Записки о Западе. Выпуск ЗЗ-13  [02авг03б] [с.6]
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ НА ЗАПАДЕ
по Дейл Карнеги

Во всем мне хочется дойти до самой сути.
Борис Л. Пастернак

Какая основная разница между русским и западным человеком в области общения? Это важно знать, чтобы не делать ошибок среди иностранцев и преуспевать в своем деле. Из за чего эта разница? Западный человек – гордый и этот грех, как каждый грех, ему мешает жить. Советуем читателю сперва прочесть, изучить и хорошо продумать приложение к этому листку с объяснением, что такое гордыня.

Содержание: (1) Что брать за мерку?; (2) Трудности в общении; (3) Что такое гордыня?; (4) Воспитание в гордыне; (5) Книга Дейл Карнеги; (6) Главное отличие – гордыня; (7) Эгоизм; (8) Нельзя спорить; (9) Нельзя говорить «Ты не прав»; (10) Нужно лгать ради дела; (11) Говори об ошибках людей косвенно; (12) Сохранить свое лицо; Заключение; Приложение – что такое гордыня.

1. Что брать за мерку? Как определить, какое поведение правильное, а какое нет? Кто прав, мы или они? «Психология нравственности», разработанная святыми Отцами, стоит на твердой основе христианских начал и ценностей (в СССР говорили общечеловеческих) и дает нам сильнейшие орудия для анализа человеческих отношений. Она определяет, что добро, а что зло, какое поведение правильно, а какое нет. Значит дает нам шкалу ценностей. Грех есть разрушающее поведение, а добродетель -- созидающее. Грех разрушает добрые отношения, приносит вред обществу и рано или поздно и самому грешнику. Добродетель -- наоборот, созидает в положительном смысле человека и общество. Этот закон открыл нам Господь Бог и он не только для человека, но и для животных. Добрые люди это прекрасно понимают. Нехорошие люди тоже знают, что такое добро, так как они стараются показать, что цель их поступков -- какая-то добродетель. Животное тоже прекрасно чувствует и понимает добро и грех и реагирует соответственно.

Священное писание считается общепринятым началом для жизни и человеческих отношений во всем мире. Оно не только переведено на все языки мира, но и каждый стих обозначен номером для того, чтобы было его легче найти. Таким образом, когда нужно доказать что-то, то всегда ссылаются на ту или иную строку из Священного писания. В нашем разборе поведения людей мы тоже будем исходить из «евангельских ценностей», которые, как мы уже сказали, признаны во всем цивилизованном мире.

2. Трудности в общении. Западный человек общается по другому, не как русский. Европеец все-таки ближе к русскому, а американец дальше. В основном, они общаются на более поверхностном уровне, серьезные темы не затрагивают, «по душам» не говорят и не умеют. Поэтому, когда у них жизненные проблемы, то им приходится ходить к психиатру. На темы политики и религии они не говорят. Говорят о работе, погоде, автомобилях, поправки и починки домов, автомобильном движении (traffic) и. т. п. Если вы будете говорить на более глубокие темы, или что-то анализировать, то они вас не поддержат. Потом с ними нельзя спорить, не соглашаться, прекословить, перебивать и. т. п., об этом будет сказано ниже. Нужно помнить, что здешние считают свое поведение «правильным» и отклонение от их норм -- неправильным и странным. Поэтому, если вы не будете себя вести, как они считают, «нормально», то будете для них смешным (funny) или странным (strange) и могут над вами подсмеиваться.

Есть много и других трудностей, связанных, скажем, с культурой, образованием, религией, материализмом, эгоизмом, расизмом, русофобией и т. п. Мы здесь описываем только моменты упомянутые Карнеги.

3. Что такое гордыня? В теперешнем постсоветском русском языке, слово гордыня имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок». В этой работе говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре Даля есть такое определение: «Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого труда. В Священном писании, в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова (Сир. 10:15) сказано: «Начало греха -- гордость». Значит начало многих грехов есть гордыня, а добродетелей -- смирение.

Для интересующихся более точным пониманием этого греха можно посмотреть в книгу «Краткая исповедь пред духовниками. Подробное описание грехов и пороков (ДД-47)».

Предки русских людей были воспитаны в православной вере, смирении и скромности. Гордыня считалась большим грехом и разрушительным поведением и началом всех других грехов. У гордого человека масса проблем и его поведение приносит другим людям и самому себе много вреда. Русских людей учили быть скромными и бороться с гордыней. На эту тему писали многие русские святые и другие церковные писатели. Поэтому русские люди и отличаются от других народов своей скромностью и отсутствием гордыни. Нужно сказать, что на Западе такой литературы нет и в помине.

4. Воспитание в гордыне. Западного человека воспитывают в гордыне. С самого детства его учат писать «я» с большой буквы (I), а «вы» с маленькой (you). Мы же всегда пишем «я» с маленькой, а «Вы» иногда с большой -- в знак уважения. Эти, казалось бы, маленькие и незначительные факты имеют на самом деле огромное значение.

Потом в школе его учат «думать», то есть высказывать свое мнение -- не важно, знает ли он о чем говорит или нет. Русского учат молчать и учиться и только когда чему-то научится, тогда и может высказывать свое мнение. Значит русского учат быть скромным, а американца быть самоуверенным. К сожалению это не работает, так как можно быть уверенным в себе только тогда, когда ты что-то знаешь. Если самоуверенность не основана на знаниях, то такой человек недалекий, самоуверенный-простофиля и часто бывает самодуром. Постоянная реклама, которая подчеркивает «мое удовольствие» (my pleasure), «я заслуживаю» (I deserve), развивает эгоизм, который тоже способствует гордыне.

5. Книга Дейл Карнеги. Хороший труд для изучения общения в Америке и вообще в западных странах - это книга Дейл Карнеги (Dale Carnegie): «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Книга особенно интересна тем, что молодой Карнеги начал делать записки о людях в своей молодости (1930-ых годах) и писал какое поведение «работает». Начал это он с нуля, без всяких теорий и просто выходя из практики и наблюдений. Поэтому его записки очень ценны, так как они показывают истинное лицо западного человека. Большая часть советов подходит ко всем людям и они проходят христианский критерий, но есть советы, которые неправильны, и в конце концов, заводят человека и общество в тупик. В книге есть 30 советов, из них 23 правильны, а 7 против христианского учения. Приблизительно 25% неправильны. Всех их называют методом Карнеги успешного общения на Западе.

Нужно сказать, что эта книга очень популярная на Западе -- ее тираж 15 миллионов! Кроме нее существует много всяких курсов по методу Карнеги. Она переведена на многие языки, включая и русский. В России многие ее не любят, считая, что она учит хитрить, но на Западе такого мнения нет. В России было бы хорошо ее распространять с соответствующим предисловием.

6. Главное отличие -- гордыня. Больше всего проскальзывает то, что западный человек болен гордыней -- его нельзя критиковать, с ним нельзя не соглашаться. Поэтому, в главе 1-ой, совете 1-ом Карнеги пишет: «Не критикуй, осуждай или жалуйся» (Don't criticize, condemn or complain (стр. 50 англ. издание). Если вы с чем-то не согласны, то нужно говорить не прямо, а намеками. К сожалению, русский человек, которого православная вера учила всегда действовать и говорить прямо и не хитрить, иногда эти намеки просто не понимает. У него не развита чувствительность к намекам. Об этом еще будет сказано ниже (смотри ниже, пункт 11).

Конечно, все это страшно затрудняет общение и работу в творческих группах, где ясно и понятно нужно обследовать разные варианты, исправление ошибок и т. п. Западному человеку почти невозможно отделаться от своих греховных и отрицательных привычек и качеств. Даже существует что-то вроде поговорки «человеческую природу невозможно изменить» (you cannot change human nature). Он вообразил себя, безгрешным и лучше других. Поэтому ему трудно исповедоваться по православному -- глубоко и подробно, потому, что он просто не сознает свои ошибки. У них и их супругов нет и не требуется такого глубокого понимания друг друга, как у русских. Христианское понимание любви у русских -- это когда супруги соединяются в одно целое: тело, разум и душа. Про них говорят: они живут «душа в душу». Такая возможность на Западе просто не понятна.

7. Эгоизм. В главе 2-ой, совете 3-ем Карнеги учит: «Запомни, что для человека его имя -- самый сладкий и важный звук на любом языке» (Remeber that a person's name is to that person the sweetest and the most important sound in any language (стр. 112 англ. издание). Исходя из практики и наблюдений, Карнеги, не совсем понимая, что он говорит, открывает нам великую истину о западном человеке -- он эгоист, ставит себя выше других и самовлюбленный глупец. Он это подметил и учит читателя этим пользоваться для своих личных целей, учит технике, а не искренности. Говорит, что нужно часто употреблять имя собеседника, ожидая, что это его поставит в доброе расположение.

Русскому человеку, не воспитанному в гордыне, такой совет не подходит и кажется смешным. Русского человека такое поведение собеседника сразу насторожит.

8. Нельзя спорить. В главе 3-ей, советe 1-ом Карнеги пишет: «Лучший результат споров это вообще их не иметь» (The only way to get the best of an argument is to avoid it (стр. 200 англ. издание). Западный человек воспитан в гордыне и большом мнении о себе и о своих убеждениях. Поэтому его убеждения нельзя тревожить, он только обидится. Они это называют «уважением» человека и его мнений.

Конечно, такой подход не дает человеку учиться на своих ошибках, расти, исправляться, совершенствоваться и т. п.

Интересно, что в английском языке даже слово «аргумент» (argument) имеет отрицательную окраску -- это больше «злостный спор» чем просто «спор», как по русски. Жена автора этих строк -- венгерка (это уже Запад) и всегда в ужасе, когда русские люди оживленно разговаривают и спорят. Ей все время кажется, что они сердятся и ругаются.

Русскому человеку, не воспитанному в гордыне, совет, что нельзя спорить, кажется не реальным, глупым и смешным. Он как раз любит обмен мнениями и поспорить -- в этом для него и есть вся суть общения. От этого он «растет» и чему-то учится и от несогласия его собеседника его «корона» не падает на землю. В этом смысле, русский человек более духовно и психически уравновешенный.

9. Нельзя говорить «Ты не прав». В главе 3-ей, 2-ом совете Карнеги учит: «Уважай мнение других людей. Никогда не говори «Ты не прав» (Show respect for the other person's opinion. Never say, "You are wrong" (стр. 200 англ. издание). Здесь опять Карнеги учит изворачиваться, обходить правду, что вы с вашим собеседником не согласны. Конечно, при такой постановке дела и не могут быть искренние, хорошие и глубокие отношения между людьми и это видно всюду -- большинство общений поверхностны.

Опять же, к русскому человеку этот совет совершенно не подходит. Он не придет в уныние, если вы ему скажете: «Ваня, ты совершенно не прав» и не обидится на вас. «Ваня» не страдает гордыней и «манией величия» и не думает, что он «примадонна».

10. Нужно лгать ради дела. В главе 3-ей, 7-ой совет гласит: «Пускай другой человек думает, что это его идея» (Let the other person feel that the idea is his or hers (стр. 200). Западный человек-гордый, а детища гордыни есть упрямство и нежелание слушать других. Поэтому, он будет действовать с большей охотой, если будет думать, что ваша идея или предложение на самом деле исходит от него. Поэтому, все нужно представить в таких тонах (то есть так его обдурить), чтобы он так и думал.

Этот совет тоже к русским людям не подходит. Они не «нервничают», когда их учат или советуют, и поэтому с ними не нужно «лавировать», а можно действовать прямо.

11. Говори об ошибках людей косвенно. В главе 4-ой, совете 2-ом Карнеги учит: «Говори об ошибках людей косвенно» (Call attention to people's mistakes indirectly (стр. 248 англ. издание). Значит нельзя прямо сказать, что человек сделал ошибку, а нужно все вокруг да около -- иначе он обидится. Иногда они ничего не скажут, но вас «накажут» и будут «не замечать», или не разговаривать с вами, или что-то в этом роде. Они вам дают знать, что вы сделали что-то не то. Поступать иначе считается некорректно.

Придерживаясь этого нереального принципа на службе, если они чем-то недовольны, то правду работнику не скажут (за редким исключением), просто выдумывают какую то причину и переводят в другую группу или увольняют со службы. Такое требование их культуры -- все скрывать и не договаривать, иногда приводит к тому, что они больше не могут выдержать, выходят из себя, перегибают палку и начинают грубить и ругаться самым неподобающим образом. Русский человек будет страшно удивлен такому обороту событий и подумает «что с ним, не понимаю, сошел с ума»?

За одно им надо воздать должное -- рекомендацию всегда дадут хорошую и притом постараются не лгать, то-есть в вашем поведении найдут что-то хорошее и об этом будут говорить и писать.

12. Сохранить свое лицо. В главе 4-ой, совете 3-ем Карнеги учит очень важному моменту на Западе: «Дай возможность другому человеку сохранить свое лицо» (Let the other person save face (стр. 248 в англ. издании). Если существуют какие-то затруднения и вы должны об этом сказать, то все это нужно сказать так, чтобы дать ему «сохранить свое лицо». Как будто это не его ошибка, а ошибка «системы» или других, или того кого здесь нет и т. п.

Конечно такое требование очень затрудняет работу, так как ничего нельзя особенно критиковать и все время нужно как-то выворачиваться.

Русский человек не так заботится о «сохранении своего лица», но это не значит, что его можно совершенно уничтожить критикой.

Заключение. Благодаря книге Карнеги мы смогли разобраться в загадке западного человека, сравнить его с русским и понять почему существуют затруднения в общении. Конечно, не все люди созданы на один лад, но ясно, что какие-то типы людей и отношения преобладают в одном народе, а другие в другом. Если взять христианское учение как идеал для человека и общества, то тогда мы увидим, что в основном, русский человек ближе к этому идеалу чем западный. Русских, с их «прямотой», они конечно высмеивают и считают слишком резкими (blunt), а иногда и просто скандалистами (troublemakers).

Надеемся, что русский читатель, поняв, как нужно общаться с западным человеком, будет действовать соответствующе. Но, с другой стороны, пока человек не разобрался в гордой психологии личности западных людей, лучше всего наблюдать, запоминать, учиться и молчать, молчать и молчать.


ПРИЛОЖЕНИЕ -- ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ
Из книги «Краткая исповедь пред духовниками.
Подробное описание грехов и пороков» (ДД-47)

Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других (Даль).

В Священном Писании, в Ветхом Завете, в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано: «Начало греха - гордость» (Сир. 10:15). Здесь Священное Писание нас учит, что начало всех грехов есть гордыня. Из этого следует, что добродетель противоположная гордыне, смирение, есть начало всех добродетелей.

В «Творении иже во святых отца нашего Ефрема Сирина», есть глава 3-я под названием «В низложении гордыни». Там прекрасно описана природа гордыни и ей противоположной добродетели смирения:

«Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученность. Ибо как начало и конец добраго - смиренномудрие, так начало и конец худаго - высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и многообразен; почему употребляет всякия усилия возобладать всеми, и каждому, каким кто ни идет путем, ставит на оном сеть. Мудраго уловляет мудростию, крепкаго крепостию, богатого богатством, благообразного красотою, красноречиваго краснословием, имеющаго хороший голос приятностию голоса, художника исскуством, оборотливаго оборотливостию. А подобным сему образом не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в воздержании, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжательности, многоученому в учености, благоговейному в благоговении, сведущему в знании (впрочем истинное ведение сопряжено с смиренномудрием). Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы. Почему, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она укоренится где, ни к чему негодными делает и человека и весь труд его), Господь к победе над нею дал нам средство смиренномудрие, сказав: «егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко раби неключими есмы». (Луки 17, 10). (Св. Тр. Сергиевой Лавры, 1907 г., Часть 1-я, стр. 29).

У Святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждение о гордости:

«Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается». (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 246).

«Знаки гордости (1) Славы, чести и похвалы всяким образом искать. (2) Дела выше сил своих начинать. (3) Во всякия дела самовольно мешаться. (4) Себе без стыда возвышать. (5) Других презирать. (6) Чести лишившися, негодовать, роптать и жаловаться. (7) Высшим быть непокорну. (8) Добрая себе, а не Богу приписывать. (9) Во всем показываться тщаться. (Словарь Даля: Тщиться - стараться). (10) Других дела пересуживать. (11) Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать. (12) В слове и поступке надменность некую показывать. (13) Исправления и увещания не любить, совета не принимать. (14) Не терпеть в уничижении быть, и прочая». (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34).

Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так:

«Кто заражен гордостию, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны». (Париж, 1984, стр. 10).

«Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из за самых неважных причин». (Москва, 1894 г., Том 1-й, стр. 25).

«Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным». (Москва, 1894 г., Том 2-й, стр. 251).

Итак начало греха есть гордость. Гордость, как грех, никогда не бывает одна. Она порождает целую вереницу, с нею связанных, других грехов. Гордый человек ищет похвалу, себя возвышает, других презирает, высшим не покоряется, совет не принимает, обижается, не может простить, помнит зло, не хочет уступить, не может признаться в ошибке, хочет быть лучше других, своевольничает и т. п. Таким образом, гордость есть не только грех, но и начало и источник всякого другого греха и зла. Очень часто не глупый, интеллигентный и образованный человек из за гордыни превращается в глупца.

Святые отцы насчитывают восемь страстей, от которых рождаются все другие грехи и страсти, именно: чревоугодие (30), блуд, сребролюбие (35), гнев (7), печаль, уныние (15), тщеславие (32) и гордость (4).

Чтобы не грешить гордостью нужно знать и помнить свои грехи и слабости, это смирит нас. Гордиться может действительно тот который себя мало знает. Потом нужно помнить, что все, что у нас есть, все это от Господа Бога и без Него у нас не было бы ничего. Кроме того нужно помнить, что мы на земле временно и все наши достижения здесь -- знания, слава, богатство -- у Господа Бога не имеют никакой цены.

Чтобы не грешить гордостью, нужно избегать почестей и стараться никогда не быть на первом месте. Нужно меньше говорить, избегать споров, вести себя скромно и ничего не делать напоказ, стараться не быть центром внимания и не настаивать на своем.

 

Литература на наших эл. стр.
Что такое гордыня (ДД-45)
Краткая исповедь пред духовниками. Подробное описание грехов и пороков (ДД-47)

Гордыня на Западе. Порок Запада -- гордыня (ЗЗ-14)
Истоки западной гордыни (ЗЗ-14.2)
Гордыня и русофобия у западных христиан [Арх. Никон (1912 г.)] (ДД-16.4р)

Талант общения -- Карнеги или Дорофей (по Дронову) (ЗЗ-20)
Допустимы ли суждения о нации в целом (Солженицын)(ЗЗ-14.3р)

 

Библиография
Карнеги, Дейл. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.
1996 г. ООО «СЛК», Минск. 636 стр., тверд. переплет.
Carnegie, Dale: How to Win Friends and influence People.
1936, 1981. Pocket Books, a division of Simon and Schuster Inc., New York, NY. 276 pages, paperback.
Книга есть в русском переводе, к сожалению без правильного предисловия и конечно она портит неопытного русского человека. Автор этой страницы видел два разных перевода и они к сожалению в некоторых местах не совсем соответствуют английскому оригиналу.
(В русском издании книги находятся еще и «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» и «Как перестать беспокоиться и начать жить» того же автора).
Прекрасное руководство для общения с западными людьми. Написано «что срабатывает». Западный человек болен гордыней, его нельзя критиковать, а нужно намекать, нельзя прекословить и нужно дать возможность «сохранить свое лицо» - это считается «корректным» поведением. Такое поведение совершенно противоположно русскому поведению, которое основывается на искренних и прямых отношениях исходящих из православного мировоззрения.

 


Информационный листок ««Записки о Западе. Выпуск ЗЗ-13 --
Особенности общения на Западе по Дейл Карнеги»
Храм всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ), г.Бурлингейм, штат Калифорния
Church of all Russian Saints (ANM), 744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. стр.: http://www.dorogadomoj.com/
z13oso.html,  (I-й вып.:18июн00),  02авг03б,  (ред.:В.С.Трусов)
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ   НАВЕРХ