Церковная гимназия. Класс 3-ий  [ЦГ3-1(130п)] [25дек02] Божественная литургия

ГЛАВА 3 - ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ. ПРИМЕЧАНИЯ

     (Антонов: пар.80; стр.103) [П1] 
     "Литургия верных" это третья и последняя часть литургии, на
которой, в древности, позволяли присуствовать только верным, то
есть крещенным, христианам.



301  СОКРАЩЕННАЯ ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ (с1;л8,4)
     (Антонов: пар.55,56,80.1; стр.60,61,103)
     Ектенья это особенная молитва Богу о наших нуждах. Это
пространная молитва которая состоит из многих коротких молений.
Священник и дьякон произносят короткие моления которые оканчи-
ваются словами "Господу помолимся" или "у Господа просим", а хор
отвечает "Господи помилуй" или "подай Господи". Ектеньи бывают:
великая, малая, сугубая и просительная.

Великая ектения
     Великая ектенья состоит из 12 прошений и начинается со
словами "Миром Господу помолимся". После каждого прошения хор поет
"Господи помилуй". Она тоже называется "Мирная ектенья" потому что
начинается со словами "Миром Господу помолимся".


Д: Премудрость. (с1;л41,41)
     Возгласом "Премудрость" дьякон напоминает верующим что
сейчас они услышат премудрое слово, то есть глубокую истину. После
этого священник говорит что "только под руководством Державного
Господа мы можем сохранить себя от зла и греха".



302  ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ, 1-АЯ ЧАСТЬ (с2;л1,1)
     (Антонов: пар.80.2; стр.104)
     Здесь открываются Царские врата, чтобы через них внести
Св.Дары с жертвенника (приготовленные во время проскомидии) на
Престол. В это время хор поет первую часть Херувимской песни.
Херувимская песня по русски будет так:

          Будем как Ангелы которые собрались и
          поют прекрасную песню Св.Троице,
          отложим все земные заботы.



303  ВЕЛИКИЙ ВХОД И ПЕРЕНОС СВ.ДАРОВ (с2;л13,8)
     (Антонов: пар.80.3; стр.104)
     В конце первой части Херувимской песни, священник и дьякон
выходят со Св.Дарами из алтаря через северные двери на солею.
Перед ними идут прислужники с подсвечниками и становятся за
амвоном. Они становятся лицом молящимся моливенно поминают:
          1. Церквное правление,
          2. гражданскую власть,
          3. страждущую страну русскую,
          4. духовенство,
          5. всех гонимых за веру православную,
          6. приход и
          7. всех православных христиан.

     После этого священник с дьяконом возвращаются в алтарь через
Царские врата, а прислужники через южные двери, а хор поет вторую
часть Херувимской песни.



304  ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ, 2-АЯ ЧАСТЬ (с2;л45,45)
     (Антонов: пар.80.4; стр.105)
     Вторая часть Херувимской песни по русски будет так:

          Для того чтобы нам получить Царя всех,
          Которого Ангелы невидимо прославляют.



305  ПРОСИТЕЛЬНАЯ ЕКТЕНИЯ, 1-АЯ (с3;л1,1)
     (Антонов: пар.80.5; стр.106)
     После перенесения Св.Даров священник начинает приготавли-
ваться к освящению Св.Даров молитвой, а дьякон служит первую
просительную ектинью.

     В просительной ектеньи вместо "Господи помилуй" поется
"Подай Господи". Она начинается со словами "Исполним молитву нашу
Господеви".



306  ВНУШЕНИЕ ДИАКОНОМ МИРА, ЛЮБВИ И ЕДИНОМЫСЛИЯ (с4;л8,8)
     (Антонов: пар.80.6; стр.106)
     Здесь указывается что для того чтобы удостоится принять
Св.Дары, нужно соблюдать мир, любовь друг к другу и исповедывать
Св.Троицу.



307  ПЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ (с5;л1,1)
     (Антонов: пар.80.7; стр.107)
     "Двери, двери" в древние времена означало что нужно закрыть
двери и не впускать не-христиан. В наше время это может нам
напоминать что мы должны закрыть наши "сердечные двери" от всего
постороннего. Возгласом "Двери, двери, премудростию вонмем" дьякон
напоминает верующим что сейчас они услышат премудрое слово, то
есть глубокую истину.

     Символ веры это самое короткое определение православной
христианской веры. Поэтому, когда изучают Катихизис, то в части
"Вера", подробно разбирается и изучается Символ веры (смотри главу
2.8).

     Символ веры утвержден на 1-ом и 2-ом Вселенских Соборах (325
и 381 годах). Неизмененный Символ веры остался только у Право-
славных Христиан; Западные Христиане изменили 8-ой член. Во время
пения Символа веры, каждый член отмечается ударом в колокол.



308  "СТАНЕМ ДОБРЕ"  (с6;л1,1)
     (Антонов: пар.80.8; стр.107)



309  ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ МОЛИТВА (с6;л20,20)
     (Антонов: пар.80.9; стр.108)
     Это начало самого священного момента во время Литургии,
освящение Св.Даров (смотри внизу главу 3.10). Когда хор поет
"Достойно..." в это время звонят в колокол 12 раз чтобы обозначить
начало освящения.



310  ОСВЯЩЕНИЕ СВ.ДАРОВ (с6;л43,43)
     Это самый священный момент во время Литургии. Священник
читает про себя молитвы и происходит освящение Св.Даров.



311  "ДОСТОЙНО ЕСТЬ" (с7;л1,1)
     (Антонов: пар.80.11; стр.111)
     Здесь священник призывает к прославлению Пресвятой Богороди-
цы и хор отвечает пением "Достойно ...".



312  ПОМИНОВЕНИЕ ЖИВЫХ И УМЕРШИХ (с7;л13,13)
     (Антонов: пар.80.12; стр.111)
     Священник молится за церковное руководство и за все духовен-
ство Российской Церкви.



313  ВНУШЕНИЕ СВЯЩЕННИКОМ МИРА, ЛЮБВИ И ЕДИНОМЫСЛИЯ (с7;л27,27)
     (Антонов: пар.80.13; стр.111)
     Священник молится за мир, любовь и единомыслие.



314  ПРОСИТЕЛЬНАЯ ЕКТЕНИЯ, 2-АЯ (с8;л1,1)
     (Антонов: пар.80.14; стр.111)
     Дьякон чиает вторую просительную ектинью. В просительной
ектеньи вместо "Господи помилуй" поется "Подай Господи". К этой
ектиньи прибавляется благодарность за освященные дары.



315  ПЕНИЕ "МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ" (с9;л1,1)
     (Антонов: пар.80.15; стр.112).
     В Своей "нагорной проповеди" (смотри главу 2.8) Иисус
Христос нам объяснил как нужно молиться Богу, сказав первый раз
молитву "Отче Наш" (Мат.6:9-13). Поэтому эта молитва называется
"Господней молитвой" и она самая известная и самая популярная
молитва. С того времени эта молитва повторялась миллионами
христиан в течение всей их жизни, в течение почти 2000 лет.

     В Катихизисе, в части "Надежда", она разбирается как образец
христианской молитвы; в ней есть призывание (Мат.6:9), прошение
(Мат.6:10-13а) и славословие (Мат.6:13б).



316  ВОЗНОШЕНИЕ СВ.ДАРОВ (с9;л25,25)
     (Антонов: пар.80.16; стр.112).
     Священник призывает на всех мир и потом возносит Св.Дары и
говорит что благодаря щедротами Господа Бога мы получаем Св.Дары и
говорит "Святая святым". Эти последние слова значат что Св.Дары
только для "святых", то есть для людей очищенных от греха.



317  ПРИЧАЩЕНИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ (с10;л1,1)
     (Антонов: пар.80.17; стр.112).
     Совершается Причащение священников.



318  ПРИЧАЩЕНИЕ МИРЯН (с10;л7,7)
     (Антонов: пар.80.18; стр.112).
     После Причащения священников открываются Царские врата для
причащения мирян. Открытие Царских врат символизирует открытие
гроба Иисуса Христа, а вынос Св.Даров - явление Иисуса Христа
после воскресения.



319  ВОЗГЛАС "СПАСИ, БОЖЕ, ЛЮДИ ТВОЯ" И "ВИДЕХОМ СВЕТ ИСТИННЫЙ"
     (Антонов: пар.80.19; стр.112).                   (с11;л1,1)
     Священник благословляет всех говоря "Спаси, Боже, люди Твоя
и благослови достояние Твое". Хор отвечает что мы увидели свет
истинный, то есть учение Христа, приняли Дух небесный, получили
истинную веру, поклонились Троице, так как Она нас спасла.



320  "ДА ИСПОЛНЯТСЯ УСТА НАШИ" (с11;л11,11)
     (Антонов: пар.80.20; стр.113).
     Священник читает про себя молитву, а хор поет благодарствен-
ную молитву за причастие.



321  БЛАГОДАРСТВЕННАЯ ЕКТЕНИЯ ЗА ПРИЧАЩЕНИЕ (с11;л26,26)
     (Антонов: пар.80.21; стр.112).
     Священник и дьякон произносят благодарственную ектенью за
причащение.



322  ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА (с12;л1,1)
     (Антонов: пар.80.22; стр.113).
     Священник выходит из алтаря и, сойдя с амвона туда, где
стоят молящиеся, читает молитву, называемую "Заамвонную". В ней
сокращение всех ектиньей, которые читались во время Божественной
Литургии.



323  "БУДИ ИМЯ ГОСПОДНЕ БЛАГОСЛОВЕННО" И ПСАЛОМ 33 (с13;л1,1)
     (Антонов: пар.80.23; стр.114).



323А  "БУДИ ИМЯ ГОСПОДНЕ БЛАГОСЛОВЕННО" (с13;л4,4)
     (Антонов: пар.80.23; стр.114).



323Б  ПСАЛОМ 33 (лг)(с13;л8,8)
     (Антонов: пар.80.23; стр.114).
     Здесь читается благодарственный псалом. Читается только
первых 12 стихов. В теперешней практике, этот псалом выпускается.

     По Служебнику (стр.67 (кси,з) читается только стих 1 до 11,
не читается стих 12 до 23)

Ч: 33:2.  Благословлю Господа во всякое время;
          хвала Ему непрестанно в устах моих.

      3.  Господом будет хвалиться душа моя;
          услышат кроткие и возвеселятся.

      4.  Величайте Господа со мною,
          и превознесем имя Его вместе.

      5.  Я взыскал Господа, и Он услышал меня
          и от всех опасностей избавил меня.

      6.  Кто обращал взор к Нему,
          те просвещались, и лица их не постыдятся.

      7.  Сей нищий воззвал, - Господь услышал
          и спас его от всех бед его.

      8.  Ангел Господень ополчается
          вокруг боящихся Его и избавляет их.

      9.  Вкусите и увидите, как благ Господь!
          Блажен человек, который уповает на Него!

      10. Бойтесь Господа, (все) святые Его,
          ибо нет скудости у боящихся Его.

      11. Скимны бедствуют и терпят голод,
          а ищущие Господа
          не терпят нужды ни в каком благе.


324  ПОСЛЕДНЕЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЯЩЕННИКА (с14;л1,1)
     (Антонов: пар.80.24; стр.114).
     Священник последний раз благословляет верующих, а хор поет
многолетие.
Оглавление 3

 

Литература на наших эл. стр.
Божественная Литургия (Обзор) (ДД-10)

 

Примечания
[П1] Священник Н. Р.Антонов. Храмъ Божий и церковныя службы. 2-е издание дополненное. Учебникъ Богослужения для средней школы.
1912 г. С.-Петербургъ. Перепечатано Св. Троицким Монастырем в Джорданвиле, шт. Нью-Йорк, а также и в РФ. 236+64 стр., мягк. перепл.
(Лучший учебник по Богослужению. К сожалению, в описании икон чувствуется, либеральное веяние. В России не понимали и не ценили свое творчество и преклонялись перед западным).

 


Учебник для «Церковной гимназии, 3-го класса [ЦГ3-1(130п)] -
Божественная литургия Cвятаго Иоанна Златоустаго.
Глава 3 - Литургия верных. Примечания»

Церковная гимназия при
Храме Всех Святых в земле Российской просиявших
School at the Church of all Russian Saints, 744 El Camino Real, Burlingame, CA 94010-5005
эл. страницы: http://www.dorogadomoj.com/
g3lit130p.html,  (05фев87),  25дек02
Оглавление
НАВЕРХ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ