Записки о Западе. Выпуск 20  [01авг00д]

ТАЛАНТ ОБЩЕНИЯ ДЕЙЛ КАРНЕГИ ИЛИ АВВА ДОРОФЕЙ
Протоиерей Михаил Дронов

«Новая Книга» - «Ковчег», Москва 1998 г.
http://www.wco.ru/biblio/books/dronov1/

     В России появилась интересная работа отца протоиерея Михаила Дронова насчет известной книги Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей»2). Отец Михаил сравнивает ее с поучениями знаменитого аввы Дорофея 3) - то есть с неиспоганненым христианским учением. Внизу приводятся некоторые выдержки из этой интересной книги. Читатель который хочет получить всю книгу может ее скачать с узла Интернета по адресу данному наверху, в заглавии.

     Приветствуем работу протоиерея Дронова. Слава Богу появились в России люди которые начинают разбираться в поведении людей и общества и применять к ним христианскую мерку.
     В информационных листках «Записки о Западе. Выпуск 13 - Особенности общения на Западе (по Карнеги)»4) и «Выпуск 14 - Гордыня на Западе»5) уже разбиралось произведение Дейл Карнеги. Поэтому, предлагается читателю сперва прочесть эти две работы и после этого приступить к чтению нашего листка.
     Сразу скажем, главное что отец Дронов упустил - он же не живет на Западе - это что Карнеги предлагает не какую то свою методику, а его книга является результатом наблюдения того что «работает» на Западе. Таким образом книга Карнеги дает косвенно, мыслящему православному человеку ответ на основную болезнь Запада, а это что он болен гордыней. Это приговор всей западной культуре и почему она заходит в тупик.

     Сперва приведем слова архимандрита Платона (Игумнова), профессора Московской Духовной Академии из отдела «К читателю»:

К читателю
«В чем же автор книги видит принципиальное различие между моделью поведения человека по Д. Карнеги и идеалом поведения человека, живущего верой во Христа и находящегося в обладании благодати Святого Духа? В облике идеального человека у аввы Дорофея нет никакой неестественности, никакой фальши, никакой рисовки, никакой игры, никакой корыстной заинтересованности, никакой манерности. В облике духовно совершенного человека мы видим идеальную соотнесенность всех внутренних переживаний и устремлений личности в их чистом смысловом оформлении. Ничего подобного мы не найдем в человеке Д. Карнеги. У него нет подлинного сочувствия и любви к человеку. Это скорее преуспевающий конформист, всегда умеющий приспособиться к обстоятельствам личностного общения. Желательно произвести блестящий эффект на окружающих - цель общения по Д. Карнеги. Для него внешнее впечатление, эффект, внешний блеск есть та разменная золотая монета, на которую покупается обаяние, успех, уважение в западном мире. Тоже, что действительно должно соответствовать этому внешнему блеску, для него является второстепенным и даже вообще недоступным».
     «Священное Божественное начало в человеке для него отсутствует, а «священное, - как говорил современник Карнеги русский религиозный мыслитель И. А. Ильин,6,7) есть главное в жизни, и без него человеческая жизнь становится унижением и пошлостью». Поэтому вся рекламируемая этикетная культура есть эфемерный покров, накинутый на безобразную наготу духовной непреображенности культуры человеческого общения, которая поэтому перестает быть подлинной культурой».

     Внизу приводятся выдержки из отдельных глав книги отца Дронова.

Глава 1 - Введение «Если учитывать, что вторая половина XX века - период тотальной американизации земного шара (на рубеже XXI века спешно американизируются нации, которые до этого в течение семидесяти лет были «советизированы»), то можно сказать, Карнеги - один из идеологов нынешней цивилизации вообще. Который раз за всю российскую историю теперь вновь распахнуто окно на Запад. Но теперь уже очевидно: мир слишком мал, чтобы такая значительная его часть, как Россия, осталась вне господства современной европейско-американской цивилизации. Что сегодня представляет собой господствующая цивилизация? Ясно одно, если она еще считает себя христианской, то только по привычке. Сегодня православному христианину как никогда важно осознанно стоять на подлинных евангельских и святоотеческих нравственных позициях.Требуется различать тонкие подмены христианских ценностей ложно-гуманистическими, которые столь обильно распространяются всеми средствами массовой информации. Попробуем разобраться в некоторых из них».

Глава 2 - Истоки отчуждения людей. Тогда и теперь
«Еще страшнее противоположная крайность - заведомый отказ от подлинного межличностного контакта и подмена его формальными поверхностными отношениями. Вместо глубокого искреннего общения - заученный ритуал вежливости, и то - в лучшем случае. Человек всем своим видом и поведением как бы предупреждает другого: «Ты мне интересен лишь как объект, выполняющий свои социальные функции. Меня не интересует, чем ты живешь на самом деле! И ты тоже не переступай порога моего внутреннего мира». Как следствие - глубочайшее одиночество и отчужденность современного человека, что в развитых «постиндустриальных» странах особенно подает повод для серьезной озабоченности врачам-психиатрам». Внутренняя установка на уклонение от личностного контакта, по сути дела, приводит к тому же результату, что и всякая ложь, разрушающая прежде всего подлинные взаимоотношения людей. Более того, перестав видеть в окружающих людях их личностную глубину, человек просто теряет чувство реальности: он уже не понимает, почему ложь хуже правды. Ведь это когда люди общаются с глубокой душевной открытостью, правдивость сближает их, а любая попытка покривить душой отдаляет друг от друга. Когда же их общение поверхностно-формально, то правдивость обесценивается, а ложь, напротив, перестает страшить потерей взаимной близости - нельзя потерять то, чего нет...»

Глава 9 - Какие мотивы поведения людей выделяют психологи
«Вопрос о том, какими мотивами люди руководствуются в своих поступках, особо интересен для Карнеги, поскольку он учит ими пользоваться. В книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» он перечисляет следующие восемь «основных» желаний: «Почти каждый нормальный взрослый человек хочет: 1) здоровья и сохранения жизни; 2) пищи; 3) сна; 4) денег и вещей, которые можно приобрести за деньги; 5) жизни в загробном мире; 6) сексуального удовлетворения; 7) благополучия своих детей; 8) сознания собственной значительности». «Зигмунд Фрейд, основатель одного из самых модных направлений психологии XX века психоанализа - сократил число мотивов, лежащих в основе всех наших поступков, до двух: сексуальное влечение и желание стать великим. А цитируемый Дейлом Карнеги американец Джон Дьюи, один из основателей философии прагматизма, вообще считает самым глубоким стремлением, присущим человеческой природе, «желание быть значительным». «Запомните это выражение: «желание быть значительным», с нескрываемым торжеством указывает Карнеги. - Это существенно. Вы много прочтете об этом в данной книге».

Глава 10 - Самая безотказная «педаль»
«Итак, Карнеги нашел страсть, воздействуя на которую можно безотказно добиваться искомого им результата. «Почти все желания удовлетворяются, - замечает он, - все, кроме одного. Одно желание, почти столь же сильное и властное, как желание пищи и сна, редко осуществляется. Это то, что Фрейд называет «желанием быть великим», а Дьюи - «желанием стать значительным». Обычно Карнеги все свои утверждения иллюстрирует примерами из жизни бизнесменов и президентов. Чтобы подчеркнуть силу этого желания он обращается к аргументу, хотя неожиданному, но очень точно соответствующему учению о страстях христианской аскетики, о чем он едва ли подозревал сам. Карнеги показывает, к чему может привести страсть «быть великим», если человек не сможет смириться с ее неосуществимостью. Он говорит о душевнобольных:»

Глава 11 - Во лжи обвиняется современная цивилизация. Человек или манипулятор?
«Карнеги без всякого смущения учил Америку оказывать влияние на людей в качестве рычагов и педалей управления использовать их страсти и прежде всего гордость и тщеславие».
     «За оценкой позиции Карнеги мы обратимся к другому американцу, психологу Эверетту Шострому. Шостром дал весьма недвусмысленное название своей книге: «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор».
     «Под манипулятором обычно подразумевают либо механизм для перемещения изделий или предметов, работающий, как правило, в экстремальных условиях, где человек не может находиться, например, в зоне повышенной радиации, либо фокусника в цирке. Манипуляция изначально - это движение рук (от латинского слова manipulus - горсть). Шостром критикует Карнеги за то, что разработанный им шаблон поведения превращает человека в механизм, запрограммированный на определенные функции. «Манипулятор, - иронично замечает Шостром, - видит жизнь, как крысиные бега». Этим Шостром хочет сказать, что вместо того, чтобы жить собственной жизнью, манипулятор все время «делает ставки» в выдуманной им игре и пытается управлять ее исходом».
     «Эверетт Шостром выносит прямо-таки беспощадный приговор современной культуре человеческих отношений, коренящейся в западно-европейской и американской цивилизации: «Современный человек - это манипулятор, кем бы он ни был - продавцом автомобилей уговаривающим нас совершить покупку, отцом ли пятнадцатилетнего сына, уверенным в том, что он, и только он, знает, какую карьеру следует делать сыну; подростком ли, обрабатывающим взрослых ради 200-долларовых часов, или мужем, скрывающим свою зарплату от жены... Манипуляторов - легион. В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет всяческие фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага».
     «Как мы видим, словом «манипулятор» Шостром называет всякого, кто пытается исподволь управлять другими, добивается от них чего-то, что ему нужно, да так, чтобы они были уверены, что делают это исключительно по собственному желанию. Во всех четырех примерах, приведенных Шостромом, общим признаком является личная корыстная цель, которую преследует человек- «манипулятор». Он хочет получить для себя какую-то выгоду, какое-то благо. Это делает человека «манипулятором».

Глава 13 - Рыночные отношения делают человека вещью
«В условиях рынка взаимоотношения людей неизбежно теряют личностный характер и каждый человек из индивидуальности становится безликим «потребителем», поскольку любая функция в тотальной экономике в конечном итоге сводится к оплате труда и приобретению за деньги всего необходимого для жизни. Эверетт Шостром остро осознает эту трагедию человечества. «Главная задача рынка, - прямо говорит он, - добиться от людей того, чтобы они были вещами! И - небезуспешно. В условиях рынка человек уже не столько человек, сколько потребитель. Для торговца он - покупатель. Для портного - костюм. Для коммивояжера - банковский счет».
     «Но может быть не все так мрачно? Ведь надо еще разобраться. «Законы бизнеса и личной жизни различны, и может быть то, что плохо в отношениях между близкими людьми, хорошо для бизнесменов?» - пытается не упустить последнюю надежду Шостром. И приходит к неутешительному выводу: «Мы знаем, что манипуляции опасны и разрушительны для межличностных отношений. Вспомним, что манипулятор относится к людям как к вещам, но и сам при этом становится вещью». И уже как врач он свидетельствует: «Многие примеры для этой книги мне подарили бизнесмены, которые искали у меня помощи при решении проблем их личной жизни. Это не случайно большая часть бизнесменов, крайне благополучных в делах, оказывались столь же неблагополучными в личной жизни. Будучи ловкими дельцами, они оказывались беззащитными перед проблемами семейными или в общении с друзьями».
     «Как же все-таки в условиях рыночной психологии разрешать противоречие между бизнесом, манипулирующим личностью, и стремлением подлинно личностных отношений, которое заложено Богом в нашу природу? Шостром сознается, что, являясь директором института, он и сам - бизнесмен, и, по сути дела, уклоняется от ответа: «С одной стороны, американский образ жизни и ныне действующая мораль предлагают нам быть настойчивыми и агрессивными и убирать конкурентов со своего пути. С другой стороны, деятели церкви внушают нам смирение, любовь к ближнему, которая куда важнее и человечнее конкуренции. Современный манипулятор глубоко чувствует это противоречие».
     «Христианин служит одному Богу, поэтому идет наперекор системе, требующей от него включиться в тотальную цепь манипуляций людьми. Кем бы он ни был, чем бы ни занимался, к каждому человеку он относится как к бесконечно любимому Богом, настолько, что за него Сын Божий предал Себя на смерть. Поэтому, если он бизнесмен и оказался перед дилеммой, перед которой рано или поздно должен был оказаться: поступить ли как обычная «капиталистическая акула» или себе в убыток остаться человеком - он не будет раздумывать. Он служит Богу, а не маммоне».

Глава 14 - Игра на струнках тщеславия. Стремление «понравиться людям» и основы нынешней цивилизации
     «Собственное открытие главной страсти в человеке, «безотказной педали», которая всегда срабатывает, Дейл Карнеги подает своим читателям очень эффектно: «Существует один важнейший закон человеческого поведения. Подчиняясь этому закону, мы почти никогда не попадаем в беду. Фактически этот закон при условии его соблюдения приносит нам бесчисленных друзей и неизменное счастье. Но стоит нам нарушить его, и мы тут же навлечем на себя бесконечные беды. Закон этот таков: всегда внушайте своему собеседнику сознание его значительности».

Глава 21 - «Ложь словом» и «ложь жизнью» по авве Дорофею
     «Любое общество ценит (если не принимать во внимание материальные блага) честность, порядочность, справедливость, законопослушание - словом, все те добродетели, которые гарантируют спокойную жизнь и процветание каждому члену этого общества. Поэтому противоположные им пороки всегда выгоднее не показывать, а спрятать».
     «Правда, в наше время в результате катастрофического падения нравов в массовом сознании многие грехи, например, против целомудрия, воспринимаются теперь почти что невинностью или чуть ли даже не особым видом добродетели, и порочные циники и вовсе не считают нужным их скрывать. Эта ложь еще губительнее, поскольку в атмосфере перемешанных нравственных ориентиров люди тщеславятся пороками и стесняются добродетелей. Едва ли авва Дорофей в свое время представлял себе, что мир может быть настолько перевернутым. Всеобщий обман массового сознания куда страшнее «частного» обмана порочным человеком людей, непосредственно его окружающих, поскольку порок уже не просто прикрывается добродетелью, но дерзко объявляет себя ею».
     «Но и эта ложь современного массового сознания является лишь дальнейшим углублением «лжи жизнью», показанной святым отцом VII века. В его времена было хорошо известно, что нередко встречаются попытки ложное надуманное учение поставить на место живого, переживаемого на опыте, знания Бога и объявить лжеучение самой истиной. Тот же самый прием и теперь - объявить порок или даже преступление, как, например, аборты, необходимостью, полезной для всех. Схема осталась прежней вместо добра подсунуть зло. Поэтому авва Дорофей и делает заключение, что ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам диавол не может никого обольстить (иначе), как только под видом добродетели. Если сам диавол преобразуется в ангела светла, - ссылается он на апостола Павла, - то неудивительно, что и слуги его преобразуются в служителей правды (2 Кор. 11:14-15)».
     «Суть современной гедонистической цивилизации в том и состоит, чтобы если не прямо отвергнуть Христа, то хотя бы затушевать «уж слишком острую дилемму»: никто не может служить двум господам... не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24). Для этой цели годятся все средства. Самое эффективное - воспитать в людях отношение к лжи как к чуть ли не высшей добродетели, именно таков конечный результат «карнегизации всей страны». Вот тогда человек, стремясь к успеху в бизнесе, к исполнению своих эгоистических пожеланий, относясь к людям как к вещам, получит к тому же еще одно «удовольствие» - уверенность, что он служит не маммоне, а Богу. Поэтому так важно нам сегодня сделавшуюся уже привычной «цивилизованной» этику подвергать прямой и жесткой проверке с евангельских и церковных позиций».

Глава 22 - Ложь и «полуправда». Выбор пути - не лгать
     «Итак, рекомендации, как строить свои взаимоотношения с людьми, которые дает Дейл Карнеги, основаны на эгоистических позициях собственной пользы».
     «Совершенно очевидно, что эгоизм и индивидуализм - общая позиция Карнеги и Шострома. В чем же различается их отношение к людям? Карнеги, избегая конфликтов, пусть из эгоистических соображений, соблюдает интересы и другой стороны. Этого никак нельзя сказать о Шостроме - ради сохранения своего спокойствия, то есть ради собственной пользы, он готов идти на конфликты. Если Карнеги чувствует себя спокойно лишь, когда он со всеми вокруг в «прекрасных» отношениях, то для спокойствия Шострома этого совсем не нужно, окружающие ему и вовсе безразличны, для его внутреннего мира они потеряли даже ту значимость, какую имели у Карнеги».

Глава 24 - Почему и лесть, и цинизм одинаково лживы
     «Если Карнеги обучал искусству «завоевывания друзей», то Шостром поставил под большое сомнение правоту этого его тезиса. Действительно, для чего, собственно, нужны эти так называемые «друзья»? Как это ни парадоксально, но более последовательным и убедительным в этом оказывается не Карнеги, противоречащий себе, а Шостром. Оба они стоят на глубоко индивидуалистических и утилитарных позициях. Отличие Карнеги от Шострома здесь только в том, что первый прикрывает свои эгоистичные цели христианским отношением к ближним, а последний уже не считает нужным это делать».
     «Итак, однозначно ясны причины, побуждающие, по мнению Карнеги, «завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Ведь мотивом к любому, в том числе доброму, поступку он считает получение чего-то взамен, хотя бы удовлетворения от собственной праведности. Те, кого он называет «друзьями», на самом деле ему интересны ни сами по себе как личности, а всего лишь как внешние условия достижения заранее определенной цели. Если эти «условия» содействуют осуществлению задачи, актуальной для него на данный момент, они - «друзья», если нет - он их просто не замечает, они для него растворяются в окружающем мире прочих вещей. Другое дело, что среди целей, важных сию минуту для Карнеги, могут быть не только относящиеся к сфере материального, но также, например, получить удовлетворение от собственного умения ладить с людьми».
     «Как мы видим, Дейл Карнеги выступает идеологом нравственного сознания, которое слишком далеко ушло от Евангелия. Христианский идеал отношения к ближним выражен заповедью Христа: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:12-13). Следует сразу отметить, что циничное нежелание «все время врать» - позиция, в данном случае представляемая Шостромом, не менее лжива, чем «завоевывание друзей» лестью, она еще дальше от христианства. Такая установка на отказ от всякой сдержанности ради сохранения своих нервов на полную распущенность становится все более популярной начиная со второй половины XX века Шостром здесь более последователен в своей откровенно антихристианской этике, он искренне не понимает, почему Карнеги так заботит приобретение друзей, ведь строить свои отношения на меркантильной основе можно с кем угодно, вовсе не обязательно для этого обзаводиться друзьями».
     «Хотя Карнеги уверен в необходимости социальной добродетели, побуждения к ней он видит только в желании что-то получить, пусть даже удовлетворение от собственной праведности. Если человек знает только радость получать, он глубоко эгоистичен и никого по-настоящему не любит, потому что любовь - это радость давать, радость пожертвовать себя любимому. Такого «завоевателя друзей» Шостром честно назвал манипулятором, то есть кукловодом, приводящим в движение марионеток с помощью невидимых зрителю нитей. Сам он уже «освободился» от предрассудка о необходимости иметь друзей, который мешал Карнеги назвать все своими именами. Ведь Шостром стал известен в начале 60-х годов, когда Карнеги (1888-1955 гг.) уже не было в живых. Тогда уже саму идею единения людей - центральную идею Церкви в Евангелии - можно было не стесняясь объявить пройденным пережитком христианского максимализма... Поэтому если Дейлу Карнеги «друзья» требовались для того, чтобы продвинуть свой бизнес, да к тому же в душевно комфортных условиях, то Шостром просто не понимает, для чего они нужны: он может прекрасно себя чувствовать и без благодушной атмосферы, которую старался сохранить Карнеги».
     «Как уже было сказано, и Карнеги, и Шостром, оба, по сути, стоят на одних и тех же позициях индивидуализма и его системы ценностей. К индивидуалистическому мироощущению западноевропейская цивилизация двигалась начиная с раннего средневековья, вслед за последовательной утратой древнего христианского евхаристического мировосприятия на Западе».
     «Один из этапов широкого распространения индивидуализма связан с романтизмом XVIII века. Известный английский историк философии Бертран Рассел пишет:
     «Бунт индивидуалистических инстинктов против социальных уз является ключом к пониманию философии политики и чувств - не только того, что обычно называется движением романтизма, но и его последователей до наших дней... Что касается чувства, то должен был существовать неприятный компромисс между стремлением к изоляции и необходимостью удовлетворения страсти и экономических потребностей. ...Отшельник не пользуется удобствами цивилизованной жизни, и человек, который хочет писать книги или создавать произведения искусства, должен принять помощь других, для того, чтобы поддержать свое существование в то время, когда работает. Для того чтобы продолжать чувствовать себя в одиночестве, он должен быть в состоянии предотвратить тех, кто служит ему, от покушения на его Я, что лучше всего достигается, если они являются рабами».
     «Сегодня идеологи западной цивилизации не перестают рекламировать ее ценности - демократию и индивидуализм, то есть приоритет личности над социумом. Но не надо забывать то, что показал Рассел: естественная цель индивидуализма - ощущать себя единственно тем, кто является личностью, а всех остальных видеть средством, доставляющим для меня комфорт, то есть своими рабами».

Глава 35 - Бог и вера в жизни современного человека. Где прибежище от жестокости мира
     «Современная психология столкнулась с самой пугающей проблемой века - превращением человека в робота. Вместе с потерей интереса к другому как к личности, как к цели, а не средству, человек теряет свою «человечность», превращается в машину, производящую товары и их потребляющую. Это, однако, для него не проходит даром. И вот уже одним из самых дефицитных товаров становится здоровье. Стрессы, депрессии, психические и нервные расстройства, алкоголизм, наркомания выводят из строя до того исправно вращавшиеся «живые винтики» глобальной экономической машины». «Спрос рождает предложения, и вот в гигантском механизме бизнеса заработал новый блок: психологи и психиатры ищут, как же все-таки оздоровить больное общество. Поиски приводят их к тому, от чего современная «бесконечно светская» цивилизация ушла, - к религии. «Научная объективность» констатирует, что религиозная натура несравнимо богаче и здоровее рядового потребителя современной бездуховной цивилизации. Задача, которую ставит перед послушными психологами «заказчик», в следующем: как, не меняя основ жизни, то есть не отказываясь от абсолютизированной ценности удовольствия и потребления, воспользоваться терапевтическими возможностями религии. Христианство, в котором образ жизни не отделим от покаяния, смирения, «блаженства плача», таит неограниченные потенции исцеления и катарсиса души - и психологи это хорошо понимают».

     19 июля/1 августа 2000 г.
     Преподобнаго Серафима, Саровскаго чудотворца

Библиография
1. Протоиерей Михаил Дронов. Талант общения Дейл Карнеги или Авва Дорофей 1998 г., «Новая Книга» - «Ковчег», Москва
Узел Интернета: http://www.wco.ru/biblio/books/dronov1/
Содержание: (0) К читателю, (1) Введение, (2) Истоки отчуждения людей. Тогда и теперь, (3) «Ложь мыслью» по авве Дорофею, (4) Подозрительность причина самообмана или самообман подозрительности? (5) Как найти свое лицо? Чьей жизнью живет подозрительный человек? (6) Искать себя, (7) Преграды и помощь на пути к себе, (8) Зачем люди лгут. «Ложь словом» по авве Дорофею и как к ней относится Дейл Карнеги, (9) Какие мотивы поведения людей выделяют психологи, (10) Самая безотказная «педаль», (11) Во лжи обвиняется современная цивилизация.Человек или манипулятор? (12) Как становятся манипуляторами, (13) Рыночные отношения делают человека вещью, (14) Игра на струнках тщеславия. Стремление «понравиться людям» и основы нынешней цивилизации, (15) Вести беседу или контролировать разговор? (16) Искренняя лесть или льстивая искренность? (17) «Новый образ жизни», (18) Когда лукавство - принцип жизни. «Манипуляторы» в каждом из нас, (19) Неискренность в близких отношениях, (20) Возможно ли в этом мире совсем избежать лжи, (21) «Ложь словом» и «ложь жизнью» по авве Дорофею, (22) Ложь и «полуправда». Выбор пути - не лгать, (23) Насколько позитивна роль конфликтов? (24) Почему и лесть, и цинизм одинаково лживы, (25) Как развиваются конфликты. «Конфликтология» аввы Дорофея, (26) «Смущение» и «раздражение», (27) Во что перерастает раздражение? (28) В чем состоит «злопамятность»? (29) Преодоление конфликтов. Замолчать и смириться, (30) Простить и примириться, (31) «Пролить кровь свою...», (32) «Педагогика» аввы Дорофея. Смущение «дымится и бросает искры...», (33) Кто подкладывает дрова в огонь, (34) Что приходит на смену «пламени», (35) Бог и вера в жизни современного человека. Где прибежище от жестокости мира, (36) Смирение, или «Снятие усилия»? (37) На службе обществу - неверующий священник? (38) Религия без Бога современной западной цивилизации, (39) Путь, Истина и Жизнь... В чем же все-таки смысл жизни, (40) Быть «здесь и сейчас», (41) Время и Вечность, (42) Список литературы.

2. Карнеги, Дейл. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.
1996 г. ООО «СЛК», Минск.
636 стр., тверд. переплет, ISBN 985-6165-16-4.
Carnegie, Dale. How to Win Friends and influence People.
1936, 1981. Pocket Books, a division of Simon and Schuster Inc., New York, NY.
276 pages, paperback, ISBN 0-671-72365-0, $7.50.
     Книга есть в русском переводе.
     (В русском издании книги находятся еще и «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» и «Как перестать беспокоиться и начать жить» того же автора). Прекрасное руководство для общения с западными людьми. Написано «что работает». Западный человек болен гордыней, его нельзя критиковать, а нужно намекать, нельзя прекословить и нужно дать возможность «сохранить свое лицо» - это считается «корректным» поведением. Такое поведение совершенно противоположно русскому поведению, которое основывается на искренних и прямых отношениях исходящих из православного мировоззрения.

3. Преподобнаго отца нашего Аввы Дорофея душеполезныя поучения.
Восьмое издание Козельской введенской Оптиний пустыни.
1900 г., Свято-Трицкая Лавра. 268+32 стр., мягк. переплет.
Перепечатано Св. Троицким Монастырем в Jordanville, NY и в РФ.
     Св. преподобный Дорофей жил в конце VI-го и начале VII-го века. Один из самых любимых духовных авторов русских читателей.

4. Особенности общения на Западе (по Карнеги).
Информационный листок «Записки о Западе. Выпуск 13»
     Основная разница между русским и западным человеком в области общения. Это важно знать чтобы не делать ошибки среди иностранцев и преуспевать в своем деле. Из за чего эта разница? Западный человек гордый и этот грех - как каждый грех - ему мешает жить.

5. Гордыня на Западе.
Информационный листок «Записки о Западе. Выпуск 14»
     Гордыня на Западе и ее разрушительное действие. Русские люди воспитывались в скромности, а Запад в гордыне. Последствие гордыни на Западе. Приложение - Что такое гордыня. Библиография.

6. Профессор И. А. Ильин о Западе.
Информационный листок «Записки о Западе. Выпуск 18»
Профессор Иван Александрович Ильин (1883-1954 гг.) знаменитый русский мыслитель, философ, писатель, лектор, глубоко православный и русский, высланный в Берлин в 1922 г. и ставший эмигрантом, посвятил большую часть своей жизни проповеди духовного обновления, возрождения России и защите русского имени. Иван Александрович олицетворял лучшую часть белой эмиграции, ту часть которая в исключительно тяжелых условиях, продолжала работать на дело духовного возрождения России и на русский народ.

7. И. А. Ильин. Собрание сочинений в десяти томах.
1993 г., Издательство «Русская книга», 123557, Москва, Б. Тишинский пер., 38.
011- 7 (095) 205-34-24 (факс), 205-34-12 (отдел реализации), 205-37-16 (киоск, розничная продажа),
Международная книга, Москва, Владимир Иванович Королев, 011- 7 (095) 230-34-73, 230-2117 (факс «для Королева»),
koroljov@hp9000.mkniga.msk.su
Victor Kamkin Bookstore, Наташа Никитина, (301) 881-5973, http://www.kamkin.com/
Полное собрание сочинений. Издано 14 книг и один альбом, все в тверд. переплете.
     Есть переводы с немецкого языка, впервые на русском .

8. Краткая исповедь пред духовниками. Подробное описание грехов и пороков.
Книга «Дорога домой. Выпуск 47».


Информационный листок «Записки о Западе. Выпуск 20 -
Талант общения Дейл Карнеги или авва Дорофей»
эл. стр.: http://www.dorogadomoj.com/
z20kar.html,  (01авг00),  01авг00д
НАВЕРХ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ