Дорога домой. Выпуск ДД-14.4ра  [08окт06]
   
История Русской Церкви.
Краткие обзоры

4 -- МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД (1240-1700 гг.).
4 -- MOSCOW PERIOD (1240-1700).
РУС    ENG

Содержание: (4.1) Обзор Московского периода;
(4.2) Татарское иго (1240-1480); Благоверный князь черниговский Михаил и боярин Феодор (+1426); (4.2.1) Св. Благоверный Князь Александр Невский;
(4.3) Митрополиты; (4.3.1) Митрополит Кирилл II (1243-1280); (4.3.2) Св. митрополит Петр (1308-1326); (4.3.3) Св. митрополит Алексий (1354-1378);
(4.4) Русская Церковь получает самостоятельность; (4.4.1) Разделение Русской Митрополии; (4.4.2) Самостоятельность Русской Церкви (1448); (4.4.3) Святой митрополит Иона (1448-1461);
(4.5) Ереси и расколы; (4.5.1) Исправление церковных книг; (4.5.2) Христианство в Казани и Астрахани (1552); (4.5.3) Святой митрополит Филипп II (1566-1569);
(4.6) Патриаршество на Руси; (4.6.1) Установление Патриаршества (1589); (4.6.2) Первый патриарх Иов (1589-1607);
(4.7) Смутное время; (4.7.1) Патриарх Гермоген (1607-1612); (4.7.2) Заслуги Сергиевской Лавры во время самозванцев; (4.7.3) Патриарх Филарет (1619-1633);
(4.8) Раскол в Церкви; (4.8.1) Патриарх Никон (1652-1681); (4.8.2) Исправление Богослужебных Книг.

Contents: (4.1) Overview of Moscow Period;
(4.2) Tatar Yoke (1240-1480); Blagovernyj count the Chernigov Michael and boyar Feodor (+1426); (4.2.1) Saint Blagovernyj Count Alexander Nevsky;
(4.3) Metropolitans; (4.3.1) Metropolitan Cyril II (1243-1280); (4.3.2) Saint Metropolitan Peter (1308-1326); (4.3.3) Saint Metropolitan Alexey (1354-1378);
(4.4) Russian Church obtains independence; (4.4.1) Division of Russian Mitropolia; (4.4.2) Independence of Russian Church (1448); (4.4.3) Saint Metropolitan Iona (1448-1461);
(4.5) Heresies and splits; (4.5.1) Correction of church books; (4.5.2) Christianity in Kazan and Astrakhan (1552); (4.5.3) Saint Metropolitan Phillip II (1566-1569);
(4.6) Patriarchate in Russia; (4.6.1) Establishment of Patriarchate (1589); (4.6.2) First patriarch Iov (1589-1607);
(4.7) Troubled times; (4.7.1) Patriarch Germogen (1607-1612); (4.7.2) Merits Sergievskoj Lavra during impostors; (4.7.3) Patriarch Philaret (1619-1633);
(4.8) Schism in Church; (4.8.1) Patriarch Nikon (1652-1681); (4.8.2) Correction of Divine Services books.


* 4.1 Обзор Московского периода. Московский период длился 360 лет (1240-1700 гг.). Он начался взятием монголами Киева и переносом церковной кафедры в Москву. Монгольское иго продолжалось 240 лет (до 1480 г.). Русские земли, русские люди и Русская Церковь подпали и перенесли ужасное татарское иго, физическое и духовное уничтожение. Кроме того русским пришлось два раза обороняться от войск, которые хотели силой насадить католичество.
    В этом периоде Русская Церковь стала самостоятельной (1448 г.) и появились русские митрополиты (Митрополит Ионна). Эти митрополиты выбирались Собором Епископов Русской Церкви, а не Константинопольским патриархом.
    После долгих совещаний на Земском Соборе был избран сын митрополита Филарета шеснадцатилетний Михаил. 21 февраля 1613 года Михаил Федорович Романов (1613-1645) был торжественно провозглашен Русским Царем. Так начал царствовать в России дом Романовых. Первое время за него правил его отец, митрополит Филарет.
    Позднее появился и первый патриарх Русской Церкви (Иова в 1589 г.). Иова был поставлен Константинопольским патриархом и таким образом, Русская Церковь получила полную самостоятельность, то есть автокефалию. Следующие патриархи уже выбирались епископатом Русской Церкви и без Константинопольского патриарха.
    В Московском периоде происходит исправление церковных книг (1666 г.) и возникновение раскола.
    Московский период кончается со смертью Патриарха Адриана (1700 г.) и утверждением Императором Петром Святейшего Синода.


* 4.1 Overview of Moscow Period
The Moscow period lasted 360 years (1240-1700). It begun with a capture of Kiev and transfer of Church Seat to Moscow. The Mongols yoke lasted 240 years (up to 1480). Russian lands, Russian people and Russian Church have fallen and endured horrible Tatar yoke, physical and spiritual destruction. Besides this they had to twice defend themselves from armies that wished to convert them by force to Catholicism.
    In this period Russian Church became independent (1448) and appeared Russian metropolitans (Metropolitan Ionna). These metropolitans were elected by Sobor of Bishops of the Russian Church, instead of Patriarch of Constantinople.
    After long meetings on Zemsky Sobor the son of metropolitan Philaret, the sixteen old Michael was selected. On February, 21st, 1613 Michael Fedorovich Romanov (1613-1645) was solemnly proclaimed to be the Russian Tsar. This is how Russian house [family] of Romanov's started to reign in Russia. At first his father metropolitan metropolitan Philaret was ruling for him.
    Later there was also a first patriarch of Russian Church (Iova in 1589). Iova has been installed by Patriarch of Constantinople and this way Russian Church received full independence, that is autocephaly. Following patriarches were elected by the episcopate of Russian Church and without Patriarch of Constantinople.
    In Moscow period there is a correction of church books (1666) and appearance of a schism.
    The Moscow period ends with a death of Patriarch Adriana (1700) and the installation of Holy Synod by Emperor Peter.


*** 4.2 Татарское иго (1240-1480 гг.). [§8]
Около половины 13-го века (1237-1240 гг.) Россию постигло большое горе -- нашествие монголов. Большая часть княжеств были опустошены и население погибло. Церкви были ограблены и поруганы; знаменитая Киевская лавра была разрушена; монахи рассеялись по лесам и пещерам. Татарское иго продолжалось 260 лет (1240-1480 гг.).
    Монголы относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни была книга Яса, в которой находились законы великого Чингисхана. В ней был закон уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были. Поэтому в Орде (територия под управлением монголов) свободно отправлялись всякие богослужения.
    Хотя ханы относились безразлично и даже с уважением к христианству, они все таки требовали от наших князей исполнения некоторых обрядов. Например: прохождения через очистительный огонь, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. По христианским понятиям, это была измена веры. Некоторые из наших князей решились пойти на мученичество и смерть, чем исполнить языческие обряды. Так случилось с князем Михаилом и боярином Феодором (+1426). От Михаила требовали поклониться идолам и он отказался. Его сперва замучили, а потом отрезали голову. Последнее его слово было «я христианин». Таким же образом был замучен его боярин Феодор.
    Память святых мучеников Михаила, князя Черниговского и боярина его Феодора празднуется два раза в году: в день их преставления 20 сентября/3 октября и в день перенесения их мощей 14/27 февраля.
    Подробнее.


*** 4.2 Tatar Yoke (1240-1480) [§8]
In the middle of 13-th century (1237-1240) Russia was overtaken by a great tragedy - the invasion of Mongols. The most part of Counties [княжеств] were devastated and population killed. Churches were plundered and desecrated; well-known Kiev Lavra was destroyed; monks have dissipated in woods and caves. The Tatar yoke continued for 260 years (1240-1480).
    Mongols were indifferent to all religions. A key rule in their life was the book Yasa [Яса] in which there were laws of great Chingiskhan. In it there was a law to respect and fear all gods, no matter whose they were. Therefore in the "Horde" (territory under the control of Mongols) any religious services were freely performed.
    Although khans were indifferent and even respectful towards Christianity, but they still demanded from our counts to perform some ceremonious acts. For example: passing through cleansing fire, worshiping images of dead khans, the sun and a bush. According to Christian understanding, this was betrayal of the faith. Some of our counts resolved to go onto martyrdom and death, rather than perform pagan rites. This is what happened with count Michael and boyar Feodor (+1426). They demanded from Michael to worship idols and he refused. At first they tortured him, and then cut off his head. His last word were "I am a Christian". In the same way was martyred his boyarin Feodor.
    The memory of holy martyrs Michael, Count of Chernigov and his boyar Feodora is observed two times a year: on the day of their passing away on September, 20th/October 3rd and on the day of transfer of their relics on February, 14/27th.
    Подробнее.

*** 4.2.1 -- Св. Благоверный Князь Александр Невский. [§9]
Из князей, устроителей и защитников русской земли и поборников святой православной веры и Церкви, во время монгольского ига, в особенности прославился Св.Благоверный князь Александр Невский.
    Сын Великого князя Ярослава, он родился незадолго до монгольского нашествия, в 1220 году. Под руководством своей благочестивой матери, св.княгини Феодосии, получил хорошее по тому времени образование, носившее глубоко-религиозный характер. Господь одарил его разумом, мужеством и храбростью. Он был высокого роста, красивый и обладал звучным голосом. Александр с детства приучался к военному делу. Детство и молодость свою он провел в Новгороде, где княжил его отец. В 1236 году, когда ему было 17 лет, он стал князем новгородским.
    В то время Новгородская область осталась свободной от татарского разорения, но подвергалась усиленному натиску своих соседей с запада: литовцев, немцев и шведов. Св.князю Александру пришлось выдержать борьбу с ними за самостоятельность земли русской, и за свободу православной русской церкви от посягательства на нее со стороны пап.
    Крестовый поход на Русские земли. Папы решили воспользоваться угнетением и ослаблением Руси, чтобы силой подчинить ее своей власти. В 1240 году собралось большое шведское войско и высадилось на берегах реки Невы. br>    Небольшая Новгородская дружина, во главе с молодым князем Александром. Князь Александр говорил своим войнам «Не в силе Бог, а в правде», и «не устрашимся множества ратников, яко с нами Бог». Новгородцы одержали победу и прогнали врагов. За эту битву св.князь Александр получил звание Невского.
    Латинский мир снова нападает. Вскоре западный латинский мир снова двинулся на православную Русь. В то время Ливонский орден Меченосцев, распространял силой оружия католичество среди народов населявших Балтийское побережье. Вот этот полурелигиозный, полувоенный орден напал на русскую землю. Св.князь Александр Невский собрал войско и пошел на врага. Сперва он освободил Псков, а потом 5 апреля 1242 года разбил врага на льду Чудского озера; знаменитое «Ледовое побоище».
    Память святого благоверного великого князя Александра Невского празднуется два раза в году: в день его преставления 23 ноября/6 декабря и в день перенесения его мощей 30 августа/12 сентября.
    Подробнее.

*** 4.2.1 -- Saint Blagovernyj Count Alexander Nevsky. [§9]
From counts, founders and defenders of Russian land and advocates of holy Orthodox faith and the Church, during the Mongolian yoke, Saint "Blagovernyj" [Благоверный] Count Alexander Nevsky was especially famous.
    The son of Great Count Yaroslav, he was born not long before the Mongolian invasion, in 1220. Under the direction of his pious mother, Saint Countess Feodosiya, received good education for that time, which had deeply religious character. The Lord has presented him with a good mind, courage and bravery. He was tall, handsome and possessed a vibrant voice. From the childhood Alexander was taught military science. The childhood and his youth he spent in Novgorod where his father reigned as a count. In 1236, when he was 17 years, he became Count of Novgorod.
    At that time the Novgorod region remained free from Tatar destruction, but it was exposed to intensified push by the neighbors from the West: Lithuanians, Germans and Swedes. Saint Count Alexander had to sustain the fight against them for the independence of the Russian land, and the freedom of the Russian Orthodox Church from an encroachment on her by popes.
    Crusade against Russian lands. Roman popes decided to take advantage of oppression and weakness of Russia, in order to submit her to their authority. In 1240 a large Swedish army has landed on a coast of river Neva.
    Small Novgorod militia, led by young Count Alexander. Count Alexander was telling his warriors "God is not in a force, but in the truth", and "we will not be frightened by many soldiers, because God is with us". Novgorod militia has won and drove away the enemies. Because of this battle Saint Count Alexander is known as Nevsky.
    Latin world attacks again. Soon the Western Latin world moved again against Orthodox Russia. At that time "Livonsky" order of "Mechenostsev", was spreading Catholicism by force among the peoples on Baltic coast. This semireligious, semimilitary order attacked Russian land. Saint Count Alexander Nevsky collected an army and went on the enemy. At first he freed Pskov, and then on April, 5th, 1242 has crashed the enemy on ice of the lake Chudsko [Чудское озеро]; well-known as "Ice slaughter" [Ледовое побоище].
    The memory Saint "Blagoverny" Great Count Alexander Nevsky is observed two times in a year: on the day of passing away on November, 23rd/ December 6th and on the day of transfer of his relics on August, 30th/September 12th.
    Подробнее.


* 4.3 Митрополиты.
Одни из самых выдающихся митрополитов во время монгольского ига были:

    1. Митрополит Кирилл II (1243-1280) (управлял 37 лет)
    2. Св. Митрополит Петр (1308-1326) (управлял 18 лет)
    3. Св. Митрополит Алексий (1354-1378) (управлял 24 года)


* 4.3 Metropolitans.
Some of the most outstanding metropolitans during the Mongolian yoke were:

    1. Metropolitan Cyril II (1243-1280) (governed for 37 years)
    2. Saint Metropolitan Peter (1308-1326) (governed for 18 years)
    3. Saint Metropolitan Alexey (1354-1378) (governed for 24 years)

*** 4.3.1 -- Митрополит Кирилл II (1243-1280)(упр. 37 лет). [§10]
Митрополит Кирилл управлял Русской Церковью в самом начале монгольского ига. Много печали и затруднений выпало на его долю. Киев был разорен и подвергался постоянным набегам татар, Софийский собор и другие церкви были разграблены и опустошены.
    Он все время путешествовал по своей обширной митрополии. Почти везде он встречал развалины жилищ, храмов и обителей. С большой грустью он замечал разные безпорядки в частной и общественной жизни русских, которые были последствия татарского разгрома. Митрополит все время учил, наставлял и исправлял.
    Желая искоренить эти беспорядки, в 1274 году в Владимире, он созвал Собор епископов, на котором было постановлено много правил касающиеся церкви и нравственности народа. Митрополит Кирилл достал из Болгарии славянский список церковных правил (кормчую) и распространял ее в России. В 1267 году митрополит Кирилл получил от хана ярлык в пользу Церкви и духовенства. В ярлыке, хан освободил и черное и белое духовенство от дани и других сборов и запрещал ругать православную веру.

    Подробнее.

*** 4.3.1 -- Metropolitan Cyril II (1243-1280) (управлял 37 лет). [§10]
Metropolitan Cyril was governing Russian Church right at the beginning of the Mongolian yoke. A lot of grief and difficulties fell on his share. Kiev was ruined and exposed to constant attacks of Tatars, the Sofia cathedral and other churches have been plundered and devastated.
    He constantly travelled along his extensive metropolia. Almost everywhere he saw ruins of dwellings, churches and monasteries. With the great sadness he noticed in Russians various disorders in people's and public life, which were due to Tatar's devastation. Metropolitan constantly taught, edified and corrected.
    Wishing to eradicate these disorders, in 1274 in Vladimir, he called the Sobor of bishops, on which many rules regarding the Church and morality of the people were established. Metropolitan Cyril obtained in Slavic a copy of Church rules [kormchuyu-кормчую] and was distributing it in Russia. In 1267 metropolitan Cyril has received from khan an edict [ярлык] for Church and clergy. In the edict, khan has exempted both "black and white clergy" [черное и белое духовенство] from taxes and other collections and forbade to abuse [ругать] Orthodox faith.

    Подробнее

*** 4.3.2 -- Св. митрополит Петр (1308-1326)(18 лет). [§11]
Святой Петр родился на Волыни в благочестивой семье. В двенадцать лет он поступил в монастырь.
    В 1305 г. скончался митрополита Максим и константинопольский патриарх поставил св. Петра митрополитом для всей России, а не только для Галича.
    Во время управления митрополита Петра, произошла перемена веры в Орде, хан Узбек принял магометанство. Эта перемена могла иметь очень вредные последствия для России; отношение к Церкви могло измениться к худшему. Святой Петр, заботясь о Церкви, поехал в Орду к хану и с Божьей помощью имел здесь большой успех. Хан его принял и дал ему новый ярлык, которым не только оставлялись за духовенством прежние права, но еще были прибавленные новые. Все церковные люди были подчинены митрополиту по всем делам, включая и уголовные.
    Память святого Петра, Митрополита Киевского празднуется в день его преставления 21 декабря/3 января (1326 г.), а также вместе с другими московскими митрополитами «Святителей Петра, Алексия, Ионы, Гермогена и Филипа, Митрополитов Московских и всея Руси» 5/18 октября.
    Подробнее.

*** 4.3.2 -- Saint Metropolitan Peter (1308-1326)(18 лет). [§11]
Saint Peter was born in Volhyn' [Волыни] in pious family. At the age of twelve he entered a monastery.
    In 1305 Metropolitan Maxim died and Patriarch of Constantinople installed Saint Peter to be the Metropolitan of the whole Russia, and not only of Galich.
    During the governing by Metropolitan Peter, there was a change in religion Horda, Khan the Uzbek embraced Muslim faith. This change could have been very harmful for Russia; the attitude towards the Church could have change for the worse. Sacred Peter, caring for Church, went to Horda to khan and with God's help had a big success. Khan received him and gave him a new edict [ярлык] by which not only the former rights were left for clergy, but were added some new. All church people were subjugated to metropolitan on all affairs, including and criminal.
    Memory of Saint Pete, Metropolitan of Kiev is observed on his day of passing away on December, 21st/January 3rd (1326), and also together with other Moscow metropolitans "Saints Peter, Alexey, Iona, Germogen and Filip, Metropolitans of Moscow and all Russia" on October, 5/18th.
    Подробнее.

*** 4.3.3 -- Св. митрополит Алексий (1354-1378)(24 года). [§12]
Св.Алексей родился в Москве и был крещен с именем Елевферий. Когда ему было 13 лет молодой Елевферий решил посвятить себя на служение Богу и принял монашество с именем Алексия. Двадцать лет он пробыл в обители и сделался известен князю и митрополиту своей мудростью и духовными подвигами.
    Недолго до кончины митрополита Феогноста (1363) святой Алексий был возведен на кафедру владимирского епископа, а по кончине, его сделали приемником митрополита.
    Святой митрополит Алексий управлял Церковью в опасное для государства время, когда власть великого князя, утвердившаяся в Москве, ослабела и даже перешла в другие руки.
    Заботясь о благе Церкви и отечества, святитель Алексий три раза путешествовал в Орду. Один раз жена хана, Тайдула, три года была очень больна и ослепла. Хан Чанибек написал великому князю, прося его прислать митрополита Алексия для исцеления Тайдулы. Если это не будет сделано то хан грозился опустошить русскую землю. Св.Алексею пришлось ехать. По прибытии в Орду, он отслужил молебен о больной Тайдуле и, когда окропил ее святой водой, он вдруг прозрела. Памятником этого чуда в Москве стоит Чудов монастырь, устроенный в Кремле святителем на земле подаренной Тайдулой.
    Память святого Алексия, Митрополита Московского и всея Руси празднуется в день его преставления 12/25 февраля (1378 г.), а также, как уже было сказано выше, вместе с другими московскими митрополитами «Святителей Петра, Алексия, Ионы, Гермогена и Филипа, Митрополитов Московских и всея Руси» 5/18 октября.
    Подробнее.

*** 4.3.3 -- Saint Metropolitan Alexey (1354-1378)(24 years). [§12]
Saint Alexey was born in Moscow and was baptized Elevfery [Елевферий]. When he was 13 years old young Elevfery decided to devote himself to service to God and become a monk with the name of Alexey. Twenty years he stayed in a monastery and become known to count and metropolitan for his wisdom and "podvigs" [spiritual feats].
    Not long before death of metropolitan Feognosta (1363) saint Alexey was placed on the seat of bishop of Vladimir, and upon his death, he became [приемником?] the metropolitan.
    Saint metropolitan Alexey was governing the Church during dangerous time for the country. The authority of Great Count, which was established in Moscow, has weakened and even has passed into others hands.
    Caring for the good of the Church and country, Saint Alexey three times travelled to the Horde [Орда]. Once the wife of Khan, Taydula, was very sick for three and became blind. Khan Chanibek wrote to Great Count, asking him to send metropolitan Alexey to heal Tajdula. If this would not be done khan threatened to devastate the Russian land.Saint Alexey had to go. After the arrival in the Horda, he served moleben for sick Taydula and when he sprinkled her with holy water, she suddenly could see. As a memorial of this miracle in in Moscow stands Chudov Monastery[*] [Чудов монастырь], built in Kremlin by the saint on the land presented by Taydula.
    [* Chudo in Russian means "miracle"].
    The memory of Saint Alexey, Metropolitan of Moscow is observed on the day of his passing away on February 12th/25th, and also as was told above, together with other Moscow metropolitans "Saints Peter, Alexey, Iona, Germogen and Filip, Metropolitans of Moscow and all Russia" on October, 5/18th.
    Подробнее.


* 4.4 Русская Церковь получает самостоятельность.[§16]


* 4.4 Russian Church receives independence.[§16]

** 4.4.1 -- Разделение Русской Митрополии. Галицкие и литовские князья хотели иметь своего митрополита и просили об этом Константинопольского патриарха. В 14-м и 15-м веках иногда они получали другого митрополита. Это вызывало смуту в Церкви, но каждый раз со смертью одного из митрополитов, другой получал всю Церковь и наступал мир. Однако при митрополите Ионе в 15-м веке произошло полное разделение.

** 4.4.1 -- Division of Russian Metropolia.
Galitzian and Lithuanian counts wanted to have their own metropolitan and asked about it the Patriarch of Constantinople. In 14-th and 15-th centuries sometimes they would received another metropolitan. It caused a turmoil in Churches, but each time with death of one of the metropolitans, another would receive the whole Church and there would came a peace. However at metropolitan the Ion in 15-th century there was a full division.

** 4.4.2 -- Самостоятельность Русской Церкви (1448). [§16б]
В 15-ом веке Византия переживала тяжелое время. Турки со всех сторон подвигались к Константинополю. Ища помощи с Запада, греки согласились на унию с Римской Церковью. Императоры и большинство епископов подписали Флорентийскую унию, но греческий народ ее не принял.
    Для Русской Церкви был послан униат кардинал Исидор, который на службе начал поминать папу. Тогда, великий князь Василий всенародно назвал его еретиком и приказал арестовать. Собор русских епископов осудил Исидора и ему пришлось бежать в Рим.
    После бегства Исидора, Собор русских архиереев решил не обращаться в Константинополь за новым митрополитом и самостоятельно его выбрали. Итак, и в 1448 году появился первый русский митрополит в Москве -- митрополит Иона.
    Изгнанный Исидор продолжал свои интриги из Рима. Ему удалось послать униатского митрополита Григория в Киев. Новый митрополит когда приехал в Киев, увидел что там сильна православная вера отказался от Рима, и подчинился Константинопольскому патриарху. С тех пор на Руси находятся две митрополии: Московская, независимая от Константинополя и Киевская зависимая от Константинополя.
    Память святого Ионы, Митрополита Московского празднуется 15/28 июня, а также, как уже было сказано выше, вместе с другими московскими митрополитами «Святителей Петра, Алексия, Ионы, Гермогена и Филипа, Митрополитов Московских и всея Руси» 5/18 октября.
    Подробнее.

** 4.4.2 -- Independence of Russian Church (1448). [§16б]
In 15-th century Byzantium had a difficult time. Turks from different directions were moving toward Constantinople. Searching for the help from the West, Greeks agreed on "unia" [уния] with the Roman Church. Emperors and ф majority of bishops signed "Florentine unia", but Greek people did not accepted it.
    For Russian Church the Roman Catholic cardinal Isidor [униат] was sent, who started the Divine Service at which he used pope's name. Then, grand duke Vasily publicly called him a heretic and ordered his arrest. The Sobor of Russian bishops condemned Isidora and he had to run away to Rome.
    After the flight of Isidor, the Sobor of Russian bishops decided not to request Constantinople for a new metropolitan and elected him independently. And so, in 1448 appeared the first Russian metropolitan of Moscow -- metropolitan Iona.
    Expelled Isidor continued his intrigues from Rome. He managed to send uniat metropolitan Grigory to Kiev. When new metropolitan arrived to Kiev, he saw how strong was Orthodox faith over there and refused Rome, and went under Patriarch of Konstantinopole. Since then in Russia there are two mitropolia: the Moscow, independent of Constantinople and Kievan dependent on Constantinople.
    The memory of Saint Iona, Metropolitan of Moscow is observed on the day of his passing away on June, 15/28th, and also as was told above, together with other Moscow metropolitans "Saints Peter, Alexey, Iona, Germogen and Filip, Metropolitans of Moscow and all Russia" on October, 5/18th. Подробнее.

*** 4.4.3 -- Святой митрополит Иона (1448-1461 гг.). [§16в]
Святой Митрополит Иона 12-и лет постригся в иноки. В монастыре он проходил разные послушания и прославился своей мудростью и духовными подвигами.
    Митрополит Фотий поставил Иону его епископом в Рязань. После бегства Исидора, Иона стал митрополитом всея Руси. Новый Константинопольский патриарх признал независимость Московской митрополии от Греческой церкви и она, Русская Церковь, стала самостоятельной.
    Память святого Ионы, Митрополита Московского празднуется в день его преставления 15/28 июня, а также, как уже было сказано выше, вместе с другими московскими митрополитами «Святителей Петра, Алексия, Ионы, Гермогена и Филипа, Митрополитов Московских и всея Руси» 5/18 октября.
    Подробнее.

*** 4.4.3 -- Saint Metropolitan Iona (1448-1461). [§16в]
Saint Metropolitan Iona at the age of 12 took monastic vows. In a monastery he was doing various obediencec and become famous for his wisdom and "podvigs" [spiritual feats].
    Metropolitan Foty placed Iona the bishop of Ryazan. After flight of Isidor, Iona became Metropolitan of all Russia. New Patriarch of Konstantinopol recognized the independence of Moscow metropolia from the Greek church and she, Russian Church, became independent.
    The memory of Saint Iona, Metropolitan of Moscow is observed on the day of his passing away on June, 15/28th, and also as was told above, together with other Moscow metropolitans "Saints Peter, Alexey, Iona, Germogen and Filip, Metropolitans of Moscow and all Russia" on October, 5/18th.
    Подробнее.


4.5 Ереси и расколы. [§17]


4.5 Heresies and Schisms. [§17]

*** 4.5.1 -- Исправление церковных книг. [§18]
Русская Церковь с самого начала имела священные и богослужебные книги на славянском языке, благодаря трудам св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Со времени Ярослава Мудрого в России стали переводить церковные книги с греческих. Но с течением времени, вкрались разные ошибки и появились некоторые нправильности в совершении богослужения.
    В то время книги не печатались, а переписывались от руки. Переписчики иногда бывали малограмотные, то естественно делали ошибки. Кроме того, во время татарского ига очень упала грамотность. Появилась нужда в исправлении богослужебных книг.
    В начале 16-го века, был вызван в Москву из одного афонского монастыря ученый инок Максим-грек. Сначала ему было поручено пересмотреть и привести в порядок великокняжескую библиотеку. Потом ему дали исправить богослужебные книги. Исправляя книги Максим ужаснулся от множества замеченных в них ошибок.
    Когда Максим-грек объявил об найденных ошибках, то против него восстали многие, не только из народа, но и из духовенства и даже сам митрополит Даниил.
    Был назначен собор (1525), на котором его осудили как еретика и сослали в монастырь. Преподобный Максим скончался после тридцатилетних страданий в 1556 году.
    С целью исправления ошибок в книгах и беспорядков при богослужении, при царе Иоанне Васильевиче Грозном созывались соборы. Из них более всего известен Стоглавый собор (по книге «стоглаву», которая содержала некоторые определения этого собора). На этом соборе ясно была осознана необходимость в исправлении книг. Были приняты только частные меры; было решено что протопопы и старейшие священники будут проверять по церквам священные и богослужебные книги и когда нужно исправлять. К сожалению, такие частные меры не могли привести к полному исправлению богослужебных книг.
    Подробнее.

*** 4.5.1 -- Correction of church books. [§18]
Russian Church from the very beginning had holy and prayer books in Slavic language, owing to works over of "Equal to apostoles Saints" [св. равноапостольных] Cyril and Mefody. From the time of Yaroslav the Wise [Ярослава Мудрого] in Russia began to translate church books with Greek. But with time, various mistakes appeared and also errors in performing the Divine Service.
    At that time books were not printed, but copied by hand. Copyists sometimes were not very literate, and naturally made errors. Besides that, during the Tatar yoke literacy has very much fallen. There was a need in correction of church service books.
    In the beginning of 16-th century, Maxim the Greek, a learned monk was called to Moscow from one of the monasteries on mountain Athos. At first he was given to look over and establish an order great count's library. Then he was given to correct church service books. Correcting books Maxim was horrified by many many mistakes that he has noticed.
    When Maxim the Greek announced about found errors, then many arose against him, not only from people, but also from clergy and even metropolitan Daniel.
    The Sobor was called (1525) on which he was condemned as a heretic and was banished to a monastery. Saint Maxim has died after thirty years of suffering in 1556.
    With the aim of correcting the mistakes in books and disorders at divine service, at tsar John Vasilevich Grozny called Sobors. From them most well known is "Stoglavy Sobor" (because of the book "Stoglav" which contained some resolutions of this Sobor). At this Sobor it was clearly realized the necessity for correction the books. Only partial measures were adopted; it was resolved that protopops [протопопы] and oldest priests will check in churches holy and church service books and when necessary will correct them. Unfortunately, such partial measures could not lead to full correction of church service books.
    Подробнее.

*** 4.5.2 -- Христианство в Казани и Астрахани (1552). [§19]
После падения Золотой орды, отношения с татарами не стали лучше. И со стороны Крыма и со стороны Казани совершались постоянные набеги. Из за этого русские люди не могли жить спокойно у себя дома. Вся восточная и южная окраина государства была в постоянном страхе от татарских набегов. Царь Иоанн IV Васильевич (1533-1584) (в будущем Грозный) решил положить этому конец и присоединить Казань к России.
    Итак, в 1552 году совершилось очень важное событие для Церкви и для отечества -- завоевание Казанского татарского царства. Россия и Церковь страдали около трех веков под игом татар.
    2 октября город Казань был взят приступом. Замечательно, что первый ужасный взрыв при взятии города разразился тогда, когда диакон в царской походной церкви читал в Евангелии: «и будет едино стадо и един пастырь». Покоренный город был освящен с крестным ходом вокруг стен и посвящен имени пресвятой Троицы. До 60-ти тысяч христиан, страдавших в плену у татар, получили свободу.
    Приказано было строить храмы. На месте, где стояло царское знамя с образом Спаса Нерукотворенного, -- построить храм в честь этого образа. Посредине города -- построить храм во имя Благовещения Божией Матери. На месте, где были погребены павшие в битве воины, заложен был монастырь (Зилантов). Татары видели совершавшиеся чудеса и многие из них крестились.
    Через три года после завоевания (1555) в Казани была открыта архиерейская кафедра. Святая вера прочно утвердилась в этом магометанском городе и в окрестностях. Торжеству христианства очень содействовало явление (1571) Казанской иконы Божией Матери, а также обилие чудес, совершившихся при этом явлении. Икона была зарыта в земле по всей вероятности кем-то из христиан бывших в плену у татар.
    В 1557 году была взята Астрахань и было покорено Царство астраханских татар.
    Покорение татарских царств было великим народным делом. На всей восточной границе государства настал покой. Были возвращены из Казани русские пленные.
    Память Казанской Иконы Пресвятой Богородицы празднуется 22 октября/4 ноября, а явление иконы 8/21 июля.
    Подробнее.

*** 4.5.2 -- Christianity in Kazan and Astrakhan (1552). [§19]
After the fall Golden Horde [Золотой орды], the relation with Tatars did not iprove. Constant attacks were made from both Crimea and from Kazan. Because of this Russian people could not peacefully live in their home. All eastern and southern regions of the state were in constant fear of Tatars' attacks. Tsar John IV Vasilyevich (1533-1584) (later known as Terrible) decided to put an end to this and to adjoin Kazan to Russia.
    So, in 1552 very an important event for the Church and the country took place, the conquest [conquer] of Kazan Tatar empire. Russia and Church suffered about three centuries under a bondage [yoke] of Tatars.
    On October, 2nd the city of Kazan was taken by an attack. It is remarkable, that the first terrible explosion at a capture of the city was when deacon in tzar's field church read from the Gospel: "and there will be one heard and one sheppard". The subdued city was consecrated with a religious procession around its walls and dedicated to the Most Holy Trinity. Up to 60 thousand Christians, who suffered in Tartar's captivity, received freedom.
    It was ordered to build churches. In the place where stood tzar's banner with image of "Savior not made by hand" [Спаса Нерукотворенного], -- to construct the church in honor of this icon. In the middle of the city -- to construct church in the name of "Annunciation of the Mother of God" [Благовещения Божией Матери]. In the place where soldiers fallen in the battle were burried, the monastery (Zilantov) has been started. Tatars saw these miracles and many of them were baptized.
    In three years after the conquest of Kazan (1555) the archbishop seat was opened. The holy faith was strongly affirmed in this mahometan city and in vicinities. The triumph of Christianity was very mach aided by appearance of icon "Kazan Mother of God" (1571), and also by many miracles which followed this event. The icon was probably buried by some Christian who was in Tatar's captivity.
    In 1557 Astrakhan was taken and the Kingdom of Astrakhan's Tatars were conquered.
    The conquest of Tatar's kingdoms was a great national achievement. On all eastern borders of the state come peace. Captured Russian prisoners were from Kazan.
    The memory of the icon of the "Most Holy Mother of God" is celebrated on October, 22nd/4th November, and the appearance of the icon on July, 8/21th.
    Подробнее.

*** 4.5.3 -- Святой митрополит Филипп II (1566-1569)(3 года). [§20]
После радостных для Церкви и отечества событий, завоевания Казанского и Астраханского татарских царств, наступило тяжелое время. Царь Иоанн IV Васильевич, после смерти своей кроткой жены Анастасии, стал мрачным и суровым. Подозревая поданных в изменах, он себя окружил опричниками (царские телохранители) и взял себе несколько городов и несколько улиц в Москве, как бы в особое владение. Эти опричники безнаказанно обижали и грабили мирных граждан.
    Святой Филипп, в мире Феодор, происходил из знатного рода бояр Колычевых. С раннего детства, он полюбил богодухновенные книги, отличался кротостью и смирением и избегал забавы. По своему высокому происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника Иоанна; будущего царя Иоанна Грозного.
    Филипп был поставлен в пресвитера и игумена. В этом сане он много и ревностно заботился о благосостоянии обители. Царь Иоанн Грозный слышал о трудах игумена Филиппа и вызвал его в Москву на кафедру митрополита. Филипп сперва не хотел, но потом согласился.
    Итак, Филипп стал митрополитом. В первое время Филиппова святительства ужасы опричины утихли, но не надолго. Вскоре опять начались грабежи и убийства мирных граждан. Филипп несколько раз, в уединенных беседах с царем, старался вразумить его, но видя, что убеждения не помогают, решился обличить его открыто перед всеми.
    В крестопоклонную неделю, на литургии, Иоанн с опричниками вошел в церковь и подошел к Филиппу для благословения. Вместо благословения митрополит Филипп обличил перед всеми Иоанна. Страшно раздраженный Иоанн вышел из церкви, но затаил свою злобу на время.
    Однажды, опричники вошли в собор, где служил Филипп и объявили что он лишается сана. Потом на него одели оборванную монашескую рясу и отправили в монастырь. Позже, в монастыре, он был убит посланником Иоанна.
    Память святого Филиппа, митрополита Московского и всея Руси празднуется 9/22 января, а также, как уже было сказано выше, вместе с другими московскими митрополитами «Святителей Петра, Алексия, Ионы, Гермогена и Филиппа, Митрополитов Московских и всея Руси» 5/18 октября.
    Подробнее.

*** 4.5.3 -- Saint Metropolitan Phillip II (1566-1569)(3 years). [§20] After joyful events for the Church and the country [отечество], conquest of Kazan and Astrakhan Tatar kingdoms, came difficult times. Tsar John IV Vasilyevich, after death of his kind [кроткая] wife Anastassia, became grim and stern. Suspecting people of betrayal, he surrounded himself with "oprichniki" [опричники] (tzars bodyguards) and took for himself several cities and several streets in Moscow, for his own special property. These oprichniki unpunishedly offended and robbed peaceful citizens.
    Saint Phillip, in a world Feodor, came from a well known boyar family Kolychevykh. From the early childhood, he has grown fond of spiritual books, was distinguished by mildness and humility and avoided the entertainment. Because of his high origin, he was often in tzars' palace. His mildness and piety left strong impression in a soul of his contemporary John; the future tsar John Grozny [Грозный].
    Phillip was installed a presbiter [пресвитер] and ф hegumen [игумен]. In this holy order [сан] he zealously cared for well-being of a monastery. Tsar John Grozny heard about work of hegumen Phillip and called to Moscow for the office of metropolitan. Phillip at first did not want, but then agreed.
    And so, Phillip became metropolitan. In the beginning of Fillip's service. the horrors of oprichina have ceased, but not for a long time. After a while robberies and murders of peaceful citizens started again. Phillip several times, in private conversations with tsar, tried to make him understand, but seeing, that talks do not help, decided to publicly accuse him.
    On krestopoklonnaya [крестопоклонную] week, during the liturgy, John with oprichniks entered the church and approached Phillip for blessing. Instead of blessing metropolitan accused John in front of everybody. Terribly angry John left the church, but concealed his anger for a while.
    Once, oprichniks entered the cathedral where Phillip was serving and announced that he is removed from holy order [лишается сана]. Then he was dressed in torn monk's robes and to the monastery. Later, in the monastery, he was killed by John's agent.
    The memory of Saint Phillip, metropolitan Moscow and all Russia is celebrated on January, 9/22th, and also as it was already said told above, together with other Moscow metropolitans "Saints Peter, Alexey, Iona, Germogen and Phillip, Metropolitans of Moscow and all Russia" on October, 5/18th.
    Подробнее.


* 4.6 Патриаршество на Руси. [§21]


* 4.6 Patriarchate in Russia. [§21] [§21]

*** 4.6.1 -- Установление Патриаршества (1589). [§21]
Русская Церковь еще при митрополите Ионе (1448) приобрела независимость от Константинопольского патриарха. Церковью правили русские митрополиты избранные собором епископов Русской Церкви.
    С того времени, русское государство во многом возвысилось. Произошло окончательное освобождение от татарского ига. Московская Русь тогда была самой сильной православной державой и греческие патриархи часто просили от нее помощи.
    В 1589 году, Иова, Митрополит Московский был торжественно посвящен в патриарший сан. Иова сперва правил Русской Церковью в сане митрополита (1586-1589), а потом в сане патриарха (1589-1607) (3 года и 18 лет).
    Промысл Божий приготовил для Русской Церкви и народа, в лице патриархов, хранителей и поборников православной веры и общественного блага в тяжелое время боярских смут и самозванцев (во время пресечения прямого рода Рюрикова). Первые два патриарха отличились борьбою с иезуитами, поляками и самозванцами.
    В Русской Церкви было 11 патриархов.
    Подробнее.

[***AN10-05-06] 4.6.1 -- Establishment of Patriarchate (1589). [§21]
Russian Church during metropolitan Iona (1448) obtained independence from Patriarch of Konstantinopol. Church was ruled by Russian metropolitans elected by the Synod [собор] of Bishops of Russian Church.
    Since then, Russian state in many respects rose. There was a final freeing from Tatar's bondage. The Moscow Russia at that time was the most powerful Orthodox state and Greek patriarches often asked her for help.
    In 1589, Iova, Metropolitan of Moscow has been solemnly ordained to patriarchal office [сан]. At first Iova ruled Russian Church as a metropolitan (1586-1589), and then as a patriarch (1589-1607) (3 years and 18 years).
    Divine Providence prepared for Russian Church and people, in patriarches, the keepers and advocates of Orthodox faith and public good, during difficult times of boyar disorders and impostors (during the break of the direct line of Ryurikovs). First two patriarches were distinguished by the struggle with jesuits, Poles and impostors.
    In Russian Church there were 11 patriarchs.
    Подробнее.

*** 4.6.2 -- Первый патриарх Иов (1589-1607)(18 лет). [§21]
Иова сперва правил Русской Церковью в сане митрополита (1586-1589), а потом в сане патриарха (1589-1607) (3 года и 18 лет).
    Церковные дела, ко времени принятия патриаршества, находились в растройстве. Патриарх Иов в 1594 году собрал собор на котором составил план церковного благоустройства. Несмотря на огромную власть предоставленную Иову, как патриарху, он в общении с другими был мягок, кроток и ласков. Большую часть своих средств он употреблял на бедных. Иов заботился и о просвещении. В его время были напечатаны многие церковные книги.
    Патриарх Иов поддержал царя Бориса Годунова и его сына Феодора и поэтому как только лже-Дмитрий занял Москву, он низложил патриарха Иова и заточил его в монастырь. Когда самозванец был убит и поляки изгнаны из России (при патриархе Гермогене), патриарх Иов, уже слепой старец, был торжественно возвращен в Москву для того, чтобы разрешить от клятвы народ за присягу самозванцу. Народ каялся и патриарх снял присягу.
    Патриарх Иов вернулся в Старицкую обитель и скончался 8 марта 1607 года.
    Подробнее.

[***AN10-05-06] 4.6.2 -- First Patriarch Iova (1589-1607)(18 years). [§21]
Iova at first ruled Russian Church as a metropolitan (1586-1589), and then as a patriarch (1589-1607) (3 years and 18 years).
    Church affairs, at the time of acceptance of patriarchate, were in disorder. Patriarch Iova in 1594 called the Sobor on which the plan was made for Church improvement. Despite the large authority given Iova as a patriarch, he was soft spoken, mild and kind. Large part of his funds he was using for poor. Iova cared for education [просвещении]. During his time many church books were printed.
    Patriarch Iova supported tsar Boris Godunov and his son Feodor and therefore as soon as Lie-Dimitry [Лже-Димитрий] occupied Moscow, he deposed patriarch Iova and jailed him in a monastery. When the impostor was killed and Poles expelled from Russia (during Patriarch Germogen), Patriarch Iova, already blind elder [старец], has been solemnly returned to Moscow to absolve [разрешить] people from the oath to the impostor. People repented and patriarch absolved them.
    Patriarch Iova returned in Staritskaya monastery [Старицкую обитель] and died on March, 8th, 1607.
    Подробнее.


4.7 Смутное время.


4.7 Troubled Times.

4.7.1 -- Патриарх Гермоген (1607-1612)(5 лет). [§22]
Гермоген (или Ермоген) сперва был приходским священником в Казани. Вскоре он овдовел и принял монашество. В 1589 году он был хиротонисан в сан митрополита Казанского и Астраханского. Здесь он много потрудился на пользу святой Церкви и городов Казани и Астрахани, которые только недавно были просвещены светом Христовой веры.
    Назревает смута. Во время Бориса Годунова назревала большая смута в государстве. Между тем не чувствовалось присутствия крепкой, сильной правящей руки в делах церковных. Патриарх Иов (1589-1607) был очень старый и к тому же слепой.
    Первый самозванец. Самозванец Лже-Дмитрий (Первый), легко завладел Московским престолом, благодаря раздорам русских бояр и недовольству правления Бориса Годунова. Он начал осуществлять свой тайный план ввести в России унию (то-есть признать римского папу). Когда самозванец женился на католичке Марине Мнишек, митрополит Гермоген начал требовать чтобы она перешла в православие. Митрополит был лишен сана и заточен в одном из казанских монастырей. Но это не продолжалось долго так как самозванец был скоро низвергнут боярами и убит.
    Князь и царь Шуйский и патриарх Гермоген. Престарелый князь Василий Иванович Шуйский (1606-1610) был превозглашен царем. Чувствуя под собой довольно шаткую почву он нуждается в поддержке сильной духовной власти. Поэтому он вызывает казанского митрополита Гермогена из изгнания и «освященный собор» возводит его на кафедру Московского Патриарха и Всея Руси.
    Трудное наследие получил, престарелый семидесятилетний, патриарх Гермоген. Политическая смута и отсутствие твердой церковной власти деморализовали русское общество и московское духовенство.
    Патриарх всеми мерами поддерживал царя Василия Ивановича Шуйского в борьбе со вторым самозванцем. Вскоре мятежные бояре насильно постригли Василия в монахи. Гермогену принадлежит первая мысль о призвании на царство Михаила Федоровича Романова (сына митрополита Филарета).
    Семибоярщина. После свержения царя Василия, Русь осталась без царя и ею стала управлять боярская дума. Бояр было семь человек и поэтому их правление получило название Семибоярщины, а этот период называется междуцарствие (1610-1613).
    Второй самозванец. Вскоре появился второй самозванец которого прозвали Тушинский вор (Лже-Дмитрий Второй). Тушинский, так как его лагерь находился в селе Тушино, недалеко от Москвы. Набрал он в свое войско «воров» то есть беглых крестьян и всяких бродяг. К «войску» вора примкнули литовцы, поляки и казаки и они пошли на Москву.
    Польский Сигизмунд III в Москве. Тушинский вор стоял под Москвой и бояре не видя никакого выхода из положения позвали на московский престол Владислава, сына короля Сигизмунда III. Поляки отогнали тушинцев от Москвы и вошли в Москву и Сигизмунд, сам захотел управлять Москвой.
    Граматы Гермогена. Патриарх Гермоген начал рассылать граматы по всем городам, которые призывали русский людей освобождать Москву от поляков. Одна из грамот патриарха была получена в Нижнем-Новгороде. Земский староста Козьма Минин, прочел ее после литургии собравшемуся народу и воскликнул: «Православные, не пожалеем ни жизней наших, ни имущества, все отдадим за веру православную и святую Русь»! Эти слова произвели большое впечатление на народ. Люди начали приносить одежду, дорогие вещи и деньги. Собралось ополчение. Начальство ополчения было поручено князю Пожарскому, а Козьма Минин стал хранителем казны. На призыв откликнулись и другие города и ополчение стало всенародным.
    Смерть Патриарха. Поляки требовали от патриарха, чтобы он остановил нижегородское ополчение шедшее к Москве под начальством Минина и Пожарского. «Да будет над ними милость Божия и благословение от нашего смирения», с твердостью отвечал мужественный патриарх. Его заперли в келии и уморили голодом (17 февраля 1612). Через 300 лет патриарх Гермоген был причислен святою Церковью к лику святых.
    Народное ополчение. Народное ополчение дошло до Москвы и начало осаду. В Москве начался большой голод и после двух месяцев 22 октября/4 ноября 1612 года поляки сдались.
    Казанская Божия Матерь. В народном ополчении освободившем Москву, находилась Казанская чудотворная икона Божией Матери. Поэтому 22 октября/4 ноября считается праздником Казанской чудотворной иконы.
    Памятник. В центре Москвы, на Красной площади, возле церкви святого Василия Блаженного, стоит памятник Минину и Пожарскому с надписью: «Минину и Пожарскому, благодарная Россия».
    Память святого Гермогена. Память святого Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси празднуется 17 февраля/2 марта, а также, как уже было сказано выше, вместе с другими московскими митрополитами «Святителей Петра, Алексия, Ионы, Гермогена и Филипа, Митрополитов Московских и всея Руси» 5/18 октября.
    Память освобождения Москвы. Память освобождения Москвы празднуется 22 октября/4 ноября «Празднование «Казанской» иконе Пресвятыя Богородицы, ради избавления от ляхов в 1612 году».
    Подробнее.
    Русская история (Будзиловича)

[***AN10-04,05-06] 4.7.1 -- Patriarch Germogen (1607-1612)(5 years). [§22]
Germogen (or Yermogen) at first was a parish priest in Kazan'. Soon he widowed and became a monk. In 1589 he was ordained to be metropolitan of Kazan' and Astrakhan. Here he worked for the benefit of holy Church and cities of Kazan' and Astrakhan, which only recently were enlightened with the light of Christ's faith.
    Disorder is brewing. During Boris Godunov's time big disorder was brewing in the country. At the same time there was no feeling of the presence of a strong ruling hand in the affairs od the church. Patriarch Iov (1589-1607) was quite old and also blind.
    First Impostor. Impostor False-Dmitry [Лже-Дмитрий] (First), easily took hold of Moscow's throne, due to quarrelling of Russia's boyars and discontent with Boris Godunov's rule. He started to carry out his secret plan to bring Russia into uniya [унию] (that is to recognize the Roman pope). When the impostor married Catholic Marina Mnishek, metropolitan Germogen insisted that she should convert to Orthodoxy. Metropolitan was defrocked and jailed in one of the Kazan's monasteries. But this did not last long since the impostor was soon overthrown by boyars and killed.
    Count and tzar Shuyski and Patriarh Germogen. Aged count Vasily Ivanovich Shuisky (1606-1610) was declared the tzar. Feeling shaky ground he required a strong spiritual support. This is why he brought Metropolitan Germogen from exile in Kazan and "Consecrated Council" [Освященный Собор] installs him the Patriarch of Moscow and All Russia.
    Aged, seventy year old Patriarch Germogen received difficult inheritance. The political disorder and the absence of firm Church authority demoralized Russian society and Moscow clergy.
    The Patriarch by all means supported tsar Vasil Ivanovicha Shuisky in struggle against the second impostor. Soon rebellious boyars forced Vasily to take monastic vows. Germogen was the first one to get the idea to ask Michael Fedorovich Romanov (the son of metropolitan Philaret) to become the tzar.
    The Rule of Seven Boyars. After overthrow of tsar Vasily, Russia remained without a tsar and was governed by boyar board [боярская дума]. There were seven boyars and this is why they were called [Семибоярщина], and the period is called mid-reign (1610-1613).
    Second Impostor. Very soon appeared the second impostor nicknamed Tushinsky Thief [Тушинский вор] (Second False-Dmitry) [Лже-Дмитрий Второй]. Tushinsky, because his camp was in the village Tushino, near Moscow. He collected the army of "thieves", that is runaway peasants, and other tramps. To the "army" of the thief was adjoined by Lithuanians, Poles and cossacks and they went on Moscow.
    Polish Sigizmund III in Moscow. Tushinsky Thief stood near Moscow and boyars not seeing any way out called on Moscow throne Vladislav, the son of king Sigizmund III. Poles drove away Tushinsky Thief from Moscow and entered into Moscow and Sigizmund wanted to govern Moscow.
    Germogen's Dispatches [Граматы]. Patriarch Germogen has started to send dispatches [грамота] to all cities which called Russian people to free Moscow from Poles. One of letters of the patriarch has been received in Nizhni Novgorod. Zemsky head [земский староста] Kozma Minin, read it after the liturgy to people and exclaimed: "Orthodox people, let us not spare our lives, nor our property, everything we have, we will give for our Orthodox Faith and Holly Russia"! These words made a big impression on people. People started to bring clothes, expensive things and money. The home guard [ополчение] has gathered. The head of the home guard was entrusted to count Pozharsky, and Kozma Minin became the keeper of the treasury. To the appeal responded other cities and the home guard movement became national.
    Death of Patriarch. Poles demanded from the patriarch that he should stop Nizhniy Novgorod Home Guard, under the command of Minin and Pozharsky, going to Moscow. "Let there be on us God's mercy and blessing, because of our humility", firmly and courageously answered patriarch. They locked him in a cell and starved to death (February, 17th 1612). After 300 years Patriarch Germogen was canonized the saint by the Church.
    Home Guard [Народное ополчение]. The Home Guard reached Moscow and began a siege. In Moscow started a big famine and after two months on October, 22nd/November 4th, 1612 Poles surrendered.
    Kazan' Mother of God. The Home Guard who freed Moscow had a miraculous icon, Mother of God of Kazan. This is why October, 22nd/November 4th is considered a holy day of the Kazan miraculous icon.
    Monument. In the center of Moscow, in the Red Square, near St.Vasily Blazhenny Church, there is a monument to Minin and Pozharsky with the inscription: "To Minin and Pozharsky, grateful Russia".
    Memory of St.Germogen. The memory St.Germogen, Patriarch of Moscow and all Russia is observed on February 17th/March 2nd, and as mentioned above, together with other Moscow metropolitans "Saints Peter, Alexey, Iona, Germogen and Filip, Metropolitans of Moscow and All Russia" on October, 5/18th.
    Memory of freeing Moscow. The memory of freeing Moscow is observed on October, 22nd/4th November "Celebration of "Kazan" icon of Most Holy Mother of God, for freeing from Poles in 1612".
    Подробнее.

*** 4.7.2 -- Заслуги Сергиевской Лавры во время самозванцев. [§23]
Русская Церковь всегда находилась в тесной связи с народом и государством, никогда не отделялась от них и всегда служила их истинному благу.
    Во время самозванцев, все русское духовенство встало на защиту веры и отечества. В особенности великие заслуги Церкви и государству оказала Свято-Троицкая Сергиева лавра.
    В течение смутного времени лавра пожертвовала до 65,000 рублей (сумма по тому времени огромная). Часть этих денег была послана в Москву когда лавра защищала подступы к Москве и сама терпела осаду от поляков. Эта осада продолжалась 16 месяцев (с сентября 1608). Лавру осаждало 30,000 человек, хорошо обученного войска, а в обители было не больше чем 2,500. Защитники изнемогали от голода и болезней но не сдались. Сила Божия, по молитвам преподобного Сергия (который часто являлся осажденным) помогла и поляки не смогли овладеть лаврой.
    После осады, лавра дала приют толпам ограбленных и раненных крестьян. Монастырь из крепости обратился богадельню (приют для бедных и больных).
    Когда патриарх Гермоген рассылал граматы по всем городам, которые призывали русских людей освобождать Москву от поляков, такие же самые граматы рассылались и из лавры.
    Когда келарь Авраамий узнал о приближении к Москве нижегородского ополчения, то он отправился к ним и своими пламенными речами воодушевлял их.

    Подробнее.

[***AN10-04-06] 4.7.2 -- Contribution of Sergievskaya Lavra during the "Times of Impostors". [§23]
Russian Church was always in close contact with people and the state, was never separated from them and always served for their true good.
    During the times of impostors, all Russian clergy rose for the protection of their faith and the fatherland. Especially great credit to the Church and the state was rendered by monastery "Troitcko Sergieva Lavra" [Троицко-Сергиева Лавра].
    During "Troubled Times" this monastery gave contributed 65,000 roubles (the sum for that time was huge). Part of this money was sent to Moscow when Lavra was protecting approaches to Moscow and itself underwent siege from Poles. This siege lasted 16 months (since September 1608). Lavra was besieged by 30,000 men, well trained army, and in the monastery there was no more than 2,500. Defenders were exhausted from famine and illnesses but did not surrender. God's power, by the prayers of St. Sergius (who often appeared to besieged) helped, and Poles could not seize the monastery.
    After the siege, the monastery gave shelter to crowds of looted and wounded peasants. The monastery from a fortress became a refuge (shelter for poor and sick).
    When patriarch Germogen sent dispatches [граматы] to all cities, which called Russian people to free Moscow from Poles, similar dispatches were also sent from Lavra.
    When cellarer [келарь] Avraamy found out about approach of Nizhni Novgorod Home Guard to Moscow, he went to them, and with fiery speeches inspired them.

    Подробнее.

*** 4.7.3 -- Патриарх Филарет (1619-1633)(14 лет). [§24]
Как только Москва была освобождена от поляков, было решено избрать царя. На Земском Соборе был избран сын митрополита Филарета шеснадцатилетний Михаил. 21 февраля 1613 года Михаил Федорович Романов (1613-1645) был торжественно провозглашен Русским Царем. Так начал царствовать в России дом Романовых.
    Как уже было сказано выше (3.7.1 - Патриарх Гермоген) в 1612 году патриарха Гермогена поляки уморили голодом. После его кончины Церковью временно правили два митрополита; сперва казанский Ефрем, а потом крутицкий Иона. Россия была без царя и без патриарха.
    В это время, отец нового царя, митрополит Филарет, Ростовский, находился в плену у поляков. Как только был заключен мир с Польшей, митрополит Филарет вернулся из плена (1619) и вскоре был поставлен в патриархи всея Руси. Умный и энергичный, он помогал неопытному сыну править государством. Патриарха Филарета и его сына, русского царя звали «Великие государи». По настоянию патриарха был созван Земской Собор и приняты меры к водворению порядка в русской земле. Например: примирение с Польшей, Швецией и татарами, укрощение внутренних мятежей, восстановление разоренных городов, увеличение государственных доходов и военных сил. Земля была разорена, и управлять государством было трудно. Поэтому «Великие государи» все время созывали Земские Соборы и правили Московским государством с помощью всей страны.
    Все, что сделано благодетельного для России в первую половину царствования Михаила Феодоровича, все совершалось при непосредственном и деятельном участии патриарха Филарета. Он не только был советником, но и соправителем (правитель управляющий совместно с другим правителем) царя. Имя его в грамотах писалось вместе с царским; обоим делались доклады и представлялись иностранные послы.
    При дворе патриарха заведены были такие же порядки и служащие как и у царя. Учреждены патриаршие приказы: судный, церковных дел, казенный и дворцовый. Вообще власть и значение патриарха достигли при Филарете необычайных до сих пор силы и значения.
    Патриарх Филарет учредил первую епархию в Сибири и устроил патриаршею греко-латинскую школу при Чудовом монастыре. Оживляется в Москве церковное издательство. Переиздаются, в исправленном виде, богослужебные книги, например Требник. Печатаются новые книги учительного характера, например Большой Катехизис.
    Позже во время царя Алексея Михайловича, появились ограничения патриаршей власти и прав духовенства.
    Подробнее.

[***AN10-04-06] 4.7.3 -- Patriarch Philaret (1619-1633)(14 years). [§24]
As soon as Moscow was freed from Poles, it was decided to elect the tsar. On Zemski Sobor [Земской собор] was elected 16 years old Michael [Михаил] the son of metropolitan Philaret. On February, 21st, 1613 Michael Fedorovich Romanov (1613-1645) was formally declared the Russian Tsar. This is how the Romanov's family started to reign in Russia.
    As it was said earlier (3.7.1 - Patriarch Germogen) in 1612 Patriarch Germogen was starved to death by Poles. After his death the Church was governed temporarily by two metropolitans; first by Efrem of Kazan', and then by Ion Krutitsky. Russia was without a tsar and without a patriarch.
    At this time, the father of new tsar, metropolitan Philaret of Rostov, was in Polish captivity. As soon as the piece with Poland was established, metropolitan Philaret returned from a captivity (1619) and soon was installed as Patriarch of all Russia. Smart and energetic, he was helping his unexperienced son to govern the country. Patriarch Philaret and his son were called "Great Lords" [великие государи]. Under the insistence of patriarch Zemski Sobor was called and measures were taken to establish order in the Russian land. For example: reconciliation with Poland, Sweden and Tatars, ending of internal mutinies, restoration of the ruined cities, increase in public revenues and military forces. The country was ruined, and it was difficult to govern the country. Therefore the "Great Lords" were constantly calling Zemski Sobors and were governing the Moscow state with the help of the whole country.
    Everything, that was beneficial for Russia in the first half of the reign of Michael Feodorovicha, everything was made at a direct and active participation by Patriarch Philaret. He was not only the adviser, but also associate [соправитель] (governor which governs together with another other governor). His name was written together with tzar's, both were reported to, and to both foreign ambassadors were presented.
    At the patriarch's household court the same customs and employees were as at the tsar's. Patriarch's departments were established for: court, church, state and palace affairs. In general the authority and significance of the patriarch reached, during Philaret's time, extraordinary height and significance.
    Patriarch Philaret founded the first diocese in Siberia and established patriarkhal Greek-Latin school at Chudovo a monastery. The church publishing in Moscow enlivens. Books are republished, the corrected ones, church service books, for example "trebnik" [требник]. New books of educational character are printed, for example the "Big Catechism" (Большой Катехизис) is printed.
    Later during the tsar Alexey Mikhailovich, emerged restrictions to the patriarchal authority and the rights of clergy.
    Подробнее.


* 4.8 Раскол в Церкви.


* 4.8 Schism in Church.

*** 4.8.1 -- Патриарх Никон (1652-1681)(29 лет). [§25]
Патриарх Никон (в крещении Никита) родился в 1605 году и был сын крестьянина. Рано лишился матери и претерпел много горя от злой мачехи. Еще в детстве начал читать духовные книги и решил стать монахом. В 12 (двенадцать) лет тайно ушел в монастырь. Здесь он всех удивлял своим сильным характером и духовными подвигами.
    Царь Алексей Михайлович (1645-1676) был поражен его большой ревностью к благу Церкви и отечества, твердым и открытым характером, светлым умом, обширным познаниями, строгими правилами жизни и наконец его величественною наружностью. Царь его полюбил как друга и чтобы его приблизить к себе, перевел его в московский Новоспасский монастырь.
    Около трех лет Никон был митрополитом в Новгороде. Здесь он завел в церквах лучшее пение, неспешное и внятное чтение, устроил типографию, четыре богодельни и во время голода каждый день питал бедных на своем дворе.
    Никон принял патриаршество в 1652 году. В первые пять лет правления Никона связывала с царем самая тесная дружба. Без патриарха, как во времена Филарета, не решалось ни одно государственное дело. За его услуги царь почтил Никона титулом великого государя. Титул этот был еще выше, чем у Филарета. Власть патриарха совершенно приравнивалась к царской власти.
    Пользуясь влиянием царя, Никон сорудил три монастыря. На этой высоте положения, патриарх Никон возбудил против себя много врагов, в особенности бояр. В то время стали проникать в Россию иноземные обычаи и Никон их осуждал не стесняясь. В то же время патриарх возбудил к себе сильную ненависть и со стороны приверженцев старины исправлением богослужебных книг и церковных обрядов.
    Подробнее.

[***AN10-04-06] 4.8.1 -- Patriarch Nikon (1652-1681)(29 years). [§25]
Patriarch Nikon (born Nikita) was born in 1605 and was a son of a peasant. He early lost mother and suffered a lot from a nasty stepmother. In childhood read many spiritual books and decided to become a monk. At 12 (twelve) years secretly left to a monastery. Here he surprised everybody with his strong character and "podvigs" [spiritual feats, подвигс].
    Tsar Alexey Mikhailovich (1645-1676) was struck by his zeal for the good of the Church and fatherland, the firm and open character, a lucid mind, extensive knowledge, strict life rules and finally his majestic looks. The tzar liked him as a friend and in order to make him close to himself, he transferred to Novospassky monastery in Moscow.
    For about three years Nikon was metropolitan in Novgorod. Here in churches he organized excellent singing, slow and distinct reading, organized printing press, four poorhouses [богодельни] and during the famine every day fed poor in the court yard.
    Nikon became Patriarch in 1652. During the first five years of service Nikon was a close friend of the tsar. Without Patriarch, as in the days of Philaret, no a single state affair was decided. For his services tsar granted Nikon the title of a Great Sovereign (великого государя). This title was even more, than Philaret's. The position of the patriarch was completely equated to tzar's position.
    Having support by the tsar, Nikon built three monasteries. At this high position, Patriarch Nikon has aroused many enemies, especially boyars [бояре]. At this time foreign nonorthodox customs were penetrating into Russia, and Nikon criticized without hesitation. At the same time the patriarch aroused to himself strong hate and from adherents to old customs by his correction of Divine Service books and church customs.
    Подробнее.

*** 4.8.2 -- Исправление Богослужебных Книг. [§26]
До патриарха Никона, ошибки в богослужебных книгах исправлялись очень медленно. Когда Никон стал патриархом, то он начал исправление богослужебных книг с большой острожностью.
    Когда более необходимые книг были исправлены, то для рассмотрения их, патриарх Никон созвал новый собор (1656). На этом соборе, вместе с русскими святителями присуствовали два патрарха -- антиохийский Макарий и сербский Гавриил. Собор одобрил новоисправленные книги и распорядился по всем церквам вводить новые, а старые отбирать и жечь.
    Прежние руководители исправлением книг, стали врагами патриарха, так как при новом исправлении книг они выглядели отсталыми и неумелыми. Они начали распространять слухи среди народа что Никон не исправляет а портит веру. Патриарх Никон раздражался на сопротивление и подверг некоторых строгим наказаниям. Они казались народу мучениками за веру.
    Подробнее.

[***AN10-03-06] 4.8.2 -- Correction of Divine Service Books. [§26]
Before patriarch Nikon, the errors in Church books were corrected very slowly. When Nikon became patriarch he begun correction Church books very carefully.
    When essential for service books were corrected, for their consideration, patriarch Nikon called new Sobor [meeting] (1656). On this sobor, together with Russian prelates two patriarchs were present - Antiochian Makary and the Serbian Gabriel. The Sobor approved newly corrected books and ordered churches to introduce new ones, dispose of the old ones and burn them.
    Former heads of correcting effort, became enemies of the patriarch because their work looked inadequate and backward. They started to spread rumors people that Nikon does not correct but and damages the faith. Patriarch Nikon was irritated by this resistance and subjected some of these people to strict punishments. They appeared to people like the martyrs for their faith.
    Подробнее.


Примечания [Notes].
[П1] Notes in square brackets were not part of the original Russian text. They are various translations, notes in Cyrillic and others.


Литература на интернете.
• История Русской Церкви. Оглавление (по прот. Смирнову) [ДД-74(0)]
• ИРЦ. Московский период (по прот. Смирнову) [ДД-74(04)]
• История Христианской Церкви (прот. Смирнов) (ДД-68р)
• История России (Будзилович) http://www.russia-talk.com/history/hist-contents.htm


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-14.4ра --
История Русской Церкви. Краткие обзоры. Московский период»
Церковная Гимназия при
Храме всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ)
School at the Church of all Russian Saints (AM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. страницы: http://www.dorogadomoj.com/
dra144mos.html,  (I-й вып:25мар90),  08окт06 (перевод: АНМ)
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ОГЛАВЛЕНИЕ Истории Русской Церкви
НАВЕРХ