Дорога домой. Выпуск ДД-64.8рар  [04мар12] [с.5]
Воспитание разума должно начинаться с чтения слова Божиего.
Educating mind must begin with the reading the God's Word

Патриарх Кирилл: 2 марта 2012 г. [Patriarch Kirill. March 2, 2012]
Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Русская линия. 3 марта 2012 г.


(1)"Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
(2) Вчера после чтения канона Андрея Критского и по завершении великого повечерия мы размышляли на тему испытания совести. Мы говорили о необходимости самоконтроля над своими чувствами, мыслями, поступками, без чего не может складываться духовная жизнь человека.

"In the name of the Father, the Son and the Holy Spirit.
Yesterday, after the reading of the Canon of St. Andrew of Crete and at the end of Great Compline, we speculated on the testing of conscience. We talked about the necessity of self-control over one's feelings, thoughts, actions, without which there can be no spiritual life.


(3) Работа над собой труднее, чем какая либо другая, и заключается она не только в испытании совести и не только в самоконтроле, но и в самоврачевании. Святитель Василий Великий говорил так: "Самое трудное – это знать и врачевать самого себя, потому что люди по природе самолюбивы и не могут совершать над собой беспристрастного суда". Эти замечательные слова святителя Василия помогают нам понять, что размышление над самим собой не должно быть отвлеченным, не имеющим никаких последствий. Самоконтроль и испытание совести есть лишь первый шаг к работе над собой. А дальше начинается врачевание, и главным в этом деле является не духовник, не наставник, а сам человек. Самоврачевание – это и есть синоним духовного подвига человека. Самоврачевание есть воспитание ума, воли и чувств.

The work on oneself is more difficult than any other, and it consists not only in testing of one's conscience, and not only in self-control, but also in self-healing. St. Basil the Great spoke thus: "The hardest thing - is to know oneself and to heal oneself, because people by nature are selfish and cannot impartially judge themselves." These remarkable words of St. Basil help us to understand, that thinking about oneself cannot be theoretical, and not having any consequences. Self control and examination of the conscience is only the first step to work on oneself. And then starts the healing, and the main person in this case is not a spiritual father, not a mentor, but a man himself. Self healing - this is a synonym of a spiritual labour [feat, подвиг] of a man. Self healing is the formation [воспитание] of a mind, will and emotions.


(4) А как же нужно воспитывать ум? Сегодня много говорится об образовании, ему уделяется значительное место в общественной жизни, о том, каким должно быть образование, много спорят. Действительно, люди, заканчивающие школу, институт, университет, многое знают и обладают необходимыми навыками (если, конечно, хорошо учились). О каком же самообразовании, о каком образовании ума идет речь, когда мы рассуждаем о духовной жизни? Информация, которая поступает в наш ум, может не только созидать и укреплять разум человека, но и разрушать его – разрушать злыми, преступными, порочными мыслями. Воспитание ума требует умственного напряжения, чего, кстати, многие церковные люди не понимают. Нельзя не работать умом и при этом духовно возрастать. В условиях лени, расслабления, духовного разгильдяйства, отсутствия мысли не может быть духовного совершенствования. Примером для нас являются святые отцы, огромные тома, которые были ими написаны. Это как немой укор всем нам, которые даже сотой доли этих томов не то что написать – прочитать не могут. Отсутствие чтения, которое воспитывало бы разум, является грехом для верующего человека.

And how should one form the mind? Today there is a lot of talk about education, it has an important place in public life, about what kind of education there should be, many are arguing. Really, people who completed the school, institute, university, know a lot and possess the necessary skills (if, obviously, they studied well). What kind of self-education, what kind of education of the mind are we talking, when we are discussing the spiritual life? The information that comes to our mind, does not only build and strengthen human mind, but also destroys it - destroys with evil, criminal, destructive thoughts. Educating the mind requires mental effort, which, incidentally, many religious people do not understand. It is impossible not to do mental work and at the same time grow spiritually. In laziness, relaxation, spiritual sloppiness, lack of thought there can be no spiritual growth. An example to us are the Holy Fathers, the huge volumes that were written by them. This is like a silent reproach to all of us, who cannot even a hundredth part of these volumes, not to write - but to read. The lack of reading, which would form the mind, is a sin for a believer.


(5) С чего же должно начинаться это воспитание разума? Оно должно начинаться с чтения Слова Божиего. Законом для верующего церковного человека должно быть каждодневное чтение Евангелия или апостольских посланий, хотя бы по одной главе. И читать необходимо не ради чтения как такового, а вдумываясь в слова; а если что-то непонятно, то это не должно оставаться непонятым. Каждый, кто чего-то не понимает в слове Божием, должен искать ответ на свои вопрошания в книгах. А ведь сегодня так просто использовать и электронные способы получения информации, чтобы получить ответ на любой вопрос, который возникает в связи с чтением слова Божиего.

With what should one begin this formation of the mind? It has to start with the reading of the God's Word. The law for the believing church person should be everyday reading of the Gospel and Epistle, at least one chapter. And it is necessary not to simply read, but to ponder the words, and if something is unclear, it should not stay unclear. Anyone who does not understand something in the God's Word, should seek the answer to his questions in the books. And today it is easy to use, the electronic methods for obtaining information to get an answer to any question which arise in connection with the reading the God's Word.


(6) Слово Божие питает наш разум, как питают его и творения святых отцов, и жития святых. Поэтому чтение должно быть важной частью духовной жизни христианина. Если у кого-то еще нет на столе Евангелия, апостольских посланий, – положите. Пусть Слово Божие будет на ваших столах, и, если не читаете его каждодневно, пусть сама книга укоряет вас. Чтение Слова Божия является духовным актом, духовным действием. Мы хорошо понимаем и чувствуем это в храме, особенно когда читаются или поются псалмы. И если мы внимательно слушаем, мы не только насыщаем свой разум Божественными истинами – истинами, поражающими ум своей глубиной и силой, но и питаем душу и сердце, погружаясь в дивный мир молитвы и славословия.

The God's Word nourishes our minds, same as the works of the Holy Fathers and the lives of the saints. Therefore, the reading should be an important part of the Christian's spiritual life. If someone still does not have on the table a Gospel and an Epistle - place it there. Let the God's Word stay on your tables, and, if you do not read it every day, let the book itself reproach you. Reading of the God's Word is a spiritual act, a spiritual action. We understand this well and feel in the church, especially when psalms are read or sung. And if we listen carefully, we will not only saturate our mind with God's Truths - the truths, which surprises the mind with its depth and strength, but also nourishes the heart and soul, immersing it into a wonderful world of prayer and praise.


(7) Иногда верующие люди, собираясь, не знают, о чем поговорить. Это бывает и в студенческой среде – в семинариях, в академиях. Это бывает среди прихожан и даже духовенства. Собрались – а вроде и говорить не о чем, и чаще всего разговор заходит о житейском, о бытовом. Нередко мы начинаем пустословить, судить друг друга. Жизнь коротка и общение с ближними, особенно с близкими по духу, должно быть неким духовным праздником. Потому очень важно стараться во время этого общения задавать друг другу вопросы, в том числе касающиеся веры, потому что мы учимся друг у друга. То, что Господь открыл одному, Он не открыл другому, и потому, когда мы обмениваемся мыслями о нашей вере, когда совместно пытаемся понять слово Божие, мы растем все вместе, воспитывая свой ум.

Sometimes religious people, when together, do not know what to talk about. This happens in the student environment – in seminaries and in academies. This happens among parishioners, and even clergy. When gathered, and looks like there is nothing to talk about, often the conversation moves into an everyday life. Often, we start an empty talk, and to judge each other. Life is short and when socializing with friends, especially with like-minded, it should be a kind of a spiritual holiday. Because of this it is very important, that during this conversation, to ask each other questions, including those related to the faith, because we learn from each other. What Lord opened to one, He did not open to the other, and this is why, when we exchange ideas about our faith, when together we are trying to understand the God's Word, we are growing together, forming our mind.


(8) Очень важно воспитание чувств. Человек познает мир в первую очередь через чувства, поэтому чувства должны быть светлыми и чистыми. Сердце человека должно быть чисто. Если светло наше око, то и все внутри нас светло (см. Мф. 6:22), как говорит слово Божие. А как же мы должны воспитывать наши чувства? Чувства воспитываются прекрасным. Бог возжелал, чтобы гармония и красота были законом бытия всего мира, всего космоса. Достаточно взглянуть на звездное небо, на окружающую нас природу, на эту дивную Богозданную красоту, чтобы увидеть Божественный замысел о мире и о человеке.

It is very important to educate our senses (feelings). The man learns about the world primarily through the senses, this is why the feeling must be bright and pure. A man's heart must be pure. If our eye is bright, then everything within us is bright (see Mt. 6:22), as the God's Word. And how should we form our senses? Senses (feelings) are formed with very beautiful (wonderful) things. God willed, that the harmony and beauty be the law of life around the world, and the whole cosmos. It is enough to look at the starry sky, the nature around us, the God-created beauty, to see God's Plan for the world and the man.


(9) Ни в коем случае нельзя замыливать свой глаз и не видеть прекрасного. Прекрасное, входя в нашу душу, возвышает чувства. И это справедливо не только по отношению к Богозданной природе, ведь и человек, созданный по образу Божию, также многое творит гармонично и прекрасно. Достаточно взглянуть на храмы, в которых мы молимся. Какая дивная Божественная красота и гармония в этих архитектурных формах, в дивной иконописи! Как часто наши храмы вписываются в красоту природы, создавая какие-то совершенно особые картины этого Богом созданного мира! Как прекрасна музыка, как прекрасны могут быть слова человека!

In no case one should close his eyes and not see the wonderful beauty. Beauty, when entering our soul, elevates the senses. And this is true not only in relation to the God-created nature, after all, man was created in God's image, and he also creates harmoniously and wonderfully. It is enough to look at the churches, in which we pray. What a marvelous divine beauty and harmony in these architectural forms, in wonderful icons! How often our churches fit into the beauty of nature, creating some very special pictures of this God created world! How beautiful is the music, how beautiful can be the words of a man!


(10) Поэтому все то, что несет в себе гармонию и красоту, способно возвысить и просветлить наши чувства. Именно поэтому верующий человек должен быть всегда чувствителен как к красоте, так и к безобразию, к беспорядку, к несовершенству человеческих отношений, как и ко всякой физической нечистоте, беспорядку и грязи, потому что так уж устроен человек, что духовное и материальное есть единое поле, которое мы вспахиваем всю нашу жизнь. Красота – Божия красота, красота мира, красота, выходящая из рук человека-творца, вдохновленного свыше, – способна возвышать наши чувства.

Therefore, anything that brings harmony and beauty, can elevate and enlighten our senses (feelings). That is why the believer should always be sensitive to both beauty and ugliness, to the confusion, the imperfection of human relations, as well as to any physical uncleanness, disorder and dirt, because this is how the man is made, that spiritual and material is a single field, which we plow all our lives. Beauty - the God's beauty, the beauty of the world, beauty coming from the hands of a man-creator, inspired from above - is capable of elevating our senses.


(11) Но очень важно воспитывать также свою волю, потому что через волю мы запечатлеваем и свои мысли, и свои чувства в конкретных деяниях, и это, может быть, самое трудное. Святитель Иоанн Златоуст, сознавая, сколь трудно человеку воспитывать волю, искоренять из своей внутренней жизни греховные помыслы и деяния, говорит замечательные слова: "Сие надлежит творить мало по малу". Святитель не предлагает сразу взять и принять обет, расстаться со всеми нашими слабостями, пороками и грехами. Ничего не получится. Спортсмен, нагружая себя физическими упражнениями, не может сразу поднять большой вес, потому что надорвется; но мало по малу тренируясь, он обретает способность его поднять.

But it is very important to educate our will, because through will we fix our thoughts, and our thoughts and feelings in concrete acts, and this is perhaps the most difficult. St. John Chrysostom, realizing how difficult it is for a man to educate (form, train) his will, to remove from his inner life sinful thoughts and deeds, says the remarkable words: "This should be done little by little (slowly, in small steps)." The saint does not teach to immediately take a vow to give up all our weaknesses, faults and sins. Nothing will come out of this. A sportsman, when loading himself with physical exercise, cannot immediately lift a heavy weight, because he will rupture himself, but training little by little, he obtains ability to lift it.


(12) Вот так же и в нашей духовной брани с пороками и грехами мы должны избирать тот грех, который легче всего оставить, тот порок, который способны победить. Чаще всего это пустословие, празднословие, осуждение; у некоторых, может быть, какие-то иные порочные мысли и деяния. Для того чтобы одержать победу над грехом, нужно победить хотя бы один порок. И Великий пост – это время, когда, размышляя над своей внутренней жизнью, испытывая совесть, мы должны приступить к врачеванию самих себя – через исправление нашего ума, через воспитание наших чувств, через воспитание нашей воли.

The same is with our spiritual struggle (warfare) with the vices and sins, we must choose the sin that is easiest to remove, that wekness, which one is able to defeat. Most often this is the idle talk, the empty talk, condemnation (judging); in some people, may be, some other bad thoughts and actions. It is necessary in order to gain victory over a sin, you need to defeat at least one fault. And Great Lent - this the time when, reflecting on our inner life, examining conscience, we must begin healing ourselves - through correcting our mind, through education of our senses, through forming of our will.


(13) Некоторым все это кажется очень сложным, практически невыполнимым. Совсем не так! Если бы эти святоотеческие заветы было невозможно выполнить, то никто бы святых отцов не читал. О них бы люди давно забыли, как забыли о многих фантастических идеях и проектах, которые было невозможно осуществить в человеческой жизни. Но именно потому, что Святоотеческое Предание живо и действенно, и многие-многие, прикасаясь к этим заветам, осуществляют их в жизни, у нас есть дерзновение примерить к самим себе эти заветы и попытаться в дни Святого и Великого поста осуществить то, чему научаемся мы Самим Господом и что запечатлено в великом и священном Предании Церкви нашей. Аминь."

To some people all this seems very difficult, practically impossible. It is not like that! If this Holy Fathers legacy was impossible to realize, then nobody would read them. People would forget about them, same as they forgot many fantastic ideas and projects, which were impossible to realize in human life. But precisely because of this Patristic (Holy Fathers) Tradition is alive and active, and many touching these covenants realize them in their lives, we have the confidence to try these covenants ourselves and to try in these days of Holy and Great Lent, and to implement what we are taught by the Lord Himself, and what was written in the great and holy Tradition of our Church. Amen. "




Примечания.
• [П1] Это слово Патриарха снято с портала: http://www.patriarchia.ru/db/text/2051069.html.
http://rusk.ru/newsdata.php?idar=53486.
• [П2] Перевод осуществлен редактором этого портала.


Ссылки.
• Aid to reading Russian alphabet (SE-03)

 


• НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ    • НАВЕРХ

(ДД-64.8рар),  http://www.dorogadomoj.com/ drar648kir.html,  (нач:03мар12), (I-й вып:04мар12),  04мар12