о двуперстном крестном знамении помещено в предисловии к Псалтири, по которой учились дети.
Вернуться к тексту

К § 52. Возникновение раскола. Открытое появление его в Русской Церкви:

[76] - Некоторые из фанатиков предпринимали путешествия на Дон к казакам, в олонецкие пределы и другие места, с целью распространения лжеучений. При этом они старались всячески действовать на умы и сердца простых людей. Вдруг, например, в каком-либо дремучем лесу раздается звон колокола. Поселяне отыскивают место и видят старца, который, не обращая, по-видимому, ни на что внимания, совершает длинную молитву. Кончив ее со слезами и рыданиями, напыщенно-восторженным тоном он проповедует о близком конце мира, о пришествии антихриста и указывает на старую книгу в руках, как на единственное руководство к спасению. Внимание готово, умы встревожены, и открывалась удобная почва для охлаждения простодушных к Церкви, пастырям, властям. Такого рода проповедниками раскола явились: Капитон в стране костромской, Ефрем в пределах нижегородских, старец Епифаний, который странствовал по разным пустыням, наконец пришел в Москву и подал челобитную царю против исправлений Никона.
Вернуться к тексту

[77] - Аввакум, например, учил, что Троица тресущна, в трех разных естествах, и что Христос - особый Бог, сидит на четвертом престоле, соцарствуя Святой Троице; а диакон Феодор, напротив, утверждал, что Троица несекома, одно лицо, и пр.
Вернуться к тексту

[78] - Из новых порядков гражданских раскольниками порицаются: народные переписи, паспортная система, рекрутчина. Из обычаев, принятых с Запада в царствование царя Алексея Михайловича, и особенно императора Петра I, большею частию раскольников порицаются: брадобритие и стрижение волос (портится якобы образ Божий), курение и нюхание табаку, короткие сюртуки, фраки и галстуки, театры, конские бега, факельщики при погребении, питие кофе, употребление сахара, картофеля, занятие медициной (в особенности анатомией), астрономией, химией и проч.
Вернуться к тексту

К § 53. Распадение раскола на толки:

[79] - Вот нелепая сказка о воплощении Бога и Христа в первых русских хлыстах. Сошлись один раз несколько людей, подняли руки к небу и стали молиться, чтобы Господь сошел к ним в каком бы то ни было образе. Вот Господь Саваоф на огненной колеснице и сошел на гору Городину (Влад. губ., Муром. уезда, Стародубской волости) и воплотился в Данииле Филипповиче (беглый солдат, бывший крестьянин Юрьевского уезда). Это было в 1645 году. Чрез четыре года после сего (1649) он объявил своим сыном муромского крестьянина Ивана Тимофеевича Суслова и дал ему свое божество. Суслов же одну девицу объявил богородицею и назначил 12 апостолов. Так начался у людей божиих ряд новых воплощений Христа в лице их пророков.
Вернуться к тексту

[80] - За оскопление многих жертв Селиванов был судим, наказан кнутом и сослан в Иркутскую губернию. На дороге он встретился с Пугачевым, которого везли в Москву, и, по примеру его, стал называть себя императором Петром III. Император Павел I вызвал его из Сибири и послал, как сумасшедшего, в богадельню; тогда скопцы поспешили взять Селиванова на поруки, и при Александре I он долгое время жил в Петербурге и проповедовал свое зловредное лжеучение. В учении и обрядности скопцы сходны с хлыстами, за исключением одного пункта об оскоплении. Проповедь Селиванова в Петербурге кончилась тем, что скопцы открыто почти собирались к нему на молитвы и поклонялись ему, как Богу. За это он был сослан в Суздальский монастырь, где и умер в 1832 году. Впрочем скопцы продолжают верить, что искупитель их жив в иркутской стороне и оттуда придет со славою в Петербург.
Вернуться к тексту

К § 54. Состояние Православия на Юго-Западе. Литовская уния. Митрополит Петр Могила. Подчинение Киевской митрополии Московскому Патриарху:

[81] - Орден иезуитов основан Игнатием Лойолою в половине XVI века, во время ожесточенной борьбы пап с лютеранами и реформатами. Главная цель этого ордена - служить папе и бороться с его врагами. Известно правило этого ордена: цель оправдывает средства, т.е. в интересах папы дозволительны все средства - и обман, и хищение, и убийство. Проводя это правило в жизнь с настойчивостью и умением, иезуиты возбудили против себя ненависть со стороны всех правительств и народов.
Вернуться к тексту

К § 55. Учреждение Святейшего Синода:

[82] - К этой важной перемене были указаны следующие причины: 1) Занятие одного лица могут прерываться то болезнью, то смертью, а собор может вести дело безостановочно. 2) Многим лицам легче узнать правду, чем одному. 3) Решение собора более может быть свободным от пристрастия, чем решение одного лица. 4) Решения собора более авторитетны и нравственно обязательны, чем одного человека. 5) Решение собора более может быть свободно от влияния сильных, чем решение одного лица.
Вернуться к тексту

К § 61. Святители Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские, Феодосии Черниговский, Иоасаф Белгородский, преподобный Серафим, подвижник Саровский:

[83] - Кроме "Четьих-Миней" и "Розыска о брынской вере", святитель Димитрий напечатал множество слов и поучений, "Краткий Катихизис", "Келейную летопись", "Летопись царей и патриархов", "Каталог российских митрополитов" и др. Творения святителя Димитрия проникнуты самой теплой и душевной назидательностью. Русский язык доведен до замечательной простоты и изящества. Он вполне народный писатель.
Вернуться к тексту

[84] - Из творений святителя Тихона в особенности замечательны: "Об истинном христианстве", "Сокровище духовное от мира собираемое". Некоторые из творений святителя Тихона назначены были собственно для монашествующих, например: "Правила монашеского жития", "Наставление обратившихся от суетного мира"; в них с глубокой мудростью он раскрывает идеал истинного подвижничества, который осуществлял в своей жизни.
Вернуться к тексту

[85] - Сын полтавского протеирея, учился в Киеве, подвизался на Афоне. Затем большую часть своей подвижнической жизни провел в Молдавии, где был настоятелем Нямецкого монастыря и воспитал многих подвижников для родной ему России. Скончался в 1794 году.
Вернуться к тексту

К § 62. Замечательные деятели в истории Русской Церкви и двигатели богословской науки за последние два века:

[86] - По отзывам иностранцев, митрополит Платон соединял в себе греческую грацию, римское красноречие, знание древности и новейших наук вместе с любезным и очаровательным обхождением ("Русская Старина", т.XVII, стр.442).
Вернуться к тексту

[87] - Филарету поручено было написать манифест о восшествии на престол императора Николая I, ему же принадлежит окончательная редакция знаменитого манифеста 19 февраля 1861 года о прекращении крепостного права.
Вернуться к тексту

[88] - Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, стр.122.
Вернуться к тексту

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЗАД


dr68smi9.html,  (04нбр04),  25дек06
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
НАВЕРХ