Записки о Западе. Выпуск 2.2  [29авг01а]

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ И ДЕКАДЕНТСТВО В АМЕРИКЕ
(Соскальзывание в Гоморру по Роберту X. Борку)
Петр Александрович Муравьев
[1]

Известный американский судья Роберт Х. Борк (Robert H. Bork), кандидат в Верховный Суд во время президента Роналда Рейгана, опубликовал в 1996 г. книгу об отрицательной, стихийной, крайне-либеральной культурной революции которая захватила Америку, перешла в Европу, а сейчас грозит заразить и страны бывшего СССР. На Западе нет свежего ветра ни от куда. В России же со всех сторон видны купола церквей, откуда и веет свежий и чистый ветер. Так что, остается под большим вопросом, кто выиграл холодную войну?

Статья П. А. Муравьева (Wyckoff, New Jersey) была напечатана в журнале «Русский Американец» №22, 2000 г. (Russian American #22, 2000), издание Конгресса Русских Американцев, Сан Франциско Калифорния, сайт http://www.russian-americans.org/. Публикуется на этом сайте с разрешения автора). Петр Александрович писатель и художник. Автор романа «Время и день». Есть на английском языке на сайте: http://www.terastream.com/book/home.htm.

MODERN LIBERALISM AND AMERICAN DECLINE
(Slouching Towards Gomorrah by Robert H. Bork) Peter Muraviev
[1]

SUMMARY. This is the second edition of the book "Slouching Towards Gomorrah" by Robert H. Bork (Regan Books, An Imprint of Harper Collins Publishers, 1996, 392 pp. h.c.), one of America's most distinguished conservative scholars who offers a prophetic and unprecedented view of a culture in decline, a nation in such serious moral trouble that its very foundation is crumbling.

The root of America's decline, Bork argues, is the rise of modern liberalism, which stresses the dual forces of radical egalitarianism and radical individualism. The roots of modem liberalism are deeply embedded in the past two and a half centuries - and perhaps arise from the very nature of Western civilization itself, pushing it towards Gomorrah. From the collapse of popular culture to the general weakening of the intellect, from the role of the Supreme Court as an agent of modern liberalism to the trouble in religion, from the assault of radical feminism on American institutions and freedoms to the "killing for convenience" of abortion and euthanasia, Bork has brilliantly encapsulated a nation and a culture on the brink. He courageously sounds an alarm for all Americans.

Robert Bork, Professor of Yale University, Solicitor General and Acting Attorney General and judge in the Federal Court of Appeals. He was nominated by President Reagan to the Supreme Court of the USA, but his nomination failed because of the pressure of liberals.

This book should be translated into Russian to help the peoples of Russia in their struggle to protect their national values from the destructive onslaught of liberalism imported from the West after the downfall of communism.

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ И ДЕКАДЕНТСТВО В АМЕРИКЕ
(Соскальзывание в Гоморру по Роберту X. Борку)
Петр Александрович Муравьев
[1]

Книга Роберта Борка (Regan Books, An Imprint of Harper Collins Publishers, 1996, 392 pp. h.c.), вышедшая уже вторым изданием в Нью-Йорке в 1996 г отнюдь не устарела за эти годы; напротив, приобрела дополнительную актуальность.

В книге подняты основные вопросы духовного, культурного, общественного и политического бытия Америки, от разрешения которых зависит будущее этой самой крупной демократии и страны в мире. У автора хватило мужества выступить против серьезного противника - современного радикального либерализма, подтачивающего основы государства и сталкивающего страну в Гоморру.

Не случайно подобрал автор эту библейскую аналогию: упадок нравственности, повальный сексизм в среде взрослых и детей, рост убийств и насилии, ложно истолкованная идея равенства и связанные с ней упадок интеллекта, снижение уровня познаний в школах и университетах, все это не могло не вызвать тревоги за судьбы культуры в Америке, той Еврокультуры, на которую ополчился ныне радикальный либерализм в союзе с "мультикультурными" движениями многочисленных меньшинств.

Как и следовало ожидать, на труд Р. Борка незамедлительно обрушился град порицаний из лагеря левых либералов, обвинивших автора в умышленном искажении фактов и подрыве основ, на которых зиждется современная Америка. Серьезный труд ученого, насыщенный богатым материалом и ценными наблюдениями в заключение был назван несерьезным и уродливым (New York Times, 9/2/96).

Роберт Борк, профессор Йельского университета и Американского промышленного института, "Solicitor General" и "Acting Attorney General" США и судья в Федеральном апелляционном суде США. Он - автор нашумевшей книги "The Tempting of America: The Political Seduction of the Law".

При президенте Рейгане Борк был номинирован на пост Верховного судьи США, но под давлением либералов-демократов назначение не состоялось.

В книге своей Борк выступает против ложного толкования "левыми" идей равенства и свободы.

Классическое понятие равенства возможностей, пишет он, признано современными радикалами недостаточным, продиктованным буржуазной структурой общества. Это равенство, по мнению сторонников левого эгалитаризма, следует расширить до равенства в преуспеваемости, а следовательно и . в вознаграждении. Такая точка зрения, говорит Борк, приводит к неисчислимым бедам: исключается роль таланта, трудолюбия, способностей и знаний - в работе и учебе и, наконец - в культуре. В свою очередь Еврокультура признана радикалами авторитарной; на ее место выдвигается "multiculturalism", т.е. множественность равноценных культур.

В результате, во многих университетах национальные меньшинства изучают каждое свою мифическую и непременно "великую" культуру, не приобщаясь таким образом к общему потоку исторических достижений самой мощной современной Еврокультуры.

В школах и университетах, говорит дальше автор "Гоморры...", понижаются учебные требования, отменяются домашние работы, а кое-где какие бы то ни было экзамены; вместо них единственным критерием там становится участие в "классной" деятельности. В некоторых университетах, в разработке программы лекций и занятий, студенты выступают наравне с профессорами, которые, страшась конфликтов, во всем уступают радикалам. И так как все это не содействовало повышению квалификаций, была введена еще од на разновидность уравниловки - "Affirmative Action" - принятие на службу в университеты не по способностям и образованию, а по принадлежности к меньшинствам. Это внесло не только сумятицу на службе и в учебе, но и дискриминацию белых, часто более способных и квалифицированных. Меры эти принимались насильственным путем: государство, опираясь на решения суда, запросто отказывало в грантах учебным заведениям и корпорациям, которые не достаточно быстро отзывались на нелепые и несправедливые требования уравниловки.

Численность так называемых "дискриминируемых" меньшинств, говорит Борк, значительно возросла: тут и свои черные, и испанцы, и африканцы, и азиаты, гомосексуалисты обоих полов, питомцы "велфэра" (социального обеспечения), нелегальные иммигранты, феминистки. Америка, справедливо иронизирует Борк, стала "нацией жертв". Чтобы угодить им во всей их многосложности, правительство все больше отходит от былого демократического образца и, передавая дела в судебные инстанции, переходит на рельсы авторитарно-бюрократического государства.

Особо останавливается проф. Борк на растущем движении современного феминизма. Ни в каком другом "меньшинстве", говорит он, радикализм не поработал так усердно над созданием благоприятствующей ему почвы, но и нигде не обернулся таким абсурдом. В своих требованиях радикальные феминистки дошли до того, что настаивают на полном пересмотре всех исторических документов и понятий, с тем, чтобы исключить из них доминирующее мужское начало. Само понятие "Бог" должно быть заменено высшим существом среднего рода; Библию и Евангелие, таким образом, следует подвергнуть строгой ревизии, и. т. д и т. п.

Не только ложно-идеологические побуждения вызывают атаки радикалов на культурные и общественные институты, говорит автор "Гоморры...", но также и разрушительные ненавистнические эмоции - зависть и воля к власти.

Оправдание своим "прагматическим" мероприятиям, продолжает Борк, радикалы ищут в своей излюбленной, порочной "аксиоме": если повысить в меньшинствах уважение к самим себе, то это поможет им более сознательнее относиться к учебе и работе. Борк в корне расходится с таким утверждением: напротив, пишет он, сперва следует помочь им лучше и упорнее учиться и трудиться; тогда самосознание и признание придут сами собой.

На другом вопросе большой важности - понятии свободы - Борк останавливается неоднократно, поскольку оно, в процессе своей эволюции, прошло через множество толкований, как теоретических, так и эмпирических. Классическое Толкование свободы, говорит Борк, неизбежно включало ограничение свободы моральными и религиозными императивами, а также общественными и государственными интересами. Все это, вместе взятое, позволило сохранить то гармонически целое, которое мы привычно называем культурой или цивилизацией. Но уже в прошлом столетии стали обнаруживаться трещины в возведенном здании, пишет проф. Борк, стал спадать авторитет религии, пошатнулись устои гуманистической светской морали, питаемой той же религией, поставлена под вопрос справедливость существующего общественного строя и общественных институтов, переосмыслена роль и значение государства. Эти тенденции возникли и усиливались постепенно, то замедляясь, то задерживаясь противостоянием кругов консервативных, а в итоге приводили к росту революционных настроений в европейских и прочих странах.

В Америке, полагает Борк, уже в 50-е годы нашего века стали ощущаться элементы назревающих конфликтов - в вопросе о меньшинствах, в требованиях молодежных формаций - студентов, художников, писателей, и всех, кто так или иначе, считал себя обойденным судьбой, честных, но не мудрых идеалистов и интеллектуалов, и традиционно враждебных "старому укладу" либералов.

60-е годы, полагает Борк, открыли сдерживающие давление шлюзы. Способствовала тому Вьетнамская война. Многим она, естественно, пришлась "не по душе": одним - по принципиальным или изоляционистским соображениям, другим - из-за отсутствия патриотизма, третьим - из числа потенциальных новобранцев - из-за отсутствия мужества. Все это создало тот психологический и нравственный климат, в котором созревшее бунтарство легко усвоило подходящую апологетику для своих разрушительных усилий.

Хотя идейный накал движения стал спадать к началу 70-х годов, последствия его дали чувствовать себя и в дальнейшем. В университетах упрочились традиции, а соответственно и кадры радикализма, в области законодательства выявились нездоровые левацкие уклоны, а судебные инстанции пополнились элементами или открыто левыми, или неспособными дать действенный отпор радикальным вторжениям.

Как утверждает проф. Борк, Верховный федеральный суд насквозь пропитан теми же настроениями. Этому факту Борк придает огромное значение; теперь в судах, пишет он, радикальные либералы без особого труда добиваются того, чего не могли достичь посредством политических диверсий в Конгрессе. Поддержанные ультра-либеральными гражданскими организациями типа ACLU (American Civil Liberties Union - Американский союз гражданских свобод), они уже добились или продолжают добиваться в Верховном суде отмены в школах молитв (и даже символической минуты молчания) перед занятиями, внедрения в школах "образовательных" программ по сексологии, свободы проституции, узаконения однополых браков, свободы порнографии в печати и в телевидении. В то же время они требуют - через суды - отмены детекторов в аэропортах, а также ограничения прав работодателей при увольнении служащих.

Ссылаясь на 1-ю поправку к Конституции, продолжает Борк, либералы ратуют за право на поругание национального флага, за право"демократических бардов" - призывать к убийствам полицейских, к насилию над женщинами, за право на совершенно неприличное поведение "кумиров" на сцене и в телевидении. Либералы берут под свою защиту в судах кощунственные выпады передовых представителей искусств против религиозных святынь, вплоть до погружения в авторскую мочу Распятия, и. т. д и т. п.

Таким образом, резюмирует Борк, сама доктрина демократического правосудия, уходящая корнями в Палату народных представителей, подменяется разгулом авторитарного суда, руководимого современным либерализмом.

Подобное состояние дел, со гласно проф. Борку, приводит к полному релятивизму - все относительно! Все точки для упора безнадежно смещены; узурпированы патенты на истину. Реформаторство попало под контроль тех, кто сумел этого достичь под прикрытием псевдо-демократических лозунгов. Идея равенства превращена во внекачественную уравниловку, а идея свободы - в анархию.

Но если в каждом из этих явлений в отдельности существует какая-то, пусть и порочная закономерность, то простое совмещение их трудно себе представить. Это было учтено современным либерализмом и потому радикальному индивидуализму, как проявлению безграничной свободы, был ими отведен ограниченный участок, а именно - культуры! - говорит Борк. То, что вершилось на этом участке за последние десятилетия превосходит всякое воображение. Отрезанные от нравственных положений секуляризированной религии и элементарной общественной эстетики, да и вообще какой-либо эстетики, эти герои "вертикальной варварской инвазии" - как их именует автор "Гоморры..." - внесли в духовную жизнь Америки полный разгром. Повсюду, где они "вершат" - невежество, бескультурье, вульгарность и бездуховность, вызывающие, не стыдящиеся себя. Апофеоз - в самоутверждении, в безграничном самоуслаждении -прежде всего в сексе и наркотиках. Такой упрочившийся гедонизм лишает массы человеческого лица, какого-либо провидения в судьбы последующих поколений.

Откуда ждать помощи? - вопрошает Борк, религия, т.е церковь, как ее носитель, сама уже заражена бациллами т.н. прогрессизма. В хронику религиозной жизни все чаще вписываются страницы, свидетельствующие о смятении умов и упадке духовной и нравственной дисциплины. Даже в католицизме наблюдаются тревожные изменения, пересмотры, ведутся диспуты, проступает желание любым образом сохранить свою жизненность, - даже ценой существенных уступок агрессивному варварству.

Вообще же, продолжает Борк, религию стараются отодвинуть на задний план, не понимая, что на ее место неизбежно придет что-то другое, философски ничтожное и морально уродливое.

Философия, говорит Борк, может обсуждать мораль, но не создать ее. Поэтому все реформистские попытки светского гуманизма обречены и в итоге приводят к "конституционному нигилизму".

Как видим из всего изложенного, "Гоморра..." вмещает немало ценного материала - фактов, суждений и ссылок на видных ученых социологов, правоведов и философов, таких как Фр. Хайек, Дж. Ортега И Гас сет, Ал. де Токевиль и др. Это придает книге суммарно-объективный характер и кое-где помогает автору избежать аксиоматических излишеств, хотя и не исключает некоторых предубеждений в его исследовании.

Как мне кажется, в "Гоморре..." не хватает более широкого - в историческом и географическом планах - подхода к событиям. Интерес автора прикован, собственно, к нашей эпохе, а географически -за некоторыми исключениями - к Америке. Это тем более удивляет, поскольку именно в Америке расцвел так называемый "компаративный" (сравнительный) метод исследования: comparative literature/economics/arts/social sciences и многие другие. Метод этот содействует расширению и углублению поднятых вопросов, и прежде всего помогает изучить - в чем, собственно, новизна исследуемых явлений и не заключаются ли в них какие-то повторные аналогии. Так, вернувшись мысленно к "Диалогам" и "Республике" Платона, или другим историческим источникам, мы возможно, увидим, что в "Гоморре..." меньше нового, чем мы ожидали. Точно так же, переносясь мысленно из Америки в Россию 1860-х годов, или в СССР, или в гитлеровскую Германию, поймем, в чем сходства и различия отдельных общественных и культурных явлений там и здесь. Картина современной Америки представится тогда углубленнее, а книга Борка убедительней.

Трудно согласиться и с безоговорочным утверждением автора "Гоморры...", что это радикальный либерализм вызвал к жизни соответствующие массовые движения. Скорей наоборот - как это вскрывает в своей книге "Восстание масс" талантливый социолог исторической школы Ортега И. Гассет, которого Борк неоднократно цитирует, но не всегда верно толкует. Согласно испанскому писателю, выход на мировую сцену масс - явление исторического порядка, происшедшее из взаимодействия множества факторов, а не из торжества леваческих доктрин. Радикальные либералы скорее использовали готовые массовые движения, хотя в немалой мере придали им уверенности, вооружив "идеологией", и вывели на сцену как "борцов за свободу".

Когда смотришь в телевидении молодежные фестивали или "концерты", где на сцене подвизаются пугающие своей вульгарностью существа - смесь бездарности и неприкрытого одичания, когда послушаешь вопли безголосых "бардов" и барабанную какофонию "модернистов", невольно задумаешься: это ли они достойные борцы за свободу ? Но обернемся к аудитории: тысячи юношей и девушек, в экстазе простирающие руки к "дароносным" исполнителям на сцене, истошные вопли, слезы восторга, повальные обмороки девушек (возможно и заготовленные для рекламы)... Это ли борцы за свободу? Нет, скорей это "беглецы от свободы" -как верно охарактеризовал это племя Э. Фромм в своей замечательной книге "The Escape from Freedom" (Бегство от свободы).

Нельзя, конечно, требовать от автора "Гоморры..." объять необъятное, но нам, как русским, невольно обидно, что не использован в его работе ему несомненно знакомый труд Н. Бердяева - "Философия неравенства", где Бердяев значительно ярче сформировал мысль о том, что либерализм, в своей интерпретации доходит до открытого тоталитаризма. Не отмечен Н. Тимашев, профессор Сорбонны, Гарвардского и Фордамского университетов, автор "Introduction to the Sociology Law" (Введение в социологию права) и "Sociolological Theory: its Nature and Growth" (Теория социологии, ее природа и развитие). Книги Тимашева давно уже стали учебниками в лучших европейских и американских университетах. Также несправедливо обойден Питирим Сорокин, историк и социолог с мировым именем, президент "Международного конгресса по истории социологии", сотрудник и главный редактор 27-и-томного труда по мировой истории.

Нельзя не отметить, что все трое названных ученых, по своему авторитету, намного превосходят большинство из тех, на кого ссылается автор "Гоморры".

Но все эти, по-видимому вынужденные или случайные пробелы а кое-где изъяны, отнюдь не лишают книгу профессора Борка значительности. Нам не дано знать, какую роль она сыграет в конечном итоге, но если она не останется гласом вопиющего в пустыне, если автору будут "прощены" некоторые публицистические крайности и неоправданный, подчас, консерватизм, и если, наконец, в современном обществе не иссякнет окончательно инстинкт самосохранения, то "Гоморра..." несомненно будет принята на "вооружение" при спасительной перестройке современных демократий.

А русскому мыслящему читателю, ближайшему "смятенному" поколению России, книга буде ее переведут на русский, сможет послужить надежным проводником в потемках общественных и культурных исканий.

 

Библиография и примечания
[1] Петр Александрович Муравьев писатель и художник. Автор романа «Время и день». Есть на английском языке Peter A. Muraviev: The novel "Time and day" Website: http://www.terastream.comlbook/home.htm/

[2] Культурная революция по Борку (Е. Волоховой) (ЗЗ-02). Статья «Крах либерализма», из журнала «Русский дом», №5, взятая с «Православного информационного агентства» «Русская линия» web-сервер www.rusk.ru.

[3] Крайне-либеральная культурная революция (ЗЗ-12). Теперешняя Америка не та что была в 1950-ых годах. Она другая и во многом неузнаваемая. В настоящее время в ней и вообще на Западе, происходит крайне-либеральная культурная революция. Это стихийное движение началось в Америке и постепенно переходит в другие страны. Последнее время заражается восточная Европа, а также и Россия.

[4] Мартин Л. Гросс. Конец здравомыслия, Социальное и культурное сумасшествие в Америке.
Martin L. Gross. The End of Sanity, Social and Cultural Madness in America.
1997, Avon Books, Inc., New York, NY., 338 pages, soft cover.
     Знаменитый обозреватель и критик пишет об разрушающих последствиях «культурной революции».

[5] Конгрес Русских-Американцев (КРА). Сайт: http://www.russian-americans.org. Главная цель организации - борьба с русофобией. После 1991 г. оказывает помощь в России.

 


Информационный листок
«Записки о Западе. Выпуск 2.2 -
Современный либерализм и декадентство в Америке
(по Борку)»

эл. стр.: http://www.dorogadomoj.doc
z022bor.html,  (27авг01)  29авг01а
НАВЕРХ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ